Научная статья на тему 'Образ Атиллы в скандинавских сагах: исторический и социокультурный аспекты'

Образ Атиллы в скандинавских сагах: исторический и социокультурный аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2032
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТИЛЛА / СКАНДИНАВИЯ / САГА / ЭДДА / МЕДИЕВИСТИКА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ATTILA / SCANDINAVIA / SAGA / EDDA / MEDIEVAL STUDIES / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карагёз Селим

Данная статья посвящена рассмотрению образа Атиллы в скандинавских сагах. В ней показана важность информации, содержащейся в скандинавских сагах, для реконструкции представлений об Атилле. Повествования об Атилле имеются в литературе разных культур, однако в скандинавских сагах он занимает особое место, являясь одним из важных положительных персонажей. Автор доказывает, что в данном аспекте на скандинавские саги большое влияние оказали германские эпические произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTILA IMAGE IN SCANDINAVIAN SAGAS: HISTORICAL AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS

The article is devoted to investigating Attila image in Scandinavian sagas. The author shows importance of information contained in Scandinavian sagas to reconstruct conceptions of Attila. Literatures of different cultures contain stories of Attila but in Scandinavian sagas he occupies a special place being one of the key positive personages. The author proves that in this aspect Scandinavian sagas were greatly influenced by Germanic epic works.

Текст научной работы на тему «Образ Атиллы в скандинавских сагах: исторический и социокультурный аспекты»

Карагёз Селим

ОБРАЗ АТИЛЛЫ В СКАНДИНАВСКИХ САГАХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

Данная статья посвящена рассмотрению образа Атиллы в скандинавских сагах. В ней показана важность информации, содержащейся в скандинавских сагах, для реконструкции представлений об Атилле. Повествования об Атилле имеются в литературе разных культур, однако в скандинавских сагах он занимает особое место, являясь одним из важных положительных персонажей. Автор доказывает, что в данном аспекте на скандинавские саги большое влияние оказали германские эпические произведения. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/7/19.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 72-75. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

собственного духовного совершенства, расширению горизонтов познания законов бытия и мироздания, философии жизни композиторы приобретают культурный и художественный опыт в его семантической многогранности, духовно-нравственной наполненности, философской глубине, проектируя в музыкальной сфере идеи диалога культур. Вступив в творческий диалог в рамках музыкального искусства на разных уровнях сознания и мышления, выдающиеся композиторы ищут ответы на самые сложные вопросы, осмысливают извечные онтологические проблемы бытия, изменяя всю эстетическую парадигму эпохи. Диалог, который приобретает разнообразные субъективно-личностные проявления и художественные трансформации в полифоничном творческом сознании различных композиторских индивидуальностей, имеет универсальное значение и в значительной мере определяет специфику бытия музыкальной культуры. Глубина и многогранность постижения М. Бахтиным индивидуально-личностной проблематики, степень ее концептуализации являются важной аргументацией для экстраполяции теоретических идей ученого в контексте музыкознания. Данное обстоятельство требует фокусировки внимания на феномене личности композитора и отражении его мира в музыкальном содержании, в связи с чем методологическая парадигма постижения субъективно-личностной проблематики в ее музыкальной проекции становится концептуальным фундаментом формирования теории композиторской личности. Гуманитарно-диалогический метод понимания личности, который является основой философско-эстетических трудов М. Бахтина, - это универсальный смысловой подход, который способствует раскрытию сущностных аспектов бытия и художественного мышления творческой личности композитора в контексте культуры, пониманию интерпретационно-диалогических процессов в музыке. Масштаб философии М. Бахтина, глубина постижения содержащихся в его эстетическом наследии сущностных проблем, актуальных для различных сфер современной гуманитаристики, являются постоянным и неисчерпаемым источником познания и искусствоведческого вдохновения дальнейшего научного поиска.

Список источников

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.

2. Бахтин М. М. Стилистика художественной речи // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 2000. С. 54-98.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.

4. Гуревич П. С. Проблема Другого в философской антропологии М. М. Бахтина // М. М. Бахтин как философ: сб. тр. / под ред. Л. А. Гоготишвили и П. С. Гуревича. М.: Наука, 1992. С. 83-95.

5. Савицкая Н. Хронос композиторского жизнетворчества. Львов: Сполом, 2008. 320 с.

POLYPHONY OF THE COMPOSER'S PERSONALITY IN THE LIGHT OF M. M. BAKHTIN'S PHILOSOPHICAL AND ESTHETIC CONCEPTIONS

Kalitskii Vitalii Valer'evich, Ph. D. in Philosophy The Russian State Specialized Academy of Arts in Moscow kalitzky@yandex.ru

The article discovers the basic provisions of M. M. Bakhtin's esthetic conception in the light of their explication in the composer's practice. The author examines the specific conception of the personality's essence and existential status, principles of its dialogic interpretation. The paper justifies topicality of the philosopher's humanistic ideas for modern humanitarian practice and considers relevance of their extrapolation in the sphere of musical creation to explain the composer's personality phenomenon.

Key words and phrases: esthetics; polyphony; personality; dialogue; musical culture; conception; artistic consciousness; creative individuality; composer's personality.

УДК 9; 94

Исторические науки и археология

Данная статья посвящена рассмотрению образа Атиллы в скандинавских сагах. В ней показана важность информации, содержащейся в скандинавских сагах, для реконструкции представлений об Атилле. Повествования об Атилле имеются в литературе разных культур, однако в скандинавских сагах он занимает особое место, являясь одним из важных положительных персонажей. Автор доказывает, что в данном аспекте на скандинавские саги большое влияние оказали германские эпические произведения.

Ключевые слова и фразы: Атилла; Скандинавия; сага; Эдда; медиевистика; историография.

Карагёз Селим

Казанский (Приволжский) федеральный университет skaragoz24@gmail. com

ОБРАЗ АТИЛЛЫ В СКАНДИНАВСКИХ САГАХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

Атилла, правитель гуннов с 434 по 453 гг., место и дата его рождения, его жизнь, деятельность, правление и смерть уже долгое время являются предметом пристального интереса и споров историков [13].

Атиллу в источниках называют по-разному. Даже само происхождение имени «Атилла» остается до сих пор спорным вопросом [10]. Например, в древнескандинавской литературе короля гуннов Атиллу упоминают как Атли, Атле или Атала [19].

Даже с учетом того факта, что источников, в которых упоминается Атилла, не так много, он оставил глубокий след в истории Европы. Образ Атиллы встречался в европейской литературе с раннего Средневековья до наших дней, а сведения об этой исторической личности передавались первоначально устно из поколения в поколение. Например, готский историк VI века Иордан в своей книге «О происхождении и деяниях гетов» ("De origine actibusque Getarum") [1; 10] передал сведения греческого историка Приска о том, что Атилла обладал секретным священным оружием скифов. Историк полагал, что это оружие придавало ему силы на войне и сделало его правителем всего мира. На это обратил внимание в своем исследовании Патрик Гири [6, p. 63]. Начало этой легенды относится к периоду Средневековья [16, p. 151]. Одни из самых интересных легенд, связанных с Атиллой, содержатся в рассказе об исторической встрече Льва I, Папы Римского, и конечно, в скандинавских сагах. В последних он описывается как благородный король и великий человек. Именно об этих сагах и пойдет речь далее.

Большинство сведений об Атилле дошло до нас из вторых рук. Повествования о нем имеются в литературе разных культур, однако в скандинавских сагах он занимает особое место. Как следует из героических поэм «Эдда» и «Сага о Вёльсунгах», Атилла является важным персонажем повествований северных народов Европы. На скандинавские саги сильно повлияли германские эпические произведения. Атилла - хороший этому пример. Он играет главную роль в «Саге о Вёльсунгах». Он - убийца Хёгни (Hogni) и человек, бросивший своего брата Гуннара в змеиное гнездо.

Многие археологические находки, связанные с гуннами, были найдены при раскопках на территории Скандинавии, в частности на территории современной Дании [7; 14, p. 111-118]. Однако местные саги содержат мало информации о нем. Но в них (например, в уже упоминавшейся «Саге о Вёльсунгах») мы встречаем термины «Гуннская земля» или «Гунналанд». Это, вероятно, можно объяснить влиянием германских саг. В данной работе сделан акцент на те данные скандинавских саг, которые могут свидетельствовать об исторических фактах жизни Атиллы и реальных событиях, связанных с ним. При этом в отличие от германских саг он является положительным персонажем, одним из главных действующих лиц.

Но прежде всего необходимо выяснить, каждое ли упоминание имени Атиллы в сагах связано именно с этим историческим персонажем. Как уже было сказано выше, имя Атиллы встречается в скандинавской литературе нередко, но нужно помнить, что кроме гунна Атиллы есть и другие персонажи с этим именем. Например, брат Греттира (Grettir) в «Саге о Греттире» - сын Асмнундара (Grettis saga Asmundarsonar).

Хотя большинство ученых согласны с этим, все же некоторые исследователи считают, что Атли из саг -это не вождь гуннов, а другой человек: сын короля Вестфалана - Атала [3; 5; 17, S. 136-140]. «Сага о Вёльсунгах», датируемая предположительно XIII веком, большей частью основывается на сохранившихся эпических песнях из Эдды [11, p. 62]. Эта сага является главным источником сведений об Атилле, когда речь заходит об информации, дошедшей до нас из скандинавских саг. В одном из наиболее интересных отрывков из этой саги, рассказывается следующая история. Сигурд убивает дракона Фафнира, забирает его золото, затем посещает Валькирию Бринхилдр (Brynhildr) и влюбляется в нее. Под влиянием магии королевы Гримхилр (Grimhildr) он забывает свою жену и женится на королевской дочери Гудрун. В конце Сигурд убивает братьев Гудрун. После этого в истории появляется персонаж Атилла, который приглашает своих зятьев Гуннара и Хогни на пир. Его целью было получить сокровище Фафнира - золото, которое выиграл Сигурд Фафнисбани (Sigurdr Fáfnisbani). Когда братья отказались отдать сокровища или рассказать, где они находятся, началась драка, и в итоге Гуннара и Хогни заковали в цепи. Атли приказывает вырезать сердце Хогни из груди, в то время как Гуннара кидают в змеиное гнездо. Гудрун отправила своему брату Гуннару арфу, на которой он стал играть, чтобы усыпить змей. Но самая большая и злобная змея достигает его сердца. Таким образом, история заканчивается трагической смертью Гуннара [4].

Опираясь на сагу, очень сложно установить точную причину смерти Гуннара. Змеиная яма Атиллы также упоминается в различных письменных свидетельствах, но это уже другой вопрос. Так или иначе, имя Атиллы в той или иной форме связано со змеями. Так, например, в Латинской поэме, датируемой около 800 г., говорится, что «змеи преисподней наказали Атиллу за его тяжкие грехи» [15, p. 77-78].

В сочинении Oddrúnargrátr (XI или XIII век) змеей, убившей Гуннара, называют мать Атли. Таким образом, сложно с точностью утверждать, когда и где возникли сказания, в которых говорится о змеиной яме Атиллы; с другой стороны, нет никаких сомнений в том, что такие места наказания существовали.

Это краткое резюме содержит элементы бургундской легенды. В ней, по всей видимости, содержится определенное зерно истины. Другими словами, она повествует о реальных событиях, основана на историческом фундаменте. Не случайно об этом свидетельствуют и другие исторические документы и тексты начиная с V века. Помимо всего прочего, эти источники упоминают знаменитый конфликт между бургундами, во главе со своим вождем Гундахарием (Gundaharius), и римлянами, во главе с их полководцем Флавием Аэцием, которому помогали гунны. Причина, по которой мы упоминаем данный факт в этой статье, состоит в том, что он подкрепляет идею о том, что Аттила - не только мифологический легендарный персонаж скандинавских саг, но и реальная историческая личность [12, p. 83].

Из истории нам известно, что между бургундами и гуннами были конфликты. Например, в летописи Проспера Аквитанского, относящейся к V веку, есть сведения, что гунны напали на бургундов и полностью разгромили их войско.

Отвечая на вопрос, почему Атилла бросил Гуннара в змеиную яму, стоит заметить, что ямы со змеями как места наказания были известны в скандинавском мире. Такие ямы упоминаются и в других скандинавских сагах [2; 20]. Вероятно, наиболее известным упоминанием является история короля Рагнара Лодброка. Знаменитый викинг Рагнар Лодброк был убит королем Аэллой в Англии. После этого Аэлла, король Нор-тумбрии, выбросил Рагнара во двор со змеями [21].

Все эти исторические события переросли в героические песни и легенды, где Гунфахариус и Атилла стали называться Гуннар и Атли в скандинавских вариантах саг. Таким образом, можно сделать вывод о популярности образа Атиллы в скандинавской литературе. Пример со змеиными ямами является очень хорошим свидетельством, показывающим, как скандинавы связывали свои древние мифы и ритуалы с Атиллой.

Другой источник, в котором упоминается Атилла - Атлаквида (The Layof Atli). Атлаквида является частью Старшей Эдды, и Атилла фигурирует в ней как один из главных героев. В данной поэме Атилла приглашает свою жену Гудрун и ее братьев Гуннара и Хёгни (Хогни) в свой дворец. Точно так же, как в саге о Вёлсунгах, Атилла хочет узнать, где они прячут сокровища. Когда они отказываются рассказать об этом, Атилла убивает их обоих - у Хёгни он вырезал сердце, а Гуннара бросил в змеиную яму. Затем Атилла умерщвляет свою жену, сестру убитых Гуннара и Хёгни [8].

В эддической поэме «Плач Гудрун» из списка XI-XII веков также говорится об Атилле. История похожа с той, которую мы встретили в «Саге о Вёлсунгах», но здесь змея, убившая Гуннара, - это мать Атиллы [Ibidem].

Другая песнь из Эдды - «Атламал» (гренландское Слово о полку Атли) также упоминает об Атилле. Невозможно определенно сказать, в какой форме история Атиллы пришла в поэзию Гренландии, но, по-видимому, она была адаптирована к истории, уже существовавшей в литературе Гренландии. В этой истории Атли - король гуннов, который отдает приказы своим людям, посылает сообщения, убивает Хёгни и Гуннара. Атли приказывает повесить Гуннара на виселице среди змей.

В данной статье были собраны сведения из скандинавских источников, в которых упоминается Атилла, вождь гуннов. Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем утверждать, что реально существовавший исторический персонаж Атилла превратился в легендарную фигуру путем использования некоторых древних скандинавских мифологических сюжетов и мотивов, таких, например, как змеиные ямы.

Атилла, оставивший глубокий след в истории Европы и игравший значительную роль в формировании ее будущего, остался яркой фигурой в мифологии и литературе не только Скандинавии, но и всей Европы. Не во всех, но в большинстве скандинавских саг упоминается, по нашему мнению, именно Атилла-гунн. Не будет ошибкой также утверждать, что и память об Атилле перешла в скандинавские саги из германских. Однако стоит помнить, что хотя под именем Атли мы подразумеваем Атиллу, вождя гуннов, при этом мы должны принимать в расчет, что информация о нем - лишь смутные воспоминания, так как саги были написаны в XIII-XIV веках.

Исследуя источники, сопоставляя их друг с другом и принимая во внимание более старые германские легенды, например «Песнь о Нибелунгах», можно проследить развитие легенды. Особое внимание стоит уделить отражению положительных характеристик и героическому образу Атиллы в сагах. Однако мы должны упомянуть, что рассмотренные ресурсы не систематичны: сохранившиеся источники вряд ли дадут нам полную картину образа Атиллы. Тем не менее описываемые саги имеют свою ценность, они помогают нам представить контекст и воссоздать картину того, каким образом легенды об Атилле распространялись в Скандинавии.

Список источников

1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ iordan/02.php (дата обращения: 20.03.2017).

2. Andersson T. M., Gade K. E. Morkinskinna: the Earliest Icelandic Chronicle of the Norwegian Kings (1030-1157). Cornell University Press, 2000. Vol. 51. 584 p.

3. Badenhausen R. Merovingians by the Svava [Электронный ресурс]. URL: http://www.badenhausen.net/harz/svava/Meroving Svava.htm (дата обращения: 20.03.2017).

4. Byock J. L. Saga of the Volsungs. Penguin Classics, 2000. 160 p.

5. Dronke U. The Poetic Edda I: Heroic Poems. Oxford: Clarendon Press, 1969. 272 p.

6. Geary P. Living with the Dead in the Middle Ages. Cornell University Press, 1994. 264 p.

7. Hedeager L. Scandinavia and the Huns: An Interdisciplinary Approach to the Migration Era [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/5352394/Scandinavia_and_the_Huns_an_Interdisciplinary_Approach_to_the_Migration_Era (дата обращения: 20.03.2017).

8. Hollander L. M. The Poetic Edda. University of Texas Press, 1986. Vol. 1. 375 p.

9. Hyun J. K. The Huns, Rome and the Birth of Europe. Cambridge University Press, 2013. 348 p.

10. Iordanis. De Origine Actibusque Getarum [Электронный ресурс]. URL: http://www.thelatinlibrary.com/iordanes1.html#L (дата обращения: 20.03.2017).

11. Lassen A., Ney A., Jakobsson A. The Legendary Sagas: Origins and Development. Reykjavik: University of Iceland Press, 2012. 455 p.

12. Maenchen-Helfen J. O. The World of the Huns: Studies in Their History and Culture. Berkeley: University of California Press, 1973. 648 p.

13. Mangaltepe i Atilla: The Ruler of the Huns (434-453) [Электронный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/23195882/ ATTILA_THE_RULER_OF_THE_HUNS_434-453 (дата обращения: 20.03.2017).

14. Nasman U. Scandinavia and the Huns: A Source-Critical Approach to an Old Question // Journal Of Swedish Antiquarian Research. Fornvannen, 2008. Vol. 103. P. 111-118.

15. Nordland O. Ormegarden // Viking: Tidsskriftfornorran Arkeologi. 1949. Vol. 13. P. 77-78.

16. Oakeshott E. European Weapons and Armour: From the Renaissance to the Industrial Revolution. Boydell Press, 2012. 312 p.

17. Ritter von Schaumburg H. Die Bedeutung der Didriks-Chronik // Eine Replik. Herbig, 1991. № 2. S. 136-140.

18. Saxo Grammaticus. Gesta Danorum / ed. Hilda Ellis Davidson. Cambridge: D. S. Brewer, 1979. 528 p.

19. Snaedal M. Attila // Stydia Etymologica Cracoviensia. Krakow, 2015. T. 20. S. 211-219.

20. Sturluson S. King Harald's Saga. Penguin UK, 2005. 192 p.

21. The Saga of the Volsungs: The Saga of Ragnar Lodbrok, Together with The Lay of Kraka. N. Y.: The American-Scandinavian Foundation, 1930. 270 p.

ATTILA IMAGE IN SCANDINAVIAN SAGAS: HISTORICAL AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS

Karagez Selim

Kazan (Volga Region) Federal University skaragoz24@gmail. com

The article is devoted to investigating Attila image in Scandinavian sagas. The author shows importance of information contained in Scandinavian sagas to reconstruct conceptions of Attila. Literatures of different cultures contain stories of Attila but in Scandinavian sagas he occupies a special place being one of the key positive personages. The author proves that in this aspect Scandinavian sagas were greatly influenced by Germanic epic works.

Key words and phrases: Attila; Scandinavia; saga; Edda; medieval studies; historiography.

УДК 091

Философские науки

В статье представлены результаты анализа сотрудничества теоретика «просвещённого консерватизма» Г.-К. Кальтенбруннера с научным обществом „Gesellschaftfür Ganzheitsforschung" (Австрия) и сделан вывод, что одной из фундаментальных философских идей «просвещённого консерватизма» была идея целостности мира и познания. Обзор статей и рецензий Г.-К. Кальтенбруннера и рецензий на его работы в журнале „ Zeitschrift für Ganzheitsforschung " впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова и фразы: «просвещённый консерватизм»; принципы консерватизма, пессимизм; идея целостности; универсализм; Универсум.

Ким Флора Сергеевна, доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (филиал) в г. Бронницы kim _flora_s@list.ru

«ПРОСВЕЩЁННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ» Г.-К. КАЛЬТЕНБРУННЕРА И „GESELLSCHAFT FÜR GANZHEITSFORSCHUNG"

Герд-Клаус Кальтенбруннер (1939-2011) - один из ведущих теоретиков консерватизма восьмидесятых годов ХХ века Германии [10; 25]. Г.-К. Кальтенбруннер предложил развернутый план по созданию теории консерватизма, основанной на научном познании и подтвержденной рациональными и проверяемыми аргументами [17, S. 94, 101; 23, S. 255-275; 24, S. 44]. Одним из результатов моего исследования теории консерватизма Кальтенбруннера стал вывод о том, что она имеет два уровня: первый - «просвещающий» - для всех и второй - «просвещённый» - «сложный», «затруднительный» - для «посвященных» [3]. В данной статье доказывается, что одной из фундаментальных, но неназываемых прямо, философских идей «просвещённого консерватизма» является идея целостности мира и познания, попытка рассматривать все социально-экономические, экологические, политические и духовные проблемы общества в рамках парадигмы целостности. Один из ведущих российских философов Ю. Н. Солонин считал, что обращение к проблеме целостности «позволяет обратить внимание на возможности... альтернативных познавательных стратегий, в том числе и тех, которые были оттеснены на периферию парадигмальной теории познания», «построить новые основы теории познания» [5, с. 11]. Реализация такой программы, по его мнению, требует серьезного исследовательского потенциала и включает в себя «восстановление истории развития целостных представлений в философии и в науке» [5, с. 15; 6, с. 28]. Сотрудничество Г.-К. Кальтенбруннера и „Gesellschaft für Ganzheitsforschung" (Австрия) позволяет прояснить один из эпизодов данной истории.

Как уже было показано ранее, при анализе взглядов Г.-К. Кальтенбруннера краткие упоминания имен и умолчания часто являются более важными, чем акцентированное и многократное повторение некоторых положений [3, с. 63]. В его работах по консерватизму нет прямых указаний на идею целостности как фундаментальную идею «"консервативной революции" в философии»1, но постоянно встречаются основные понятия, концепты, характеризующие парадигму целостности, такие как: Универсум (мир как целое), космос, всеобщая целостная система, Umwelt, единство развития природы и истории человечества, этика Универсума, этика всеобщей целостной системы, действительность образа как проникновение в сущность, усмотрение и т.д. Можно предположить, что идея целостности, целостного подхода к пониманию мира, стремление

1 Выражение Ю. Н. Солонина - см.: [6, с. 31].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.