УДК: 821.111(73)
ОБРАЗ АМЕРИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ»: Д. ДОС ПАССОС, Э. ХЕМИНГУЭЙ, Ф. СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД
М.Е. Смоленцева, О.В. Бодров
Аннотация. Данная статья описывает Америку и то, каким образом ее изобразили классики периода «потерянного поколения». Анализируются некоторые произведения авторов с целью анализа основных аспектов духовной жизни Соединенных Штатов Америки в период между войнами. Автор также дает собственные выводы, подтвержденные фактами из жизни писателей.
Ключевые слова: Ф. Скотт Фицджеральд, Э. Хемингуэй, Д. Дос Пассос, война, Америка, «потерянное поколение», литература
Литература всегда была ключевым элементом развития общества и культуры. Благодаря этому феномену сохранялись целые временные периоды, описанные в творениях великих писателей. Глубокие знания в области литературы считались важным показателем общего развития человека, а те, кому был присущ писательский талант, относились к элитному обществу.
Писатели издавна зашифровывали в своих творениях некий скрытый смысл, чтобы придать им загадочности и заинтересовать читателя. Эти образы отличались друг от друга, как и стили самых писателей. Кто-то видел в них пророчества, а кто-то - проклятия. Иногда же автор лишь подсознательно помещал те или иные мысли в произведение, не закладывая никаких особых поучений.
Писатели, о которых пойдет речь далее, много чем отличались - условиями жизни, опытом, стилем написания. Но их объединяет то, что их творчество стало частью фонда для так называемого «потерянного поколения» [4; 71-72]. В историческом контексте потерянное поколение - это молодые люди, призванные на фронт и рано начавшие убивать, после окончания боевых действий, которые так и не оправились. П. Длугош в своих исследованиях указывает, что такой феномен весьма прискорбен для государства, поскольку самые юные граждане, цвет нации теряют всякий интерес к жизни и не в силах работать на благо страны [4; 72]. Однако в литературном смысле это те писатели, которые жили и творили в период между двумя войнами - Первой мировой и Второй. Так, Э. Хемингуэй не понаслышке знал о перипетиях на фронте, поэтому его творчество наиболее точно передает дух того времени.
Он является одним из самых ярких представителей своего времени, в своем творчестве отразившим всю трагедию войны в жизни людей, также того, каким же образом они переживали эти сложности. Узнаваемость писателя обусловлена специфическим стилем работы, суть которого в двойственности событий - с одной стороны изображается война во всех ее проявлениях, а со второй - обыкновенные люди, которые любят и ненавидят. Совершенно противоположным является творчество Д. Доса Пассоса. Оно в какой-то мере, суховатое и прямолинейное. Рассказывая о войне и происходящем в это время, он редко обращается к метафорам, высказывая свое мнение четко и ясно. Также он не использует методику двойственного повествования, а описывает события, связанные с персонажами, фоном отмечая всё, что происходит в стране.
Указанные писатели отличаются друг от друга в корне. Но, Ф. Скотт Фицджеральд противопоставлен им больше всего, поскольку его романы полны праздности и беззаботности. В них описывается жизнь не простых смертных, как у Д. Доса Пассоса и Э. Хемингуэя, а людей, которым в жизни повезло больше и у них есть деньги, недвижимость. Главное, война им угрожает не так сильно, как героям вышеупомянутых авторов. Этот контраст между ними позволяет понять и полностью оценить сложившуюся ситуацию в годы войны.
П.В. Лапшин отмечает, что узнаваемым литературным приемом Э. Хемингуэя является «принцип айсберга». Он заключается в создании «двойной оптики» художественного изображения. Результатом такого приема предельно «просто» и «аскетично» построенный сюжет насыщается сложным подтекстом, в котором сосредотачивается все богатство смыслов, эмоций, психических реакций, символов, ассоциаций. Таким образом, внешне не выходя за рамки лаконичного, документально «сухого» повествования, писатель охватывает скрытую за поверхностью вещей и событий глубинную «правду жизни». Использование такого приема направлено на то, что, автор, опуская важные детали, «прячет» их в тексте, чтобы читатель смог ощутить это так, как будто бы об этом было написано. Это написано в 1932 г. самим писателем. «Я всегда старался писать по принципу айсберга. На каждую видимую часть семь восьмых его находится под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только укрепит ваш айсберг. Это его невидимая часть. Если писатель опускает что-то, потому что он не знает, в истории появляется дыра» [5, с. 1-2].
В творчестве писателя часто также проскальзывает и антивоенный пафос. Особенно четко это видно в романе «Прощай, оружие!», в попытках героев сбежать от преследующей их войны. Это демонстрирует не только побег от войны, а и от самих себя, поскольку взрослея, они не понимали, как жить дальше. Главный герой избирает этот путь не потому, что он трус - война кажется ему бессмысленной: то его несправедливо награждают медалью, то так же несправедливо собираются расстрелять. Бросая оружие, он высказывает протест против войны, а когда его любимая умирает, Генри теряет надежду на будущее. Так, Б.А. Гиленсон считает, что один из выводов, который можно сделать из этого, это то, что мир найти невозможно, война жива в душах людей, она - везде [1].
Но не только образ войны силен в произведениях того времени. Часто говорится и о странах, как отдельных образах, воплощающих те или иные задумки. Так, например, Америка в романах Эрнеста Хемингуэя часто имеет мрачный, неприятный оттенок. Возможно, это фильтр войны так влияет на точку зрения читателя, вызывая неприязнь к стране.
Образ Америки в творчестве Д. Дж. Пассоса трагически пессимистичен, и писатель уверен, что те идеалы, которые проповедовали отцы-основатели, мертвы для современных американцев. Последние утратили связь со своими прошлыми корнями. Жизненное пространство для Дж. Пассоса оказывается замкнутым, в нем нет образа американского героя, который способен умереть за современную Америку, и писатель не видит пути к возрождению традиций национальной идентичности.
Американская ферма рисуется у Дж. Пассоса как место, где удалось сохранить человечность, но невежественность ее обитателей, невнимание к духовной составляющей жизни, незнание прошлого своей страны может разрушить их мир, и, рано или поздно, город и губительный процесс урбанизации поглотят их.
В произведениях Дж. Пассоса мы не находим американского героя. Это люди, смирившиеся с законами социума, амбициозные гордецы или бродяги. Но, как считает Варламова Е. В., в своих героях писатель видит лишь бездуховное стремление к финансовому и жизненному комфорту и благополучию [2, с. 15-17].
Резко контрастирует с предыдущими писателями Ф. Скотт Фицджеральд. В его произведениях мы видим Америку в руинах, но это не похоже на Пассоса или Хемингуэя. Как указывает М.М. Коренева, Америка в его романах поднимается с колен, изображается праздничной и полной жизни. Конечно же, первой из ассоциаций является то, что это - лишь пир во время чумы. Но на самом деле, это праздник, чтобы забыть о наступающей войне и сопутствующих проблемах. Так героям проще переживать угнетающее бремя кризиса, войны и всего другого. В «Великом Гэтсби» это заметно сквозь внешний шик событий, как и в романе «Ночь нежна». До героев постоянно долетает эхо дальних событий, но они слишком заняты собственными переживаниями и проблемами [3].
Фицджеральд выступил первооткрывателем не только в сфере социального видения и проблематики, но и в области поэтики. Среди крупных американских писателей XX века он первым начал развивать в своем творчестве принцип лирической прозы. Тем самым Фицджеральд стал зачинателем одного из наиболее плодотворно развивавшихся прозаических жанров нашего времени. При жизни писателя, к сожалению, значение его художественных открытий, сама их природа были далеко не так ясны, как теперь. Творческие поиски Фицджеральда в этой области немало содействовали становлению ряда виднейших американских романистов как мастеров лирической прозы. Среди них, прежде всего, нужно назвать Хемингуэя и Томаса Вулфа. С годами значение его художественного опыта для американской литературы неуклонно возрастало.
Если же анализировать в совокупности, то взгляды на Америку у этих трех писателей весьма отличаются друг от друга, как и у всего литературного мира вообще. Это связано, в первую очередь, с собственным жизненным опытом. Хемингуэй, пройдя войну, уже не мог смотреть на родную страну как раньше, разочаровавшись во многом. Этот же тон задан и в произведениях Пассоса. Но Фицджеральд разбавляет это своим праздничным и беспечным описанием.
Но, возвращаясь к пространству произведений Д. Дос Пассоса, стоит отметить, что оно замкнуто, лишено линейной направленности в перспективу. Его взгляд на будущее Америки пессимистичен, он видит ее как неизменное общество людей, подавляемых унифицирующими законами социума. Идейное содержание его произведений не способствует возрождению традиционной национальной идентичности. Это подчеркивает и отсутствие образа американского героя в его творчестве. Д. Дос Пассос видит будущее страны в слиянии природного знания, фермерского уклада как средоточия пуританских ценностей и европейских культурных традиций (однако писатель не находит этот «тандем» осуществимым, объединение всех трех типов знания, по его мнению, недостижимая для американского общества задача).
Образ Америки первой половины ХХ века в произведениях всех трех писателей передается, в первую очередь, с помощью особой картины национального пространства этого периода. Острота переживания утраты основных звеньев культуры порождает тему возрождения былых идеалов, основных элементов американской национальной идентичности. Каждый из писателей по-своему видит будущее своей страны, которое зависит во многом от того, какие элементы национальной идентичности американцы выберут как основополагающие.
Таким образом, на первый взгляд, Америка в романах этих писателей показывается совершенно разной. Для Э. Хемингуэя - это мрачная, темная страна с реалиями войны, отдающими на каждом шагу; Д. Дос Пассос видит в ней такую же тьму и не верит, что светлое будущее все же возможно; ну, а Ф. Скотта Фицджеральда мы встречаем героев, для которых война и разруха - лишь слова в заголовках газет. Они праздны и беззаботны, но реальность всегда стоит темным силуэтом у них за спинами. Объединяет этих писателей стремление донести правду в том виде, в котором она им знакома - сурова, безмятежна или одуряющее четкая. Поэтому ознакомляться с их творчеством стоит комплексно, что позволит ощутить этот контраст и полностью понять каждого из них, осознав скрытый смысл в их творениях.
Литература
1. Гиленсон Б.А. «Анализ романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»»// История литературы США, Москва, "Академия", 2003. [Электронный ресурс. Режим доступа - http://hemingway-lib.ru/analiz-proizvedenii/gilenson-analiz-romana-e-khemingueya-proshaj-oruzhie.html]
2. Варламова Е. В. «Образ Америки в литературе США первой половины ХХ века (Ш. Андерсон, Д. Дос Пассос, Т. Уайлдер)»//Библиотека имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, 2010 г. [Электронный ресурс. Режим доступа - http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/ net/92326/2010-081.pdf?sequence=1]
3. Коренева М. М. «Ф. С. Фицджеральд. Человек. Писатель. Судьба»//М., Молодая гвардия, 1981 г. [Электронный ресурс. Режим доступа - http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/koreneva-chelpissudb.html]
4. П. Длугош. «Потерянное ли поколение? Патриотизм, отношение к другим народам и оценка жизненных шансов обучающихся в Польше украинских студентов»//Социологические исследования: «Молодежь в Центральной и Западной Европе», 1 (3), 2015 г. [Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.ur.edu.pl/ file/95018/Dlugosz%20%D0%9F%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%AF%D0%9D%D0%9D%D0%9E %D0%95.pdf]
5. Лапшин П. В. «Образ литературного героя «Потерянного поколения» в творчестве Эрнеста Хемингуэя»// Электронное периодическое издание для студентов и аспирантов "Огарёв-online". Культурология, вып. №11, 2016. [Электронный ресурс. Режим доступа - http://docplayer.ru/45460185-Lapshin-p-v-obraz-literaturnogo-geroya-poteryannogo-pokoleniya-v-tvorchestve-ernesta-hemingueya.html]
Сведения об авторах
Смоленцева Маргарита Евгеньевна, студентка Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, e-mail: [email protected]; Бодров Олег Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент КФУ
IMAGE OF AMERICA IN THE WORKS OF WRITERS OF THE "LOST GENERATION": D. DOS PASSOS, E. HEMINGWOY, F. SCOTT FICHERHERALD
M.E. Smolentseva, O.V. Bodrov
Abstract. This article describes America and how it was portrayed by the classics of the "lost generation" period. The main works of the authors are analyzed with the aim of highlighting the main aspects of the demonstration of America as a state in the period between wars. The author also gives his own conclusions, confirmed by facts from the life of writers.
Key words: F. Scott Fitzgerald, E. Hemingway, D. Dos Passos, war, America, "lost generation", literature
Data about the authors
Smolentseva M., student of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies of KFU, e-mail: Tusya-margusya @ mail. Ru; Bodrov O., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of KFU