Научная статья на тему 'Обращаясь к историко-культурному наследию'

Обращаясь к историко-культурному наследию Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИК / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / БОЛГАР / СВИЯЖСК / MONUMENT / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / THE REPUBLIC OF TATARSTAN / BULGAR / SVIYAZHSK

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гиниятуллина Роза

Рецензия на учебно-методический комплект курса для средних общеобразовательных школ «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск» в рамках курса «История Татарстана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Addressing to historical and cultural heritage

The review of educational and methodical materials of a course for high comprehensive schools «Historical and cultural heritage of Tatarstan people: the ancient town of Bulgar and the island-town Sviyazhsk» within a course «History of Tatarstan».

Текст научной работы на тему «Обращаясь к историко-культурному наследию»

Обращаясь к историко-культурному наследию

Как известно, 2012 год указом Президента РТ объявлен Годом историко-культурного наследия народов Татарстана. В день публикации этого указа была завершена работа авторского коллектива (В. И. Пискарев, И. М. Сафронова, И. М. Фокеева, З. Х. Сабитова) над учебно-методическим комплектом

(УМК) элективного курса «Историкокультурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск»*. В конце февраля 2012 г. УМК, созданный в рамках реализации инновационной образовательной программы «История родного края» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Килэчэк» — «Будущее», вышел из печати.

Совпадение можно считать случайным, а можно — знаковым. По крайней мере, руководитель авторского коллектива, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники В. И. Пи-скарев вместе с коллегами-историками давно и небезуспешно занимается учебно-методическим сопровождением курса «История Татарстана», вопрошая прошлое о том, «Кто мы?», «Откуда мы?», «Куда мы идем?» И как представляется, минувшее подает свои голоса, которые зазвучат теперь более явственно. С выходом УМК приобщение к историко-культурному наследию народов Татарстана, более всего необходимое подрастающему поколению татарстанцев, надо полагать, приобретет новый масштаб и глубину.

Неординарное прошлое, исторические памятники древнего города Болгар и острова-града Свияжск являются уникальной частью историкокультурного наследия не только нашего региона. В них отражены важные вехи прошлого татарского, русского, других народов края, российской истории. Характерно, что идею создания Республиканского Фонда возрождения памятников истории и

* В УМК вошли одноименное учебное пособие для общеобразовательной школы, методические рекомендации по изучению элективного курса, программа этого курса и контрольно'-измерительные материалы на электронном носителе.

культуры Республики Татарстан, для которого первоочередными объектами признаны Болгарский государственный историко-архитектурный

музей-заповедник и Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск», поддержало Правительство Российской Федерации. С использованием федеральных финансовых средств на территории музея-заповедника и музея реставрируются уникальные архитектурные объекты, создаются современные музейно-туристские комплексы.

Об этом также можно прочитать на страницах учебного пособия «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». Но главное — в нем заключены ответы на вопросы: «Что есть значимого, ценного в памятниках истории и культуры Болга-ра и Свияжска, какую мудрость веков хранят они в себе?», «О чем они могут рассказать нам сегодня, и что мы можем извлечь из их рассказа?» Судя по содержанию пособия, читатель получит ясные и убедительные ответы.

Внимательно рассматривая культурно-религиозное пространство Бол-гара, Свияжска, авторы издания отмечают, что это были пространства этнокультурного взаимодействия, обмена опытом, знакомства с духовнонравственными ценностями ближних и дальних соседей. Болгар, как часть мусульманской цивилизации, взаимодействовал не только со странами и народами, принявшими ислам. Он был по-лиэтничным, поликонфессиональным, поликультурным городом. «Известны остатки русской слободы близ Болгара и остатки булгарских поселений близ крупных русских городов... Ученые-историки смогли получить ценные сведения о жизни народов через описания, оставленные соседями друг о дру-ге»1. Страницу русской культуры открыл в истории Казанского края, всего Среднего Поволжья Свияжск. Так, с его строительством здесь начинают развиваться северорусские традиции зодчества. Два столетия спустя в Сви-яжске оставили образцы русского ба-

НОВЫЕ КНИГИ. ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2012

рокко в провинциальном стиле мастера из Украины2.

Велика была и до сих пор остается таковой сила культурного притяжения Болгара и Свияжска. По числу побывавших здесь российских и европейских знаменитостей и звучности их имен с ними могла соперничать разве что Казань. Интересный материал на этот счет содержат, например, такие подразделы учебного пособия, как «“Открытие” Болгара», «Болгар в творчестве российских художников», «Культурное притяжение Свияжска».

История, архитектурные памятники, неиссякающий духовный потенциал Болгара и Свияжска дают авторам УМК основания рассматривать их как многоплановое воплощение значимой части историко-культурного наследия, нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов Татарстана. Главное в этом опыте — традиции мирного взаимодействия этносов поликультурного региона, толерантности как принципа взаимоотношений между последователями разных убеждений и верований. Таковы заключенные в нем ценности, таковы уроки болгарской и свияжской историй.

К достоинствам издания следует также отнести богатый иллюстративный ряд и наличие персоналий. Цветные иллюстрации (фотографии, ре-

продукции изображений) создают эффект присутствия читателя на территории Болгара и Свияжска в разные периоды их истории, а персоналии придают ей человеческое измерение. И то, и другое очень важно при погружении в учебный, познавательный процесс.

УМК, по определению, адресован учащимся и учителям. Первые получили интересную, осмысленную и систематизированную информацию о прошлом, настоящем, будущем Бол-гара и Свияжска, их месте в историкокультурном наследии народов Татарстана. Вторые, наряду с ней, — методически выверенный инструментарий организации преподавания элективного курса, целью которого является воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к ее памятникам, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия региона. Другими словами, у достойного наследия должны быть достойные наследники. Издание поможет также всем гостям республики совершить заочную экскурсию по историкоархитектурным комплексам «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», приобщиться к той части ценностей нашего культурно-регионального сообщества, которую они собой представляют.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Пискарев В. И., Сафронова И. В., Фокеева И. М., Сабитова З. Х. Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск: Учебное пособие для общеобразовательной школы. - Казань, 2012. - С. 28.

2. Там же. - С. 62, 68.

Фото на с. 209: Пискарев В. И., Сафронова И. В., Фокеева И. М., Сабитова З. Х. Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск: Учебное пособие для общеобразовательной школы. - Казань, 2012. - 87 с.

Роза Гиниятуллина,

кандидат педагогических наук

ОБРАЩАЯСЬ К ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.