Научная статья на тему 'Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ'

Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3467
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГАТЫРЬ / «СУПЕРГЕРОЙ» / СВЕРХСИЛА / МИФ / БЫЛИНА / «THE SUPER-HERO» / WIZARD / SUPER-POWER / MYTH / THE FABLE CONTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеев Дмитрий Сергеевич, Бекишева Аксинья Викторовна

В статье предпринимается попытка социально-философского и культурологического анализа образов «супергероя» в современной популярной культуре и богатыря в былинном эпосе Киевской Руси. Были выявлены черты сходства данных образов, характеризующие их в таких аспектах как функции заступничества, внешний облик, обладание «сверхсилами», таинственность, образ врага и др. Отмечено, что эти героические сюжеты, как часть культуры являются показателями состояния этноса, цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WIZARD IMAGE IN KIEV RUSS AND THE MODERN «SUPER-HERO»: COMPARATIVE ANALYSIS

The attempt of social-philosophical and cultural analyses of the images of «the Super-Hero» in modern popular culture and the image of the Wizard in the fable context of Kiev Russ is undertaken in the article. The similarity traits of these images, being characterized in such aspects as the defence function, the appearance, the possessing of superpower, the mystery, the foe (enemy) image and so on, have been revealed. It has been marked that the given heroic plots, being the culture part, are the signs of the context condition and the civilization condition.

Текст научной работы на тему «Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ»

10. Zorach Rebecca. Love, truth, othodoxy, reticence; or, what edgar wind didn’t see in Botticelli’s Primavera, critical inquiry special issue on the case: missing persons. - Vol. 34. -No. 1. - Autumn. - 2007.

Lebed’ Ol’ga Alexandrovna, the critic, postgraduate student, Russian Institute of Culturology, Moscow, email: [email protected].

Лебедь Ольга Александровна, искусствовед, аспирант Российского института культурологии, г. Москва, e-mail: [email protected].

УДК 1+008 © Д.С. Алексеев, А.В. Бекишева

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ В ЭПОСЕ КИЕВСКОЙ РУСИ И СОВРЕМЕННЫЙ «СУПЕРГЕРОЙ»:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье предпринимается попытка социально-философского и культурологического анализа образов «супергероя» в современной популярной культуре и богатыря в былинном эпосе Киевской Руси. Были выявлены черты сходства данных образов, характеризующие их в таких аспектах как функции заступничества, внешний облик, обладание «сверхсилами», таинственность, образ врага и др. Отмечено, что эти героические сюжеты, как часть культуры являются показателями состояния этноса, цивилизации.

Ключевые слова: богатырь, «супергерой», сверхсила, миф, былина.

D.S. Alekseev, A.V. Beckisheva

THE WIZARD IMAGE IN KIEV RUSS AND THE MODERN «SUPER-HERO»: COMPARATIVE ANALYSIS

The attempt of social-philosophical and cultural analyses of the images of «the Super-Hero» in modern popular culture and the image of the Wizard in the fable context of Kiev Russ is undertaken in the article. The similarity traits of these images, being characterized in such aspects as the defence function, the appearance, the possessing of superpower, the mystery, the foe (enemy) image and so on, have been revealed. It has been marked that the given heroic plots, being the culture part, are the signs of the context condition and the civilization condition.

Key words: Wizard, «the Super-Hero», super-power, myth, the fable context.

Представление о герое в русской культуре с течением времени меняется, трансформируясь и приобретая новые художественные формы. Героические идеалы древности, которые, как отмечает В.Я. Пропп [4], не столько обращены в прошлое, сколько завещаны будущим поколениям, можно обнаружить и в современной культуре. Одним из основных и наиболее древних образов героя в русской культуре является богатырь. Вообще «... слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри - это, прежде всего, главные герои былин, русского эпоса, повествующего о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, а также о социальнополитических конфликтах в Древнерусском государстве» [7]. По нашему мнению, наиболее близким по смысловому наполнению к образу былинного богатыря в современной массовой культуре России является «супергерой». В связи с тем, что научное исследование явления «супергероя» пока отсутствует, мы пользуемся Википедией. Данный источник дает следующее

определение: «супергерой» - «вымышленный персонаж, наделенный неординарными физическими способностями («суперсилами»), которые он направляет на совершение общего блага» [9].

Указанные образы сближает также и то, что им обоим присущи мифологические и эпические черты. Данные герои в период своего активного распространения пользуются большой популярностью в массовой аудитории. Для богатыря это время формирования, развития и закрепления сюжетов и образов главных героев былин (XI-XIII вв.). Тогда собиралось множество людей послушать песню сказителя о древних богатырях, в существование которых они искренне верили. Устный способ повествования сюжета на тот момент был единственным. Спектр областей, в которых сегодня распространён образ «супергероя», значительно шире, что связано с развитием техники и массовой культуры. Подтверждение тому большое количество посвященных этой теме фильмов, мультсериалов, комиксов, компьютерных игр и т.п. Всё это говорит о массовом интересе к этим образам в разные исторические эпохи. Несмотря на времен-

ные различия, можно говорить о том, что данные образы во многом подобны друг другу, выполняя схожие функции, имея общую идейную направленность, особенности внешнего облика и др.

Среди основных качеств, присущих образу русского богатыря, мы отмечаем следующие:

- центральное качество - это героизм, подвиг. Он может быть силовой, устроительный (богатырь пашет землю, как олицетворение всеобъемлющей важности земледелия для славян; строит мосты, как первоначального средства путей сообщения на Руси). Однако, несомненно, первостепенное значение имеют военные подвиги, целью которых служит охрана родной земли, защита ее от иноземцев.

- обладание особыми способностями, характеризующими богатыря как человека талантливого (в военном деле, в разрешении дипломатических конфликтов, в игре на музыкальном инструменте и т.д.).

- визуальный облик. Образы богатырей в целостном представлении эстетичны и возвышенны как внешне, так и внутренне. К внешним особенностям можно отнести: а) эстетику самого костюма, лучшую для времен создания образа оснащенность оружием, доспехами, украшениями. Как правило, в текстах былин богатырская одежда, даже если он пахарь, нарядная и красивая, украшенная драгоценными камнями [7]; б) чаще всего это зрелый, привлекательный человек, атлетического телосложения. Былинный герой, как правило, одет в костюм времен Киевской Руси, но в сюжетах встречаются и предметы из более поздних эпох, как внешнее наслоение на более традиционную основу [1]. К внутренним качествам можно отнести воспитание, величаво-этикетные отношения [7], искреннее стремление бороться со злом, защищать отечество.

- образу богатыря свойственен тайный подтекст (таинственность образа в целом или отдельных способностей). Хотя многое о герое известно людям - настоящее имя, способности, в народе он узнаваем. Одним из главных элементов непостижимого в богатыре является его сила, дающая способность побеждать противника, поскольку ее происхождение зачастую носит характер магического (Илья Муромец, Вольга и т. д.) и никогда не бывает полностью понятным.

- принадлежность героя к определенной пространственно-временной среде. В былинах существуют некоторые неизменные элементы: например, состояние природы (одно и то же время года, ухудшение погоды лишь в моменты

поединка), один и тот же правящий князь, столицей всегда выступает Киев, не меняющиеся в отдельных качествах города и характеристики героев и т.д.

- на сюжетах былин и образах богатырей сказывались и определенные исторические события, характеризующие перемены в социальной среде Киевской Руси. Так, например, формирование феодальных отношений вносит в содержания былин элементы противоречий социального порядка. Профессор Ф.Селиванов [7] относит к типу «крестьянин-князь» былину «Илья в ссоре с Владимиром», а также былину о Вольге и Микуле. Позиция крестьянина здесь представлена как идейно доминирующая, потому в одном случае киевский князь, а в другом Вольга вынуждены идти на уступки воле крестьянина. Здесь, на наш взгляд, в столкновении двух типов героев проступает характерное проявление классовых противоречий.

- особенности становления богатыря-воина. Он или оказывается перед выбором, который решает его героическую судьбу (камень у трех дорог), или на это влияет посещение им Киева, после чего начинаются его подвиги. Как правило, герой ощущает свою силу с рождения, позднее совершенствуя ее, пока не приходит время свершения подвигов (часто в возрасте 12 лет). Реже богатырь обретает ее с помощью какого-либо чуда. Исключение составляют варианты исцеления Ильи Муромца и наделения его силой, которое происходит либо от целебной воды «каликов перехожих», либо от умирающего Святогора.

- для былины практически не свойственен женский образ, выполняющий какую-либо самостоятельную стратегическую задачу. В былинном эпосе женщина находится в кругу приближенных богатыря, реже носит характер по-леницы (богатырки), подобной ему по силе и ловкости (жена Дуная - Настасья Микулична, жена Ставра Годиновича, супруга Добрыни по некоторым из былин) или же имеет отношение к враждебным силам (Марья Лебедь Белая, Марина). Очевидно, в этом прослеживается патриархальность государственного уклада. Отказ от матриархата, характерного для родоплеменного быта, отражен в былинах о Садко и Водяной деве, Потыке и Марье Лебеди Белой, Добрыне и Марине [1].

- образ врага, будучи свойственным для всех культур, имеет традиционно заниженное, антиэстетичное изображение. Противники богатырей помимо прямолинейного их выражения в виде полков южных кочевников или монголо-татар,

могут иметь более обобщенный характер, имеющий реалистический (Калин-царь, Батыга), фантастический (Тугарин Змей) или аллегорический (Идолище Поганое) аспект изображения [6]. Не исключено наличие прототипов в измененных со временем именах и образах.

- богатырь - продукт «популярной» культуры своего времени. Сам образ и действия богатыря в былине являются отражением возможных народных надежд, представлений - это прослеживается в его могучем облике, смелости, прямоте общения с князем, в безоговорочных победах над врагами и т.д.

- вариативность сюжета и в некоторой степени самого образа могла осуществляться под влиянием: а) мировоззрения сказителя, его личностных качеств; б) воспринимающей аудитории (по-разному могла быть исполнена былина в среде знакомых односельчан, среди детей или в незнакомом обществе); в) у сказителя помимо творческих, могли быть прагматические интересы в отношении места его выступления - пение могло быть его профессией, одним из средств заработка и проживания; г) влияние представителей власти, например, запреты на выступления скоморохов могли способствовать изменению сюжета или наделению определенными, может, более смягченными или патриотическими качествами героев. Надо учитывать, что у сказителей не было твердо закрепленного текста. Оставляя без изменений ядро сюжета, некоторые второстепенные детали они могли менять в процессе исполнения.

Таковы, на наш взгляд, основные черты образа богатыря в былинном эпосе Киевской Руси.

В связи с особой популярностью «супергероя» в современной массовой культуре России, для нас представляет интерес проблема сходств и различий распространенного в народной культуре Киевской Руси образа богатыря и знаменитого сегодня «супергероя». Итак, среди основных качеств образа «супергероя» мы выделяем следующие:

- «суперсила» как признак присутствует в чертах всех «супергероев». Однако имеет разное происхождение. «Супермен» наделен ей от рождения, она является неотъемлемой частью его естественной природы, «Бэтмен» использует механические приспособления, «Человек-паук» стал обладателем сверхспособностей под воздействием укуса облученного паука. Тем не менее, несмотря на все «региональные» отличия, суперспособности являются неотъемлемым качествам любого героя.

- идеализация образа. Практически все «супергерои» обладают привлекательной, даже сек-

суальной внешностью, находятся в репродуктивном возрасте, не имеют физических недостатков. То же самое касается и их моральной стороны. «Супергерой» наделен высокоморальными принципами - стремление бескорыстно творить добро, спасать ближних, противостоять злу. Хотя кризис жанра - стремление к новаторству, избежать повторов, внести новизну в облик в последнее время вызывают стремление к отклонению от этих принципов - придание герою реалистичности, вплоть до поворота к «суперзлодею».

- ореол таинственности, или даже сакраль-ность. Герои действуют под вымышленными именами, не раскрывая свое истинное имя, социальное положение и род занятий. Все что знает о нем рядовой обыватель - это его имя, визуальный образ и то, что он «супергерой», творящий добро.

- происхождение. Одним из ключевых моментов происхождения героя является «кризис-ность». Как правило, возникновение любого «супергероя» было вызвано неким кризисом -гибелью планеты («Супермен»), укусом радиационного паука («Спайдермен»), смертью родителей и шоком от детской встречи с летучими мышами («Бэтмен»), захватом террористами («Железный человек») и т.д.

- наличие специфических противников - так называемых «суперзлодеев». У каждого героя есть целый набор врагов, обладающих, как и он различными суперспособностями. При этом суперзлодей может быть просто харизматичной личностью, либо может активно использовать технические приспособления, либо являться руководителем преступных организаций.

- сюжеты повествований о «супергероях», как правило, строятся вокруг их противостояния с «суперврагами» и очень похожи друг на друга. При этом зачастую «силы зла» могут олицетворять реальных противников американского этноса, пусть даже и существующих только в воображении американцев, и пусть их угроза в реальности завышена. Так, «Красный страж» [3] олицетворяет СССР. Такие персонажи, зачастую в гротескном плане снабжены наиболее известными, часто стереотипическими чертами ментальности определенной этнической группы. Русские, как правило, огромны, сильны, неповоротливы и стойки. Азиаты, уступая в габаритах, проворны, коварны и хитры.

Так, произведения, объединенные тематикой «супергероя» «Капитан Америка», борющегося с внешнеполитическими противниками, были наиболее популярны в период второй мировой войны. Ремейк фильма, выходящий в настоящий

момент (2011 год) под названием «Первый мститель», также можно связать с активизировавшейся в разных направлениях экспансией США (расширение НАТО на восток, вторжение в Афганистан и Ирак и т.д.).

- все «супергерои» обладают постоянным, хорошо узнаваемым визуальным обликом, который достаточно легко позволяет отнести персонажа не только к категории «супергероев» вообще, но и определить кто конкретно перед нами в данный момент. Как правило, «супергерои» одеты в специальные костюмы. Лицо, хотя и не всегда, скрывает маска, делая его неузнаваемым для окружающих. Однако, даже при ее отсутствии герой, перевоплотившийся в «супергероя», отличается от своего «альтер-эго», что делает их обоих по сути разными личностями. Так, являющийся «Суперменом» журналист Кларк в обыденной жизни близорук, непрезентабелен. «Супергероя» отличает облегающая одежда, «часто называемая трико или спандексом, хотя точный материал обычно не сообщается. Такой материал показывает атлетическое телосложение персонажа и героическую сексуальную привлекательность и даёт простой дизайн для воспроизводства художниками» [9]. Костюм может носить защитные свойства, как в случае с «Бэт-меном» или «Железным человеком». Однако это не обязательное условие, поскольку основная масса «супергероев» обладает и без него возможностью себя защитить, - например, «Супермен», «Спайдермен», «Халк». При этом наличие защитных качеств (присутствие брони) не лишает визуальной привлекательности облик героя, а скорее усиливает ее.

Костюм «супергероя», одновременно обладая постоянством, зрелищностью делает его образ хорошо узнаваемым. При этом на костюме, вещах (оружии, транспорте, убежище и т.д.) «супергероя» может быть какой-либо символ - буквы, пиктограмма, рисунок, служащий своего рода «визитной карточкой». При этом применение этой символики, вероятно, восходит к традициям рыцарской геральдики.

Проведенный анализ образов богатыря и «супергероя» показывает, что, несмотря на значительный хронологический разрыв, между ними присутствует много сходных черт. Попытаемся выделить их:

1. Тождественные цели и задачи: заступничество, борьба с силами зла, защита отечества. При этом можно отметить, что их деятельность зачастую неконкретизирована, имеет абстрактный, обобщенный образ врага, хотя и имеющий, либо могущий иметь реальный прототип. Кроме

того, можно выделить совершение подвигов как какого-либо значимого действия, а также как способ самореализации, выделения из общества.

2. И богатырь, и «супергерой» совершают подвиги в пределах определенного заданного места, обладающего неизменными элементами -набор персонажей (врагов, друзей, второстепенных героев и т.д.). Постоянная пространственновременная среда - герои действуют от определенной точки (родной город, застава, родной дом у богатырей; город, планета у «супергероев»). Смена данных особенностей может происходить, но в незначительной степени, либо это будет сюжетный ход, ставящий целью привнесение разнообразия, элементов новизны в общую канву повествования. Вариативность при этом может зависеть от: воспринимающей аудитории, мировоззрения, личных качеств создателя, исполнителя произведения, выпускающей отрасли, их коммерческого интереса, политического, идеологического влияния и т. д.

3. Сюжетное сходство. Все имеют стандартную задачу - борьба героя с противниками, олицетворяющими зло, стихийными, социальными, сверхъ-естественными силами. В качестве типичной схемы сюжета выступают: завязка, кризисная ситуация, ее разрешение героем как основное действие, заключение. Композиционная структура, как правило, заключает в себе несколько усложненную конструкцию, имеющую помимо основного один или несколько второстепенных сюжетов.

4. Сходство визуальных черт.

а) облик героя в его целостном представлении является эстетически правильным и даже идеальным, относительно своего времени. Идеализируется его внутреннее содержание (личные качества) и внешний вид. Эти качества в совокупности делают его образ привлекательным. Хотя здесь имеются исключения (Василий Пьяница, «Хэллбой», «Хэнкок» и т.д.), когда герои предстают в комичном, маргинальном облике с некоторым нарушением эстетики. Однако при этом они все же сохраняют привлекательность;

б) как правило, костюм героя является боевым облачением (кольчуга, доспехи у богатыря), хотя у «супергероя» он не всегда несет подобную функцию;

в) атрибуты героя представляют собой новейшие достижения техники, ремесла, материальной культуры соответствующей эпохи.

5. Былины и произведения о «супергероях», являются продуктами популярной, массовой культуры. Хотя и нельзя четко разграничить воспринимающую аудиторию на элитарную и

неэлитарную, так как представители элитарной могут быть даже «поклонниками» данных произведений или конкретных героев. Однако основной является все же массовая аудитория. К тому же зачастую в сюжетах присутствует конфронтация героя и властных, элитарных структур (Илья Муромец, «Бэтмен» и т.д.). Причина лежит во многом в том, что герой изначально является продуктом общенародного представления и отражает стремления, надежды широких масс. А постановка над правом сама по себе отделяет его от представителей власти.

6. Образам богатырей и «супергероев» в рав-

ной степени присущ ореол таинственности, либо особенности, резко отличающей их от других людей. В обоих случаях герой обладает либо скрытой личностью, либо скрытым прошлым, либо таинственным способом получения своих сверхспособностей. В любом случае это сразу выделяет его из общей массы индивидов. Вероятно, данное качество имеет отношение к явлению суггестии. Так,

Н. Д. Субботина, исследуя явление суггестии в явлении политического лидерства, отмечает: «исследователи обращают внимание на еще один интересный факт, что харизматические вожди, как и маги и шаманы, должны иметь особенную историю, физический недостаток или психический изъян. Эти черты. являются стигматами, носителями которых их считают» [8, с. 110]. Хотя, как правило, и богатыри, и «супергерои», за редким исключением, не являются лидерами каких-либо социальных групп (кроме групп себе подобных), данный принцип имеет место и по отношению к социальной системе «герой - масса». Характерно, в частности, что в троице богатырей Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович доминирующим является первый, имеющий наиболее таинственную, обладающую магическим оттенком историю получения своей силы.

7. Героические сюжеты отражают в обоих случаях возраст этноса. Более понятен в этом отношении американский героический эпос. Можно четко отследить моменты происхождения и создания тех или иных произведений, образов. Характерные черты последних - такие как агрессивность, готовность к самопожертвованию, экспансивность, альтруизм, свидетельствуют о нахождении американского этноса в стадии своего формирования. По мнению А.Дж. Тойнби, сюжеты, содержащие «столкновение двух сверхчеловеческих личностей» [5, с. 157], являются мифологическим отражением процессов создания и становления цивилизации. Согласно пассионарной концепции Л.Н. Гуми-

лева, возраст этноса в среднем составляет 1500 лет. Из них первые триста это фаза подъема. Состояние американского героического эпоса свидетельствует о постепенном переходе из фазы подъема в акматическую фазу [2, с. 14-15]. Былинный эпос Киевской Руси предстает перед нами в законченном виде. Сложившаяся картина свидетельствует скорее о переходе богатырей от экспансии к обороне собственной территории. Нападения на другие страны в большей степени характерны для героя, традиционно являющего архаичным, как Вольга, например. Остальные -особенно наиболее известный триумвират Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, чаще всего ограничиваются перемещениями внутри Руси и отстаиванием ее границ. Это, по нашему мнению, подтверждает мнение Л.Н. Гумилева о вхождении цивилизации Киевской Руси в инерционную фазу. Законченность сюжетов на периоде правления князя Владимира и единого Киевского государства еще не перешедшего в стадию феодальной раздробленности сообщает о том, что высшая точка «пассионарного напряжения» древнерусского этноса осталась уже позади.

8. Черты различия носят скорее поверхностный характер и вызваны изменением материальной и духовной культуры в целом. Например, если в былинах женский образ фигурирует как второстепенный персонаж, то в сюжетах о «супергероях» он становится вполне самостоятельным - «Вандер-вумен», «Женщина-кошка», «Черная вдова», «Бэт-гёрл» и т.д. [9]. Что, на наш взгляд, объясняется различием положения женщины в Киевской Руси ХЬХШ вв. (фактически бесправна) и России ХХ в. - начала XXI в. (получение политических и гражданских прав, равноправие с мужчинами). Хотя в целом доминирующим типом героя по-прежнему остается мужчина. Другим отличием можно назвать возраст. Богатырь, как правило, является лицом зрелого возраста. Тогда как «супергерой» почти всегда молод. Даже если ему, согласно его легенде, несколько столетий, его визуальный образ выдержан в рамках 25-35 - максимум 40 лет. Изменения связаны, вероятно, с варьированием самого понятия возрастной привлекательности.

Таким образом, можно говорить о том, что существует некоторая универсальная модель, которая, несмотря на изменения в культуре, мировоззрении народа, позволяет реализовать его надежды, желания. Соответственно данной модели выстраивается и определенный образ героя, исполняющего эти желания. Особенности жанра позволяют осуществить в этой области любые фантазии. Во времена Киевской Руси -

это мечты о мире и единении, о могучем заступнике, который может и выступить против несправедливости князя, и дать отпор кочевникам. В современном обществе - стремление иметь защитника в борьбе с преступностью, стихийными бедствиями, терроризмом, иностранными вторжениями, произволом властей и т.д. Кроме того, данные героические сюжеты являются своеобразным индикатором состояния этноса, что подчеркивает особую значимость героических образов в становлении и развитии народа и его культуры.

Литература

1. Балашов Д.М., Новичкова Т.А. Русский былинный эпос. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bl1/bl1-021-.htm (дата обращения:

17.08.2010).

2. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории / послесловие С.Б. Лаврова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 320 с.

3. Красный Страж (Marvel Comics). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.03.2011).

4. Пропп В.Я. Русский героический эпос. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-

web.ru/feb/byliny/critics/rge/rge-001-.htm (дата обращения:

04.02.2011).

5. Тойнби А. Дж. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизаций / пер. с англ. К. Я. Кожури-на. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 670 с.

6. Русское устное народное творчество. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusprogram.ru/f-31 (дата обращения: 18.03.2011).

7. Селиванов Ф.М. Богатырский эпос русского народа

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-

web.ru/feb/byliny/texts/rf1/rf1-005-.htm?cmd=2 (дата обращения: 08.06.2011).

8. Субботина Н.Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе. - М.: КомКнига, 2006. - 208 с.

9. Супергерой. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.03.2011).

Алексеев Дмитрий Сергеевич, соискатель Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, e-mail: [email protected]. Бекишева Аксинья Викторовна, аспирант, ассистент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института культуры и искусства Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, e-mail: [email protected].

Alexeev Dmitry Sergeyevich, competitor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernishevsky, Chita, e-mail:

[email protected].

Bekisheva Axinya Viktorovna, postgraduate student, assistant, department of arts and design, institute of culture and arts, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernishevsky, Chita, email: [email protected].

УДК 316.3 - 053.81(082) © Л.Ю. Антонова

ХОББИ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается хобби-деятельность в современных социально-экономических, социальнокультурных условиях. Способность хобби генерировать социально-культурную активность личности, а также роль хобби в социализации молодёжи.

Ключевые слова: досуг, свободное время, инициатива, культурная интеграция, культурная деятельность, общение, самовоспитание, социум, хобби.

L.Yu. Antonowa

HOBBY AS POSSIBILITY OF CULTURAL INTEGRATION OF YOUTH IN SOCIETY

In article the hobby-activity in modern social and economic, welfare conditions is considered. Ability of a hobby to generate welfare activity of the person, and also a hobby role in youth socialization.

Key words: leisure, free time, the initiative, cultural integration, cultural activity, dialogue, self-education, society, a hobby.

Современный человек чаще рассматривает мода, реклама, социальный статус. В ходе люби-

досуг как личное волеизъявление, в рамках ко- тельской деятельности каждый человек осознает

торого он реализует свободу действий, но на свою идентичность с культурной средой, глубже

выбор тех или иных занятий в свободное время интегрируется в жизненное пространство всего

влияют также социальные факторы, например, общества [1, c. 88].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.