СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Статистический сборник «Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2011г.» - Астана: 2012. - С. 158-160.
2 Дубицкий А.А. Анализ обращаемости населения за скорой помощью и в амбулаторно-поликлиническую службу: материалы научно-практической конференции «Совершенствование службы скорой и неотложной медицинской помощи в Республике Казахстан». -Астана: 2004. - С. 85-89.
3 . ., . ., . , л ев . . Р звит д у й медици й помощи// Совершенствование службы скорой и неотложной медицинской помощи в Республике Казахстан: Материалы научно -практической конференции (16 - 17 сентября). - Астана: 2004. - С. 3 - 4.
А.Ш.ИБРАЕВА, Г.К.КАУСОВА
1Р1 9НД1Р1СПК кала жагдайында жедел медициналык; кэмек кэрсету к;ызмет1нщ ж¥мысын
¥ЙЫМДАСТЫРУ ДЕЦГЕЙ1 МЕН ЖАГДАЙЫ
Туйш: Ipi eндiрiстiк ^ала жагдайында жедел медициналык кемек керсету ^ызметЫщ жумысын уйымдастыру децгеш мен жагдайы ша^ырылым тускен сэттен бастап, ша^ырылым орнына жедел жэрдем бригадасыныц бару жэне жету уа^ытына, бригаданыц кэсiбiне, уа^ытылыгына, кeрсетiлетiн медициналык кемектН дурыстыгы мен тиiмдiлiгiне байланысты.
A.SH.IBRAEVA, G.K.KAUSOVA
CONDITION AND LEVEL OF ORGANIZATION OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES IN A LARGE INDUSTRIAL CITY
Resume: Condition and level of organization of the Survey, emergency medical care in a large industrial city dependent on the time of departure and arrival of the team in place from the time of the call, and specialized teams, timeliness, adequacy and effectiveness of medical care.
УДК 614.2:613.98(574)
А.К. БАДУАНОВА
Старший врач ГКП на ПХВ «Станция скорой медицинской помощи» г. Алматы
ОБРАЩАЕМОСТЬ ПО СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. АЛМАТЫ
Анализ обращений за скорой медицинской помощи жителей г. Алматы, зависящая от времени суток, дня недели, месяца, времени года позволяет рационально спланировать работу ССМП. Ключевые слова: скорая помощь, обращаемость, вызова.
Ежегодно служба скорой медицинскойпомощи выполняет от 46 до 48 миллионов, вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан.
По данным ВОЗ, в мире около 20% лиц погибает из-за отсутствия квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном этапе, что и определяет повышение роли скорой медицинской помощи населению в системе здравоохранения (Бен Е.Э., 1997; Бойков А.А., 2005; Барклая В.И., 2007).
В Послании Главы государства народу Казахстана в 2007 году «Новый Казахстан в новом мире», в качестве первоочередных задач определен реальный перенос тяжести на первичную медико-санитарную помощь и необходимость увеличения доли средств, направляемых на первичную медико-санитарную помощь.
Скорая и неотложная медицинская помощь носит приоритетный характер в системе обеспечения населения первичной медико-санитарной помощью. На современном этапе радикальных социально-экономических преобразований в обществе и реформ системы здравоохранения Республики Казахстан роль скорой медицинской помощи неуклонно возрастает. Медико-социальная значимость этой службы обусловлена достаточно высоким уровнем обращаемости населения по поводу внезапных заболеваний и травм.
Несмотря на то, что в Республике Казахстан начала работать система семейных врачей, оказание неотложной круглосуточной помощи больным при внезапном ухудшении здоровья осуществляется только службой скорой помощи. В
приказах, регламентирующих работу семейных врачей, есть только декларативные указания на обязанность оказания ими неотложной помощи населению, но нет механизма ее осуществления. В результате этот вид работы семейными врачами не осуществляется (Мясников А.О., 2009;Паньшин М.И., 2004;Мусиралиев Р.А., Мамбетмуратова Г.С., Калназарова У.С.,2004). В частности, в Великобритании врачи общей практики участвуют в оказании экстренной помощи, что согласно исследованию, дает экономию средств (ThorvaldsenP., AsplundK., KuulasmaaK., 1995; DavidA. Johnson, DaleL. Austin, 2005).В Санкт-Петербурге в течение последних лет скорая медицинская помощь ежегодно оказывается каждому пятому жителю города, а каждый десятый госпитализируется в экстренном порядке (Мыльникова JI.A. и др., 2002). Служба скорой медицинской помощи на современном этапе оказалась одной из самых востребованных из-за ухудшения здоровья населения, ослабления медицинской профилактики, снижения доступности медицинской помощи в целом(Осипов-А.Н., 2002). Происходящие изменения в Республике Казахстан коснулись всей жизни г. Алматы. Бурный рост экономики, изменение уклада жизни населения, большая миграция привели к тому, что увеличилась численность населения г. Алматы, как зарегистрированного, так и не стоящего на учете.Рост количества выездных бригад скорой медицинской помощи не поспевает даже на зарегистрированное население г. Алматы. На станции скорой медицинской помощи (ССМП) должно быть 160 бригад, если исходить из принято норматива 1 бригада СМП
на 10000 населения, а фактически имеется 150 бригад, что создает определённые трудности в оказании скорой медицинской помощи (СМП).
Кроме этого на сегодняшний день г. Алматы - является большим мегаполисом, в котором резко осложнилась дорожно-транспортная ситуация из-за неуклонного нарастания количества автотранспорта, что ведет к росту аварийности и соответственно дорожного травматизма.
Всё это требует рационального использования выездных бригад СМП для своевременного оказания экстренной медицинской
помощи пострадавшим и больным, соблюдения определённого графика работы бригад СМП с учётом поступления вызовов по временным параметрам.
Для планирования работы выездных бригад СМП необходимо знать о количестве поступающих вызовов по часам, дням недели, месяцам, временам года.
Так в 2010 году выполнено 613374вызовов. В 2011 году выполнено 671915 вызовов. В 2012 году выполнено 726743 вызовов, т.е. налицо ежегодный рост обращаемости за скорой медицинской помощью.
Поступление вызовов Средние величины в % % поступления вызовов в 1 час
С 0 часов до 8 часов 18,6% 2,45%
С 8 часов до 18 часов 43,1% 4,51%
С 18 часов до 24 часов 35,3% 5,88%
Анализ поступления вызовов по часам показал следующие результаты:
Из приведённых данных видно, что наибольшее поступление вызовов происходит с 18 до 24 часов, которое превосходит ночное поступление вызовов в 2,4 раза, что даёт возможность
уменьшать количество выездных бригад в ночное время и за счёт этого можно увеличить количество бригад в пиковое время. Анализ поступления вызовов по дням недели показал следующие результаты исходя из недельного количества обслуженных вызовов:
понедельник вторник среда четверг пятница суббота Воскресенье
10,1% 10,2% 9,5% 9,7% 9,5% 10% 11%
То есть больше всего вызовов поступает в воскресенье и понедельник, а меньше в среду и пятницу. Но в отдельные недели, месяцы в зависимости от колебаний погоды, солнечной магнитной активности, атмосферного давления это соотношение может значительно меняться. Из анализа обслуженных вызовов видно, что пик обращений в разные годы приходится на разные месяцы, так в 2010 году пиковая нагрузка была в январе - 55 996 вызовов и в августе - -46 044 вызова, а меньше всего обслужено в марте - всего 39 565 вызовов.
В 2011 году пик обращений: январь - 45 894 вызова, февраль -45 204 вызова, июнь - 46 942 вызова и август - 46 279 вызовов, а меньше всего - в октябре - 42 130 вызовов и в ноябре - 42 906 вызовов.
Подобная картина наблюдается при анализе обслуженных детских вызовов.Пик нагрузки пришёлся в 2010 году на январь -13 204 вызова, а меньше всего обслужено в феврале - 6 384 вызова, понижение почти в 2 раза меньше. В 2011 году пик детских вызовов пришелся на июнь, июль, август - соответственно 9 365, 9 301, 9 309 вызовов, а спад вызовов произошёл в октябре и ноябре - 7 635, 7 668 вызовов соответственно. Из этого следует, что строгой цикличности по пикам обращений за скорой медицинской помощью не наблюдается.
Анализ вышеизложенного позволил сделать следующий вывод, что имеющая цикличность обращений заскороймедицинской помощи жителей г. Алматы, зависящая от времени суток, дня недели, месяца, времени года позволяет рационально спланировать работу ССМП.
То есть необходимо увеличить количество выездных бригад в пиковое время с 18 до 24 часов, когда на дорогах резко ухудшается дорожно-транспортная ситуация и требуется больше времени для обслуживания вызовов за счёт снижения их количества в ночное время.
Следует проводить дальнейшее разграничение функций скорой и неотложной помощи, ограничивая показания к вызову бригад скорой помощи.
Необходима просветительская работа с населением в этом направлении, разъяснение показаний к вызову этих служб. Следует ввести в практику работы диспетчеров оперативного отдела скорой медицинской помощи консультирование населения по вопросам оказания медицинской помощи по основным специальностям: педиатрия, терапия, хирургия, психиатрия. Реализация данной меры позволит снизить число необоснованных и безрезультатных вызовов бригад скорой помощи.
Создание и совершенствование алгоритма* вопросов квызывающим скорую помощь и внедрение его в работу диспетчерской службы будет способствовать улучшенной обработке вызовов и качественному выбору профиля направляемой бригады.
Учитывая низкую оценку подготовленности населения, водителей автотранспортных средств и работников-милиции по вопросам оказания первой медицинской помощи, необходимо усилить обучение навыкам оказания первой само- и взаимопомощи при внезапных заболеваниях и травмах последних двух групп, а также проведение занятий с учащимися средних и высших учебных заведений с обязательной сдачей практического экзамена по этим навыкам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Санкибаева Г.С., Айтмагамбетов С.К., Нурашева С.К. Структура повторных вызовов // Астана медициналы^ журналы. - Астана: №2. -2008. - C. 151-152.
2 Нурашева С.К., Куспаев Е.Н., Жузжанов О.Т., Телеуов М.К. Развитие скорой и неотложной медицинской помощи г. Астаны // материалы 51-ой итоговой научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием 5-6 мая 2009. - Астана. -C. 156-157.
3 Дубицкий А.А., Куспаев Е.Н., Нурашева С.К., Миронюк И.Н. Показатели оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе // материалы Центрально - Азиатской конференции «Современные инструменты обеспечения качества медицинских услуг» 11-12 ноября 2010. - Астана. - C. 186-187.
4 Нурашева С.К., Дубицкий А.А., Куспаев Е.Н. Пути дальнейшего развития службы скорой медицинской помощи в Республики Казахстан // Материалы научно-практической конференции молодых ученых. - Астана: 2011. - С.156 -157.
5 Александровский В.Н., Аксенова А.С. К вопросу о разработке стандартов неотложной медицинской помощи при неотложных состояниях // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1993. - № 10. - С. 13-15.
6 Апанасенко Б.Г., Кирилюк И.Г., Нагнибеда А.Н., Блинков Ю.И. Определение и научное содержание'понятий «скорая медицинская помощь» и «неотложная медицинская помощь» // Здравоохранение Рос. Федерации. — 1992. - № 6. - С. 10-12.
А.К. БАДУАНОВА
АЛМАТЫ КАЛАСЫ БОЙЫНША ЖЕДЕЛ МЕДИЦИНАЛЫК ЖЭРДЕМ СТАНЦИЯСЫНА КАРАЛУЫ
Туйш: Алматы паласы туртындарыныц тэулiктiк уа^ыт^а, апта, ай, жыл мезгiлiне ^арай ^аралуына талдау жасау жэне жедел медициналык жэрдем станция жумысын рациональды жоспарлау. ТYйiндi свздер: жедел жэрдем, ^аралуы, ша^ыртулар.
A.K.BADUANOVA
TURNED ON THE STATION OF MEDICAL FIRST-AID OF G. ALMATY
Resume: The analysis of addresses for an emergency medical service of inhabitants of Almaty, time-dependent days, a day of the week, month, a season allows to plan emergency medical service station work rationally. Keywords: ambulance, negotiability, call.
yflK 616-039.75: 614.253.83
A.T. KULDAULETOVA,ZH.K. ZHUBATKANOVA
First-aid, Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiarov, student from kaz. gr.563-1, scientist teacher
SYNDROME OF THE EMOTIONAL BURNING DOWN BETWEEN THE WORKERS OF DEPARTURE BRIGADES OF FIRST-AID
The paper presents the analysis of research performance syndrome of the emotional burning down for the workers of departure brigades of first-aid. We used the questionnaire of Boiko V.V. in 1999 and we have modified it. According to research high risk have workers of departure brigades of first-aid.
Keywords:syndrome of the emotional burning, emergency care.
The purpose of the study was to determine the presence of burnout in health care workers, who work in ambulance. Methods and materials of the research.
We used the questionnaire of Boyko V. V. in 1999 . We modified questions and made a questionnaire which consists of 25 questions. Statistical methods allows to carry out verification of the formulated conclusions were used. Calculated averages (M), error of their representation (m). Authenticity of distinctions of arithmetic averages was estimated by the criterion of t-Student. In order to be statistically reliable, a difference was considered at the level of p<0.05. Statistical treatment was conducted on a personal computer using spreadsheets in Excel 7.0.
Doctor's ambulance work is emotionally rich. All his working day is the closest communication with people requiring emergency care, and sometimes clashing with death. Often faced with negative emotions, the doctor begins to suffer from emotional stress. Burnout Syndrome (BS), chronic fatigue syndrome described by E. Morrow. In 1974; the term was proposed by H. Fraidenberg (United States), who also offered burnout-syndrome (incineration). Burnout syndrome is a psychological term for the experience of long-term exhaustion and diminished interest. Mental burnout is understood as a professional crisis associated with the work as a whole, and not just with the interpersonal relationship in the process. Burnout syndrome includes 3 stages:
Stage 1 - Tension. Dissatisfaction with self, with a select profession and with a current position; «trapped in a cage» experiencing of psychologically injuring situations, strengthening of awareness of psychologically injuring factors of professional activity; anxiety and depression.
Stage 2 - Resistance. Inadequate electoral emotional reaction; emotional-moral disorientation; emotional withdrawal; reduction of professional productivity.
Stage 3 - Depletion. Emotional deficit; emotionally and personally removed;psychosomatic and psychovegetative violations are revealed at the level of psychical and physicalfeelings. Key symptoms:
Physical - tiredness and fatigue. Emotional - lack of emotions.
Negative behavioral changes occur when business hours are more than 45 hours in a week.
The intellectual state - reduction of interest in new theories and ideas in-process.
Social symptoms.
Negative factors leading to the development of burnout:
1. Administrative factors (not feeling concerned for the medical staff from the government or trade unions).
2. Social factors (lack of respect for medical staff, patients, and their relatives).
3. Peer factors (quarrels in the team and with colleagues).
Types of health care workers at risk of the development of professional burnout:
- Pedantic, characterized by integrity, built by absolute, excessive and painful accuracy, in any business striving to achieve the perfect order (even to their own detriment).
- Demonstrative, eager to excel in everything, always visible. They are characterized by a high degree of exhaustion, even in everyday tasks.
- Emotional - sympathetic, tend to perceive the pain of others as their own borders on self-destruction.
Study design : . Set of study
I. Questionnaire of investigated
II. Analysis of questionnaires nvestigated group:
. Control group ( n=20) medical workers without night
shifts
II. Main group (n=50 ) first-aid medical workers
Analysis of questionnaire:
1. The sum of points is determined separately for each of the stages of "burning down".
2. The sum of indexes of symptoms is counted up for each of the 3 stages of the formation of "burning down".
3. There is a total sum of syndrome of the "emotional burning down" - sum of indexes of all symptoms.
• 0-9 points - the symptom is not present;
• 10-15 points - the beginning stages of the symptom;
• 16 -20 points - all symptoms are present;
• 20 + points - all symptoms are intensified in a phase or in all syndromes of the emotional burning down.
According to research the presence of this syndrome «emotional burning» is expressed in 36.3% employees of medical first-aid. Considerable influence on expressed of this syndrome was renderedbythe terms of labor.