Алина Булгакова,
к.п.н., директор МИКН
АННОТАЦИЯ: в статье рассматриваются европейские рамы XVII - XIX веков, в которые заключены картины из Большого собрания изящных искусств ASG. Большинство рам было изготовлено во Франции - это золоченые и резные вощёные багеты. Все приведённые в статье рамы были атрибутированы кандидатом искусствоведения, старшим научным сотрудником ГМИИ РТ - Оксаной Александровной Лысенко.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: рама, золочение, багет, владельческая рама, авторская рама, декор, орнамент, резьба, полимент, левкас.
ABSTRACT: the article discusses the European frames of the 17-18th centuries, in which the paintings from the Grand Assembly of Fine Arts ASG are framed. Most of the frames were made in France - such as gilded and carved waxed baguettes. All frames presented in this article were attributed by the Candidate of Art Criticism, Senior Researcher of The State Museum of Fine Arts of The Republic of Tatarstan Oksana Lysenko..
KEYWORDS: frame, gilding, baguettes, owner's frame, author's frame, decoration, ornament, carving, polyment, gesso.
Музей частных коллекций ASG посетила Оксана Александровна Лысенко - специалист по русским и западноевропейским картинным рамам, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМИИ РТ. В Казани она провела лекцию, посвященную западноевропейским картинным рамам: истории их создания, стилям и моде. Лектор рассказала о резьбе, технике сграффито, фанеровке эбеновым деревом и пластинами из черепахового панциря. Оксана Александровна высоко оценила качество исполнения и сохранность картинных рам из Большого собрания изящных искусств ASG, большинство
из которых были выполнены во Франции в XVII - XIX веках.
Знакомство Оксаны Александровны с картинными рамами Большого собрания изящных искусств ASG началось с зала барона Александра фон Штиглица, где экспонируется картина круга фламандского живописца XVI века Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst, 1502 - 1550) «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». Работа заключена в золочёную французскую раму периода правления Людовика XIII (первая половина XVII века). Рама декорирована гирляндами из листьев и ягод, которые удачно перекликаются с изобра-
Историк искусства Оксана Лысенко в Музее частных коллекций ASG
Альст, Питер Кук ван, круг
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Фландрия (Антверпен), XVI век
Дерево (сосна), масло. 87*64 см
БСИИ ASG, инв. № 04-2769
жениями вишен в правом нижнем углу композиции.
В зале графов Румянцевых представлено французское искусство первой половины XVIII века (период Регентства и Рококо). Здесь находится «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского» мастерской придворного живописца Людовика XIV и Людовика XV Геоцинта Риго (Hyacinthe Rigaud, 1659 - 1743). Парадный портрет вставлен в великолепную французскую резную раму, соответствующую времени его создания - периоду Регентства. Сложно установить, владельческой или авторской она является. Резные рамы ценились очень высоко и стоили больших денег. Данную раму можно смело назвать шедевром собрания ASG. Она декорирована пальметтами, рокайлями, цветами, ормушлями, завитками и композициями с трельяжными сетками. Рама ценна и тем, что не подвергалась реставрационным вмешательствам, благодаря чему сохранилось «родное» золочение, в местах утрат которого проступил левкас.
Фрагмент золочёной французской рамы периода Людовика XIII (первая половина XVII века)
Риго, Геоцинт, мастерская
Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского Франция, XVIII век Холст, масло. 170*121 см БСИИ ASG, инв. № 04-2216
Фрагмент французской резной рамы периода Регентства (1730-е годы) Резьба в виде трельяжной сетки
В зале, названном в честь графов Строгановых, несколько полотен заключены во французские рамы эпохи Неоклассицизма. Основная проблема атрибуции рам этого периода (вторая половина XVIII столетия) состоит в использовании рамщиками стандартизированного декора и типового орнамента. Так, на рамах с картин Гюбера Робера (Hubert Robert, 1733 - 1808) «Разорители гнёзд» и «Сцене перед статуей» Жана-Батиста Клодо (Jean-Baptiste Claudot, 1733 - 1805) мы можем видеть одинаковые орнаментальные пояски в виде бус. В нижней части рам прикреплены шильдики с именами художников. Рама «Разорителей гнёзд» по внешнему краю окантована иониками, а в местах крепления присутствуют листья аканта. Доказательством унификации декора рам Неоклассицизма может служить применение точно таких же ионик и на французских рамах последней трети XVIII века, в которых экспонируется серия картин Жана-Жака Лагрене Младшего из собрания ASG (Jean Jacques Lagrenée le Jeune, 1739 - 1821). Карти-
Фрагмент французской резной рамы периода
Регентства (1730-е годы)
Резьба в виде рокайля, ормушлей и цветов
Робер, Гюбер Разорители гнезд Франция, XVIII век Холст, масло. 162*94 см БСИИ ASG, инв. № 04-1769
Шильдик на французской раме периода Неоклассицизма
Фрагмент французской золочёной рамы периода Неоклассицизма (последняя треть XVIII века)
Декор в виде бус и ионик
ны написаны на сюжеты «Метаморфоз» древнеримского поэта Овидия («Аврора и Кефал», «Пигмалион и Галатея», «Персей и Андромеда», «Венера и Адонис») в 1774 году, так что рамы являются аутентичными. В аналогичной раме в Лувре выставлено монументальное произведение Жака Луи Давида (Jacques-Louis David, 1748 - 1825) «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Работа над полотном шла с 1805 по 1808 годы.
Фрагмент французской золочёной рамы периода Неоклассицизма (последняя треть XVIII века) Декор в виде бус, жемчужника и стилизованного растительного орнамента
Клодо, Жан-Батист Сцена перед статуей Франция, XVIII век Холст, масло. 46*63 см БСИИ ASG, инв. № 04-0995
Лагрене, Жан-Жак Младший
Аврора и Кефал, Пигмалион и Галатея
Франция, 1774 г.
Холст, масло, 191*126 см
Инв. № 04-0976 (1,2)
Фрагмент французской золочёной рамы периода Неоклассицизма (последняя треть XVIII века) Декор в виде ионик
В не обычной для живописного произведения раме находится «Портрет Фени де ла Прад в образе весталки» круга Луи-Мишеля ван Лоо (Louis-Michel van Loo, 1707 - 1771/1775). В подобных багетах в XVIII веке экспонировалась графика. Данная рама украшена жемчужни-ком по внутреннему краю и стилизованным цветочным бордюром по внешнему.
Лоо, Луи-Мишель ван, круг Портрет Фени де ла Прад в образе весталки
Франция, XVIII век Холст, масло. 80*63 см БСИИ ASG, инв. № 01-2225
Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века Декор в виде жемчужника и стилизованного цветочного орнамента
На втором этаже Музея частных коллекций ASG в залах графов Шуваловых и князей Голицыных представлено искусство Фландрии и Италии XVI - XVIII веков, однако фламандских и итальянских рам здесь нет. В замечательной немецкой рокайльной раме XVIII века экспонируется «Мадонна в молитве» мастерской Джо-ванни Батиста Сальви (Giovanni Battista Salvi, 1609 - 1685). Данный багет был изготовлен для другой картины, ориентированной по горизонтали, об этом свидетельствует её декор в виде пальметт, ормушлей и цветов, совпадающих слева в верхнем и нижнем углах. Орнаментальные композиции на рамах чаще всего совпадают по горизонтали, а не вертикали.
Фрагмент немецкой золочёной рамы периода
Рококо (XVIII век) Декор в виде пальметты, ормушлей и цветов
Сальви, Джованни Батиста, мастерская Мадонна в молитве Италия, XVII век Холст, масло. 66*51 см БСИИ ASG, инв. № 04-1913
Картина «Кавалерист» (вторая половина XVIII века) ещё одного итальянского мастера Франческо Казановы (Francesco Casanova, 1727 - 1802) вставлена во французскую раму периода Людовика XIV. Она украшена цветами, листьями и тонко исполненными трельяжными сетками. К раме прикреплен поздний шильдик с именем и годами жизни художника.
Данная рама была изготовлена в период правления Людовика XIV - 1643 - 1715 годы. Багетами этого периода или их копиями XIX столетия любили обрамлять свои произведения импрессионисты. Не известно, кто первым отметил, что импрессионистические полотна очень удачно смотрятся в рамах эпохи «Короля-солнце», но они получили самое широкое распространение на рубеже XIX - XX веков. Парижские мастера освоили изготовление копий с них, которые пользовались спросом среди живописцев и покупателей произведений искусства. В качестве примера приведём «Портрет Терезы Берар» 1879 года Пьера Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir, 1841 - 1919). Художник выбрал для своего произведения раму периода Людовика XIV. В Большом собрании изящных искусств ASG в близкой ей стилизованной раме XIX века находится «Натюрморт с корзиной цветов, птицей и яблоками» итальянца Джу-зеппе Рекко (Giuseppe Recco, 1634 - 1695). Обе рамы декорированы тщательно проработанным мелким орнаментом, состоящим из ормушлей и растительных завитков.
Ренуар, Пьер Огюст
Портрет Терезы Берар 1879 год
Холст, масло. 56*47 см
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
Рама периода Людовика XIV
Фрагмент французской золочёной рамы периода Людовика XIV
Декор в виде цветов, листьев и трельяжной сетки
Казанова, Франческо Кавалерист
Италия, вторая половина XVIII века Холст, масло. 55*46 см БСИИ ASG, инв.№ 04-3344
Рекко, Джузеппе
Натюрморт с корзиной цветов, птицей и яблоками Италия, XVII век Холст, масло. 50*71 см БСИИ ASG, инв.№ 04-4091
Рама в стиле Людовика XIV
Фрагмент французской золочёной рамы в стиле
Людовика XIV (XIX век)
Декор в виде листьев, завитков и ормушлей
На багете, обрамляющем картину Рекко, проступил полимент, который применяется как основа под глянцевое золочение. Мастерами использовалось сусальное (листовое) золото. Примечательно, что на некоторых рамах XVIII - XIX веков из собрания ASG видны границы его нанесения. Хорошей иллюстрацией служит золочёная французская рама XIX века, в которой находится полотно «Латона и крестьяне Ликии» фламандского мастера XVII века Адриана ван Сталбемта (Adrian Van Stalbemt, 1580 - 1662).
Фрагмент французской золочёной рамы XIX века На раме видны границы нанесения сусального золота
Сталбемт, Адриан ван Латона и крестьяне Ликии Фландрия, XVII век Холст, масло. 141*182 см БСИИ ASG, инв. № 04-2230
В залах князя Александра Меншикова, где представлено голландское искусство XVII -XVIII веков, также нет аутентичных рам. Распространено заблуждение, что классические голландские рамы изготавливались исключительно из чёрного дерева. Варьировался лишь профиль, а также схема расположения волнистого декора или золочёного пояска, пущенного по внутреннему или внешнему краю рамы. Характерный пример - автопортрет Рембрандта в возрасте 63 лет из Национальной галереи Лондона. Голландцы широко применяли и золочёные рамы. Голландия жила морем и даже в декоре рам использовала морские мотивы. Самые лучшие и дорогие образцы могли позволить себе лишь адмиралы. Так, парные портреты дипломата Яспера Схаде ван Веструма (Jasper Schade van Westrum, 1623 - 1692) и его жены Корнелии Стрик ван Линсхотен (Cornelia Strick van Linschoten, 1628 - 1703) работы Кор-нелиса Янсенса ван Кёлена (Cornelis Janssens van Ceulen, 1593 - 1661) обрамлены багетом, резьба которого воспроизводит «фрукты моря»: лангустины, улитки, креветки. Рамщик мастерски передаёт их фактуру, и зритель с интересом следит, как один элемент резьбы плавно перетекает в другой.
Мужской портрет
Голландия, XVII век
Рама первой половины XVII века
Медь, масло. 42,5*39,5 см (в раме)
19 января 2016 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 296
£ 41,250 (эстимейт £ 4,000-6,000)
Кёлен, Корнелис Янсенс ван Парные портреты дипломата Яспера Схаде ван Веструма и его жены Корнелии Стрик ван Линсхотен 1654 год
Дерево, масло. 113,5*91 см Государственный музей Твенте, Энсхеде
Рембрандт, Харменс ван Рейн
Автопортрет
1669 год
Холст, масло. 86*70,5 см Национальная галерея, Лондон
Во французских золочёных рамах XVIII века в зале голландского искусства Музея частных коллекций ASG экспонируются картины Рутгера Вербурга (Rutger Verburgh, 1678 - около 1746) «Всадники на городской площади» и «Семейный портрет» Гиллиса Тильборха Младшего (Gillis Van Tilborg, около 1625 - около 1678). Обе рамы изготовлены парижскими мастерами. Есть в собрании ASG и рамы провинциальных французских рамщиков. В одной из них находится «Натюрморт с зайцем и бекасами» голландского анималиста и арт-дилера Яна Питера ван Бредаля (Jan Pieter van Bredael, 1654 - 1745). Резной декор этой рамы повторяет орнаментальные композиции с гирляндами из листьев и ягод, получившие распространение при Людовике XIII. Резьба на раме отличается глубиной и выразительностью, а благодаря вощению видна фактура дерева.
Вербург, Рутгер
Всадники на городской площади Голландия, XVIII век Дерево, масло. 60*85 см БСИИ ASG, инв. № 04-4062
Тильборх, Гиллис, Младший Семейный портрет Фландрия, XVII век Холст, масло. 44*58 см БСИИ ASG, инв. № 04-2321
Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века Декор в виде бордюра со стилизованными листьями
Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века
Декор в виде листьев и завитков
Бредаль, Ян Питер ван Натюрморт с зайцем и бекасами Голландия, XVIII век Холст, масло. 97*131 см БСИИ ASG, инв. № 04-1006
Фрагмент французской (провинциальной) резной рамы XVIII века Резьба в виде гирлянды из листьев и ягод
В заключение статьи приведём еще три французские рамы, две из которых по времени создания не совпадают с вставленными в них живописными произведениями. Одна из них - французская золочёная рама XVIII века с декором виде цветов, листьев, завитков и трельяжа. Она обрамляет «Портрет девушки в жемчужном ожерелье» XVII века, исполненный братьями Бобрен - придворными портретистами Людовика XIV. Другая была изготовлена во второй половине XIX столетия во Франции, однако вставлено в неё произведение итальянской школы XVI века - «Святой Иероним» Джиролами Муциано (агоЬто Muziano, 1532 -1592). Мы включили её в нашу публикацию поскольку в близкую раму (отличается расположение листьев) в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) выставлены «Красные виноградники в Арле» Винсента ван Гога - единственная проданная при жизни художника работа.
Среди рам XIX века в экспозиции музея выделяется багет эпохи Ампир с картины Жа-
Винсент ван Гог Красные виноградники в
Арле 1888 год Холст, масло. 75*93 см Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Фрагмент французской золочёной рамы XVIII века Декор в виде цветов, листьев, завитков и трельяжа
Муциано, Джироламо Святой Иероним Италия, 1570-е годы Дерево, масло. 71,5*73,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-0856
Валлен, Жак-Антуан Купание нимф Франция, начало XIX века Холст, масло. 46*38 см БСИИ ASG, инв. № 04-3430
ка-Антуана Валлена (Jacques-Antoine Vallin, около 1760 - после 1831) «Купание нимф». Рама декорирована пальметтами, чередующимися с цветами. В подобных ампирных рамах с пальметтами в Лувре выставлены «Портрет графа Альсида де ла Ривайера» Антуана-Жана Гро (Antoine-Jean Gros, 1771 - 1835) и «Эпсомское дерби» Жана Луи Андре Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault, 1791 -1824).
В статье мы рассмотрели только те картинные рамы, которые включены в музейную экспозицию. Следующим этапом сотрудничества с Оксаной Лысенко станет исследование фондов Большого собрания изящных искусств ASG, где хранятся ценные в художественно-историческом отношении рамы XVII - XIX веков.
Гро, Антуан-Жан Портрет графа Альсида де ла Ривайера 1810-е годы Холст, масло.
148*115 см Лувр, Париж
Фрагмент французской золочёной рамы XIХ века (период Ампир) Декор в виде пальметт и цветов
Жерико, Жан Луи Андре Теодор Эпсомское дерби 1821 год
Холст, масло. 91*122 см Лувр, Париж
Фрагмент французской золочёной рамы XIХ века (период Ампир)
Декор в виде пальметт и цветов