Научная статья на тему 'ОБРАЗ БЕЛИКОВА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА "ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ"'

ОБРАЗ БЕЛИКОВА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА "ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9859
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / РАССКАЗ / ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котиева И.Х.

В данной статье раскрывается образ главного героя рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре», который вошел в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявление общей проблемы рассказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ БЕЛИКОВА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА "ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ"»

УДК 1

Котиева И.Х.

ФГБОУ ВО Российский университет

ОБРАЗ БЕЛИКОВА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

Аннотация: в данной статье раскрывается образ главного героя рассказа А. П. Чехова « Человек в футляре», который вошел в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявление общей проблемы рассказа.

Ключевые слова: проблема, рассказ, образ.

Антон Павлович Чехов - русский писатель, который своими произведениями доставляет радость читателям. В большинстве его рассказах присутствует тема «маленького человека», и всегда выступал за полноценную жизнь. Одиночество, печаль, неуверенность, все это автор показал в своем рассказе «Человек в футляре», в образе Беликова.

Раскрытию образа Беликова способствует композиционный прием, к которому часто в своем творчестве прибегает Чехов, - рассказ в рассказе. Беликов учитель греческого языка в гимназии. Он по своей натуре был человеком робким, тревожным, необычным и очень сильно отличался ото всех, человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. Ему было под сорок, носил темные очки на бледном, маленьком лице, фуфайку, уши закладывал ватой. Любил ходить в калошах, с зонтом и в теплом пальто в жаркую погоду, и всегда носил собой футляр. Боялся как бы чего не вышло, не любил когда кто - то нарушал правила, был чрезмерно осторожным человеком. Это не нравилось окружающим.

Читая произведение, сразу бросается в глаза главный герой рассказа, странный и необычный человек, которого все готовы осуждать. Но если посмотреть глазами автора, то он самый обычный, просто выражается он не так, как все. «Человеком в

футляре» его назвали потому, что он любит одиночество и прячется от окружающего мира.

Мне кажется, проблема, которую затрагивает Чехов в рассказе "Человек в футляре", всегда останется актуальной. Писатель предупреждает об опасности обывательщины, житейской пошлости. Незаметно для себя каждый может попасть в "футляр" собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Чехов конструирует особенности в наружном облике Беликова становясь символическими. Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город. По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.

Итак, Чехов с помощью образа Беликова высмеивает тех людей, которые стараются между собой и миром поставить своеобразный футляр, не способных выйти за пределы стандартов и предписаний, ведь от таких беликовых и «футлярной жизни» замирает все живое, доброе, честное.

Список использованной литературы:

1. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. - М.: Правда, 1985

2. Абдуллаева З. Вещь в мире Чехова // Декоративное искусство СССР. - 1985. - №4. - С. 194 - 201

3. Абдуллаева З. Жизнь жанра в пьесах Чехова // Вопросы литературы. - 1987. - №4. - С. 155 - 174

4. Белик А.П. О своеобразии нравственно-эстетической позиции А.П. Чехова // Вопросы философии. - 1981. - №12. - С. 127 - 137

5. Бердников Г.П. Чехов. - М.: Мол. гвардия, 1974. - 512 с.

6. Бердников Г.П. Чехов в современном мире // Вопросы литературы. - 1980. - №1. - С. 65 - 97

7. Чеховиана: Чехов в культуре ХХ века: Статьи, публикации, эссе. - М.: Наука, 1993. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.