Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНА ПРИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ'

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНА ПРИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Степашкина Алена Сергеевна, Лимаренко Николай Владимирович, Успенский Иван Алексеевич, Юхин Иван Александрович, Рябчиков Дмитрий Сергеевич

Проблема и цель. Целью исследования явилось изучение опытным и расчетным путем определения подхода к созданию и использованию эффективной системы внутрихозяйственных перевозок зерновых культур. Совершенствование внутрихозяйственных перевозок предполагается за счет оптимизации количественного состава автотранспортных средств, задействованных в зерноуборочном процессе. Оптимизация выполняется на основании экономико-математической модели топливных затрат на транспортную перевозку. Методология. При возделывании зерновых культур затраты на транспортировку занимают около 40 % всех экономических затрат предприятия на возделывание. Грамотный подход к организации транспортно-логистического процесса транспортировки зерна внутри предприятия позволит значительно снизить затраты на выполнение транспортных работ. В большинстве случаев маршрут движения к месту выгрузки определяется водителем транспортного средства, на котором осуществляется перевозка продукции с поля к месту выгрузки. Для эффективного управления транспортными процессами внутри предприятия, предлагается использовать программное приложение для оценочных затрат на перевозку. Оценка выполняется на основании расчетных показателей нормативных значений расхода топлива и горюче-смазочных материалов (ГСМ) с учетом эксплуатационных коэффициентов, характерных для агропромышленного комплекса, произведены расчеты потребления дизельного топлива на сельскохозяйственной предприятии для автомобилей, задействованных во внутрихозяйственных перевозках зерновых культур. Результаты. На основании проведенных расчетов и экспериментов получены данные для сравнения результатов. Определена математическая модель для расчета значений топливных затрат на выполнение технологических процессов по перевозке зерна. По результатам полученных значений предложены подходы к определению рационального количества транспортных средств, для внутрихозяйственных перевозок зерна, с учетом топливных затрат. Разработано программное обеспечение, позволяющее создать научно-обоснованную модель эффективного использования транспортных средств предприятия при проведении зерноуборочных работ. Заключение. Применение программного продукта при организации внутрихозяйственных перевозок зерна позволит предприятию эффективно подойти к организации транспортных процессов, а также, снизить затраты на транспортировку зерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Степашкина Алена Сергеевна, Лимаренко Николай Владимирович, Успенский Иван Алексеевич, Юхин Иван Александрович, Рябчиков Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE CHOICE OF THE OPTIMAL ROUTE FOR GRAIN TRANSPORTATION DURING ON-FARM TRANSPORTATION

The problem and the goal. The purpose of the study was to study the experimental and calculated way of determining the approach to the creation and use of an effective system of on-farm transportation of grain crops. The improvement of on-farm transportation is supposed to be due to the optimization of the quantitative composition of vehicles involved in the grain harvesting process. Optimization is performed on the basis of an economic and mathematical model of fuel costs for transportation. Methods. When cultivating grain crops, transportation costs account for about 40% of all economic costs of the enterprise for cultivation. A competent approach to the organization of the transport and logistics process of grain transportation within the enterprise will significantly reduce the cost of performing transport work. In most cases, the route to the place of unloading is determined by the driver of the vehicle on which the products are transported from the field to the place of unloading. For effective management of transport processes within the enterprise, it is proposed to use a software application for estimated transportation costs. The assessment is carried out on the basis of calculated indicators of normative values of fuel consumption and fuel and lubricants (fuels and lubricants), taking into account the operating coefficients characteristic of the agro-industrial complex, calculations of diesel fuel consumption at an agricultural enterprise for cars involved in on-farm transportation of grain crops were made. Results. Based on the calculations and experiments, data were obtained for comparing the results. A mathematical model is defined for calculating the values of fuel costs for the implementation of technological processes for the transportation of grain. Based on the results of the obtained values, approaches are proposed to determine the rational number of vehicles for on-farm grain transportation, taking into account fuel costs. Software has been developed to create a scientifically based model of the efficient use of enterprise vehicles during grain harvesting. Conclusion. The use of the software product in the organization of on-farm grain transportation will allow the company to effectively approach the organization of transport processes, as well as reduce the cost of grain transportation.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНА ПРИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 631.3-1/-9

DOI: 10.36508ZRSATU.2022.71.57.016

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНА ПРИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Алена Сергеевна Степашкина1Ш , Николай Владимирович Лимаренко2, Иван Алексеевич Успенский3, Иван Александрович Юхин4, Дмитрий Сергеевич Рябчиков5

ьзл5, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, г Рязань, Россия

2 Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

istepashk-aloyna@yandex.ru

2limarenkodstu@yandex.ru

Зivan.uspensckij@yandex.ru

4уи'^а1@гатЫег.ги

5^_62@таН.т

Аннотация.

Проблема и цель. Целью исследования явилось изучение опытным и расчетным путем определения подхода к созданию и использованию эффективной системы внутрихозяйственных перевозок зерновых культур. Совершенствование внутрихозяйственных перевозок предполагается за счет оптимизации количественного состава автотранспортных средств, задействованных в зерноуборочном процессе. Оптимизация выполняется на основании экономико-математической модели топливных затрат на транспортную перевозку.

Методология. При возделывании зерновых культур затраты на транспортировку занимают около 40 % всех экономических затрат предприятия на возделывание. Грамотный подход к организации транспортно-логистического процесса транспортировки зерна внутри предприятия позволит значительно снизить затраты на выполнение транспортных работ. В большинстве случаев маршрут движения к месту выгрузки определяется водителем транспортного средства, на котором осуществляется перевозка продукции с поля к месту выгрузки. Для эффективного управления транспортными процессами внутри предприятия, предлагается использовать программное приложение для оценочных затрат на перевозку. Оценка выполняется на основании расчетных показателей нормативных значений расхода топлива и горюче-смазочных материалов (ГСМ) с учетом эксплуатационных коэффициентов, характерных для агропромышленного комплекса, произведены расчеты потребления дизельного топлива на сельскохозяйственной предприятии для автомобилей, задействованных во внутрихозяйственных перевозках зерновых культур.

Результаты. На основании проведенных расчетов и экспериментов получены данные для сравнения результатов. Определена математическая модель для расчета значений топливных затрат на выполнение технологических процессов по перевозке зерна. По результатам полученных значений предложены подходы к определению рационального количества транспортных средств, для внутрихозяйственных перевозок зерна, с учетом топливных затрат. Разработано программное обеспечение, позволяющее создать научно-обоснованную модель эффективного использования транспортных средств предприятия при проведении зерноуборочных работ.

Заключение. Применение программного продукта при организации внутрихозяйственных перевозок зерна позволит предприятию эффективно подойти к организации транспортных процессов, а также, снизить затраты на транспортировку зерна.

Ключевые слова: внутрихозяйственные перевозки, эффективная эксплуатация автотран-

© Степашкина А. С., Лимаренко Н. В., Успенский И. А., Юхин И. А., Рябчиков Д. С., 2022 г

спортных средств, управление транспортными процессами.

Для цитирования: Степашкина А.С., Лимаренко Н.В., Успенский И.А., Юхин И. А., Рябчиков Д.С. Обоснование выбора оптимального маршрута транспортировки зерна при внутрихозяйственных перевозках//Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева. 2022.Т14, №1. С 141-149 https://doi.org/10.36508/RSATU.2022.71.57.016

TECHNICAL SCIENCES

Original article

JUSTIFICATION OF THE CHOICE OF THE OPTIMAL ROUTE FOR GRAIN TRANSPORTATION DURING

ON-FARM TRANSPORTATION

Alyona S. Stepashkina1 , Nikolay V. Limarenko2, Ivan A. Uspensky3, Ivan A. Yukhin4, Dmitry S. Ryabchikov5

1,3,4,5,Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev, Ryazan, Russia. 2 Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia.

istepashk-aloyna@yandex.ru

2limarenkodstu@yandex.ru

3ivan.uspensckij@yandex.ru

4yuival@rambler.ru

5rds_62@mail.ru

Abstract.

The problem and the goal. The purpose of the study was to study the experimental and calculated way of determining the approach to the creation and use of an effective system of on-farm transportation of grain crops. The improvement of on-farm transportation is supposed to be due to the optimization of the quantitative composition of vehicles involved in the grain harvesting process. Optimization is performed on the basis of an economic and mathematical model of fuel costs for transportation.

Methods. When cultivating grain crops, transportation costs account for about 40% of all economic costs of the enterprise for cultivation. A competent approach to the organization of the transport and logistics process of grain transportation within the enterprise will significantly reduce the cost of performing transport work. In most cases, the route to the place of unloading is determined by the driver of the vehicle on which the products are transported from the field to the place of unloading. For effective management of transport processes within the enterprise, it is proposed to use a software application for estimated transportation costs. The assessment is carried out on the basis of calculated indicators of normative values of fuel consumption and fuel and lubricants (fuels and lubricants), taking into account the operating coefficients characteristic of the agro-industrial complex, calculations of diesel fuel consumption at an agricultural enterprise for cars involved in on-farm transportation of grain crops were made.

Results. Based on the calculations and experiments, data were obtained for comparing the results. A mathematical model is defined for calculating the values of fuel costs for the implementation of technological processes for the transportation of grain. Based on the results of the obtained values, approaches are proposed to determine the rational number of vehicles for on-farm grain transportation, taking into account fuel costs. Software has been developed to create a scientifically based model of the efficient use of enterprise vehicles during grain harvesting.

Conclusion. The use of the software product in the organization of on-farm grain transportation will allow the company to effectively approach the organization of transport processes, as well as reduce the cost of grain transportation.

Key words: on-farm transportation, efficient operation of motor vehicles, management of transport processes.

For citation: Stepashkina A.S., Limarenko N.V., Uspensky I.A., Yukhin I. A. Ryabchikov D.S. Justification of the choice of the optimal route for grain transportation during on-farm transportation. Herald of Ryazan State Agrotechnological University Named after P.A. Kostychev. 2022; 14(1). C 141- 149(in Russ.). https://doi. org/10.36508/RSATU.2022.71.57.016

Введение

Правильный подход к организации работ сельскохозяйственной и уборочной техники способствует существенной экономии ГСМ и финансов предприятия, а также позволяет оптимально эксплуатировать и содержать спецтехнику.

На расход топливного ресурса техники оказывают влияния многие факторы, которые следует учесть при выполнении расчетов потреблении топлива транспортным средством.

Потребление топливных ресурсов зависит от следующих основных факторов [1]:

- Стиль управления транспортным средством (при агрессивном стиле управления часто водителем выполняется неправильное переключения передач, а также выбирается неправильный скоростной режим, все это ведет к перерасходу потребления ГСМ);

- Погодные условия;

- Сезон выполнения работ (при зимней эксплуатации требуется дополнительных прогрев двигателя);

- Ландшафт местности, где производятся работы.

Также есть ряд количественных и качественных характеристик, которые также оказывают влияние на потребление топливных ресурсов:

- Покрытие дорожного полотна (полевая дорога, снежная дорога, дорога с твердым покрытием, засыпанная гравием, щебеночная дорога, песчаная, грунтовая после осадков, дорога с глубокими колеями, пашня и т.д.);

- Грузоподьемность ТС или ТС с прицепом;

- Возраст автомобиля (так как потребление топливных ресурсов зависит от состояния двигателя, состояния топливной системы, охлаждающей системы и т.д.);

- Показатели давления в шинах и т.д.

Стоит отметить, что выбор «короткого» пути

для перевозки сельскохозяйственных грузов не всегда самый оптимальный, т.к. в условиях сельской местности «короткий» маршрут в большинстве случаев проходит по полевым дорогам, где на состояние дорожного полотна оказывают влияние такие факторы как погода и время года.

Анализ исследований процессов возделывания зерна показал, что значительная доля экономических затрат приходится на выполнение зерноуборочных работ, а именно осуществлении транспортных работ по организации перевозок от места сбора до места хранения или первичной переработки.

Для снижения экономических затрат на организацию процесса перевозки зерна требуется произвести корректные расчеты объемов перевозки с условием повышения эффективности эксплуатации подвижного состава аграрного предприятия.

Материалы и методы

При возделывании зерновых культур расходы на организацию транспортировки зерна достигают 40% от общего объема экономических затрат аграрного предприятия на возделывание [2]. Для эффективного и грамотного управления экономическими

затратами при выполнении транспортных работ необходимо оптимизировать этапы транспортно-логистического процесса, начиная от выбора вида транспортных средств, задействованных в процессе доставки, до построения маршрутов и оперативного контроля транспортных расходов [3, 4].

Как уже отмечено выше, транспортные расходы в значительной доле зависят от грамотного выбора вида используемого автотранспорта. Для снижения затрат при организации внутрихозяйственных перевозок требуется минимально сократить количество простоев [5], порожних пробегов транспортного средства, а также выбрать оптимальный маршрут доставки груза до места хранения с учетом топливных и временных затрат [6, 7].

Согласно экспертным мнениям, топливные расходы при организации перевозок составляют около 50% всех затрат на транспортную логистику, при это стоит учесть, что часто такой объем расходов ГСМ не всегда обоснован [8,9,10]. Наиболее часто при организации транспортных работ водитель транспортного средства самостоятельно определяет маршрут движения до места выгрузки, опираясь лишь на свое мнение при формировании транспортной логистики. Данный выбор не всегда оказывается правильным.

ОснащениеаграрныхпредприятийРязанскойоб-ласти современной уборочной и транспортной техникой характеризуется отрицательной динамикой.

Регулярное обновление подвижного состава -затратное дело. Поэтому в уборочных процессах в сельском хозяйстве большую долю подвижного состава занимают грузовые автомобили со сроком эксплуатации более 8 лет.

Не секрет, что расход топлива у одного и того же транспортного средства может существенно варьироваться от различных эксплуатационных факторов, в том числе температуры окружающего воздуха. Анализ результатов ранее проведенных исследований позволяет сделать вывод, что на значение топливного расхода транспортных средств оказывает влияние нескольких факторов [11,12], зависящих от температурных условий эксплуатации, в то числе изменение сопротивления качению шин, повышение аэродинамического сопротивления, а также, в целом, работу двигателя [13].

В технических характеристиках транспортных средств указан такой параметр, как нормативный расход топлива на единицу пробега (л/100 км). Но при осуществлении технологических процессов транспортными средствами реальные показатели могут в разы отличаться от нормативных значений [14,15].

Существуют несколько видов норм расхода топлива: линейные нормы, которые регламентируют расход топлива при движении автомобиля, нормы топливного расхода на работу спецоборудования, установленного на автомобиле и удельный расход топлива на единицу транспортной работы [16].

Существуют следующие виды линейных норм:

1) базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

2) норма на 100 тонно-километров транспортной работы (данная норма учитывает дополнительный расход топлива при выполнении перевозки груза автомобилем);

3) норма на ездку с грузом (данная норма учитывает дополнительный расход топлива, зависящее от маневрирования в пунктах загрузки и разгрузи).

Использование поправочных коэффициентов при расчете топливных затрат на выполнение технологических работ позволяет получить объективные значения расхода топлива автомобиля.

В нашей работе используется расчетно-стати-стический метод оценки расхода топлива на основе статистических данных фактических значений расходов топлива с учетом факторов, влияющих на изменение нормальных условий эксплуатации [17].

Таким образом, в наших расчетах будем опираться на следующие корректировочные показатели [18]:

1) сложные условия эксплуатации. Под данным показателем понимается движение автомобиля в

сложных дорожных условиях, таки как движение по пересеченной местности, движение автомобиля по дорогам со сложным плавном, движение по полю и т.д.

2) срок эксплуатации автомобиля.

3) производился ли капитальный ремонт автомобиля перед выполнением зерноуборочных работ.

Значения поправочных коэффициентов получены в рамках проведения экспериментальных заездов.

Рассмотрим реальный пример организации доставки сельскохозяйственной продукции до места первичной переработки или хранения на примере сельскохозяйственного производителя ООО «Аграрий» Касимовского района Рязанской области.

От места уборки сельскохозяйственной продукции до места хранения доставить груз можно по двум маршрутам: Маршрут №1 протяжённостью 17,1 км и асфальтовым покрытием, Маршрут № 2 протяженностью 13,8 км не имеющим твердого покрытия. (рис.1).

\

Кч ИлЧШ

Л

Рис. 1 - Возможные транспортные пути для осуществления доставки зерна от места сбора

до места хранения

На первый взгляд сложно оценить какой маршрут движения является оптимальным для осуществления грузовых перевозок. Разница протяженности пути составляет 3,3 км.

Расчет топливных затрат при перевозке зерна выполнен на основе методических рекомендаций к распоряжению Минтранса России от 14 марта 2008 года №АМ-23-р с применением поправочных коэффициентов:

Qн=0,01*(Hsan* S+1,3* Sгр*V* р* к*0,001) *(1+0,01*(м+Р+а)),

где Qн - расчетное значение потребления топлива;

^ап - норма расхода топлива на 100 км при порожневом пробеге (без груза), л/100км; S - длина общего пробега автомобиля, км; Sгр - длина пробега автомобиля с грузом, км; V - объем кузова автомобиля, м3; р - плотность зерновой культуры на 1 мз, перевозимая транспортным средством; к - коэффициент загрузки кузова, %; ^ - поправочный коэффициент на движение автомобиля в сложных дорожных условиях (ко-лейность, движение по пересеченной местности, полю);

в - поправочный коэффициент на использова-

ние автомобиля в перевозках старше 8 лет эксплуатации;

а - поправочный коэффициент на использование автомобиля после прохождения капитального ремонта двигателя.

Расчеты выполнены в программном продукте, разработанном для проведения расчетов топливных затрат на предприятии.

-9

Для расчета возьмем одно из транспортных средств предприятия, задействованных при уборке зерновых культур во время зерноуборочных работ. Автомобиль, стоящий на балансе предприятия КАМАЗ 45143-6012-50(бортовой), сроком эксплуатации более 8 лет обладает следующими техническими характеристиками табл.1.

Таблица 1 - Технические характеристики автомобиля КАМАЗ 45143-6012-50

№ п/п Транспортное средство Снаряженная масса, кг Груз-ть, кг Полная масса Объем кузова, м3 Контрольный расход топлива, л/100км, при 60 км/ч

1 Автомобиль КАМАЗ 45143-601250 10700 11700 22400 15,2 26

Выполним расчеты топливных затрат при перевозке пшеницы по двум предложенным маршрутам при загрузке кузова на 100% объема кузова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маршрут №1 протяжённостью 17,1 км и асфальтовым покрытием:

Пробег автомобиля на маршруте «поле - зернохранилище - поле» составляет 34,2 км. Пробег автомобиля с грузом - 17,1 км.

Плотность пшеницы на момент перевозки -780 км/м3.

Автомобиль сроком эксплуатации более 8 лет. Капитальный ремонт двигателя не производился.

Дорожное покрытие -асфальтовое. Расчет выполнен в разработанном программном продукте (рис.2)

Рис.2 - Интерфейс программного продукта для расчета топливных затрат рассматриваемого автомобиля при выполнении транспортных работ по маршруту №1 за одну поездку

Расход топлива на выполнение транспортной работы в существующих условиях по маршруту № 1 составил 12,680 л топлива.

Маршрут №2 протяжённостью 13,8 км не имеющим твердого покрытия:

Пробег автомобиля на маршруте «поле - зернохранилище - поле» составляет 27,6 км.

Пробег автомобиля с грузом - 13,8 км.

Плотность пшеницы на момент перевозки -780 км/м3.

Автомобиль сроком эксплуатации более 8 лет.

Капитальный ремонт двигателя не производился.

Движение осуществляется в сложных дорожных условиях (поле).

Расчет выполнен в разработанном программном продукте (рис.3)

Расход топлива на выполнение транспортной работы в существующих условиях по маршруту № 2 составил 13,024 л топлива.

Разница значений не кажется существенной. Но если учесть, что в день по маршруту «поле -зернохранилище - поле» осуществляется около 8 поездок, сохранение топлива при выборе оптимального маршрута на одну единицу техники составляет 2,752 л дизельного топлива. А если учесть, что в день эксплуатируется сразу несколько транспортных средств с различными техническими показателями, работы выполняются продолжительное время, перевозятся различные грузы с разной массой, то сумма общей экономии на выполнение транспортных работ при уборке зерновых культур может составить несколько десятков тысяч рублей.

ф Расчет тепля ми мвдг гр/ дцшжпмЯстктыя «чимля* л-си

Расчет топливных затрат при внутрихозяйственных перевозках зерна бортовой грузовой автомобиль-самосвал грузовой с прицепом добавить

Расчет топливых затрат для бортовых грузовых автомобилей

ЗыООР MTOUOtWnn КАМАЗ 45143-6012-50 Ошш пво»- автоыоси 27.0 км

Коэффициент :-аф|\«.р кузова 1

пшеница % 13.8 км

Ш Автомобиль после капитального ремонта?

) Автомобиль старше 8 лет?

Движение в сложных дорожных условиях {гатей ность. ) движение по пересеченной местности, полю, движение по дорогам со сложным планом)

Выбран автомобиль:

Название: КАМАЗ 45143-6012-50 Снаряженная масса: 10700 кг Грузоподъемность: 11700 кг Объем; 15.2 м1

Расход топлива, л/100км, при 60 км/ч: 26 Расход топлива:!3.024

Рис. 3 - Интерфейс программного продукта для расчета топливных затрат рассматриваемого автомобиля при выполнении транспортных работ по маршруту №2 за одну поездку

Ниже, на рисунке 4, представлена диаграмма сравнения топливных затрат при выполнении 1 рейса, 8 рейсов (1 рабочий день) и 40 рейсов (5 рабочих дней) одним и тем же автомобилем при

перевозке груза одной массы по короткому «полевому» и длинному (движение осуществляется по асфальту) маршрутам.

Рис. 4 - Сравнение топливных затрат одного транспортного средства при движении по различным

маршрутам в единицу времени

Заключение

Для обоснованного выбора оптимального маршрута перевозки грузов до места хранения в условиях эксплуатации на предприятии использо-ваниепрограммного продукта позволит на основе расчётных значений определить оптимальный маршрут для выполнения перевозок зерновых культур до мест хранения. Расчеты выполняются на основании научно-обоснованных расчетов с применением поправочных коэффициентов, характерных для условий эксплуатации транспортных средств. В коде программы уже содержится база показателей технических характеристик транспортных средств на предприятии. Также при изменении автомобильного парка реализована возможность самостоятельного добавления транспортных средств и его технических характеристик. Экономическая эффективность с одной единицы техники в период эксплуатации 5 дней в денежном эквиваленте может достигать 688 ру-

блей (при значении 50 рублей за 1 литр дизельного топлива).

Список источников

1. S.A. Plotnikov, A.N. Kartashevich, M.V. Simonov, M.N. Glushkov. Determining of optimum operation modes of a diesel engine with a multicomponent bio-fuel composition. //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 1086 (2021). - № 012014. URL: https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757- 899X/1086/1/012014/pdf

2. Контейнерная поточно-транспортная технология подготовки селекционного зерна. Сельскохозяйственные машины и технологии / М.Л. Крюков, В.К. Пышкин, А.С. Чулков, С.В. Власова [и др.] // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2018. - №12(6) - С.20-24 https://doi. org/10.22314/2073-7599-2018-12-6-20-24

3. Утенков Г.Л. Управление механизированными технологическими процессами возделывания зерновых культур. / Утенков Г.Л., Добро-

любов И.П. // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2019. - № 13(5). С.26-32. https://doi. org/10.22314/2073-7599-2019-13-5-26-32

4. Byshov N.V., Borychev S.N., Bakulina G.N., Fedoskin V.V., Fedoskina I.V., PikushinaM.Yu. Systems analysis when evaluating and forecasting of agricultural enterprises//Religacion. revista de cienciassocialesyhumanidades. -2019.- Vol.4, №18.- Р.390-404. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=43937669.

5. Uspenskiy I. A., Rembalovich G. K., Yukhin I. A., Ryabchikov D. S., Stepashkina A. S. Development and testing of a conveyor for detecting various types of vehicles when transporting agricultural products from the field // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering832 (2020) 012059I0P Publishing DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/832/1/012059

6. Izmajlov A.JU., Makarov V.A. K voprosuobosnovanijatehniko-jekonomicheskogourov njasel'skohozjajstvennyhmashinioborudovanija // Sel 'skohozjajstvennyemashinyitehnologii. - 2016. -№3. - S.17-19.

7. Mamat H. S., Husen E. Socio-economic aspect and carrying capacity of agricultural land resources to support the development of strategic agricultural commodities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 648, 1st International Conference on Sustainable Tropical Land Management 16 - 18 September 2020, Bogor, Indonesia. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/648/1/012019

8.Мероприятия по повышению эксплуатационных показателей автотракторной техники при внутрихозяйственных перевозках в АПК / А. В. Бортник, И. А. Успенский, И. А. Юхин, В. А. Волченкова // Техника и оборудование для села. - 2019. - № 9 (267). - С. 33-36. DOI 10.33267/2072-9642-20199-33-36

9. Расчет производительности и потребности технических средств уборочно-транспортного комплекса. / А.Ю. Измайлов, А.А. Артюшин, Н.Е. Евтю-шенков, Г.С. Бисенов [и др.] // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2016. - №(2). С.5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25846958

10. Обоснование уборочно-транспорт-ных процессов в селекционных технологиях. / А.Ю.Измайлов, В.Ф. Рожин, Е.П. Шилова, М.В. Иванов [и др.] // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2018. - №12(1). С.4-9. https://doi. org/10.22314/2073-7599-2018-12-1-4-9

11. Технология и техника для уборки и транспортировки зерна в селекции и первичном семеноводстве. / Н.Е. Евтюшенков, М.Л. Крюков, Е.П. Шилова, С.В. Власова // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2016. - №(5). С. 30-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27253510

12. Управление эффективностью эксплуатации транспортно-технологических комплексов /

Р.Р. Кабиров, Е.В. Самойлова, О.А. Шала-мова, Е.О. Юркова [и др.] // Политранспортные системы: Материалы VIII Международной научно-технической конференции в рамках года науки Россия

- ЕС «Научные проблемы реализации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке».

- 2015. - С. 38-42. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23712816.

13. Анализ методов технического диагностирования автомобилей / Дорофеева К.А., Борычев С.Н., Кокорев Г.Д., Успенский И.А. [и др.] // Тенденции развития агропромышленного комплекса глазами молодых ученых. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный агро-технологический университет имени П.А. Косты-чева». - 2018. - С.162-168. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=35318349

14. Лачуга, Ю.Ф. Развитие интенсивных машинных технологий, роботизированной техники, эффективного энергообеспечения и цифровых систем в агропромышленном комплексе / Ю.Ф. Лачуга, А.Ю. Измайлов, Я.П. Лобачевский, Ю.Х. Шо-генов // Техника и оборудование для села. - 2019.

- № 6 (264). - С. 2-9. DOI: 10.33267/2072- 96422019-6-2-8

15. Лобачевский, Я.П. Аспекты цифровизации системы технологий и машин / Я.П. Лобачевский, В.М. Бейлис, Ю.С. Ценч // Электротехнологии и электрооборудование в АПК. - 2019. - № 3 (36). - С. 40-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41192528

16. Арженовский А.Г. Методы определения энергетических и топливно-экономических показателей машинно-тракторных агрегатов // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2017.

- №(6). С.36-40. https://doi.org/10.22314/2073-7599-2017-6-36-40

17. Кокорев Г.Д. Тенденции развития технической эксплуатации автомобильного транспорта / Г.Д. Кокорев, И. А. Успенский, И.Н. Николотов. // II Международная научно-производственная кон-ференциям: Перспективные направления автомо-бильного комплекса. - Пен-за.:2009. - С.135-138. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21268552.

18. Универсальные транспортные средства для выполнения транспортно-погрузочных работ при внутрихозяйственных перевозках плодоовощной продукции / Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, И.А. Успенский, И.А. Юхин [и др.] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013.

- №09(093). С. 1231-1242. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20929357

Вклад авторов:

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. S.A. Plotnikov, A.N. Kartashevich, M.V. Simonov, M.N. Glushkov. Determining of optimum operation modes of a diesel engine with a multicomponent bio-fuel composition. //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 1086 (2021). - № 012014. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1086/1/012014/pdf

2. Container flow-transport technology of preparation of breeding grain. Agricultural machines and technologies / M.L. Kryukov, V.K. Pyshkin, A.S. Chulkov, S.V Vlasova [et al.] // Agricultural machines and technologies. - 2018. - №12(6) - P.20-24 https://doi.org/10.22314/2073-7599-2018-12-6-20-24

3. Utenkov G.L. Management of mechanized technological processes of cultivation of grain crops. / Utenkov G.L., Dobrolyubov I.P. //Agricultural machines and technologies. - 2019. - № 13(5). Pp.26-32. https:// doi.org/10.22314/2073-7599-2019-13-5-26-32

4. Byshov N.V., Borychev S.N., Bakulina G.N., Fedoskin V.V., Fedoskina I.V., PikushinaM.Yu. Systems analysis when evaluating and forecasting of agricultural enterprises//Religación. revista de cienciassocialesyhumanidades. -2019.- Vol.4, No.18.- p.390-404. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=43937669.

5. Uspenskiy I. A., Rembalovich G. K., Yukhin I. A., Ryabchikov D. S., Stepashkina A. S. Development and testing of a conveyor for detecting various types of vehicles when transporting agricultural products from the field // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering832 (2020) 012059I0P Publishing DOI: https://doi. org/10.1088/1757-899X/832/1/012059

6. Izmajlov A.JU., Makarov V.A. K voprosuobosnovanijatehniko-jekonomicheskogourovnjasel'skohozjajstv ennyhmashinioborudovanija // Sel'skohozjajstvennyemashinyitehnologii. - 2016. -№3. - S.17-19.

7. Mamat H. S., Husen E. Socio-economic aspect and carrying capacity of agricultural land resources to support the development of strategic agricultural commodities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 648, 1st International Conference on Sustainable Tropical Land Management 16 - 18 September 2020, Bogor, Indonesia. DOI: https://doi.org/10.1088/1755- 1315/648/1/012019

8. Measures to improve the performance of automotive equipment during on-farm transportation in the agro-industrial complex / A.V. Bortnik, I. A. Uspensky, I. A. Yukhin, V. A. Volchenkova // Machinery and equipment for the village. - 2019. - № 9 (267). - Pp. 33-36. DOI 10.33267/2072-9642-2019-9-33-36

9. Calculation of productivity and needs of technical means of the harvesting and transport complex. / A.Y. Izmailov, A.A. Artyushin, N.E. Evtyushenkov, G.S. Bisenov [et al.] //Agricultural machines and technologies. -2016. - N(2). p.5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25846958

10. Justification of harvesting and transport processes in breeding technologies. / A.Y.Izmailov, V.F. Rozhin, E.P. Shilova, M.V. Ivanov [et al.] // Agricultural machines and technologies. - 2018. - №12(1). Pp.4-9. https:// doi.org/10.22314/2073-7599-2018-12-1-4-9

11. Technology and equipment for harvesting and transporting grain in breeding and primary seed production. / N.E. Yevtyushenkov, M.L. Kryukov, E.P. Shilova, S.V Vlasova // Agricultural machines and technologies. -2016. - N(5). PP. 30-35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27253510

12. Management of the efficiency of operation of transport and technological complexes / R.R. Kabirov, E.V. Samoylova, O.A. Shalamova, E.O. Yurkova [et al.] // Polytransport systems: Materials of the VIII International Scientific and Technical Conference within the framework of the Year of Science Russia - EU "Scientific problems of the implementation of transport projects in Siberia and the Far East". - 2015. - PP. 38-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23712816.

13. Analysis of methods of technical diagnostics of cars / Dorofeeva K.A., Borychev S.N., Kokorev G.D., Uspensky I.A. [et al.] //Trends in the development of the agro-industrial complex through the eyes of young scientists. Materials of the scientific and practical conference with international participation. Ministry of Agriculture of the Russian Federation; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev". - 2018. - p.162-168. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=35318349

14. Lachuga, Yu.F. Development of intensive machine technologies, robotic equipment, efficient energy supply and digital systems in the agro-industrial complex /Yu.F. Lachuga, A.Y. Izmailov, Ya.P. Lobachevsky, Yu.Kh. Shogenov // Machinery and equipment for the village. - 2019. - № 6 (264). - P. 2-9. DOI: 10.33267/20729642-2019-6-2-8

15. Lobachevsky, Ya.P. Aspects of digitalization of the system of technologies and machines / Ya.P. Lobachevsky, V.M. Beilis, Yu.S. Tsench // Electrotechnologies and electrical equipment in the agro-industrial complex. - 2019. - № 3 (36). - Pp. 40-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41192528

16. Arzhenovsky A.G. Methods for determining energy and fuel-economic indicators of machine-tractor units //Agricultural machines and technologies. - 2017. - N(6). pp.36-40. https://doi.org/10.22314/2073-7599-2017-6-36-40

17. Kokorev G.D. Trends in the development of technical operation of motor transport / G.D. Kokorev, I. A. Uspensky, I.N. Nikolotov. // II International Scientific and Production Conference: Promising directions of the automotive complex. - Penza.:2009. - p.135-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21268552.

18. Universal vehicles for performing transport and loading operations during on-farm transportation of fruit and vegetable products / N.V. Byshov, S.N. Borychev, I.A. Uspensky, I.A. Yukhin [et al.] // Polythematic network

electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2013. - №09(093). Pp. 1231-1242. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20929357

Contribution of the authors:

All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

Информация об авторах

Степашкина Алена Сергеевна, аспирант кафедры технической эксплуатации транспорта, Рязанский государственный агротехнологический университет, stepashk-aloyna@yandex.ru.

Лимаренко Николай Владимирович, канд. техн. наук, учебный мастер кафедры технической эксплуатации транспорта, limarenkodstu@yandex.ru.

Успенский Иван Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой технической эксплуатации транспорта, ivan.uspensckij@yandex.ru.

Юхин Иван Александрович, д-р техн. наук, доцент, зав. Кафедрой автотракторной техники и теплоэнергетики, yuival@rambler.ru.

Рябчиков Дмитрий Сергеевич, канд. техн. наук, доцент кафедры строительства инженерных сооружений и механики, rds_62@mail.ru.

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Information about the authors

Stepashkina Alyona Sergeevna, Postgraduate student of the Department of Technical Operation of Transport, Ryazan State Agrotechnological University, stepashk-aloyna@yandex.ru.

Limarenko Nikolay Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Training Master of the Department of Technical Operation of Transport, limarenkodstu@yandex.ru.

Uspensky Ivan Alekseevich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Technical Operation of Transport, ivan.uspensckij@yandex.ru.

Yukhin Ivan Aleksandrovich, Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Head. Department of Automotive Engineering and Thermal Power Engineering, yuival@rambler.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ryabchikov Dmitry Sergeevich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Construction of Engineering Structures and Mechanics, rds_62@mail.ru

Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev.

Статья поступила в редакцию 18.02.2022.; одобрена после рецензирования 03.03.2022; принята к публикации 11.03.2022.

The article was submitted 18.02.2022.; approved after reviewing 03.03.2022.; accepted for publication 11.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.