Научная статья на тему 'Обоснование целесообразности и возможности транспортировки компримированного природного газа судами-газовозами по Черному морю из России в Южную Европу'

Обоснование целесообразности и возможности транспортировки компримированного природного газа судами-газовозами по Черному морю из России в Южную Европу Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
431
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖАТЫЙ ГАЗ / КОМПРИМИРОВАННЫЙ ГАЗ / COMPRESSED GAS COMPRESSED GAS / КОМПОЗИТНЫЙ БАЛЛОН / COMPOSITE CYLINDER / КОНТЕЙНЕРОВОЗ / CONTAINER / МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА / MARINE TRANSPORTATION / МОРСКОЕ ХРАНИЛИЩЕ / КОНТЕЙНЕРНЫЙ ПРИЧАЛ / MARINE STORAGE CONTAINER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Крапивский Евгений Исаакович, Соколов Цветелин, Волкова Анастасия Владимировна, Рыжкова Екатерина Евгеньевна

Обоснована целесообразность и возможность транспортировки компримированного (сжатого) природного газа от уже построенной компрессорной станции Русская (вблизи г. Анапа) до болгарского морского порта Бургас (или Варна). Разработанная технология позволяет обеспечить поставки природного газа в Южную Европу, при этом требования 3 энергопакета ЕС выполняются. Предлагается уже сжатый до 280,8 атмосфер (28,5 МПа) на компрессорной станции «Русская» природный газ загружать в специализированные баллоны из композитных материалов, затем в морские контейнеры и транспортировать сжатый газ контейнеровозами на расстояние 810 км до болгарского порта Бургас (или Варна). Далее компримированный газ перевозится большегрузными контейнеровозами в страны Южной Европы. Рассмотрена также транспортировка компримированного газа специализированными судами и баржами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Крапивский Евгений Исаакович, Соколов Цветелин, Волкова Анастасия Владимировна, Рыжкова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF EXPEDIENCY AND THE POSSIBILITY OF TRANSPORTING COMPRESSED NATURAL GAS BY GAS VESSELS ACROSS THE BLACK SEA FROM RUSSIA TO SOUTHERN EUROPE

The expediency and the possibility of transporting CNG (compressed natural gas) from the already constructed a compressor station Russian (Anapa) to the sea port of Burgas (or Varna). The developed technology allows for the delivery of natural gas to Southern Europe 302 with the EU Energy Package requirements of 3 are met. It is proposed to already compressed to 280.8 atmospheres at the compressor station «Russian» gas load in specialized composite cylinders, then in shipping containers and transporting compressed gas container ships at a distance of 810 km to the Bulgarian port Burgas (or port Varna). We also consider the transportation of compressed gas by specialized vessels and barges. The technology enabled the construction of a container terminal at 300 000-500 000 20-foot sea containers (TEU) in the Anapa area, multi-point refueling specialized shipping containers with pipes, gas delivery to Bulgaria, the construction of the underwater marine mobile storage of compressed gas performance of the first stage 15, 75 billion. cubic meters of gas per year. The use of natural gas (compressed) marine transportation of compressed technology will provide economic benefits, billions of dollars developed technology complements the supply of gas in a marine pipeline «Turkish Stream», which is likely. It will be built only in 2019. Trial delivery of compressed gas can be carried out already in 2017.

Текст научной работы на тему «Обоснование целесообразности и возможности транспортировки компримированного природного газа судами-газовозами по Черному морю из России в Южную Европу»

удк 62912 е.И. Крапивский, Ц. Соколов, А.В. Волкова, Е.В. Рыжкова

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ КОМПРИМИРОВАННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА СУДАМИ-ГАЗОВОЗАМИ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ ИЗ РОССИИ В ЮЖНУЮ ЕВРОПУ

Обоснована целесообразность и возможность транспортировки компримированного (сжатого) природного газа от уже построенной компрессорной станции Русская (вблизи г. Анапа) до болгарского морского порта Бургас (или Варна). Разработанная технология позволяет обеспечить поставки природного газа в Южную Европу, при этом требования 3 энергопакета ЕС выполняются. Предлагается уже сжатый до 280,8 атмосфер (28,5 МПа) на компрессорной станции «Русская» природный газ загружать в специализированные баллоны из композитных материалов, затем в морские контейнеры и транспортировать сжатый газ контейнеровозами на расстояние 810 км до болгарского порта Бургас (или Варна). Далее компримированный газ перевозится большегрузными контейнеровозами в страны Южной Европы. Рассмотрена также транспортировка компримированного газа специализированными судами и баржами.

Ключевые слова: компримированный газ, сжатый газ, композитный баллон, контейнеровоз, морская транспортировка, морское хранилище, контейнерный причал.

Цель работы

Из-за неконструктивной позиции Евросоюза России пришлось отказаться от строительства морского подводного трубопровода Южный поток по дну Черного моря проектной производительностью 63 млрд м куб газа в год от компрессорной станции Русская (в районе Анапы, Красердарский край) до бол-

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 1. С. 291-304. © 2017. Е.И. Крапивский, Ц. Соколов, А.В. Волкова, Е.В. Рыжкова.

гарского порта Варна (Бургас). Предусматривалось строительство 4 ниток производительностью каждой 15,75 млрд м куб. в год. Вместе с тем Россия понесла большие затраты и к 2016 г. построила компрессорную станцию Русская в районе г. Анапа, значительную часть инфраструктуры Южного коридора и практически подвела к ней необходимое количество газа, изготовила часть изолированных глубоководных труб (диаметр 813 мм, толщина стенки 39 мм, проектное давление 28,45 МПа), которые сварены в плети (48 м) и складированы в Болгарии и России.

Лишь в августе 2016 г. Россия начала получать разрешительные документы от Турции на строительство альтернативного морского трубопровода Турецкий поток. Однако существующими договоренностями предусмотрено строительство только двух ниток, она для газоснабжения Турции, а другая — Южной Европы. Таким образом, на компрессорной станции Русская может быть переизбыток газа в объеме примерно 31,5 млрд м куб. в год. Вместе с тем, Южная Европа, особенно Италия, остро нуждается в российском газе. Если Россия откажется к 2019 г. от транзита газа через Украину, возникнет дефицит газа, в первую очередь в Болгарии.

В последние годы в качестве альтернативы транспортировки природного газа морским путем в виде сжиженного газа (СПГ) и по морским трубопроводам рассматривается транспортировка компримированного (сжатого-КПГ) газа специализированными судами газовозами или контейнеровозами, особенно для расстояний от 250 до 1500 морских миль. Это дешевле транс-

о--------

О 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500 4000

Расстояние. км

Рис. 1. Сравнительные тарифы перевозки природного газа [5, 9]

Рис. 2. Маршрут транспортировки компримированного газа

портировки СПГ (с учетом больших затрат на строительство заводов и терминалов СПГ) и трубопроводной транспортировки.

Разработке технологии транспортировки посвящены работы как российских (ООО «Интари», ЦНИИ Крылова, КБ Вымпел [4, 6, 16]), так и многих зарубежных фирм [9]. Нами предлагается компримированный газ перевозить специализированными судами-газовозами или контейнеровозами под давлением до 280 атмосфер от компрессорной станции Русская до болгарского порта Варна (или Бургас) (рис. 2). При этом Болгария просто покупает газ в на терминале КС Русская и транспортирует его по Черному морю или Россия продает газ на терминале в Болгарских портах.

Состояние разработки технологии CNG за рубежом

Работы в области создания систем морской транспортировки сжатого природного газа наиболее целенаправленно ведут компании [17, 18, 26, 27]:

• EnerSea Transport LLC, США;

• Knutsen OAS Shipping, Норвегия;

• Compressed Energy Technology AS (CETech), Норвегия;

• TransCanada Pipeline Ltd., Канада;

• Trans Ocean Gas Inc. (TOG), Канада;

• Sea NG Management Corporation, Канада.

Каждая из компаний имеет в активе концептуальные проекты судов CNG, получившие одобрение (Approval in Principal) классификационных обществ DNV или ABS.

Проектируемые компаниями суда CNG рассчитаны вместимость от 3 до 33 млн м куб. природного газа. По замыслам раз-

работчиков, суда большой вместимости предназначаются для обслуживания крупных проектов с протяженностью маршрутов порядка 2000 — 2500 мор. миль. Суда малой вместимости — для работы на коротких маршрутах местного значения.

По основным кораблестроительным параметрам суда CNG в значительной мере аналогичны современным судам LNG. Главные размеры судов CNG находятся в пределах:

EnerSea Transport LLC, Knutsen OAS Shipping, Compressed Energy Techno-США Норвегия logy AS (CETech), Норвегия

TransCanada Pipeline Ltd., Sea NG Management Trans Ocean Gas Inc. (TOG), Канада Corporation, Канада Канада

Рис. 3. Проекты судов CNG зарубежных компаний [2, 3, 9, 17, 18, 26, 27]

Рис. 4. Танкер для транспортировки CNG на основе технологии VOTRANS (Volume Optimized Transportation and Storage): с вертикальными емкостями (а); с горизонтальными емкостями (б)

• длина: 280—320 м,

• ширина: 55—60 м,

• осадка: 13,5—14,5 м.

Скорость полного хода судов CNG будет составлять 17,5— 18,0 узлов.

Первый газовоз КПГ построен в КНР в 2016 г. и уже эксплуатируется.

Нами и украинскими учеными [4, 8, 9, 13, 14, 20, 21] предложена и обоснована контейнерная транспортировка КПГ. Природный газ размещается под давлением 28,45 МПа (выходное давление на КС «Русская») в композитных или сталь-

Рис. 5. Концептуальный проект газовоза КПГ с вертикальными танками КБ «Вымпел»

ных баллонах высокого давления или специальных емкостях в стандартных 20- или 40-футовых контейнерах, которые размещаются на борту контейнеровоза. Выбор этой технологии обусловлен следующими причинами:

• В России в настоящее время строительство специализированных судов КПГ по технологии Coselle, \otrans или др. затруднено из-за загруженности верфей (например, Балтийский завод в ближайшие годы должен построить 3 атомных ледокола).

• Все зарубежные разработки защищены патентами, что существенным образом сказывается на стоимости судов КПГ. Давление газа на выходе КС «Русская» составляет 28,45 МПа, поэтому для использования вышерассмотренных технологий необходимо его снижение, а значит уменьшение объема газа и дополнительные затраты. Для предлагаемой технологии можно использовать газ без снижения давления.

• На рынке имеется большое количество судов-контейнеровозов, которые могут быть арендованы. Изготовление контейнеров с компримированным газом в России, в том числе с разработанными нами специализированными емкостями, не вызывает больших трудностей.

• В районе КС «Русская» может быть в течение года построен контейнерный причал годовой производительностью 300— 500 тыс. 20-футовых морских контейнеров (ТЕи), аналогичный тому, который строится в Новороссийске.

Основы технологии

Природный газ предлагается перевозить судами контейнеровозами в морских 20-40-футовых контейнерах, в которых размещаются композитные баллоны высокого давления.

Контейнеры с трубами заполняются газом под давлением 28,45 МПа на контейнером причале уже построенной компрессорной станции «Русская», загружаются на судно-контейнеровоз на многоточечном причале (обеспечивает одновременную заправку большого количества контейнеров с трубами), а через сутки в порту Варна (или Бургас) в Болгарии перегружаются на большегрузные автомобили и развозятся по странам Южной Европы, или закачиваются сначала в морские транспортируемые хранилища компримированного газа в трубах высокого давления (250-500 млн м. куб), а затем в подземные газовые хранилища Болгарии, Греции или Румынии. Возможна транспортировка газа по подземным трубопроводам по маршруту Южного потока.

Рис. 6. Транспортировка сжатого газа в универсальных контейнерах [7]

Расчетное время заправки судна на 5000 TEU — 3 суток, расчетное время разгрузки — 1 сутки, расчетное время количества рейсов в год — 50 рейсов в год, расчетное количество газовозов-контейнеровозов для транспортировки компримированного газа на расстояние 800—900 км составляет по нашим расчетам и расчетам японских и украинских ученых 20 судов и/или барж (уточняется по результатам опытной эксплуатации).

На приемном терминале (порт Бургас или Варна) компри-мированный природный газ через STL буй («погрузка через погружную головку») выгружается с судов КПГ в разработанное нами морское транспортируемое буферное хранилище компри-мированного газа в трубах, большегрузные автомобили-контейнеровозы или в магистральные трубопроводы Южной Европы (проект Южный поток, проект Посейдон), а также отправляется потребителям автомобильным, железнодорожным или речным транспортом.

Инфраструктура в России

Южный коридор — КС Русская

• Контейнерный причал в Анапе.

• STL буй у КС Русская.

• Система многоточечной заправка контейнеров и/или трубовозов.

На компрессорной станции Русская природный газ компри-мируется (28,45 МПа — 280,8 атм) и загружается на суда (баржи) и контейнеровозы с газом на многоточечном отгрузочном терминале в районе г. Анапа. Многоточечная система позволяет осуществить одновременную заправку газом до 5000 морских 20-футовых контейнеров с композитными баллонами, которые

размещаются на судне-контейнеровозе. Разработана емкость с повышенной вместимостью компримированного природного газа для размещения в морском контейнере и новый материал для облегченного баллона с компримированным газом.

Специализированные суда, баржи, контейнеровозы доставляют компримированный природный газ на приемный терминал в Болгарии. Специализированные смеси газов смеси (метан-газовый конденсат, метан-дизтопливо, метан-диметиловый эфир) позволяют повысить теплоемкость [8].

Инфраструктура в Болгарии

• Транспортировка газа до порта Бургас или специализированного порта на юге Болгарии (для реализации проекта Посейдон).

• STL буй у побережья Болгарии.

• Морское подводное безопасное хранилище буферного компримированного природного газа в трубах высокого давления. Предусмотрено создание трех-четырех морских хранилищ вдоль морского побережья Болгарии, емкость каждого 250— 500 млн м куб. Хранилище может буксироваться по Черному и Средиземному морю.

• Многоточечная заправка большегрузных автомобилей-контейнеровозов с композитными баллонами у побережья Болгарии.

• Транспортировка контейнеровозами или трубовозами по Болгарии и южной Европе.

На приемном терминале в Болгарии компримированный природный газ через STL буй («погрузка через погружную головку») выгружается с судов КПГ в морское транспортируемое буферное хранилище, большегрузные автомобили-контейнеровозы или в магистральные трубопроводы Южной Европы (проект Южный поток, проект Посейдон), а также отправляется потребителям автомобильным, железнодорожным или речным транспортом.

Варианты организации поставок КПГ

• Поставки компримированного природного газа специализированными судами КПГ.

• Поставки компримированного природного газа судами-контейнеровозами в стандартных 20"(TEU) — 40" футовых специализированных контейнерах.

• Поставки компримированного природного газа в трубах судами и баржами.

• Транспортировка контейнеров с компримированным природным газом грузовым, железнодорожным и речным транспортом.

• Возможны поставки специализированных смесей для теплоэнергетики и наземного транспорта (ДМЭ-метан, метан-газовый конденсат, метан-дизельное топливо и др.).

• Возможны поставки адсорбированного газа в специализированных емкостях и баллонах. Возможны поставки газогидратов.

Экономика

При транспортировке СПГ суммарный процент потерь на сжижение, погрузку, транспортировку, выгрузку и разжижение составляет 15%, а при погрузке, транспортировке и разгрузке CNG теряется 5—8%. Весь цикл транспортировки CNG на маршруте, в 600 мор. миль займет около 6—7 дней, 3—4 дня на погрузку компримированного газа, на преодоление расстояния уйдет 1 день и 2 дня займет разгрузка, плюс 1 день обратно. За год судно сможет сделать 40—50 рейсов.

Анализ рынка

Затраты России по нашей оценке могут составить около 2,5 млрд долл. США (затраты на инфраструктуру Южного потока и изготовление труб не учтены), в частности на контейнерный терминал, суда и баржи КПГ, транспортировку и т.п. (о затратах Европейского Союза см. ниже) При этом затраты на строительство морского трубопровода по дну Черного моря составили бы более 10 млрд долл. Расчетная стоимость транспортировки Анапа-Бургас (Варна) исчисляется в пределах 30 долл. за 1000 м куб. газа. Эта стоимость близка к стоимости транзита через Украину в 2015 г.

Стоимость газа при доставке на КС Русская с Ямала — 55 долл. за 1000 куб. м.

Ориентировочный срок окупаемости проекта — 5 лет.

Затраты Европейского Союза (строительство морских хранилищ, инфраструктуры, приемного терминала, трубопроводов для закачки газа в Южный поток) по нашим оценкам составят не более 1,0 млрд долл. Следует учесть, что затраты на строительство контейнерного флота с компримированным газом, причала, буферного хранилища может взять на себя Европейский Союз.

Конкурентная стоимость газа для хаба в Болгарии (140 долл. за 1000 м куб.) — 2,5 млрд долл. в год. Стоимость газа для Европы

(180 долл. за 1000 м куб.) — 3 млрд долл. США в год. Болгария может получить значительную прибыль от перепродажи газа в Южную Европу.

Суда-контейнеровозы и суда (баржи)-трубовозы могут совершать до 40—50 рейсов в год. Для транспортировки 15,75 млрд куб. м в год необходимо 25 судов-контейнеровозов, общая стоимость которых составит 1 млрд долл. Затраты на переоборудование контейнеров для транспортировки сжатого газа по нашим оценкам не превысят 0,5 млрд долл. в год. Таким образом, проект является технически осуществимым и высоко рентабельным.

Выводы

Предлагаемая технология по нашему мнению достаточно обоснована технологически и экономически и может быть реализована в короткие (1,5—2 года) сроки. Ее применение позволит оправдать компенсировать часть затрат на строительство компрессорной станции «Русская» и «Южного коридора». Ее применение возможно в короткие (2 года) сроки. Увеличение объема перевозок компримированного газа в 2 судами-контейнеровозами позволит совместно с турецким потоком транспортировать в Южную Европу до 63 млрд м куб. газа, как это и предусматривалось для нереализованного Южного потока. Предусмотрено патентование элементов технологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батталханов А. А. Поэтапное развитие рынка компримированного природного газа // Международный научный журнал. — 2015. — № 6. - С. 4-11.

2. Блинков А. Н., Власов А. А. Морская транспортировка сжатого газа. URL: http://www.slb.eom/~/media/Files/resources/oilfield_review/ mssia08/sum08/04_movingnataralgas.pdf.

3. Блинков А. Н., Власов А. А., Лицис А. В., Шурпяк В. К. CNG — новая технология морской транспортировки газа: состояние, перспективы, проблемы // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. — 2007. — № 30. — С. 127—162.

4. Вассерман А. А., Лавренченко Г. К. Анализ способов морской перевозки газов // Технические газы. — 2014. — № 2. — С. 57—65.

5. Власьев М. В. Технико-экономическое обоснование целесообразности создания судов для транспортировки природного газа в сжатом состоянии: Автореф. дис. ...канд. техн. наук. — СПб., 2015. — 27 с.

5. Вотинцев А. В. Транспортировка сжатого природного газа // Газовая промышленность. — 2007. — № 2. — С. 62—63.

6. Вымпел. Конструкторское бюро по проектированию судов. Нижний Новгород. URL:http://www.vympel.ru.

7. Компания ГазСервисКомпозит. URL: http://gassc.com/avtonom-naya-gazifikatsiya.html.

8. Миннегулова Г. С., Крапивский Е. И. Исследование фазовых состояний смесей сжиженных углеводородов газоконденсатных месторождений п-ова Ямал при низких температурах // Газовая промышленность, 2014. - № 11. - С. 86-90.

9. Новиков А.И., Глаголев А.И., Удалов Д. А. Морская транспортировка компримиро-ванного природного газа. Современное состояние и перспективы. — М.: ООО «Газпром экспо», 2010. — 120 с.

10. Гленн Перри Ф. (СА) Патент РФ № 2296266. Способ транспортировки охлажденного природного газа.

11. Хибино Коуецу, Хонма Нобутака, Терасима Юкио, Синозава Та-мио, Окуи Тосихару, Иномата Кийото. Патент РФ № 2224171. Система для хранения растворенного газа на основе метана. Патент Приоритет 14.12.1999.

12. Оказаки Тосихиро, Накамура Наоки, Кондо Такуя, Сугияма Мас-хико (Япония). Патент РФ № 2228485. Способ и установка для аккумулирования газа, вещество, поглощающее газ, и способ его получения.

13. Патон Б. Е., Савицкий М. М., Савицкий А. М., Мазур А. А. Эффективность морской транспортировки природного газа при использовании сварных баллонов высокого давления // Автоматическая сварка. - 2014. - № 8 (734). - С. 49-55.

14. Рен Ч. Г., Зеленовская Е. В. Обзор существующих методов транспортировки природного газа на дальние расстояния и оценка их применимости // Нефть, Газ и Бизнес. - 2011. - № 3. - С. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Савицкий М. М., Савицкий А. М., Супруненко В. А. Определение параметров облегченных стальных баллонов для грузовой системы CNG-газовозов // Вюник НУК. Електронне видання. - 2013. - № 1. -С. 4-14.

16. Таровик В. И., Крестьянцев А. Б. Перспективные направления развития морской техники для освоения арктического шельфа и систем транспортировки природного газа. ЦНИИ А.Н. Крылова. Презентация 2011. - 19 с. URL: http://www.mir-forum.ru/files/materials/ cnii_krylova2.pdf

17. CNG Compressed Natural Gas CNG Marine Transport. EnerSea. -2013. - available at: http://www.enersea.com.

18. Compressed Natural Gas Transportation, CNG Transport. Sea NG. -2013. - available at: http://www.coselle.com.

19. Encyclopaedia Of Hydrocarbons Istituto della Enciclopedia italiana Fondata da giovanni treccani 2007. - 966 p.

20. Kryzhanivskyy Ye. I., Susak O. M., Zaytsev Val. V. Optimization of unloading modes of compressed natural gas that is transported by container ships // Ivano-Frankivsk National Technical University of Oil and Gas // Journal of Hydrocarbon Power Engineering. 2014, Vol. 1, Issue 12013, pp. 36-44.

21. Kryzhanivskyj Je. I, Zaytsev Val. V. The concept of fast alternative delivery natural gas toUkraine', The 5th International Symposium on hydrocarbons & Chemistry (ISHC5), Algiers, pp. 127.

22. Marine CNG Transportation. Platts Caribbean energy conference. URL: http://www.platts.com/IM.Platts.Content/ProductsServices/Confe-renceandEvents/2013/pc302/presentations/Lyndon_Ward.pdf (дата обращения: 12.12. 2015).

23. Matteo Marongiu-Porcu, Xiuli Wang, Michael J. Economides. The Economics of Compressed Natural Gas Sea Transport, SPE Russian Oil & Gas Conference and Exhibition, Moscow, Russia 28—30 October 2008, SPE 115310, pp. 1-12.

24. Omid Shakeri, Aghil Barati. Морская транспортировка комприми-рованного природного газа // The 3rd Iran Gas Forum, Iranian Fuel Conversation Organization (IFCO). — 2009. -36 c.

25. PaulS. Britton, John P. Dunlop 2007, SS: CNG and Other LNG Alter-natives-CNG Marine Gas Transport Solution: Tested and Ready, Offshore Technology Conference, Houston, Texas, U.S.A., OTC 18702, pp. 1—7.

26. TransCanada PipeLines Limited, 2013. Available from: www.trans-canada.com.

27. Trans Ocean Gas CNG Compressed Natural Gas Transportation by Ship, 2013. Available from: www.transoceangas.com. [16 May 2013].

28. Yehya Mohamed Ismail Nassar. Comparisons and Advantages of Marine CNG Transportation, SPE Projects,Facilities & Construction, 2010, December, pp. 225—229. ЕШЗ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Крапивский Евгений Исаакович1 — доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН, e-mail: [email protected], Соколов Цветелин1 — магистр, e-mail: [email protected], Волкова Анастасия Владимировна1 — студент, e-mail: [email protected], Рыжкова Екатерина Евгеньевна1 — студент, e-mail: [email protected], 1 Санкт-Петербургский горный университет.

UDC 629.12

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 1, pp. 291-304.

E.I. Krapivskiy, Ts. Sokolov, A.V. Volkova, E.V. Ryzhkova

SUBSTANTIATION OF EXPEDIENCY

AND THE POSSIBILITY

OF TRANSPORTING COMPRESSED

NATURAL GAS BY GAS VESSELS

ACROSS THE BLACK SEA

FROM RUSSIA TO SOUTHERN EUROPE

The expediency and the possibility of transporting CNG (compressed natural gas) from the already constructed a compressor station Russian (Anapa) to the sea port of Burgas (or Varna). The developed technology allows for the delivery of natural gas to Southern Europe

with the EU Energy Package requirements of 3 are met. It is proposed to already compressed to 280.8 atmospheres at the compressor station «Russian» gas load in specialized composite cylinders, then in shipping containers and transporting compressed gas container ships at a distance of 810 km to the Bulgarian port Burgas (or port Varna). We also consider the transportation of compressed gas by specialized vessels and barges.

The technology enabled the construction of a container terminal at 300 000-500 000 20-foot sea containers (TEU) in the Anapa area, multi-point refueling specialized shipping containers with pipes, gas delivery to Bulgaria, the construction of the underwater marine mobile storage of compressed gas performance of the first stage - 15, 75 billion. cubic meters of gas per year.

The use of natural gas (compressed) marine transportation of compressed technology will provide economic benefits, billions of dollars developed technology complements the supply of gas in a marine pipeline «Turkish Stream», which is likely. It will be built only in 2019. Trial delivery of compressed gas can be carried out already in 2017.

Key words. Compressed gas compressed gas, composite cylinder, container, marine transportation, marine storage container.

AUTHORS

Krapivskiy E.I}, Doctor of Geological and Mineralogical Sciences,

Professor, Academician of Russian Academy of Natural Sciences,

e-mail: [email protected],

Sokolov 7s.1, Magister,

e-mail: [email protected],

Volkova A.V.1, Student,

e-mail: [email protected],

Ryzhkova E.V.1, Student,

e-mail: [email protected],

1 Saint-Petersburg Mining University,

199106, Saint-Petersburg, Russia.

REFERENCES

1. Battalkhanov A. A. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2015, no 6, pp. 4—11.

2. Blinkov A. N., Vlasov A. A. Morskaya transportirovka szhatogo gaza, available at: http://www.slb.com/~/media/Files/resources/oilfield_review/russia08/sum08/04_mov-ingnaturalgas.pdf.

3. Blinkov A. N., Vlasov A. A., Litsis A. V., Shurpyak V. K. Nauchno-tekhnicheskiy sbornik Rossiyskogo morskogo registra sudokhodstva, 2007, no 30, pp. 127—162.

4. Vasserman A. A., Lavrenchenko G. K. Tekhnicheskiegazy. 2014, no 2, pp. 57—65.

5. Vlas'ev M. V. Tekhniko-ekonomicheskoe obosnovanie tselesoobrazflosti sozdaniya su-dov dlya transportirovkiprirodnogo gaza v szhatom sostoyanii (Feasibility study the feasibility of creating vessels for the transportation of natural gas in a compressed state), Candidate's thesis, Saint-Petersburg, 2015, 27 p.

5. Votintsev A. V. Gazovayapromyshlennost'. 2007, no 2, pp. 62—63.

6. Vympel. Konstruktorskoe byuropoproektirovaniyu sudov. Nizhniy Novgorod, available at:http://www.vympel.ru.

7. Kompaniya GazServisKompozit, available at: http://gassc.com/avtonomnaya-gazifi-katsiya.html.

8. Minnegulova G. S., Krapivskiy E. I. Gazovaya promyshlennost', 2014, no 11, pp. 86—90.

9. Novikov A. I., Glagolev A. I., Udalov D. A. Morskaya transportirovka komprimiro-vannogo prirodnogo gaza. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy (Marine transportation of

compressed natural gas. Current status and prospects), Moscow, OOO «Gazprom ekspo», 2010,120 p.

10. Glenn Perri F. Patent RU 2296266.

11. Khibino Kouetsu, Khonma Nobutaka, Terasima Yukio, Sinozava Tamio, Okui Tosikharu, Inomata Kiyoto. Patent RU2224171, 14.12.1999.

12. Okazaki Tosikhiro, Nakamura Naoki, Kondo Takuya, Sugiyama Maskhiko. Patent RU2228485.

13. Paton B. E., Savitskiy M. M., Savitskiy A. M., Mazur A. A. Avtomaticheskaya svar-ka. 2014, no 8 (734), pp. 49-55.

14. Ren Ch. G., Zelenovskaya E. V. Neft', Gaz i Biznes. 2011, no 3, pp. 3-9.

15. Savitskiy M. M., Savitskiy A. M., Suprunenko V. A. Opredelenie parametrov oblegchennykh stal'nykh ballonov dlya gruzovoy sistemy CNG-gazovozov. Visnik NUK. Elektronne vidannya. 2013, no 1, pp. 4-14.

16. Tarovik V. I., Krest'yantsev A. B. Perspektivnye napravleniya razvitiya morskoy tekhniki dlya osvoeniya arkticheskogo shelf i sistem transportirovki prirodnogo gaza. TsNII A.N. Krylova. Prezentatsiya 2011, 19 p, available at: http://www.mir-forum.ru/files/ma-terials/cnii_krylova2.pdf

17. CNG Compressed Natural Gas CNG Marine Transport. EnerSea. 2013, available at: http://www.enersea.com.

18. Compressed Natural Gas Transportation, CNG Transport. Sea NG. 2013, available at: http://www.coselle.com.

19. Encyclopaedia Of Hydrocarbons Istituto della Enciclopedia italiana Fondata da giovanni treccani, 2007. 966 p.

20. Kryzhanivskyy Ye. I., Susak O. M., Zaytsev Val. V. Optimization of unloading modes of compressed natural gas that is transported by container ships. Ivano-Frankivsk National Technical University of Oil and Gas. Journal of Hydrocarbon Power Engineering. 2014, Vol. 1, Issue 12013, pp. 36-44.

21. Kryzhanivskyj Je. I, Zaytsev Val. V. The concept of fast alternative delivery natural gas toUkraine', The 5th International Symposium on hydrocarbons & Chemistry (ISHC5), Algiers, pp. 127.

22. Marine CNG Transportation. Platts Caribbean energy conference, available at: http:// www.platts.com/IM.Platts.Content/ProductsServices/ConferenceandEvents/2013/ pc302/presentations/Lyndon_Ward.pdf (дата обращения: 12.12. 2015).

23. Matteo Marongiu-Porcu, Xiuli Wang, Michael J. Economides. The Economics of Compressed Natural Gas Sea Transport, SPE Russian Oil & Gas Conference and Exhibition, Moscow, Russia 28-30 October 2008, SPE 115310, pp. 1-12.

24. Omid Shakeri, Aghil Barati. Морская транспортировка компримированного природного газа. The 3rd Iran Gas Forum, Iranian Fuel Conversation Organization (IFCO). 2009, 36 p.

25. Paul S. Britton, John P. Dunlop 2007, SS: CNG and Other LNG Alternatives-CNG Marine Gas Transport Solution: Tested and Ready, Offshore Technology Conference, Houston, Texas, U.S.A., OTC 18702, pp. 1-7.

26. TransCanada PipeLines Limited, 2013, available at: www.transcanada.com.

27. Trans Ocean Gas CNG Compressed Natural Gas Transportation by Ship, 2013, available at: www.transoceangas.com. [16 May 2013].

28. Yehya Mohamed Ismail Nassar. Comparisons and Advantages of Marine CNG Transportation, SPE Projects, Facilities & Construction, 2010, December, pp. 225-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.