Научная статья на тему 'Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности'

Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / VALUE PRIORITIES / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ / EDUCATIONAL EFFECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цораева Фатима Николаевна

Выявлены основные противоречия в процессе музыкального образования: между возникающими воспитательными эффектами в процессе музыкального образования детей и недостаточной разработанностью теоретических позиций по данной проблеме; стремлением педагогов использовать воспитательный потенциал музыкального образования и отсутствием методических рекомендаций по данному вопросу; необходимой ориентацией учителя музыки на комплексное использование воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей и отсутствием в педагогической науке однозначного их определения и дидактической структуры. Предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPEAL TO ARTS AS ONE OF THE MOST IMPORTANT MEANS OF PERSONALITY MORAL AND SPIRITUAL POTENTIAL

The article reveals the main inconsistences in the music education between the educational effects arising under musical training of children and the underdevelopment of theoretical positions on this problem; the desire of teachers to use the educational potential of music education and the lack of methodological recommendations on this problem; the required orientation of the music teacher on the integrated use of the educational effects in music education of children and the lack of unambigious definition of educational effects and their didactic structure in teaching science. The ways to eliminate the named inconsistences are proposed.

Текст научной работы на тему «Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности»

Таким образом, в учебном процессе нами используются элементы структурно-функциональной модели обучения при решении следующих дидактических задач: усвоение трудно формализуемого материала, требующего сложного объяснения; усвоение хорошо формализуемого материала, предполагающее несложное объяснение; усвоение знаний с обеспечением обратной связи и индивидуальной коррекции; повторение и закрепление знаний в процессе диалога; проектирование наглядной модели, объяснение нового материала с опорой на наглядный образ; обучение решению задач различной трудности; обучение решению задач, требующих нестандартного решения; кон-

троль знаний с глубоким анализом их качества; контроль знаний с непосредственной обработкой результатов.

На наш взгляд, решение вопроса об использовании той или иной модели обучения прежде всего связано с областью ее применимости. Конструируемая модель обучения должна содержать инвариантную часть, более или менее устойчивую к различным условиям обучения, и динамичную подвижную часть, в которой наиболее полно учитывались бы конкретные условия обучения и соответствующие механизмы умственных и предметных действий.

Статья поступила 29.05.2015 г.

Библиографический список

1. Афанасьева М.П., Кейман И.С., Севрук А.И. Управление качеством в образовательном учреждении // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 1. С. 35-38.

2. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения: учеб. пособие для педагогов, аспирантов, магистрантов. Томск: Изд-во ТПУ, 2010. 203 с.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.

4. Манторова И.В. Некоторые проблемы процесса первичного усвоения знаний в современной дидактике. Основные

тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в республиках и краях Южного Федерального округа. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. С. 229-232.

5. Александров Г.Н., Иванкова Н.И., Тимошкина Н.В., Чшиева Т.Л. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании // Образовательные технологии и общество. 2000. № 2. Т. 3. С. 134-149.

6. Зембатова Л.Т. Дидактическая модель повышения качества начального математического образования в условиях национального региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (15). С. 81-89.

УДК 17:37.01:18:7.01: 78

ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК К ОДНОМУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Л

© Ф.Н. Цораева1

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.

Выявлены основные противоречия в процессе музыкального образования: между возникающими воспитательными эффектами в процессе музыкального образования детей и недостаточной разработанностью теоретических позиций по данной проблеме; стремлением педагогов использовать воспитательный потенциал музыкального образования и отсутствием методических рекомендаций по данному вопросу; необходимой ориентацией учителя музыки на комплексное использование воспитательных эффектов в музыкальном образовании детей и отсутствием в педагогической науке однозначного их определения и дидактической структуры. Предложены пути их устранения.

Ключевые слова: нравственно-духовное воспитание; музыкальное образование; ценностные приоритеты; воспитательные эффекты.

APPEAL TO ARTS AS ONE OF THE MOST IMPORTANT MEANS OF PERSONALITY MORAL AND SPIRITUAL

POTENTIAL

F.N. Tsoraeva

Khetagurov North Ossetian State University, 46 Vatutin St., Vladikavkaz, 362025, Russia.

The article reveals the main inconsistences in the music education between the educational effects arising under musical training of children and the underdevelopment of theoretical positions on this problem; the desire of teachers to use the educational potential of music education and the lack of methodological recommendations on this problem; the required orientation of the music teacher on the integrated use of the educational effects in music education of children and the lack of unambigious definition of educational effects and their didactic structure in teaching science. The ways to eliminate the named inconsistences are proposed.

Keywords: moral and spiritual education; music education; value priorities; educational effects.

1Цораева Фатима Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89188240931, 89280676933, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

Tsoraeva Fatima, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89188240931, 89280676933, e-mail: bekoevamarina@mail.ru

Рост духовно-нравственного потенциала личности - один из важнейших компонентов длительного многогранного процесса становления человека, приобретение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности жить согласно этическим нормам и правилам морали, ориентироваться на идеалы. Нравственность не передается по наследству, не является врожденным качеством человека - детерминанты и источники нравственного развития личности находятся в исторически развивающейся культуре, в связи с чем возникает необходимость в усвоении социокультурного опыта. Нравственные принципы, убеждения и нормы составляют нравственно-ценностную сферу сознания личности, основу культурного наследия. На социокультурные реалии современности ответом педагогической науки, по нашему мнению, должно стать уточнение воспитательного целеполагания в определении понятия «духовно-нравственное». Только в реальных жизненных ситуациях, деятельных межличностных взаимоотношениях, в процессе сознательного нравственного выбора, выступающего в качестве доминирующего, формируются нравственные, индивидуально значимые ценности, которые со временем закладывают базовую составляющую нравственности данной личности [8].

Процесс формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения следует изучать как конкретно-историческое явление, тесно связанное с социокультурными, политическими, экономическими и национально-региональными особенностями. Этот процесс прежде всего, динамичный, многофакторный, изменчивый, достаточно длительный: в нем проявляется множество объективных и субъективных факторов, обусловливающих своим совокупным действием сложность педагогического процесса; его конечные результаты не так отчетливо ощутимы и не так быстро выказывают себя, как, например, в процессе обучения. В нем более ясно представлены базисные характеристики человека, специфика процесса его личностного развития. Это определяет содержание нравственного и духовного потенциала личности, приоритетные методы и средства формирования личностно-ценностных качеств.

Современная действительность представляет, с одной стороны, многообразие различных видов образовательно-воспитательной деятельности, а, с другой стороны, эта реальность не является культуросооб-разной. Трансформация системы общечеловеческих ценностей и приоритетов, сложные социально-экономические и политические процессы, смена моральных и этических норм, утрата идеалов вызвали изменения нравственно-ценностных ориентаций молодежи, породили ситуацию экзистенциального хаоса: молодые люди становятся прагматичными, сдержанными в проявлении морали, заботы об окружающих; идет переосмысление и переоценка нравственных ценностей; складывается новая духовно-нравственная атмосфера; проявляются неустойчивость, индивидуализм, эгоизм, неумение сопереживать другому. За последние два десятилетия, в связи с переходом России на новый уровень рыночных отношений, система ценностей общественного сознания утратила свои

убеждения и принципы, изменились ценностные приоритеты, культура и искусство перестали быть востребованными в обществе. Такое состояние связано прежде всего с тем, что воспитательный потенциал образования, культуры, искусства не только не используется, но и не осознается в полной мере. Соответственно, наблюдается большой спад в области искусства, культуры, образования. Это позволяет нам утверждать, что надвигается духовный кризис у подрастающего поколения, который постепенно приведет к нравственному обезличиванию общества. В связи с этим зарождается проблема развития личности, подрастающего поколения, а в дальнейшем и существования человека в современном мире.

Духовно-нравственные ценности в качестве основы гармонично развитой личности отражены в трудах философов: С.Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, В. Брожика, В.И. Вернадского, О.Г. Дробницко-го, А.Г. Здравомыслова, И.А. Ильина, И. Канта, В.С. Соловьева, В.П. Тугаринова, П.А. Флоренского, К. Ясперса и др. Психолого-педагогические подходы к формированию духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах: Б.Г. Ананьева, А.А. Бодале-ва, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Т.Н. Власовой, В.А. Караковского, Н.С. Лейтеса, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.М. Мясищева, Н.Д. Никандрова, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Щурковой и др. Для воссоздания целостного педагогического процесса нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей используются категории «духовно-нравственное развитие личности» и «воспитание». Их интеграция стала предметом особого внимания (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Главное место воспитанию нравственности среди разнообразных сторон воспитательного процесса отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал: «Мы смело обосновываем убеждение, что нравственное влияние составляет важнейшую задачу воспитания, гораздо более значимую, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Нравственное воспитание, по мнению ученого, должно развивать в ребенке честность, правдивость, гуманность, трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности и собственного достоинства, сочетаемое со скромностью, вежливостью. Воспитание должно развить у ребенка стойкость, твердость характера и воли, чувство долга. Сам народ, писал К.Д. Ушинский, создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени». Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества: из «серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое... вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова...» [12].

О необходимости заниматься нравственным воспитанием ребенка убедительно говорил В.А. Сухом-линский: «Нужно учить «умению чувствовать человека». Никто не говорит маленькому человеку: «Будь равнодушным к окружающим, выше всего ставь свое личное, ломай деревья, попирай красоту». Все дело в одной, в очень четкой закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру настойчиво, умело, умно, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать. Непоколебимая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда справедливость и несправедливость, добро и зло, честь и бесчестье доступны сознанию ребенка исключительно при условии наглядности, очевидности морального смысла того, что он наблюдает, делает, получает» [13].

Осуществляя процесс формирования у молодого поколения духовно-нравственных ценностей в современных условиях, необходимо помнить об одновременном воздействии разного рода факторов: глобальных (проблемы войны и мира, интеграционные процессы, внешнеэкономические рыночные отношения и т.д.); мировых (политические, научно-технический прогресс и др.); социальных (медицинские, экономические, культурные); микросреды (семья, друзья, одноклассники, улица, ближайшее бытовое окружение и т.д.); региональных (условия конкретной местности, национальный менталитет и др.); экологических (катаклизмы, природные явления, климатические условия и т.д.); условий конкретной образовательной организации (факультет, отделение, группа); педагогического коллектива (личностные качества, педагогическое мастерство, виды общения и взаимодействия и т.д.); внутреннего состояние каждого студента и др. Характер и механизмы взаимодействия этих ведущих факторов, влияющих на развитие личности, неоднородны. Большинство психологов и педагогов (К.А. Абульхано-ва-Славская, Е.В. Бондаревская, Л.В. Вершинина, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Л.И. Маленкова, В.И. Манса-кова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, К. Хорни, Э.В. Чудновский, Э. Эрик-сон, К. Юнг и др.) едины во мнении, что важнейшим условием в достижении устойчивого жизненного самоопределения личности становится формирование общечеловеческих ценностных приоритетов, поскольку именно в них сосредоточиваются нравственные ориентиры и этические нормы. Меняются ценностные приоритеты - меняются нравственные ориентации и этические нормы - меняются основные цели и задачи воспитания. Из этого вытекает, что главной проблемой выступает определение позиции субъекта в системе общественных отношений и связей, развития личностных качеств субъекта, выявление его духовно-нравственного потенциала.

Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях можно выделить два основных направления в определении роли искусства в духовном и нравственном потенциале личности - узкое и широкое. Направление, определяющее в узком смысле роль искусства в нравственном, духовном становлении личности, характеризуется признанием искусства

воспитательным средством воздействия на подрастающее поколение, которое сопровождается усвоением молодыми людьми эмоционально-ценностного содержания художественных произведений, формированием творческих способностей. Направление, обозначенное широким, предполагает обращение к искусству как к созидательной деятельности обучающихся, которая прогрессирует в историко-культурном контексте, создает благоприятные условия для самореализации, самопознания личности и осмысления ею культурных ценностей, сопровождается появлением личностно значимых приоритетов у учащихся в процессе взаимодействия с произведениями искусства. Содержательно оба направления должны нести в себе образец единства знания, духовности, нравственности, эстетики, значимый для целостного становления личности. Вместе с тем, роль искусства в духовно-нравственном становлении личности в широком смысле должна быть признана наиболее соответствующей современному обществу, поскольку она согласуется с аксиологической, культурно-исторической и гуманистической концепциями нравственного становления личности, получившими высокое признание в психолого-педагогической теории и практике.

В настоящее время идет непрерывный многосторонний поиск основных механизмов определения новой модели процесса нравственно-ценностного воспитания. Теоретическое обоснование инновационной парадигмы воспитания нравственно-ценностных приоритетов реализовывается на стыке современного знания из многих областей и направлений педагогики: педагогической психологии, философии образования, народной педагогики, акмеологии, культурологии, синергетики, аксиологии, антропологии, истории педагогики, педагогических технологий, методики воспитания. Такой подход позволит решить важнейшую задачу, стоящую перед современной системой общего образования, - совершенствование нравственного формирования обучающихся.

Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности школы, как отмечают многие ученые [4, 7], является целостное представление процесса духовно-нравственного воспитания и выделение комплекса основополагающих факторов, обеспечивающих эффективность формирования нравственно-ценностных приоритетов обучающихся. Различные ученые в категорию «нравственно-ценностные приоритеты» вкладывают различные, порой противоречивые, представления, что неминуемо приводит к неоднозначности определений таких понятий, как «ценностное отношение», «ценностные ориентации», «духовные ценности», «нравственные нормы», «гуманистические ценности», «мораль» и др. Интерес к духовно-нравственному потенциалу личности закономерен в условиях кардинального пересмотра взглядов на воспитанника, который воспринимается не просто как личность, наделенная определенным набором качеств для выполнения социальных функций, а как индивидуальность, обладающая свойствами более высшего порядка, включенная в органичную ткань общества, ориентированная на высшие ценности бытия, выступающая неотъемлемой частью окружающего ее мира.

Эффективным условием для развития социально адаптивной личности является не только воспитание в семье и школе, влияние окружающей среды, но и воздействие на нее большого потенциала образовательной культуры. Именно ядро культурной системы обеспечивает передачу нравственных ценностей от старшего поколения к младшему, задает жизненные ценности и идеалы, выполняет функцию национального самосознания, способствует общественному согласию и консолидации человеческих сообществ. Общечеловеческая культура содержит в себе моральные ценности, составляющие духовную основу общества. Образование обеспечивает целостное, гармоничное становление личности в соответствии с теми его идеалами, которые сформированы в недрах культуры, цивилизации.

На современном этапе, наряду с обязательным общим образованием, функционирует система дополнительного образования, где дети могут получить музыкальное образование, которое имеет большую нравственно-эстетическую и познавательную ценность. Именно музыка, особенно классическая, помогает детям стать добрее, чувствительнее к окружающему миру, быть гармоничными в обществе, толерантными. Она отражает множественные жизненные явления, которые обогащают внутренний мир детей представлениями о красоте, природе, быте, традициях, культуре, об обществе. Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся благодаря ее непосредственному комплексному воздействию. Музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Гармония и красота в музыке раскрываются прежде всего через движение, вечное движение через самоотрицание, через поразительную слитность чувств и мыслей в их временной диалектике. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты, воспитания диалектического мышления.

Впервые научное объяснение влияния музыки на сознание человека дал древнегреческий ученый и философ Пифагор, доказывая ее огромное воздействие на эмоции, чувства, ум и тело: «Всякая мелодия, музыка гармонизирует работу внутренних органов человека. Совершается это потому, что любой из наших органов - это источник электромагнитных волн и энергии определенной частоты, а так как музыкальные звуки также являются волнами, то они входят в резонанс с нашими органами, и меняются настройки нашего тела. Когда звучит музыка, ее акустическое поле плавно налагается на акустическое поле нашего организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж» [11]. С помощью специально составленных композиций Пифагор излечивал многие физические и душевные заболевания. Он начинал с пения каждое утро, по его словам, это помогало ему повышать активность к дневной жизни и освобождать ум ото сна. А вечером он пел песни, чтобы успокоить свои нервы и настроиться на спокойный сон.

На воспитательное значение музыки указывал и Аристотель: «Музыка способна оказывать огромное

воздействие на нравственно-этическую сторону разума и души, и раз музыка обладает такими признаками, то, по-видимому, она должна быть введена в состав средств и методов воспитания молодежи».

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для подрастающего поколения. Именно музыка, по мнению А.С. Базикова, способствует формированию у ребенка эстетического восприятия различных видов искусства и окружающего мира, развитию образного мышления и воображения. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка - актуальная задача современной образовательной организации [2].

Для более успешной организации духовно-нравственного воспитания средствами музыкального образования надо с самого начала ясно представить себе цели, задачи и возможности такого педагогического процесса, необходимо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего следует постоянно заботиться о потребностях и интересах детей, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок получал полноценные музыкальные знания, направленные на повышение духовно-нравственного потенциала как в процессе занятий в школе, так и после ее окончания. Именно на ранней стадии развития нравственной сферы личности закладывается тот фундамент, который впоследствии становится движущей силой развития нравственного сознания, нравственного мышления, чувственных состояний, принятия нравственных решений, осуществления ответственных выборов, постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций. В это время надо знакомить детей с самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех жанров, направлений, стилей и периодов.

В задачи уроков музыки, как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания, отмечают некоторые ученые (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева), должны входить: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации [1].

Таким образом, музыка учит детей быть неравнодушными, учит сочувствовать, формирует в детях нравственность и духовность, устремляет к постижению прекрасного в окружающей их действительности. Музыкальное образование способствует активизации творческой деятельности, гармоничному развитию полноценной, духовно-нравственной личности. Наиболее успешно оно развивается в системе дополнительного образования. Но система дополнительного музыкального образования, помимо своих прямых функций и задач, обладает некоторым дополнитель-

ным компонентом. Таким компонентом может выступать, например, «надстройка» над основными целями и задачами педагога. В процессе реализации традиционно планируемых воспитательных задач и государственной музыкально-образовательной программы возникают непредвиденные воспитательные моменты, ранее не планируемые педагогом. Возникающие воспитательные эффекты в процессе музыкального образования являются важным педагогическим феноменом.

В заключение следует отметить, что актуальность

и значимость культуры и искусства, как воспитательных эффектов, проявляется и в том, что они не только обогащают внутренний мир школьника, но и могут выступать как самостоятельные новообразования в нравственной структуре личности. В процессе освоения явлений культуры, объектов искусства, художественных произведений в сознании ребенка создается образ окружающего мира, в котором осуществляется его становление как личности, созидается образ «Я», соединяются красота, истина, добро.

Статья поступила 21.04.2015 г.

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник. М: Академия, 2004. 226 с.

2. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов: Изд-во ТГПУ, 2002. 186 с.

3. Бахтизина Д.И., Канапацкий А.Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект. Уфа: РИО БашГУ, 2006. 240 с.

4. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: СГПУ, 2003. 150 с.

5. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. М.: Просвещение. 2006. 364 с.

6. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох И.Р. Музыка и развитие личности ребенка. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 188 с.

7. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию.

ский список

М.: Академия, 2003. 192 с.

8. Цораева Ф.Н. Национально-региональный аспект в нравственно-эстетическом воспитании детей школьного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 241-243.

9. Чич-Головина И. Об искусстве педагогики и педагогике искусства. М.: Академия, 2007. 260 с.

10. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. № 4. С. 24-29.

11. Alivein [Электронный ресурс]. URL: www.liveinternet.ru/ users/4623230/post289339389/ (19.03.2015).

12. Childhome [Электронный ресурс]. URL: detskiysad.ru/ ped/ped125.html (21.03.2015).

13. Library [Электронный ресурс].

URL: /lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt (19.03.2015).

УДК 811.112.2

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ СВОЙСТВА В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ © А.А. Шубина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена интерпретация примеров научного дискурса, содержащих характеристику свойств какого-либо субъекта. Обосновано применение термина «научный дискурс» по отношению к исследуемому материалу. Определено понятие и специфика функционирования категориальной ситуации в данном типе дискурса. Выявлено несколько типов ситуаций. Описаны облигаторные и факультативные компоненты категориальных ситуаций. Ключевые слова: научный дискурс; категориальная ситуация; субъект и объект обладания.

REPRESENTATION OF CATEGORICAL SITUATION OF PROPERTY IN SCIENTIFIC DISCOURSE A. A. Shubina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The examples of scientific discourse containing property characteristics of some subject are interpreted in the article. The application of the term "scientific discourse" to the studied material is justified. The concept of categorical situation is defined. The consideration of the functioning features of the categorical situation in this type of discourse has revealed several situation types. Their obligatory and facultative components have been described as well. Keywords: scientific discourse; categorical situation; subject and object of possession.

Всестороннее изучение различных типов дискурса тье исследуется специфика функционирования се-обусловлено интересом постижения более глубинных мантической категории свойства в научном дискурсе. структур языкового сознания. В представленной ста- Проблематикой научного дискурса в разное время

1Шубина Алина Артуровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей №2, тел.: 89148951778, e-mail:al.khenkina@mail.ru

Shubina Alina, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Technical Specialties no.2, tel.: 89148951778, e-mail: al.khenkina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.