Научная статья на тему 'Обострение американо-китайских отношений в период Д. Трампа: поиск государственных приоритетов'

Обострение американо-китайских отношений в период Д. Трампа: поиск государственных приоритетов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1003
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КНР / США / Д. ТРАМП / ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чупин Андрей Алексеевич, Камынин Владимир Дмитриевич

В данной статье рассмотрены торговые и политические отношения между США и КНР в период президентства Дональда Трампа. Проанализированы ключевые противоречия двусторонних отношений. Особое внимание уделено политике Д. Трампа по уравниванию торгового дефицита, а также попыткам ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Чупин Андрей Алексеевич, Камынин Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обострение американо-китайских отношений в период Д. Трампа: поиск государственных приоритетов»

17

УДК 327(73 + 510)

ОБОСТРЕНИЕ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД Д. ТРАМПА: ПОИСК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Чупин А. А., магистрант 2 года обучения Департамента Международных Отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) Камынин В. Д., доктор исторических наук, Профессор Кафедры теории и истории международных отношений, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)

В данной статье рассмотрены торговые и политические отношения между США и КНР в период президентства Дональда Трампа. Проанализированы ключевые

противоречия двусторонних отношений. Особое внимание уделено политике Д. Трампа по уравниванию торгового дефицита, а также попыткам ее реализации.

Ключевые слова: американо-китайские отношения, КНР, США, Д. Трамп, торговые

Особые отношения, складывающиеся между КНР и США в XXI в., представляют - в силу своей волнообразности, - огромный интерес в рамках изучения трендов и тенденций, формирующихся между супердержавами на сегодняшний день. Анализируя декларативные заявления и официальную политику государств, нельзя не отметить константу, заметно выделяющуюся на фоне чередующихся, и зачастую параллельно развивающихся моментов охлаждения и потепления диалога между Китаем и Соединёнными Штатами Америки: торговые отношения. Разумеется, противоречия в данной сфере также имеют место быть. Тем не менее, постоянно растущая, взаимовыгодная торговля обусловила взаимосвязь, красной нитью проходящей через политику Дж. Буша-мл. и Б. Обамы. Однако жесткая позиция Д. Трампа по китайскому вопросу стала испытанием на прочность двусторонних отношений, грозившим разрушить многолетнюю историю «обоюдного выигрыша».

В январе 2017 г. президентом США стал Дональд Трамп. Его предвыборные и последующие речи не сулили ничего хорошего в рамках позитивного развития американо-

китайских отношений. Интервью президента, данное телеканалу Fox 11 декабря 2017 г., дает понять, что президент изначально не собирался придерживаться политики «Одного Китая», ведь КНР, в свою очередь, не идет на уступки в рамках девальвации юаня, тарифов и ситуации в ЮжноКитайском море. Более того, отмечает он, Китай не является эффективным союзником в решении северокорейского вопроса [8]. А если вспомнить о телефонном звонке, состоявшемся ранее в этом же месяце между Д. Трампом и президентом Тайваня Цай Инвэнь (дипломатические отношения подобного рода находятся под формальным запретом в рамках закона об отношениях с Тайванем от 1979 г. [23]) - желание радикальной смены отношений налицо [33].

Однако Трамп заметно изменил свое отношение к Китаю уже после официального вступления в должность - хотя бы декларативно. Телефонный разговор, состоявшийся между Си Цзиньпинем и Дональдом Трампом 9 февраля 2017 г., сводился к следующему выводу: США будут придерживаться политики «Одного Китая» [20]. Таким образом, можно отметить, что Трамп с самого начала своего президентства не смог выработать комплексный подход к КНР. Возможно, это объясняется борьбой разных точек зрения, царящей в администрации президента. С одной стороны, советники Мэттис, МакМастер, Келли («генералы» Белого дома), Тиллерсон и Данфорд выступают за прагматичный подход, стабильность и конструктивный диалог по насущным проблемам двусторонних отношений. Но Лайтхайзер, Наварро, Росс (экономический блок) и Бэннон настаивают на более жестком подходе, что, разумеется, не может не влиять на двойственность в поведении президента [1]. Так или иначе, события 2017 - начала 2018 гг. говорят о том, что Д. Трамп одновременно пытается сохранить хорошие личные отношения с Си Цзиньпинем и навязать свои условия в торговых и политических сферах. Яркий пример - ситуация вокруг Тайваня. Спустя месяц после вышеупомянутого телефонного разговора, Администрация Белого дома начала подготавливать оружейную сделку с Тайванем на общую сумму в 1 млрд. долл., которая, по словам представителей Белого дома, поможет острову в случае нападения со стороны Китая. В совокупности с призывами к сдерживанию ядерных амбиций Северной Кореи в адрес КНР, можно заключить, что март 2017 г. в очередной раз переменил лейтмотив двусторонних отношений - с декларативного потепления на вполне осязаемое похолодание [11]. Попытки

воины.

18

разрядить обстановку были предприняты в апреле, что стало идеальным вариантом для «прагматиков» Белого дома, учитывая запуск баллистической ракеты, предпринятого КНДР 4 апреля 2017 г.: появился повод обсуждения не только насущных проблем, которые можно было бы решить сообща, но и затронуть болезненные вопросы двусторонних отношений. С этого момента диалог с Китаем ведется преимущественно по двум направлениям -Корейский полуостров и торговый баланс. Одним из первых подобных диалогов стала встреча двух лидеров в резиденции Д. Трампа 7-8 апреля -Мар-а-Лаго. Президент США пообещал обсудить КНДР и торговый баланс [17]. Результаты встречи, насколько можно судить, были двоякими: с одной стороны, Д. Трамп заявил о "невероятном прогрессе, достигнутом в отношениях с Китаем" [21]. Более того, стороны, по словам В. Росса, Министра Торговли США, договорились разработать в течение 100 дней план по увеличению экспорта американских товаров и сокращению торгового дефицита. Наконец, Президент принял приглашение Си Цзиньпина посетить Китай позже в этом году. С другой стороны, встречу омрачила атака ВВС США на сирийскую авиабазу в ночь накануне переговоров, которая может трактоваться как своего рода сигнал: так или иначе, США решит корейский вопрос [31]. Важно отметить и позицию Си Цзиньпина: ни в официальных, ни в закрытых (согласно официальным

представителям) переговорах он не дал каких-либо обязательств. Выжидательная позиция КНР по Северной Корее в течение 3 дней с момента встречи не поколебала решимости Белого дома на выстраивание диалога: Трамп даже намекнул на более выгодную торговую сделку в случае, если Китай поможет урегулировать корейский кризис [13]. День спустя, 12 апреля, в своем интервью Wall Street Journal, он кардинально переменил свою позицию по поводу юаня, заявив, что КНР больше не является валютным манипулятором [2]. Последующие два месяца прошли без каких-либо обострений; ведущие американские СМИ окрестили данный период «медовым месяцем». Однако закрепить тенденцию не удалось - уже к концу июня над американо-китайскими отношениями нависла новая волна противоречий, связанная с недостаточным, по мнению Белого дома, давлением, оказываемым Китаем на КНДР. Ответ США был впору стремительной перемене отношения к КНР: 29 июня была одобрена оружейная сделка с Тайванем [35], и в этот же день Министерство финансов США наложило

санкции на Банк Даньдуна в связи с его участием в незаконных операциях в качестве канала доступа Северной Кореи к банковской системе США, отмыванием денег и проведении операций, финансирующих разработку северокорейского ОМУ и баллистических ракет [28]. Косвенным, но все-таки показательным инструментом давления стало желание Д. Трампа ввести дополнительные пошлины на сталь: Китай, являясь 11 по объемам страной-поставщиком стали в США, являлась вероятной целью, учитывая заявления президента о намеренном занижении цен со стороны китайских производителей [29]. Сотрудники Брукингского института полагают, что сочетание активного диалога с Китаем по Корейскому вопросу вкупе с очевидными угрозами введения санкций против самой КНР достаточно эффективен: Китай ввел эмбарго на импорт северокорейского угля, поддерживают США по вопросу ужесточения санкций в рамках ООН и вынуждены добиваться транспарантной по вопросам трансграничной торговли с КНДР. В то же время справедливо отмечается необходимость аккуратного подхода к форсированному вовлечению Китая: ввиду ограниченности его влияния на соседа, США, подталкивая Китай, могут лишь вызвать никому не нужные трения [1]. Можно предположить, что так вышло и в этот раз: давление и угрозы не привели к эффективному разрешению корейского вопроса, но стали отражением большого числа проблем, преимущественно, в торговой сфере. Попытки комплексно решить данный вопрос были предприняты в июле, в рамках Всестороннего Экономического Диалога (U.S.-China Comprehensive Economic Dialogue, CED). Встреча стала результатом 100-дневного плана по выравниваю торговли между государствами. Предполагалось решить вопросы высоких автомобильных пошлин, налагаемых КНР на иностранную продукцию, снижения поставок китайской стали, урезания субсидирования китайских госкорпораций, отмены требования локализации данных корпораций, находящихся в Китае и другие проблемы, непосредственно влияющие на перекос двусторонней экономики. Тем не менее, переговоры провалились: не было достигнуто никаких договоренностей, а сами стороны даже отказались от пресс-конференции. По окончанию, неназванный представитель американской делегации заявил, что, несмотря на честный обмен мнениями, решить принципиальные вопросы сторонам не удалось. Сам же Д. Трамп, отвечая на вопрос о введении

19

пошлин на сталь, заявил, что подобное развитие событий до сих пор является возможным [36].

Курс на постепенное вовлечение в торговую войну был обозначен в августе: восьмого числа Министерство торговли США опубликовало информационный бюллетень по итогам антидемпингового расследования. Установив факт демпинга, а также удостоверившись в субсидировании китайских производителей алюминиевой фольги властями, Министерство объявили о предварительном решении введения компенсационных пошлин [10]. Уже 18 августа, Торговый представитель США Р. Лайтхайзер по просьбе Д. Трампа инициировал расследование действий Китая в рамках 301 параграфа Закона о торговле США 1974 г., позволяющий Президенту США предпринимать любые уместные меры против несправедливой торговли со стороны других государств (то есть повышать тарифы). Причина -подозрения в краже интеллектуальной собственности, что, следует заметить, обсуждается уже не первый год [37]. Подобный шаг, несмотря на фактическую легальность в отношении правил ВТО, рассматривается в качестве устаревшего, ведь в то время как ВТО предоставляет площадку для разрешения споров, сам закон подразумевает одностороннее регулирование в обход сложившейся современной системы, что было отмечено, в том числе, официальным представителем МИД КНР [15].

Сентябрь - теперь уже с определенной долей закономерности, - продолжил тарифную политику: 22 числа Комитет внешней торговли США заявил о значительном ущербе, нанесенном дешевыми импортными солнечными панелями американским производителям [6]. Заявление стало ответом на петицию разорившейся американской компании Suniva: в ней указывалось, что, в частности, переизбыток китайских панелей привели к резкому снижению цен, в результате чего американским компаниям практически невозможно с ними конкурировать

[14].

О целесообразности данного шага и экономической эффективности можно поспорить: Financial Times отмечает, что причиной бума индустрии солнечной энергии за последние годы в США стало не столько налоговое регулирование и льготы (хотя они, безусловно, помогли), но низкие цены на компоненты, чего не могло бы произойти без дешевых зарубежных аналогов на рынке. Отмечается, что за семь лет количество вовлеченных в данную отрасль

возросло с 93 до 260 тысяч человек, но с введением пошлин многие из них могут остаться без работы [25]. Однако с политической точки зрения посыл Д. Трампа понятен: США продолжит политику протекционизма и будет бороться с торговым дефицитом. Посещение КНР Трампом в ноябре в рамках тура по Азии, несмотря на кажущийся размах - президент привез с собой сделок на 250 млрд. долларов, успешно закрытые в ходе визита [4], - не стало фактором разрядки в торговых отношениях Китая и США, но напротив, индикатором роста напряженности. С одной стороны, публичная похвала в адрес Си Цзиньпина в сочетании с перекладыванием вины за торговый дефицит на предшественников руководства двух государств едва ли положительно сказалось на итогах переговоров - очевидное расхождение декларативных заявлений и действий Трампа, заметно проявляющее себя в двусторонних отношениях, попросту не оставляет места для подобных комментариев. Говоря о самих сделках, в них больше эффектности, нежели панацеи от накопившихся проблем: во-первых, многие договоры носят необязывающий характер, что характерно для подобного рода визитов, когда нужно показать масштабность отношений. К таким сделкам относятся договор на 12 млрд. долл. между американской компанией Qualcomm и китайскими Xiaomi, Vivo и Oppo. Сделка на 37 млрд. долл. на поставку 300 самолетов между Boeing и государственной компанией China Aviation Suppliers Holding Co также может быть приукрашена, так как не уточняется, какие из заказов являются новыми [32]. И даже если это лишь косвенное следствие напряженности отношений, параллельно развивающиеся события подтверждают тезис о все более бескомпромиссном отношении к китайской торговле, что парадоксально: необходимость баланса никуда не исчезла - американский бизнес очень сильно зависит от налаженных связей с Китаем. Так, 8 ноября (за день до закрытия сделок), в США был представлен законопроект об ужесточении контроля за китайскими инвестициями в рамках Комитета по иностранным инвестициям в США. Цель законопроекта ограничить доступ китайских инвесторов к чувствительным технологиям (робототехника, искусственный интеллект, самоуправляемые транспортные средства и так далее), которые, успешно усвоенные в Китае, помогут наладить более дешевое и не уступающее по качеству производство, что поставит американских производителей в

20

невыгодное положение. Интересно, что суммы китайских инвестиции в экономику США выросли в три раза за один год, составив 46 млрд. долл. в 2016 году [24]. Второй удар пришелся на китайских производителей 13 ноября, когда Министерство торговли США, установив факт демпинга, ввело компенсационные пошлины на импорт китайской фанеры из лиственных пород древесины [5]. По завершению азиатского тура, Д. Трамп подкрепил соответствующие действия словами, заявив следующее: "После моего тура по Азии, все страны, вовлеченные в торговлю с нами, поняли, что правила поменялись. Торговля с США возможна лишь на справедливой и обоюдной основе. Пора заканчивать с огромным торговым дефицитом!" [7].

подвигнет страны региона к ускоренной внутренней интеграции, что может стать для Китая новым вызовом. В то же время эксперты спрогнозировали возможное улучшение отношений с США на фоне прошедшего в октябре XIX съезда КПК [22], в рамках которого Си Цзиньпин пообещал упростить доступ иностранным инвесторам к национальному рынку, а также защищать их законные права и интересы [12]. Очевидно, что ожидания не оправдались ни в ноябре, ни месяцем позже - в декабре, США поддержала ЕС, официально обратившись в ВТО с просьбой не признавать Китай страной с рыночной экономикой. Механизмы организации предусматривают автоматическое наделение государства данным

Анализируя результаты поездки президента и ее влияние на американо-китайские отношения, сотрудники Института американо -китайских исследований (созданный в Вашингтоне на средства Национального института изучения Южно-Китайского моря провинции Хайнань) отметили, что экономическая стратегия «America first», продвигаемая Трампом, стала крупнейшим провалом тура. Подобные меркантилистские установки попросту не работают в условиях глобализации, поэтому торговому присутствию США в АТР, вероятно, будет нанесен продолжительный урон. С другой стороны, это

статусом по прошествии 15 лет после вступления. Для ЕС и США это будет означать запрет на высокие антидемпинговые пошлины, что может лишь усилить диспропорции во взаимной торговли [34].

Конец 2017 г. ознаменовался публикацией новой стратегии национальной безопасности США. Применительно к Китаю, стратегия охватила все накопившиеся у Администрации Белого дома претензии: разработка ОМУ, представляющего угрозу для ключевой инфраструктуры США; кража интеллектуальной собственности стоимостью в сотни миллиардов долларов; усиливающееся

21

военное присутствие Китая в АТР, и, частности, в Южно-Китайском море; нечестные

экономические практики в Европе, инвестирование в ключевые индустрии и чувствительные технологии и другие [26]. Схожее мнение касательно вызова в лице Китая было высказано самим президентом месяц спустя, в ежегодном послании президента «О положении страны». Д. Трамп отметил, что такие соперники как Россия и Китай "бросают вызов нашим интересам, нашей экономике, нашим ценностям" [18].

Разумеется, в МИД КНР возмутились

крупнейшему

подобным подходом экономическому партнеру [3].

Однако на деле, реальных причин для беспокойства у Пекина не

возникает: так, торговый

дисбаланс в 2017 г., как бы

парадоксально это ни выглядело в свете ужесточения торговой политики США, оказался рекордным для двусторонних отношений, составив 375 млрд. долл. - на 28 млрд. долл. больше, чем в предыдущем году [27]. Именно поэтому очередная попытка уменьшить торговый дефицит с помощь контрмер в начале 2018 г. (18 января Трамп в интервью Reuters заявил, что Китай ожидает "большой штраф" за кражу интеллектуальной собственности [9]; 22 января он принял окончательное решение о вводе дополнительных пошлин на импортные солнечные батареи и крупные бытовые стиральные машины [19]; расследование по ценам на сталь продолжается) не спровоцировала волнения у руководства государства: во-первых, КНР, так же как и США обладает рычагами давления (например, вместо Boeing контракты можно заключить с Airbus). Во-вторых, полноценная торговая война не нужна никому, и, по мнению Китая, США не собирается идти ва-банк, рискуя торговлей с крупнейшим партнером; в-третьих, несмотря на чувствительный удар по китайским компаниям-экспортерам, для самой страны пошлины - десятые процентов от двусторонних экономических отношений. Более того, в 90-х гг. Китай несколько раз попадал под расследования в рамках Параграфа 301, но сумел

найти выход из ситуации [16]. Наконец, можно предположить, что, даже не смотря на свою решительность, Д. Трамп не собирается упускать очевидную выгоду от стабильных отношений с КНР: через день после введения пошлин на солнечные батареи и стиральные машины, он заявил, что торговой войны не будет [30].

Разумеется, текущая конъюнктура способствует охлаждению отношений, точечным спорам и оказанию давления с обеих сторон. В то же время необходимо помнить, что обоюдные заявления - в каких бы полярных тонах они ни звучали, - всегда будут уравниваться прагматичным подсчетом прибыли. Деформация

американо-китайской торговли ударит по обеим сторонам. Но если авторитарный Китай постарается компенсировать недовольство населения административными механизмами, США под руководством Трампа не имеет права подводить электорат; понимание последствий маловероятной, но все же возможной торговой войны друг с другом, должно стать основой для продолжения стратегии «обоюдного выигрыша» двух сторон, намеченной Си Цзиньпинем и предшественником нынешнего президента США.

Источники и литература:

1. Bader J.A., Dollar D., Hass R. U.S.China relations, 6 months into the Trump presidency, August 14, 2017 [Electronic resource] // The Brookings Institution. - URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2017/08/14/u-s-china-relations-6-months-into-the-trump-presidency/ (accessed: 15.02.2018).

2. Baker G., Lee. C. E., Bender M.C. Trump Says He Offered China Better Trade Terms in Exchange for Help on North Korea [Electronic resource] // wsj.com. - 2017. - URL: https://www.wsj.com/articles/trump-says-he-offered-

22

china-better-trade-terms-in-exchange-for-help-on-north-korea-1492027556 (accessed: 15.02.2018).

3. China condemns US 'Cold War mentality' on national security // BBC.com. 2017. URL: http ://www.bbc.com/news/world-us-canada-42409148 (accessed: 15.02.2018).

4. Chinese, U.S. companies sign over 250 bln USD business deals [Electronic resource] // xinhuanet.com. - 2017. - URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-

11/09/c_136739687.htm (accessed: 15.02.2018).

5. Commerce Finds Dumping and Subsidization of Imports of Hardwood Plywood Products from the People's Republic of China, November 13, 2017 [Electronic resource] // International Trade Administration, U.S. Department of Commerce. - URL: https://www.usitc.gov/press_room/news_release/201 7/er0922ll832.htm (accessed: 15.02.2018).

6. Crystalline Silicon Photovoltaic Cells (Whether or Not Partially or Fully Assembled into Other Products), September 22, 2017 [Electronic resource] // International Trade Administration, U.S. Department of Commerce. - URL: https://www.usitc.gov/press_room/news_release/201 7/er0922ll832.htm (accessed: 15.02.2018).

7. Donald J. Trump official Twitter account [Electronic resource] // twitter.com. - 2017. - URL: https://twitter. com/realDonaldTrump/status/9303044 14564352000?ref_src=twsrc%5Etfw&ref_url=http% 3A%2F%2Fwww.scmp.com%2Fnews%2Fchina%2F policies-politics%2Farticle%2F2119945%2Fnew-row-over-plywood-dumping-points-bumpy-us-china (accessed: 15.02.2018).

8. Exclusive: Donald Trump on Cabinet picks, transition process [Electronic resource] // foxnews.com. - 2017. - URL: http://www.foxnews.com/transcript/2016/12/! 1/exclu sive-donald-trump-on-cabinet-picks-transition-process/ (accessed: 15.02.2018).

9. Exclusive: Trump considers big 'fine' over China intellectual property theft // reuters.com. 2018. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-trade-exclusive/exclusive-trump-considers-big-fine-over-china-intellectual -property -theft-idUSKBN1F62SR (accessed: 15.02.2018).

10. Fact sheet, Commerce Preliminarily Finds Countervailable Subzidization of Imports of Certain Aluminum Foil from the People's Republic of China, August 8, 2017 [Electronic resource] // International Trade Administration, U.S. Department of Commerce. URL: https://enforcement.trade.gov/download/factsheets/fa

ctsheet-prc-aluminum-foil-cvd-prelim-080817.pdf (accessed: 15.02.2018).

11. Farand C. Trump challenge to China: White House preparing big arms sales to Taiwan, sources say [Electronic resource] // independent.co.uk. - 2017. - URL: http://www.independent.co.uk/news/world/americas/ donald-trump-arms-sales-package-taiwan-challenge-china-a7637131.html (accessed: 15.02.2018).

12. Highlights of Xi's report to 19th CPC National Congress [Electronic resource] // china.org.cn. - 2017. - URL: http://www.china.org.cn/china/19th_cpc_congress/20 17-10/18/content_41753142.htm (accessed: 15.02.2018).

13. Landler M. Trump Says China Will Get Better Trade Deal if It Solves 'North Korean Problem' [Electronic resource] // nytimes.com. -2017. - URL: https://www.nytimes.com/2017/04/11/world/asia/tru mp-china-trade-north-korea.html (accessed: 15.02.2018).

14. Lawder D., Groom N. U.S. solar trade case advances, panel finds harm to producers [Electronic resource] // reuters.com. - 2017. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade-solar/u-s-solar-trade-case-advances-panel-finds-harm-to-producers-idUSKCN1BX280 (accessed: 15.02.2018).

15. Lopez L. The US fired the first shot in a trade war with China [Electronic resource] // Business Insider - 2017. - URL: http://www.businessinsider.com/us-begins-section-301-investigation-2017-8 (accessed: 15.02.2018).

16. Martina M., Yao K. China looks to call bluff on Trump trade action [Electronic resource] // reuters.com. - 2018. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-china-trade-analysis/china-looks-to-call-bluff-on-trump-trade-action-idUSKBN1F80WP (accessed: 15.02.2018).

17. Nakamura D. At Mar-a-Lago, Trump welcomes China's Xi in first summit [Electronic resource] // washingtonpost.com. - 2017. - URL: https://www.washingtonpost.com/politics/at-mar-a-lago-trump-to-welcome-chinas-xi-for-high-stakes-inaugural-summit/2017/04/06/0235cdd0-1ac2-11e7-bcc2-

7d1a0973e7b2_story.html?utm_term=.77f2c739623b (accessed: 15.02.2018).

18. President Donald J. Trump's State of the Union Address, January 30, 2018 // The White House [official site]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trumps-state-union-address/ (accessed: 15.02.2018).

23

19. President Trump Approves Relief for U.S. Washing Machine and Solar Cell Manufacturers, 22 January 2018 [Electronic resource] // Office of the United States Trade Representative. -URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/january/president-trump-approves-relief-us (accessed: 15.02.2018).

20. Readout of the President's Call with President Xi Jinping of China, February 9, 2017 // The White House, Office of the Press Secretary. -URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/02/09/readout-presidents-call-president-xi-jinping-china (accessed: 15.02.2018).

21. Remarks by President Trump After Meeting with President Xi of China, April 7, 2017 // The White House [official site]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-meeting-president-xi-china/ (accessed: 15.02.2018).

22. Reviewing U.S.-China Relations after Trump's visit to the Asia-Pacific, November 16, 2017 [Electronic resource] // Institute for China-American Studies. - URL: http://chinaus-icas.org/event/u-s-asia-u-s-china-relations-wake-donald-trumps-trip-asia-pacific/ (accessed: 15.02.2018).

23. Taiwan relations act, January 1, 1979 // American Institute in Taiwan. URL: http://www.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act.html (accessed: 15.02.2018).

24. Targeting China's Purchases, Congress Proposes Tougher Reviews of Foreign Investments [Electronic resource] // nytimes.com. -2017. - URL: https://www.nytimes.com/2017/! 1/08/us/politics/chin a-foreign-

inve stments. html?mtrref=www. nytime s.com (accessed: 15.02.2018).

25. Tariffs would put US solar power in the shade [Electronic resource] // ft.com. - 2017. -URL: https ://www .ft.co m/content/514b09d2-829e-11e7-a4ce-15b2513cb3ff (accessed: 15.02.2018).

26. The National Security Strategy of the United States of America, December 2017 // National Security Strategy Archive. URL: http://nssarchive.us/wp-

content/uploads/2017/12/2017.pdf (accessed:

15.02.2018).

27. Trade in Goods with China [Electronic resource] // U.S. Census Bureau. - URL: http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5700.html (accessed: 15.02.2018).

28. Treasury Acts to Increase Economic Pressure on North Korea and Protect the U.S. Financial System, June 29, 2017 [Electronic

resource] // U.S. Department of the Treasury. - URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/sm0118.aspx (accessed: 15.02.2018).

29. Trump could slap big tariffs on steel soon // money.cnn.com. 2017. - URL: http://money.cnn.com/2017/06/30/news/economy/tru mp-steel-tariff/index.html (accessed: 15.02.2018).

30. Trump says no trade war despite Asia outcry over tariffs // BBC.com. 2018. URL: http://www.bbc.com/news/world-42786995 (accessed: 15.02.2018).

31. Trump to make China visit after hosting Xi for talks [Electronic resource] // bbc.com.

- 2017. - URL: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-39535828 (accessed: 15.02.2018).

32. Trump's $250 billion China 'miracle' adds gloss to 'off-kilter' trade // reuters.com. 2017. - URL: https://www.reuters.com/article/us-trump-asia-china-deals/trumps-250-billion-china-miracle-adds-gloss-to-off-kilter-trade-idUSKBN1D90L2 (accessed: 15.02.2018).

33. Trump-Taiwan call breaks US policy stance // bbc.com. 2016. URL: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-38191711 (accessed: 15.02.2018).

34. U.S. formally opposes China market economy status at WTO // reuters.com. 2017.

- URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-china-trade-wto/u-s-formally-opposes-china-market-economy-status-at-wto-idUSKBN1DU2VH?il=0 (accessed: 15.02.2018).

35. U.S., Hardening Line on China, Approves $1 Billion Arms Sale to Taiwan [Electronic resource] // nytimes.com. - 2017. - URL: https://www.nytimes.com/2017/06/29/us/politics/tru mp-china-weapons-taiwan.html (accessed: 15.02.2018).

36. US, China fail to agree on trade, casting doubt on other issues [Electronic resource] // cnbc.com. - 2017. - URL: https://www.cnbc.com/2017/07/19/us-china-comprehensive-economic-dialogue-disagreement-over-how-to-reduce-trade-deficit-official-says.html (accessed: 15.02.2018).

37. USTR Announces Initiation of Section 301 Investigation of China, 14 August 2015 [Electronic resource] // Office of the United States Trade Representative. - URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2017/august/ustr-announces-initiation-section (accessed: 15.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.