Научная статья на тему 'Обоснование взаимоотношения между инвестиционной привлекательностью и управлением цепочками поставок'

Обоснование взаимоотношения между инвестиционной привлекательностью и управлением цепочками поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕПОЧКА ПОСТАВОК / ЛОГИСТИКА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / THE SUPPLY CHAIN / LOGIC STICK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоцерковский В. И., Нгуен Тхи Тху Тхыонг

Рассмотрено понятие инвестиционной привлекательности предприятия, управления цепочками поставок. Выявлена ее роль в повышения эффективности деятельности предприятия и усиления их инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLANATING THE RELATIONSHIP BETWEEN INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

The concept of investment attractiveness of enterprises and supply chain management is developed. Its role in improving the efficiency of enterprises and enhance their attractiveness is revealed.

Текст научной работы на тему «Обоснование взаимоотношения между инвестиционной привлекательностью и управлением цепочками поставок»

УДК 330.322.5:339.182

ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ И УПРАВЛЕНИЕМ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК

В.И. Белоцерковский, Нгуен Тхи Тху Тхыонг

Рассмотрено понятие инвестиционной привлекательности предприятия, управления цепочками поставок. Выявлена ее роль в повышения эффективности деятельности предприятия и усиления их инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, цепочка поставок, логистика

Одной из главных задач, стоящих перед инвестором, является выбор в качестве объектов инвестирования таких предприятий, которые имеют наилучшие перспективы развития и могут обеспечить наиболее высокую эффективность инвестиций. Основой такого выбора является оценка и прогнозирование привлекательности отдельных потенциальных объектов инвестирования.

Категория «инвестиционная привлекательность» имеет в экономической литературе ряд сходных понятий: «инвестиционный климат», «инвестиционный имидж». Понятие инвестиционный климат - это совокупность экономических, политических, финансовых условий, оказывающих влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Инвестиционный имидж же представляет собой комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов.

В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность». Много экономистов считают, что инвестиционная привлекательность - это самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся устойчивостью финансового состояния предприятия.

Кроме объективных параметров состояния предприятия могут применяться и субъективные, в том числе: исследовательская и инновационная деятельность, способность привлекать и удерживать кадры, сотрудничество с другими компаниями, качество менеджмента, качество продуктов предприятия, воздействие на окружающую среду, создание и развитие бренда компании, совершенство производственных технологий, степень удовлетворения потребности клиентов, политика компании по отношению к своим инвесторам, стратегические цели и успешность их достижения. Это означает, что инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции, клиентоориентированности

предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей.

Известно, что изменения в условиях международного бизнеса и тенденции глобализации экономики заставляют с иных позиций рассматривать конкурентоспособность товаров и фирм-произво дител ей. В настоящее время сформировались новые правила конкуренции, среди которых следует рассматривать следующие: необходимость поиска и создания новой потребительной стоимости товара за счет использования новых технологий (соединение их в одном продукте); присутствие на всех рынках (от «плоскости» рынка к «пространству» рынка) возможности снижения затрат, за счет «соединения» на расстоянии и, как следствие, управления в цепи предложения; аутсорсинг из любой страны, потребность в глобальной конкурентоспособности, рост значимости логистики (в т.ч. транспортной), т.к. товар не достигнет покупателя, если это звено цепи не будет соответствовать другим; необходимость снижения затрат на дистрибьюцию; новые цели и новые премии за лидерство в мировом масштабе.

Известно, что маркетинг предоставляет и реализует стратегию фирмы, но каждая из его ступеней развития («предпринимательский», «стандартный», «постстандартный» или интегральный маркетинг) постепенно сближает его логистикой, т. к. организация продаж и послепродажное обслуживание сливаются в единую систему, направленную на завоевание клиента.

Современное состояние логистики во Вьетнаме характеризуется рядом противоречивых моментов. С одной стороны, на фоне значительного роста интереса к логистике, как со стороны фирм, так и отдельных правительственных институтов объективно существует и недостаточное восприятие ее в целом в обществе. Для большинства образованного населения логистика все еще представляется чем то загадочным. К сожалению, многие высшие руководители компаний и чиновники различного ранга весьма смутно представляют себе потенциальные возможности логистики в плане улучшения бизнеса, повышения конкурентоспособности вьетнамских фирм, решения макроэкономических и социальных задач.

Целью любого бизнеса является повышение прибыли и обеспечение конкурентоспособности и тем самым привлечение больше инвестиций в его деятельность. Для этого предприятия должно эффективно управлять финансовым, материальным и информационным потоками. На экономическое развитие стали все сильнее вилять такие факторы, как глобализация, интеграция, повышение открытости рынков, а также информационного пространства интернета. Все это способствовало появление новой концепции управления поставками - Supply chain management - управление цепями поставок (SCM) [3, с.38]. Управление цепями поставок является целостной концепции ведения бизнеса, объединяющей в себе передовые организационные принципы и возможности современных информацион-

ных технологий. Управление цепями поставок тесным образом связано со стратегией бизнеса. Эффективное управление цепями поставок - это один из решающих факторов сохранения и повышения уровня доходов, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий на современных и будущих рынках, в том числе текстильных и швейных предприятий.

Управление цепями поставок направлено как на оптимизацию эффективности деятельности предприятия на основе современных методов управления и информационных технологий, так и на оптимизацию межор-ганизацонного взаимодействия. В управлении цепями поставок интегрируются элементы производственного менеджмента, организации предприятий, маркетинга и информатики.

Еще несколько лет назад экономику предприятия и его организационную структуру было принято рассматривать через призму основных функциональных областей управления: маркетинг, разработка продукции, закупки, складирование, производство, сбыт, управленческий учет, финансы и бухгалтерия. Современные рыночные тенденции предполагают несколько иную логику построения экономики предприятия (рис. 1).

25%

/правление жизненным циклом изделий

Управление финансами 35%

10%

Управление цепями поставок

30%

Рис. 1. Агрегирование основных функций управления предприятием [2,

с.34]

Всю совокупность обозначенных выше функциональных областей управления предприятием можно агрегировать в четыре блока:

• управлением финансами,

• управление жизненным циклом изделий,

• управлением логистикой,

• управление цепями поставок.

Управление жизненным циклом изделия объединяет в себе все стадии разработки, изготовления и использования продукта. На долю управления жизненным циклом изделия приходится около 25% успеха бизнеса. Управление финансами интегрирует в себе функции управленческого учета и управления финансовыми потоками, его доля в общем успехе бизнеса составляет около 35%. Управление логистикой отвечает за физическую реализацию преобразования материальных потоков на отдельных (локальных) участках цепи создания добавленной стоимости. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса. Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания добавленной стоимости и определяет около 30% успеха бизнеса.

Как показывает практика, именно этот второй аспект - оптимизация связей между производственными и логистическими процессами - является наиболее критичным относительно возможностей оптимизации бизнеса. Именно этот аспект и есть основной предмет БСМ. Все рассмотренные четыре «движущие силы» экономики предприятия находятся в теснейшей взаимосвязи. Управление жизненным циклом изделий связано с управлением цепями поставок, например, через подключение поставщиков и маркетинга уже на ранних стадиях к разработке новой продукции. Синхронизация материальных и информационных потоков положительно скажется на финансовых потоках. Эффективной является и оптимизация производственных и логистических процессов совместно с оптимизацией взаимосвязей между этими процессами [1, с.50].

Резюмируя, можно отметить, что управление цепями поставок является, наряду с управлением финансами, управление жизненным циклом изделий и управлением логистикой, одним из четырех основных элементов успеха бизнеса. БСМ определяет до 30% дохода предприятия.

Главную цель предприятия, отличающую его от прочих хозяйственных субъектов, часто называют миссией предприятия.

Цели предприятия различным образом определяются сторонами, заинтересованными в его деятельности и получаемых результатах. Цели представляются по-разному владельцем предприятия, его коллективом, окружением, а также руководящим составом. В качестве целей предприятия могут, в частности, выдвигаться:

• укрепление рыночной позиции и за счет этого получение пре-1уществ в конкурентной борьбе;

• максимизация финансового результата на длительном временном горизонте;

• увеличение экономического потенциала;

• увеличение стоимости предприятия для акционеров.

Для увеличения стоимости предприятия для акционеров совершенно необходимо укрепление его рыночной позиции, увеличение его потенциала, что может быть достигнуто, прежде всего, путем максимизации финансового результата на длительном временном горизонте. При таком

подходе можно говорить о комплексе целей, реализация которых усиливает шансы достижения главной цели.

Следует обратить внимание на связь логистики с целями предприятия. Уточнение целей логистических процессов на предприятии в случае их успешной реализации может упростить достижение целей предприятия в целом.

На обеспечение требуемого уровня обслуживания клиента-получателя направлена, прежде всего, маркетинговая стратегия предприятия. Она может эффективно воздействовать на укрепление рыночной позиции предприятия и создать преимущество в конкурентной борьбе. Это ведет, в свою очередь, к увеличению оборота и диверсификации материальной и территориальной структуры предприятия. Задача логистики заключается в эффективной реализации этих целей. Она может решаться обеспечением требуемой интенсивности поставок продуктов их получателям, рациональным формированием запасов во всей дистрибутивной сети и т.п.

Снижение расходов является обязательным условием для одержания победы в конкурентной борьбе. Логистическая деятельность открывает множество возможностей для рационализации затрат в различных звеньях цепи поставок.

Максимизация доходов и минимизация расходов - важнейшие направления, которые, в конечном счете, определяют финансовый результат фирмы.

На рис. 2 представлены наиболее общие связи логистических процессов с реализацией целей предприятия. Эти связи мы будем соответственным образом обсуждать и исследовать.

Широкая сфера логистических процессов непосредственно влияет на максимизацию доходов от совокупной деятельности предприятия; она также может снижать расходы на нее. Эти два ведущих направления отражаются как на финансовом результате (путем его максимизации), так и на укреплении рыночной позиции, достижении и удержании преимуществ в конкурентной борьбе. Эти цели достигаются как логистической деятельностью, так и прямым снижением затрат.

В свою очередь, получение финансовой прибыли позволит увеличить экономический потенциал предприятия и, в конечна счете, повышает его инвестиционную привлекательность.

В последующих рассуждениях главное внимание будет уделяться выявлению факторов, лежащих в сфере логистики и оказывающих влияние на достижение главных целей предприятия. Их взаимосвязи в общем виде показаны на рис. 2. Особое место будет отводиться тем факторам, которые улучшают финансовые показатели, повышают уровень рентабельности и создают тем самым возможности для увеличения экономического потенциала предприятия и роста его стоимости.

Главные, стратегические, долгосрочные цели

Рост стоимости предприятия

Рост экономического потенциала

Подчиненные,

оперативные

цели

Укрепление рыночной

пп^ипии

Максимизация финансовых результатов на длительном временном горизонте

Средства для : достижения ; целей

Логистические средства для достижения

целей __

Максимизация доходов от совокупной деятельности

Снижение расходов на деятельность

Четкость логических процессов

I

1

Запасы материалов

—, +

Уровень обслуживания клиента

Затраты на логистику

X

Закупка

Транспортирование и хранение

Дис-

трибу-

ция

Уровень и структура

Обрачи-

ва-емость

Затраты на материальные процессы

£

Затраты на информационные процессы

Затраты на запасы

Влияние цепи поставок

-Увеличение объема продаж зачет более качественного обслуживания потребителей

- Более низкая стоимость благодаря новым или более эффективным производственным мощностям

- Более низкие затраты на закупаемые материальные ресурсы

- Более низкие затраты на управление заказами

- Меньше изменений, вносимых в производственный процесс в последнюю минуту

- Меньше претензий по фрахту

- Более низкие затраты на перевозки

- Более низкие затраты на страхование, налоги, переменные затраты на хранение, ущербы от рисков, связанных с запасами

- Потребность в меньшем числе работников

- Более низкие затраты на услуги складирования, предоставляемые посредниками

- Более низкие затраты на информационные системы

- Более низкие на осуществления контроля

- Более низкие инвестиции в запасы

- и др.

Повышение эффективности и конкурентоспособности предприятия

УВЕЛИЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 2. Связи цепи поставок с инвестиционной привлекательностью предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, существует множество важных связей между эффективностью логистических процессов и стоимостью фирмы для акционеров. Поэтому следует говорить о влиянии логистики не только на формирование операционной прибыли, но и на продуктивность ресурсов-активов за счет ускорения их оборачиваемости, и - благодаря этому - влиянии на объем инвестиционную привлекательность предприятия.

Список литературы

1. Иванов, Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация / Дмитрий Иванов. - М.: Вершина, 2008. - 176 с.

2. Иванов Д.А. Управление цепями потавок / Д.А. Иванов. СПБ.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2009. - 660с

3. Сеовронек Чеслав, Сариуш-Вольский Здзислав. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. пособие: Пер.с польс. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 400 с.

Белоцерковский Владимир Иванович, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, Россия, Тула, Тулъскийгосударственныйуниверситет,

Нгуен Тхи Тху Тхыонг, аспирант, 8(920) 751-71-78, thuong_tula@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

EXPLANATING THE RELATIONSHIP BETWEEN INVESTMENT ATTRACTIVENESS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

V.I. Belotserkovski, Nguyen Thi Thu Thuong

The concept of investment attractiveness of enterprises and supply chain management is developed. Its role in improving the efficiency of enterprises and enhance their attractiveness is revealed.

Keywords: investment attractiveness, the supply chain, logic stick

Belotserkovski Vladimir Ivanovich, doctor of economic science, professor, manager of department, Russia, Tula, Tula State University,

Nguyen Thi Thu Thuong, postgraduate, 8(920) 751-71-78, thuong_tula@mail.ru. (Russia, Tula, Tula State University)

УДК 339.138

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕБРЕНДИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

О.М.Епархин, О.К.Платов, Е.Ф.Трофимов, Е.А.Зотова

Раскрывется сущность ребрендинга образовательной организации, сформулированы его цели и задачи в зависимости от степени охвата бизнес-процессов и особенностей изменяющейся внешней среды, а также представлены различные виды ребрендинга вуза, которыемогут использоваться в зависимости от целей, уровня развития образовательной организации и глубины процесса переформированию бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.