2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 17
Вып. 2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01
С. И. Дудник, Н. А. Пруель
ОБРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛАГ
Образование в качестве духовного блага отличается непосредственно общественным характером своего производства. Поэтому каждый человек в качестве предпосылки и результата общественного воспроизводства, независимо от того, является ли он уже производителем или только готовится стать таковым, обладает от рождения правом на индивидуальное и совместное потребление самых разных образовательных благ.
Полезностная (в противоположность стоимостной) специфика образования придает обращению образовательных благ характер обмена способностями. В процессе школьного образования, например, формируются и развиваются способности ученика, развиваются и способности учителя обучать. Точно так же в процессе материального производства взаимообмен способностями осуществляют производители. Не последнюю роль здесь играет союз труда и результатов образования.
Такой обмен способностями является одновременно обменом трудом и деятельностью, ибо он осуществляется именно через труд и иные формы деятельности. Так, в результате образовательной деятельности посредством обучения развиваются способности ученика мыслить, познавать и образовываться, равно как и способности учителя обучать и самообразовываться. Аналогичным образом в ходе трудовой деятельности осуществляется движение способностей производителя прилагать и реа-лизовывать на практике непрерывно восполняемые образовательные ценности. Это обращение образовательных благ выступает и как обмен продуктами и иными результатами человеческой деятельности, обусловленный разделением (дифференциацией) труда. Наконец, это обмен самими образовательными благами, предназначенными для совместного и индивидуального пользования (потребления).
Этот многообразный обмен создает общественный фундамент для расширенного обращения образовательных благ. Непрерывный и разнообразный обмен способностями и деятельностью, продуктами (результатами) деятельности и самими образо-
Дудник Сергей Иванович — д-р филос. наук, профессор, декан философского факультета, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Пруель Николай Александрович — д-р социол. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
© С. И. Дудник, Н. А. Пруель, 2013
вательными благами обладает важнейшим социальным содержанием, выражающимся в общественной функции обслуживания совместных потребностей и коллективных задач, предполагающих участие индивидов в общественном производстве. Индивидуальное же потребление образовательных благ, например в форме самообразования, отнюдь не упраздняет факта наличия и реализации совместных потребностей и коллективных целей.
Поскольку непосредственной целью воспроизводства образования является наиболее полное удовлетворение многообразных образовательных потребностей человека, данный обмен в потреблении самого образования как в способе удовлетворения образовательных потребностей обретает внутреннюю меру собственного движения. При этом в принципе общество должно рассчитывать на перспективу и учитывать, сколько факторов материального производства и жизненных средств ему необходимо тратить для обеспечения воспроизводства образования. Пропорции, количество и величина обращающихся образовательных благ заложены не в овеществленном, в продуктах материального производства, труде, а проистекают из экономии труда, обусловленной производительной силой труда и реализованной в потребительной силе общества.
Не случайно поэтому Ж. Эллюль, провозглашая политико-техническую революцию, связывает воедино полную перестройку производственных мощностей, отказ от тех факторов жизни, которые подавляют экономику (например, военных арсеналов), диверсификацию занятий и всестороннее развертывание способностей, резкое сокращение рабочего времени и экономию человеческого времени. По его мнению, в том, что касается общественно обязательного труда, никаких разговоров о 35-часовой рабочей неделе уже не может быть. Подобные разговоры совершенно устарели. «Правы авторы, говорящие о двух часах ежедневной работы. Вот первейшая цель, причем уже сейчас осуществимая, несмотря на вопли реакционеров. В том, что касается производства основных благ, это стало уже возможным благодаря росту автоматизации и информатизации» [1, с. 150].
Правда, одного лишь широкого внедрения автоматизации и информатизации еще недостаточно. Как заключает Ж. Эллюль, «обязательно придется поставить основополагающие вопросы: вопросы смысла жизни и новой культуры, вопрос о такой системе организации, которая не была бы ни принудительной, ни архаической, открывая поле для нового размаха творческой способности» [1, с. 150]. Автор, однако, вопрос об общественной форме, которую приобретают диверсификация занятий и всестороннее развертывание способностей, не ставит. Для него это проблема всего лишь политико-технической революции.
Если мерой продукта, который обращается как стоимость, является количество овеществленного труда, задействованного в данном обращении, то мерой продукта как потребительной стоимости служит нечто принципиально другое — количество потребности в этом специфическом продукте [2, с. 70]. Точно так же мерой обращения образования выступает количество образовательных потребностей. Поэтому общее, точнее — совокупное, потребление образования оказывается той мерой, с помощью которой может быть определена величина обращающихся образовательных благ. Исходя из этого, можно скорректировать известный тезис К. Маркса о том, что в обществе будущего потребление не только не будет определяться временем, необходимым для производства, а наоборот — само время, нужное для производства того или иного блага, будет определяться степенью его общественной полезности. Речь идет о том, что
масштабы свободного времени, необходимого для производства образования и удовлетворения образовательных потребностей, а также время, требующееся для производства материальных средств обеспечения образовательной деятельности, будут определяться степенью общественной полезности самого образования, его совокупным потреблением.
Таким образом, общую форму обращения образования мы можем представить в виде: «человек — образование — человек», или, что то же самое: «человек — духовно развитый человек». Потребляя образовательные блага, человек воспроизводит себя духовно как развивающуюся личность. Подобная потребительная форма обращения образования рассматривает развитие человеческих способностей и само человеческое развитие в качестве основной разновидности общественного богатства. Разумеется, образование как элемент общей формы обращения образовательных благ содержит в себе в снятом виде указание на специфику собственного производства, места и роли в структуре потребительного производства.
Обращение образования в контексте воспроизводства самого человека имеет своим социальным содержанием развитие человеческих способностей, движение и взаимообмен функций человека — функций по созиданию продукта и его потреблению как способов собственного воспроизводства и развития [2, с. 70-71].
Свои особенности имеют и стадии обращения образовательных благ. Если в условиях обращения меновой стоимости трата обладателем капитала прибавочной стоимости на собственное потребление, так же как и трата наемным рабочим заработной платы, не составляют звена в обращении капитала, то в расширенном воспроизводстве человека, его способностей и функций сам человек должен быть потребителем материальных и духовных благ. Каждый отдельный человек в производство может вступить, осуществив сначала функции потребителя. Поэтому сущность первой стадии заключается в том, что здесь осуществляется акт перехода от потребления к производству. Предпосланные производству жизненные средства и общественные блага, в том числе и образование, социально «трансформируются» в способности человека, развивая и его собственное социальное качество.
Если в условиях обращения капитала индивидуальное потребление не составляет акта обращения, а является всего лишь предпосылкой производительного потребления рабочей силы капиталом, то в обращении образовательных благ их индивидуальное и совместное потребление занимает место первого акта обращения. Этот акт сам по себе обнажен до предела.
В условиях первой стадии обращения образования решаются такие задачи, которые при обращении стоимости как таковой не выдвигаются. Как, например, потреблением вообще должны задаваться общие количественные пропорции вовлекаемых в дальнейшее обращение средств производства и труда, абстрактного и конкретного, так и потреблением образования определяется та часть свободного времени, которая необходима для производства образования, а также количество времени, необходимое для материального обеспечения осуществляемой в установленных границах свободного времени образовательной деятельности. Должен решаться, стало быть, вопрос о полном ресурсном обеспечении всего спектра индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей, в том числе и в образовании.
Во второй стадии — стадии производительного потребления — вместо жизненных средств и общественных благ участвует уже конкретный (живой) труд работника,
потребительная стоимость его рабочей силы. Обращение потребительной силы общества уступает место движению производительной силы труда.
Человек из состояния своего функционирования в качестве потребителя переходит к функционированию в качестве производителя, он расходует приобретенную в процессе потребления и развития физическую и духовную энергию, использует многообразные способности [2, с. 72]. Факторы производства превращаются в продукт, созидаются блага как потребительные стоимости.
На этой стадии происходит также обращение образовательных благ. Образование участвует в превращении факторов производства в продукт. На стадии производительного потребления образование выступает уже действительной, хотя и духовной, производительной силой труда. Расходование приобретенной ранее духовной энергии и развитых умственных способностей реализуется и в умственной деятельности непосредственных исполнителей трудовых функций, и в труде инженерно-технических работников, включая научно-производственный персонал, и в технологических процессах, и в различных материальных средствах производства. На этой стадии духовная образовательная сила человека становится производительной: идеальное образование — знание, участвуя в материальном производстве, материализуется, овеществляясь и опредмечиваясь в продукте.
Нельзя, однако, полагать, что здесь осуществляется производство стоимости. Особенностью движения образовательных благ на этой стадии их обращения отнюдь не является производство затрат или «капитализированного дохода». Наоборот, спецификой движения образования в этих условиях является то, что его свойства как идеальной (духовной) производительной силы, наряду с материальными факторами производства и живым трудом, превращаются в продукт, обладающий независимым от образования и процесса производства бытием, и обретают ту форму, которая отличается от потребительных форм самого образования, а также и от элементов процесса производства.
На заключительной третьей стадии обращения осуществляется движение вновь созданного продукта, обладающего потребительной формой, отличной от потребительных форм элементов процесса производства и образования. Полезность живого труда, воплощенная в данном продукте, неизбежно модифицируется в полезность этого продукта. Это приращенная полезность, ибо в ней воплотилась полезность материальных факторов производства, но также и неисчерпаемого образования. Эта полезность предполагает движение нового полезного труда и нового приращенного знания, а стало быть, и образования как духовного общественного блага.
Вновь созданный продукт одной своей частью возвращается в материальное производство, чтобы возобновить его экономический ритм и технологический цикл, другая же часть его переходит в плоскость совокупного потребления — индивидуального потребления жизненных средств и совместного потребления различных духовных общественных благ, в том числе и образования. Таким образом, полезность продукта переносится на новом витке в производительное потребление и в потребительное производство. Первая часть продукта обеспечивает в дальнейшем обращение средств производства, а вторая — обращение способностей и деятельностей, результатов деятельности и самих продуктов, разнообразных благ.
В дальнейшем процессе производительного потребления посредством материальной и духовной производительной силы труда вновь создаются потребительные
формы, уже отличные от потребительной формы ранее созданного продукта. В последующем процессе потребительного производства осуществляются процессы индивидуального потребления и непрерывного производства образования. Человек как производитель вновь осуществляет переход, но уже в состояние потребителя. Тем самым обращаются и функции человека по созиданию продукта и его потреблению.
Указанные стадии обращения образования представлены в абстрактно-общем виде. В реальной жизни благодаря живой силе труда и общественным свойствам образования эти стадии обращения осуществляются и одновременно, и параллельно, но в то же самое время и последовательно: производству предшествует акт потребления жизненных средств и общественных благ. Без реализации человеком своих функций потребителя не могут быть реализованы и его функции производителя.
Литература
1. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С. 147-152.
2. Ельмеев В. Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 140 с.
Статья поступила в редакцию 6 декабря 2012 г.