Научная статья на тему 'Образ Бэзила Холлуорда в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: экфрастический аспект'

Образ Бэзила Холлуорда в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: экфрастический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6801
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКФРАСИС / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗРЕНИЕ / ИСКУССТВО / ЖИЗНЬ / КРАСОТА / ДУША / EKPHRASIS / ARTISTIC VISION / ART / LIFE / BEAUTY / SOUL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мещерякова Анна Владимировна

Статья посвящена актуальной в отечественном и зарубежном литературоведении проблеме взаимодействия и синтеза искусств. Автор рассматривает отдельные функции экфрасиса в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». Согласно авторской точке зрения, экфрасис является основой образа Бэзила Холлуорда. Экфрасис выявляется мировоззрение героя, отмечает основные этапы его творческого пути, дает характеристику стиля и творческого метода художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF BASIL HALLWARD IN THE NOVEL "THE PICTURE OF DORIAN GRAY" BY O.WILDE: THE ECPHRASTIC ASPECT

The article is devoted to the interaction and synthesis of arts. The author concerns with some functions of ekphrasis in the novel "The picture of Dorian Gray" by O.Wilde. According to the author's point of view, ekphrasis is the base of Basil Hallward image. Ekphrasis displaies Basil Hall-ward's world view, signifies the stages of his creative search and characterizes his style and method.

Текст научной работы на тему «Образ Бэзила Холлуорда в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»: экфрастический аспект»

Раздел 3. Взаимодействие литературы и других видов искусства

УДК 821.111-312.1

ОБРАЗ БЭЗИЛА ХОЛЛУОРДА В РОМАНЕ О.УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»: ЭКФРАСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Анна Владимировна Мещерякова

аспирант кафедры литературы Владимирский государственный университет

600024, Россия, Г.Владимир, пр-т Строителей, 11. [email protected]

Статья посвящена актуальной в отечественном и зарубежном литературоведении проблеме взаимодействия и синтеза искусств. Автор рассматривает отдельные функции экфрасиса в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». Согласно авторской точке зрения, экфрасис является основой образа Бэзила Холлуорда. Экфрасис выявляется мировоззрение героя, отмечает основные этапы его творческого пути, дает характеристику стиля и творческого метода художника.

Ключевые слова: экфрасис, художественное зрение, искусство, жизнь, красота, душа.

Роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» построен на противопоставлении двух типов творчества, один из которых представлен личностью Бэзила Холлуорда, а другой - фигурой лорда Генри. Это противопоставление выстраивается с помощью сюжетных ситуаций (состязание художников во второй главе, посещение театра в седьмой главе, визиты к Дориану в восьмой и девятой главах), посредством речевой характеристики героев и, в том числе, с помощью экфрастиче-ских описаний.

Среди последних исследований романа Уайльда в российском литературоведении наибольшей интерес для нас представляют работы А.М.Антоновой и Н.Ю.Бартош, где образ Бэзила Холлуорда рассматривается в контексте философии Платона, что послужило концептуальной основой данной статьи. Немаловажное значение имеют также исследования Н.С.Бочкаревой и В.О.Чуканцовой, в которых большое внимание уделяется изучению живописных, архитектурных, музы-

© Мещерякова А.В, 2012

кальных, литературных и мифологических аллюзий в романе О.Уайльда.

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть образ Бэзила Холлуорда сквозь призму экфрастических описаний, которыми изобилует роман О.Уайльда. В качестве материала для анализа, главным образом, используются экфразы, репрезентирующие живописные полотна этого художника. В отличие от предшествующих работ на данную тему, образ Бэзила Холлуорда представлен в динамике.

Бэзил Холлуорд впервые предстает перед читателем в своей мастерской в тот момент, когда он пристально вглядывается в портрет и внезапно вскакивает, прижав пальцы к векам: «...he sought to imprison within his brain some curious dream from which he feared he might awake» («..он стремился заключить внутрь своего мозга интересное видение, от которого боялся проснуться») [Wilde 2010: 2]. Бэзил находится в плену визуального образа, во власти иллюзии, от которой он должен пробудиться. Ключевым здесь является глагол «might», который в данном контексте приобретает дополнительный оттенок значения - «должен проснуться», и тем самым подчеркивает неизбежность пробуждения.

В сущности, история Бэзила - это история обретения и потери особого «художественного зрения». Обретение Бэзилом «художественного зрения» происходит благодаря знакомству с Дорианом. Художник рассказывает об этом в первой главе: «Дориан Грей для меня попросту мотив в искусстве... он словно подсказывает мне новую манеру письма. Я нахожу его, как откровение, в изгибах некоторых линий, в нежной прелести иных тонов» [Уайльд 2008: 21]. Художник воспринимает Дориана не как человека, но как абстрактную универсальную идею Красоты. Появление юноши вызывает в художнике внутреннюю метаморфозу, которая становится зримой благодаря эк-фрастическому описанию: «Новая манера в живописи, новое восприятие действительности <... > и простые формы, образы вещей обрели высокое совершенство и некий символический смысл, словно являя художнику иную, более совершенную форму...» [Уайльд 2008: 51]. Метаморфоза, произошедшая с героем, связана с изменением точки зрения, угла зрения. Мир словно бы поворачивается к нему другой стороной, его видимые очертания начинают проступать сквозь дымку. Глаз фиксирует уже не действительность, а художественную иллюзию. Таким образом, герой открывает для себя «видимый мир».

Ключ к пониманию этой метаморфозы содержится в последних строках данного экфрасиса, где Бэзил Холлуорд уподобляется Платону и Микеланджело Буонарроти: «Нечто подобное бывало и в прошлые

века. Платон, для которого мышление было искусством, первый задумался над этим чудом. А Буонарроти? Разве не выразил он его в своем цикле сонетов, высеченных в цветном мраморе?» [Уайльд 2008: 52].

Согласно философии Платона, способность к созиданию, творчеству, к порождению чего-либо заложена в каждом человеке. Как писал философ: «... все люди беременны, как телесно, так и духовно, и когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени» [Платон 1993: 361]. У людей низменных, грубых эта способность реализуется в форме деторождения. Натуры возвышенные производят на свет «духовное дитя». Обязательным условием для творческого акта, равно как и для акта совокупления, является Эрос. При этом гомосексуальная любовь (любовь взрослого мужчины к подростку), которая связывалась с духовным порождением, признавалась возвышенной, тогда как любовь к женщине считалась низменной и пошлой. Бэзил Холлуорд выступает в роли эраста (любящего) по отношению к Дориану, который является эроменосом (возлюбленным). Идея Красоты, воплощенная в облике эроменоса, дает Эрасту стимул для творческого акта: «...приблизившись к прекрасному, беременное существо проникается радостью и весельем, родит и производит на свет...» [Платон 1993: 317]. В итоге, красота рождает красоту. Подобный тип творчества, в основе которого лежит Эрос и слияние душ любящих, представляет Бэзил Холлуорд: «Душа природы, обитавшая в дремучих лесах, бродившая в чистом поле, дотоле незримая и безгласная, вдруг, как Дриада, явилась художнику без всякого страха, ибо его душе, давно ее искавшей, дана та вдохновенная прозорливость, которой только и открываются дивные тайны...» [Уайльд 2008: 51].

Микеланджело Буонаротти, бывший последователем философии Платона, создал зримое подтверждение его идей - великолепные скульптуры, проникнутые любовью к формам юношеского тела («Вакх», «Надгробная статуя Джульиано Медичи»), Скульптор был наделен совершенным «художественным зрением», о чем свидетельствует его знаменитое изречение: «В каждом куске мрамора я вижу статую настолько ясно, как бы она стояла передо мной...». [Блеч, До-линер 2009: 42]. Бэзил Холлуорд обретает зрение, подобное зрению Микеланджело Буонарроти.

Особенности «художественного зрения», обретенного Бэзилом, обнаруживают себя в тех полотнах, которые он создает. Художник отмечает, что появление Дориана, с одной стороны, открывает для него новый образ, который становится лейтмотивом его творчества; с другой стороны, указывает новые средства изображения, которые

прежде были ему неведомы. Бэзил определяет это влияние через эк-фрастическое сравнение: «И лицо Дориана Грея когда-нибудь станет для меня тем, чем было для венецианцев изобретение масляных красок в живописи или для греческой скульптуры лик Антиноя» [Уайльд 2008: 20]. Подобное экфрастическое сравнение здесь далеко не случайно. Оно выступает в качестве характеристики стиля художника. Образ Антиноя - знаковый для эпохи эллинизма, он воспринимается как символ гомосексуальной любви. Скульптура Антиноя представляет собой определенное отклонение от классического канона изображения мужского тела в сторону утонченности, изящества, грации, женственности. Венецианская школа образует одно из направлений в живописи эпохи Ренессанса, которое характеризуется сосредоточенностью на вещественной, материальной стороне образа, насыщенностью, сочностью красок, использованием самых дорогих материалов (золота, драгоценных камней), наличием элементов декоративности. Картины В.Тициана («Венера и Адонис»), П.Веронезе («Венера и Адонис»), Дж.Тинторетто («Вакх и Ариадна») служат наглядным тому подтверждением. Скульптуры Антиноя, картины венецианских живописцев - те редкие образцы искусства, которые являют взору «видимый мир».

Таким образом, стиль Бэзила Холлуорда представляет собой соединение грации, изящества, утонченности линий и форм с интенсивностью, яркостью цвета и элементами декоративности. Эти черты обнаруживают себя в произведениях художника, и, прежде всего, в тех полотнах, где Дориан Грей изображен в облике мифологических героев: «Я уже ранее написал вас Парисом в великолепных доспехах и Адонисом в костюме охотника, со сверкающим копьем в руках. В венке из тяжелых цветов лотоса вы сидели на носу корабля императора Адриана и глядели на мутные волны зеленого Нила. Вы склонялись над озером в одной из рощ Греции, любуясь чудом своей красоты в недвижном серебре его тихих вод» [Уайльд 2008: 146]. На этих полотнах один и тот же образ, один и тот же тип красоты, который восходит к эпохе эллинизма, представлен в разном декоративном оформлении, что свойственно произведениям венецианских живописцев. Творческий акт является попыткой художника воскресить «видимый мир», заново создать материальную красоту, которую знали предшествующие эпохи.

Бэзил Холлуорд является одним из создателей таинственного портрета. Но, в отличие от ранних картин, художник преследует здесь совершенно иную цель, которая предопределила судьбу портрета. Его творческая работа заключается в том, что Бэзил создает на полотне

образ «своего Дориана», который соответствует эстетическому идеалу художника. Для Бэзила таковым является античный идеал Калокага-тии, утверждающий равенство Красоты, Добра и Истины. Согласно идеалу калокагатии, красота лица и фигуры человека является внешним показателем красоты внутренней, духовной. Поэтому для Бэзила важно духовное совершенство Дориана, а красота юноши является только его зримым подтверждением. Таким образом, основной целью Бэзила является отражение души Дориана, а не создание материальной красоты.

Изначально душа юноши находится во власти сна неведенья и скрыта от художника. Появление лорда Генри, произнесенный им «восторженный гимн красоте и молодости» [Уайльд 2008: 38] заставили душу юноши пробудиться и выйти на поверхность. Именно этот момент запечатлел Бэзил Холлуорд в своей картине. Иными словами, портрет является отражением души юноши, а не его внешнего облика. Поэтому портрет в том виде, в каком он вышел из-под кисти Бэзила Холлуорда, не детализирован. Экфрастическое описание передает лишь общую оценку этого произведения искусства: «It was certainly wonderful work of art, and wonderful likeness as well» («это, несомненно, было прекрасное произведение искусства, и прекрасное сходство было достигнуто, как нельзя лучше») [Wilde 2010: 23]. Выражения «wonderful work», «wonderful likeness as well» фактически десеманти-зированы и являются своеобразными штампами. Не приводя подробного описания картины, которое традиционно требуется в таких случаях, автор показывает ее необычную, духовную, природу.

В философско-эстетической системе О.Уайльда категории «души» и «красоты» противопоставлены друг другу. Вспомним хотя бы размышления Дориана во второй главе романа: «Да, наступит день, когда его лицо поблекнет <... > Жизнь, формируя его душу, будет разрушать его тело» [Уайльд 2008: 38]. О несовместимости души и красоты говорит и другой герой романа, лорд Генри: «Но красота, подлинная красота, исчезает там, где появляется одухотворенность» [Уайльд 2008: 11]. Душа - это нечто, принадлежащее жизни, подверженное ее законам, в частности, закону старения. Красота же не должна испытывать на себе влияние жизни, поэтому искусство «консервирует» ее, сохраняя в первозданном виде. Таким образом, оппозиция искусство -жизнь трансформируется в противопоставление красота - душа. Поэтому вместе с душой Дориана на полотно проникает и жизнь, которая, подобно порче, разрушает его изнутри. В итоге оказывается, что живописное полотно стало вместилищем души. Искусство предоставило свои формы для того, чтобы в них воплотилась Жизнь. Искусст-

во находится на службе у Жизни, тогда как, по Уайльду, истинный художник должен стремиться к тому, чтобы Жизнь служила искусству. В этом отношении портрет можно сравнить с антропоморфными статуями, которые являются, скорее, предметами культа, а не произведениями искусства. Процесс поглощения Искусства Жизнью отображен в целой серии вариативных экфрасисов.

Утрата Бэзилом «художественного зрения» начинается уже в конце второй главы, с момента завершения портрета. Это начало длительного творческого кризиса, на протяжении которого происходит постепенное развенчание эстетического идеала художника. Изменения портрета, которые фиксируются с помощью экфрасиса, символизируют не только деградацию души Дориана, не только поглощение Искусства Жизнью, но и разрушение визуального образа, художественной иллюзии, во власти которой находился Холлу орд.

Смерть настигает Бэзила в момент созерцания портрета, когда художник впервые видит обезображенное лицо. Это момент «прозрения», или полной утраты «художественного зрения», когда глаз художника фиксирует действительность, а не иллюзию, как это было прежде. В это мгновение Бэзил был уничтожен как художник. Убийство Бэзила, совершенное Дорианом, является лишь внешним проявлением этого процесса.

Список литературы

Антонова A.M. Оскар Уайльд. Философские, культурно-исторические и эстетические основы творчества. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. 91 с.

Бартош Н.Ю. Мифопоэтика модерна в творчестве О.Уайльда: дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 260 с.

Блеч Б., Долинер Р. Загадки Микеланджело: Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле? / пер. с англ. Е.А.Адамович. М.: Эксмо, 2009. 248 с.

Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения», генезис и поэтика: на материале литератур Западной Европы и США конца XVIII -XIX веков.: дис.... докт. филол. наук. Пермь, 2001. 390 с.

Платон. Пир / пер. с древнегреч. В.Н.Карпова // Платон: Собр. соч.: в 4 т. М.: Радуга, 1993. Т. 2. С. 309-371.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея / пер. с англ. М.Абкиной / Сказки. М.: ACT, 2008. 488 с.

Чуканцова В.О. Проблема интермедиальности в повествовательной прозе О.Уайльда: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2010. 199 с.

Wilde О. The Picture of Dorian Gray. L.: Collins Classic, 2010. 252 c.

THE IMAGE OF BASIL HALLWARD IN THE NOVEL "THE PICTURE OF DORIAN GRAY" BY O.WILDE: THE ECPHRASTIC ASPECT

Anna V.Mesheriakova

Postgraduate student of Literature Department Vladimir State University

600024, Russia, Vladimir, Stroiteli avenue, 11. [email protected]

The article is devoted to the interaction and synthesis of arts. The author concerns with some functions of ekphrasis in the novel "The picture of Dorian Gray" by O.Wilde. According to the author's point of view, ekphrasis is the base of Basil Hallward image. Ekphrasis displaies Basil Hall-ward's world view, signifies the stages of his creative search and characterizes his style and method.

Key words: ekphrasis, artistic vision, art, life, beauty, soul.

УДК 821.111-2

ФУНКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ В ПЬЕСЕ О.УАЙЛЬДА «ИДЕАЛЬНЫЙ МУЖ»: К ПРОБЛЕМЕ ЭКФРАСИСА

Екатерина Олеговна Пономаренко

студентка факультета Современных иностранных языков и литератур Пермский государственный национальный исследовательский университет 6149906 Россия, Пермь, ул. Букирева, 15. [email protected]

В статье исследуются функции произведений визуальных искусств в экфрастических портретах персонажей пьесы О.Уайльда «Идеальный муж». Рассматриваются различные подходы к экфрасису и живописности в современном литературоведении в применении к творчеству О.Уайльда. Делается вывод о том, что произведения скульптуры и живописи (и даже их отсутствие) помогают Уайльду создать живописные портреты персонажей, намекнуть на главную идею произведения и выразить эстетическую позицию. Идеал красоты английский писатель связывает с греческой античностью, при этом иронически противопоставляет мифологические персонажи Ватто и Буше парадным портретам Ван Дейка и Томаса Лоуренса.

О Пономаренко Е.О., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.