Научная статья на тему '«ОБРАЗ АРМИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ)»'

«ОБРАЗ АРМИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ)» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТ "АРМИЯ" / ИМИДЖ АРМИИ РФ / ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ КОНЦЕПТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насыров Минсагит Маратович

В статье рассматриваются особенности вербализации концепта «армия» в новостных интернет-СМИ. В исследовании проведён статистический анализ основных словесных доминант, определяющих формулировки новостных заголовков статей об армии. Выделено ядро и периферийные элементы концепта. Образ армии представлен как явление положительное, формирующееся через образы военнослужащих, воинских подразделений и новых видов вооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE ARMY IN MODERN INTERNET MEDIA (BY THE EXAMPLE OF NEWS HEADLINES)

The article discusses the features of the verbalized concept «army» in the online news media. The study conducted a statistical analysis of the main verbal dominants that determine the wording of news headlines of articles about the army. The core and peripheral elements of the concept are highlighted. The image of the army is presented as a positive phenomenon, formed through the images of military personnel, military units and new types of weapons.

Текст научной работы на тему ««ОБРАЗ АРМИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ)»»

ОБРАЗ АРМИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСТНЫХ ЗАГОЛОВКОВ)

Насыров Минсагит Маратович,

студент Омского автобронетанкового инженерного института

Аннотация. В статье рассматриваются особенности вербализации концепта «армия» в новостных интернет-СМИ. В исследовании проведён статистический анализ основных словесных доминант, определяющих формулировки новостных заголовков статей об армии. Выделено ядро и периферийные элементы концепта. Образ армии представлен как явление положительное, формирующееся через образы военнослужащих, воинских подразделений и новых видов вооружения.

Ключевые слова: концепт, концепт «армия», имидж армии РФ, ядро и периферия концепта.

THE IMAGE OF THE ARMY IN MODERN INTERNET MEDIA (BY THE EXAMPLE OF NEWS HEADLINES)

Nasyrov Minsagit Maratovich,

student of the Omsk Auto-Armored Engineering Institute

Abstract.The article discusses the features of the verbalized concept «army» in the online news media. The study conducted a statistical analysis of the main verbal dominants that determine the wording of news headlines of articles about the army. The core and peripheral elements of the concept are highlighted. The image of the army is presented as a positive phenomenon, formed through the images of military personnel, military units and new types of weapons.

Keywords: concept, concept «army», image of the Russian Army, core and periphery of the concept.

рмия согласно нормативному толковому словарю общеупотребительной ТЁ лексики советского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова - это «вооруженные силы государства» [2]. Государству армия необходима, для того чтобы защищаться при нападении других государств, а также для сохранения своей территории. Без армии, как правило, нет государства. Мне как человеку, который имеет непосредственное отношение к Вооружённым силам Российской Федерации, было интересно, каково сейчас в современной России отношение к армии. В этом заключается цель нашего исследования. Поскольку на современном этапе развития общества наиболее продуктивным каналом получения информации о мире является Интернет, именно он стал объектом нашего изучения. Предмет исследования - особенности образа армии, отраженного в новостных интернет-СМИ.

Описывать это образ с точки зрения лингвокультурологического подхода удобно через понятие концепта. Концепт - это «единица мышления, обладающая отдельным целостным содержанием и реально не разлагающаяся на более мелкие мысли, т.е. элементарная сторона внутреннего слоя». Концепт - это «вербализованное и отраженное в языковом сознании носителей языка представление о каком-либо

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Насыров Минсагит Маратович

«Образ армии в современных интернет-СМИ (на примере новостных заголовков)»

явлении действительности» [3]. Концепт имеет четкую структуру, предполагающую наличие: 1) ядра, т.е. самых частотных вербальных компонентов языка, ассоциативно связанных с анализируемым явлением; 2) периферии, т.е. единично представленных вербальных составляющих смыслового поля концепта [1].

Армия как организация за все времена существования Российского государства в разных формах его управления претерпела немало изменений и реформ:

1. Военные реформы Петра первого в 18-м веке, которые кардинально изменили армию в положительную сторону, укрепив обороноспособность Русского государства и престиж военного защитника в целом.

2. Военные реформы 19-го века под руководством военного министра Д.А. Малютина, которые проводились в течение 12 лет, военные реформы 1905-1912 годов.

3. Военные реформы периода Отечественной войны.

Все данные действия были проведены для улучшения службы военного человека и повышения обороноспособности государства. Впервые тот авторитет военной службы, который на протяжении веков набирали наши предки был, растерян в значительной степени из-за объективных причин конца XX и начала XXI века. Ввиду распада Советского Союза, не было уделено внимания проблемам армии, что проявилось в недостаточном финансировании, утрате (сокращении) высококвалифицированных кадровых офицеров, имеющих опыт ведения боевых действий, а также в не совсем удачных локальных конфликтах, что привело к потере огромного количества личного состава. Служить в армии стало непрестижно, невыгодно, как бы это грубо не звучало. Массовые увольнения и прочие негативные факторы повлияли на резкое падение авторитета военной профессии. Вторым, менее «кровопролитным», но в равной степени негативным фактором, повлиявшим на снижение авторитета армии, стали военные реформы, проведенные в период с 2010-го по 2012 год: сокращение штатного состава воинских частей, а также количества военных учебных заведений среднего и высшего образования.

Спустя пять лет была проведена смена целого ряда военачальников, введен ряд приказов и дополнений к уже имеющимся, и мы получили ту армию, которая сейчас является одной из сильнейших на мировой арене. Однако авторитет и престиж военной профессии не достиг того уровня, который когда-то был утрачен. Следует признать, что, несмотря на значительное улучшение жилищно-бытовых условий проживания в казармах, повышение финансирования и значительного увеличения денежного довольствия как у военнослужащих срочной службы, так и у военнослужащих по контракту, несмотря на расширение и реорганизацию в целом в Вооруженных силах Российской Федерации, остаются негативные моменты в отношении службы в основном у молодых людей призывного возраста. В современной армии, по мнению молодых людей, наблюдается ряд проблем, которые негативно окрашивают восприятие военной службы. На данный момент большая часть населения активно пользуется Интернетом, излагая в Сети свои мысли, чувства и отношение к разным аспектам жизнедеятельности. И именно там, на наш взгляд, необходимо проводить анализ отношения населения Российской Федерации к военным и к армии.

В процессе исследования нами были проанализированы новости по запросу «Армия» в поисковике «Яндекс»: 50 новостных сообщений за ноябрь 2021-го - январь 2022 г. В качестве материала для построения концепта мы воспользовались новостными заголовками, выделяя в них ключевые понятия, образующие название новост-

№ 1 (12), 2022

ных сообщений. К таким понятиям относятся: гарант ненападения (1), защитить (2), служба (1), военная служба (1), плохие условия службы (1), военные учения (1), учебно-методические сборы (1), фрегат (1), военная техника (1), российский вертолёт (1), армия (5): в том числе российская и сильная), армия и флот (1), Минобороны (1), дивизия (2), танковая армия (2), дивизион (1), пилоты МиГ (1), ракетная дивизия (1), вооружение (1), новые образцы вооружения (1), вооружения Российской армии (1), пуск ракеты (1), 597 призывников (1), 500 призывников (1), российские инструкторы (1), военные ЦВО (1), командиры рот (1), военные (1), численность войск (1), Шойгу (1), Вооруженные силы (1), ВС РФ (1), основные силы (1). Наиболее частотные понятия вошли в ядро концепта. Ими оказались: 597 призывников (1), 500 призывников (1), российские инструкторы (1), Военные ЦВО (1), командиры рот (1), военные (1), численность войск (1), Шойгу (1), дивизия (2), танковая армия (2), дивизион (1), пилоты МиГ (1), ракетная дивизия (1), армия (1), Российская армия (1), армия и флот (1), сильная армия (1), Минобороны (1). Если систематизировать приведенные компоненты ядра концепта, что наиболее репрезентативным является понятие «Личный состав». Оно вербализовано (представлено) восемью словами (597 призывников, 500 призывников, российские инструкторы, Военные ЦВО, командиры рот, военные, численность войск, Шойгу).

На периферии концепта находятся компоненты, распределённые нам и на следующие семантические (смысловые) группы:

- функции: гарант ненападения, защитить (2);

- служба: служба, военная служба, плохие условия службы;

- мероприятия: военные учения, учебно-методические сборы;

- техника: фрегат, военная техника, российский вертолёт;

- вооружение: вооружение, новые образцы вооружения, вооружение Российской армии, пуск ракеты;

- Вооруженные силы: Вооруженные силы РФ, ВС РФ, основные силы.

Итак, подгруппа «Личный состав» является самой многочисленной, что говорит о том, что в первую очередь Российская армия сильна не современным вооружением и техникой, а людьми, которые управляют этой техникой. Именно через образ военнослужащего армия предстаёт в средствах массовой информации.

Второй по численности является подгруппа «Подразделения», что по содержательному наполнению близко к подгруппе «Личный состав», однако в подгруппе «Подразделения» ярко выражены узконаправленные военные специалисты, к примеру: танковая армия, пилоты МиГ, ракетная дивизия. Это в свою очередь также доказывает, что армия предстает в новостных СМИ через совокупность служащих в ней людей, выполняющих конкретных функции и задачи.

Преобладание двух названных смысловых групп гармонично укладывается в антропоцентичность концептосферы, которая организует восприятие мира носителями языка (см. об этом: [4]).

Третья подгруппа по численности - «Вооружение». В данную подгруппу нами были собраны слова и словосочетания из заголовков статей, в которых затрагивалась тема поступления новых образцов вооружения и военной техники в Вооруженные силы Российской Федерации, а также факты испытаний и проверок этих образцов. Это говорит о том, что, несмотря на довольно сильную людскую составляющую, всё-таки необходимо иметь и передовые образцы ВВСТ, что отражается в заголовках СМИ.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Насыров Минсагит Маратович

«Образ армии в современных интернет-СМИ (на примере новостных заголовков)»

Таким образом, в современных средствах массовых информации, представленных в Интернете, образ армии вербализован тремя смысловыми группами слов: военнослужащие, воинские подразделение и вооружение. В большинстве своем компоненты заголовков либо нейтральны, либо положительны. Их всех выявленных нами контекстов только один содержал негативную характеристику армии (плохие условия службы). Это значит, что в СМИ активно формируется тот образ армии, который в период перестройки и реформ А.Э. Сердюкова был утрачен. Положительное отношение к армии, положительное восприятие Вооруженных сил в среде граждан России - важный залог успеха ее функционирования и одновременно безопасности родной страны, поскольку только при совместных усилиях военных и гражданского населения действия армии могут быть успешными при защите Родины.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинов И.Е., Фесенко О.П. Концепт «армия» в языком сознании россиян // Омские социально-гуманитарные чтения-2021. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (Омск, 16-18 марта 2021 г.). - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. - С. 280-284.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с. ШЬ: https://slovarozhegova.ru/

3. Фесенко О.П., Петренко Е.Е. Антропоцентричность как ведущая особенность концептосферы фразеологии военного происхождения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2021. - № 2. -С. 61-63.

4. Фесенко О.П., Пушкарёв В.А. Концепт «Бессмертный полк» в языковом сознании подростков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2021. - Т. 20. - № 4. - С. 148-157. - Р01: https://doi.org/10.15688/ jvolsu2.2021.412

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.