Научная статья на тему 'ОБРАЗ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)'

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ПОДГОТОВКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соломеина Лилия Алексеевна

В статье на материале проведенного автором социологического опроса в форме дистанционного стандартизированного анкетирования рассматриваютсяпрофессиональныеценностные ориентации студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. В ходе исследования делается вывод о преобладании ряда консервативных ценностей и ориентации студентов на стабильность, доход и семейные ценности при планировании будущего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соломеина Лилия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AT UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF THE ST. PETERSBURG BRANCH OF THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY)

In this article, on the basis of a sociological survey conducted by the author in the form of remote standardized questioning, professional value orientations of students of the St. Petersburg of the Russian Customs Academy. The study concludes that a number of conservative values prevail and students focus on stability, income and family values when planning for the future

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)»

УДК 316.752

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В КОНТЕКСТЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ)

Соломеина Лилия Алексеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, канд. ист. наук, e-mail: solomeina1@yandex.ru

В статье на материале проведенного автором социологического опроса в форме дистанционного стандартизированного анкетирования рассматриваются профессиональные ценностные ориентации студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. В ходе исследования делается вывод о преобладании ряда консервативных ценностей и ориентации студентов на стабильность, доход и семейные ценности при планировании будущего

Ключевые слова: обучение в вузе; профессиональная подготовка студентов; общечеловеческие-ценности; воспитание патриотизма; подготовка к государственной службе

THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS AT UNIVERSITIES

(ON THE EXAMPLE OF THE ST. PETERSBURG BRANCH OF THE RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY)

Solomeina Liliya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines, Candidate of Historical Sciences, Docent, e-mail: solo-meina1@yandex.ru

In this article, on the basis of a sociological survey conducted by the author in the form of remote standardized questioning, professional value orientations of students of the St. Petersburg of the Russian Customs Academy. The study concludes that a number of conservative values prevail and students focus on stability, income and family values when planning for the future

Keywords: university education; professional training of students; human values; education of patriotism; preparation for public service

Для цитирования: Соломеина Л.А. Образ будущего в контексте профессиональных ценностных ориентаций обучающихся в вузах (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии)// Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 101-106.

Образ будущего можно рассмотреть как систему представлений о себе, о своем статусе, месте и сфере деятельности, достижениях и т.д., которые возможно будут реализованы в будущем. Образ будущего выступает своеобразным жизненным горизонтом, определяющим направленность личностных усилий. Это некая идеальная модель, выстроенная с учетом настоящего опыта личности. Очевидно, что в основании представлений о будущем лежит настоящее, его объективная и субъективная оценка. Данная оценка, в свою очередь, опирается на ценностные ориентации, рассмотрение которых не перестает быть актуальным, начиная с Баденской школы и создания «понимающей социологии» Макса Вебера. Как писал Генрих Риккерт: «Во всяком случае, если мы хотим истолковать смысл жизни, мы должны знать ценности, лежащие в ее основе. Так, понятия жизни и ценности неразрывно связаны не только в проблеме теоретической истины о жизни, но вообще во всех проблемах жизни...» [1, с. 439].

Ценности - это то, что является значимым и нужным отдельному человеку или обществу. Они предстают в качестве ориентира, цели (терминальные ценности), обеспечивают интеграцию общества, позволяя человеку осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях (инструментальные ценности). Система ценностей составляет внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.Она в тоже время имеет определяющее влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов, будучи не только внешней системой, но и образуя инте-риоризованный мотивационный комплекс. Таким образом, каждая ценность имеет двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе [2, с. 628-630].

Вычленение и анализ ценностных ориентаций и формирующегося на их основе образа будущего

современной молодежи представляется задачей одновременно и очень сложной, и актуальной. Об этом свидетельствует большое количество исследований, направленных на изучение ценностных ориентаций современной российской молодежи и ее специфического сегмента - студенчества [3, 4, 5, 6, 7].

Для чего нужны такие исследования? Очевидно, что молодежь - это та социально-демографическая группа, которая будет определять развитие всех сфер общественной жизни в ближайшие десятилетия. И от того, что представляется молодежи важным, будет зависеть выбор тех или иных стратегий поведения. Не случайно государством принято множество программных документов, затрагивающих вопросы молодежной политики, в том числе Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [9, 10, 11, 13, 14]. Все они признают важность целенаправленного влияния на структуру базовых ценностных ориентаций современной молодежи, а для этого необходим тщательный их мониторинг и анализ сегодняшнего состояния [3].

В структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи значимое место занимают ценности профессионального самоопределения. В данной статье будут рассмотрены результаты проведенного среди студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии опроса (в форме онлайн-анкетирования), направленного на выяснение целей и мотивов будущей профессиональной деятельности. В структуре опроса можно выделить три вида вопросов - открытые (с вариантом кратких ответов), закрытые (с возможностью дать развернутый ответ) и смешанные (с вариантами ответов и возможностью своего ответа), что позволяет получить весь возможный спектр ответов на сложные, дискуссионные вопросы.

Спецификой является ведомственный характер учебного заведения. Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии создан в 1994 г. для обеспечения квалифицированными кадрами обновленной таможенной службы, после кардинального изменения всей политической системы Российской Федерации. Насколько осознанно делают свой выбор молодые люди, выбирающие это высшее учебное заведение среди десятков вузов Санкт-Петербурга и сотен вузов страны? Предполагают ли они работать в таможенных органах и почему? Какое отношение у молодых людей к государственной службе? Эти и другие вопросы были предложены студентам Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии [8].

В опросе приняли участие студенты таможенного, юридического и экономического факультетов с первого по четвертый курсы - 211 человек, из них 28 % - юноши и 72 % - девушки.Возраст опрошенных в основном от 18 до 25 лет, из них 73,5 % - от 18 до 20 лет и 26,5 % от 21 года до 25 лет.

Среди опрошенных 14,7 % имеют уже средне-специальное образование.

На вопрос о причинах поступления в Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии можно выделить следующие варианты ответов:

1. Интерес к государственной и таможенной службе, желание работать в таможенных органах (42 %).

2. Убеждение в высоком качестве образования (например, по отзывам выпускников) (около 24 %).

3. Низкая стоимость обучения (17 %).

4. Престижность вуза (12 %).

5. Поступление на бюджет (3 %).

6. Случайный выбор или по настоянию родителей (1 %).

7. Другое («рядом с домом», «не знаю», «хотел переехать в Санкт-Петербург») (1 %)

Это позволяет предположить, что подавляющая часть молодых людей сознательно выбрали обучение в таможенном вузе. При этом связать свою деятельность с государственной службой однозначно готовы 31,3 % опрошенных, считают возможным - 27,5 %, 17,5 % - не собираются в дальнейшем работать в таможенных органах и 23,7 %- не знают. Интересно обратить внимание на довольно высокий процент тех, кто не опреде-лилсяс выбором. Вероятно, это связано с тем, что среди опрошенных 37,9 % составляют студенты первого курса, 42,7 % -второго, 15,6 % - третьего, четвертого - 3,8 %. Очевидно, что студенты младших курсов, особенно непрошедшие учебную практику в органах таможенной службы, зачастую очень слабо представляют специфику своей будущей профессиональной деятельности. На вопрос о причинах своего выбора можно выделить следующие типы ответов.

Среди тех, кто готов посвятить себя государственной службе преобладают три варианта ответов:

1. Ради стабильности (30,7 %).

2. Патриотизм, желание приносить пользу людям, обществу, стране (29,3 %).

3. Оба родителя работают на государственной службе, мне нравится их уровень жизни, я тоже так хочу (18,4 %).

4. Работа по специальности (18,4 %).

5. Среди тех, кто не планирует трудоустройство в государственных учреждениях:

6. Не хочу, другие интересы (48,3 %)

7. Нежелание работать в системе власти, множество ограничений (29 %).

8. Низкая зарплата (12,9 %).

9. Желание работать «на себя» (9,8 %).

Те, кто еще не определился, связывают это, прежде всего, с возрастом и отсутствием опыта, а также с тем, что просто еще не думали об этом.

С целью уточнения мотивации к выбору государственной службы был задан вопрос: «Для чего идут на государственную службу?» (рис. 1).

Ответами послужили: ради стабильности -65,4 % ответов; ради доходов, льгот - 60,2 % ответов; ради карьеры - 57,8 % ответов; ради служения Родине - 53,1 % ответов; чтобы куда-то пристроиться -19 % ответов; ради самовыражения - 16,1 % ответов. Таким образом, мы видим сочетание прагматических и идеалистически-патриотических ценностей.

Доля уникальных ответов - по 0,5 % на каждый (по одному ответу). Из них выделим два: «разочаровавшиеся в жизни» и «там можно брать взятки, нарушать закон и ничего за это не будет». Интересен тот факт, что данный вопрос был обязательным, с государственной службой большинство студентов связали положительные ценности, даже те, кто еще не определился или вообще не собирается связать свою профессиональную деятельность с государственной службой.

Далее, на вопрос о том, собираются ли респонденты по окончании Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академииработать в таможенных органах, были получены следующие результаты (рис. 2).

Уместно рассмотреть насколько ценностно соотносимы для студентов понятия государственная служба и патриотизм. На вопрос о том, считаете ли Вы себя патриотом своей страны, 81 % респондентов ответили утвердительно и 19 % отрицательно, что

в целом близко к данным, полученным в ходе социологического опроса обучающихся МГУ им. М.В. Ло-моносовав 2015 г., где 85,5 % положительно оценили патриотизм и 5,3 % - негативно [3]. Таким образом, отказ от государственной и таможенной службы в будущем для многих не означает отсутствие патриотизма, и наоборот, есть те, кто, не считая себя патриотом, планируют государственную службу ради стабильности (2 респондента), «желания помогать людям» (1 респондент), «желания пойти по стопам семьи» (1 респондент), «интересна данная сфера деятельности» (1 респондент) или считает возможной по разным причинам (4 респондента). Однако большая часть тех, кто не считает себя патриотом и не планирует связать свою деятельность с государственной и таможенной службой (14 респондентов) или еще не определились (2 респондента). Таким образом, можно констатировать, некая корреляция между патриотизмом и государственной службой есть, но она не носит однозначно жесткого характера.

Определяя свое понимание патриотизма, большинство респондентов ответили - «любовь к Родине и готовность защищать свою страну». Среди развернутых ответов можно выделить следующие: «безусловная любовь к своей Отчизне, гордость за её успехи, удачи и победы, принятие всех неудач и проигрышей»; «желание развиваться вместе

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос: «Для чего идут на государственную службу?»

(составлено автором [8])

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Собираетесь Вы по окончании Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии работать в таможенных органах»? (составлено автором [8])

со своей страной. Быть готовым защитить родной дом, край и народ»;«чувство любви и преданности к Отечеству»; «отражение национальных интересов на общественном и на ином высоком уровне»; «уважение истории и культуры родины»; «умение видеть и анализировать как плюсы, так и минусы своей страны, для дальнейшего её развития»;«лю-бовь не только родины, но и принятие государства, самой власти»; «душой и телом, мысленно и физически совершать поступки на благо своего Отечества! Помогать своей стране, верой и правдой отстаивать идеалы своего Отечества и показывать всему миру, что страна, в которой ты живешь, является частью тебя!» [8].

Отвечая на вопрос о возможном выезде за границу на постоянное место жительства, 56,6 % однозначно ответили «нет», 29,3 %— однозначно «да», остальные сомневаются. Те, кто думает об отъезде, обосновывает это следующим образом: низкий уровень жизни в России/высокий за границей (72 %); желание чего-то нового (24 %); возможности карьерного роста (3 %). Как видим, есть определенная доля тех, кто, считая себя патриотом, рассматривают возможность переехать на постоянное место жительства в другую страну. Здесь интересно сравнить данные с материалами Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) за 2018 г., где «точно остался бы в России» ответил 31 %опрошен-ных, «точно уехал бы» - 5 %, «скорее остался бы» -33 %, «скорее уехал бы» - 19 % [8].

Ранее среди причин выбора государственной службы в качестве возможного сценария профессиональной деятельности, большая доля ответов связана с тем фактом, что родители респондентов являются государственными служащими, и их дети ориентируются на удачный опыт. Какую долю среди родителей опрошенных составляют государственные служащие? На рис. 3 представлены варианты ответов.

Итак, статистика здесь следующая: государственная служба - 32,7%, бизнес - 24,6%; образование - 16,1%; наука - 3,3%; медицина - 8,1%; творчество - 3,3%; менеджмент - 11,4%; армия - 5,2%; сфера услуг - 20,4%; производство -20,9%; остальные ответы - менее процента. Таким образом, треть родителей наших опрошенных является государственными служащими. 94,3 % опрошенных сообщили, что семья поддерживает их профессиональный выбор, при этом 56,4 % ответили, что это был их самостоятельный выбор. Здесь можно сделать вывод о достаточно сильном влиянии семьи на профессиональную ориентацию участников опроса.

Размышления о будущем так или иначе предполагает планирование. Большинство респондентов строят планы на будущее и пытаются их реализовать (89,2 %). Сроки планирования 1-3-510 лет. Большинство ответов показывает значимость стабильности как условия личностного развития и достижения поставленных целей. Однако очевидно, что для большинства опрошенных будущие перспективы достаточно туманны и неопределенны, что хорошо видно из ответов на вопрос о том, «на какую должность/род деятельности Вы рассчитываете?». Только 15,6 % называют более или менее конкретную даже не должность, а скорее специальность (юрист, экономист, кинолог, дознаватель, бухгалтер, таможенный инспектор), остальные не представляют, чем будут заниматься по окончании обучения в филиале Российской таможенной академии. Вероятно, это опять связано с тем, что в опросе приняли участие, прежде всего, студенты первых курсов, плохо представляющих специфику работы в таможенных органах. Показательно, что ряд опрошенных называли не только не должность или сферу деятельности, а скорее статусную позицию - они видели себя только на руководящих постах - 4,2 %.

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос: «В какой сфере работают Ваши родители?» (составлено автором [8])

На рис. 4 представлены варианты ответов на вопрос: «Должна ли работа приносить моральное удовлетворение, пользу обществу, обеспеченность? Здесь соответственно (при возможности выбрать несколько вариантов или привести свой): радость, моральное удовлетворение - 90,5 % ответов; обеспеченность - 81,5 % и пользу обществу -56,9 %. Остальные ответы единичные. Данный результат интересен, так как ценности прагматизма оказались не на первом месте, важнее радость и моральное удовлетворение, что говорит о некоторой удовлетворенности материальным состоянием, или, как минимум, об отсутствии серьезных материальных проблем. И здесь показательны ответы на вопрос об уровне дохода, на который рассчитывают опрошенные студенты (рис. 5).

Из рис. 5 видно, что большая часть опрошенных достаточно реалистично и здраво оценивает возможности получения дохода, скорее всего ориентируясь на уровень дохода родственников и знакомых.

Значимым является вопрос о том, что представляется неприемлемым в будущей профессиональной деятельности. Здесь почти половина респондентов называет коррупцию-47,7 %; непрофессионализм -12,4 %; любое нарушение закона, нарушение моральных норм - 11,5 %; отсутствие морального удовлет-воренияот работы - 7,2 %; сексизм и иные виды дискриминации - 5,2 %; низкая заработная плата -3,7 %, не дали ответа 12 % опрошенных.

Подводя итог, можно отметить, что в структуре ценностных ориентаций среди значительной части опрошенных студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии большой значимостью обладаюттакие консервативные ценности, как: семья, стабильность, патриотизм. Образ будущего, таким образом, включает в себя, прежде всего, стабильную работу, для трети студентов связанную с государственной (таможенной) службой, приносящую радость, моральное удовлетворение, обеспеченность, а также

Доджна пи работа приносить радость. ь*эр<и*>иоо удойно творение. пользу обществу, обеспеченность? И что конкретно?

211 Mxpjoimtm

радость. ucpantMse удоалсг»

ГЧзлмр оСиик > *> Все впрнхты n<"t> I Даго ним» дрг»мо гримосиг | •о* Ml» МрРЧУ ПММУ I

И друга*!

Пуч^я рабона. ма «k>¿ ama | 6«) пельм обок!*« мс дог I Hat ряби'» ко плохю I Зга асе вгщег работать Tonta |

О » 100 150 200

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос: «Должна ли работа приносить моральное удовлетворение, пользу обществу, обеспеченность?» (составлено автором [8])

Рис. 5. Результаты ответов на вопрос: «На какой уровень дохода Вы рассчитываете?» (составлено автором [8])

предоставляющую возможность карьерного роста. Важным компонентом этого образа является, по мнению автора, желание сохранять связь с семьей, жить в родной стране и приносить пользу обществу. Такая конфигурация может объясняться рядом причин. Во-первых, кризисом либеральной идеологии на фоне углубляющегося социально-экономического кризиса; во-вторых, изначальной ориентацией значительной части студентов наструктурыгосударственно-правового сектора; что говорит о доверии в отношении политической системы государства, позволяющей связывать с ней свое будущее (во многом на основе опыта родителей). Для многих студентов сейчас очень важно представлять не только образовательный маршрут, но и варианты дальнейшего трудоустройства, а также возможности карьерного роста и здесь образ будущего детализируется в статусе и уровне дохода, позволяющих не только приносить пользу, но и получать радость от профессиональной деятельности. Однако необходимо отметить большую долю студентов,еще неопределившихся в отношении жизненных планов, что вполне соответствует, прежде всего, возрастным особенностям опрошенной группы и, возможно, влиянием кризисных процессов.

Библиографический список:

1. Риккерт Г. О понятии философии Философия жизни: Пер. с нем. К.: Ника-Центр, 1998. 512 с.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.804 с.

3. Аналитический отчет МГУ им. М.В. Ломоносова по итогам социологического исследования по теме: «Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи и осуществления молодёжной политики в Российской Федерации». М: 2015. 276 с.

4. Комплексное социологическое исследование ценностных ориентаций современной молодежи РФ. Принят 01.05.2018. URL: https://fadm.gov.ru/ files/form_1_molodezh.doc

5. Дудина О.М., Алексеев М.О. Образ будущего и жизненные стратегии современной студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 8-14.

6. Павлов Д.А., Павлова Л.Л. Молодежь в российском обществе: образ будущего и проблемы

социализации // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 185-189.

7. Строев Н.Н., Лагун А.В., Строев А.Н. Психическая эпидемия коррупционных проявлений через призму информационного иммунитета // Коррупция как угроза безопасности личности, общества, государства: сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции 14 декабря 2018 г. Санкт-Петербург: Первый пограничный кадетский военный корпус ФСБ России, 2018. С. 72-76.

8. Опрос на тему: «Ценностные ориентации молодежи: на примере студентов российской таможенной академии». URL: https://docs.google.com/ forms/d/1X-3nrG4mV3QyOXS-H4WXZxLBj4DBb-XIDv1F4-c5sr0/edit#responses; https://forms.gle/ p3CY5QuB8HMdnLEi7

9. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»// Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base.garant.ru/400156192/

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства от 30 декабря 2015 г. №1493// Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https:// base.garant.ru/71296398/

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: https://base. garant.ru/57406915/

12. Данные Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2017 г. URL: http://www.gks.ru/ dbscripts/munst/

13. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р. URL: http:// government.ru/docs/all/93887/

14. План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 2570^.URL: http://static.government.ru/media/files/P5AAi9AScBwr JrKxFMAhDYwUZ2XZK1fV.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.