Научная статья на тему 'ОБРАЗ А.С. ПУШКИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ АНДРЕЯ БИТОВА'

ОБРАЗ А.С. ПУШКИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ АНДРЕЯ БИТОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская классика / А.С. Пушкин / А. Битов / «Пушкинский дом» / художественное пространство / постмодернизм / Russian classics / Pushkin / A. Bitov / “Pushkin House” / artistic space. postmodernism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мохаммед Адам Эльрашид Али

В данной статье рассматриваются личность и творчество А.С. Пушкина в художественном пространстве А. Битова, отражение принципов и поэтики А.С. Пушкина на творчестве А. Битова, т.е. усвоение пушкинского опыта А. Битовым. Доказано, что образ Пушкина присутствует почти во всех произведениях писателя. Особое внимание уделяется роману «Пушкинский дом», где все повествование идет сквозь призму русской классика. Автор приходит к выводу о том, что имя Пушкина в художественном пространстве А. Битова стало равным слову «свобода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF ALEXANDER PUSHKIN IN THE ANDREI BITOV’S ARTISTIC SPACE

This article examines the personality and work of A.S. Pushkin in the artistic space of A. Bitov, reflection of the principles and poetics of A.S. Pushkin on the work of A. Bitov, i.e. assimilation of Pushkin’s experience by A. Bitov. It has been proven that the image of Pushkin is present in almost all of the writer’s works. Particular attention is paid to the novel “Pushkin House”, where the whole story goes through the prism of the Russian classics. In conclusion, the author comes to a result that the name of Pushkin in the artistic space of A. Bitov has become equal to the word of freedom.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ А.С. ПУШКИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ АНДРЕЯ БИТОВА»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11048 МОХАММЕД Адам Эльрашид Али,

аспирант Российского университета дружбы народов,

е-mail: mody.adams@mail.

01.10.01 - Русская литература

ОБРАЗ А.С. ПУШКИНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ

АНДРЕЯ БИТОВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются личность и творчество А.С. Пушкина в художественном пространстве А. Битова, отражение принципов и поэтики А. С. Пушкина на творчестве А. Битова, т.е. усвоение пушкинского опыта А. Битовым. Доказано, что образ Пушкина присутствует почти во всех произведениях писателя. Особое внимание уделяется роману «Пушкинский дом», где все повествование идет сквозь призму русской классика. Автор приходит к выводу о том, что имя Пушкина в художественном пространстве А. Битова стало равным слову «свобода».

Ключевые слова: русская классика, А.С. Пушкин, А. Битов, «Пушкинский дом», художественное пространство, постмодернизм.

MOHAMMED Adam Elrashid Ali,

PhD student the People's Friendship University of Russia

THE IMAGE OF ALEXANDER PUSHKIN IN THE ANDREI BITOV'S ARTISTIC SPACE

Annotation. This article examines the personality and work of A.S. Pushkin in the artistic space of A. Bitov, reflection of the principles and poetics of A.S. Pushkin on the work of A. Bitov, i.e. assimilation of Pushkin's experience by A. Bitov. It has been proven that the image of Pushkin is present in almost all of the writer's works. Particular attention is paid to the novel"Pushkin House", where the whole story goes through the prism of the Russian classics. In conclusion, the author comes to a result that the name of Pushkin in the artistic space of A. Bitov has become equal to the word of freedom.

Key words: Russian classics, Pushkin, A. Bitov, "Pushkin House", artistic space. postmodernism.

Андрей Битов, его личность и творчество занимают особое место в русской литературе ХХ в., и эта особенность становится все более очевидной по мере того, как в сознании читателей укладывается мысль о безвозвратном уходе писателя из жизни 3 декабря 2018 г. Поскольку литература А. Битова не была востребована советским режимом, тем не менее он писал свободно как от социального заказа, так и от потенциального читателя, главным для него были только воплощение собственного замысла и посильнее качество его воплощения. А. Битов ушел вслед за пушкинским принципом «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» [1].

Отношения между А. Битовым и Пушкиным можно представить в виде художественного пространства, в том смысле, что пространство есть не только речевая составляющая, но и духовная, позволившая установиться художественному про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

странству Битова-интерпретатора личности и творчества Пушкина.

В своем художественном пространстве А. Битов постоянно осмыслял над творчеством и личностью Пушкина, поэтому первый русский поэт и основатель русского литературного языка присутствует почти во всех произведениях А. Битова. Автор становится преданным учеником Пушкина.

Одним из вариантов рассмотрения художественного пространства А. Битова является то, что через все свои произведения писатель стремится обнаружить продуктивные связи между традициями и инновациями,сохранением и обновлением художественных форм, главным образом, связи между творчеством Пушкина и современной литературой.

Впервые это замечает Е.Н. Вагнер. Она считает, что в соответствии с христианскими представлениями о триединстве Бога миф о Пушкине включает следующие компоненты: «Пушкин -

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Отец, создатель русской литературы, языка, культуры, сотворивший Словом целую вселенную... таким образом, в русской культуре Пушкин стал аналогом и символом Бога, представления о нем включают в себя все многообразие представлений о трансцендентном» [2, с. 157].

И. Золотусский выдвигает мысль о «сладости зависимости» [3, с. 103] литературы 60 - 70-х годов ХХ в. от русской классической литературы. Можно согласиться или не согласиться с ним, но очевидно то, что личность и творчество Битова с начала и до конца его жизни были переплетены и зависимы от пушкинского творчества.

Постоянное стремление Битова к традиции Пушкина, к ее изучению, прошлому означает не возвращение к нему, а поиски верных путей для дальнейшего развития национальной культуры.

Голландская исследовательница Э. Чансес считает, что «А. Битова интересует продолжение великой традиции русской литературы и культуры от Пушкина до Набокова «существенными чертами его творчества». Подобно предшественникам - от Пушкина, Достоевского, к Блоку, Белому и Мандельштаму, - он наполняет свои произведения ссылками на литературных предшественников» [4, с. 7]. А. Битов видел в творчестве предшественников настоящий свет для развития национальной традиции, поэтому он шел вслед за ними. А главной фигурой русской литературы и культуры является А.С. Пушкин, поэтому ему А. Битов почти посвятил все свое творчество.

А. Знантов в статье «Конфликты и контакты» говорит, что А. Битов «неоднократно заявлял о том, что он себя мыслит совсем не представителем авангардского направления, а скорее всего, видит себя в классической традиции, постоянно обращаясь к Пушкину, Гоголю и т.д.» [5, с. 76].

Художественное пространство А. Битова подчеркивает то, что в истории русской культуры нового времени творчество А. Пушкина занимает исключительное место в развитии русской современной литературы. Оно стало основной категорией, определяющей способы развития традиции национального и культурного самосознания. В этом контексте творчество и личность Пушкина не только обретают такие определения, как первый и самый великий поэт, основатель новой русской литературы и литературного языка, но и «некий культурный абсолют, воспринимается как всеобъемлющее выражение русского духовного мира» [6, с. 14].

Пушкин, несущий мифический характер в русскую литературу, давным-давно подразумевает расширительную многоаспектную интерпретацию жизни и творчества поэта, особенно те моменты, которые связаны с социальным и духовным явлениями той эпохи.

А.С. Пушкин превратился в пространство национальной культуры и в символ свободы сразу после его смерти. М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», т.е. его современники понимали особое место, которое занимал Пушкин. Процесс символизации образа поэта набирает новую энергию после того, как Ф.М. Достоевский выступил с докладом на открытии памятника Пушкину. Поэты и писатели серебряного века посвятили стихотворения и пьесы, например, «Мой Пушкин» М. Цветаевой и «Последние дни» М. Булгакову. В эпоху тоталитаризма образ Пушкина достигает вершины, сакра-лизуется до предела.

А. Битов подчеркивает то, что биография и творчество Пушкина достигают абсолютной значимости и приобретают высший смысл.

В своем эссе «Непрочитанный Битов» И.Ю. Клех заявил о том, что система ценностей Битова строится иерархически: «Творец всего сущего -ниже Пушкин - еще ниже автор со своими произведениями и читателями...» [7, с. 166].

Доказательство о том, что А.С. Пушкин оказал огромное влияние на художественное пространство А. Битова, он воспринимал некоторые моменты личности и творчества Пушкина с такими переживаниями и удовольствиями, как будто это он сам пережил такие моменты, т.е. как будто его личный опыт. Поэтому освоение мира Битовым происходит сквозь призму духовного общения с Пушкиным. Даже те моменты, за которые Пушкину приходится волноваться, у Битова находятся под его пристальным вниманием.

В своем эссе «Пушкин за границей» А. Битов заявил: «Пушкин не только первый русский поэт, но он первый прозаик, историк, гражданин, профессионал, издатель, лицеист, лингвист, спортсмен, любовник, друг... в этом же ряду Пушкин -первый наш "невыездной"» [8, с. 97].

В 1990 г. А. Битов выступил с докладом «Пушкин - русский европеец» на конференции «Содружества европейских интеллектуалов "Гулливер"», где он говорил о вечном стремлении Пушкина побывать за границей. Это стремление А. Битов принимал как желание обрести свободу. Писателя интересовали поведение Пушкина в Грузии и реакция на это местных жителей. «Там Пушкин вел себя свободно, ел фрукты на улице, постоянно менял шапки и шел в обнимку с какими-то неизвестными людьми» [8, с. 395]. А. Битов предполагает, что местные жители, может быть, впервые видели такого свободного человека, и для него это еще замечательное отличие Пушкина от них (Битов и его поколение). Автор считает, что он и его современники в отличие от Пушкина свободу обретают очень тяжелой работой, а Пушкин наполнен свободой: «В нем свободы настолько

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

было, что стоило чуть-чуть приоткрыть клетку, как она заполняла сразу все пространство» [8, с. 395].

О том, что связывает художественное пространство Битова с Пушкиным, В. Кожинов, рассуждая о проблеме национальной основы литературы, пишет: «Самосознание русской культуры осуществлялось в эпоху Пушкина. Трудно назвать достаточно развитую в его время литературу, которой он так или иначе не коснулся бы в своем творчестве. Но только плоский ум видит в этом «заимствования». Пушкин не подчинялся другим литературам, а овладевал их "языками" <...>. Если говорить о сегодняшней литературе, то для меня несомненно, что подлинный и глубокий национальный характер имеет, например, "..." и проза Андрея Битова» [9, с. 97].

Одна из главных книг А. Битова - роман «Пушкинский дом». Так как А.С. Пушкин является создателем русского литературного языка, и он самая крупная и яркая фигура в русской литературной жизни, А. Битов обращается к нему, чтобы назвать свое произведение. А дом - это не только, в котором он живет, метафорически, это Россия, Петербург и русская литература, воплощенная в Пушкине, как ее основоположнике.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что имя Пушкина в художественном пространстве А. Битова стало равным слову «свобода». Поэтому в эпоху тоталитаризма А. Битов и другие творцы вспоминали и подражали ему, чтобы преодолеть те трудности, с которыми они сталкивались. Пушкин для писателя является источником вдохновенья. Ранее, до А. Битова, «Пушкинский дом» в русском понимании - это академия наук. Но пришел А. Битов и решил расширить этот дом. Поэтому «Пушкинский дом» сейчас - это Россия, Петербург, а в узком значении, русская литература. Для Битова и многих писателей и поэтов имя Пушкина - это имя национального поэта, сумевшего и преодолевшего все, вобравшего все в своем творчестве.

Список литературы:

[1] Пушкин А.С. Разговор книгопродавца с поэтом («Стишки для вас одна забава») [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ilibrary. гиЛех^525/р.1/Ыех.Мт1 (дата обращения: 15.08.2019).

[2] Вагнер Е.Н. Пушкинский миф в романах А. Битова и Т. Толстой // Диалог культур. - Барнаул, 2004. - 184 с.

[3] Золотусский И.П. Монолог с вариациями.

- М.: Сов. Россия, 1980. - 413 с.

[4] Chances E. Authenticity as the tie that binds: Andrej Bitov's "Armenia lessons" // Russian Literature XXVIII. North-Holland. - I990. - P. I - 10.

[5] Знантов А. Конфликты и контакты // В мире книг. - 1987. - № 11. - 76 с.

[6] Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка.

- СПб., 1999. - 396 с.

[7] Клех И.Ю. Непрочитанный Битов // Новый мир. - 2006. - № 5. - С. 160 - 167.

[8] Битов А.Г. Пушкин за границей // Битов А.Г. Воспоминание о Пушкине. - М., 2005. -255 с.

[9] Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Сов. Россия, 1990. - 542 с.

Spisok literatury:

[1] Pushkin A.S. Razgovor knigoprodavca s poetom («Stishki dlya vas odna zabava») [Elektron-nyj resurs] - Rezhim dostupa: https://ilibrary.ru/tex-t/525/p.1/index.html (data obrashcheniya: 15.08.2019).

[2] Vagner E.N. Pushkinskij mif v romanah A. Bitova i T. Tolstoj // Dialog kul'tur. - Barnaul, 2004. -184 s.

[3] Zolotusskij I.P. Monolog s variaciyami. - M.: Sov. Rossiya, 1980. - 413 s.

[4] Chances E. Authenticity as the tie that binds: Andrej Bitov's "Armenia lessons" // Russian Literature XXVIII. North-Holland. - I990. - P. I - l0.

[5] Znantov A. Konflikty i kontakty // V mire knig.

- 1987. - № 11. - 76 s.

[6] Gasparov B.M. Poeticheskij yazyk Pushkina kak fakt istorii russkogo literaturnogo yazyka. - SPb., 1999. - 396 s.

[7] Klekh I.Yu. Neprochitannyj Bitov // Novyj mir.

- 2006. - № 5. - S. 160 - 167.

[8] Bitov A.G. Pushkin za granicej // Bitov A.G. Vospominanie o Pushkine. - M., 2005. -255 s.

[9] Kozhinov V.V. Stat'i o sovremennoj literature. - M.: Sov. Rossiya, 1990. - 542 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.