Научная статья на тему 'Обращение образовательных благ'

Обращение образовательных благ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БЛАГА / ОБРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛАГ / ОБРАЩЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ / THE CIRCULATION OF THE ABILITIES AND ACTIVITIES / СТАДИИ ОБРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛАГ / THE STAGE OF THE CIRCULATION OF THE EDUCATIONAL GOODS / EDUCATIONAL GOODS / THE CIRCULATION OF THE EDUCATIONAL GOODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудник Сергей Иванович, Пруель Николай Александрович

Авторы статьи исходят из положения, что полезностная (в противоположность стоимостной)специфика образования придает обращению образовательных благ характер обмена способностями.Обмен способностями является одновременно обменом трудом и деятельностью. Этот многообразный обмен создает общественный фундамент для расширенного обращения образовательных благ.Авторы выделяют три стадии обращения образовательных благ. На первой стадии обращения образования определяется количество времени, необходимое для производства и материального обеспечения образования, решаются вопросы о ресурсном обеспечении всего спектра потребностей в образовании. На второй стадии обращения образования его свойства как идеальной (духовной)производительной силы, наряду с материальными факторами производства и живым трудом, превращаются в продукт, обладающий независимым от образования и процесса производства бытием.На третьей стадии обращения осуществляется движение вновь созданного продукта. Полезностьживого труда, воплощенная в продукте, неизбежно модифицируется в полезность данного продукта.Эта приращенная полезность предполагает движение нового знания и нового полезного труда, а стало быть, и образования как духовного общественного блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The circulation of the educational goods

The authors proceed from the assumption that the specific character of education (non-cost and usefulness) gives the circulation of educational goods, first of all, the nature of the exchange of abilities. Exchange of abilities is at the same time an exchange of work and activities. It is this diverse exchange that creates a public foundation for the extended circulation of the educational goods.The authors distinguish three stages in the circulation of the educational goods. The first stage determines the role of free time which is necessary for the production of education and identifies an amount of time needed for the material security of the educational activities. The second stage assumes that its properties regarded as of ideal productive power along with the material factors of production and living labour are transformed into products which exist independently from the education and the process of production.The third, final stage, is characterised by the circulation of a newly created product which has another form quite different from the process of production and education. The usefulness of living labour, as embodied in the product, is inevitably modified in the usefulness of this product. This is the increment of the usefulness which involves the movement of a new useful labor and new incremental knowledge. The authors point out that through this process education become the ideal common good.

Текст научной работы на тему «Обращение образовательных благ»

2013

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 17

Вып. 2

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

С. И. Дудник, Н. А. Пруель

ОБРАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛАГ

Образование в качестве духовного блага отличается непосредственно общественным характером своего производства. Поэтому каждый человек в качестве предпосылки и результата общественного воспроизводства, независимо от того, является ли он уже производителем или только готовится стать таковым, обладает от рождения правом на индивидуальное и совместное потребление самых разных образовательных благ.

Полезностная (в противоположность стоимостной) специфика образования придает обращению образовательных благ характер обмена способностями. В процессе школьного образования, например, формируются и развиваются способности ученика, развиваются и способности учителя обучать. Точно так же в процессе материального производства взаимообмен способностями осуществляют производители. Не последнюю роль здесь играет союз труда и результатов образования.

Такой обмен способностями является одновременно обменом трудом и деятельностью, ибо он осуществляется именно через труд и иные формы деятельности. Так, в результате образовательной деятельности посредством обучения развиваются способности ученика мыслить, познавать и образовываться, равно как и способности учителя обучать и самообразовываться. Аналогичным образом в ходе трудовой деятельности осуществляется движение способностей производителя прилагать и реа-лизовывать на практике непрерывно восполняемые образовательные ценности. Это обращение образовательных благ выступает и как обмен продуктами и иными результатами человеческой деятельности, обусловленный разделением (дифференциацией) труда. Наконец, это обмен самими образовательными благами, предназначенными для совместного и индивидуального пользования (потребления).

Этот многообразный обмен создает общественный фундамент для расширенного обращения образовательных благ. Непрерывный и разнообразный обмен способностями и деятельностью, продуктами (результатами) деятельности и самими образо-

Дудник Сергей Иванович — д-р филос. наук, профессор, декан философского факультета, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

Пруель Николай Александрович — д-р социол. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

© С. И. Дудник, Н. А. Пруель, 2013

вательными благами обладает важнейшим социальным содержанием, выражающимся в общественной функции обслуживания совместных потребностей и коллективных задач, предполагающих участие индивидов в общественном производстве. Индивидуальное же потребление образовательных благ, например в форме самообразования, отнюдь не упраздняет факта наличия и реализации совместных потребностей и коллективных целей.

Поскольку непосредственной целью воспроизводства образования является наиболее полное удовлетворение многообразных образовательных потребностей человека, данный обмен в потреблении самого образования как в способе удовлетворения образовательных потребностей обретает внутреннюю меру собственного движения. При этом в принципе общество должно рассчитывать на перспективу и учитывать, сколько факторов материального производства и жизненных средств ему необходимо тратить для обеспечения воспроизводства образования. Пропорции, количество и величина обращающихся образовательных благ заложены не в овеществленном, в продуктах материального производства, труде, а проистекают из экономии труда, обусловленной производительной силой труда и реализованной в потребительной силе общества.

Не случайно поэтому Ж. Эллюль, провозглашая политико-техническую революцию, связывает воедино полную перестройку производственных мощностей, отказ от тех факторов жизни, которые подавляют экономику (например, военных арсеналов), диверсификацию занятий и всестороннее развертывание способностей, резкое сокращение рабочего времени и экономию человеческого времени. По его мнению, в том, что касается общественно обязательного труда, никаких разговоров о 35-часовой рабочей неделе уже не может быть. Подобные разговоры совершенно устарели. «Правы авторы, говорящие о двух часах ежедневной работы. Вот первейшая цель, причем уже сейчас осуществимая, несмотря на вопли реакционеров. В том, что касается производства основных благ, это стало уже возможным благодаря росту автоматизации и информатизации» [1, с. 150].

Правда, одного лишь широкого внедрения автоматизации и информатизации еще недостаточно. Как заключает Ж. Эллюль, «обязательно придется поставить основополагающие вопросы: вопросы смысла жизни и новой культуры, вопрос о такой системе организации, которая не была бы ни принудительной, ни архаической, открывая поле для нового размаха творческой способности» [1, с. 150]. Автор, однако, вопрос об общественной форме, которую приобретают диверсификация занятий и всестороннее развертывание способностей, не ставит. Для него это проблема всего лишь политико-технической революции.

Если мерой продукта, который обращается как стоимость, является количество овеществленного труда, задействованного в данном обращении, то мерой продукта как потребительной стоимости служит нечто принципиально другое — количество потребности в этом специфическом продукте [2, с. 70]. Точно так же мерой обращения образования выступает количество образовательных потребностей. Поэтому общее, точнее — совокупное, потребление образования оказывается той мерой, с помощью которой может быть определена величина обращающихся образовательных благ. Исходя из этого, можно скорректировать известный тезис К. Маркса о том, что в обществе будущего потребление не только не будет определяться временем, необходимым для производства, а наоборот — само время, нужное для производства того или иного блага, будет определяться степенью его общественной полезности. Речь идет о том, что

масштабы свободного времени, необходимого для производства образования и удовлетворения образовательных потребностей, а также время, требующееся для производства материальных средств обеспечения образовательной деятельности, будут определяться степенью общественной полезности самого образования, его совокупным потреблением.

Таким образом, общую форму обращения образования мы можем представить в виде: «человек — образование — человек», или, что то же самое: «человек — духовно развитый человек». Потребляя образовательные блага, человек воспроизводит себя духовно как развивающуюся личность. Подобная потребительная форма обращения образования рассматривает развитие человеческих способностей и само человеческое развитие в качестве основной разновидности общественного богатства. Разумеется, образование как элемент общей формы обращения образовательных благ содержит в себе в снятом виде указание на специфику собственного производства, места и роли в структуре потребительного производства.

Обращение образования в контексте воспроизводства самого человека имеет своим социальным содержанием развитие человеческих способностей, движение и взаимообмен функций человека — функций по созиданию продукта и его потреблению как способов собственного воспроизводства и развития [2, с. 70-71].

Свои особенности имеют и стадии обращения образовательных благ. Если в условиях обращения меновой стоимости трата обладателем капитала прибавочной стоимости на собственное потребление, так же как и трата наемным рабочим заработной платы, не составляют звена в обращении капитала, то в расширенном воспроизводстве человека, его способностей и функций сам человек должен быть потребителем материальных и духовных благ. Каждый отдельный человек в производство может вступить, осуществив сначала функции потребителя. Поэтому сущность первой стадии заключается в том, что здесь осуществляется акт перехода от потребления к производству. Предпосланные производству жизненные средства и общественные блага, в том числе и образование, социально «трансформируются» в способности человека, развивая и его собственное социальное качество.

Если в условиях обращения капитала индивидуальное потребление не составляет акта обращения, а является всего лишь предпосылкой производительного потребления рабочей силы капиталом, то в обращении образовательных благ их индивидуальное и совместное потребление занимает место первого акта обращения. Этот акт сам по себе обнажен до предела.

В условиях первой стадии обращения образования решаются такие задачи, которые при обращении стоимости как таковой не выдвигаются. Как, например, потреблением вообще должны задаваться общие количественные пропорции вовлекаемых в дальнейшее обращение средств производства и труда, абстрактного и конкретного, так и потреблением образования определяется та часть свободного времени, которая необходима для производства образования, а также количество времени, необходимое для материального обеспечения осуществляемой в установленных границах свободного времени образовательной деятельности. Должен решаться, стало быть, вопрос о полном ресурсном обеспечении всего спектра индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей, в том числе и в образовании.

Во второй стадии — стадии производительного потребления — вместо жизненных средств и общественных благ участвует уже конкретный (живой) труд работника,

потребительная стоимость его рабочей силы. Обращение потребительной силы общества уступает место движению производительной силы труда.

Человек из состояния своего функционирования в качестве потребителя переходит к функционированию в качестве производителя, он расходует приобретенную в процессе потребления и развития физическую и духовную энергию, использует многообразные способности [2, с. 72]. Факторы производства превращаются в продукт, созидаются блага как потребительные стоимости.

На этой стадии происходит также обращение образовательных благ. Образование участвует в превращении факторов производства в продукт. На стадии производительного потребления образование выступает уже действительной, хотя и духовной, производительной силой труда. Расходование приобретенной ранее духовной энергии и развитых умственных способностей реализуется и в умственной деятельности непосредственных исполнителей трудовых функций, и в труде инженерно-технических работников, включая научно-производственный персонал, и в технологических процессах, и в различных материальных средствах производства. На этой стадии духовная образовательная сила человека становится производительной: идеальное образование — знание, участвуя в материальном производстве, материализуется, овеществляясь и опредмечиваясь в продукте.

Нельзя, однако, полагать, что здесь осуществляется производство стоимости. Особенностью движения образовательных благ на этой стадии их обращения отнюдь не является производство затрат или «капитализированного дохода». Наоборот, спецификой движения образования в этих условиях является то, что его свойства как идеальной (духовной) производительной силы, наряду с материальными факторами производства и живым трудом, превращаются в продукт, обладающий независимым от образования и процесса производства бытием, и обретают ту форму, которая отличается от потребительных форм самого образования, а также и от элементов процесса производства.

На заключительной третьей стадии обращения осуществляется движение вновь созданного продукта, обладающего потребительной формой, отличной от потребительных форм элементов процесса производства и образования. Полезность живого труда, воплощенная в данном продукте, неизбежно модифицируется в полезность этого продукта. Это приращенная полезность, ибо в ней воплотилась полезность материальных факторов производства, но также и неисчерпаемого образования. Эта полезность предполагает движение нового полезного труда и нового приращенного знания, а стало быть, и образования как духовного общественного блага.

Вновь созданный продукт одной своей частью возвращается в материальное производство, чтобы возобновить его экономический ритм и технологический цикл, другая же часть его переходит в плоскость совокупного потребления — индивидуального потребления жизненных средств и совместного потребления различных духовных общественных благ, в том числе и образования. Таким образом, полезность продукта переносится на новом витке в производительное потребление и в потребительное производство. Первая часть продукта обеспечивает в дальнейшем обращение средств производства, а вторая — обращение способностей и деятельностей, результатов деятельности и самих продуктов, разнообразных благ.

В дальнейшем процессе производительного потребления посредством материальной и духовной производительной силы труда вновь создаются потребительные

формы, уже отличные от потребительной формы ранее созданного продукта. В последующем процессе потребительного производства осуществляются процессы индивидуального потребления и непрерывного производства образования. Человек как производитель вновь осуществляет переход, но уже в состояние потребителя. Тем самым обращаются и функции человека по созиданию продукта и его потреблению.

Указанные стадии обращения образования представлены в абстрактно-общем виде. В реальной жизни благодаря живой силе труда и общественным свойствам образования эти стадии обращения осуществляются и одновременно, и параллельно, но в то же самое время и последовательно: производству предшествует акт потребления жизненных средств и общественных благ. Без реализации человеком своих функций потребителя не могут быть реализованы и его функции производителя.

Литература

1. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. С. 147-152.

2. Ельмеев В. Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 140 с.

Статья поступила в редакцию 6 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.