Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2008. № 2 (4)
ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
© И. И. Маслов
Маслов Игорь Игоревич
соискатель кафедры уголовного права и процесса
филиал ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Статья посвящена анализу эффективности проти-волействия коррупции в условиях современной российской лействительности. Указывается на необхо-лимость системного госуларственного полхола с привлечением научного потенциала.
Ключевые слова: криминология, преступность, коррупция, коррупционная преступность, противодействие преступности.
Вопросы противодействия коррупции приобретают в современных условиях всю большую значимость. Коррупция представляет системную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, институтам государства и стабильности общественных отношений. В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) справедливо отмечается, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества» [1].
Концепция национальной безопасности Российской Федерации ставит коррупцию в один ряд с организованной преступностью и оценивает борьбу с ней как имеющую не только правовой, но и политический характер. Концепция требует «консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью и
коррупцией», и ставит задачу выработки «комплексной системы» противодействия коррупции.
Законодательство Российской Федерации содержит целый ряд недостатков и пробелов, ограничивающих возможности эффективного противодействия коррупции. Отрицательно сказываются неполнота и бессистемность правовой базы противодействия коррупции, отсутствие законодательного определения коррупции, четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц, недооценка правового регулирования вопросов проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов.
О необходимости выработки единой государственной системы мер борьбы с коррупцией неоднократно говорилось на самом высшем уровне, однако вплоть до настоящего времени именно системный подход в разработке механизмов антикоррупционных мер практически не применялся. Серьезный шаг в этом направлении сделан с принятием 31 июля 2008 г. Национального плана противодействия коррупции [2]. В данном документе предложен комплекс мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции, совершенствованию государственного управления, повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению, а также перечень первоочередных мер реализации Национального плана противодействия коррупции.
Принятие Национального плана свидетельствует, на наш взгляд, о переходе от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия коррупции. Обоснование системного подхода к решению проблем противодействия коррупции в Российской Федерации является, безусловно, актуальным. В этом направлении необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:
• раскрыть сущность коррупции и ец проявления, представляющие собой в совокупности системную угрозу национальной безопасности России;
• охарактеризовать систему причинности и детерминации коррупционной преступности;
• обосновать систему общесоциальных мер предупреждения коррупции;
• определить первоочередные задачи реформирования системы уголовно-правовых мер борьбы с преступлениями в сфере коррупции.
Несмотря на наблюдаемый в последнее десятилетие все возрастающий поток исследований по проблемам коррупции, следует констатировать, что данная проблематика с точки зрения системного подхода в российской уголовно-правовой и криминологической литературе ранее практически не исследовалась. В последние годы были подготовлены и защищены более десятка диссертаций по проблемам противодействия коррупции: У. Т. Сай-гитовым «Коррупция как фактор организованной преступности в сфере экономики» (1998 г.), К. С. Соловьевым «Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией» (2001 г.), М. А. Федоровской «Уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы противодействия коррупции и должностным преступлениям» (2003 г.), Г. И. Богушем «Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с
ней» (2004 г.), С. С. Стефанишиным «Предупреждение коррупционных преступлений в зарубежных странах» (2005 г.), В. К. Максимовым «Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате» (2005 г.), Д. А. Пономаревым «Коррупция и организованная преступность как современные формы социальной и правовой девиантности в условиях глобализации» (2005 г.), С. А. Головко «Противодействие коррупционной преступности в России: ретроспектива, современность и перспективы» (2006 г.), И. М. Сичинавой «Уголовно-правовые меры противодействия коррупционным преступлениям» (2006 г.), О. А. Кузнецовой «Коррупционная деятельность: криминологический и уголовноправовой аспекты» (2007 г.) и ряд других, в том числе по материалам отдельных субъектов Российской Федерации.
В названных исследованиях в той или иной степени раскрыто понятие коррупции, проанализированы структура и динамика коррупционной преступности, обоснован комплекс мер по противодействию коррупции. Однако проблематика коррупционной преступности представляется отнюдь не исчерпанной, и, прежде всего, в свете инициатив российского руководства в плане противодействия коррупции, что предопределяет необходимость анализа отдельных вопросов — даже и традиционных для уголовно-правовой и криминологической науки — через призму системного подхода к исследованию объектов.
Таким образом, учитывая масштабы распространения коррупции в нашей стране и необходимость формирования адекватной системы мер противодействия коррупционной преступности, становится очевидной потребность в глубоком теоретическом анализе всего комплекса отношений, связанных с коррупцией как социально опасным явлением общественной жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Федеральный закон от 25.07.2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Российская газета. 2006. 28 июля.
2. Национальный план противодействия коррупции, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. 2008. 1 августа.