Научная статья на тему 'Обращаемость населения за стоматологической помощью в государственные и частные медицинские организации в современных условиях'

Обращаемость населения за стоматологической помощью в государственные и частные медицинские организации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
655
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гринин В.М., Ерканян И.М., Саркисян М.С., Бозров М.Р., Николаев С.В.

Рассмотрены современные тенденции обращаемости и влияние на неё ряда демографических и социальных факторов, влияющих на обращаемость населения за стоматологической помощью в учреждениях разных форм собственности (государственные, частные) в условиях г. Москвы. Выделены основные различия возрастных, половых, социальных, образовательных параметров обращаемости населения за разными видами помощи, социально-мотивационные аспекты разных видов стоматологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гринин В.М., Ерканян И.М., Саркисян М.С., Бозров М.Р., Николаев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обращаемость населения за стоматологической помощью в государственные и частные медицинские организации в современных условиях»

ОБРАЩАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Гринин В.М.1, Ерканян И.М.2, Саркисян М.С.1, Бозров М.Р.1, УДК: 616.31:614

Николаев С.В.2, Дашкова О.П.2

1 Национальный медико-хирургический Центр им. Н.Н. Пирогова

2 ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России

Резюме

Рассмотрены современные тенденции обращаемости и влияние на неё ряда демографических и социальных факторов, влияющих на обращаемость населения за стоматологической помощью в учреждениях разных форм собственности (государственные, частные) в условиях г. Москвы. Выделены основные различия возрастных, половых, социальных, образовательных параметров обращаемости населения за разными видами помощи, социально-мотивационные аспекты разных видов стоматологической помощи.

APPEALABILITY OF POPULATION FOR DENTAL CARE IN PUBLIC AND PRIVATE HEALTH CARE ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS

Grinin V.M., Yerkanyan I.M., Sarkisian M.S., Bozrov M.R., Nikolaev S.V., Dashkova O.P.

Observed the modern trend of uptake and the influence of a number of demographic and social factors that influence the uptake of the population for dental care in institutions of different forms of ownership (public, private) in Moscow. Discovered basic distinctions of age, sex, social, educational settings population of negotiability ability for different types of assistance, social and motivational aspects of different types of dental care.

Исследование проводилось на базе стоматологических ЛПУ государственной и частной сферы, обслуживающих взрослое население г.Москвы (3 районные стоматологические поликлиники и 4 частные стоматологические клиники). По основным показателям деятельности и уровню оснащения все включённые в исследование стоматологические учреждения находятся на среднем общегородском уровне (по данным опроса и годовых отчётов ЛПУ). Всё это даёт основание полагать, что выбранные для исследования ЛПУ отражают общее положение дел в системе стоматологической службы г. Москвы [1, 5, 6].

Формирование статистической совокупности осуществлялось посредством выборочного наблюдения. В исследование включены 503 пациента (322 женщины и 181 мужчина) в возрасте от 23 до 67 лет, всех общепринятых рекомендованных ВОЗ возрастных групп (WHO, 1987), в том числе 262 пациента ЛПУ государственного сектора (88 мужчин, 174 женщины) и 241 пациент ЛПУ частного сектора (93 мужчины, 148 женщин). Все сравниваемые группы соответствовали друг другу по возрастно-половой структуре. Распространенность стоматологических заболеваний во всех возрастных группах составила 99-100%.

В каждой из групп респонденты были разделены на подгруппы по изучаемым факторам: по полу, по уровню образования (начальное, среднее, неполное высшее, высшее), по социальному статусу (выделено 4 подгруппы: «рабочие низкоквалифицированного физического труда», «интеллигенция», «персонал среднего уровня» - продавцы, менеджеры, медсёстры и т.д., «администрирующий персонал» - руководители, бизнесмены) [2, 3].

В соответствии с задачами исследования анализировались структура мотивационной обращаемости на основных типах стоматологического приёма (терапевтический, хирургический, ортопедический) в ГСУ и ЧСО; для изучения последней учитывались все наиболее распространённые виды мотиваций:

- на терапевтическом приёме - плановые обращения по поводу лечения кариеса, пульпита, периодонтита (без острой боли); острая зубная боль; эстетическая реставрация зубов; профессиональная гигиена и отбеливание зубов,

- на хирургическом приёме - плановое удаление зуба; острая боль (хирургическое лечение, в т.ч. удаление зуба); лечение периостита,

- на ортопедическом приёме - обращения по поводу несъёмного зубопротезирования и съёмного зубо-протезирования.

Структуру стоматологической заболеваемости по данным обращаемости изучали по «амбулаторным картам стоматологического больного» [4, 6].

Сбор материала осуществлялся по специально разработанной программе, представленной в 4 статистических картах (всего было изучено 503 карты). Анкетирование обратившихся за стоматологической помощью проводилось непосредственно в помещении ЛПУ. Анкета вручалась пациенту до врачебного приёма, но заполнялась им после посещения врача.

Собранные нами базы данных, содержащие информацию о характеристике больных и результатах исследований, подвергались статистической обработке с помощью пакетов STATGRAPHICS и STATISTICA FOR WINDOWS 1.1. по стандартным статистическим требова-

ниям для медико-биологических исследований (Мерков А.М., 1978; Гланц С., 2003).

Результаты исследования и их обсуждение

Социально-демографические особенности стоматологической обращаемости в государственных и частных лечебных учреждениях.

Средний возраст лиц, обращавшихся по поводу мотиваций терапевтического приёма, был значимо меньше, чем хирургического приёма (29,5 ± 3,99 лет и 32,9 ± 5,15 лет), а тот, в свою очередь, - ортопедического приёма (47,8 ± 3,95 лет). Для мотиваций терапевтического и ортопедического приёма в ГСУ больше обращалось женщин (особенно для терапевтического), а для хирургического

- больше мужчин (p < 0,05). На терапевтическом приёме было больше респондентов с высшим образованием, на хирургическом - со средним и средне-специальным образованием. На ортопедическом стоматологическом приёме ГСУ также преобладали респонденты со средним и средне-специальным образованием, лица из социальных подгрупп «интеллигенция» и «персонал среднего уровня» (47,0 и 49,0%).

Преимущественная обращаемость лиц из числа «администрирующего персонала» отмечена в ГСУ на терапевтическом приёме; там же была равная обращаемость респондентов социальных подгрупп «интеллигенция» и «персонал среднего уровня» (по 39,6%), в отличие от хирургического приёма, где социальных различий не установлено. В целом, средний возраст обращавшихся на стоматологический приём в ГСУ составил 34,1 ± 7,41 лет, две трети обращавшихся составили женщины (66,4%), в образовательном аспекте - респонденты с высшим (47,7%) и средним образованием (39,3%), по социальной структуре - респонденты подгрупп «интеллигенция» (40,8%) и «персонал среднего уровня» (41,9%); «рабочие низкоквалифицированного физического труда» составили 6,5% от общей обращаемости, лица «администрирующего персонала» - 10,7%.

Большое значение в современных условиях приобретает сравнительный анализ социально-демографических показателей обращаемости в стоматологические учреждения государственного и частного секторов. Средний возраст лиц практически по всем видам приёма в ГСУ был достоверно меньше, чем в ЧСО (p < 0,05), свидетельствуя о том, что первое обращение по каждой из стоматологических специальностей происходит в основном в государственный сектор, повторное - нередко в ЧСО. Как в ГСУ, так и в ЧСО отмечена преимущественная обращаемость мужчин на хирургическом приёме и женщин - на терапевтическом и ортопедическом приёмах. В ГСУ на терапевтическом стоматологическом приёме обращалось больше респондентов с высшим образованием, в ЧСО

- больше лиц с неполным высшим образованием (студентов), со средним и средне-специальным образованием. Социальные различия на терапевтическом стоматологическом приёме в ГСУ представлены респондентами из

числа «интеллигенции» и «персонала среднего уровня», в ЧСО - «администрирующего персонала» (руководители, бизнесмены).

Хирургический стоматологический приём в ЧСО и в ГСУ характеризовался в основном лицами среднего и зрелого возраста (35,7 ± 6,14 и 32,9 ± 5,15 лет), преимущественным обращением мужчин (60,0 и 51,6%). В ГСУ достоверно больше, чем в ЧСО, обращалось лиц с законченным высшим или средним образованием, в ЧСО - лиц с неполным средним образованием (р < 0,01). Повсеместно отмечено преимущественное обращение лиц из числа «персонала среднего уровня» (41,9% и 36,0%), кроме того, в ГСУ за хирургической стоматологической помощью обращалось много респондентов из числа «интеллигенции» (38,7%), в ЧСО - «рабочих низкоквалифицированного физического труда» (34,0%).

Средний возраст лиц, обратившихся по поводу зубопротезирования в ЧСО, был значительно больше, чем в ГСУ (56,2 ± 3,14 лет и 47,8 ± 3,95 лет, р < 0,01), повсеместно преимущественную долю обращаемости составляли женщины (75,0%, 60,8%). Около половины обратившихся составили лица со средним и средне-специальным образованием (50,0 и 49,0%); кроме того, в ГСУ достоверно больше обращалось лиц с высшим образованием (47,0% против 43,2%). Касательно социальных различий обращаемости: и в ГСУ, и в ЧСО половину обращений составляли респонденты из числа «персонала среднего уровня» (49,0% и 50,0%), в ГСУ была больше доля обращений «интеллигенции» (47,0% против 31,8%, р < 0,05), а в ЧСО отмечена преимущественная обращаемость лиц из числа «администрирующего персонала» (11,4% против 0,0%).

Средний возраст обращавшихся в ЧСО был несколько выше (37,9 ± 9,98 лет и 34,1 ± 7,41 лет, р > 0,05); почти две трети обратившихся составили женщины (66,4 и 61,4%). Примерно половина пациентов ГСУ была представлена лицами с высшим образованием - 47,7% (в ЧСО - 31,1%), однако в ЧСО было больше лиц с неполным средним образованием (16,6% против 5,3%) и с незаконченным высшим образованием - студентов (14,2% против 7,6%). Подавляющее число обращений за стоматологической помощью в ГСУ осуществлялось респондентами из числа «интеллигенции» и «персонала среднего уровня» (40,8% и 41,9%), в ЧСО - в основном «персоналом среднего уровня» (46,0%). В ЧСО достоверно больше была доля обращений «рабочих низкоквалифицированного физического труда» (17,4% против 6,5%, р < 0,05), а также «администрирующего персонала» (13,3% против 10,7%). Доля обращений «интеллигенции» в ЧСО была почти в 2 раза меньше аналогичного показателя в ГСУ (23,2% и 40,8% соответственно). Установлено, что основные контингенты обращающихся в ЧСО - студенты и лица наиболее трудоспособного возраста. В ГСУ предпочитают обращаться «интеллигенция» и «персонал среднего уровня», в ЧСО - «персонал среднего уровня» и «администрирующий персонал». Как в ГСУ, так и в ЧСО

для всех видов стоматологического приёма обмечена преимущественная обращаемость женщин (кроме хирургического приёма, на котором значимо преобладали мужчины), р < 0,05.

Анализируя частоту обращаемости респондентов по разным видам стоматологического приёма в ГСУ и ЧСО, мы не отметили существенных различий (р > 0,1). И в ГСУ, и в ЧСО преимущественная доля обращаемости приходилась на обращения по поводу терапевтической стоматологической помощи (56,8% и 61,0%), каждое четвёртое обращение в ГСУ (в ЧСО - каждое пятое) - по поводу хирургической стоматологической помощи, меньше всего в ГСУ и в ЧСО была обращаемость за ортопедической стоматологической помощью (19,5% и 18,3%).

В отношении мотиваций ортопедического стоматологического приёма в ЧСО (как и в ГСУ) подчёркнута превалирующая роль обращений по поводу несъёмного зубопротезирования (59,0%); меньше была частота обращений по поводу съёмного зубопротезирования (40,9%), что в целом подтверждает вышеописанные для ГСУ тенденции.

Литература

1. Ерканян И.М., Дашкова О.П., Гринин В.М. Перспективы развития добровольного медицинского страхования в стоматологической службе //Стоматология для всех, 2013, № 3(64), - С.34-36.

2. Гринин В.М., Абдулаева К.А. Роль мероприятий по профилактике и снижению стоматологической заболеваемости у пациентов терапевтического приёма муниципальной стоматологической поликлиники // Стоматология для всех, 2012, № 4, - С.32-35.

3. Гринин В.М., Саркисян М.С., Ушаков Р.В. Демографические факторы в оценке потребности населения в стоматологической помощи // В сб.: «Организация лечебно-профилактической помощи населению и вызовы глобализации», Матер.международной научно-практ.конф., М., Изд.ННИИОЗ РАМН, 2012, - С. 173-176.

4. Белый О.А., Абакаров С.И., Гринин В.М., Соловьёва А.М. Сравнительный анализ основных показателей на терапевтическом стоматологическом приёме в условиях муниципального и ведомственного федерального здравоохранения // Кремлёвская медицина, 2011, № 2, - С.67-69.

5. Максимовский Ю.М., Гринин В.М., Древина Г.Р., Бродский С.А. Анализ качества работы врачей стоматологов-терапевтов в зависимости от степени алгоритмизации лечебного процесса // Стоматолог, 2006, № 3, - С. 15-18.

6. Максимовский Ю.М., Гринин В.М., Древина Г.Р., Ушаков Р.В., Бродский С.А. Анализ основных учётно-отчётных показателей работы врача-стоматолога на терапевтическом приёме // Стоматолог, 2006, № 4, - С. 7-10.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70 e-mail: nmhc@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.