Научная статья на тему 'Обратная связь как одно из условий состояния "потока" в учебной деятельности'

Обратная связь как одно из условий состояния "потока" в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ / MOTIVATION IN LEARNING / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTRINSIC MOTIVATION / СОСТОЯНИЕ "ПОТОКА" / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / FEEDBACK / ОПРОСНИК THE FLOW STATE SCALE-2 / THE FLOW STATE SCALE-2 / FLOW REGIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савельева Дарья Игоревна

Исследование посвящено изучению условий, влияющих на состояние «потока» в учебной деятельности студентов. Предметом исследования является зависимость переживания «потока» студентов в их учебной деятельности от особенностей деятельности преподавателя, а также взаимосвязь опыта «потока» с особенностями мотивации и личности студентов. Для изучения состояния «потока» студентов были поставлены и выполнены следующие задачи: проведён анализ методов изучения состояния «потока» в зарубежной литературе; исследованы особенности переживания «опыта потока» в учебной деятельности; выявлены условия, способствующие возникновению состояния «потока», а также препятствующие ему; намечены способы фасилитации состояния «потока». В работе был проведён анализ надёжности переведённого опросника The Flow State Scale-2. По итогам проведённого квазиэксперимента не было получено ожидаемого результата о продуктивном влиянии обратной связи на состояние «потока», были проанализированы возможные причины и предложены варианты дальнейшего исследования данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEEDBACK AS ONE OF THE CONDITIONS OF THE FLOW REGIME IN EDUCATION

In the present research the conditions influencing the flow regime of students that arises during educational activities were examined. The scope of the study is the dependence of flow regime in educational activities on the features of teacher’s activities, and also the interrelation between the experience of this flow with the students’ motivation and personal traits. In order to study the students’ flow regime the following tasks were set and fulfilled: the analysis of methods of studying the flow regime in foreign literature was carried out; features of students’ flow regime in educational activities were researched; the conditions which promote and interfere with the emergence of the flow were revealed, and methods of facilitation the flow were suggested. The reliability of The Flow State Scale-2 was examined. Following the results of the quasi-experiment carried out the expected result, namely, productive influence of feedback on condition of the flow was not obtained, and possible reasons thereof were analyzed and options of further research of this phenomenon were offered.

Текст научной работы на тему «Обратная связь как одно из условий состояния "потока" в учебной деятельности»

УДК 159.99

обратная связь как одно из условии состояния «потока» в учебной деятельности

Савельева Дарья Игоревна — аспирант Университета Маастрихт и ВШЭ; ул. Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000; e-mail: savelievadaria@gmail.com

У

РЕЗЮМЕ

Исследование посвящено изучению условий, влияющих на состояние «потока» в учебной деятельности студентов. Предметом исследования является зависимость переживания «потока» студентов в их учебной деятельности от особенностей деятельности преподавателя, а также взаимосвязь опыта «потока» с особенностями мотивации и личности студентов.

Для изучения состояния «потока» студентов были поставлены и выполнены следующие задачи: проведён анализ методов изучения состояния «потока» в зарубежной литературе; исследованы особенности переживания «опыта потока» в учебной деятельности; выявлены условия, способствующие возникновению состояния «потока», а также препятствующие ему; намечены способы фасилитации состояния «потока».

В работе был проведён анализ надёжности переведённого опросника The Flow State Scale-2. По итогам проведённого квазиэксперимента не было получено ожидаемого результата о продуктивном влиянии обратной связи на состояние «потока», были проанализированы возможные причины и предложены варианты дальнейшего исследования данного явления.

Ключевые слова: мотивация в обучении, внутренняя мотивация, состояние «потока», обратная связь, опросник The Flow State Scale-2.

Современные отечественные исследования в области психологии и педагогики уделяют серьёзное внимание методологическим инновациям в образовательном процессе [1—3; 5; 6] и проблемам мотивации [4; 7], как внутренним и внешним условиям эффективности учебной деятельности. Теория «потока» М. Чиксентмихайи также нацелена на поиск составляющих, обеспечивающих любую деятельность состоянием увлечённости, а значит, и её большей результативности.

Концепция «потока» сочетает в себе мотиваци-онно-эмоциональные, когнитивные и личностные аспекты описания условий среды, мотивирующей

к деятельности и приносящей радость. В «потоке» человек не только раскрывает свой потенциал, занимаясь именно тем, что ему откликается, но и саморазвивается, так как нахождение в данном состоянии требует постоянного повышения сложности решаемых им задач и улучшения своих навыков. В «потоке» человек ориентирован на процесс, вследствие чего достижение конечной цели сопровождается чувством радости и увлечённости, а сам результат превышает все ожидания. Создание в обучении атмосферы, фасилитирующей состояние «потока», позволило бы не только вернуть радость познания, но и добиться более качественных результатов. Понятие «опыт потока» было введено в психологическую науку в 1975 году М. Чиксентмихайи и определяется как состояние «полной поглощённости деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди будут готовы платить только за то, чтобы заниматься этим» [8, с. 25].

Проведённое исследование направлено на изучение «потока» в учебной деятельности с целью более глубокого понимания практической и теоретической проблем интереса к учёбе и, наоборот, нежелания учиться у современных студентов.

В первой части исследования изучаются особенности переживания «потока» студентов с помощью качественных методов, а также анализируются наиболее существенные условия, которые способствуют или препятствуют возникновению данного состояния [10]. На основе полученных результатов эксплораторного исследования и анализа литературы был построен квазиэксперимент, направленный на осознанное формирование наиболее сильно проявившихся элементов «потока» в процессе интервьюирования. Основным фокусом второго исследования являлось манипулирование «обратной связью» как одного из наиболее часто описываемого студентами переживания при сравнении «потоковой» и «скучной» деятельности, а также как одного из ключевых составляющих концепции «потока». Дополнительной целью было использование переведённого опросника The Flow State Scale-2 [9], так как данное состояние традиционно изучается либо постфактум, либо

в процессе самой деятельности; в нашем исследовании используется и тот и другой вариант с целью сравнения результатов.

Дизайн исследования. Преподавателям, согласившимся участвовать в квазиэксперименте, было предложено вести у одной группы две пары в разных стилях: 1) с обратной связью (активное взаимодействие с аудиторией, контакт глаз, интерактивный формат дискуссий) и 2) без обратной связи (отсутствие контакта с аудиторией, сухое проговарива-ние материала). Респонденты заполняли опросники под одним и тем же псевдонимом, что позволило нам их сопоставить. С целью контроля возможного влияния личности самого преподавателя группа студентов также исследовалась на парах, проведённых в тех же условиях, но у другого преподавателя. Преподавателям давалась одинаковая инструкция, студенты также были информированы о том, что преподаватель проведёт две пары в разных стилях, но не раскрывалось в каких. Через 45 минут после начала пары респонденты заполняли короткие опросники по «потоку», что занимало у студентов не более 4 минут. После окончания пары заполнялись развёрнутый опросник и составленная нами анкета. За участие в исследовании студенты вознаграждались дополнительными баллами по предмету, желающим предоставлялась обратная связь. После каждого проведённого занятия преподавателю предлагалось заполнить анкету, где указывалось, в каком стиле была проведена пара, оценивалась по 100-балльной шкале увлечённость своим предметом, а также перечислялись используемые техники обеспечения обратной связи.

Для измерения состояния «потока» были использованы короткий и развёрнутый варианты опросника The Flow State Scale-2 [2]. Для уточнения особенностей стиля преподавания студенты заполняли анкету, где описывали образ своего идеального преподавателя, далее с помощью модификации методики Дембо — Рубинштейн были введены дополнительные шкалы, отражающие отношение студента к преподавателю: шкала соответствия реального преподавателя описанному идеальному образу, шкала увлечённости преподавателя предметом, шкала отношения к преподавателю (негативное или позитивное). Дополнительно была введена шкала «усталость» для проверки гипотезы о более выраженном уровне усталости при меньшем уровне «потока» (чем сильнее респондента увлекает деятельность, тем меньше он склонён испытывать ощущение усталости).

Для обработки данных использовался дисперсионный, корреляционный и факторный анализ (SPSS).

Выборка. В исследовании приняли участие 136 студентов 1-3-го курсов Российского университета дружбы народов. Средний возраст респондентов — 18,88 лет (стандартное отклонение — 1,37), 99 девушек и 27 юношей (31 респондент не указал возраст, 8 респондентов — пол); 82 студента учатся по специальности «психология», 38 — «журналистика», 14 — «лингвистика».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проверка надёжности опросника. Использовался опросник The Flow State Scale-2, измеряющий девять основных элементов «потока» (соответствуют шкалам опросника): 1) баланс уровня сложности задачи и способностей субъекта, 2) слияние действия и сознания, 3) ясная цель, 4) обратная связь, 5) концентрация, 6) ощущение контроля, 7) потеря самосознания, 8) трансформация времени и 9) ау-тотелический опыт. Развёрнутый вариант опросника состоит из 36 пунктов (по 4 пункта на каждую шкалу). Каждый вопрос оценивался по 5-балльной шкале Ликерта (от «полностью не согласен» до «полностью согласен»). Был осуществлён двойной (прямой и обратный) перевод опросника. В целом показатель надёжности методики варьируется от 0,78 до 0,81, за исключением трёх шкал: «слияние действия и сознания», «потеря самосознания» и «трансформация времени», по которым значения альфа Кронба-ха оказались низкими (0,73; 0,63; 0,72 соответственно). Шкалы опросника коррелируют друг с другом, результаты факторного анализа показали также, что данные элементы «потока» входят в один фактор (кроме трёх шкал, которые показали низкую надёжность и отсутствие связи с тремя и более шкалами, а также не вошли в один фактор с остальными шкалами), что говорит о важности каждого элемента в модели «потока».

Анализ результатов, полученных по состоянию «потока» во время самой деятельности и постфактум, после её завершения. Теоретический анализ зарубежных исследований по «потоку» выявил 2 тенденции построения дизайна исследования: 1) сбор данных во время самой деятельности, при её прерывании — в данном случае даётся короткий опросник (9 вопросов), чтобы не испортить впечатление заполнением развёрнутого опросника; 2) сбор информации после завершения самой деятельности; обычно используется развёрнутый опросник, который должен давать более надёжные результаты. В нашем исследовании были совмещены оба варианта с целью сравнения результатов, полученных в разные моменты деятельности (на середине пары и сразу после неё). Оба варианта опросника направлены на измерение «потока» и отличаются только количеством вопросов, входящих в одну шкалу. Анализ данных показывает наличие значимых различий между результатами развёрнутого и короткого вариантов опросников по «потоку» (критерий Уилкоксона).

Результаты анализа состояния «потока» у студентов, присутствовавших на двух типах пар (с обратной связью и без неё). Было выявлено значимое различие только по шкале «слияние действия и сознания» (0,002 и 0,029, соответственно, для каждого варианта опросника). На лекциях другого преподавателя в этой же группе выявились значимые различия по следующим шкалам «потока» (развёрнутый вариант опросника): 1) »ясная цель» (0,017), 2) »концентрация» (0,025), 3) »потеря самосознания» (0,007). С помощью короткого варианта опросника было выявлено

одно значимое различие по шкале «аутотелический опыт» (0,039).

Сравнение студентов, присутствующих на парах с обратной связью у разных преподавателей. Были выявлены значимые различия по шкалам развёрнутого опросника «ощущение контроля» (0,058) и «потеря самосознания» (0,032), по шкале короткого опросника — «аутотелический опыт» (0,053). На парах без обратной связи — значимые различия по шкале «баланс требований задачи и способностей» (0,048) и на уровне тенденции — по шкале «слияние действия и сознания» (0,061), по шкалам короткого опросника — «обратная связь» (0,009) и «концентрация» (0,05).

Анализ состояния «потока» у студентов, слушающих курс по своей специальности, и студентов, слушающих непрофильный предмет. Было выявлено одно значимое различие по шкале «баланс требований задачи и способностей» (0,019).

Анализ связей между воспринимаемым студентом образом преподавателя и состоянием «потока». Сравнивались студенты, отметившие соответствие преподавателя идеальному образу больше чем на 82 % (66 респондентов) и меньше чем 82 %. (67 респондентов) при медиане 82 (стандартное отклонение — 22,79). Выявлены значимые различия по следующим шкалам опросника: «баланс требований задачи и способностей» (0,003), «ясная цель» (0,010), «обратная связь» (0,13), «концентрация» (0,00), «ощущение контроля» (0,004), «аутотелический опыт» (0,007).

Анализ связей между усталостью и состоянием «потока». Сравнивались студенты с показателем усталости меньше 50 % (61 человек) и больше 50 %. (53 человека) при медиане 50 (стандартное отклонение — 33,01). Выявлены значимые различия по следующим шкалам опросника: «ясная цель» (0,011), «обратная связь» (0,02), «концентрация» (0,04), «ощущение контроля» (0,006), «потеря самосознания» (0,044), «аутотелический опыт» (0,001).

Обсуждение результатов. В ходе данного исследования была впервые использована количественная методика измерения состояния «потока», которая показала высокие показатели надёжности по 6 из 9 шкал. Шкалы опросника коррелируют друг с другом; результаты факторного анализа показали, что данные элементы «потока» входят в один фактор, что говорит о важности каждого элемента в модели «потока». Анализ результатов, полученных с помощью короткого варианта опросника (замер во время деятельности) и развёрнутого варианта (замер после завершения деятельности), показал, что данные методики отображают разные результаты, что может быть связано как с разницей в самих методиках, так и с теоретическим предположением о флуктуации самого состояния «потока», что важно учитывать при планировании дальнейших исследований и выборе методов изучения «потока». Для проверки гипотезы о флуктуации данного состояния важно уравновесить методы сбора данных во время занятия и после него. При дальнейших исследованиях важно обратить внимание на шкалы с низкой надёжностью, увеличить

выборку и проверить гипотезу о причинно-следственной модели «потока».

Наша гипотеза о том, что состояние «потока» у студентов различается в зависимости от стиля преподавания, не подтвердилась, так как не были выявлены значимые различия при разных способах проведения занятия (интерактивный, с дискуссиями и вопросами, и, наоборот, с полным отсутствием контакта с аудиторией — сухое проговаривание материала). Это может быть обусловлено как особенностью личности самих преподавателей (согласившихся участвовать в эксперименте преподавателей оценивают как сильных педагогов не только студенты, но и их коллеги), что могло обеспечить одинаковый уровень «потока» на разных парах, а также особенностью самой обратной связи, понимаемой преподавателями как живое изложение материала, наличие контакта глаз, активное задавание вопросов аудитории и предложение привести примеры. В будущем следует провести включённое наблюдение за процессом обучения, чтобы лучше разобраться в используемых преподавателями методах и в их влиянии на «поток» студентов, а также сравнить пары, где преподаватель использует привычный ему репертуар техник обеспечения обратной связи и расширенный (что включает консультацию преподавателя по современным достижениям в дизайне образования).

Обнаружены различия в состоянии «потока» у студентов, оценивающих преподавателя с разной степенью соответствия их идеальному образу педагога, что подтверждает гипотезу о наличии различий в состоянии «потока» студентов в зависимости от особенностей восприятия ими преподавателя. В дальнейшем следует прояснить особенности идеального образа преподавателя: является ли он каким-то общим для студентов или, наоборот, сугубо индивидуален.

Исследование выявило также, что при более выраженном состоянии «потока» субъективные оценки по шкале «усталость» оказываются низкими.

ВЫВОДЫ

Тема потоковых переживаний является для российской психологии малоизученной областью, а в зарубежных исследованиях при изучении данного состояния доминируют количественные методы. Взаимосвязь переживания «потока» с меньшей физической усталостью, с профильным предметом, с воспринимаемым образом преподавателя говорит о практической важности исследования данной области для понимания того, как следует создавать мотивирующую атмосферу во время занятия.

Дальнейшее изучение концепции «потока» может привести к пониманию того, как следует диагностировать обучающую среду в процессе учения с целью выявления её слабых и сильных сторон, а главное, может показать, на что следует обратить внимание, для того чтобы поднять уровень мотивации во время занятия.

ССЫЛКИ

[1]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. — С. 063-076.

[2]. Гагарин А.В. Дидактика и опыт реализации интерактивного курса «Эволюционная и межвидовая психология» // Акмеология. 2015. № 4(56). — С. 289-299.

[3]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны // Акмеология. 2012. № 2(42). — С. 12-22.

[4]. Коноваленко А.В. Мотивация учебной деятельности на начальном этапе профессионального образования // Акмеология. 2010. № 1(33). — С. 59-64.

[5]. Москаленко О.В. Психолого-акмеологические особенности системы оценивания учебной деятельности // Акмеология. 2016. № 1(57). — С. 165-170.

[6]. Прейгерман Л.М. Дедуктивная методика преподавания точных наук как условие повышения качества образования // Акмеология. 2016. № 1(57). — С. 171-175.

[7]. ЦветковаА.Т. Формирование мотивации и самоорганизации в учебной деятельности: акмеологический подход // Акмеология. 2010. № 2(34). — С. 130-134.

[8]. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания / Пер. с англ. — М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011.— 461 с.

[9]. Jackson S., Eklund R., Martin A. (2010). Published by Mind Garden, Inc., www.mindgarden.com

[10]. Volk M.I., Savelieva D.I. Exploring the «flow experience» in studying process // Педагогика и психология — 2015 / Сборник материалов Международной научной конференции, г. Москва, 27-28 марта 2015 г. — М.: РусА-льянс Сова, 2015. — C. 120-131 [Электронный ресурс]. URL: http://books.eee-science.ru/downloads/pedagogika-i-psihologija-2015-01 (дата обращения 25.05.2016)

FEEDBACK AS ONE OF THE CONDITIONS OF THE FLOW REGIME IN EDUCATION

Daria I. Savelieva, post-graduate student of Maastricht University and Higher School of Economics, 20 ul. Myasnitskaya, Moscow, 101000 Russia; e-mail: savelievadaria@gmail.com

ABSTRACT

In the present research the conditions influencing the flow regime of students that arises during educational activities were examined. The scope of the study is the dependence of flow regime in educational activities on the features of teacher's activities, and also the interrelation between the experience of this flow with the students' motivation and personal traits.

In order to study the students' flow regime the following tasks were set and fulfilled: the analysis of methods of studying the flow regime in foreign literature was carried out; features of students' flow regime in educational activities were researched; the conditions

which promote and interfere with the emergence of the flow were revealed, and methods of facilitation the flow were suggested.

The reliability of The Flow State Scale-2 was examined. Following the results of the quasi-experi-ment carried out the expected result, namely, productive influence of feedback on condition of the flow was not obtained, and possible reasons thereof were analyzed and options of further research of this phenomenon were offered.

Key words: motivation in learning, intrinsic motivation, flow regime, feedback, The Flow State Scale-2.

REFERENCES

[1]. Gagarin A.V. Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal professional development of students information and environmental interactions] / Gagarin A.V., Raickaja L.K., Bystrjakova L.A. // Social'no-jekologicheskie tehnologii [So-cio-environmental technologies]. 2013. № 1. S. 063-076.

[2]. Gagarin A.V Didaktika i opyt realizatsii interaktivno-go kursa «Evolyutsionnaya i mezhvidovaya psikhologiya» [Didactics and the experience of traning-course «Evolutionary and interspecific psychology»]. Akmeologiya [Acmeology], 2015, № 4, S. 289-299.

[3]. Derkach A.A. Modernizatsiya obrazovaniya kak us-loviye operezhayushchego sotsial'no — ekonomicheskogo raz-vitiya strany [The modernization of education as a condition for allowing the country's socio-economic development]. Akmeologiya [Acmeology], 2012, № 2, S. 12-22.

[4]. Konovalenko A.V Motivatsiya uchebnoy deyatel'nos-ti na nachal'nom etape professional'nogo obrazovaniya [Motivation of educational activities in the beginning of vocational education]. Akmeologiya [Acmeology], 2010, № 1, S. 59-64.

[5]. Moskalenko O. V. Psikhologo — akmeologicheskiye osobennosti sistemy otsenivaniya uchebnoy deyatel'nosti [Psy-cho-acmeological pecularities of the class activity assessment system]. Akmeologiya [Acmeology], 2016, № 1, S. 165-170.

[6]. Preygerman L. M. Deduktivnaya metodika prepo-davaniya tochnykh nauk kak usloviye povysheniya kachestva obrazovaniya [Deductive methodology of teaching of exact sciences as a condition for upgrading of education]. Akmeologiya [Acmeology], 2016, № 1, S. 171-175.

[7]. Tsvetkova A.T.Formirovaniye motivatsii i samoor-ganizatsii v uchebnoy deyatel'nosti: akmeologicheskiy pod-khod [Formation of self-motivation and learning activities In: acmeologic approach]. Akmeologiya [Acmeology], 2010, № 2, S. 130-134.

[8]. Chiksentmikhayi M. Potok: Psikhologiya optimal'no-go perezhivaniya / Per. s angl. — M .: Smysl: Al'pina non-fikshn, 2011.— 461 s.

[9]. Jackson S., Eklund R., Martin A. (2010). Published by Mind Garden, Inc., www.mindgarden.com

[10]. . VolkM.I., Savelieva D.I. Exploring the «flow experience» in studying process Available at: http://books.eee-sci-ence.ru/downloads/pedagogika-i-psihologija-2015-01/ (accessed 25 May 2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.