Научная статья на тему 'Образ Антонины в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского'

Образ Антонины в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
727
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / ОБРАЗ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ / СТАТУС / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / WOMAN / IMAGE / SOCIAL MOBILITY / ORIGIN / STATUS / AND SOCIAL POSITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуева Ю.Ю.

История изобилует искажениями исторических фактов и событий в угоду политической ситуации, по субъективному мнению, иным мотивам. Мнение о том или ином историческом персонаже живет в сознании человека посредством общей народной памяти. Не всегда наши представления соответствуют исторической действительности. Так произошло и с автором «Тайной истории» Прокопием Кесарийским. В работе рассматривается образ Антонины, жены Велизария одной из наиболее известных женщин Ранней Византии круга Юстиниана и Феодоры. Делается попытка анализа степени объективности образа Антонины в«Тайной истории».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History is replete with distortions of historical facts and events in favor of the political situation, subjective opinion, other grounds. Opinion about a particular historical character lived in the consciousness of man by means of a common folk memory. Not always our beliefs match historical reality. It happened with the author of "the Secret history" Proсopius of Caesarea.

Текст научной работы на тему «Образ Антонины в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского»

УДК 94(495)-01

ОБРАЗ АНТОНИНЫ В «ТАЙНОЙ ИСТОРИИ» ПРОКОПИЯ КЕСАРИЙСКОГО

THE IMAGE OF ANTONINA IN «SECRET HISTORY» OF PROCOPIUS OF CAESAREA

Ю.Ю. Чуева Yu.Yu. СЬиеуа

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы,85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russiа E-mail: skachkowa2010@yandex.ru

Аннотация. История изобилует искажениями исторических фактов и событий в угоду политической ситуации, по субъективному мнению, иным мотивам. Мнение о том или ином историческом персонаже живет в сознании человека посредством общей народной памяти. Не всегда наши представления соответствуют исторической действительности. Так произошло и с автором «Тайной истории» Прокопием Кесарийским. В работе рассматривается образ Антонины, жены Велизария - одной из наиболее известных женщин Ранней Византии круга Юстиниана и Феодоры. Делается попытка анализа степени объективности образа Антонины в «Тайной истории».

Resume. History is replete with distortions of historical facts and events in favor of the political situation, subjective opinion, other grounds. Opinion about a particular historical character lived in the consciousness of man by means of a common folk memory. Not always our beliefs match historical reality. It happened with the author of "the Secret history" Prompts of Caesarea.

Ключевые слова: женщина, образ, социальная мобильность, происхождение, статус, общественное положение.

Keywords: woman, image, social mobility, origin, status, and social position.

В период правления Юстиниана Великого известно множество примеров женской вертикальной социальной мобильности. Самым известным примером такого рода вляется его жена императрица Феодора, которая прошла длинный путь от дочери смотрителя зверей до управления государством.

Не менее заметной фигурой этой эпохи была ближайшая сподвижница василиссы Антонина. Будучи женой крупнейшего полководца Велизария, она занимала видное место в светской жизни при дворе императора. На службе у ее мужа состоял историк Прокопий Кесарийский, так красочно описавший пороки эпохи Юстиниана.

Путь Антонины в «высший свет» великий историк затрагивает в своей «Тайной истории»: «Сама она тоже вначале вела развратную жизнь, не ведая удержу в своих страстях. К тому же она приобрела большой опыт в изготовлении снадобий, что передавалось у них в семье по наследству. Получив все необходимые ей познания, она впоследствии сделалась законной женой Велизария при всем том, что была уже матерью многих детей»1. Прокопий приводит также историю ее семьи, где дед и отец были возницами, а мать «блудницей при театре»2.

Согласно Прокопию, Антонина в основных чертах повторила путь Феодоры к вершине власти. По мнению австралийского исследователя Брайана Кроука, эти две женщины прошли путь от самого низшего сословия империи к политической элите3.

В сложившейся политической ситуации VI в., когда император пытался восстановить границы некогда великой империи, на первое место выходили личные качества человека, а не его происхождение. Открывались различные социальные лифты. Вера человека, семейные устои, моральные принципы испытали значительное воздействие со стороны государства. Эпицентром политической жизни становилась семья императора, как пример семейных и общественных ценностей. Таким образом, перед женщинами империи в определенном смысле открывался путь наверх, благодаря своей гендерной роли.

1Прокопий Кесарийский. Тайная история, XII. М., 2013. С. 87.

2 Прокопий Кесарийский. Тайная история, XII. М., 2013. С. 90.

3 Croke В. Procopius' Secret Histoiy: Rethinking the Date // Greek roman and byzantine studies. 2005. Р. 405-431.

Прокопий пишет о частых размолвках Велизария с Антониной. Например: «Оказавшись на римской земле, Велизарий нашел там жену, прибывшую из Византия. Он держал ее в немилости под стражей, и то и дело порывался покончить с ней, но всякий раз душа его смягчалась, укрощенная, как мне кажется, какой-то пламенной любовью»1.

По мнению А.А. Чекаловой, Прокопий достоверно описывает отношения между супругами, но в их отношениях также присутствует борьба за влияние на полководца между супругой и ближайшим соратником2. Некоторые авторы считают, что описываемые чувства принадлежат скорее самому Прокопию, нежели Велизарию3.

Подлинно достоверных фактов автор «Тайной истории» указывает крайне мало, но отражает сам факт невероятной социальной мобильности ранневизантийского общества эпохи Юстиниана. Например, доподлинно происхождение Антонины не указывается ни в одном источнике кроме «Тайной истории»4. Дочь извозчика возвысилась до положения одной из знатнейших женщин при дворе, стала представительницей правящего класса. Автор трактует происходящие события с большой долей субъективизма.

Приведем еще один отрывок из «Тайной истории»: «Был в доме Велизария некий юноша из Фракии по имени Феодосий, по отеческой вере из так называемых евномиан. Собираясь отплыть в Ливию, Велизарий опустил его в святую купель и извлек оттуда собственными руками. Таким образом, он и его жена усыновили его, как это принято по христианскому обычаю. Поэтому Антонина, как и подобает в подобном случае, возлюбила Феодосия, ставшего, согласно Священному писанию, ее сыном, очень заботилась о нем и держала подле себя. Но тотчас же во время этого плавания она безумно влюбилась в него и, пылая безудержной страстью, отринула всякий страх перед Богом и людьми. Сначала она сходилась с ним тайно, но, в конце концов, стала делать это в присутствии рабов и рабынь»5.

Этим примером автор «Тайной истории» иллюстрирует степень нравственного разложения и духовного упадка не только Антонины, но и большинства придворных женщин. Не следует забывать, что подобные тенденции появились из эпохи античности.6 Именно в переходный период Ранней Византии в противовес античной оргиастике начало развиваться женское стремление к духовной церковной жизни и даже аскетизму.7 Также в Ранней Византии институт брака был в значительной мере переходной категорией. Брак в Поздней Античности в основном был договором выгодоприобретателей без прямого воздействия со стороны веры8. Параллельно в Ранней Византии зарождалось понятие крепкой православной семьи. Это понятие отстаивала и императрица Феодора9. Именно в этот переходный период поведение Антонины автор «Тайной истории» считает не отличающимся от поведения знатных патрицианок. В Риме существовало понятие matrona, означавшее почтенную мать семейства, представительницу знатного рода. В Византии данное понятие стало более размытым. Так, термином yuvaira обозначалась и просто женщина, и жена, но существовало и отдельное понятие oú^uyog - супруга. Таким образом, и общество римское, и византийское стремились к осознанию поведения женщины согласно принятым моральным принципам помимо юридических норм.

По мнению А.А. Чекаловой и других исследователей, Прокопий стремился к влиянию на Велизария, а посредством него в определенной степени и на политику государства. В «Тайной истории» прослеживается логическая цепь воздействия Прокопия на знаменитого полководца и одного из важнейших политических деятелей эпохи. Целью являлось приобретение богатства и влияния, переход на самый верх правящей элиты государства. Таким образом, выявляется причина соперничества Антонины и Прокопия за влияние на Велизария - приобретение более высокого социального статуса в условиях ранневизантийской социальной мобильности.

Сведения, приведенные в «Тайной истории» об императрице Феодоре, также имели целью опорочить ее репутацию и признать ее пример социальной мобильности несостоятельным. По мнению Прокопия, предпосылки ее возвеличивания недостаточны для того общественного класса к которому она стала принадлежать. Другим аспектом является и ее симпатия к монофизитам, не признанным в государстве на тот период10.

В «Тайной истории» Прокопия практически отсутствуют положительные характеристики Ан-тонины11. Одна из немногих такова: «Антонина же, как мной было сказано, находилась в то время во вражде с Велизарием, с василиссой же она была в большой дружбе, и была к ней очень близка, поскольку не столь давно низвергла Иоанна Каппадокийского. Поэтому василисса решила сделать Антонине приятное и все обставила таким образом, что казалось, будто жена испросила прощения для му-

1 Прокопий Кесарийский. Тайная история, XII. М., 2013. С. 98.

2 Чекалова А.А. Роль авторских эмоций в сочинениях Прокопия Кесарийского // Византийские очерки. СПб., 2006. С. 168-186.

3 Fatouros G. Zur Prokop-Biographie // Klio. 1980. S. 517—523.

4 Kaldellis A. The Date and Structure of Prokopios' Secret History and His Projected Work on Church History // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2009. Р. 585-616.

5 Прокопий Кесарийский. Тайная история», XII. М., 2013. С. 109.

6 Болгов Н.Н., Смирницких Т.В., Сбитнева Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. Белгород, 2011.

7 Евагрий Схоластик. Церковная история IV. СПб., 2010. С. 30-39.

8Turner, AndrewJ.; Chong-Gossard, K. O.; Kim, James H.; Juliaan Vervaet. Frederik. Private and Public Lies: The Discourse of Despotism and Deceit in the Graeco-Roman World. Leiden: Brill, 2010. С. 358-366.

9 Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М., 1996. С. 18.

10 Maas, Michael. Age of Justinianus. Cambr.; N.Y.; Melbourne, 2005.

11 Spalding, Tim. Justinian, Theodora and Procopius. Web Site: http://www.isidore-of-seville.com/justinian/

жа и избавила его от столь великих несчастий, и все выглядело так, что она не только полностью примирилась с несчастным, но и спасла ему жизнь, словно высвободив его из плена»1.

Субъективизм Прокопия в оценке фактов проявился и на данном примере. Согласно признанной Юстинианом концепции развития государства, семья основывается на единении супругов, на институте церковного брака. Таким образом, поведение Антонины прямо обусловлено политической ситуацией в государстве, тесными отношениями с самой императрицей. Именно Феодора стала осново-положницей понятия православной византийской патриархальной семьи как общественного понятия.

Проявление лояльности Антонины по отношению к мужу Прокопием трактовалось как угодничество и акт унижения. Этот вывод подтвержден и следующим отрывком: «Охватив обеими руками ее голени, он принялся языком лизать то одну, то другую ее ступню, называя ее источником своей жизни и спасения и обещая отныне быть ей не мужем, но верным рабом. Из его богатства василисса отдала тридцать кентинариев василевсу, остальное вернув Велизарию»2.

В описании отношений между Антониной и ее мужем частой темой выступают финансы. Положение, которое мог бы приобрести Прокопий при помощи Велизария, требовало определенной материальной поддержки и основы. Поэтому Прокопий стремился к наибольшей материальной выгоде на службе у великого полководца. Из приведенного отрывка видно, что Антонина являлась препятствием к получению максимального финансового дохода.

В большинстве публикаций нашего времени указывается торговля должностями при императоре Юстиниане для финансирования дорогостоящей военной кампанииз. Таким образом, зажиточные граждане империи имели доступ к государственной службе любого уровня. Прокопий Кесарий-ский не относился к привилегированному классу и не имел достаточного финансового обеспечения, вследствие чего не мог претендовать на получение значительной государственной должности.

Ограниченность в ресурсах, неспособность влиять коренным образом на военную и политическую деятельность Велизария, эмоциональное состояние Прокопия привели к определенному искажению в «Тайной истории» исторических фактов и реальных событий, подменяемых чисто субъективными умозаключениями. Так произошло и с оценкой деятельности и личности императрицы Феодоры и Антонины. Таким образом, склад характера самого автора повлиял на отражение и интерпретацию современных ему личностей и событий.

Объективная же характеристика личности Антонины, как и оценки ее поведения, в контексте эпохи, по всей видимости, еще впереди.

Список литературы References

Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М.: Вече, 1996.

Agafij Mirinejskij. O carstvovanii Yustiniana. M.: Veche, 1996. (in Russian)

Болгов Н.Н., Смирницких Т.В., Сбитнева Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. Белгород: БелГУ, 2011.

Bolgov N.N., Smirnickih T.V., Sbitneva Yu.N. Chastnaya zhizn' zhenshchiny v Rannej Vizantii. Belgorod: BelGU, 2011. (in Russian)

Евагрий Схоластик. Церковная история. СПб.: РОССПЭН, 2010. С. 30-39.

Evagrij Skholastik. Cerkovnaya istoriya. SPb.: ROSSPEN, 2010. S. 30-39. (in Russian)

Прокопий Кесарийский. Тайная история// Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993.

Prokopij Kesarijskij. Tajnaya istoriya. Prokopij Kesarijskij. Vojna s persami. Vojna s vandalami. Tajnaya istoriya. M.: Nauka, 1993. (in Russian)

Серов В.В. Финансовая политика Юстиниана Великого. Новосибирск - Барнаул: Наука, 2011.

Serov V.V. Finansovaya politika Yustiniana Velikogo. Novosibirsk - Barnaul: Nauka, 2011. (in Russian)

Чекалова А.А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. С. 422-435.

Chekalova A.A. Prokopij Kesarijskij: lichnost' i tvorchestvo // Prokopij Kesarijskij. Vojna s persami. Vojna s vandalami. Tajnaya istoriya. M.: Nauka, 1993. S. 422-435. (in Russian)

Чекалова А.А. Роль авторских эмоций в сочинениях Прокопия Кесарийского // Византийские очерки. СПб.: Алетейя, 2006. С. 168-186.

Chekalova A.A. Rol' avtorskih ehmocij v sochineniyah Prokopiya Kesarijskogo // Vizantijskie ocherki. SPb.: Aletejya, 2006. S. 168-186. (in Russian)

Croke В. Procopius' Secret History: Rethinking the Date / / Greek roman and byzantine studies. 2005. Р. 405-431.

Fatouros G. Zur Prokop-Biographie // Klio. 1980. S. 517—523.

Kaldellis A. The Date and Structure of Prokopios' Secret History and His Projected Work on Church History // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2009. Р. 585-616.

Maas, Michael. Age of Justinianus. Cambridge; N.Y.; Melbourne: University Press, 2005.

Spalding, Tim. Justinian, Theodora and Procopius /http: //www.isidore-of-seville.com/justinian/

Turner, Andrew J.; Chong-Gossard, K. O.; Kim, James H.; Juliaan Vervaet. Frederik. Private and Public Lies: The Discourse of Despotism and Deceit in the Graeco-Roman World. Leiden: Brill, 2010.

1 Прокопий Кесарийский. Тайная история, XII. М., 2013. С. 130.

2 Прокопий Кесарийский. Тайная история, XII. М., 2013. С. 158.

3 Чекалова А.А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993; Серов В.В. Финансовая политика Юстиниана Великого. Новосибирск -Барнаул, 2011 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.