Научная статья на тему 'Обоснование введения выделенных полос для маршрутного пассажирского транспорта'

Обоснование введения выделенных полос для маршрутного пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
919
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ / DEDICATED LANES / МАРШРУТНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / SCHEDULED PASSENGER TRANSPORT / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ORGANIZATION OF ROAD TRAFFIC

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жиркова Александра Александровна, Басов Кирилл Александрови, Ивлев Виктор Юрьевич, Титова Полина Александровна

В ходе разработки данного проекта были исследованы и проанализированы существующие схемы организации дорожного движения на улице Советская города Тамбова, было произведено исследование интенсивности движения транспортных потоков и их состава, специфика движения маршрутного пассажирского транспорта, анализ пассажиропотока, оценка пропускной способности автомобильной дороги, загрузок и задержек транспортных средств. По результатам анализа был сделан вывод об эффективности мероприятия по введению движения с выделением полос для маршрутного пассажирского транспорта, а так же для увеличения пропускной способности центральной магистрали города, путем увеличения скорости передвижения транспортных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Жиркова Александра Александровна, Басов Кирилл Александрови, Ивлев Виктор Юрьевич, Титова Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

During the development of this project were researched and analyzed the existing scheme of traffic organization on Sovetskaya street in the city of Tambov, was investigated the intensity of traffic flow, the study of traffic flows, the specific route of movement of passenger vehicles, analysis of traffic flow, estimation of the capacity of the road, downloads, and delays of vehicles. According to the analysis, it was concluded about the effectiveness of measures for the introduction of a motion with the allocation of bands to routing passenger transport and to increase the capacity of the Central highway of the city, by increasing the speed of movement of transport streams.

Текст научной работы на тему «Обоснование введения выделенных полос для маршрутного пассажирского транспорта»

ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ВЫДЕЛЕННЫХ ПОЛОС ДЛЯ МАРШРУТНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Жиркова Александра Александровна

Магистрант ТГТУ, г. Тамбов

Титова Полина Александровна

студент, ТГТУ, г. Тамбов

Басов Кирилл Александрова

Магистрант ТГТУ, г. Тамбов

Ивлев Виктор Юрьевич

Магистрант ТГТУ, г. Тамбов

АННОТАЦИЯ

В ходе разработки данного проекта были исследованы и проанализированы существующие схемы организации дорожного движения на улице Советская города Тамбова, было произведено исследование интенсивности движения транспортных потоков и их состава, специфика движения маршрутного пассажирского транспорта, анализ пассажиропотока, оценка пропускной способности автомобильной дороги, загрузок и задержек транспортных средств.

По результатам анализа был сделан вывод об эффективности мероприятия по введению движения с выделением полос для маршрутного пассажирского транспорта, а так же для увеличения пропускной способности центральной магистрали города, путем увеличения скорости передвижения транспортных потоков.

ABSTRACT

during the development of this project were researched and analyzed the exiting scheme of traffic organization on Sovetskaya &reet in the city of Tambov, was inve^igated the intensity of traffic flow, the &udy of traffic flows, the specific route of movement of passenger vehicles, analysis of traffic flow, e^imation of the capacity of the road, downloads, and delays of vehicles.

According to the analysis, it was concluded about the effectiveness of measures for the introduction of a motion with the allocation of bands to routing passenger transport and to increase the capacity of the Central highway of the city, by increasing the speed of movement of transport breams.

Ключевые слова: выделенные полосы, маршрутный пассажирский транспорт, организация дорожного движения.

Keywords: dedicated lanes, scheduled passenger transport, organization of road traffic.

В настоящее время сложилась ситуация при которой происходит несоответствие транспортных потоков сложившейся исторически структуре городов. Из-за этого возникает перегрузка улично-дорожной сети. В результате снижается эффективность использования динамических качеств транспортных средств. Скорость автомобилей в городах также постоянно снижается из-за продолжительности задержек транспортных потоков на перекрестках и в транспортных узлах, что способствует увеличению уровня шума и загазованности города.

Сложившаяся напряженная ситуация в современных городах требует эффективного решения проблемы «транспортного коллапса». Существует несколько основных методов организации дорожного движения, одним из которых является выделение полос для движения общественного транспорта.

Необходимо учитывать, что во многих городах транспортные заторы и пробки проблема номер один. В большинстве случаев они возникают по причинам: слабой пропускной способности дорог города с исторически сложившейся улично-дорожной сетью, неправильной парковки транспортных средств, мешающих движению маршрутного пассажирского транспорта, множества пересечений транспортных средств в одном уровне (конфликтные точки), повышающие риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, не соблюдение водителями ПДД и так далее.

Все это требует незамедлительного применения методов совершенствования организации дорожного движения.

За последние годы в нашей стране и за рубежом интенсивно ведутся работы по внедрению организации одностороннего движения на ряде улиц, выделение отдельных магистралей и полос проезжей части для движения только общественного транспорта. Это является одним из эффективных методов обеспечения безопасности движения на перекрестках, путем снижения конфликтных точек, существенному уменьшению задержек и повышением пропускной способности проезжей части. Опыт использования такой организации убедительно свидетельствует об ее эффективности в решении транспортной проблемы.

Проанализируем существующую схему организации дорожного движения на исследуемом участке. По улице Советской города Тамбова проходит 8 маршрутов троллейбусов и 31 маршрут автобусов.

Интенсивность движения маршрутного пассажирского транспорта составляет 68 автобусов/ч, 884 автобуса/сут.

Средняя скорость пассажирского транспорта составила 15 км/ч на участке дороги улицы Советской от Динамо до Комсомольской площади по натурным наблюдениям.

Результаты обследования показали, что по улице Советская значительную нагрузку на пропускную способность полос оказывает интенсивное движение маршрутного пассажирского транспорта, из-за большого количества маршрутов проходящих по улице, и расположение остановок для

маршрутно-пассажирского транспорта в местах с наиболее интенсивным движением легковых транспортных средств, которые в свою очередь тоже мешают оптимальному движению общественного транспорта. В этом случае можно организовать обособленные полосы для движения маршрутного пассажирского транспорта, что значительно повысит пропускную способность маршрутного транспорта по приоритетной полосе и обычного транспорта по не приоритетной, увеличивая тем самым скорость сообщения и улучшая экологическую ситуацию в центре города.

Так же одним из главных условий является удобство обслуживания населения. Центральный участок исследуемой улично-дорожной сети является точкой тяготения населения, в связи с расположенными на ней зданиями администрации, офисно-деловых учреждений, объектов административно-хозяйственного управления, объектов культуры, досуга, торговли, учреждений, выполняющих коммунально-бытовые функции. Вследствие чего здесь благоприятно обустроено движение для населения, пешеходные дорожки, выложенные тротуарной плиткой, парковые зоны с местами культурного отдыха.

Для удобства населения решающее значение имеет быстрота, безопасность и экономичность при перевозках. Это зависит от качества услуг, которые предоставляют транспортные предприятия и от общего уровня орга-низации дорожного движения.

Причиной возникновения заторов, в том числе и в районе перекрестков, является наличие остановочных пунктов маршрутных транспортных средств. На улицах Тамбова очень часто можно встретить, как личный автотранспорт припаркован на остановке маршрутного пассажирского транспорта, это приводит к тому, что автобусы и троллейбусы для посадки и высадки пассажиров вынуждены останавливаться во второй, а иногда и в третьей полосе движения. На время посадки и высадки пассажиров проезжая часть сужается, что приводит к возникновению затора. При высокой интенсивности движения маршрутных транспортных средств такая ситуация существует практически непрерывно.

Для предотвращения этой ситуации необходимо обеспечение безусловного выполнения водителями требований ПДД в отношении запрещения остановки и стоянки на остановках маршрутных транспортных средств и в местах, где она запрещена знаками. Также необходимо обеспечить оптимальную пропускную способность остановочных пунктов, чтобы исключить ожидание маршрутных транспортных средств и их возможность подъезда к остановке. Особенно важно выполнение этих требований, как раз в центральном районе города, являющийся местом активного тяготения людей. По улице Советской, в одном направлении насчитывается около 39 маршрутов движения общественного транспорта, перевозящие большой количество пассажиров из разных районов города через центральную часть.

В этом случае целесообразно вводить схему организации движения, когда крайние левые полосы выделены специально для маршрутных транспортных средств.

При такой организации движения маршрутного пассажирского транспорта существенно повышаются скорости движения и уменьшаются потери времени на дорогу для пассажиров.

Существуют следующие основные условия, при которых рекомендовано выделение обособленных полос для маршрутного пассажирского транспорта: [1]

- проезжая часть улицы имеет не менее трех полос для движения - на ул. Советская 6 полос для движения;

- существующая интенсивность транспортного потока данного на-правления (приведенная к одной полосе) составляет в пиковые перио-ды не менее 400 авт/ч - на ул. Советская в вечерний час пик с южного направления суммарная интенсивность движения составляет 1692 авт/час, с северного направления - 1612 авт/час, в утренний час пик для южного направления движения по ул. Советская суммарная интенсивность движения составляет 1682 авт/час, с северного направления - 1382 авт/час;

- интенсивность движения автобусов (троллейбусов) большого класса не менее 50 ед/ч - по улице Советская в пиковые периоды в обоих направлениях интенсивность движения общественного транспорта составляет около 176 ав-т/ч, а общая интенсивность движения по улице составляет около 3384 авт/ч, в следствии чего на перекрестках очень часто возникают задержки, заторы, увеличивается скорость сообщения.

На исследуемом участке улицы Советской скорость сообщения маршрутного пассажирского транспорта найденная натурным путем составляет соответственно 15 км/ч в одном направлении и 16,6 км/ч в другом направлении. Это низкие показатели. При выделении полос для маршрутного пассажирского транспорта, скорость сообщения можно посчитать по формуле: [2]

3, 6 ь.

Хр.

7,2

1 1Л

—+ -

а 7 у

+

3,6!,

V

+

(1)

где: - V - разрешенная максимальная (или расчетная установившаяся) скорость на перегоне, км/ч; а - ускорение, м/с2; j - замедление при служебном торможении, м/с2; Li -длина перегона между остановками, м; ^ - средняя продолжительность задержки на остановке, с.

В таблице 1 приведены значения V,, подсчитанные по формуле 1 при а = 1,0 м/с2; j = 1,5 м/с2; V = 60 км/ч, в зависимости от продолжительности задержки ^ и длины Ln. Таким образом, здесь рассматрива-ются свободные условия движения по магистрали по усредненному циклу, когда на перегоне возможно реализовать разрешенную скорость 60 км/ч.

Таблица 1

Скорость сообщения МПТ при заданных параметрах

Задержка Скорость сообщения, при длине перегона

200 400 600 800 1000 1200 1600 3200

15 17,9 27,5 33,7 37,8 40,8 43,0 46,3 52,2

20 15,9 25,2 31,2 35,5 38,7 41,1 44,5 51,0

25 14,3 23,1 29,2 33,5 36,7 39,2 42,8 50,0

30 13,1 21,4 27,4 31,6 34,9 37,5 41,3 49,0

35 12,0 19,9 25,7 29,9 33,3 35,9 39,9 47,9

40 11,0 18,7 24,2 28,4 31,8 34,5 38,5 47,0

Таблица 2

Скорость сообщения на исследуемом участке по ул. Советская

Остановочные пункты Время стоянки на промежуточных пунктах, с Расстояние между остановочными пунктами, м Скорость сообщения, км/ч

С южного направления

Первомайская площадь 40 0 0

А.Бебеля 40 790 28,1

Дом-музей «Чичерина» 40 360 17,6

Комсомольская 40 400 18,7

Университет им. Державина 40 490 22,9

Парк Культуры 40 230 12,6

Московская 40 660 26,6

Чичканова 40 800 28,4

Комсомольская площадь 40 470 21,9

Итого 360 4200 24,1

С северного направления

Комсомольская площадь 40 0 0

Чичканова 40 510 23,4

Московская 40 630 25,1

Парк Культуры 40 650 25,8

Институт им. Рахманинова 40 600 24,2

Комсомольская 40 440 20,1

Дом-музей «Чичерина» 40 320 17,3

А.Бебеля 40 400 18,7

Первомайская площадь 40 740 26,2

Итого: 360 4290 24,5

Принимая во внимание полученные расчеты, видно, что эксплуатационная скорость увеличилась в результате проведенных мероприятий по реорганизации дорожного движения на участке ул. Советская. Задержки транспорта могут значительно снизиться, но полностью исключить их невозможно. В перспективном развитии регулирования движения на данном участке улично-дорожной сети следует

учесть возможность установки светофорных объектов или изменения параметров регулирования существующих. Получившаяся эксплуатационная скорость маршрутного пассажирского транспорта по маршруту исследуемого участка ул. Советская в обоих направлениях составила 24,1 км/ч и 24,5 км/ч. Нормативная скорость движения общественного транспорта по городу составляет 20 км/ч, с учетом возмож-

ных задержек, скорость будет удовлетворять условиям быстрого и комфортного передвижения пассажиров.

По улице Советская проходит 30% городских маршрутов маршрутного пассажирского транспорта. Данный участок перегружен пассажирским транспортом. Это является причиной многочисленных наложений и дублирования маршрутов следования автобусов и троллейбусов. Поэтому для оптимизации работы городской системы пассажирского сообщения и более широкого покрытия зоны возможного образования пассажиропотоков необходимо рассредоточить линии работы общественного транспорта. Для этого часть маршрутов проходящих по рассматриваемому участку улицы Советская следует перенести.

Данное мероприятие позволит частично разгрузить улицу Советская от общественного транспорта, создающих помехи для движения легковых ТС, а так же увеличит транспортную зону покрытия, и соответственно охват большего количества точек притяжения пассажиров.

Таким образом, на проектируемом участке организуется обособленные полосы маршрутного пассажирского транспорта по крайним левым полосам.

Принимая во внимание, что проектируемое движение идет по крайним левым полосам, необходимыми условиями обеспечения безопасности массовых пассажирских пе-

ревозок являются: исправные транспортные средства, соответствующие дорожным условиям и объему пере-возок, высокая квалификация, надежность и дисциплинированность водителей и всего служебного персонала, жесткое соблюдение ПДД участниками дорожного движения не приоритетного транспорта.

Результаты расчета мероприятий показали значительное снижение транспортных задержек и потерь времени пассажиров в пути, увеличение пропускной способности дорог, уменьшение конфликтных точек, что влечет за собой уменьшение количества ДТП, числа пострадавших, а так же снижение негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду.

Список литературы:

1. Антонова А. А., Михайлов А. Ю. Критерии выделения полос приоритетного движения маршрутного пассажирского транспорта [Электронный ресурс] URL: http://towntraffic. narod.ru/Russian/Sy&ems/2007/ant.htm (дата обращения: 15.01.2016).

2. Движение маршрутного пассажирского транспорта [Электронный ресурс] URL: http://&udopedia.ru/8_169621_ dvizhenie-marshrutnogo-passazhirskogo-transporta.html (дата обращения: 15.01.2016).

АНАЛИЗ МАРШРУТНОЙ СЕТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТАМБОВА

Жиркова Александра Александровна

Магистрант ТГТУ, г. Тамбов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Титова Полина Александровна

студент, ТГТУ, г. Тамбов

Басов Кирилл Александрова

Магистрант ТГТУ, г. Тамбов

Ивлев Виктор Юрьевич

Магистрант ТГТУ, г. Тамбов

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассматривается функционирование маршрутной сети на примере города Тамбова. В ходе исследования выявлены недостатки ее работы из-за несоответствия количества автомобилей современным условиям, дорожно-транспортных происшествий, не спланированного расписания автобусов.

ABSTRACT

In this paper we consider the operation of route networks on the example of Tambov. The &udy identified deficiencies of its work due to the mismatch in the number of vehicles present conditions, road accidents, not planned bus schedules.

Ключевые слова: город Тамбов, маршрутная сеть, общественный транспорт, функционирование.

Keywords: Tambov, route network, public transport, fonctions.

Существующая маршрутная сеть общественного транспорта уже не может в полной мере удовлетворять потребности растущего, динамично развивающегося города. Наиболее распространенной проблемой являются заторы на дорогах, в частности из-за узких дорог, не соответствующих количеству автомобилей в современных условиях, дорожно-транспортных происшествий, а так же из-за неправильной работы маршрутной сети города.

Тамбов - город Российской Федерации, административный центр Тамбовской области, является также административным центром Тамбовского района (но не входит в состав этого района, так как Тамбов является самостоятельным городским округом). Город расположен на реке Цна (бассейн Оки), в 460 км к юго-востоку от Москвы. Площадь - 92 км2. [2]

Городской транспорт представлен троллейбусами, автобусами и маршрутными такси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.