Научная статья на тему 'Образ абааһы в якутском героическом эпосе олонхо'

Образ абааһы в якутском героическом эпосе олонхо Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1227
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ЭПОС / ОЛОНХО / ОБРАЗ / ДЕМОНОЛОГИЯ / АБААһЫ / ЧУДОВИЩА / FOLKLORE / EPOS / OLONKHO / IMAGE / DEMONOLOGY / ABAAһY / MONSTERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузьмина Айталина Ахметовна

В статье рассматриваются образы чудовищ-абаасы в якутском героическом эпосе олонхо. Абааhы является врагом людского племени айыы аймаҕа, воплощением зла, отрицательного, уродливости. Во всех уровнях эпоса абаасы противопоставлено айыы аймага (идея, сюжет, характер, функции, имя, место обитания, манера исполнения песнопения, внетекстовые явления). Иногда встречаются также образы полуайыы-полуабааһы, которые потом становятся полноценными людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF АБААҺЫ (ABAAHY) IN THE YAKUT HEROIC EPOS OLONKHO

The article deals with the images of monsters-abaasy in the Yakut heroic epos olonkho. Abaahy is the enemy of the human tribe aiyy aimaҕa, the embodiment of evil, disgusting, ugliness. At all the levels of the epos abaasy is opposed to aiyy aimaҕa (the idea, plot, character, functions, name, habitat, manner of singing hymns, non-textual phenomena). Sometimes one can come across the images of semi-aiyy-semi-abaahy, which later become full human beings.

Текст научной работы на тему «Образ абааһы в якутском героическом эпосе олонхо»

Кузьмина Айталина Ахметовна

ОБРАЗ АБАА?Ы В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО

В статье рассматриваются образы чудовищ-абаасы в якутском героическом эпосе олонхо. Абаа1пы является врагом людского племени - айыы айма?а, воплощением зла, отрицательного, уродливости. Во всех уровнях эпоса абаасы противопоставлено айыы аймага (идея, сюжет, характер, функции, имя, место обитания, манера исполнения песнопения, внетекстовые явления). Иногда встречаются также образы полуайыы-полуабаа?ы, которые потом становятся полноценными людьми.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/7-3/7.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 3. C. 28-30. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/7-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

6. Мартьянова И. А. Киновек русского текста. Парадокс литературной кинематографичности. СПб.: САГА, 2002. 240 с.

7. Можаева Т. Г. Языковые средства реализации кинематографичности в художественном тексте: (на материале произведений Г. Грина, Э. Хемингуэя, М. Этвуд) : дисс. ... к. филол. н. / Барнаул. гос. пед. ун-т; науч. рук. Л. А. Козлова. Барнаул, 2006. 167 с.

8. Раппопорт А. Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа // Монтаж. Литература, искусство, театр, кино / отв. ред. Б. В. Раушенбах. М.: 1988. С. 14-22.

9. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. 384 с.

10. Фомина М. А. Лингвистические средства реализации монтажа в художественном произведении // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 32 (213). С. 153-156.

11. Шуть В. Я Кинематографический прием саспенса в эссеистике Юрия Андруховича // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3. Ч. 2. С. 11-13.

12. Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Академия, 2009. 432 с.

13. Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. 456 с.

14. McEwan I. Enduring love. L., 1997. 247 p.

CINEMATIC CODE IN THE NOVEL BY IAN MCEWAN "ENDURING LOVE"

Koshikova Alena Vladimirovna

Kuban State University kav-tutor@mail. ru

This article discusses the use of cinematic techniques in contemporary literature by the example of I. McEwan's novel "Enduring Love". The author studies in detail the implementation of the technique of montage at the microlevel (the linguistic semantics of sentences) and at the macrolevel (composition) of the literary text. According to the author, I. McEwan refers to the montage narrative technique in certain episodes of the plot. The conducted analysis is completed with the conclusion about the function of the montage poetics of the text as an element of its cinematic nature.

Key words and phrases: cinematic nature; montage composition; cinematic code; associative montage; rapid cuts; freeze frame; effect of cinematic thickening of time; parallel editing; technique of suspense.

УДК 398.224

В статье рассматриваются образы чудовищ-абаасы в якутском героическом эпосе олонхо. АбааНы является врагом людского племени - айыы аймака, воплощением зла, отрицательного, уродливости. Во всех уровнях эпоса абаасы противопоставлено айыы аймага (идея, сюжет, характер, функции, имя, место обитания, манера исполнения песнопения, внетекстовые явления). Иногда встречаются также образы полуайыы-полуабааhы, которые потом становятся полноценными людьми.

Ключевые слова и фразы: фольклор; эпос; олонхо; образ; демонология; абаа^г; чудовища. Кузьмина Айталина Ахметовна, к. филол. н.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук аНа&а^а@таИ ги

ОБРАЗ АБААЬЫ В ЯКУТСКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ ОЛОНХО

Образы чудовищ, представителей потустороннего мира, отрицательных персонажей в фольклоре, мифологии играют роль антагонистов (противников), хаоса, зла [7, с. 270], отрицательных персонажей [9]. Большой интерес представляет статья С. Ю. Неклюдова об образах потустороннего мира в фольклоре, где демонологию отнесли к устойчивой части мифологической традиции [8]. Мы намерены с этим согласиться, ибо даже в советские времена, когда религиозное верование, фольклор якутов были в забвении, народ «лучше» помнил абааhы - чудовищ, темных сил, нежели айыы - светлых сил, божеств.

Эпическое пространство в якутском героическом эпосе олонхо разделено на три мира: Верхний, где в основном обитают божества айыы, Средний, где живут люди (племена айыы айма§а и кYн улууhа) и духи-иччи, Нижний, населенный чудовищами-абааНы из рода адьарай - противниками главного героя. Завязка сюжета почти всегда начинается с того, что богатыри абааhы желают жениться на девушке айыы, затем, получив отказ родителей, брата девушки, крадут ее, т.е. хаос пытается нарушить устои космоса. Главный герой гонится за девушкой айыы, в пути преодолевает препятствия (встреча с женщиной абааНы), в конце убивает богатыря. Как отступление следует отметить, что образ абааhы встречается не только в олонхо, но и в сказках, мифах и легендах якутов. Своеобразны абааhы в шаманизме, которые в основном олицетворяют различные болезни и беды. В разговорной речи якутов слово абааhы означает что-нибудь ненавистное, плохое, абааhы квр - ненавидеть.

В олонхо дружба богатырей абааhы с людьми айыы невозможна, но в олонхо Вилюйского региона иногда устанавливается невраждебное отношение между богатырями айыы и абааЫг. Так, богатырь абааhы Адьы-Будьу в олонхо «Кулдус Бёгё» И. М. Харитонова помогает главному герою. Также встречается образ полуайыы-полуабааhы Харыадьылаан Бэргэна, которого потом признают человеком племени айыы айма§а [6, с. 77].

10.01.00 Литературоведение

29

Исследователи обратили внимание на то, что формульная характеристика имени главного героя содержит информацию о месте его рождения, происхождении, кличке и масти богатырского коня, а в имени богатыря абааЫг указывается его характер и внешность (кровожадность, алчность, уродливость) [4, с. 14-23; 12]. Имена образов богатырей абаакы в олонхо начинаются со слов Тимир (Железный), Таас (Каменный), Уот (Огненный). В якутской волшебной сказке «А^ас-балыс» («Сестры») завязкой сюжета служит обнаружение ребенка в железной (в некоторых вариантах - в каменной) колыбели, который оказывается сыном абааhы [13, с. 252-271]. Поэтому железный или каменный предмет относится к потустороннему (Нижнему) миру, как нечто неживое, грубое. А Уот (Огненный) показывает, что чудовище извергает огонь изо рта, как змей, дракон в евразийской культуре. Следовательно, в именах заключены качества, символические знаки, характерные для представителей демонского племени. Типологически схожим является описание богатырей-противников в эвенском и эвенкийском фольклоре, где они изображены как существа в железных доспехах. В олонхо северных якутов наряду с названием абааhы используют слово свдYвкэ, заимствованное от русского суседка [11].

Представители Нижнего мира имеют антропоморфный вид. С. Ю. Неклюдов указал, что асимметрия частей тела характерна для описания внешности демонов [8]. Так, богатыри абааhы уродливы (одноглазы, одноруки, спина с изгибами), носят отвратительную одежду, при этом физически очень сильны, имеют громадный рост. Телосложение женщины абааhы (тощие бедра, бесформенная грудь) указывает на ее бесплодие [4, с. 23]. Неэстетический внешний вид абааhы служит еще одним качеством, отделяющим его от людского рода, принижающим его статус.

АбааЫг присущи отрицательные черты характера: прожорливы, кровожадны, похотливы, глупы, доверчивы, наивны, хвастливы, эгоистичны. Богатыри и девы абааhы могут перевоплотиться в птиц, животных и человека. Они смертны, однако их души могут спрятаться в различных предметах или переродиться, восстановиться из какой-нибудь уцелевшей части. Поэтому богатырь айыы старается не только убить, но и уничтожить все оставшиеся части тела абааhы.

Богатырь айыы ездит на коне, а богатырь абааhы на быке. Л. Л. Габышева определила, что конь относится к божественному, а рогатый скот - демонскому [2, с. 67-70], а в пространственном отношении первый -южной стороне, второй - северной, в цветовом обозначении лошади характерен белый цвет, а рогатому скоту - черный [5, с. 22-29]. В олонхо «Богатырка Кыыс Джуурайа» богатырь абааhы ездит на железном коне-верблюде (тимир тэбиэн аттаах) [Там же, с. 31], а в олонхо «Тамаллаайы Бэргэн» на красно-чалом коне (кыкыл буулуур ат сылгылаах) [10, с. 41].

Богатыри абааhы в основном обитают в Нижнем мире, однако в южной стороне Верхнего мира тоже обитают абааhы. В олонхо его описывают как мир, где небо имеет цвет недоваренной ухи, воздух ужасно пахнет. Считается, что корни священного дерева Аал Луук Мас доходят до Нижнего мира. Из Среднего мир в Нижний можно попасть через дорогу Аан Кудулу ааттыга [Там же, с. 89]. Если Средний мир выступает как освоенное, безопасное, свое пространство, то Нижний мир, наоборот, как неосвоенное, опасное, чужое пространство. Верхний мир в олонхо уже не играет активную роль, он заселен божествами айыы, богатырями Верхнего мира, небесной судьей, шаманками, которые изредка помогают герою - богатырю айыы и абааЫг.

Если богатырь айыы живет в деревянном неподвижном доме балаган в виде усеченной пирамиды, то богатырь абааhы - в каменном доме, который вертится как смерч. Здесь видно противопоставление деревянного и каменного - живого и неживого, неподвижного и подвижного - естественного и искусственного, безопасного и опасного.

В олонхо представлена целая система образов абааhы Нижнего мира. В Нижнем мире обитают не только богатырь абааhы, но и женщина абааhы (преимущественно сестра), родители, слуги-помощники, властелин Нижнего мира и духи-иччи морей Нижнего мира. Их отношения между собой строятся по типу человеческих племенных отношений. Духи-иччи Среднего мира довольно пассивны, иногда невидимы, а духи-иччи морей Нижнего мира активны, изображены как богатыри абааhы. Если в бурятском фольклоре проявляется матриархат в системе образов чудовищ [9], то в якутском, наоборот, преобладает патриархат. Так, глава Нижнего мира, большинство духов-иччи морей Нижнего моря, главный противник героя - представители мужского пола. В этом мире также проживает кузнец Кыдай Бахсы, который занимает нейтральную позицию по отношению ко всем.

Манера пения речи персонажей олонхо также характеризует тот или иной образ. Богатыри абааhы поют в стиле тиэрэ хоhуйан ыллааhын (пародийное пение), кутуруу (устрашающее пение) [3].

Если говорить об образах абааhы в олонхо, следует остановиться и на внетекстовых моментах. Во время исполнения олонхо, особенно когда пели песнопения богатыря абааhы, олонхосуты одной рукой закрывали ухо, чтобы злые духи не нашептывали [1, с. 30]. Есть рассказы о том, как абааЫг соревновался со сказителями в исполнительском мастерстве [6, с. 23]. В Вилюйском регионе до сих пор существует обычай исполнения песнопения «Кутурук салайар ырыа» (букв. «хвост направить»), которое не имеет ничего общего с текстом эпоса, после исполнения олонхо, чтобы завершить «путешествие» в эпическом мире и вернуться в реальный мир. Олонхосуты старались не заканчивать исполнение олонхо на том месте, когда богатырь абааhы еще не побежден. Считалось, что это может навлечь беду уже в реальной жизни людей, т.е. сказители признавали сакральное значение олонхо.

Таким образом, образ абааhы занимает одно из важных мест в образной системе в якутском героическом эпосе олонхо. Бинарная оппозиция айыы - абааЫг проявляется на всех уровнях: в идейном противопоставлении, описании внешнего вида, характера, места обитания, функции, имени, манере исполнения песнопения, внетекстовых связях. Образ абааЫг как воплощение зла, противоестественного, враждебного полностью раскрылся в олонхо.

Список литературы

1. Габышева Л. Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): автореф. дисс. ... д. филол. н. М., 2003. 44 с.

2. Габышева Л. Л. Структура и семантика текстов олонхо // Язык - миф - культура народов Сибири: сборник научн. ст. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. Вып. 2. С. 61-78.

3. Григорьева В. Г. Интонационные и тембровые особенности песнопений богатырей Нижнего мира в якутском эпосе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 9 (59): в 2-х ч. Ч. I. С. 53-63.

4. Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. Новосибирск: Наука, 2014. 166 с.

5. Дуяков Г. В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр / сост. А. А. Кузьмина. Якутск: Бичик, 2011. 250 с. (Серия «Саха боотурдара»)

6. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.

7. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2006. 408 с.

8. Неклюдов С. Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov8.htm (дата обращения: 06.04.2016).

9. Николаева Н. Н. Отрицательные персонажи в героическом эпосе бурят // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (34): в 3-х ч. Ч. II. С. 145-148.

10. Оконешников И. Д. Тамаллаайы Бэргэн / сост. А. А. Дмитриева, Н. А. Дьяконова. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2012. 320 с.

11. Томская Д. А. YчYгэй YeдьYГYЙээн, КуhаF¡ан Ходьугур = Ючюгэй Юдюгюйэн, Кусаган Ходжугур / пер. Е. С. Сидоров, сост. В. В. Илларионов, В. С. Никифорова, отв. ред.: д.и.н. Н. А. Алексеев, д. иск. Ю. И. Шейкин. Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2011. 374 с.

12. Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: Структура и семантика: автореф. дисс. ... к. филол. н. Якутск, 2000. 23 с.

13. Якутские народные сказки / сост. В. В. Илларионов, Ю. Н. Дьяконова, С. Д. Мухоплева и др. Новосибирск: Наука, 2008. 462 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

THE IMAGE OF АБААЫ1 (ABAAHY) IN THE YAKUT HEROIC EPOS OLONKHO

Kuz'mina Aitalina Akhmetovna, Ph. D. in Philology The Institute for Humanities Researches and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences aitasakha@mail. ru

The article deals with the images of monsters-abaasy in the Yakut heroic epos olonkho. Abaahy is the enemy of the human tribe -

aiyy aima§a, the embodiment of evil, disgusting, ugliness. At all the levels of the epos abaasy is opposed to aiyy aima^a

(the idea, plot, character, functions, name, habitat, manner of singing hymns, non-textual phenomena). Sometimes one can come

across the images of semi-aiyy-semi-abaahy, which later become full human beings.

Key words and phrases: folklore; epos; olonkho; image; demonology; abaahy; monsters.

УДК 821.161.1

В статье в широком историко-культурном контексте анализируется судьба метро-ритмических форм, утвержденных М. В. Ломоносовым в стиховедческом трактате «Письмо о правилах российского стихотворства». Делается акцент на распространении неклассических метров дактило-хорея и ямбо-анапеста, сыгравших особую роль в актуализации тонической природы русского стиха, что на рубеже XIX-XX вв. привело к реформе классической силлаботоники. Метро-ритмические процессы XVIII-XX вв. встраиваются в эволюцию интонационных типов, а также в процессы взаимодействия русского стиха с другими видами искусства.

Ключевые слова и фразы: двусложные метры; трехсложники; смешанные размеры; эволюция стихосложения; силлаботоника; декламационно-тоническая система; национальная специфика.

Макарова Светлана Анатольевна, к. филол. н.

г. Москва

svetlanamakarova658@gmail. com

«ПИСЬМО О ПРАВИЛАХ РОССИЙСКОГО СТИХОТВОРСТВА» М. В. ЛОМОНОСОВА И РЕФОРМА РУССКОГО СТИХА РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Как и любое реформирование, утверждение силлабо-тонической системы стихосложения в середине XVIII в. не могло происходить без веских причин, определенных условий и краткосрочно. Удивительно, но реформа 1730-1750-х годов В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова - А. П. Сумарокова «эхом» отозвалась на рубеже XIX-XX вв. Это закономерно, симптоматично и соотносится как с ритмом национальной речи, так и с литературным процессом, динамическим развитием поэзии, эволюцией метро-ритмики русского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.