Научная статья на тему '«Обращение к имени» как центральная агитационная составляющая предвыборной кампании Барака Х. Обамы'

«Обращение к имени» как центральная агитационная составляющая предвыборной кампании Барака Х. Обамы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
174
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Обращение к имени» как центральная агитационная составляющая предвыборной кампании Барака Х. Обамы»

УДК 82-54

«ОБРАЩЕНИЕ К ИМЕНИ» КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ АГИТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ БАРАКА Х. ОБАМЫ

© Р. Т. Садуов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ предвыборного политического дискурса 44-го президента США Барака Х. Обамы. В ходе исследования особое внимание уделяется способу манипуляции «обращение к имени». Автор статьи приходит к выводу, что названный способ является одним из основополагающих элементов построения агитационной стратегии предвыборной кампании Барака Х. Обамы и помогает президенту обозначить свою позицию на политической арене.

Ключевые слова: английский язык, политическая лингвистика, политические речи, манипуляция сознанием, Барак Обама.

Целью настоящей статьи является представить анализ специфики использования способа манипулирования «обращение к имени» в предвыборной риторике 44 президента США Барака Х. Обамы. Объектом исследования служит лингвистический и экстралингвистический материал, использованный в ходе предвыборной гонки с целью манипулятив-ного воздействия на электорат.

Характерной чертой политического дискурса можно назвать его манипулятивность. При этом манипуляция понимается как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [1, с. 59]. Любой политический текст представляет собой связное единство, где каждый используемый способ манипуляции имеет свое предназначение, цель, направленную на достижение определенного эффекта. Тем не менее в отдельных случаях один из способов манипулирования может стать формообразующим для конкретной речи или ряда речей. Типичным примером этого является предвыборная агитация Барака Обамы. Ее специфической чертой является то, что способ манипуляции «обращение к имени» приобрел главенствующую роль и стал направляющим фактором не только для отдельной речи, но и для целой кампании.

Прежде всего необходимо отметить, что способы манипуляции можно разделить на две группы в зависимости от уровня воздействия на подсознание: способы манипуляции глубинного и поверхностного уровней [2, с. 53]. Последние призваны привлекать внимание слушателей, акцентировать мысль. Они позволяют осуществлять воздействие на реципиента, не затрагивая глубинных слоев сознания. Типичными примерами способов манипуляции поверхностного уровня являются тропы, риторические приемы, выработанные еще во времена античности.

Способы манипуляции глубинного уровня воздействуют посредством коллективного бессознательного. Последнее есть термин из аналитической психологии К. Г. Юнга: «Коллективное бессознательное есть та часть психики, которая отрицательным образом может быть отличена от личностного бессознательного тем фактом, что в отличие от последнего, оно не обязано своим существованием личному опыту и, следовательно, не является персональным приобретением» [3, с. 71]. Таким образом, в бессознательном Юнг выделял личное бессознательное, сформированное на основе собственного опыта, и коллективное, которое наследуется от предков и является общим для каждого представителя данного общества или человека в целом. Автор теории утверждал, что «содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами» [3, с. 71]. Последние являются его «неотъемлемым коррелятом» [3, с. 72]; или другими словами, «архетип - это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов и символов» [4, с. 41]. Архетипы характеризуют глубинный уровень сознания. Они универсальны, и многие способы манипулирования, такие как политический миф, «миф, используемый для реализации политических целей» [5, с. 56], опираются на них, чтобы воздействовать напрямую на подсознание человека.

Способ манипуляции «обращения к имени» также опирается на коллективное бессознательное. Трепетное отношение к имени идет еще от первобытного мышления человека. Дж. Фрэзер писал: «Первобытный человек, не будучи в состоянии проводить четкое различие между словами и вещами, как правило, воображает, что связь между именем и лицом или вещью, которую оно обозначает, является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реально и материально ощутимыми узами, соединяющими их столь тесно, что через имя магическое воздействие на человека оказать столь же

легко, как через волосы, ногти или другую часть тела» [6, с. 324-325]. Имя имеет свойство отражать в себе поступки, идеи, мысли человека, который его носил. А. Лосев считал, что «имя вбирает в себя от именуемого все его личностные свойства» [7, с. 404].

О важности и даже некоторой сакральности имени писал и Сергей Булгаков, выдающийся русский философ начала века. Рассуждая об именах, мыслитель высказывает мнение, что изначально имя имело внутреннюю форму, которая позднее стерлась, поэтому «оно [имя] становится символом некоторой жизненной эссенции определенного качества, семенем или дрожжами, оно всегда имеет значение, и очень притом тяжеловесное» [8, с. 239]. Булгаков считает, что имя - идейное ядро своего носителя, тем не менее, отсюда не следует, что он является его единственным собственником. «Напротив, сила имени вовсе не истощается на одного носителя, но может изливаться на неопределенное число их». Поскольку носителем одного имени являются многие, «это имя является для них общим, генетическим признаком, оно же не есть «собственное», но нарицательное, обозначающее особый вид человека, распределяющее человеческий род по классам подобно тому, как он распределяется по всевозможным внешним признакам», то есть «имя выражает собой духовный тип, строение, разновидность человека» [8, с. 240-241]. Другими словами, имя определяет то, каким будет человек и несет в себе определенную коннотацию, которую невозможно игнорировать.

Наблюдения А. Лосева и С. Булгакова и их философские воззрения, относящиеся к началу XX века, находят свое подтверждение в современных исследованиях в области нейрофизиологии головного мозга. Так, согласно данным, полученным в ходе экспериментов под руководством Анны Абрахам и Ивы фон Крамон из Института Макса Планка, человеческий мозг активно реагирует на называние имен людей. Причем называние реальных персонажей действительности провоцирует более яркую реакцию, чем называние вымышленных персонажей (например, сказочных), а называние и обсуждение собственного имени, имен родных и близких вызывает большую реакцию, чем называние имен посторонних людей. При этом отклик в головном мозге происходит автоматически, независимо от того размышляет ли испытуемый о названной личности или же нет [9].

В целом, данные исследования далеки от завершения, поскольку эксперимент демонстрирует зависимость результатов от личностных характеристик испытуемых. Так, политический обозреватель реагирует на информацию о политиках значительно активнее, нежели на информацию о других знаменитостях. Тем не менее, очевидно, что имя провоцирует активность головного мозга, что способст-

вует усилению мыслительной деятельности и более тщательной обработке информации.

Результаты данного исследования тем более важны, что имя человека может ассоциироваться с «целостной структурой» [10, с. 122-123] сознания, то есть может порождать гештальт. Дж. Лакофф понимает под этим термином «структуры, используемые в процессах - языковых, мыслительных, перцептуальных, моторных или других». Гештальты целостны, они являют собой принцип структурности, описывают, как наше мышление «схватывает» картину мира целиком и полностью, во всех ее взаимосвязях. Но при этом они и анализируемы: «они состоят из частей». Утверждая, что каждый гештальт обладает отдельным набором свойств, Дж. Лакофф оговаривается, что «гештальт может быть связан внешними отношениями с другими гештальтами»; он может быть частью другого гештальта или проецироваться на него. Тем не менее, каждый гештальт по-своему обособлен и представляет собой стройное целостное образование [11, с. 359-360]. Представляется, что имя является аналогичным образованием - гештальтом. При упоминании имени в памяти слушателя автоматически всплывает целый ряд параллелей, чувств, связанных с именем его носителя и с его деятельностью. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что многие имена собственные перешли в разряд нарицательных, наращивая при этом целый пласт смыслов, связанных с носителем этого имени. Так, А. Г. Анисимова и И. Н. Фомина приводят в пример печально известного капитана Уильяма Линча. Последний учинял внесудебные наказания, носившие ярко выраженный расовый характер. Впоследствии любая практика вынесения и приведения приговора в исполнение без установленного законом судебного разбирательства, получала название «суда Линча», или попросту «линчевания». Негативная коннотация этого слова очевидна [12, с. 115-118]. Представляется, что такой переход из разряда имен собственных в нарицательные происходит тогда, когда имя собственное набирает «критическую массу» смыслов и подтекстов для того, чтобы начать называть собой целый класс явлений. И тогда происходит переход из уникального имени (имя собственное) в универсальное (имя нарицательное), которое может распространять себя на объекты действительности [12, с. 115].

Таким образом, можно сделать вывод, что за именем человека всегда скрывается его жизнь, его поступки, идеи, которых он придерживался, эпоха, целая страна. «Человек и имя взаимоодушевляют друг друга, перевоплощаются одно в другое» [13, с. 255].

В случае упоминания имени в речи оратору нет необходимости делать пояснения или направлять мысль аудитории в необходимое русло: имя уже содержит в себе весь необходимый набор коррелятов, свойств, идей. «Присоединить» свое мне-

ние к мнению известного человека - значит, полно и экономично выразить свою позицию. Обратиться к имени - значит, поднять свой статус за счет статуса человека, к чьему имени производится апелляция. Другими словами, имя - это очень удобный и в то же время достаточно простой и надежный способ воздействия на чувства аудитории.

Именно к способу манипуляции «обращения к имени» в своих речах часто прибегает Б. Обама. Безусловно, в его выступлениях можно найти множество других способов манипулирования, тем не менее, на фоне остальных способов названный способ представляется наиболее результативным, наиболее активно используемым: в речи Обама предпочитает не заявлять напрямую о своих позициях. На публике он склонен апеллировать к имени для того, чтобы наиболее емко и в то же время экономично выразить свое отношение к действительности и обозначить свое место на политической арене.

Основными фигурами, к чьим именам обращается Барак Обама, являются, прежде всего, 32-ой президент Америки Ф. Д. Рузвельт, 16-й президент А. Линкольн и борец за гражданские права афроамериканского населения США М. Л. Кинг. Существуют определенные причины, почему Б. Обама обращается именно к этим политическим деятелям.

Рузвельт был человеком, который вывел страну из затяжной экономической рецессии. Сегодня, во время нового экономического кризиса невиданных размахов, фигура Рузвельта стала популярной как никогда. Именно поэтому, ассоциируя себя с последним, Обама привлекает на свою сторону аудиторию, давая понять, что именно он сможет, как когда-то смог Рузвельт, вывести страну из кризиса, что именно он - Рузвельт начала XXI века. В подтверждение сказанному в речах Обамы мы можем найти ряд отсылок к Рузвельту:

E.g. This primary season may not be over, but when it is, we will have to remember who we are as Democrats - that we are the party of Jefferson and Jackson; of Roosevelt and Kennedy; and that we are at our best when we lead with principle; when we lead with conviction; when we summon an entire nation around a common purpose - a higher purpose [14].

В данном случае Б. Обама говорит о партии, к которой он принадлежит, а значит, и о себе как кандидатуре на пост президента от этой партии. Он ставит себя в один ряд с Джефферсоном, Джэксоном, Кеннеди и особенно Рузвельтом, людьми, которые управляли страной в кризисные для нации моменты истории, принимали решения, являющиеся ключевыми для дальнейшего внутри- и внешнеполитического развития страны. В приведенном примере отсутствуют заявления о том, какие конкретные меры вновь избранный президент собирается предпринять для борьбы с кризисом, тем не менее становится ясно, что эти меры будут не ме-

нее кардинальны, чем они были у всех перечисленных политиков. Данное высказывание нацелено на установление преемственности традиций партии демократов. По сути, оно является некой установкой: демократ Рузвельт справился с кризисом 30-х годов XX века - демократ Обама справится с кризисом начала XXI века.

Стоит заметить, тем не менее, что личности оставшихся трех президентов также выбраны не случайно: в условиях мирового финансового кризиса эти фигуры приобретают популярность благодаря своему остро негативному отношению к банковской системе США, повинной, как считается, в настоящем кризисе. Так, Т. Джефферсон писал, что «если американский народ позволит частным банкам печатать валюту, то <...> банки и корпорации <...> лишат народ собственности, и наши дети станут бездомными на континенте, отвоеванном их же отцами... еще большую угрозу, чем вражеские армии, нашим свободам представляют финансовые институты» [15]. Президент Джексон развернул целую кампанию против банковской системы своей страны [16], а Кеннеди стал автором указа №11110, согласно которому Федеральное правительство получило право печатать валюту, а не заимствовать деньги у Федерального резерва. Существует мнение, что именно этот указ стал причиной жестокого убийства его автора [17].

Видится, что благодаря упоминанию в речи названных политических деятелей, в глазах американского народа Обама незримо становится проводником идей этих легендарных личностей, что положительно сказывается на его образе кандидата в президенты от партии демократов.

Далее в этой же речи Б. Обама вновь обращается к таким авторитетам, как Кеннеди, Труман и, конечно же, Рузвельт, и вновь мы видим лишь опосредованное заявление своей позиции, сходной с позицией известных президентов США:

E.g. I trust the American people to understand that it's not weakness, but wisdom to talk not just to our friends, but our enemies - like Roosevelt did, and Kennedy did, and Truman did [14].

Следующий пример демонстрирует обращение к «Новому курсу» Рузвельта (a New Deal) -беспрецедентному для своего времени вмешательству государства в экономику:

E.g. When there was despair in the dust bowl and depression across the land, she [Ann Nixon Cooper, 106 years old] saw a nation conquer fear itself with a New Deal, new jobs and a new sense of common purpose. Yes we can [18].

Примечательно, что Б. Обама не останавливается на применении способа манипуляции «обращение к имени» только в своих речах. Для нового президента характерно то, что можно было бы назвать «комплексным подходом», который в данном

случае выразился в том, что обращение Обамы к имени можно найти и в СМИ. Так, после его речей в прессе и на телевидении, появилось много статей и сообщений, где сравнивают Обаму и Рузвельта и «план Обамы» (Obama plan) с «Новым курсом» Рузвельта (New Deal):

E.g. Obama unveils 21st Century New Deal [19].

E.g. President-elect Obama has an opportunity to further racial and economic justice by fusing the New Deal and civil rights traditions. [20].

E.g. In sheer size, the economic measures announced by President Barack Obama to address "a crisis unlike we've ever known" are remarkable, rivaling and in many cases dwarfing the New Deal programs that Franklin D. Roosevelt famously created to battle the Great Depression [21].

Во всех трех публикациях авторы статей обращаются к деятельности Обамы как к современному «Новому курсу» (21st Century New Deal) Рузвельта, сравнивая экономическую ситуацию в начале XX века и XXI веков. Таким образом, «обращение к имени» не прошло незамеченным и было вынесено на широкое обсуждение в СМИ, чего, по сути, достаточно, чтобы сформировать представление типичного американца об Обаме как о последователе Рузвельта.

Шестнадцатый президент Америки, Авраам Линкольн,- еще одна важная фигура в дискурсе Обамы. Вероятнее всего, что 44-й президент обращается к имени Линкольна по двум основным причинам: прежде всего потому, что Линкольн так же, как и Рузвельт, управлял страной в момент экономического, политического и острого социального кризиса - гражданской войны, и более всего потому, что Линкольн стал президентом, который сделал первый шаг на пути становления прав афроамериканского населения США. Последний факт особо примечателен и важен в той связи, что Б. Обама сам является представителем данной категории граждан Америки. Таким образом, в речах Обамы мы находим многочисленные упоминания о Линкольне:

E.g. Imagine Lincoln's Second Inaugural Address without reference to ”the judgments of the Lord.” Or King's I Have a Dream speech without references to “all of God's children.” Their summoning of a higher truth helped inspire what had seemed impossible, and move the nation to embrace a common destiny [22].

E.g. As Lincoln said to a nation far more divided than ours, “We are not enemies, but friends... though passion may have strained it must not break our bonds of affection.” And to those Americans whose support I have yet to earn - I may not have won your vote, but I hear your voices, I need your help, and I will be your President too [18].

Во втором из приведенных примеров Б. Обама проводит параллель между Линкольном и собой: несмотря на все разногласия, южане и северяне

продолжали оставаться одной нацией. Точно так же, несмотря на все предвыборные разногласия, Америка остается единой страной с одним президентом для всех.

Необходимо отметить, что, как и в случае с Рузвельтом, в данной ситуации имеет место «комплексный подход» к использованию способа манипуляции «обращение к имени». Б. Обама не только словом, но и делом доказывает свою причастность к Линкольну: подражая последнему, Обама отправился в Вашингтон поездом из Пенсильвании. Более того, вновь избранный президент присягал на той же самой Библии, на какой присягал Линкольн. Для этого она специально была доставлена на церемонию инаугурации из Библиотеки Конгресса [23]. Таким способом Б. Обама попытался обозначить свою преемственность президенту, который отменил рабство.

Третьей значимой фигурой в дискурсе Обамы является М. Л. Кинг, известный борец за права афроамериканского населения в США. Великолепный оратор, он сумел войти в историю как человек, способствовавший демократизации американского общества. Будучи афроамериканцем по происхождению, Обама всячески старается подчеркивает параллель между собой и М. Л. Кингом:

E.g. Imagine Lincoln's Second Inaugural Address without reference to “the judgments of the Lord.” Or King's I Have a Dream speech without references to “all of God's children.” Their summoning of a higher truth helped inspire what had seemed impossible, and move the nation to embrace a common destiny [22].

Более того, Обама посвятил М. Л. Кингу целую речь: “Dr. Martin Luther King Jr. National Memorial Groundbreaking Ceremony” [24]. В ней он сравнивает Кинга с Моисеем (a man who, like Moses before him) и даже заявляет, что Кинг исполнял волю Господа (did what God required). Соответственно, Обама этой речью старается привлечь аудиторию к себе как к продолжателю традиций Кинга, чего, можно предположить, и добивается.

И снова, как и в предыдущих случаях, Обама применяет «комплексный подход». Так, вновь избранный президент проявил политическую активность в День М. Л. Кинга, а в СМИ появились статьи, в которых говорилось, что Обама хотя бы частично, но претворяет в жизнь мечту Кинга об американском обществе равных возможностей для всех, независимо от цвета кожи [25]. Даже сама церемония инаугурации почти совпала с Днем М. Л. Кинга: праздник проходил 19 января, инаугурация - на следующий день.

В заключение скажем, в своих речах Обама обращается к именам таких знаменитых людей, как Ф. Д. Рузвельт, А. Линкольн, М. Л. Кинг, проводя параллели между ними и собой. Таким способом президент обозначает свою позицию на политиче-

ской арене, избегая прямых заявлений, а лишь пользуясь ассоциациями с легендарными личностями Америки и тем, что он предстает перед своим электоратом как продолжатель славных традиций, которые эти видные личности заложили. Будучи основанным на коллективном бессознательном, «обращение к имени» становится мощным средством воздействия. И видится, что именно использование этого способа манипулирования явилось одним из определяющих факторов победы Барака Обамы на президентских выборах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М.: ЧеРо, изд-во МГУ, 1997. 344 с.

2. Иванова С. В., Садуов Р. Т. Политическая коммуникация как образец речевого манипулирования (о способах классификации манипулятивных уловок) // Политическая лингвистика. Екатеринбург: 2008. №25. 174 с.

3. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. 320 с.

4. Коан Р. В. Архетипы // Психологическая энциклопедия. СПб: Питер, 2006. 1096 с.

5. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. 384 с.

6. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Эксмо, 2006. 960 с.

7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа: Дополнение к «диалектике мифа». М.: Мысль, 2001. 560 с.

8. Булгаков С. Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. 448 с.

9. Anna Abraham, D. Yves von Cramon Reality=Relevance? Insights from Spontaneous Modulations of the Brain's Default Network when Telling Apart Reality from Fiction // Plos One. URL: http://www.plosone.org/article/info%3Adoi%2F10.1371 %2Fjournal.pone.0004741.

10. Арнхейм Р. Гештальт-психология // Психологическая энциклопедия. СПб: Питер, 2006. 1096 с.

11. Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: 1981. Вып. 10. С. 350-369.

12. Анисимова А. Г., Фомина И. Н. Проблемы семантической деривации образования политических терминов // Филологические науки. М.: 2006. №6. С. 113-121.

13. Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.

14. Obama H. Barak North Carolina Primary Night Raleigh, NC May 6, 2008. URL: http://obamaspeeches.com/E08-Barack-Obama-North-Carolina-Primary-Night-Raleigh-NC-May-6-2008.htm.

15. Jefferson Encyclopedia // Private Banks. URL: http://wiki. monticello.org/mediawiki/index.php/Private_Banks_(Quotation).

16. Digital History // Jacksonian Democracy. URL: http://www.di gitalhistory.uh.edu/database/article_display.cfm?HHID=640.

17. The American Presidency Project // Presidential Documents Archive // Executive Orders. №11110. URL: http://www.apfn.net/ Doc-100_bankruptcy31 .htm.

18. Obama H. Barak Election Night Victory Speech Grant Park, Illinois November 4, 2008. URL: http://obamaspeeches.com/ E11-Barack-Obama-Election-Night-Victory-Speech-Grant-Park-Illinois-November-4-2008.htm.

19. Obama unveils 21st Century New Deal // Politico. URL: http://www.politico.com/news/stories/1208/16258.html.

20. Jones P. William. Obama's New Deal // The Nation URL: http ://www.thenation. com/doc/20081201/j ones.

21. Analysis: Obama plans eclipsing New Deal spending // Breit-bart URL: http://www.breitbart.com/article.php?id=D96FI9CO0 &show%20_%20article= 1.

22. Obama H. Barak “Call to Renewal” Keynote Address. URL: http://obamaspeeches.com/081-Call-to-Renewal-Keynote-Address-Obama-Speech.htm.

23. Обама принесет присягу на Библии Линкольна // Прайм-

Тасс: Агентство экономической информации. URL:

http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=856293&ct=news.

24. Obama H. Barak Dr. Martin Luther King Jr. National Memorial Groundbreaking Ceremony. URL: http://obamaspeeches.com/ 093-Martin-Luther-King-Memorial-Groundbreaking-Ceremony-Obama-Speech.htm.

25. MARTIN LUTHER KING DAY: Obama fulfills part of King’s dream, activists say // Enterprise News. URL: http://www.enterprisenews.com/homepage/x1898852855/MAR TIN-LUTHER-KING-DAY-Obama-fulfills-part-of-King-s-dream-activists-say.

Поступила в редакцию 05.06.2009 г. После доработки — 15.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.