Научная статья на тему 'Образ автора в позднем творчестве В. Галека'

Образ автора в позднем творчестве В. Галека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
138
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. ГАЛЕК / ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОЗА / АВТОР / РАССКАЗЧИК / ГЕРОЙ / ОБРАЗНОСТЬ / V. HALEK / CZECH LITERATURE / PROSE / AUTHOR / NARRATOR / CHARACTER / IMAGERY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дудкина Анастасия Игоревна

В статье рассмотрен рассказ «На выделе», относящийся к позднему периоду творчества чешского писателя В. Галека. Целью исследования является анализ способов презентации автора в прозе В. Галека раннего и позднего периода. Выявляется, что в рассказе «На выделе» автор впервые открыто выражает свою позицию через символику, лирические отступления, образность, критику героев и общественно-политического несовершенства общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of the Author in Late Prose of V. Halek

In the following article it was described «Na vejminku»/»Living on a soil lot» story, that rerefferes to late prose of Сzech writer V. Halek. The aim of investigation was to show how author is revealed in the text of the piece and what are the differences by contrast to early works. It was found out that for the first time in his prose compositions author overtly expresses himself through symbols, lyrical digressions, imagery, criticism towards the characters and imperfections of public policy life.

Текст научной работы на тему «Образ автора в позднем творчестве В. Галека»

УДК 821.162.3

А. И. Дудкина

Образ автора в позднем творчестве В. Г алека

В статье рассмотрен рассказ «На выделе», относящийся к позднему периоду творчества чешского писателя В. Галека. Целью исследования является анализ способов презентации автора в прозе В. Галека раннего и позднего периода. Выявляется, что в рассказе «На выделе» автор впервые открыто выражает свою позицию через символику, лирические отступления, образность, критику героев и общественно-политического несовершенства общества.

In the following article it was described «Na vejminku»/»Living on a soil lot» story, that rerefferes to late prose of Czech writer V. Hâlek. The aim of investigation was to show how author is revealed in the text of the piece and what are the differences by contrast to early works. It was found out that for the first time in his prose compositions author overtly expresses himself through symbols, lyrical digressions, imagery, criticism towards the characters and imperfections of public policy life.

Ключевые слова: В. Галек, чешская литература, проза, автор, рассказчик, герой, образность.

Key words: V. Halek, Czech literature, prose, author, narrator, character, imagery.

Творчество Витезслава Галека (1835 - 1874) оставило большой след в культурной и духовной жизни чешского народа. Г алек был организатором литературного движения 60-70-х годов XIX века. Вдохновленный природой родного Мельницкого края, он создал удивительно проникновенную лирику, в прозаическом творчестве с необыкновенной глубиной показал жизнь чешской деревни, выступал как редактор передовых чешских изданий.

Проза писателя, к сожалению, остается мало исследованной как в русском, так и в чешском литературоведении. В данной статье на примере повести «На выделе» мы рассмотрим особенности поздних произведений В. Галека, сконцентрировав внимание на проблеме образа автора и способах выражения авторской позиции в тексте. В. В. Виноградов в своих трудах особое место отводил именно этому вопросу, ведь образ автора - это центральное понятие для поэтики и стилистики, «концентрированное воплощение сути произведения» [1, с. 182].

Повесть «На выделе», одна из самых известных и значимых повестей Галека, появилась в 1873 году и явила собой своеобразный вариант «Короля Лира» У. Шекспира. В основе сюжета лежит важная и болезненная для чешского народа проблема - выделенчество. На протяжении многих лет существовал порядок отправлять пожилых родителей на выдел. Они прекращали вести хозяйство, уступая место молодым. Зачастую дети превращались в полновластных хозяев: отношение к выделенным родителям редко было хорошим, они жили в унижении и влачили жалкое существо-

вание. Повесть «На выделе» как раз касается этой проблемы в рамках истории одной чешской семьи.

Открывается произведение известием о смерти Лойки - старика, давно жившего на выделе. Его сын (тоже Лойка) с женой спокойно восприняли эту новость, но вместе с тем, прекрасно осознавали, что теперь наступает черед им отправиться на выдел. Лойка полагал, что его сын Йозеф и будущая невестка Барушка будут уважать старших и относиться к ним с почтением, но на деле они стали обращался с ними хуже, чем с прислугой. Только оказавшись на месте своего отца, Лойка понял, что сам заслужил к себе такое отношение, ведь он всегда потакал жене, которая «натравливала» его на родителя. Теперь вышло наоборот: судьба сыграла с ним злую шутку. Единственным человеком, который отличался от всех членов семьи, был младший сын Лойки, тринадцатилетний Франек, добрый и искренний мальчик. Он очень любил дедушку, поэтому его смерть стала для ребенка настоящей трагедией. Придя однажды на могилу к деду, он познакомился со Стазой, девочкой, которую вырастил и приютил после смерти ее матери могильщик Бартош. Этот поступок осуждали люди, так как Стаза была незаконнорожденным ребенком, но доброму и справедливому Бартошу это не было важно. Дети подружились и почти все время проводили вместе. Видя, во что превращалась его семья, Франек ушел из дома и стал вместе со Стазой бродить по лесам и полям, природа стала для них домом. Лойка долго терпел унижения и грубость своего сына Йозефа, но однажды решил по примеру Франека уйти из дома. Он стал ходить по деревням с музыкантами, рассказывая людям о своей горькой доле. Йозеф пытался вернуть отца домой, но тщетно. Вскоре он стал для округи объектом насмешек, поэтому продал усадьбу и уехал из деревни. Опекун Франека купил дом на имя мальчика, и после отъезда Йозефа и Барушки все возвращается на круги своя, Лойка вновь обретает усадьбу, где стали царить любовь, уважение, взаимопонимание и радость.

Отношение автора (или рассказчика) к изображаемому в повести и рассказе более явно, чем в романе или новелле. Это сложилось исторически, так как старое значение термина «повесть» — это «весть о каком-то событии» — указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик [4, с. 271 - 272]. В заглавие повести («На выделе») вынесена главная проблема произведения. Показательно, что повествование тесно связано с авторским ощущением этой проблемы и пониманием аксиологической значимости описываемого вопроса для читателей-современников.

Перед нами повествователь, для которого деревенская среда является органичной и естественной. Повествователь сливается в тексте повести с автором, о чем свидетельствуют такие фразы, как «в наших краях бытует обычай», «самое трудное для писателя - изображать неутешительные сто-

роны действительности» [2, с. 154], или «давайте же и мы зайдем туда через год» [2, с. 216].

Итак, главной проблемой повести стал вопрос о выделенных родителях. Г алек выражает собственное отношение к этой проблеме, а также дает характеристику героям через призму восприятия выделенчества, при этом подчеркивая типичность этого явления. «Помня, как вели себя Лойка и его жена <...>, можно было бы предположить, что перед нами жадные и корыстные люди. Но это был бы слишком поспешный вывод. Они этим не отличались от тысяч других крестьянских семей. Старик на выделе - все равно что вор, от него всегда убыток хозяйству <...>. К сожалению, супруги не были в этом смысле ни на волос хуже других; подобного Лойку вы наверняка найдете в каждой второй или третьей деревне.» [2, с. 137]. В. Галек гневно осуждает этот страшный пережиток чешской деревенской жизни: «Самое трудное для писателя - изображать неутешительные стороны действительности <...>. Из всех вопросов, которые волнуют наше общество, пожалуй, острее всего стоит вопрос о выделенных родителях; это подлинное обвинение человеку. Не надо непременно покидать Европу, чтобы увидеть рабов и рабовладельцев. Они есть у нас, в нашей отчизне, ты найдешь их в любой деревне <...> отвратительно, что закон терпит, даже одобряет такие порядки <...>. Закон допускает, чтобы сын становился врагом собственного отца, обычай и нравы освящают преступление, а отупевшая природа уже не поднимает своего голоса» [2, с. 155].

Галек впервые на страницах своих произведений так резко высказывается против существующего порядка, это лирическое отступление звучит как обвинение. Подобное характерно не только для повести «На выделе», стиль повествования в других произведениях позднего периода аналогичен («В усадьбе и в хижине», «Возле пустынного холма», «Пражский извозчик»). Частое употребление личных местоимений «я» и «мы» максимально приближает автора-повествователя к рассказываемому и к читателю, такое же открытое выражение собственной позиции мы видим в лирических отступлениях. Галек таким образом сочетает эпическое повествование и драматический диалог. Позднее творчество Г алека наполнено авторскими философскими размышлениями, описаниями природы родного края в ее взаимосвязи с человеком, писатель продолжает демонстрировать знание деревенских обычаев и национального фольклора. Хочется отметить, что мы впервые видим такие большие по объему авторские отступления, для ранних произведений писателя это было не характерно. Степень авторского голоса в тексте такова, что читателю даже не требуется воссоздавать образ автора. Автор не прячется за формальным рассказчиком, героем, не пытается обезличить себя, скорее наоборот, нарочито подчеркивает свое присутствие.

В повести «На выделе», как и в ранних произведениях, Галек не дает портретных характеристик героев, важным он считает их внутренний мир

и поступки, по которым и можно судить о личности персонажа. Психологию и образ жизни героев раскрывает их речевая характеристика, которая приобретает большую выразительность. В прозе позднего периода вновь значительное внимание Галек уделяет прямой речи героев, но эти диалоги теперь имеют оценочное значение. Автор подробно описывает персонажей (Лойка, Стаза, Бартош, Вена). Так, говоря о Лойке, несмотря на его отношение к выделенному отцу, отмечает, что его герой «отличался многими хорошими качествами чешского крестьянина. Они с женой были гостеприимны, отзывчивы, добры к людям... Нищий у Лойков всегда получал подаяние» [2, с. 138 - 139]. Большой фрагмент произведения посвящен описанию типичных деревенских персонажей, которым Лойка предоставлял крышу над головой: это и коробейник из Домажлиц, и холстомер, и решетник, и лудильщик.

Особое место в повести занимает деревенский посыльный Вена, который жил в доме старого Лойки. Он представляет собой чешский вариант шекспировского шута. Хотя Вена и слыл «грубым на язык и малость придурковатым парнем», его высказывания и умозаключения всегда были справедливы и истинны. Вена, рассуждая о проблеме выделенчества, говорит: «Пороть бы вас каждый день с утра, мужики, коли вам наплевать на выделенного отца! Будь моя власть хоть на денек, - я бы вам показал! И как это можно - сын хочет клочок отцовского поля скосить! Да разрази его гром!» [2, с. 115]. Вена, как и шут в «Короле Лире», появляется в тексте повести всегда в нужный момент. По сути, он становится выразителем авторской идеи о том, что в проблеме выделенчества виноваты сами люди, которые не могут переломить существующий порядок. По словам автора-повествователя, Вена «каждому отвешивал свое, в шутку либо всерьез. Его шутовство будило общее веселье, разгоравшееся еще сильнее, когда Вена резал людям правду в глаза - ведь мы нередко самую горькую правду принимаем со смехом. Такова уж ее участь» [2, с. 139].

Частое употребление местоимения «мы», а также прямое обращение к адресату показывает автора как собеседника воображаемого читателя, автор встает рядом с персонажем и дает понять читателю, на стороне какого героя находятся его предпочтения.

Вторая глава повести посвящена описанию деревни Бишицы. Топографически подробно и четко автор воссоздает хорошо известные ему картины мест, добавляя такие детали, которые делают повествование еще более достоверным: «В Бишицах была часовня, рядом с ней - старое кладбище ... новое кладбище находилось подальше, в четверти часа ходьбы от села. К западу от Бишиц простиралась возвышенность, которую можно было от края до края пройти за полчаса. Оба ее склона были размежеваны на отдельные полоски и распаханы, а по самой высокой части пролегала проселочная дорога» [2, с. 120].

Особое место как в поэтическом, так и прозаическом творчестве В. Галека, несомненно, занимает природа. Именно в описаниях природы,

характеризующих родной писателю уголок чешской земли, зачастую кажущихся незамысловатыми и предельно простыми, ярко проявляется авторский голос. В. Галек использует знакомые нам культурно-исторические символы (образы неба, месяца, скал, ветра), а также прибегает к приему олицетворения: «Если в полях жило что-то побуждающее к пению, танцу, то здесь, в лесу, обитало нечто иное, оно само говорило с человеком, заставляя его лишь молчать и слушать.» [2, с. 172]. Порой лирическое отступление кажется излишне перегруженным частностями, но четко прописывая детали, автор позволяет лучше понять своих героев. Благодаря метафоричному языку, олицетворениям еще ярче демонстрируется взаимопроникновение природы и человека.

В повести «На выделе» ярче всего проявилось влияние идей руссоизма, которые были весьма популярны в это время в Чехии. Учение Ж.-Ж. Руссо явилось реакцией против безраздельного господства разума и провозгласило права на равное существование чувства. На страницах повести неоднократно встречается мысль о том, что природа есть самый лучший и справедливый учитель, она является благом, которое способно дать даже больше, чем родители. О связи природы и человека говорят сравнения. Как правило, человек у Галека сравнивается с птицей: «так они и сидели рядом, как два птенца в гнезде» [2, с. 134], «бродячие музыканты - перелетные птицы» [2, с. 138]. Описания природы в тексте чаще связаны с образами детей, ведь только детская душа может быть такой же естественной и настоящей. Именно через призму восприятия ребенка, его устами повествователь говорит о природе, которая в одни моменты - величественный огромный храм со звучащим органом, в другие - простой и гостеприимный дом, где всегда ждут: «Порою дети переставали слышать <.> и ощущать окружающее их величие; торжественные звуки органа умолкали в их сердце, и они начинали замечать вокруг себя простое, понятное <...>. Каждый из наших милых бродяг брал от леса свое, но, когда они делились своими думами о нем, лес представал перед ними во всей своей полноте» [2, с. 173].

Практически вся восьмая глава повести пронизана поэтическими описаниями природы. В этих лирических отступлениях мы отчетливо слышим авторский голос. Н. А. Кожевникова [3], говоря о плане автора и плане персонажа, отмечает, что для плана персонажа характерно включение характерологических средств, что напрямую зависит от тех тематических элементов, в которые они включены. В ранних произведениях В. Галека действительно можно было наблюдать некую разнородность текста, речь персонажей отличалась концентрацией характерологических средств и их экспрессией. Стилистический рисунок рассказов был разнообразен, поэтому мы более четко могли увидеть дистанцию между автором и героями. В прозе позднего периода явные стилистические колебания отсутствуют, речь автора-повествователя и героев однородна, часто мы видим позицию всеведущего автора, способного давать оценку происходящему и характеризовать внутреннее состояние героев.

Авторские оценки реализуются в комментариях к поступкам героев и их эмоциональному состоянию: «На лице у сторожа было написано явное желание оттаскать Вену за волосы или надрать уши» [2, с. 113]; «Франек удивился, что девочка словно прочитала у него на лице то, что творилось в его душе» [2, с. 130]. Часто, описывая поведение и нрав своих героев, автор формулирует мысль, важную для любого человека, таким образом, комментарий и дополнение к образу героя становится небольшим лирическим отступлением: «<...> едва Стаза ступит на зеленое поле, с ней происходит такая перемена: весело блестят глаза, лицо сияет радостью, каждая жилка играет <...>. Но ведь иначе и быть не могло: человек не создан единственно для печали и серьезных мыслей - веселость необходима ему, как солнечный свет» [2, с. 159]. Автор-повествователь иногда напрямую вступает в диалог с читателем: «Что же еще рассказать вам? Франек снова стал уходить из дому, но теперь было уж точно известно, куда он держал путь. А вот на сей раз вы могли бы ошибиться» [2, с. 208]. Не только автор-повествователь характеризует героев, оценку друг другу дают сами персонажи: Вена и Бартош - Лойке и Йозефу, Вена - Кмоху, отцу Барушки и т.д.

Повесть «На выделе», как уже отмечалось ранее, отличается образностью, Галек использует характерные для поэтического творчества средства художественной выразительности, например, сравнения: «Стазин голосок звенел, как серебряный колокольчик <.> а скрипки и арфы будто роняли слезы» [2, с. 145]; «Эти движения ветра были так слабы, что скорее походили на вздохи» [2, с. 180]: метонимию: «Посмотри, там стоит ель в серой шали» [2, с. 173]; эпитеты и метафору: «Шевелись, гордый язык, выговаривай покорную просьбу! Оберни в шелк грубые слова, чтобы они стали мягче птичьего пуха!» [2, с. 205]; «У старого Лойки было такое чувство, словно ему вложили в грудь новое сердце, а в ушах точно звучала песнь жаворонка» [2, с. 207]; олицетворения: «Если в душе Франека пели и порхали птицы, то в Стазиной душе цвел сад, трепетали радужные краски, бежали ручьи с голубыми незабудками по берегам, вилась ежевика. Душа Франека была полна красотой звука, Стазина душа словно цвела и благоухала» [2, с. 174].

Характерной особенностью деревенской прозы В. Галека является подчеркивание факта максимальной приближенности самого писателя к тому, что он описывает. Для подтверждения аутентичности Галек насыщает повествование фольклорными мотивами (песни, описание обряда, жатвы, дожинок), достоверными картинами природы и мест, где он родился и вырос, культурно-историческими символами: птица символизирует человека, свобода ассоциируется с бескрайним полем и небом, куда летит мысль, не встречая на своем пути никаких преград, зеленая листва - символ обновления и новой жизни, душа Стазы - цветущий сад с радужными красками, ущелье - храм.

Повесть имеет счастливый финал. Возвышенная любовь и доброта носят примиряющий характер. «Мир стал иным, но только теперь открылась

его сущность, недоступная тому, кто не смотрит на него любящими глазами» [2, с. 213]. Этот итог идиллический, как в сказке, где добро всегда побеждает зло, не случайно в финале мы читаем: «долго они стремились к этой идиллии, долго блуждали в поисках ее, но все же нашли» [2, с. 217].

Условно повесть «На выделе» строится на противопоставлении двух миров: мира Лойки (мрачного, лицемерного) и мира детей (светлого, чистого, бесхитростного). Мир светлый окрашивается печалью и ужасом трагедии. Люди, живущие предрассудками, противостоят детям, чье существование представляет собой гармонию с природой. Произведение отличается, прежде всего, тем, что победу одерживают природа и «естественный человек», способный любить. Как отмечалось ранее, именно любовь для писателя была центром, который способен объединить людей, поэтому нет всеобщей концентрации на мрачном безрадостном существовании, добро пытается уравновесить собой зло, в итоге одерживая победу. Все здесь проникнуто искренностью, так как большое внимание уделено образам детей. Задача автора и состоит в том, чтобы показать читателю, что все зло и несправедливость человеческая ничто по сравнению с чистотой и истинностью природы. Продолжением природы в повести выступили Франек и Стаза, чьи доброта и уважительное отношение к окружающему миру явились основополагающими в разрешении главного конфликта - эту мысль автор подчеркивает неоднократно.

Роль автора именно в этом произведении велика еще и потому, что на его страницы В. Галек перенес историю своих взаимоотношений с собственным отцом. В истории Лойки и Франека слышится личная проблема писателя. Он также одиноко чувствовал себя, когда семья отвернулась от него, не поддержав в решении продолжить образование. Боль покинутого ребенка навсегда осталась в его сердце. Впервые в прозаическом творчестве автор открыто выражает свою позицию через символику, лирические отступления, образность и критику общественно-политического несовершенства общества. Нередко своей точкой зрения автор наделяет деревенского шута Вену, который критикует человеческие пороки. В целом же противопоставление плана автора и плана персонажей в зрелом творчестве становится более отчетливым. В повести «На выделе» В. Галек впервые выступает в роли автора, наделенного правом обличать и судить героев и их поступки, что является характерным для позднего творчества писателя.

Список литературы

1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. - М., 1971.

2. Галек В. Повести и рассказы. - Л., 1985.

3. Кожевникова Н. А. О соотношении речи автора и персонажа // Языковые процессы современной художественной литературы. - М.: Наука, 1977. - С. 7 - 98.

4. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. - М., 1999. -С. 271 - 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.