УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10051
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
В РОССИИ
Марина Викторовна СКРЯБИНА, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Аннотация. В статье рассматривается конституционно-правовой институт обращения граждан в органы публичной власти как универсальный способ противодействия коррупции в России. Раскрывается сущность права граждан на обращение в органы публичной власти как в коллективной форме, так и путем подачи индивидуального обращения. Делается вывод о том, что институт обращения является эффективным способом противодействия коррупции в России, который, однако, в настоящее время востребован не в полной мере.
Ключевые слова: право граждан на обращение в органы публичной власти, органы публичной власти, коллективные обращения, противодействие коррупции, борьба с коррупцией, гражданское общество.
Annotation. The article considers the constitutional-legal institution of citizens' appeal to public authorities as a universal way to counter corruption in Russia. It reveals the essence of the right of citizens to appeal to public authorities, both in collective form and by submitting an individual appeal. It is concluded that the institution of appeal is an effective way to counter corruption in Russia, which, however, is currently not fully demanded.
Keywords: the right of citizens to appeal the public authorities, public authorities, collective appeals, anti-corruption, anti-corruption, civil society.
Индикатором транспарентности государственной власти является наличие в нем действенных механизмов взаимодействия между обществом и государством, позволяющих осуществлять общественный контроль за деятельностью государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц.
Исторически сложилось, что коррупция в России является наиболее острой проблемой, требующей как государственного, так и общественного внимания. При этом коррупция может рассматриваться в двух ипостасях: как социальное явление и как правонарушение, являющееся основанием для привлечения к юридической ответственности конкретного должностного лица.
В статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (далее — ФЗ «О противодействии коррупции») определено, что противодействие коррупции — это деятельность, направленная на предупреждение (профилактику) коррупции, выявление и пресечение противоправного деяния (борьба с коррупцией), а также минимизацию (ликвидацию) последствий коррупции, осуществляемая как органами публичной власти, так и институтами гражданского общества1.
Как мы видим, законодатель совершенно справедливо предоставил возможность институтам гражданского общества противодействовать коррупции.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
Представляется, что наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией является развитие демократических институтов и инструментов, позволяющих гражданам осуществлять контроль за деятельностью власти, тем самым обеспечивая предупреждение и, в определенной степени, борьбу с коррупцией.
Одним из таких инструментов является право граждан на обращение в органы публичной власти, закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации2.
При этом право на обращения реализуется как в индивидуальной, так и в коллективной форме, и направлено на защиту (восстановление) личных прав, свобод и законных интересов, а также публичных интересов; кроме того, обращение является формой информирования государства о потребностях гражданского общества.
Основное различие между коллективным обращением и обращением конкретного субъекта является то, что коллективное обращение, исходящее от двух и более человек, направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц либо на информирование публичной власти о потребностях и проблемах общества (определенной его группы)3.
Следует отметить, что коррупция согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции» — это всегда виновное противоправное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой нака-зания4.
В частности, наказуемыми формами коррупции по УК РФ являются:
■ злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
■ получение взятки (ст. 290);
■ дача взятки (ст. 291);
■ коммерческий подкуп (ст. 204).
Данный перечень не является исчерпывающим.
Следовательно, коррупция как преступление имеет объективную сторону своего совершения, т.е. внешние проявление признаков конкретного преступления, посягающего на охраняемые государственные (общественные), а также частные интересы.
Вместе с тем коррупция как социальное явление, «болезнь» общества и государства, не всегда проявляется в правонарушении, где возможно установить все его элементы. Зачастую граждане, общество сталкиваются с коррупционными проявлениями, доказать которые невозмож-
но или затруднительно, в результате затрагиваются их общественные (публичные) интересы.
Институт обращения в органы публичной власти позволяет как лично человеку, так и группе или объединению граждан довести до сведения органов публичной власти информацию о коррупционных явлениях, тем самым обеспечивает защиту их публичных интересов, удовлетворение которых служит условием развития гражданского общества.
Таким образом, каждый человек (организация) либо объединение граждан при выявлении признаков коррупции в деятельности должностных лиц органов публичной власти имеют правовую возможность сообщить об этом в компетентные органы по противодействию коррупции, а также в любой орган публичной власти путем подачи обращения как устного, так и письменного, индивидуально либо коллективно. При этом у органов публичной власти появляется обязанность рассмотреть данное обращение и дать по нему мотивированный ответ, а в случае подтверждения факта совершения должностным лицом преступления передать материалы в компетентные органы для проведения предварительного расследования в установленном законом порядке5.
В то же время следует учитывать, что действующее законодательство содержит правовой инструментарий, позволяющий оградить должностных лиц органов публичной власти от необоснованного и незаконного обвинения в коррупции (заведомо ложный донос — ст. 306 УК РФ; защита чести, достоинства или деловой репутации — ст. 152 ГК РФ)).
При этом важной гарантией реализации права человека и граждан на обращение в органы публичной власти с информацией о коррупционных проявлениях является невозможность привлечения заявителя (заявителей) к ответственности в случае, если изложенные в обращении факты не найдут своего подтверждения, поскольку обращение является проявлением гражданской позиции, а не умышленным действием в отношении конкретного должностного лица6.
Сегодняшняя Россия еще не в полной мере впитала в себя институты правового государства, еще сохранились традиции недооценки человека, его прав и свобод. Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, ярче всего проявляется в коррупции. Поэтому именно ак-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019
тивная позиция граждан, проявляемая путем подачи обращений в органы публичной власти, является эффективным инструментом противодействия коррупции в России.
Развитие правосознания граждан, сплочение институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией — важнейшая предпосылка создания правового государства в России.
1 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 03.04.2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
2 Конституция РФ (действ. ред.) // СЗ РФ.. 2014. № 31. Ст. 4398.
3 Скрябина М.В. Реализация конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2007. С. 9, 90—95.
4 Уголовный кодекс РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
5 О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05. 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
6 О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховно-
го Суда РФ от 24.02.2005 г. № 3 // Бюллетень ВС РФ. 2005. № 4.
Библиографический список
1.Конституция РФ (действ. ред.) // СЗ РФ.. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 03.11. 2015 г.) // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
5. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. № 3 // Бюллетень ВС РФ. 2005. № 4.
6. Скрябина М.В. Реализация конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2007. С. 9, 90—95. 224 с.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Административная деятельность полиции
Административная деятельность полиции.
2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 68 Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Зиборов О.В. и др.
978-5-238-03173-6
Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.
Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции». Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и административно -юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019