Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ'

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
68
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗИФИКАЦИЯ / GASIFICATION / ГЕНЕРАТОРНЫЙ ГАЗ / PRODUCER GAS / АВТОМОБИЛЬНАЯ ГАЗОГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА / VEHICLE GAS GENERATOR PLANT / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / TECHNICAL AND ECONOMIC FEASIBILITY

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Довженко Дмитрий Сергеевич

Проанализированы технологические параметры существующих мобильных газогенераторных установок, которые монтируются на грузовых автомобилях. Оценена экономическая целесообразность создания газогенераторной установки, работающей на различных видах сырья для газификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF FEASIBILITY OF CAR GAS PRODUCING PLANTS APPLICATION ON CARGO VEHICLES

The paper analyzes parameters of existing mobile gas generating plants that are mounted on trucks. Assessment of economic feasibility of gas generators operating on different types of raw material for gasification is presented.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ»

 /И 1 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

BASIC PROBLEMS OF ENERGY AND RENEWABLE ENERGY

Статья поступила в редакцию 21.05.13. Ред. рег. № 1644

The article has entered in publishing office 21.05.13. Ed. reg. No. 1644

УДК 662.76

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ УСТАНОВОК НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ

Д. С. Довженко

Институт возобновляемой энергетики НАНУ 02094 Украина, Киев, ул. Красногвардейская, д. 20А Тел./факс: +38044 206-28-09, e-mail: renewable@ukr.net

Заключение совета рецензентов 23.05.13 Заключение совета экспертов 27.05.13 Принято к публикации 28.05.13

Проанализированы технологические параметры существующих мобильных газогенераторных установок, которые монтируются на грузовых автомобилях. Оценена экономическая целесообразность создания газогенераторной установки, работающей на различных видах сырья для газификации.

Ключевые слова: газификация, генераторный газ, автомобильная газогенераторная установка, техническая и экономическая целесообразность.

JUSTIFICATION OF FEASIBILITY OF CAR GAS PRODUCING PLANTS APPLICATION ON CARGO VEHICLES

D.S. Dovzhenko

Institute of Renewable Energy of NASU, 20A Krasnogvardeyskaya St., Kiev, 20294, Ukraine Phone/fax: +38 044 206-28-09 Е -mail: renewable@ukr.net

Referred 23.05.13 Expertise 27.05.13 Accepted 28.05.13

The paper analyzes parameters of existing mobile gas generating plants that are mounted on trucks. Assessment of economic feasibility of gas generators operating on different types of raw material for gasification is presented.

Keywords: gasification, producer gas, vehicle gas generator plant, technical and economic feasibility.

Сведения об авторе: Институт возобновляемой энергетики НАН Украины, ведущий инженер, аспирант

Образование: Национальный транспортный университет, Киев, автомеханический факультет.

Область научных интересов: энергетическое использование биомассы. Публикации: 4

Дмитрий Сергеевич Довженко

Сейчас в мире наблюдается тенденция к сокращению запасов нефтепродуктов и других ископаемых энергоносителей, которые являются сырьем для производства моторного топлива. Одним из путей, который позволит частично заменить топливо из ископаемых энергоносителей — это применение в качестве моторного топлива генераторного газа, который получается путем

газификации биомассы. Технология газификации биомассы была изобретена почти 200 лет тому. Она нашла свое широкое промышленное внедрение в Советском союзе в 30-40х годах. В настоящее время эта технология используется в энергетике и транспорте. Со временем, благодаря освоению газовых и нефтяных месторождений, потребности в генераторном газе на основе биомассы сократились,

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 07 (129) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

и в конце 50х годов его производство прекратилось полностью.

На сегодняшний день в связи с исчерпанностью нефтяных и газовых месторождений Украины и необходимостью обеспечения энергетической независимости государства возникла потребность оценки технологической возможности и экономической целесообразности возрождения технологии производства и применения генераторного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств.

Поэтому целью данной работы является анализ существующих технологических характеристик газогенераторных установок как возможного источника топлива для грузового автомобиля и оценка экономической целесообразности внедрения таких установок в транспортном хозяйстве Украины.

На рис. 1 представлена принципиальная технологическая схема мобильной газогенераторной установки для грузового транспорта, а на рис. 2 -пример размещения этой установки на грузовом автомобиле.

Рис. 1. Принципиальная технологическая схема автомобильной газогенераторной установки: 1 - газогенератор; 2 - циклон; 3 - охладитель; 4 - фильтр

тонкой очистки Fig. 1. Fundamental technological scheme of car gas producer plant: 1 - gas generator; 2 - cyclone; 3 - cooler; 4 - fine filter

используемого в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания.

2. Циклона - предназначен для грубой очистки воздушного генераторного газа от больших частичек пыли и примесей.

3. Охладителя - предназначен для уменьшения температуры генераторного газа до рабочей (с 1200°С-1500°С до 20°С-30°С).

4. Фильтра тонкой очистки - предназначен для очистки воздушного генераторного газа от микрочастиц пыли и других механических примесей очень малого размера.

Далее рассчитаем экономическую

целесообразность внедрения газогенераторных установок на грузовом автомобильном транспорте. Эти исследования выполним для наиболее часто применяемых для газификации видов топлив, которые приведены в таблице 2, на примере газогенератора, установленного на грузовом автомобиле ЗИЛ-130. При этом примем:

1. На автомобиле ЗИЛ-130 используется газогенератор производительностью, которая полностью обеспечивает потребности двигателя.

2. Указанный газогенератор беспрерывно работает 8 ч/сут. на протяжении 24 сут./мес., 12 мес./год. Т.е. в год газогенератор работает 2304 ч.

Технические характеристики двигателя автомобиля ЗИЛ-130 приведены в таблице 1.

Таблица 1

Технические характеристики двигателя автомобиля ЗИЛ-130 [1]

Table 1

Technical specifications of engine of cargo vehicle ZIL-130 [1]

Модель и тип двигателя ЗИЛ-130, V - образный, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный

Расположение цилиндров Под углом 90°

Количество цилиндров 8

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 100x95

Рабочий объем цилиндров, л 6

Степень сжатия 6,5

Номинальная мощность при 3200 об/мин., кВт (л.с.) 110,4 (150)

Рис. 2. Пример размещения газогенераторной установки на

грузовом автомобиле Fig. 2. Example of car gas producer plant placement on cargo vehicle

Как видно из рисунка 1, автомобильная газогенераторная установка состоит из следующих основных элементов:

1. Газогенератора - предназначен для производства воздушного генераторного газа,

Используя перечисленные предположения, выполним оценку экономической целесообразности внедрения газогенераторной установки на грузовом автомобиле ЗИЛ-130. Для этого применим следующую методику:

1. На основе сведений о технических характеристиках двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (таблица 1) и химического состава генераторного газа (таблица 2) рассчитываются следующие технические параметры: выход генераторного газа с 1 кг разных видов сырья, затраты генераторного газа,

38

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 07 (129) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

ISJJli

необходимые для обеспечения беспрерывной работы двигателя на протяжении одного часа, годовые затраты разных видов сырья и годовое потребление генераторного газа. Эти технические параметры нужны для расчетов капитальных и эксплуатационных затрат.

2. Оцениваются капитальные затраты, необходимые для создания газогенератора.

3. Определяются эксплуатационные затраты, которые имеют место при использовании газогенератора.

4. Определяются технико-экономические показатели (себестоимость 1 м3 генераторного газа, срок окупаемости, коэффициент полезного действия газогенератора).

1. Расчет технических параметров

А) Выход генераторного газа с 1 кг разных видов сырья рассчитывается следующей хорошо известной формулой [2, 3, 4, 5, 6]:

К =_ у_И__(1)

1кг Гс (СО + СО2 + СН4)-100'

где: ¥1кг - выход сухого воздушного генераторного газа с 1 кг сырья; С - количество углерода в сырье, которое перешло в газ в 1 кг сырья в % по весу. Согласно [2, 5], С=42,41%; СП - потери углерода, %. Согласно [2, 5], Сп= 1,5%; СО; СО2; СН4 - состав сухого газа в % по объему. Согласно [2], экспериментально определенный состав воздушного генераторного газа равен приведенному в таблице 2; ¥моля - объем одного моля газа при 0°С и 760 мм рт. ст., согласно работам [2, 4, 5, 7] равняется 22,4 л/моль; уС - молекулярный вес углерода, составляет 12 г/моль.

Подставляя в формулу (1) числовые значения величин и выполняя расчеты, получаем выход сухого генераторного газа из разных видов сырья, который приведен в таблице 2.

Таблица 2

Состав и выход воздушного генераторного газа с 1 кг сырья [2, 8]

Table 2

Composition and reception of air producer gas from 1 kg of raw material [2, 8]

Название сырья Экспериментально полученный состав сухого генераторного газа в % по объему Выход воздушного генераторного газа с 1 кг сырья, м3/кг Годовой расход сырья, тон/год Низшая теплотворная способность сырья, ккал/кг Низшая теплотворная способность генераторного газа, ккал/м3

Пеллеты СО2 - 11%; О2 - 0,2%; СО - 22%;Н2-16%; СН4 - 4%; N2 - 55,5% 2,44 185 4500 1600

Треска СО2 - 9%; О2 - 0,1%; СО - 18%;Н2-14%; СН4 - 3,5%; N2- 50,5% 2,96 152,6 4550 1500

Древесный уголь СО2 - 1,7-2,5%; О2 - 0,1-0,2%; СО - 31,2-31,8%; Н2-3,5-6,3%; СН4 - 2,0-2,2%; N2 - 57-61,5%. 3,96 114 5600 1315

Деревянные чурки СО2 - 8%; О2 - 0,1%; СО - 18%;Н2-12%; СН4 - 2,5%; N - 50,5% 3,17 142,5 4500 1375

Бурый уголь СО2 - 12%; О2 - 0,2%; СО - 21%;Н2-17%; СН4 - 3,35%; N2 - 55,5% 3,46 130,5 5000 1400

Малозольный торф СО2 - 1,8%; О2 -0,5%; СО - 32,5%; Н2-15,2%; СН4 - 1,7%; N - 48,3%. 2,72 166 4500 1300

Древесно-угольные брикеты СО2 - 5,75%; О2 - 0,2%; СО - 27,1%; Н2-12,9%; СН4 - 3,35%; N2 - 50,7% 3,9 115,8 7000 1440

Торфяной кокс СО2 - 1,7%; О2 -0,5%; СО - 33,6%; Н2-15,4%; СН4 - 1,8%; N2 - 48,5%. 2,89 156,3 5100 1500

Антрацит СО2 - 3,9-5,6%; О2 - 0,1-0,3%; СО - 24-30%; Н2-11-16%; СН4 - 0,4-2,0%; N2 - 54%. 4,59 98,4 8000 1365

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 07 (129) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

В качестве примера определения выхода воздушного генераторного газа с 1 кг сырья приведем алгоритм его расчетов для пеллет. Тогда, согласно формуле (1), имеем:

VlKi =

22,4л / моль -(50 -1,5) 12г / моль (22 +11 + 4)

= 2,44л / г = 2,44м3 / кг.

Для приведения полученного выше значения объема воздушного генераторного газа к нормальным условиям (температура 0°С, давление 760 мм рт. ст.) умножим вычисленное значение на коэффициент к, который, согласно работе [2], составляет 0,92. Тогда имеем:

У" у. = 213м3 / час • 0,92 = 196м3 / час.

Б) Объем воздушного генераторного газа, необходимый для обеспечения беспрерывной работы двигателя автомобиля ЗИЛ-130 на протяжении 1 часа, рассчитывается следующими формулами [5]:

V, = F -S -i-ъ •-•

1

2 (1 + а-L0)

- 60.

(2)

0,03-V -n 3, V, = ---л—г-rjv, м /час.

(1 + L0)

(3)

V, =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,03 - 6л -3200об / мин

1 +1,2 -1,083—-

м

-0,85, = 213м3 /час.

В) Расход разных видов сырья, необходимых для годовой выработки (потребления) генераторного газа, исчисляется следующим образом с использованием данных таблицы 2 и сделанных предположений.

угод. = VZ1 - 8 - 24 ЕЖ -12 меС

Формула (2) позволяет вычислить Уг для четырехтактного двигателя. Подставив в эту формулу вместо произведения величину

суммарного рабочего объема двигателя ЗИЛ-130 в литрах, Ул , получаем [2, 4, 5]:

сыр.

К..

сут

мес

год '

(4)

В формулах (2) и (3) приняты следующие условные обозначения: Уг - объем воздушного генераторного газа, необходимого для обеспечения беспрерывной работы двигателя автомобиля ЗИЛ-130 на протяжении 1 часа (производительность газогенератора); ^ - площадь поршня; - ход поршня; I - число цилиндров; ц, - коэффициент наполнения цилиндров двигателя, принимается равным 0,85 согласно сведениям работ [2, 5]; п -число оборотов коленчатого вала двигателя за минуту. Согласно таблице 1 равняется 3200 об/мин; а - коэффициент избытка воздуха при сжигании генераторного газа, согласно рекомендациям работ [2, 5] принятый равным 1,2; Ьа - количество воздуха, необходимое для сжигания 1 м3 генераторного газа. На основе работ [2, 5] принимается равным 1,083 м3/м3; 0,03 и 60 числовые коэффициенты, которые приводят в соответствие размерность используемых величин.

Нужно отметить, что в зависимости (2) число оборотов коленчатого вала делится на 2. Это связано с тем, что один полный оборот коленчатого вала осуществляется за два хода поршня.

Подставляя в формулу (3) числовые значения величин и произведя расчеты получаем:

где: УсЫр- годовые затраты сырья; Уг".у. - объем

воздушного генераторного газа при нормальных условиях, который необходим для работы двигателя ЗИЛ-130 на протяжении 1 часа, величина стандартная для всех видов сырья; У1кг - выход

сухого воздушного генераторного газа с 1 кг сырья. Подставляя в формулу (4) числовые значения величин получаем годовой расход разных видов сырья, которые приведены в таблице 3.

В качестве примера определения годовых затрат сырья приведен алгоритм их расчета для пеллет. Тогда согласно формуле (4) имеем:

Vгод. = 196м3 / ч - 8 ч сыр. 2,44м3 / кг сут = 185 075 кг / год.

„ , сут , „ мес 24——12-

мес год

Г) Годовое потребление воздушного генераторного газа, которое необходимо для работы двигателя автомобиля ЗиЛ-130.

Vго". = V". у.

ч ^.сут ,„ мес ;--24——12-. (5)

сут мес год

Подставляя в формулу (5) числовое значение V,h. у. получим:

V!°°. = 196м3/ ч Л

- 24

сут 12 мес

сут мес год

= 451 584 м3/ год.

Нужно подчеркнуть, что как часовые, так и годовые затраты воздушного генераторного газа, необходимые для обеспечения беспрерывной работы двигателя внутреннего сгорания, не зависят от вида сырья из которого получается генераторный газ, а

40

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 07 (129) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

1SM1

определяются конструкцией и типом двигателя. В рассмотренном случае для двигателя грузового автомобиля ЗИЛ-130 они составляют 196 м3/ч или 451584 м3/год.

2. Оценка капитальных затрат

Выполняется методом удельных капитальных затрат. К сожалению, в известной нам литературе почти отсутствуют сведения, по которым возможно оценить удельные капитальные затраты, необходимые для создания и монтажа на грузовом автомобиле газогенераторной установки. Имеются лишь данные по одном автомобильному газогенератору УГК-150 [11]. Используя эти данные определяем или оцениваем удельные капитальные затраты по формуле:

Кд _

К

угк-150

V,

(6)

где: Куд - удельные капитальные затраты; Кугк 150 -стоимость создания и монтажа газогенератора; ¥г - выход генераторного газа с 1 кг сырья. Сырьем являются деревянные чурки. Подставляя в формулу (6) числовые значения величин получаем:

К _ 10000EUR ™ 150М / час 150м3 / час

105300грв 702 гРв

м / час

Учитывая то, что рассматриваемый газогенератор имеет производительность 196 м3/ч (смотри расчеты по формуле 3), на основе полученных удельных капитальных затрат имеем его стоимость (капитальные затраты):

К = 702—3гРВ--196м3 / час = 137592 грв.

м / час

3. Определение эксплуатационных затрат

Эксплуатационные затраты определяются по общепринятой методике [9, 10]:

Е _ Всыр +1 + A,

(7)

где: Е- годовые эксплуатационные затраты; Всыр -стоимость сырья; А - амортизация; I - другие затраты.

Результаты определения эксплуатационных затрат приведены в таблице 3.

Таблица 3

Эксплуатационные затраты на работу газогенератора на разных видах топлива Operational expenditures for working gas producing plant on different types of fuels

Table 3

Название сырья Стоимость 1 тоны сырья, грв Стоимость сырья, которое необходимо для работы газогенератора, грв/год Другие затраты (налоги, охрана, транспортировка, текущий ремонт) 7% капитальных затрат, грв/год Амортизация. Принята равной 6,6% от капиталовложений, грв/год Всего эксплуатационных затрат, грв/год

Пеллеты 1000 185000 9631 9081 203712

Треска 300 45780 9631 9081 64492

Древесный уголь 2500 285000 9631 9081 303712

Деревянные чурки 250 35625 9631 9081 54337

Бурый уголь 1200 156600 9631 9081 175312

Малозольный торф 1200 199200 9631 9081 217912

Древесно-угольные брикеты 1300 150540 9 631 9081 169252

Торфяной кокс 1400 218820 9631 9081 237532

Антрацит 1600 157440 9631 9081 176152

В качестве примера определения эксплуатационных затрат приведен алгоритм их расчета для газогенератора, который работает на пеллетах:

Стоимость сырья, которое тратится за год. Определяется на основе данных таблиц 2 и 3.

Всыр = 185тон / год Л000грн / тону = 185000 грв / год.

Другие затраты. Принимаются равными 7% от капитальных затрат

41

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 07 (129) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

I = 137 592грв • 0,07 = 9631грв / год.

Амортизация. Считается, что данный газогенератор работает 15 лет, т.е. амортизация составляет 6,6%.

А = 137 592грв • 0,066 = 9081 грв / год. Тогда эксплуатационные затраты составят:

Е = 185 000грв / год + 9631грв / год + 9081грв / год = = 203712грв / год.

4. Расчет технико-экономических показателей

Рассчитаем технико-экономические показатели газогенератора, который работает на разных видах сырья. Результаты расчета этих показателей приведены в таблице 4.

Технико-экономические показатели газогенератора Economical and technical indices of gas producer plant

Таблица 4 Table 4

Название сырья Себестоимость производства 1 м3 воздушного генераторного газа, грв/м3 Срок окупаемости газогенератора, лет (месяцев) Коэффициент полезного действия газогенератора

Пеллеты 0,451 0,24 (3) 0,87

Треска 0,143 0,24 (3) 0,98

Древесный уголь 0,673 0,24 (3) 0,93

Деревянные чурки 0,120 0,24 (3) 0,97

Бурый уголь 0,388 0,24 (3) 0,97

Малозольный торф 0,483 0,24 (3) 0,79

Древесно-угольные брикеты 0,375 0,24 (3) 0,80

Торфяной кокс 0,526 0,24 (3) 0,85

Антрацит 0,390 0,24 (3) 0,78

В качестве примера вычисления технико-экономических показателей газогенератора приведен алгоритм их вычисления для газогенератора, который работает на пеллетах.

- Себестоимость производства 1 м3 воздушного генераторного газа. Определяется на основе сведений таблицы 3 и полученной выше величины годового потребления генераторного газа, по формуле:

С =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E

v.г

год

(8)

С =

203712грв/год 451584м3 / год

= 0,451грв / м3.

добавленную стоимость, акциза и транспортного налога. 2) Рентабельность производства и

эксплуатации рассматриваемой установки составляет 5 %. 3

Тогда отпускную цену за 1 м3 газогенераторного газа можно рассчитать по формуле:

Ц = С-[1 + (0,35 + 0,05)].

(9)

Подставляя в формулу (8) числовые значения величин получим:

- Срок окупаемости. Срок окупаемости газогенераторной установки определяется из условия, что генераторным газом этой установки заменяется такое традиционное топливо как бензин. При расчете срока окупаемости примем: 1) Цена на генераторный газ, как и все другие моторные топлива, состоит из себестоимости и соответствующих налогов в размере 35%. Указанный размер налогов является суммой налога на

Подставляя в формулу (9) числовые значения величин получаем:

Ц = 0,451грв / м3 • [1 + (0,35 + 0,05)] = 0,631грв / м3.

На основе теплотворной способности генераторного газа и отпускной цены за 1 м3 рассчитаем количество теплоты, которая получается при сжигании генераторного газа и ее стоимость. Для этого используем следующие формулы:

- количество теплоты, которое получается при сжигании генераторного газа:

ß = QP.

i-Op • Vг

--н, газа г

(10)

где: Qpгаза - низшая теплота сгорания воздушного

генераторного газа согласно таблице 2.

Подставляя в формулу (10) числовые значения величин имеем:

42

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 07 (129) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

1SM1

Q = 1600кксл / м3 ■ 451584м3 / год = = 722534000ккал / год.

- стоимость теплоты, которая получается из генераторного газа. Рассчитывается по формуле:

Втеп = Ц ■ Vг<

газ ^ г

(11)

где: Ц - цена за 1 м3 генераторного газа; ¥г'од-годовая выработка (потребление) генераторного газа. Тогда согласно зависимости (11) имеем:

В™ = 0,631 грн / м3 • 451584м3 / год = 284949грн / год.

Дальше рассчитаем количество и стоимость бензина, который нужен для производства рассчитанной по формуле (10) теплоты. При этом примем, что отпускная цена за 1 литр бензина марки А-80 составляет 10 грв 32 коп, а теплота сгорания бензина 10500 ккал/кг. - количество бензина

т„од Q 722534000кксл / год , , угод. = ^ =-= 68813 кг / год.

Q^ 10500ккал / кг

Принимая, что 1 кг бензина имеет объем 1,4 л или 1,4 дм3, в итоге имеем:

К^ина = 68813 кг / год 4 л / кг = 96338 л.

- стоимость бензина

Коэффициент полезного действия газогенератора

Коэффициент полезного действия газогенератора является отношением количества теплоты, которая содержится в генераторном газе, к количеству теплоты в сырье, из которого этот генераторный газ получается. Указанный коэффициент рассчитывается следующей известной формулой [2, 5]:

1г =

V ■ Qp

1кг ^н.гс

Qp

■^н.сыр

(12)

где: г/г - коэффициент полезного действия газогенератора; Qpгcвa - низшая теплотворная способность генераторного газа; Qpcщ,oв - низшая теплотворная способность сырья, из которой получается генераторный газ; ¥1кг - выход генераторного газа из 1 кг сырья.

В таблице 6 приведены результаты расчетов коэффициента полезного действия газогенератора, который работает на разных видах сырья. В качестве примера вычисления коэффициента полезного действия газогенератора приведен алгоритм вычисления этого коэффициента для газогенератора, который работает на пеллетах. Тогда, согласно формуле (12) и данных таблицы 2 получаем:

2,44 М 4600 кксал

= 0,87.

4500

ккал

Вбензина = 96338л ■ 10,32грв = 994208грв.

Выводы

Из данных вышеприведенных расчетов подсчитывается производственная и чистая прибыль, а также срок окупаемости газогенераторной установки, которая работает на пеллетах. - производственная прибыль:

П"рошв = В6енз - В™" = 994 208 грв - 284949 грв = = 709259 грв.

- чистая прибыль. Рассчитывается при условиях, что налог на прибыль составляет п=20%.

Пчистая _ п"роизвод п"роизвод п _

= 709 259 грв - 709 259 грв • 0,2 _ 567 407 грв.

- срок окупаемости К 137592грв

T =

Пч

567 407грв / год

= 0,24 или 3 месяца.

1. Показано, что годовые расходы сырья, которые обеспечивают генераторным газом грузовой автомобиль с заданными техническими характеристики двигателя, изменяются в зависимости от вида сырья с 98,4 т/год до 185 т/год, т.е. в 1,88 раза.

2. Установлено, что годовой объем генераторного газа, необходимый для обеспечения беспрерывной работы двигателя внутреннего сгорания, не зависит от вида сырья, из которого получается генераторный газ, а определяется конструкцией и типом двигателя.

3. Обоснована экономическая целесообразность технологии производства и применения генераторного газа в качестве моторного топлива для транспортных средств. В сравнении с традиционным моторным топливом (бензином) генераторный газ имеет очень низкую стоимость, которая, в зависимости от вида сырья, меньше стоимости бензина в 15-20 раз. Кроме того, срок окупаемости самого газогенератора составляет около 3 месяцев, т.е. его установка и эксплуатация не влияют на

кг

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» № 07 (129) 2013 © Научно-технический центр «TATA», 2013

экономическую эффективность использования транспортного средства.

4. Определено, что коэффициент полезного действия процесса газификации в газогенераторе зависит от вида сырья и изменяется с 0,78 до 0,98, т.е. почти в 1,26 раза.

5. Результаты выполненных исследований показали целесообразность проведения дальнейших научно-технических разработок газогенераторов, которые возможно применять в качестве источников топлива для автомобильного транспорта.

Список литературы

1. Кураев А.В., Семенков П.Л. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации: Инстр. по эксплуат. -М.: Машиностроение. 1974. 148 с.

2. Токарев Г.Т. Газогенераторные автомобили. -М.: Изд. Мин. ком-хоз. РСФСР. 1948. 160 с.

3. Юдушкин Н.Г. Газогенераторные трактора / Н.Г. Юдушкин. -М.: Машгиз. 1955. 244 с.

4. Мезин И.С. Транспортные газогенераторы / И.С. Мезин. -М.: Сельхозгиз. 1948. 311 с.

5. Черномордик Б.М. Теория и расчет транспортных газогенераторов / Б.М. Черномордик. М.; Свердловск: ГНТИ НКТМ СССР. 1943. 176 с.

6. Кюнэ Г., Кох Ф. Испытания автомобильных газогенераторов / Г. Кюнэ, Ф. Кох; пер. с нем. П.П. Москвина; ред. М.Д. Артамонова. -М.: Гостранстехиздат. 1938. 84 с.

7. Коллеров Л.К. Газомоторные установки / Л.К. Коллеров -М.: Машгиз. 1951. 240 с.

8. Енергетичш палива: Навч. поаб. / В.М. Горбов; Укр. держ. мор. техн. ун-т iм. aдмiрaлa Макарова. -Миколав. 2003. 328 с.

9. Забарний Г.М., Кудря С.О., Кондратюк Т.Г., Четверик Г. О. Термодинaмiчнa ефектившсть та ресурси редкого бюпалива Укра!ни. -Ки!в: 1нститут вщновлювально! енергетики НАНУ. 2006. 226 с

10. Кудря С.О., Тучинський Б.Г., Щошн А.Р. Перспективи змiщення традицшних паливно-енергетичних ресурсiв за рахунок використання енерги, вироблено! на об'ектах альернативно! енергетики. -М.: Энергосбережение. 2007. № 1. 14-23 с.

11. Газогенератор УГК-150 на дровах: [Электронный ресурс] // Фирма "Наша Энергия", 2005-2010. URL: http://www.gazogenerator.ru (Дата обращения: 18.02.2013).

44

International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology № 07 (129) 2013

© Scientific Technical Centre «TATA», 2013

ISJJli

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.