УДК 070(410) 1181:355(560)(09)
ОБРАЗ АРМИИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА СТРАНИЦАХ «THE EDINBURGH REVIEW» В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
В. С. Еремин
СГЮА,
кафедра истории, политологии, социологии и сервиса е-mail: [email protected]
В статье рассматривается образы армии Османской империи на страницах шотландского периодического критического издания «The Edinburgh Review» в первой четверти XIX века. Особое внимание уделено размышлениям авторов эдинбургского ежеквартальника относительно состояния войск Порты, и в связи с этим прошлого и будущего этого региона.
Ключевые слова: история Великобритании; The Edinburgh Review; Восточный вопрос; образ армии Османской империи.
THE IMAGE OF THE OTTOMAN ARMY ON THE PAGES OF «THE EDINBURGH REVIEW» IN THE FIRST QUARTER OF THE 19TH CENTURY
V. S. Eremin
(Saratov, Russia)
е-mail: [email protected]
The article examines the images of the army of the Ottoman Empire on the pages of the Scottish periodical "The Edinburgh Review" in the first quarter of the 19th century. Particular attention is paid to the authors reflections on the state of the Turkish troops in connection with this past and the future of this region.
Key words: history of Great Britain; the images of the Turkish troops; the Eastern Question; The Edinburgh Review.
Османская империя в конце XVIII - первой четверти XIX вв. приковывала к себе пристальное внимание европейской общественности. И тому было несколько причин. Во-первых, это военные события, в числе которых достаточно упомянуть египетский
поход НаполеонаРусско-турецкую войну 1806-1812 гг., Англотурецкую войну 1807-1809 гг., и, наконец, начавшуюся в 1821 г. Греческую революцию. Во-вторых, по утверждению норвежского исследователя И.Б. Нойманна образ «Турка» был необычайно важен для европейцев для процесса формирования европейских идентичностей2. Отчасти этим и объясняется тот интерес, который слабеющая Османская империя вызывала на протяжении XVIII - нач. XIX века не только у политиков или торговцев, но и у просветителей и литераторов, пытавшихся осмыслить границы Европы и «цивилизации», и описывавших «Запад» через оппозицию «Востоку»3. Иначе говоря, редакторам шотландского ежеквартального книжного обозрения «The Edinburgh Review» хватало поводов обратиться к вопросу о месте и судьбе некогда Блистательной порты на мировой арене.
Литературно-критический эдинбургский ежеквартальник, первый выпуск которого увидел свет в 1802 г., быстро приобрел популярность не только в Шотландии, но и за пределами Соединенного Королевства. Широкому успеху этого издания способствовали, в том числе, и обзоры на травелоги, высоко ценимые и самими обозревателями4, и аудиторией журнала. При этом спрос на книги о путешествиях по Турции и Востоку был в Великобритании тем больше, чем активнее становилась ее колониальная политика и, чем более актуализировался вопрос о безопасных путях в Индию.
Порте отведено особенное место на страницах «The Edinburgh Review»: захватывая часть европейского континента, она выглядит как исключительно азиатская страна. Это, как кажется шотландским публицистам, понимают и сами османы: «Турки пред-
1 Военная компания Наполеона в Египте в 1799 г. в контексте интеллектуальной истории имеет определённое значение. По мнению американского исследователя Э.В. Саида, начало ориентализму, как способу (в том числе и интеллекутальному) доминирования Запада на Востоке, положило именно наполеоновское вторжение в Египет, превратив его в своего рода первый полигон «по испытанию эффективности западного знания о Востоке». См: Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб, 2006. С. 67.
2 Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М., 2004. С. 70.
3 Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003. С. 39.
4 Hunter W. Travels in the Year 1792 through France, Turkey, and Hungary, to Vienna. // The Edinburgh Review. Vol. IV. Edinburgh, 1810. P. 207.
41
почитают быть погребенными в Азии, которую они считают принадлежащей истинным верующим; в то время как земли Европы, как они ожидают, в один день вернутся под власть невер-ных»5.
Авторы обзоров в «The Edinburgh Review» рассматривали Турцию как «менее развитую цивилизацию». Этот вопрос актуализировался в связи с событиями в подвластных османскому султану территориях. На страницах эдинбургского ежеквартальника нередко подчеркивалось, что территории Греции, Египта и Палестины, над которыми распростёрлась власть турецкого деспота, являются колыбелью европейской цивилизации6, а потому имеют
5 Olivier G. Л. Travel in the Ottoman Empire, Egypt, and Persia, undertaken by order of the Government of France, during the first six years of the Republic. // The Edinburgh Review. Vol. I. Edinburgh, 1802. Р. 46. Это замечание относится к описанию нравов жителей города Скутари - торгового центра, через который проходили пути азиатских караванов.
6 Demata M. Prejudiced Knowledge: Travel Literature in the Edinburgh Review / / British Romanticism and the Edinburgh Review / Ed. by M. Demata, D. Wu. Hampshire, 2002. Р. 94. О «цивилизационном» интересе шотландцев к территории, занимаемой Османской империей, свидетельствует, например, обзор на серию работ посвященных изысканиям Жана-Франсуа Шампольо-на в области дешифровки иероглифического письма Египта. См.: Article Egypt in the Supplement to the Encyclopedia Britannica, Vol. IV. P. 38, published in the Year 1819; Lettre a M. Dacier, Secretaire Perpetucl de 1'Academie des Belles-Lettres, relative a 1'Alphabet des Hieroglyphes Phonetiques, 3fc. Par M. Champollion le Jeune. Paris, Didot, 1822. 8vo. avec quatre planches; An Account of some Recent Discoveries in Hieroglyphical Literature, and Egyptian Antiquities, including the Author's Original Alphabet, as extended by M. Champollion, with a Translation of five unpublished Greek and Egyptian Manuscripts. By Thomas Young, M. D. F. R. S. London, Murray, 1823; Precis du Systeme Hieroglyphique des Anciens Egyptiens, ou Recherches sur les Elemens Premiers de cette Ecriture Sacree, sur leurs diverses Combinaisons, et Mr les RaPports de ce Systeme avec les autres Methodes Graphiques Egypticnnes. Par M. Chabipollion le Jeune. Paris, Treuttel & Wurtz, 1824. 8vo. avec un volume de planches; Lettres a M. le Duc de Blacas d'Aulps, premier Gentilhomme de la Chambre, Pair de France, &c. relatives au Musce Royal Egyptien de Turin; Premiere Lettre— Monuments Historiques. Par M. Champollion, le Jeune. Paris, Didot, 1824; Origines; or Remarks on the Origin of Several Empires, States, and Cities. By the Right Honourable Sir William Drummond. London, Baldwin & Co., 1824. 2 vols. 8vo; Essay on Dr Young's and M. Champollion's Phonetic System of Hieroglyphics; with some additional Discoveries by which it may be applied to decipher the Names of the ancient Kings of Egypt and Ethiopia. By Henry Salt, Esq., his Britannic Majesty's Consul-General in Egypt, &c. &c. &c. Addressed to the Right Honourable
42
колоссальную историческую значимость. Европоцентристский взгляд на мир, вкупе с военно-политическим ослаблением Османской империи, - позволяли первому редактору издания Ф. Джеффри говорить, что некогда Блистательная Порта, теперь полностью удалена от европейской морали и представляет собой лишь пережиток феодального прошлого7.
В публикациях, посвященных Турции, так или иначе, выражалась мысль о возможности вооруженного восстания и освобождения народов, находящихся под гнетом султана. Вдобавок, редакторы «The Edinburgh review» полагали, что единственный выход для успешной и быстрой модернизации - это европеизация через ее завоевание, так как самостоятельно Порта это совершить не в силах - слишком велико отставание от «цивилизации»8. Так под видом «европеизации», «прогресса», «модернизации» обосновывался и оправдывался фактически раздел слабеющей Турции, вмешательство в ее внутренние дела. Отчасти этим объясняется тот факт, что шотландские критики вставляли в свои обзоры ремарки относительно состояния турецких войск.
При этом авторы обзоров, как правило, оговаривались, что лично они против силовых сценариев. Шотландские публицисты, описывая вторжение британских войск в Египет в ходе Англотурецкой войны 1807-1809 гг., а также политический режим этой турецкой «провинции», отмечают, что организация в такой дикой стране народных бунтов, направленных против властей, кроет в себе большую опасность. Обращая внимание на истребление мамлюков в марте 1811 г., авторы «The Edinburgh Review» считали, что подстрекание к восстаниям может привести к бесплодному кровопролитию9. В данном случае, Ф. Джеффри и его коллеги считают, что злоупотребления деспота не могут быть оправданием для мести, и возлагают надежды на внутренние преобразования.
Следует отметить, что упоминание Турции регулярно встречается на страницах шотландского ежеквартальника в первой
Charles Yorke, &c. London, Longman & Co., 1825 // The Edinburgh Review. Vol. XLV. Edinburgh, 1827. P. 9.
7 Demata M. Op. cit. r. 94.
8 Ibid.
9 Hamilton W. Remarks on several Parts of Turkey. Part I. Aegyptica, or some Accounts of the Antient and Modern State of Egypt, as obtained in the Years 1801, 1802 // The Edinburgh Review. Vol. XVIII. Edinburgh, 1811. P. 435; P. 446-447.
43
четверти XIX века: то в различных контекстах упоминаются ее отдельные территории (чаще всего это Египет и Греция), то сама Порта предстает в свете европейской международной политики. Временами Турции посвящаются и отдельные обзоры. Но с середины 1820-х гг. количество посвященных ей статей резко падает, что лишь частично объясняется отсутствием на книжном рынке подходящей для критического обзора литературы. В 1802-1829 гг., а именно столько у руля находился первый редактор издания Ф. Джеффри, Турция фигурирует в «The Edinburgh Review» в 40 обзорах, представленных как травелогами, так и книгами касающихся международных отношений, внешней политики Великобритании или частных военных вопросов10. При этом обозревателей явно интересует устройство армии, а также тактические приемы турецких вооруженных сил. В обзоре на книгу У. Уитмана «Путешествие в Турцию, Малую Азию, Сирию и т.д. и по Египту», предположительно написанную С. Смитом11, читаем: «Мы были бы счастливы найти у доктора Уитмана полный отчет о тактике и маневрах турецкой армии, что было бы не трудно заполучить с помощью его военных спутников. Как нам кажется это такие темы, из компетентного обсуждения которых доктор Уитман мог бы приобрести значительную репутацию, утолив жажду преходящего любопытства и внеся вклад в запас постоянных знаний»12.
Обозреватели «The Edinburgh Review» славились глубокой философской критикой и умением писать длинные пространные обзоры, порой далеко выходящие за рамки обозреваемой работы. Но вместе с тем разбираемые тексты накладывали свои ограничения на статьи ежеквартальника. Так, информация о турецкой армии и флоте встречается на страницах изданиях так часто, как о них пишут в критикуемых книгах. При этом Ф. Джеффри и его коллеги обогащали авторские сведения своими собственными соображениями или наблюдениями, почерпнутыми из других ис-
10 Подробнее см.: Еремин В.С. Греция глазами обозревателей «The Edinburgh Review» в 1802-1821 годах // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2015. Вып. 11. С. 118-120.
11 The Wellesley Index to Victorian Periodicals, 1824-1900. / Ed. by W.E. Houghton. Vol. I. Toronto, 1966. P. 432.
12 Wittman W. Travel in Turkey, Asia Minor, Syria &c. and into Egypt. / / The Edinburgh Review. Vol. II. Edinburgh, 1804. P. 330.
44
точников. Таким образом, важной задачей становится анализ того или иного образа, его создание и презентацию аудитории, и то в какой мере он отражал мировоззрение авторов ежеквартального журнала.
Мировоззрение эдинбургских критиков слагалось из нескольких компонентов. Прежде всего, они являлись наследниками и в определенной степени популяризаторами идей шотландского Просвещения13. Большинство авторов журнала симпатизировало и поддерживало вигов на политической арене Британии. Шотландских «literati»14 начала XIX века не обошел стороной и романтизм, как специфическое мировосприятие свойственное эпохе15.
Итак, одной из важных составляющих образа Турции в целом является образ ее армии и флота. Но каковы его функции на страницах эдинбургского ежеквартальника?
13 Подробнее см.: Pottinger G. Heirs of the Enlightment: Edinburgh Reviewers and Writers, 1800-1830. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1992; Christie W. Scottish Periodical Enlightenment / / Journal of the Sydney Society for Scottish History. 2015. Vol. 15. Pp. 83-95. От шотландских просветителей, в частности от Д. Юма, авторам досталась идей, что рассуждения, в том числе и о других нациях, не основанные фактах могут стать источниками «опасных предубеждений». См.: McElroy D.D. Scotland's Age of Improvement: A Survey of Eighteenth-Century Literary Clubs and Societies. Washington, 1969. P. 27-30; Demata M. Op. cit. Р. 84.
14 О "literati" в рамках шотландского Просвещения и в связи с «The Edinburgh Review» см.: McLean R. "A Very Proper Specimen of Greate Improvement": The Edinburgh Review and the Moderate Literati // Before Blackwood's: Scottish Journalism in the Age of Enlightenment / Ed. by A. Benchimol, R. Brown, D. Shuttleton. L., 2015. P. 34; МикешинМ.И. Социальная философия Шотландского Просвещения. СПб., 2005. С. 27; Малкин С.Г. Лаборатория империи: мятеж и колониальное знание в Великобритании в век Просвещения. М, 2016. С. 141; Еремин В.С. Идейное наследие шотландского Просвещения: «The Edinburgh Review» в первой трети XIX в.: Автореф. дис...канд. ист. наук. Саратов, 2016. С. 13-14, 17, 22. О конце шотландского Просвещения также см.: Апрыщенко В.Ю. Шотландия в Новое время: в поисках идентично-стей. СПб.: Алетейя, 2016. С. 445.
15 Подробнее см.: Christie W. Wars of the Tongue in Post-War Edinburgh: On Blackwood's Edinburgh Magazine and its Campaign against the Edinburgh Review // Romanticism. 2009. Vol. 15. Р. 95-108; Christie W. The Edinburgh Review in the Literary Culture of Romantic Britain: Mammoth and Megalonyx. L.: Pickering & Chatto, 2009.
Авторы «The Edinburgh Review» часто рассуждают о степени отсталости и удаленности Порты от «цивилизации». Состояния «дикости» и «варварства» находят отражение в разных сферах жизни общества, и даже в том, как распределяются чины на государственной или армейской службе. Султан может возвести в ранг генерала любого, по бесчисленному количеству поводов, невзирая на его происхождение или личные способности. Причина тому - турецкий деспотизм, пренебрегающий принципами мери-тократии16. Подобное отношение к распределению должностей и чинов явно возмущает авторов ежеквартальника, хотя прямо они об этом не высказываются.
Общий принцип выстраивания взаимоотношений в турецком обществе распространяется и на войска. Так генерал, впрочем, как и любой другой командир, обладает деспотической властью над своими подчиненными: «когда солдат ведет себя плохо, визирь отсекает ему голову»17. С другой же стороны, солдаты нередко проявляют свой мятежный дух, выступая против визиря18. Все это пагубно влияет на дисциплину османской армии. Автор обзора так объясняет этот парадокс: все дело не в суровости наказаний за проступки, а в том, как их применяют. Он полагает, что если бы турецких солдат справедливо наказывали только за нарушения, то «не в человеческой природе было бы полагать, что турецкая армия еще долгое время оставалась бы в таком презренном состоянии, как сейчас»19. Именно «излишества случайной и капризной жестокости» толкают солдат на мятежи, в то время как неуклонное справедливое наказание будет только способствовать дисциплине20.
Состояние турецкой армии является важной причиной для технического и как следствие цивилизационного отставания страны. Турки в бою полагаются на храбрость и отвагу, которую у них не занимать, но война, как считают обозреватели «The Edinburgh Review», теперь основывается на достижениях науки, а не на личной доблести21. Этот пассаж в обзоре 1804 г. прозрачно намекает на преобразования, проводимые французами в турец-
16 Wittman W. Op. cit. P. 335.
17 Ibid.
18 Ibid.
19 Ibid.
20 Ibid.
21 Ibid.
кой армии. Селим III хотел реорганизовать Порту по европейскому образцу, и затеял, в частности, военную реформу22. В его планы входило введение «новой системы тактики» и «ограничение власти янычар», что в итоге поспособствовало его гибели23. Шотландские критики отмечают, что реформы турецких султанов Мустафы III и Селима III в военной сфере, так или иначе, оказывались неудачными. При этом преобразования носили модерни-зационный характер, а за образцы брались принципы организаций и вооружения европейских армий. Но в обществе ввиду низкого уровня развития «цивилизации» не находилось социальной опоры. К примеру, адмирал Гази Хасан-паша, который являлся фактическим руководителем турецкого флота в Чесменском сражении 1770 г.24, при помощи барона де Тотта турецкие реформировал турецкие вооруженные силы, но его начинания не возымели успеха, ибо «он оказался одинок в своих устремлениях, которые были сломлены под натиском общего невежества»25. Через пятнадцать лет затея реформ было оставлена как «практически невозможная» в воплощении26.
22 О реформах Селима III подробнее см.: Lewis B. The Emergence of Modern Turkey. Oxford, 1961. Осенью 1796 г. в Порту прибыл в качестве посла генерал-лейтенанта Ж.-Б. Обер-Дюбайе. Главной целью его миссии, как традиционно отмечается в англоязычной историографии, было поспособствовать реформе турецкой армии: он прибыл сюда в сопровождении сотни специалистов в самых различных областях ремесла и инженерного дела, с многочисленными инструментами, машинами, моделями и т.п., а также с ротой легкой конной артиллерии, предназначенной для службы на благо Порты. 1792-1807 гг. - «важный период трансмиссии идей Французской революции в мусульманскую Турцию». Эти реформы открыли дорогу мощному потоку идей, которые изменили за последние полтора столетия не только Турцию, но весь исламский мир. См.: Hamilton A., Groot A.H. de, Boog-er M.H. van den. Friends and rivals in the East. Leiden, 2000. Р. 230. О реформах в области артиллерии и инженерного дела как о цели поездки Обера-Дюбайе писали еще в XIX в. см.: Creasy E.S. History of the Ottoman Turks. L., 1856. Т. 2. Р. 335.
23 Clarke E. D. Travels in various Countries of Europe, Asia, and Africa. Part the Second - Greece, Egypt, and The Holy Land// The Edinburgh Review. Vol XXI. Edinburgh, 1813. P. 135.
24 Erickson E.J., Uyar M. A Military History of the Ottomans: From Osman to Ataturk. Santa-Barbara, 2009. P. 119.
25 Wittman W. Op. cit. P. 336.
26 Ibid.
Но обозреватели «The Edinburgh Review» находят и положительные примеры удачно внедренных новаций. В Египте Мехме-ду Али-паше удалось решить проблему модернизации армии и укрепить в ней дисциплину, чему способствовали и запрос «снизу», и личные качества этого реформатора27.
Опора турецких солдат на личные качества и моральные устои в бою вместо внедрения новых технических средств перекликается на страницах «The Edinburgh Review» с образом янычар. Янычары, будучи устаревшим родом войск, способствуют общему отставанию османской армии. Султаны используют их для того, чтобы впечатлить западных послов и/или путешественников, создавая иллюзию боеспособности подобных отрядов28. Шотландские критики отдают должное изначальной идее создания отрядов янычар и тому, как они были организованы на первых порах. Янычар мог «достигнуть любых высот в армии благодаря своему мужеству и способностям»29. Но теперь социальной базой этого рода войск стали самые низшие слои населения, отчего «дух их корпуса испаряется», что только способствует превосходству европейских армий30.
Не только мелочный деспотизм командующего, но и попытки преобразования в армии могут стать еще одной причиной восстаний и волнений. В апреле 1798 г. султан Селим III отправил разношерстные отряды против мятежника Пасвана-оглу, к которому примкнули и янычары: «...мушкеты были разных форм и калибров, всадники не имели регулярной формы, многие из них были одеты в лохмотья и плохо вооружены, в то время как другие были лучше одеты и имели лучшее оружие. Офицеры выделялись красотой своих лошадей, богатством украшений конской сбруи, и идущими впереди них слугами»31. Одной из причин восстания янычар названа военная реформа Мустафы III, спровоцировавшая в их среде недовольство32. Мятежи вызвали замешатель-
27 Legh T. Narrative of a Journey in Egypt, and the Country beyond the Cataracts / / The Edinburgh Review. Vol. XXVII. Edinburgh, 1816. P. 424.
28 Macgill T. Travels in Turkey, Italy, and Russia, during the Years 1803, 1804, 1805 & 1806. With an Accounts of the Greek Islands // The Edinburgh Review. Vol. XII. London, 1808. P. 329.
29 Legh T. Op. cit. P. 424.
30 Wittman W. Op. cit. P. 336.
31 Olivier G.A. Op. cit. P. 48.
32 Ibid.
ство и страх при дворе Порты, который был готов пойти на любые уступки. Отчасти своим успехом восставшие были обязаны тому, что армия в Турции, просто напросто, может легко выйти из-под контроля центральной власти. Так часть янычар, остававшаяся верной султану, отказалась идти в поход против «мусульман, чьим единственным преступлением было отстаивание своих привилегий»33.
Впрочем, проблемы в армии не сказываются на воинственности турок и их любви к военному искусству. Генри Брум34 в обзоре на книгу Р. Сэмпла «Наблюдения о путешествии по Испании и Италии в Неаполь, а оттуда в Смирну и Константинополь...» приводит такие слова автора путевых заметок, отмечая его высокое качество «зарисовок»: «Они (турки - прим. В. Е.) имеют некоторые черты истинного военного характера; любят лошадей и оружие и ненавидят море. Они наслаждаются великолепием, шумом и блеском войны»35. Но и османскому упоению войной есть предел. Туркам свойственно «оскорблять христиан Константинополя и Смирны, но они выучились дрожать перед ними на берегах Дуная или границах Эвскина»36. Отсюда автор заметок, а за ним и Г. Брум, делают вывод - что секрет военной «надменности» турок покоится на завоеваниях их предков, а не на деяниях по-томков37.
Но на этом перечень причин неспособности османской армии к прежним военным подвигам не заканчивается. Турки обмануты призрачными образами войны, в то время как для них храктерна тяга к праздности38. Для турок, по мнению Р. Сэмпла и Г. Брума, война замыкается на парадной ее части - яркие шатры, парадная сбруя лошадей и роскошные доспехи. Но на деле все это оборачивается кровью, изнурительными походами, смертельными ранениями, и «прежде всего, основательным обучением и наукой войны», которые претят турецкому нраву - ленивому и
33 Olivier G.A. Op. cit. P. 48.
34 The Wellesley Index to Victorian Periodicals, 1824-1900. Vol. I. P. 442.
35 Semple R. Observations on a Journey through Spain and Italy to Naples; and thence to Smyrna and Constantinople: comprising a Description of the Principal Places in that Route, and Remarks on the Present Natural and Political State of those Countries// The Edinburgh Review. Vol. XI. London, 1808. P. 97-98.
36 Ibid. P. 98.
37 Ibid.
38 Ibid.
вспыльчивому. Турки могут преуспеть в бою только там, где требуется лишь одно усилие39. То есть причины разложения армии, неспособной выстоять в сражении с более или менее серьезным противником кроется не только в невежестве, неспособности провести необходимые реформы, а в их нравах, служивших своего рода мерилом «цивилизованности».
Отсталость и упадок армии проявляются не только в порядках, но и в техническом уровне обороноспособности страны. Так порт Константинополя хорошо укреплен, содержится в чистоте и имеет внушительный флот. В то время как провинции лишены внушительной армии, флота, арсеналов и укреплений40. Но это не значит, что столица империи неприступна. На берегах проливов Босфор и Дарданеллы рядом расположено множество замков для обороны, которые, однако, могут быть с легкостью разруше-ны41. Да и качество столичного флота вызывает сомнения. Дело в том, что Хасан-Паша, повышенный Селимом III до верховного адмирала, укомплектовывал флот «греками, несведущими в навигации». Из чего шотландские критики делают резонный вывод, что турецкая морская сила, должна быть подсчитана по другим критериям, нежели просто числом судов42.
Описание состояния армии на окраинах империи должно было вызвать у читателей эдинбургского ежеквартальника ощущение неприкрытой и первобытной «дикости». В Нубии на нецивилизованность общества наслаиваются тяжелые климатические условия. Природа вынудила местных жителей разделиться на кочующие племена, вожди которых удерживают свою власть при помощи вооруженных отрядов, состоящих из негритянских рабов43.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что, будучи неотъемлемой составной частью образа Порты, отображение армии оттеняет общий упадок империи, делая его объемнее и ярче. Турецкая армия выглядит бессистемной, иррегулярной и вообще не похожа на привычные для европейских государств представления о вооруженных силах - низкий уровень обороноспособности и дисциплины, мятежи некогда "элитных" (если этот термин вооб-
39 Semple R. Op. cit. P. 98.
40 Olivier G.A. Op. cit. Р. 45.
41 Ibid. Р. 46.
42 Ibid.
43 Legh T. Op. cit. P. 432.
ще применим в данном контексте) частей янычар и даже отсутствие формы и единообразного вооружения солдат. Если некогда Оттоманская Порта и могла штурмовать Вену и рубежи Европы, повсеместно наводя ужас своей военной машиной, то теперь это все в прошлом.
Образ турецких войск усиливается с одной стороны, архети-пическими представления о «варварстве», «дикости» и «деспотии» Османской империи, а с другой, имеют место и вполне от-рефлексированные суждения, касающиеся размышлений о состоянии обороны столицы или же характере проведения ре-форм44. Не смотря на столь плачевное состояние, вооружённые силы Порты практически не поддаются модернизации, они буквально сопротивляются улучшениям. Видимо, это обстоятельство также должно было вызывать у читателей обзоров ощущение неизбежного и скорого краха Османской империи, поскольку она не может защитить себя как извне, так и изнутри. Границы цивилизации выглядят не просто как линии на карте, но и как структурная преграда: там, где общество и государство с его армией не могут и не хотят меняться, часто открыто выступая против модернизации, простирается совершенно иное культурное, политическое и идеологическое пространство, где царит варварство, невежество и деспотия.
44 Подробнее см.: Гладышев А.В польский альманах Российского Вып. 12. Ставрополь, 2011. С. 50-66.
Маленькая мушка в паутине // Ставро-общества интеллектуальной истории.