Научная статья на тему 'Обращение к интеграции как одно из условий совершенствования современного филологического образования'

Обращение к интеграции как одно из условий совершенствования современного филологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Н. А.

В статье затронута проблема подготовки студентов-филологов с учетом последних научных достижений в сфере образования. В частности, речь идет о необходимости рассмотрения процесса интеграции и возможностей интегрированного обучения в школе в ходе формирования профессиональной компетенции учителя-словесника. Автором предложена методика обучения студентов в рамках спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе», которая может способствовать совершенствованию подготовки специалиста в условиях новой парадигмы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Integration as a Condition of Contemporary Philological Education Improvement

The article touches upon the problem of training students majoring in Philology, taking into consideration the latest achievements in the sphere of education. To be more specific it considers the need to examine the process of integration and possibility of integrated study at school while the professional competence of a language and literature teacher is being formed. The author offers the system of methods of teaching students within the frame of the elective course "Integrative approach to teaching philological subjects at secondary school", which can assist improvement of professional training under condition of new educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Обращение к интеграции как одно из условий совершенствования современного филологического образования»

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К ИНТЕГРАЦИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Л. Белова, докторант кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета

В статье затронута проблема подготовки студентов-филологов с учетом последних научных достижений в сфере образования. В частности, речь идет о необходимости рассмотрения процесса интеграции и возможностей интегрированного обучения в школе в ходе формирования профессиональной компетенции учителя-словесника. Автором предложена методика обучения студентов в рамках спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе», которая может способство-

вать совершенствованию подготовки специалиста

Процессы дифференциации и интеграции наук, разработка методологических проблем развития науки имеют непосредственное отношение к развитию высшего и среднего образования. Это обусловлено, с одной стороны, внутренней логикой развития науки, с другой — диалектическим взаимодействием ее с системой образования. Интересующая нас область филологического знания, связанная с духовной стороной проявления человеческой личности, охватывает широкое поле научных исследований в рамках как собственно филологии, так и психологии, педагогики, этики, эстетики и других дисциплин.

Содержание высшего образования представляет собой систему научных сведений, исходящую из содержательной модели предвидимой деятельности специалиста и требований, предъявляемых к этой деятельности научно-техническим прогрессом. В связи с этим определение содержания подготовки специалиста, учебных предметов и видов обучения в высшей школе должно осуществляться с учетом двух основных направлений: настоящего, исходного, состояния, и ожидаемого, предвидимого, вероятного состояния.

На наш взгляд, ознакомление студен-тов-филологов с процессами дифференциации и интеграции в науке, характером их протекания на современном этапе, теоретическими основами интегрированного обучения, а также с возможностя-

условиях новой парадигмы образования.

ми реализации интегративного подхода при обучении филологическим дисциплинам в средней школе является одним из условий эффективной подготовки будущих учителей-словесников, формирования их профессиональной компетенции.

Т. М. Балыхина, рассматривая в своей монографии структуру и содержание российского филологического образования, определяет компетенцию как уровень сформированное™ знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Существенными признаками компетенции, по ее мнению, являются: во-первых, уровень усвоения знаний и умений, их качество, глубина, полнота; во-вторых, диапазон^ широта, системность, осознанность знаний и умений; в-третьих, способность использовать знания и умения в стандартных и нестандартных, вариативных ситуациях; быстро адаптироваться при изменении технологии и организации деятельности — оперативность, гибкость компетенции; в-четвертых, способность рационально организовывать и планировать свою деятельность и деятельность окружающих1.

Ориентация на профессиональную компетенцию отличает подготовку специалистов в рамках новой парадигмы образования, которая предполагает учет следующих дидактических условий:

— цели обучения должны заключаться в социально-профессиональном разви-

© Н. А. Белова, 2007

тии личности, подготовке конкурентоспособных работников квалифицированного труда;

— содержание обучения становится ориентированным на профессиональную компетенцию обучающихся;

— организационные формы и методы обучения в преобладающем большинстве должны быть активные, ориентированные на самостоятельную работу студентов.

В силу того что при обучении в высшей школе должно превалировать самостоятельное приобретение студентами знаний по предметам, составляющим базу их будущей специальности, в методах учебной работы вуза основным является развитие у учащихся способности и навыков самостоятельного приобретения знаний и умений, использования этого «багажа» для решения учебных, научных и профессиональных задач. В методике преподавания в педагогическом вузе первоочередным становится определение того, как научить студентов самостоятельно находить научную и прикладную информацию; как формировать знания на основе многообразной информации в строгую научную систему; как научить оперативно и творчески применять знания для расширения и приобретения новых знаний для решения различных методических задач; каким образом и в решении каких задач устанавливать связи изучаемого предмета с другими предметами и видами обучения; каким образом и где наиболее оптимально применять знания различных предметов в учебной и творческой профессиональной деятельности; как научить анализировать, наблюдать, обобщать факты и явления и прогнозировать возникновение новых направлений и тенденций; каким образом выявлять и направлять развитие индивидуальной творческой одаренности студентов2.

Обобщенный результат анкетирования студентов-филологов IV курса (1 -й семестр 2005/06 учебного года), проведенного в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Ев-

севьева, показывает следующее: объема теоретического учебного материала, который предлагается студентам при изучении разделов, посвященных межпредметным связям русского языка и литературы в процессе изучения курсов «Теория и методика обучения русскому языку» и «Теория и методика обучения литературе», а также учебного времени, отводимого на их рассмотрение, недостаточно, чтобы сформировать у будущих учителей-словесников необходимый запас знаний о сути и возможностях реализации интеграции русского языка и литературы для дальнейшего их практического применения и выработки умений осуществлять интегрированное обучение школьников филологическим дисциплинам.

В сложившейся ситуации очевидна необходимость включить в вузовскую методическую подготовку студентов-филологов теоретический материал, знакомящий их с наполнением термина «интеграция», посвященный изучению особенностей процесса интеграции в области образования, в частности в филологической области. Важно познакомить студентов с уровнями (целостности, дидактического синтеза, межпредметных связей) и формами (интегрированным уроком, интегрированным курсом и др.) интеграции русского языка и литературы (а также других филологических дисциплин: например, русской словесности, риторики, стилистики, культуры речи, истории русского языка).

Качественная методическая подготовка будущих учителей-словесников в педагогическом вузе должна предполагать не только формирование у них знаний, но и развитие на их основе умений практически реализовать интеграцию русского языка и литературы (других филологических дисциплин) в школе, а именно: координировать учебные программы; отбирать необходимый и достаточный учебный материал с целью полного и глубокого изучения темы, требующей обращения к интеграции; выявлять ведущие идеи интегрируемых тем;

определять адекватный теме и ее содержательному наполнению уровень, а также форму интеграции; планировать интегрированный урок, создавать его модель; проводить интегрированный урок, уметь его анализировать и корректировать; отслеживать результаты своей профессиональной деятельности, совершенствовать ее.

Включение данного учебного материала требует увеличения времени, отводимого на его усвоение (как лекционные часы, так и практические занятия).

Решению указанных задач, на наш взгляд, могут помочь разработка специальной методики обучения студентов-филологов реализации интеграции русского языка и литературы в школьном образовании и ее использование в учебном процессе в педагогическом вузе. Такая методика должна учитывать последние научные достижения в области философии, педагогики, филологии, методики, представлять собой систему теоретических знаний и практических заданий, позволяющих студентам сформировать профессиональную компетентность в сфере интегрированного филологического образования школьников.

Воплощение данной методики возможно в рамках спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе», который образуется при выделении разделов «Межпредметные связи» из курсов «Теория и методика обучения русскому языку» и «Теория и методика обучения литературе» через их расширение и углубление. Предлагаемый нами спецкурс занимает свое место среди общепрофессиональных дисциплин и находится в блоке «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» в системе вузовской подготовки на филологическом факультете (читается на V курсе перед проведением педагогической практики в школе) в МГПИ им. М. Е. Евсевьева3,

Подготовка студентов к осуществлению интеграции в будущей профессио-

нальной деятельности, таким образом, нацелена в первую очередь на формирование у студентов целостного представления о содержании, средствах, методах, формах обучения, способах изучения учебного материала на широкой интегративной основе; а кроме того, на формирование умений, опирающихся на знания о способах осуществления интеграции.

Включение студентов-филологов, будущих учителей, в активную работу (имеется в виду осуществление связи учебно-воспитательного процесса с исследовательским) дает возможность оптимально осуществить подготовку специалистов с высоким уровнем компетенции в смежных (родственных) филологических науках, позволяющим решать сложные учебно-методические проблемы современного школьного образования; обеспечить мотивацию студентов^ соответствующую достижению высокого уровня образованности; повысить гибкость и адаптивность подготовки молодых специалистов к быстро меняющимся условиям и задачам в области их будущей профессиональной деятельности в школе.

Способности студентов-филологов к совершенствованию будущей профессиональной деятельности, без сомнения, закладываются в вузе через соединение традиционных и новых теоретических знаний в филологии, педагогике, методике с умениями творчески применять этот инновационный потенциал в собственной педагогической деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Балыхина Т. М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку / Т. М. Балыхина. М., 2000. С. 47.

®См.: Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М., 1980. С. 317.

8 См.: Бедова Н. А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании : моногр. / Н. А. Белова. М., 2005.

Поступила 31.03.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.