Научная статья на тему 'Обращение к цветовой символике в процессе школьного анализа как путь к постижению смысла художественного произведения'

Обращение к цветовой символике в процессе школьного анализа как путь к постижению смысла художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
239
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ-СИМВОЛ / МИФ / АРХЕТИП / ЧИТАТЕЛЬ / ВОСПРИЯТИЕ / АССОЦИАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / АНАЛИЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Власевская Ирина Анатольевна

В этой статье мы уделяем большое внимание раскрытию ценности цвета-символа в процессе школьного анализа как ключа к постижению смысла художественного произведения. Символ одна из составляющих выразительного мира художественного произведения носит ценностно-ориентационный характер, предстает как вечная ценность. Бесконечная емкость символа, неисчерпаемость смысла делают его сильнейшим методическим «инструментом», который сможет пробудить мысль, открыть дорогу для извлечения знаний и мирового культурного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обращение к цветовой символике в процессе школьного анализа как путь к постижению смысла художественного произведения»

обращение к цветовой символике в процессе школьного анализа как путь к постижению смысла художественного произведения

I И.А. Власевская

Аннотация. В этой статье мы уделяем большое внимание раскрытию ценности цвета-символа в процессе школьного анализа как ключа к постижению смысла художественного произведения. Символ - одна из составляющих выразительного мира художественного произведения - носит ценностно-ориентационный характер, предстает как вечная ценность. Бесконечная емкость символа, неисчерпаемость смысла делают его сильнейшим методическим «инструментом», который сможет пробудить мысль, открыть дорогу для извлечения знаний и мирового культурного опыта.

Ключевые слова: цвет-символ, миф, архетип, читатель, восприятие, ассоциация, художественное произведение, анализ, интерпретация.

Summary. In the article we give high attention to opening a value of colour-symbol in process of school analysis as a key to comprehension the meaning of literary text. Symbol is one of immediates of significant world of literary text, it has value-orientational character, it is an eternal wealth. Unlimited substance of symbol, inexhaustion of meaning make his powerful methodical «instrument», that can be able to excite an idea, to open way for extraction knowledge and the world's cultural experience.

Keywords: colour-symbol, myth, archetype, reader, perception, association, artistic work, analysis, interpretation.

То, что одна из важнейших функций искусства — передача смысла, это очевидно. Смыслообразование — важнейшая функция художественного произведения. Вопрос в том, при помощи чего и как осуществляется эта передача художественного смысла? С полным правом можно сказать, что любое «средство текстопострое-ния» (Г. Богин), будь то антитеза, метафора или символ, является моментом смыслообразования. Особенно широкое обобщение и многоосмыс-ленность приобретает в художественном произведении образ-символ.

Бесконечная емкость символа, неисчерпаемость смысла делают его сильнейшим методическим «инструментом», который сможет пробудить мысль, открыть дорогу для извлечения знаний и мирового культурного опыта. В этом аспекте особенно интересными в художественном произведении являются цветовые образы-символы, природа которых своими корнями уходит в глубокую древность, апеллируя к бессознательному.

Актуализация архетипических значений цвета в анализе и интерпретации художественного текста в боль_Преподаватель XX]_

1ЕК

шей степени пересекается с мифологическим подходом, подразумевающим выявление мифологических образов и мотивов, помогающих читателю прочувствовать и понять смысл текста [7]. Цвет как художественный образ-символ — это универсальная категория нашего сознания и области бессознательного, которая активно участвует во всех процессах человеческой рефлексии. А. Белый писал: «Будем помнить, что цвета у поэта всегда не есть цвета просто, а символы каких-то глубин и целин» [1].

Прийти вместе с учащимися к пониманию символического смысла цветов в тексте можно самыми разнообразными путями. Предлагаем следующую последовательность работы с цветом-символом. Сначала восприятие читателя выхватывает буквальное значение (цветовой символ чувствуется интуитивно благодаря архетипичес-ким формам, живущим в коллективном бессознательном). Первый этап особенно важен, поскольку это отправная точка, задающая направление для «вхождения» в художественный мир УД текста. «...Цвета, воспринимаемые нами, всегда мифически, чувственно, несмотря на то, что могут быть наделяемы весьма несвойственными им качествами» [6, 33]. Таким образом, завязывается неисчерпаемый по своей насыщенности диалог со спонтанным опытом сознания. На втором этапе первичное понимание дополняется смыслами, которые заключены в символе конкретного художественного текста, они могут быть пересозданы автором в процессе мифотворчества. Цель этого этапа — выведение средств выразительности из области подсознательного в область сознательного. Далее (третий этап) цветовой символ проходит стадию наполнения личнос-

тными смыслами, которые возникают в сознании и душе читателя как отклик на множественность образов, говорящих в данном символе. Четвертый этап — самый сложный на пути постижения каких-то сакральных знаний о мире, о котором с нами говорит символическое поле произведения. Мы можем только попробовать ощутить за «мерцанием смыслов» нечто несоизмеримо большее, необъятное; почувствовать глубину, приблизиться к пониманию сверхчувственного, в полной мере недоступного человеческому сознанию. Последняя, высшая, ступень анализа переходит в рефлективное размышление, позволяющее взглянуть на мир своего «я», на мир собственных мысленесущих ценностей. Символ можно постичь только через «кружение вокруг него», через «высветление» его в общем контексте произведения.

В качестве примера мы предлагаем вариант анализа и интерпретации рассказа И.А. Бунина «Лапти» на основе раскрытия символического смысла цветов — белого и красного. Кроме этого, проанализируем связь «внутренней динамики» каждого из основных цветов с теми образами, которые окрашиваются в тот или иной цвет. Следуя названным нами этапам работы с цветом-символом, начнем анализ с вопроса, который поможет выявить отношение детей к красному и белому цвету: « — Какие чувства, настроение вызывает у вас красный цвет? С чем ассоциируется красный цвет? (с каким предметом, явлением, событием). — Какие чувства, настроение вызывает у вас белый цвет? С чем ассоциируется белый цвет? (с каким предметом, явлением, событием).». Важно настроить учащихся на «эмоциональную волну» рассказа посредством архетипическо-го значения цвета-символа. Задача

Преподаватель XXI_

1ЕК

учителя — скорректировать отношение детей к красному и белому цвету. Это можно сделать при помощи культурологического комментария. Например, красный цвет этимологически близок слову «черный», другое русское слово — «чермный», то есть «красный»; красный цвет у древних славян являлся символом огня, солнца, смерти, возрождения, земной жизни, плодородия, любви, продолжения и защиты рода, воинского и мужского начала, крови, оберега (отсюда — древние мотивы народной вышивки, использующие именно красную нить). Древнее значение красного цвета связано с огнем и солнцем, которое то встает над горизонтом, то скрывается за ним (то рождается, то умирает, чтобы родиться вновь). Белый цвет в языческой символике славян связывается с дневным небом, божественностью, святостью, чистотой, высшей мудростью, мечтой и прожитой жизнью. В русском фольклоре смерть телесная всегда белая, как еще иногда дополняют: «в белых тапочках» [3]. Учителю стоит обратить внимание учащихся на многозначность цветовых обозначений и в дальнейшем, в процессе анализа и интерпретации художественного текста, на образы, непосредственно связанные с цветом-символом.

На втором этапе анализа художественного текста учитель начинает выразительно читать рассказ И.А. Бунина «Лапти», выделяя цветовые символы («в белом от снега ... доме», «красные лапти», «в белом ... степном море», «стена казалась ... огненной»). После прочтения рассказа учитель задает вопросы, выявляя восприятие текста: «Какое настроение возникло у вас после прочтения рассказа?»; «Попробуйте передать свое состояние в красках. Что получается?»; «Что привлекло ваше внимание

в процессе чтения рассказа? Поделитесь...». Последний вопрос учителя предполагает обращение учащихся к красному цвету-символу в тексте. Следующим этапом станет беседа по выявлению в рассказе цвета-символа и связанного с ним образа. Предлагаем построить беседу с опорой на ключевые цветовые образы. «Непроглядная вьюга», «в белом от снега и холодном хуторском доме», «бледный сумрак» концентрируются вокруг слов «и было большое горе: был тяжело болен ребенок». Обратим внимание учащихся на мотив слез — слезы ребенка и слезы матери — по сути символический. Архетип слез (ребенка) содержит в себе идею высвобождения чувств, очищения, исцеления. «Горькие слезы» матери — «от беспомощности и страха»: «Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть» (то есть в такую плохую погоду) — передают чувство сострадания; ее слезы оказались способными исцелить боль, потому что только через сострадание можно почувствовать боль другого и, следовательно, понять, что Щ может ее унять. В рассказе само чувство сострадания, то есть разделения боли с ребенком, являет чудо исцеления, спасения ребенка (в конце рассказа). Обращаем внимание на два важных образа: валенки и лапти, причем «красные» лапти, «белые от снега» валенки. Их противопоставление помогает раскрыть смысл происходящего в тексте. Лапти — это летняя обувь, валенки — зимняя. Образ красного цвета, связанный с пламенем свечи, с огненными видениями мечущегося в жару ребенка передают теплый, горячий цвет лета, цвет жизни. Белый цвет символизирует безжизненность, холод, смерть (зима, вьюга — «бешено несуще_Преподаватель XX]_

вЕК

еся степное море», смерть Нефеда). Отметим, что противопоставляются не только образы валенок и лаптей, их цвета, но также состояние обуви: лапти «новенькие», а валенки «разбитые», старые. Итак, в рассказе прослеживаются две жизненных линии: ребенка — начинающаяся, Нефеда — уже пройденная. В процессе беседы можно спросить детей: «Почему старик Не-фед решается пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином во время вьюги? Ведь он обрекает себя на смерть?» После прослушивания ответов учащихся учитель может добавить: «По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, то он непременно выздоровеет». Обращаем внимание учащихся на тот факт, что Нефед положил лапти к своей груди, ближе к сердцу, согревая их теплотой своей доброй души, желая спасения мальчика. Смерть Нефеда стала началом выздоровления мальчика. Стоит заметить, что в рассказе есть сквозной мотив, усиливающий символическое значение белого цвета — стук Нефеда в начале рассказа («стукнуло в ДЦ прихожей») и стук сельских мужиков в конце рассказа («торопливый, зловещий стук в окно») как предвестие смерти Нефеда. Так, на протяжении всего анализа цветовой символ проходит стадию наполнения личностными смыслами учащихся, которые возникают в их сознании и душе как отклик на множественность смыслов, говорящих в данном символе. На четвертом этапе анализа и интерпретации художественного текста учащиеся смогут почувствовать глубину текста за «мерцанием смыслов» цветовой символики, то есть проникнуться смыслом тайной символики белого и красного цвета. Последняя ступень работы с текстом способствует раскрытию у учащихся

Преподаватель XX]_

вЕК

внутреннего зрения на мир своего «я», на мир собственных размышлений о символическом подтексте цветовых образов. При этом могут использоваться вопросы, направленные на рефлективное размышление, например: «Как цветовая символика помогла вам выйти на смысл текста?», «Изменился ли ваш взгляд на чтение художественной литературы после знакомства с цветовой символикой? Как?» и другие.

Итак, в своей статье мы попытались раскрыть важность обращения к цветовой символике в процессе анализа художественного текста. Обращение к цвету пробуждает у учащихся интерес к чтению, поскольку дает возможность ответить на многие вопросы, которые часто возникают в детском сознании: «Почему выбран именно этот цвет? Что он обозначает?» и другие. Поиск ответов на подобные вопросы поможет маленькому читателю глубже проникнуть в смысл текста, открыть его для себя с неожиданной стороны.

литература

1. Белый А. Речь памяти Александра Блока. Открытое заседание Вольной Философской Ассоциации 28 августа 1921, LXXXIII. (А. Белый, Иванов-Разумник, Штейнберг). — Петербург, 1922.

2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика: Учеб. пособие. — Калинин: Изд-во КГУ, 1982.

3. Горский А.В. Цвета Святой Руси. — URL: www.rustrana.ru/article.php?nid=13921.

4. ГуревичП.С. Основы философии: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2000.

5. Литература: Учебная хрестоматия для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. В.Я. Коровина. — 2-е изд. — М., 1997.

6. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность / Сост. А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994.

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976. П

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.