Научная статья на тему 'Обоснование возможности применения пьезоэлектрического двигателя в приводе достабилизации'

Обоснование возможности применения пьезоэлектрического двигателя в приводе достабилизации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
168
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ / ПРИВОД ДОСТАБИЛИЗАЦИИ / АБСОЛЮТНЫЙ ЭНКОДЕР / THE PIEZOELECTRIC ENGINE / A STABILIZATION DRIVE / ABSOLUTE ENCODER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Фролов Александр Александрович, Фимушки Валерий Сергеевич, Горячев Олег Владимирович, Илюхина Наталья Сергеевна, Овчинников Александр Викторович

Проведен энергетический анализ привода в соответствии с заданными требованиями и выбраны два вида исполнительных двигателей. Проведено сравнение характеристик двигателей, приведены рекомендации по их применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Фролов Александр Александрович, Фимушки Валерий Сергеевич, Горячев Олег Владимирович, Илюхина Наталья Сергеевна, Овчинников Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF POSSIBILITY OF APPLICATION OF THE PIEZOELECTRIC ENGINE IN THE STABILIZATION DRIVE

The power analysis of a drive according to the set requirements is carried out, 2 kinds of executive engines according to the spent analysis have been chosen. Comparison of characteristics of engines is spent, recommendations about their application are resulted.

Текст научной работы на тему «Обоснование возможности применения пьезоэлектрического двигателя в приводе достабилизации»

УДК 621.312

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ В ПРИВОДЕ

ДОСТАБИЛИЗАЦИИ

А. А. Фролов, В. С. Фимушкин, О.В. Горячев, Н.С. Илюхина, А. В. Овчинников

Проведен энергетический анализ привода в соответствии с заданными требованиями и выбраны два вида исполнительных двигателей. Проведено сравнение характеристик двигателей, приведены рекомендации по их применению.

Ключевые слова: пьезоэлектрический двигатель, привод достабилизации, абсолютный энкодер.

Основными требованиями, предъявляемыми к высокоточному приводу, являются минимальные значения статической и динамической погрешностей, устойчивость работы, малые габаритные размеры и масса,

высокое быстродействие (15,6 г • см ).

На начальном этапе проектирования был проведен энергетический анализ:

£вх = 4х smC/вх/), (1)

где Авх - амплитуда сигнала; /вх - частота.

Изменение скорости

^ = Авх /вх cos /1) (2)

dt

Изменение ускорения

d2gвх =_a f2 sin( f t) dt

Авх /вх = °max; (3)

A f2 = F

вх вх max

Исходя из уравнений (1) - (3) можно определить входной сигнал,

О ЛПЛ рад -2А о рад

который составляет Оmax =1,74-, Fmax = 34,6—.

c с

Момент сопротивления нагрузки Mc = 0,003 Н • м.

Момент инерции нагрузки Jn = 1.56-10_6 кг• м2 = 1.56-10_5Н• м2.

Предварительный выбор типа исполнительного двигателя (ИД) осуществляем по требуемой мощности, согласно заданным характеристикам объекта управления и задающего воздействия:

ГМ Т Л

—с + J р

~ unGмах

(4)

NTp = (1,5..2,5) Qм.....

тр V V

По формуле (4) можно расчитать требуемую мощность двигателя: Nw = (1,5..2,5)• 1,74 -(0.003+1,56 -10_5 • 34,8) = (0,0082.. 0,014) Вт.

Предварительный выбор двигателя по требуемому моменту можно

М _3

определить из условия Мп > —с + JH£Max > 3.054 -10 Н - м.

77

На первом этапе проектирования привода достабилизации в качестве исполнительного элемента был использован микродвигатель ЕС-20 flat (5 W) фирмы Maxon motors (Швейцария). В качестве датчика угла выбран абсолютный энкодер DS-25 фирмы Netser (Израиль).

Основные технические характеристики исполнительного двигателя и датчика угла представлены в табл. 1.

Альтернативным вариантом исполнительного двигателя привода достабилизации был выбран пьезоэлектрический реверсивный двигатель PM-22R (Украина) в связи с недостаточной точностью позиционирования ротора двигателя ЕС-20 flat (5W).

Двигатель PM-22R является высокомоментным, старт-стопным, низкоскоростным, реверсивного вращения с высоким угловым разрешением. Предназначен для формирования как непрерывного, так и импульсного режимов вращения. Когда двигатель обесточен, он работает как хранитель положения. Выполнен на основе кольцевого пьезоэлектрического резонатора.

По сравнению с традиционными двигателями имеет малые габарит и массу, большой диапазон регулировки по скорости, возможность формирования сверхмалых угловых микроперемещений, практически мгновенный разгон и торможение, самоторможение при отключенном питании.

Таблица 1

Технические характеристики микродвигателя ЕС-20

№ п/п Наименование параметра Значение

1 Номинальный момент двигателя, Н • м 8,4-10 _3

2 Номинальная скорость двигателя, рад/с 765

3 Механическая постоянная времени, с 2 -10_2

4 Момент инерции ротора, Н • м • с 5 -10_8

На рисунке приведна нагрузочная характеристика пьезоэлектрического двигателя РМ-22Я.

0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6

Нагрузочный момент, Н*м

Нагрузочная характеристика РМ-22Я

В табл. 2 представлены характеристики пьезоэлектрического двигателя РМ-22Я.

Таблица 2

Технические характеристики пьезоэлектрического двигателя РМ-22Я

Характеристика Значение

Максимальный момент, Н • м 0,5

Момент самоторможения, Н • м 0,51

Максимальная скорость, рад/с 3,14

Мин. угловой шаг, мрад 4,8 • 10_3

Мин. время отклика, с 5•10_5

Время разгона, с 3•10_4

Время реверсирования, с 5•10_4

Напряжение питания, В 12

Минимальный угловой шаг пьезоэлектрического двигателя

_3

составляет 4,8 • 10 мрад, что удовлетворяет техническим требованиям к

приводу достабилизации.

По результатам расчетов были выбраны два вида исполнительных двигателей привода достабилизации. Приоритет отдан пьезоэлектрическому двигателю, так как он обладает рядом преимуществ, главные из которых:

- высокая точность позиционирования ротора;

- возможность утановки нагрузки на вал двигателя напрямую, т. е. без использования редуктора (в соответствии с нагрузочной

характеристикой, см. рисунок), что уменьшает габариты и упрощает конструкцию привода;

- высокий момент самоторможения.

Результаты энергетического расчета подтвердили возможность использования пьезоэлектрического двигателя PM-22R в качестве исполнительного двигателя привода достабилизации оптической пластины в дальномерном канале управления.

Список литературы

1. Шарапов В.М., Мусиенко М.П., Шарапова Е.В. Пьезоэлектрические датчики. М.: Техносфера, 2006. 632 с.

2. Лавриненко В.В., Карташев И.А., Вишневский В.С. Пьезоэлектрические двигатели. М.: Энергия, 1980. 110 с.

3. Пьезопривод на основе тонкопленочного пакетного пьезоактюатора. / Бойков В.И. [и др.]. // Изв.вузов. Приборостроение. 2009. Т.52. №11. С.72 - 77.

Фролов Александр Александрович, инженер-исследователь 3-й кат., аспирант, neymles@rambler.ru, Россия, Тула, ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова»,

Фимушки Валерий Сергеевич, начальник отделения, kbkedr@tula.net, Россия, Тула, ОАО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова»,

Горячев Олег Владимирович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, kbkedr@tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Илюхина Наталья Сергеевна, канд. техн. наук, проф., kbkedr@,tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Овчинников Александр Викторович, магистрант, kbkedr@tula.net, Россия, Тула, Тульский государственный университет

SUBSTANTIATION OF POSSIBILITY OF APPLICATION OF THE PIEZOELECTRIC ENGINE IN THE STABILIZATION DRIVE

A.A. Frolov, V.S. Fimushkin, O.V. Goriachev, N.S. Iluhina, A.V. Ovchinnikov

The power analysis of a drive according to the set requirements is carried out, 2 kinds of executive engines according to the spent analysis have been chosen. Comparison of characteristics of engines is spent, recommendations about their application are resulted. Key words: the piezoelectric engine, a stabilization drive, absolute encoder.

Frolov Alexander Alexandrovich, 3rd category research engineer, postgraduate, ney-mles@rambler.ru, Russia, Tula, KBP named after academician A.G. Shipunov,

Fimushkin Valeriy Sergeevich, head of department, kbkedr@tula.net, Russia, Tula, KBP named after academician A.G. Shipunov,

Goryachev Oleg Vladimirovich, doctor of engineering, professor, head of department, kbkedr@,tula.net, Russia, Tula, Tula State University,

Ilyukhina Natalya Sergeevna, candidate of engineering, professor, kbkedr@,tula.net, Russia, Tula, Tula State University,

Ovchinnikov Alexander Viktorovich, postgraduate, kbkedr@,tula.net, Russia, Tula, Tula State University

УДК 623.51

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРАБЕЛЬНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК ПРИ ОТРАЖЕНИИ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ

РАКЕТ

А.В. Жуков

Выполнен сравнительный анализ корабельных артиллерийских комплексов ПВО. Проанализировано влияние на эффективность стрельбы поражающего действия артиллерийских снарядов, точности стрельбы и общего числа выстрелов за стрельбу. Обосновано использование однопостовой схемы корабельного артиллерийского комплекса ПВО с использованием: 30-мм скорострельных зенитных автоматов, всепогодных радиолокационной и оптико-электронной систем управления.

Ключевые слова: калибр, стрельба, установка, корабль, снаряд, точность, расход, темп.

Периодически в печати проводится дискуссия по поводу оптимального калибра корабельных малокалиберных установок, предназначенных в первую очередь для отражения ударов противокорабельных ракет (ПКР) [1].

Дискуссия вызвана озабоченностью по поводу низкой эффективности 30-мм корабельной установки АК - 630 на учебных стрельбах. Малокалиберное артиллерийское вооружение на корабле призвано обеспечивать поражение всех типов ПКР в непосредственной близости от корабля. Располагаемое время на поражение ПКР-минимальное. Например, при скорости ПКР около 1000 м/с, ее время нахождения в зоне эффективной стрельбы артиллерийской установки не превышает 2-3 с, а это значит, что за время стрельбы артиллерией 1-2 с ПКР должна быть уничтожена. Пропуск ПКР на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.