Научная статья на тему 'Обоснование величин потоков электроэнергии через приводные двигатели транспортно-навивающих устройств шлихтовальных машин'

Обоснование величин потоков электроэнергии через приводные двигатели транспортно-навивающих устройств шлихтовальных машин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Якимчук Г.С., Якимчук С.Г., Войцеховский С.А.

Составлена структурная схема распределения мощностей по узлам и элементам электромеханической системы транспортно-навивающих устройств шлихтовальных машин с однои двухдвигательными электроприводами. Выяснена причина несоответствия установленных мощностей приводных электродвигателей и даны рекомендации по их выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Якимчук Г.С., Якимчук С.Г., Войцеховский С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of sizes of streams of the electric power via driving engines transport-winding devices shlikhtovalnykh of cars

The block diagram of distribution of capacities on knots and elements of electromechanical system transportwinding devices of shlikhtovalny cars about one and two-impellent electric drives is made. The reason of discrepancy of the established capacities of driving electric motors is found out and recommendations about their choice are made.

Текст научной работы на тему «Обоснование величин потоков электроэнергии через приводные двигатели транспортно-навивающих устройств шлихтовальных машин»

УДК.621.34:677

Г.С. Якимчук, С.Г. Якимчук, С.А. Войцеховский

ОБОСНОВАНИЕ ВЕЛИЧИН ПОТОКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ЧЕРЕЗ ПРИВОДНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ТРАНСПОРТНО-НАВИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ШЛИХТОВАЛЬНЫХ МАШИН

Складено структурну схему розподшу потужностей по вузлах i елементах електромехатчно'1 системи транспортно-навиваючих пристрош шлiхтовальних машин з одно- i дводвигуновими електроприводами. З'ясовано причину невiдповiдностi встановлених потужностей приводних електродвигутв i надано рекомендацИ щодо Iх вибору.

Введение. Сложность процессов транспортирования и навивания на ткацкий навой основных нитей на шлихтовальных машинах явилась причиной большой разновидности приводов и их систем управления [1]. В зависимости от принципов решения вопросов регулирования скорости и связи между транспортирующими валиками, жестко связанными мажорным валом, и механизмом ткацкого навоя, их можно свести к двум видам: с однодвигательными нерегулируемыми и с двухдвигательными регулируемыми электроприводами. В однодвигательных приводах линейная скорость движения нитей (скорость шлихтования), осуществляемая скоростью вращения транспортирующих валов, регулируется при помощи механических вариаторов, а для изменения частоты вращения ткацкого навоя относительно частоты вращения выпускных валков предусмотрены фрикционы. В двухдвигательных регулируемых электроприводах ткацкий навой механически не связан с мажорным валом (транспортирующими валками), а приводится в движение от своего электродвигателя. Скорость шлихтования и частота вращения навоя регулируется непосредственно электродвигателями, соответственно ткацкого навоя и мажорного вала.

Не смотря на то, что выполняемые технологии шлихтовальными машинами с одно- и двухдвигательными электроприводами одинаковы, что способствует потреблению одинакового количества электроэнергии, установленная мощность двигателей в двухдвигательном электроприводе, особенно двигателя навоя, значительно отличается в большую сторону от мощности общего двигателя в электроприводах с однодвигательным исполнением, вызывая сомнения и трудности при их выборе.

Постановка задачи исследования. При помощи электромеханической структурной схемы распределения мощностей по узлам и элементам транспортно-навивающего устройства шлихтовальной машины аналитически обосновать величины потоков потребляемой электроэнергии, выяснить причины неравнозначностей установленных мощностей приводных двигателей в одно- и двухдвигательном электроприводе и дать рекомендации по выбору их мощности.

Содержание исследований. С точки зрения затрат электроэнергии на осуществление движения основных нитей и транспортирующих органов электромеханическую структуру шлихтовальной машины можно изобразить обобщенной схемой распределения мощностей по узлам и элементам ее кинематики. Такая схема, составленная для машин с одно- и двухдвигательными электроприводами, изображена на рис.1.

На этом рисунке обозначены: СВ - сновальные валики, с которых сматываются нити основы; ТН -ткацкий навой, на который навиваются ошлихтованные нити основы; ТВ, ОВ и ВВ - тянульные, отжимные и выпускные (транспортирующие) валы, жестко связанные мажорным валом МВ; Д -электродвигатель для машин с однодвигательным электроприводом; Д1 и Д2 - электродвигатели мажорного вала и механизма ткацкого навоя в машинах с двухдвигательным электроприводом; ЛРу и

ЛРФ - потери мощности в вариаторе регулирования скоростей шлихтования и фрикционе, связывающего гибкой связью ткацкий навой с мажорным валом, однодвигательного электропривода; Ар и ЛР6 - потери мощности в тормозных устройствах сновальных валиков и механизмах ткацкого

навоя; ЛР2, ЛР3, ЛР4 и ЛР5 - потери мощности в передачах транспортирующих валков (тянульных

ТВ1, отжимных ОВ, тянульных ТВ2, выпускных ВВ); ЛРП1 и ЛРП 2 - потери мощности в регулируемых

источниках питания двигателей Д1 и Д2; РМ и РН - потребление мощности электроприводами

мажорного вала и ткацкого навоя; Р1 - потребляемая мощность однодвигательным электроприводом;

Р2 - потребляемая мощность двухдвигательным электроприводом; РЦх и Рц2 - «циркулирующие

мощности» в кинематической и электромеханической цепях; У1 и У6 - линейные скорости

разматывания и наматывания основных нитей; У2 , У3, У4 и У5 - скорости движения нитей в стыках

транспортирующих валов; ¥1, ¥2, ¥3, ¥4, ¥5 - натяжение нитей в зонах I, II, III, IV, V шлихтовальной машины.

Рис.1. Структурная схема распределения мощностей по узлам транспортно-навивающего устройства

шлихтовальной машины

Баланс мощностей электромеханической структуры для схемы с однодвигательным электроприводом запишется следующим образом:

Р1 = ДРУ + ДРФ + ДР2 + ДР3 + ДР4 + ДР5 + ДР6 + ¥1 • У2 - ¥2 • У2 +

+ ¥2 • У3 -¥ъ • У3 + ¥ъ • У4 -¥4 • У4 + ¥4 • У5 -¥5 • У5 + ¥5 • Уб. (1)

Так как У2 > У1, У3 > У2, У4 > У3, У5 > У4 , У6 > У5 и ¥1 • У2 = ¥1 • У1 + ¥1 (У2 - У1), где ¥1 • У1 = АР1 - потери мощности в тормозных устройствах сновальных валков, то

Р1 = ЕДР + ЪР¥ , (2)

где EÄP = Äp + ÄP2 + ÄP3 + ÄP4 + ÄP5 + ÄP6 + APV + ÄP0 -

- потери мощности в механических передачах;

EP = F (V2 - V)+F (V3 - V2) + F3 (V4 - V3) + F4 (V5 - V4) + F5 (V6 - V5)

(3

)

(

4)

- потери мощности на растяжение нитей в зонах транспортирования.

Расчетная мощность Р1 является основанием для выбора мощности приводного электродвигателя

в однодвигательной системе. Аналогичным образом запишется баланс мощностей для системы с двухдвигательным электроприводом, только из-за отсутствия вариатора и фрикциона из (3) будут

исключены потери мощности Д^ и ДРФ, а включены потери в регулируемых источниках питания ДРП1 и ДРП2, соответственно двигателей мажорного вала Д1 и механизма ткацкого навоя Д2:

ZAP = AP + AP2 + AP3 + AP4 + AP5 + AP6 + APm + АРП 2, (5)

а потери на растяжение нитей (4) останутся без изменений.

Анализируя электромеханические структуры, приведенные на схеме (рис.1), можно сказать, что с точки зрения энергетического баланса они равнозначны, а с точки зрения установленной мощности приводных электродвигателей системы с двухдвигательными электроприводами более весомые не только по причине наличия двух двигателей, но и из-за своеобразного распределения мощностей. Так, для мажорного вала

P3M =APmi +AP +AP2 +AP3 +AP4 +AP5 + Fi (V - Vi) +

+ F2((3 - V2) + F3((4 - V3)+F4((5 - V4)-F5 • V6, (6)

а для механизма ткацкого навоя

P =AP +AP + F • V (7)

1 ЭН ^ П2 ^^ 6 5 6 * (/)

Объясняется такое явление тем, что в них «циркулирующая мощность» Pц2, вызванная

натяжениям F5, замыкается по всей электромеханической цепи, где она нагружает двигатель Д2 навоя

(7) и разгружает двигатель Д1 мажорного вала (6). При больших натяжениях двигатель Д1 может оказаться в режиме рекуперативного торможения, а мощность двигателя Д2 превысит потребляемую мощность из электрической сети питания P2 . По этой причине номинальная мощность двигателя Д2 не должна быть меньшей расчетной PH .

В структуре с однодвигательным электроприводом «циркулирующая мощность» Pц 1 замыкается

только по механической цепи и не охватывает двигателя Д, который выбирается по мощности P1 . В этом

кроется сущность энергетического преимущества однодвигательного электропривода перед двухдвигательным. Однако, из-за несовершенства механических регулирующих устройств (вариатора и фракциона) однодвигательные электроприводы не могут конкурировать с двухдвигательными регулируемыми, и по этой причине подавляющее большинство шлихтовальных машин оборудуются двухдвигательными регулируемыми электроприводами. Выводы:

1. На основе структурной схемы распределения мощностей по узлам и элементам электромеханической системы шлихтовальной машины сделан анализ величин потоков энергий, где определена причина неоднородности установленных мощностей приводных электродвигателей в одно-и двухдвигательном исполнении электроприводов.

2. Даны рекомендации по выбору мощностей приводных электродвигателей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Куликов А.М., Хавкин В.П. Многозонные перематывающие устройства как объекты автоматического управления // Технология текстильной промышленности. - 1968. - №1. -С. 121-123.

ЯКИМЧУК Георгий Сергеевич - к.т.н., профессор кафедры технической кибернетики Херсонского национального технического университета. Научные интересы: - автоматизированные электромеханические системы.

наук.

ЯКИМЧУК Сергей Георгиевич - инженер, соискатель ученой степени кандидата технических Научные интересы:

- электрические системы с неизменными параметрами.

ВОИЦЕХОВСКИИ Сергей Александрович - аспирант Херсонского национального технического университета.

Научные интересы:

- автоматизация технологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.