Научная статья на тему 'ОБРАЗ БУДУЩЕГО В РОССИЙСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ: ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ'

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В РОССИЙСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ: ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический дискурс / предвыборный дискурс / образ будущего / лексические средства / синтаксические средства / категория персональности / political discourse / election discourse / image of the future / lexical means / syntactic means / category of personality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.Ю. Суханов

В статье рассмотрены языковые и стилистические средства создания образа будущего в предвыборных программах трёх основных российских партий, «Единой России», КПРФ и ЛДПР, на выборах 10 сентября 2023 г. Выявлено, что в программах оппозиционных партий для создания образа будущего гораздо активнее применяются средства, нацеленные на эмоциональное воздействие на избирателей: стилистически сниженная лексика, метафоры, восклицательные и эллиптические предложения, многокомпонентные ряды однородных членов, а также канцелярит советского времени в программе КПРФ. В избирательной программе партии «Единая Россия» стилистические и языковые нормы официально-делового стиля соблюдаются более строго. Здесь отдаётся предпочтение средствам, нацеленным на логическое воздействие: стилистически нейтральной и официальной лексике, инфинитивным предложениям и др. Делается вывод, что образ будущего, созданный «Единой Россией», способен вызвать у избирателей большее доверие; в документе удалось подчеркнуть способность партии реализовать задуманное, её единство с народом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE FUTURE IN THE RUSSIAN PRE-ELECTION DISCOURSE: LANGUAGE MEANS OF REPRESENTATION

The article examines the linguistic and stylistic means of creating an image of the future in the election programs of the three main Russian parties, United Russia, the Communist Party of the Russian Federation and the Liberal Democratic Party, in the elections of September 10, 2023. It has been revealed that in the programs of opposing parties, to create an image of the future, means are much more actively used, aimed at the emotional impact on voters: colloquial vocabulary, metaphors, exclamatory and elliptical sentences, multi-component rows of homogeneous members, as well as Soviet-era clerical words in the Communist Party of the Russian Federation program. In the election program of the United Russia party, the stylistic and linguistic norms of official business style are observed more strictly. Here, preference is given to means aimed at logical impact: stylistically neutral and official vocabulary, infinitive sentences, etc. It is concluded that the image of the future created by United Russia can inspire greater confidence among voters. The document managed to emphasize the party’s ability to realize its plans and its unity with the people.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ БУДУЩЕГО В РОССИЙСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ: ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ»

УДК 811.161.1

doi: 10.52470/2619046X_2023_4_97

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В РОССИЙСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ: ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Ю.Ю. Суханов

Аннотация. В статье рассмотрены языковые и стилистические средства создания образа будущего в предвыборных программах трёх основных российских партий, «Единой России», КПРФ и ЛДПР, на выборах 10 сентября 2023 г. Выявлено, что в программах оппозиционных партий для создания образа будущего гораздо активнее применяются средства, нацеленные на эмоциональное воздействие на избирателей: стилистически сниженная лексика, метафоры, восклицательные и эллиптические предложения, многокомпонентные ряды однородных членов, а также канцелярит советского времени в программе КПРФ. В избирательной программе партии «Единая Россия» стилистические и языковые нормы официально-делового стиля соблюдаются более строго. Здесь отдаётся предпочтение средствам, нацеленным на логическое воздействие: стилистически нейтральной и официальной лексике, инфинитивным предложениям и др. Делается вывод, что образ будущего, созданный «Единой Россией», способен вызвать у избирателей большее доверие; в документе удалось подчеркнуть способность партии реализовать задуманное, её единство с народом.

Ключевые слова: политический дискурс, предвыборный дискурс, образ будущего, лексические средства, синтаксические средства, категория персональности.

IMAGE OF THE FUTURE IN THE RUSSIAN PRE-ELECTION DISCOURSE: LANGUAGE MEANS OF REPRESENTATION

Y.Y. Sukhanov

Abstract. The article examines the linguistic and stylistic means of creating an image of the future in the election programs of the three main Russian parties, United Russia, the Communist Party of the Russian Federation and the Liberal Democratic Party, in the elections of September 10, 2023. It has been revealed that in the programs of opposing parties, to create an image of the future, means are much more actively used, aimed at the emotional impact on voters: colloquial vocabulary, metaphors, exclamatory and elliptical sentences, multi-component rows of homogeneous members, as well as Soviet-era clerical words in the Communist Party of the Russian Federation program. In the election program of the United Russia party, the stylistic and linguistic norms of official business style are observed more strictly. Here, preference is given to means aimed at logical impact: stylistically neutral and official vocabulary, infinitive sentences, etc. It is concluded that the image of the future created by United Russia can inspire greater confidence among voters. The document managed to emphasize the party's ability to realize its plans and its unity with the people.

Keywords: political discourse, election discourse, image of the future, lexical means, syntactic means, category of personality.

Участие в выборах, проходящих на самых разных уровнях, от муниципального до федерального, стали реальностью жизни современного гражданина России. Готовясь осуществить выбор, россияне опираются на многие факторы, в том числе на предвыборные выступления и предвыборные программы кандидатов. В российском языковом и политическом пространстве сформировался и продолжает действовать предвыборный дискурс - особая разновидность политического дискурса, направленная на оказание политическими деятелями воздействия на избирателя в период избирательной кампании. Данный дискурс имеет особый статус

в рамках политического дискурса, поскольку «именно в период предвыборной кампании ярче всего проявляются лексико-семантические изменения в политическом языке и возрастает значимость выбора и употребления адекватных цели языковых средств» [9, с. 4]. Предвыборный дискурс - структурно сложное явление; он «включает в себя речевую деятельность, имеющую место в процессе политической коммуникации, а также её продукты - совокупность текстов» [7, с. 5]. Предметом нашего анализа стали такие тексты.

Исследователи стремятся выявить способы воздействия на адресата в предвыборном дискурсе, отмечая среди них оценочные метафоры [2], средства создания комического [8], разнообразные средства грамматической репрезентации оппозиции «свой - чужой» [1] и т.п. Обращается внимание и на такой приём, как создание в предвыборном документе образа будущего, который должен оказывать воздействие на избирателей, направляя их к выбору того или иного кандидата. В.С. Комаровский и Р.В. Савенков останавливаются на предлагаемых политиками содержательных составляющих образа будущего и выявляют отсутствие в предвыборных программах российских политиков «представления нового оригинального проекта ближайшего будущего» [3, с. 21]. О.Н. Кондратьева и А.В. Жегло концентрируют внимание на создаваемом политиками образе «светлого будущего» и обнаруживают преимущественное использование «стратегии прогнозирования, ориентированной на создание позитивного образа региона» [4, с. 55]. Конкретные языковые и выразительные средства реализации образа будущего в предвыборных документах затрагиваются лишь эпизодически.

Цель данного исследования - рассмотреть образ будущего, который формируют кандидаты в своих предвыборных программах, выявить его особенности и языковые средства его репрезентации. Материалом для исследования стали тексты предвыборных программ кампании 2023 г. (выборы депутатов разного уровня состоялись 10 сентября). Были отобраны предвыборные программы трёх наиболее популярных в России партий и их представителей: «Единая Россия» - «Народная программа Единой России» (https://er.ru/party/program), КПРФ - «За социалистическую Москву! Программа Московского городского отделения КПРФ на выборах Мэра Москвы в 2023 г.» (https://msk.kprf.ru/2023/07/11/240473/), ЛДПР - «Программа ЛДПР на выборах 10 сентября 2023 года» (https://kostroma.ldpr.ru/event/301964). (Далее цитаты из данных документов поясняются с помощью сокращений, соответственно, ЕР, КПРФ, ЛДПР).

Именно образ будущего является основным содержательным элементом предвыборных программ кандидатов (партий и персоналий), которым важно показать, как они планируют построить свою деятельность в случае избрания. С целью создания образа будущего в программах перечисляются теоретические положения и конкретные практические шаги, которые партия и её представители собираются предпринять, если избиратели окажут им доверие. Во всех проанализированных избирательных программах едины сферы, на основе описания которых создаётся образ будущего: экономика, образование, медицина, экология, улучшение условий жизни людей, работа с молодёжью, социальная сфера, культура, транспорт и т.п. Все политические субъекты стремятся показать, что они будут хорошо, компетентно, активно развивать каждую из этих сфер в своей будущей государственной деятельности. При этом ими используются определённые языковые средства, с помощью которых формируется образ будущего и происходит убеждение адресатов. От успешного выбора языковых средств во многом зависит эффективность предвыборной агитации.

Лексические средства создания образа будущего в предвыборных программах используются в современном политическом дискурсе достаточно редко и преимущественно в программах оппозиционных партий. В качестве примера приведём метафору: «Местом создания новых производств станут реанимированные промзоны столицы» (КПРФ). То же самое можно сказать о введении в текст стилистически сниженной лексики, которая по определению не должна быть характерной для предвыборного дискурса, функционирующего в рамках

официально-делового стиля. Создаётся нарушающее стилистический канон стилистическое смешение средств официально-делового и разговорного стилей: «Ограничение количества посредников, накручивающих цены при каждой перепродаже товаров и продуктов» (КПРФ), «Это вернёт из-за границы огромные деньги - до 8 годовых бюджетов», «...не ждать от государства жалких подачек» (ЛДПР).

Очевидно, авторы предвыборных текстов, содержащих программы оппозиционных партий, испытывают потребность в повышении выразительности высказываний, с тем чтобы привлечь внимание к создаваемому именно ими образу будущего. Именно с такой целью, а также для установления языковой связи с политическими текстами советского периода в предвыборной программе КПРФ применяется канцелярит советского времени: «Снова гордо зазвучит имя человека труда, рабочего на производстве, всех наёмных работников материальной и нематериальной сферы» «Капиталистические акулы никогда не наедятся, если мы их не остановим» (КПРФ). Такие языковые средства представляют собой стёртые метафоры; к ним нередко прибегают политические ораторы оппозиционного толка [5, с. 152], и выразительность данной лексики вызывает большое сомнение. С помощью советского канцелярита в тексте предпринимается попытка оживить образ политической партии, каким он был в прошлом; в результате этот образ выглядит как устаревший, несовременный.

Стилистически сниженную лексику, канцелярит можно охарактеризовать как проявления языковой небрежности, пренебрежения языковыми нормами. Ещё одним видом подобных нарушений является тавтология: «Открытие для отечественных производителей, производящих продукцию социальной направленности, возможности аренды площадей по сниженным ставкам» (КПРФ). Наиболее полно литературные нормы русского языка соблюдаются в программе «Единой России». Здесь, в соответствии со стилистическими требованиями предвыборного дискурса, используется преимущественно официально-деловая или стилистически нейтральная лексика, а также языковые средства, нацеленные не на эмоциональное, а на логическое воздействие на избирателей.

Основные языковые средства, с помощью которых в агитационных предвыборных документах создаётся образ будущего, - синтаксические, формируемые на уровне предложения.

Значимым синтаксическим средством являются ряды однородных членов, использование которых в предложении служит градации, оказывает эмоционально-экспрессивное воздействие на адресата благодаря множеству смыслов, объединяемых посредством таких рядов. Выявлено, что к длинным и, значит, претендующим на прагматическую эффективность рядам прибегают оппозиционные политические партии. Например: «Законом определим в качестве приоритетных такие отрасли индустрии, как производство средств производства (группа А), медицинской техники, тонкие химические технологии, оборонная промышленность, электроника, автомобилестроение и новый экологичный транспорт, производство лекарств, биотехнологии, робототехника, станкостроение, инструментальная» (КПРФ). Отметим, что в приведённом примере использование однородных членов нельзя назвать грамматически безупречным: в одном ряду употреблены словоформы, стоящие в разных падежах, осталось без определяемого слова прилагательное инструментальная и т.п. В программе «Единой России» длинные ряды однородных членов практически не встречаются, здесь в предложения вводятся 2-4 объекта, на которые направлено внимание политиков: «Разработать программу помощи в трудоустройстве людям с ограниченными возможностями здоровья, решив вопросы создания для них рабочих мест, организации обучения и повышения квалификации» (ЕР), и предлагаемые такими конструкциями шаги выглядят более конструктивными, точными, продуманными.

Инфинитивные предложения в избирательной программе «Единой России» являются основным средством представления избирателям конкретных шагов, которые планирует

предпринять партия в различных сферах жизни общества: «Обеспечить гарантированный контроль за соблюдением прав работников предпенсионного возраста» (ЕР). Таким образом подчёркивается уверенность политического субъекта в том, что обещанное будет обязательно выполнено (уверенность должна передаться адресатам), а всей программе обеспечивается логичность и стилистическое единство. В избирательных программах других партий к инфинитивным предложениям прибегают только эпизодически: «Восстановить обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения, особенно молодёжи, выпускников вузов» (КПРФ), «Включить в число таких мер отмену НДС и налога на прибыль и развитие доступного промышленного кредита» (ЛДПР).

Эллипсис как средство эмоционального лозунгового изложения видения будущего наиболее активно используется в программе ЛДПР: «Людям - деньги, бизнесу - свободу!», «Пенсионерам и инвалидам - помощь и защиту!» (ЛДПР). Эпизодически такие предложения встречаются и в документах других партий, причём в программе «Единой России» - без восклицательного знака: «Особое внимание - сельской медицине» (ЕР). Лозунговость оказывается присущей в первую очередь оппозиционным предвыборным программам; она противостоит ровному, убедительному тону программы «Единой России».

Ярким средством придания тексту эмоциональности выступают восклицательные предложения. К ним активно прибегают, излагая свой взгляд на будущее, оппозиционные политики: «Мэрия должна отстаивать интересы москвичей, а не застройщиков (строительной олигархии)!», «Социальная справедливость должна вернуться в Москву!» (КПРФ), «Не врать и не бояться! С этим историческим, проверенным лозунгом ЛДПР вступает в суровый сезон выборов 2023 года» (ЛДПР). В избирательной программе «Единой России» восклицательные предложения встречаются только один раз - в заключительной фразе: «Мы сделаем всё для благополучия наших граждан, для процветания нашей любимой Родины! Мы вместе - за Россию!» (ЕР), причём даже эти предложения, по сути, являются не лозунгом, а выводом. В документе данной партии делается акцент не на эмоциональность, а на логику, содержание.

Политиками активно и разнообразно используются средства категории персональности, с помощью которой «говорящий передаёт информацию о себе, своё понимание собеседника и своё представление о других лицах, так или иначе задействованных в общении» [6, с. 15]. Во всех рассмотренных программах кандидаты выбирают в качестве основного средства выражения персональности личное местоимение мы (и соответствующее ему притяжательное наш), но при этом используют его по-разному, с различной эффективностью.

Для кандидатов «Единой России» важно создать в восприятии избирателей образ «своей», близкой партии, сформировать чувство единения, для чего и применяются местоимения мы, наш: «Нам предстоит радикально решить проблему вредных выбросов в атмосферу, проблему чистой воды, отходов и свалок», «Наша задача - существенно повысить достаток российских семей, доходы наших граждан» (ЕР). Создаётся впечатление искренней заботы политиков об избирателях, с которыми они считают себя одним целым. Личное местоимение мы может служить, напротив, отдалению от избирателей и созданию образа сильного коллектива, который стоит за партией и способен самостоятельно обеспечить прекрасное будущее, выполнение обещаний. Это обнаруживается в избирательных программах оппозиционных партий: «Поэтому мы предоставим малому бизнесу налоговые льготы», «Мы намерены решить эту проблему» (КПРФ), «Мы выступаем за повышение зарплат в системе здравоохранения и предлагаем пути решения проблемы нехватки медицинских кадров» (ЛДПР). При этом ощущение единения отсутствует, даже если содержательно высказывание побуждает к нему: «Мы призываем всех, кто готов действовать, объединиться перед общим врагом, оставив политические распри» (ЛДПР). Очевидно, такие отличия в использовании

местоимения мы связаны с тем, что «Едина Россия», будучи партией власти, уже ощущает большую поддержку со стороны избирателей, чувствует моральное право вербально обозначать единение с ними.

Итак, в современном предвыборном дискурсе с целью воздействия на выбор избирателей кандидатами формируется образ будущего, для чего приводится перечень планируемых нововведений, мер, шагов в сферах образования, медицины, экономики, внешней политики и т.п. Языковые средства формирования образа будущего являются очень значимыми, поскольку с их помощью политические партии (деятели) имеют возможность организовать более эффективное воздействие на избирателей, побудить их воспринимать именно изображённый ими образ будущего как реальный, а значит, проголосовать за эту партию. Для «Единой России» характерно внимание к средствам языка, обеспечивающим логическое воздействие на избирателей (официально-деловая лексика, инфинитивные предложения, короткие ряды однородных членов и др.), а для оппозиционных политических партий - к единицам и конструкциям лозунгового типа, ориентированным на эмоциональное воздействие, апелляцию к чувствам избирателей (метафоры, лексика разговорной стилистической окраски, канцелярит советского времени (КПРФ), восклицательные предложения, многокомпонентные ряды однородных членов, эллипсис и др.). Интересно оперирование средствами категории пер-сональности: в предвыборной программе «Единой России» с их помощью удаётся создать атмосферу единения с народом. В целом предвыборная программа правящей партии более стилистически выверена, нейтральна, в ней отсутствует языковая небрежность, более строго соблюдаются литературные нормы. «Единой России» удаётся выстроить рациональный образ будущего, воплощение которого представляется более реальным. Стремление оппозиционных политиков выйти за рамки официально-делового стиля указывает на их эмоциональную вовлеченность в процесс предвыборной агитации, мешающую выстраивать образ будущего конструктивно, логично и убедительно.

Исследование избирательного дискурса имеет большие перспективы, поскольку развитие демократического государства во многом определяется ходом выборной деятельности, активностью избирателей в её ходе и совершаемым ими выбором. Необходимо сконцентрировать внимание на различных образах, создаваемых в предвыборном дискурсе (образах противника, власти, государства, избирателя и др.) и выявить языковые и стилистические средства их репрезентации.

Библиографический список

1. Гридина Т.А., Коновалова Н.И., Красноперова Е.С. Грамматика воздействия: коммуникативные стратегии моделирования образа «свой-чужой» в сфере предвыборного политического дискурса // Политическая лингвистика. 2021. № 6 (90).

2. Каменева В.А., Иванова Е.А. Оценочные метафоры предвыборного дискурса (лингвоперсоноло-гический подход) // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 6 (428).

3. Комаровский В.С., Савенков Р.В. Политическая повестка и образ будущего в предвыборных документах политических партий на выборах депутатов Государственной думы 2021 г. // Южнороссийский журнал социальных наук. 2021. Т. 22. № 2.

4. Кондратьева О.Н., Жегло А.В. Тактика создания «светлого будущего» региона в предвыборном дискурсе Кемеровской области // Политическая лингвистика. 2019. № 2 (74).

5. Крылова М.Н. Способы использования современными политическими ораторами ресурсов русского языка (В.В. Путин, Г.А. Зюганов, С.М. Миронов) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 1.

6. Крылова М.Н. Сравнительные конструкции как средства выражения категории персональности // Русистика без границ. 2020. Т. 4. № 2.

7. Левшина Н.Г. Косвенные речевые тактики в предвыборном дискурсе: На материале выборов Главы Администрации Псковской области: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.

8. ХалинаЕ.Е., МироноваД.М. Виды и формы комического в политическом дискурсе (на материале предвыборной речи кандидатов в президенты России) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11. № 4.

9. Яппарова В.Н. Функционирование наименований лица в современном предвыборном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2010.

Ю.Ю. Суханов

кандидат филологических наук

преподаватель кафедры 32 (английского языка (основного)

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ, г. Москва

E-mail: ngeru@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.