14 (254) - 2007
Финансовый менеджмент
обоснование задач финансовой стратегии организации на базе экономико-логической модели
A.b. воробьев,
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Волжской государственной академии водного транспорта, г. Нижний Новгород
Использование принципов агрегирования и взаимодействия элементов системы управления позволило автору статьи сформулировать экономико-логическую модель обоснования комплексной стратегии управления транспортным предприятием (на примере ОАО «Нижегородский порт»).
В практическом варианте модели введем следующие условные обозначения:
у — индекс базовой стратегии, у е J, где J — множество базовых стратегий;
i — индекс элемента у-й базовой стратегии, iеIj, где I J — множество индексов i относительно у-й базовой стратегии; одновременно iеI, где I — множество индексов i без повторов одинаковых элементов (условие дизъюнкции);
k — индекс функции, которую выполняету-я базовая стратегия, k е К, где К—множество индексов k относительно у-й базовой стратегии; одновременно k е К, где К— множество индексов k без повторов одинаковых функций (условие дизъюнкции);
£ — индекс вида ресурса, необходимого для реализации ^й функции посредством ¿-го элемента в рамках у-й стратегии, £ е Z, где Z— множество индексов z;
Хукг — количественная оценка ^й функции, реализуемой посредством ¿-го элемента у-й стратегии с использованием z-гo вида ресурса, ед. функций;
Ру^ — функциональная нагрузка ^го вида ¿-го элемента у-й стратегии с использованием z-гo ресурса, ед. видов управленческой деятельности;
Иукг — количественная оценка £-го вида ресурса, необходимого для реализации ^й функции посредством ¿-го элемента в рамках -й стратегии, ед. ресурсов;
— вектор (направленность) у-й стратегии при условии реализации ^й функции посредством ¿-го элемента при использовании z-гo ресурса;
Nz — количество ресурсов z-ro вида, которым располагает предприятие;
R — вектор миссии организации.
Экономико-логическая модель имеет вид: максимизировать количество потенциально-реализуемых функций при формировании комплексной стратегии при следующих ограничениях:
ееее Fijkz х Xjkz ^ max.
jeJ jelj jeKj zeZ
1. Вектор j-й стратегии должен совпадать с общим вектором миссии организации:
ееее j(2)
jeJ jelj jeKj zeZ
2. Дизъюнкция функций и элементов при объединении стратегий должна обеспечить отсутствие их повторов:
еее Xijkz лее Xm для z e Z. (3)
jeJ jelj jeKj jeI jeK
3. Ресурсы, необходимые для реализации комплексной стратегии, не должны превышать имеющиеся в наличии ресурсы организации:
еее j х j * Nz для Z e Z. (4)
je J je Ij je Kj
4. Включение ¿-го элемента в комплексную стратегию не должно носить нулевой характер:
Xjk Ф0 для j e Jk e Ksz e Z.
(5)
Экономико-логическая модель имеет вид — максимизировать количество потенциально реализуемых функций при формировании комплексной стратегии при некоторых ограничениях.
Приведенная экономико-логическая модель позволяет описать разработку комплексной стратегии, но практическая ее реализация предполагает необходимость учета весьма значительного числа факторов влияния. Декомпозицию модели можно
Таблица 1
исходные параметры для расчета показателя интегрального точечного потенциала оАо «нижегородский порт»
параметр значение параметра значение элемента точечного потенциала
Уровень управления (а7) Стратегический а, = 0,031
Тактический а, = 0,210
Оперативный а 3 = 0,759
Вид деятельности (Ьк) Перевозка грузов Ь = 0,006
Комплексное обслуживание флота Ь2= 0,035
Погрузочно-разгрузочные работы Ь 3 = 0,955
Прочие работы Ь4= 0,004
Подсистема управления (к) Экономическая к, = 0,223
Организационная к, = 0,266
Техническая к , = 0,134
Технологическая кд = 0,044
Социальная к 5 = 0,333
Таблица 2
интегральный показатель точечного потенциала воздействия на эффективность системы управления оао
«нижегородский порт»
подсистема 1/1 1/2 1/3 1/4 2/1 2/2 2/3 2/4 3/1 3/2 3/3 3/4
1 41 241 6 601 27 280 1 639 44 722 187 1 015 5 923 161 640 677
ранг 52 40 15 56 38 21 7 43 26 16 3 30
2 49 288 7 874 32 335 1 955 53 346 223 1 211 7 066 192 808 807
ранг 50 37 13 55 35 20 6 41 24 14 2 29
3 24 145 3 967 16 168 984 26 873 112 610 3 559 97 129 406
ранг 57 45 17 58 44 28 9 47 31 18 4 33
4 8 47 1 308 5 55 323 8 824 36 200 1 168 31 893 133
ранг 59 51 23 60 49 36 12 54 42 25 8 46
5 61 361 9 858 41 419 2 447 66 783 279 1 516 8 846 241 373 1 010
ранг 48 34 10 53 32 19 5 39 22 11 1 27
осуществить лишь в случае выделения ключевых составляющих и связей между ними.
Для оценки значимости того или иного параметра в модели можно использовать формулу (6):
Рк = а1 х Ьк х kvдля z е 7, h е Н, V е V, (6) где: г — индекс уровня управления, г е Z, где 7 — множество индексов г;
к — индекс вида деятельности, к е Н, где Н — множество индексов к;
V — индекс подсистемы управления, V е V, где V — множество индексов V;
аг — относительная доля персонала на данном уровне управления;
Ьк — доля прибыли по виду деятельности; kv — коэффициент значимости подсистемы управления с позиции инноваций.
Показатель Р предлагаем охарактеризовать как интегральный показатель точечного потенциала воздействия на эффективность системы управления.
Для расчета интегрального показателя точечного потенциала по ОАО «Нижегородский порт» имеются следующие данные (табл. 1).
Практическая реализация предложенной модели для ОАО «Нижегородский порт» дала следующие результаты (табл. 2).
Переход от высоких показателей точечного потенциала к более низким представляет собой комплекс последовательного воздействия на точки системы управления предприятием. Данная последовательность позволяет формировать стратегию управления предприятием в целом.
Принимая во внимание данные по комплексу максимальных значений, можно утверждать, что стратегия развития предприятия должна учитывать развитие видов деятельности погрузочно-разгрузоч-ных работ и комплексного обслуживания флота, и повышение качества управления на стратегическом и оперативном уровнях. Следует обеспечить развитие организационной подсистемы, что предусматривает совершенствование структуры организации, социальной подсистемы — повышение качества, внедрение инновационных технологий в управление персоналом, в технической подсистеме — модернизация основных фондов.
ФМИАнсы и кредит
25
50 ООО 100 000 1 50 00 0 200 0 00 350 000
значения точечного потенциала
Финансирование мероприятий корпоративной стратегии по значению точечного потенциала
Следовательно, мы можем определить приоритетные инновационные стратегии. В нашем случае это: ресурсная (персонал) и организационно-управленческая (структура).
В рамках корпоративной стратегии финансовая обеспечивает финансирование мероприятий. В нашем случае это внедрение новых технологий по основным видам деятельности (погрузочно-разгру-зочные работы и комплексное обслуживание флота), организация обучения и мотивации персонала в основном на оперативном уровне управления. Графическая интерпретация реализации финан-
совой стратегии в рамках корпоративной выглядит следующим образом (см. рис.).
На рисунке условно принята стоимость мероприятий по точечному потенциалу (см. табл. 1) и реализация очередности по времени в зависимости от ранга.
Следует отметить, что у финансовой стратегии агрегирована только часть мероприятий, поскольку существуют позиции специализированного финансового характера, которые рассматриваются отдельно.