ВестникФГУМт/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202
DOI: http://doi.org/1Q.20914/231Q-12Q2-2Q18-3-331-338_Оригинальная статья/Research article_
УДК 338.2_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru
Обоснование целесообразности создания свободной экономической зоны на территории Краснодарского края
Галина В. Беляева 1 [email protected] QQQQ-QQQ3-4219-4432 Татьяна И. Овчинникова 1 [email protected] 0000-0001-6159-7996 Елена Ю. Колесникова 1 [email protected] 0000-0002-0190-965Х _Ольга Ю. Коломыцева 1 [email protected] 0000-0002-6123-0227_
1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394Q36, Россия Аннотация. Практика применения свободных экономических зон в России неоднозначна. Режим свободной экономической зоны был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная свободная экономическая зона начала действовать в Германии. В России такие зоны стали появляться в конце 9Q^ годов 2Q века. Российская практика применения вышеназванного механизма до настоящего времени не достаточно эффективна. Это является следствием непроработанности нормативно-законодательной базы. Объектом исследования является институт свободных экономических зон в мировой практике, предметом исследования -деятельность свободных экономических зон на территории Краснодарского края. Целью создания свободных экономических зон -катализаторов экономического роста регионов и ее участников - являются обновленные экономические отношения. Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей. В процессе проведения исследования выявлены отличия свободных и особых экономических зон от других регионов. Установлено, что от других территорий страны свободные экономические зоны отличаются следующим: максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще; действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции; снижеными тарифами по ЖКХ; упрощенной процедурой регистрации бизнеса. Охарактеризованы бонусы, предлагаемые предпринимателям и юрлицам, работающим в таких зонах: возможность привлечь высококвалифицированные отечественные кадры; льготные налоговые режимы, что благотворно влияет на снижение затрат и позволяет получать более выгодные условия на рынке; уменьшение затрат на импорт и экспорт, что существенно увеличивает доходность предприятия. Ключевые слова: свободная экономическая зона, Краснодарский край
The rationale for creating a free economic zone _in the Krasnodar Territory_
Galina V. Belyaeva 1 [email protected] QQQQ-QQQ3-4219-4432
Tatiana I. Ovchinnikova 1 [email protected] 0000-0001-6159-7996 Elena Yu. Kolesnikova 1 [email protected] 0000-0002-0190-965X
_Olga Yu. Kolomytseva 1 [email protected] 0000-0002-6123-0227_
1 Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394Q36, Russia
Abstract. The practice of using free economic zones in Russia is not straightforward. The regime of the free economic zone was tested back in the 12-13 centuries in Europe. The first full-fledged free economic zone began to operate in Germany. In Russia, such zones began to appear in the late 9Qs of the 2Qth century. The Russian practice of applying the above mechanism is still not effective enough. This is a consequence of the lack of development of the regulatory framework. The object of research is the institute of free economic zones in world practice, the subject of research is the activity of free economic zones on the territory of the Krasnodar Territory. The goal of creating free economic zones - catalysts for the economic growth of regions and its participants - is updated economic relations. The goals of free economic zones are to stimulate the economic development of the country, to establish foreign economic relations. In the course of the study, differences between free and special economic zones from other regions were revealed. It has been established that the countries of the free economic zone differ from other territories in the following: maximum tax privileges, temporary exemption from them in general; the effect of benefits on the import of products necessary for the company; reduced utility tariffs; simplified business registration procedure. The bonuses offered to entrepreneurs and legal entities working in such areas are characterized: the ability to attract highly qualified domestic personnel; preferential tax regimes, which has a beneficial effect on reducing costs and allows you to obtain more favorable conditions in the market; reducing the cost of import and export, which significantly increases the profitability of the enterprise. Keywords: Free Economic Zone, Krasnodar Territory
Введение
Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная свободная экономическая зона (СЭЗ) начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь
Для цитирования Беляева Г.В., Овчинникова Т.И., Колесникова Е.Ю., Коломыцева О.Ю. Обоснование целесообразности создания свободной экономической зоны на территории Краснодарского края // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 81. № 3. С. 331-338. doi:10.20914/2310-1202-2018-3-331-338
комплекс привилегий и на сегодняшний день. В России такие зоны стали появляться в конце 9Q-x годов 2Q века.
Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.
For citation
Belyaeva G.V., Ovchinnikova T.I., Kolesnikova E.Yu., Kolomytseva O.Yu. The rationale for creating a free economic zone in the Krasnodar Territory. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2Q18. vol. 81. no. 3. pp. 331-338. (in Russian). doi:1Q.2Q914/231Q-12Q2-2Q18-3-331-338
© 2Q19, Беляева Г.В. и др. / Belyaeva G.V. et al.
This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач: создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией; появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство; сохранение и развитие интеллектуального потенциала; привлечение в страну капитала из других стран.
Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества: льготы по налогообложению;
экономят на пошлинах и других видах платежей; могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации; могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.
Обсуждение
Цели СЭЗ состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей. Зоны, в которых сформированы особые экономические условия, можно классифицировать (таблицы 1, 2).
Таблица 1.
Общепринятая классификация экономических зон
Table 1.
Common classification of economic zones
Наименование экономзоны Name of economic zone Характеристика | Characteristic
Промышленно-производственная Industrial-Production Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров Complex, which produces a large number of a certain group of goods
Свободной торговли Free Trade Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется Zone of storage, packaging, testing of products. The jurisdiction of the customs service does not apply to it
Туристическая Tourism С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма Special conditions for tourism entrepreneurs
Сервисная Service С особыми условиями осуществления финансовой деятельности With special conditions for financial activities
Научно-техническая Science and Technology Технопарк, зона для разработок и научных исследований Technopark, a zone for development and research
Таблица 2.
Цели создания отдельных типов экономических зон
Table 2.
The goals of creating certain types of economic zones
Виды экономических зон Types of economic zones Цель создания The purpose of creating Условия для полноценного функционирования СЭЗ the conditions for the full functioning of the SEZ Принципы действия Principles of action
Территориальная Territorial Для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного For interaction with other regions, limited or complete Географическое положение должно быть удачным. Свободные площади для развития. Высокий уровень инфраструктуры. Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации. Наличие возможности развивать внешние связи. Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически Geographical location must be successful. Free areas for development. High level of infrastructure. The ability to attract staff with a good level of skill. Availability of opportunities to develop external relations; There must be historical activities Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору. Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций. Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины The state must guarantee the absence of confiscation and other appropriation of property belonging to the investor. Currency should be used freely for any operations. Must be absent any customs duties
Функциональная Functional Создается Is being created для выполнения определенной функции (для производства и так далее) Created to perform a specific function (for production and so on)
Таможенная Customs С предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров With the provision of serious benefits for the import and export of goods
Налоговая Tax С частичной или полной отменой сборов With partial or complete cancellation of fees
Финансово-инвестиционная Financial investment Со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию With a reduction in interest rates, reduced interest on loans and insurance
Административная Administrative С упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств With a simplified procedure for registration and registration of various companies, as well as simplified rules for the departure and entry of citizens of other states
Вышеизложенное позволило выявить отличия свободных и особых экономических зон от других регионов. От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим: максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще; действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции; снижеными тарифами по ЖКХ; упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Краснодарского края позволила отнести ее к самой многочисленной категории с высоким потенциалом и низким уровнем рисков для частных предпринимателей.
Федеральная политика снижения инвестиционных рисков реализуется через создание особых и свободных экономических зон. Наибольшее количество свободных экономических территорий имеют европейские страны. Россия в этом плане находится далеко не на последнем месте в Европе. На текущий момент в России насчитывается более 25 таких анклавов. Свободные экономические зоны в России, представленные в таблице 3, классифицируем по следующим отличительным признакам.
Таблица 3.
Классификация свободных экономических зон
Table 3.
Classification of Free Economic Zones
Зоны | Zones Территории | Territories
Промышленные Industrial ППТ Алабуга, Липецк, Тольятти, Титановая долина, Могилино, Людиново PPT Alabuga, Lipetsk, Tolyatti, Titanium Valley, Mogilino, Lyudinovo
Технологические Technological ТВТ Дубна, Зеленоград, Санкт-Петербург, Иннополис, Томск TVT Dubna, Zelenograd, St. Petersburg, Innopolis, Tomsk
Туристические Tourist Бирюзовая Катунь, Алтайская долина, Байкальская гавань, Куршская коса, Ворота Байкала, Остров Русский, Гранд СПА Юца Turquoise Katun, Altai Valley, Baikal Harbor, Curonian Spit, Baikal Gate, Russky Island, Grand SPA Yutsa Logistic Soviet harbor, Ulyanovsk,
Логистические Logistic Советская гавань, Ульяновск, Мурманск Soviet harbor, Ulyanovsk, Murmansk
Кроме вышеперечисленных, в России существуют и другие специальные территориальные образования, которые базируются в Калининграде, Адыгее, Карачаево-Черкесской республике, Алании, Дагестане, Кабардино-Балкарии.
Необходимость организации специальных экономических анклавов имеет своей целью реализацию стратегических программ общегосударственного масштаба. Иногда решаемой с их помощью задачей является «подтягивание»
отдельных отраслей и регионов. Таким образом, организация территорий с особым статусом преследует следующие цели: привлечение национальных и зарубежных инвестиций; организация дополнительных мест для трудоустройства высококвалифицированных специалистов, что способствует сохранению и увеличению интеллектуального капитала страны; способствует становлению российских товаропроизводителей и облегчает проведение импортозамещения.
Предприниматели и юрлица, которые работают в таких зонах, получают следующие бонусы: возможность привлечь высококвалифицированные отечественные кадры; льготные налоговые режимы, что благотворно влияет на снижение затрат и позволяет получать более выгодные условия на рынке; уменьшение затрат на импорт и экспорт, что существенно увеличивает доходность предприятия.
Считаем необходимым инициировать создание СЭЗ с предоставлением перечня льгот участникам.
Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
— имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
— указанное имущество находится на территории зоны;
— имущество фактически используется на территории зоны.
Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории
Проведем расчет платежей в бюджет организациями при разных режимах налогообложения: общем, упрощенном «доходы», упрощенном «доходы-расходы», в виде единого налога на временный доход (таблица 5). Условия для расчета взымаемых налогов следующие (таблица 4). Расчет проведем для организации, базирующейся в среднестатистическом российском регионе - Воронежской области.
BeCyaeva G.V. et aL Proceedings of VSUET, 2018, vol. 81, no. 3, pp. 331-338 [email protected]
Таблица 4.
Условия для расчета налогов
Table 4.
Conditions for calculating taxes
Регион РФ Region of the Russian Federation Воронежская область Voronezh region
Код ОКВЭД. Выберите код ОКВЭД, соответствующий виду деятельности компании OKVED code. Select the OKVED code corresponding to the company's activities 51 - Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 51.3 - Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями 51.31 - Оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем 51.31.2 - Оптовая торговля непереработанными овощами, фруктами и орехами 51 - Wholesale trade, including trade through agents, except for trade in motor vehicles and motorcycles 51.3 - Wholesale of food, beverages and tobacco 51.31 - Wholesale of fruit, vegetables and potatoes 51.31.2 - Wholesale of unprocessed vegetables, fruits and nuts
Доходы (планируемые за 1 календарный год) Revenues (planned for 1 calendar year)
Размер полученных доходов Выручка с НДС, в тыс. р. Amount of income received Revenue with VAT, in thousand rubles 3000
Расходы (планируемые за 1 календарный год) Costs (planned for 1 calendar year)
Суммарные расходы Total expenses 2200
Расходы на оплату труда, в т. ч. НДФЛ, в тыс. р. Labor costs, including personal income tax, in thousand rubles 1000
Материально-производственные расходы с учетом НДС, в тыс. р. Material and production costs, including VAT, in thousand rubles 1000
Амортизируемое имущество с учетом НДС, в тыс. р. Depreciable property including VAT, in thousand rubles 100
Прочие расходы с учетом НДС, в тыс р. Other expenses including VAT, in thousand rubles 100
Таблица 5.
Сравнительный расчет платежей в бюджет при различных системах налогообложения
Table 5.
Comparative calculation of payments to the budget under various taxation systems
Упрощенная система (УСНО), объект налогоо бложения "доходы" Simplified system (USNO), the object of taxation "income" Общий режим налогообложения (ОРНО) General tax regime (ORNO) Упрощенная система (УСНО), объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" the object of taxation "income reduced by the amount of expenses" Система налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности The tax system in the form of a single tax on temporary income for certain types of activities
1 2 3 4 5
Общая сумма налогов Total taxes 262.QQQ . 655.021 41Q.7QQ 342.Q12
Ставка единого налога, % Single tax rate, % 6 - 15.QQ
Единый налог Single tax Q.QQQ - 68.7QQ Q.Q12
Налог на добавленную стоимость (НДС 18%) Value Added Tax (18% VAT) Q.QQQ 274.576 Q.QQQ
Продолжение табл. 5 | Continuation of table 5
1 2 3 4 5
Обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, всего: Mandatory insurance contributions to extrabudgetary funds, total: 342.000 342.000 342.000 342.000
в т. ч. ФСС, ТФОМС, ФФОМС including FSS, TFOMS, FFOMS 80.000 80.000 80.000 80.000
в т. ч. взносы на ОПС including contributions to the OPS 260.000 260.000 260.000 260.000
в т. ч. взносы от несчастных случаев на производстве в ФСС including contributions from industrial accidents at the FSS 2.000 2.000 2.000 2.000
Налог на имущество Property tax 0.000 2.200 0.000 0
Налог на прибыль Income tax 0.000 36.245 0.000 0
Прибыль, оставшаяся на развитие бизнеса, тыс. р. Profit remaining on business development, thousand rubles 538 144 389
Проанализировав проведенные расчеты, следует отметить, что наиболее удачным вариантом налогообложения является упрощенная система (УСНО), объект налогообложения "доходы". В результате ее применения прибыль,
оставшаяся в распоряжении организации, составляет 538 тыс. р.
Для организаций, базирующихся в свободной экономической зоне, предоставляются следующие льготы (таблица 6).
Таблица 6.
Предлагаемая система льгот для организаций-участников свободной экономической зоны
Table 6.
The proposed system of benefits for organizations participating in the free economic zone
Вид налога Type of tax Ставка налога без льгот Tax rate without benefits Ставка с учетом льгот, % Rate inclusive of benefits, % Срок действия льготы Period of validity of benefits
Налог на прибыль организации, % Corporate income tax,% 20 0 На период с 2018 г. до 2019 г. For the period from 2018 to 2019
3 На период с 2020 г. до 2021 г. For the period from 2020 to 2021
10 На период с 2022 г. 2023 г. For the period from 2022 to 2023
13,5 На период с 2024 года (пока существует ОЭЗ) For the period from 2024 (while the SEZ exists)
Налог на имущество, % Property tax, % 2,2 от среднегодовой стоимости имущества 2.2 of the average annual value of the property 0 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки имущества на учет 10 years from the month following the month of registration of property
Земельный налог, % Land tax, % 1,5 0 На 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок For 5 years from the moment of the ownership right to each land plot
Транспортный налог (р. л.с.) Transport tax (rub hp) 10-500 за л.с. 0 10 лет с момента регистрации ТС 10 years from the moment of registration of the vehicle
Страховые взносы, % Insurance premiums,% 30,2% 14 до 2018 года until 2018
21 2018 год 2018 year
28 2019 год 2019 year
Беспошлинный ввоз продукции, в том числе товаров народного потребления и сложнотехнической продукции Duty-free import of products, including consumer goods and complex technical products
Приведем сравнительную характеристику обязательных платежей в бюджет среднестатистического российского предприятия, функционирующего в рамках свободной экономической зоны, и вне ее при заданных ранее условиях (таблица 7). Для сравнения выберем общий режим налогообложения.
Проведенный расчет доказывает, что размещение и функционирование организации в СЭЗ Краснодарского края более эффективно с точки зрения получения прибыли, нежели за пределами вышеуказанной территории, даже без учета земельного и транспортного налога.
Сравнительный расчет платежей в бюджет Comparative calculation of payments to the budget
Таблица 7. Table 7.
Наименование показателя Name of indicator Норматив к уплате в бюджет, % Standard for payment to the budget, % Сумма к уплате в бюджет, тыс. р. Amount payable to the budget, thousand rubles
Предприятие в СЭЗ Enterprise in the free economic zone Предприятие за пределами СЭЗ Enterprise outside the free economic zone Предприятие в СЭЗ Enterprise in the free economic zone Предприятие за пределами СЭЗ Enterprise outside the free economic zone
Единый сельхозналог и налог по упрощённой системе Unified agricultural tax and simplified tax system Q (2Q15-2Q16) 4 (2Q17-2Q21) 6 - -
Налог на прибыль, % Income tax, % Q в ФБ 13,5 в МБ 20 23,328 36,245
Земельный налог Land tax Не взымается в течение 1Q лет Not charged for 1Q years 1,5 0 -
Транспортный налог Transport tax Не взымается в течение 1Q лет Not charged for 1Q years 10-500 за л.с. 0 -
Имущественный налог Property tax Не взымается в течение 1Q лет Not charged for 1Q years 2,2 0 2,2QQ
Амортизация основных средств Depreciation of fixed assets Ускоренная с коэффициентом 2 Accelerated by a factor of 2 Линейная, коэффициент 1 Linear, coefficient 1 - -
ИТОГО Total 23,328 38,445
Стратегия инвестиционного развития Краснодарского края предусматривает комплекс мероприятий, устраняющий практически все инвестиционные риски, связанные с инфраструктурой, экологией и социальной сферой. Разумеется, кроме коррупционных, которые необходимо преодолевать в рабочем порядке.
В связи с вышесказанным обозначим перспективы развития экономики Краснодарского края. Рейтинговые исследования инвестиционного процесса в разрезе регионов России за последние 5 лет выявили тенденцию снижения роли сырьевых ресурсов в инвестиционной привлекательности региона. В соответствии с этим политические, научные и предпринимательские прогнозы по поводу роста масштабов экономики Краснодарского края и уровня жизни населения оптимистичны.
Как показывает опыт инвестиционных форумов, для частных инвесторов важным является уровень проработки конкретного проекта. Со своей стороны региональные власти выступают с целым набором готовых просчитанных инвестиционных предложений и оказывают информационную поддержку инвесторам.
Судя по масштабам инвестиционного процесса, набирающего обороты, интерес инвесторов весьма значительный, в том числе интерес зарубежных инвесторов (включая европейских, действующих несмотря на санкции).
Туристическая направленность региона позволяет туристическим компаниям наращивать свою работу на этом направлении, прогнозируя большой приток среднего класса из различных регионов страны. Связано это как с уникальными
Беляева Т.В,. и др. Фестни^ВГУИТ", 2018, Т. 81, №. 3, С. 331-338
возможностями для отдыха в Краснодарском крае, так и с ослаблением рубля, сделавшим неподъемными поездки за рубеж для большинства россиян. Рост количества отдыхающих от года к году можно назвать свершившимся фактом. Становятся актуальными все направления инвестирования, связанные с туризмом.
Во-первых, это развитие сетей отелей, ориентированных на российский средний класс.
Во-вторых, прогнозируется развитие транспорта внутри региона. Существующие способы сообщения не выдерживают наплыва туристов и при своей дешевизне не дают достаточного комфорта для отдыхающих. Следовательно, мы прогнозируем появление ряда компаний, осуществляющих трансфер и транспортные услуги по Краснодарскому краю.
В-третьих, большой импульс для развития получит непосредственно экскурсионная инфраструктура. Большого потока туристов хватит как существующим, так и новым туристическим компаниям и агентствам. Перспективно создание крупных региональных операторов (в том числе с участием субъектов) для стандартизации качества оказываемых туристам услуг. Благоприятные климатические условия и наличие соответствующей инфраструктуры, исторических памятников архитектуры располагает к проведению в Краснодарском крае саммитов, форумов, фестивалей и встреч на международном уровне, что повлечет спрос на услуги ивент-менеджмента и кейтеринга. Следует ожидать развития особых разновидностей туризма: военно-патриотического, индивидуального, гастрономического и т. п.
В-четвертых, безусловно, велика потребность в заведениях общественного питания, особенно привлекающих российскими стандартами качества обслуживания.
Большую перспективу имеют проекты, связанные с агропромышленным потенциалом. В первую очередь, это виноделие и производство виноматериалов (продуктов частичной переработки материала, который производители используют для создания недорогого вина). В силу особенностей почв в России не существует региона даже с близким потенциалом по производству высококачественного (авторского) вина. Что касается недорогих вин, производство которых присутствует в соседних регионах, то они дорожают в связи с ростом цен на импортный виноматериал. Местный продукт, безусловно, найдет свой спрос в этой сфере. Как туристический регион Краснодарский край является центром потребления вина и винопро-дуктов, что упрощает логистику.
Заключение
Значительные инвестиции, безусловно, ожидают также предприятия агро- и аквакуль-туры (в частности, производство традиционной натуральной продукции сельского хозяйства и рыболовства). Черное море - подходящая площадка для выращивания устриц и других моллюсков.
Перспективными направлениями являются строительство, консалтинг, юридические и бухгалтерские услуги, услуги по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, разработка программного обеспечения, лизинг и розничная торговля транспортными средствами, а также торговля и логистика.
Литература
1 Хорев А.И., Колесникова Е.Ю., Коломыцева О.Ю. Системное управление потенциалом социально-экономического роста предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. 2008. № 7. С. 39-40.
2 Коломыцева О.К)., Колесникова Е.Ю. Содержательные аспекты категории "социально-экономический рост предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. 2008. № 8. С. 36а-37.
3 Овчинникова Т.И., Коломыцева О.Ю., Колесникова Е.Ю. Устойчивое развитие на основе инноваций (на примере ОАО "Концерн «Созвездие») //Вестник ВГУИТ. 2016. № 1 (67). С. 237-242.
4 Коломыцева О.Ю., Дуванова Ю.Н., Колесникова Е.Ю. Методика оценки развития персонала организации // ФЭС: Финансы. Экономика. 2008. № 8. С. 44а-46.
5 Фридман А. Вариационные принципы и задачи со свободными границами. М., 2017. 589 с.
6 ЦянынэнП, КайВ. Опыт китайских зон технико-экономического развития. М.: Издательство СПбГУ, 2016. 488 с.
7 Мирпочоев Д.А., Арипов О.Х. Направления повышения эффективности функционирования свободных экономических зон в республике Таджикистан (на примере свободной экономической зоны «СУГД») // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2014. № 3 (59). С. 109-115.
8 Буткевич О.В. О соотношении понятий «особая экономическая зона» и «свободная экономическая зона» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. Т. 2 (68). №3. С. 162-168.
9 Stadnik А.Т. et al. Improving the methodology of disposition of state support funds for agriculture under the WTO rules //Asian Social Science. 2015. V. 11. №.14. P. 133."
lOAzinova I.M. Problems of food security in the sphere of consumption: Regional aspect // Studies on Russian Economic Development. 2015. V. 26. № 6. P. 600. "
11 Kovtun B.A., Papelo V.N. Local production systems and regional economic development. 2014. 302 p.
12 Visser O., Spoor M., Mamonova N. Is Russia the emerging global 'breadbasket'? Re-cultivation, agroholdings and grain production // Europe-Asia Studies. 2014. V. 66. № 10. P. 1589-1610.
References
1 Khorev A.I., Kolesnikova E.Yu., Kolomytseva O.Yu. System management of the potential of socio-economic growth of an enterprise. FES: Finance. Economy. 2QQ8. no. 7. pp. 39-4Q. (in Russian).
2 Kolomytseva O.Yu., Kolesnikova E.Yu. Substantive aspects of the category "socio-economic growth of the enterprise. FES: Finance. Economics. 2QQ8. no. 8. pp. 36a-37. (in Russian).
3 Ovchinnikova T.I., Kolomytseva O.Yu., Kolesnikova E.Yu. Sustainable development on the basis of innovation (for example, the Concern Constellation OJSC). Proceedings of VSUET. 2Q16. no. 1 (67). pp. 237-242. (in Russian).
4 Kolomytseva O.Yu., Duvanova Yu.N., Kolesnikova E.Yu. Methodology for assessing the development of personnel of the organization. FES: Finance. Economy. 2QQ8. no. 8. pp. 44a-46. (in Russian).
5 Friedman A. Variational principles and problems with free boundaries. Moscow, 2017. 589 p. (in Russian).
6 Qiansheng P., Kai V. Experience of Chinese zones of technical and economic development. Moscow, Publishing house of St. Petersburg State University, 2Q16. 488 p. (in Russian).
7 Mirpochoev D.A., Aripov O.Kh. Directions for improving the functioning of free economic zones in the Republic of Tajikistan (on the example of the free economic zone "SUGD"). Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Series of social sciences. 2Q14. no. 3 (59). pp. 1Q9-115. (in Russian).
8 Butkevich O.V. On the correlation of the concepts of "special economic zone" and "free economic zone" // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Jurisprudence. 2Q16. vol. 2 (68). no. 3. pp. 162-168. (in Russian).
9 Stadnik A.T. et al. Improving the methodology of disposition of state support funds for agriculture under the WTO rules. Asian Social Science. 2Q15. vol. 11. no. 14. pp. 133.
1Q Aizinova I.M. Problems of food security in the sphere of consumption: Regional aspect. Studies on Russian Economic Development. 2Q15. vol. 26. no. 6. pp. 6QQ.
11 Kovtun B.A., Papelo V.N. Local production systems and regional economic development. 2Q14. 3Q2 p.
12 Visser O., Spoor M., Mamonova N. Is Russia the emerging global 'breadbasket'? Re-cultivation, agroholdings and grain production. Europe-Asia Studies. 2Q14. vol. 66. no. 1Q. pp. 1589-161Q.
Сведения об авторах Галина В. Беляева д.э.н., профессор, кафедра теории экономики и учетной политики, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
https://orcid.org/0000-0003-4219-4432 Татьяна И. Овчинникова д.э.н., профессор, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
https://orcid.org/0000-0001-6159-7996 Елена Ю. Колесникова к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга), Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-0190-965X Ольга Ю. Коломыцева к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6123-0227
Вклад авторов
Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors Galina V. Belyaeva Dr. Sci. (Econ.), professor, economics and accounting policy department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4219-4432
Tatiana I Ovchinnikova Dr. Sci. (Econ.), professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected] https://orcid.org/0000-0001-6159-7996
Elena Yu. Kolesnikova Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-0190-965X Olga Yu. Kolomytseva Cand. Sci. (Econ.), associate professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh State University of Engineering Technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia,, [email protected] https://orcid.org/0000-0002-6123-0227
Contribution
All authors are equally involved in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Поступила 29/07/2019_После редакции 12/Q8/2Q19_Принята в печать 24/Q8/2Q19
Received 29/07/2019_Accepted in revised 12/08/2019_Accepted 24/08/2019