Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ ЧЕТЫРЕ ПО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ С ПЕРЕНОСОМ КУБИКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЛОВКОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ ЧЕТЫРЕ ПО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ С ПЕРЕНОСОМ КУБИКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЛОВКОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ШКАЛА ОЦЕНОК / ЛОВКОСТЬ / НОРМАТИВЫ / ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ / КУБИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цыба И.А., Мещеряков С.П., Егорычев А.О.

В статье проведён анализ зарубежной и отечественной литературы и программнонормативных документов, выявлена необходимость поиска информативных тестов для оценки ловкости. В процессе исследования в программу тестирования физической подготовленности студентов был включён челночный бег 4х10 м с переносом 2-х деревянных кубиков размером 5х5х5 см. Далее анализировалась парные коэффициенты корреляции между различными тестами. На основе анализа результатов тестирования предложена десятибалльная шкала оценки результатов теста челночного бега четыре по десять метров с переносом кубиков для определения уровня ловкости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыба И.А., Мещеряков С.П., Егорычев А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUNDATION OF THE FOUR BY TEN METERS SHUTTLE RUN TEST WITH THE TRANSFER OF BLOCKS TO ASSESS THE LEVEL OF DEXTERITY OF STUDENTS

The article analyzes the foreign and domestic literature and software and regulatory documents, it reveals the necessity of research of the informational tests to assess dexterity. In the course of the study, the four by ten meters shuttle run test with two wooden blocks 5x5x5 cm was included in the students' physical fitness testing program. Next, the paired correlation coefficients between different tests were analyzed. Based on the analysis of the test results, a ten-point scale for evaluating the results of the shuttle run test four by ten meters with the transfer of blocks is proposed to determine the level of dexterity of students

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ ЧЕТЫРЕ ПО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ С ПЕРЕНОСОМ КУБИКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЛОВКОСТИ СТУДЕНТОВ»

мальчиков) и выносливости - бег на длинную дистанцию.

2-я группа включает испытания, которые предъявляют невысокие требования к организму и имеют одинаково невыраженную реакцию по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку скорости: бег на короткую дистанцию, поднимание туловища из положения лежа на спине, другое (ходьба на лыжах, плавание, стрельба).

3-я группа представлена испытаниями, которые характеризуются разной реакцией по степени трудности для обучающихся младших, средних и старших классов. К ним относятся испытания на оценку силы (у девочек - подтягивание из виса на низкой перекладине, отжимание), гибкости (наклон вперед из положения стоя), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с разбега и с места).

Отношение обучающихся к урокам ФК во многом определяет успешность освоения ими образовательной программы и развитие базовых физических качеств. По данным субъективной оценки 303 учителей ФК из 10 регионов Российской Федерации уроки ФК нравятся 68,8% обучающимся 1-4-х классов, 41,1% школьникам 5-9-х классов и 36,8% старшеклассникам. С возрастом интерес к урокам ФК у обучающихся снижается, особо значимо в конце школьного обучения. Среди младших школьников практически нет детей, которым не нравятся уроки ФК (всего 2%). В 5-9-х классах выявлено 6,6% таких обучающимся, в 10-11-х классах - 17,5% обучающихся.

Формирование у обучающихся мотивации к занятиям ФК в школе является одним из возможных факторов, влияющих на соответствие функциональных возможностей их организма требованиям комплекса ГТО. Мнение учителей ФК о частоте встречаемости у обучающихся трудностей при прохождении различных испытаний в процессе сдачи нормативов комплекса ГТО и об отношении обучающихся к урокам ФК может быть использовано при реализации Концепции модернизации преподавания предмета «Физическая культура», утвержденной в 2018 г., и основных направлений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нормативы ГТО // Официальный интернет-портал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [сайт]. - URL: http://www.gto.ru/norms (дата обращения 11.07.2022).

2. Седова А.С. Мотивация к занятиям физической культуры и физическая подготовленность школьников / А.С. Седова, П.И. Храмцов // Здоровье населения и среда обитания. - 2017. - № 11. - С. 40-43.

3. Анализ мнения учителей физической культуры о физической подготовленности современных школьников Российской Федерации / П.И. Храмцов, А.С. Седова, Е.В. Разова, С.Н. Храм-цова, М.Г. Вершинина // Ученый записки университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 7 (197). - С. 381-387.

4. Кучма В.Р. Двигательная активность детей в школе: формы средства, технологии / В.Р. Кучма, П.И. Храмцов. - Москва : НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 2019. 4- 5 с.

5. Повышение уровня активности людей для укрепления здоровья в мире :Глобальный план действий ВОЗ по повышению уровня физической активности на 2018-2030 гг. // Всемирная организация здравоохранения. - Женева. 2018. - URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/27965 5/WHO-NMH-PND-18.5-rus.pdf (дата обращения 11.07.2022).

6. Моргачёв О.В. Обоснование гигиенической оптимизации организации физического воспитания младших школьников на основе дифференцированной оценки их физической подготовленности / О.В. Моргачёв // Здоровье населения и среда обитания. - 2019. - № 5. - С. 14-19.

REFERENCES

1. Official Internet portal of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (2022) "GTO standards", available at: https://www.gto.ru/norms, (accessed 11.07.2022).

2. Sedova, A.S. and Khramtsov P.I. (2017), "Motivation for physical culture classes and physical fitness of schoolchildren", Public health and living environment, No. 11, pp. 40-43.

3. Khramtsov, P.I., Sedova A.S., Razova E.V., Khramtsova S.N. and Vershinina M.G. (2021), "Analysis of the opinion of teachers of physical culture about the physical fitness of modern schoolchildren of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 381387

4. Kuchma, V.R., Khramtsov P.I. (2019), "Physical activity of children at school: forms, means, technologies. M.: NMRC of children's Health of the Ministry of Health of Russia.

5. WHO Global Action Plan to Increase Physical Activity for 2018-2030, Brochure. World Health Organization. Geneva. 2018. 8 pp., available at: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/27965 5/WHO-NMH-PND-18.5-rus.pdf (accessed 11.07.2022).

6. Morgachev, O.V. (2019), "Substantiation of hygienic optimization of the organization of physical education of younger schoolchildren on the basis of a differentiated assessment of their physical fitness", Public health and living environment, No. 5, pp. 14-19.

Контактная информация: pikhramtsov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.08.2022

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТА ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ ЧЕТЫРЕ ПО ДЕСЯТЬ МЕТРОВ С ПЕРЕНОСОМ КУБИКОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЛОВКОСТИ СТУДЕНТОВ

Ирина Анатольевна Цыба, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Петрович Мещеряков, доцент, Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина, Москва

Аннотация

В статье проведён анализ зарубежной и отечественной литературы и программно-нормативных документов, выявлена необходимость поиска информативных тестов для оценки ловкости. В процессе исследования в программу тестирования физической подготовленности студентов был включён челночный бег 4х10 м с переносом 2-х деревянных кубиков размером 5х5х5 см. Далее анализировалась парные коэффициенты корреляции между различными тестами. На основе анализа результатов тестирования предложена десятибалльная шкала оценки результатов теста челночного бега четыре по десять метров с переносом кубиков для определения уровня ловкости студентов.

Ключевые слова: студенты, физическая подготовка, шкала оценок, ловкость, нормативы, челночный бег, кубики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p385-389

FOUNDATION OF THE FOUR BY TEN METERS SHUTTLE RUN TEST WITH THE TRANSFER OF BLOCKS TO ASSESS THE LEVEL OF DEXTERITY OF STUDENTS Irina Anatolyevna Tsyba, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sergei Petrovich

Meshcheryakov, the docent, Aleksei Olegovich Egorychev, the doctor pedagogical sciences,

docent, Gubkin University, Moscow

Abstract

The article analyzes the foreign and domestic literature and software and regulatory documents, it reveals the necessity of research of the informational tests to assess dexterity. In the course of the study, the four by ten meters shuttle run test with two wooden blocks 5x5x5 cm was included in the students' physical fitness testing program. Next, the paired correlation coefficients between different tests were analyzed. Based on the analysis of the test results, a ten-point scale for evaluating the results of the shuttle run

test four by ten meters with the transfer of blocks is proposed to determine the level of dexterity of students

Keywords: students, physical fitness, agility, grading scale, dexterity, standards, shuttle run with

blocks.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Не вызывает сомнений, что все учебные дисциплины, которые включены в программы профессиональных учреждений образования должны готовить обучающихся к профессиональной деятельности. Такая задача стоит и перед физической культурой.

Тенденция развития современных профессий предполагает снижение доли физического труда и возрастание нагрузки на психоэмоциональную сферу работника. Специалисты говорят, что возрастает напряженность труда. Современному работнику все чаще приходится принимать решение в условиях дефицита времени, анализировать показатели нескольких приборов, удерживать во внимании различные объекты, контролировать сигналы, поступающие через разные системы организма, многократно возрастает цена ошибки. Не все выпускники профессиональных учреждений образования соответствуют этим требованиям. Поэтому на рабочих местах медико-профессиональные комиссии осуществляют допуск к выполнению определенных трудовых обязанностей. В тоже время известно, что адаптация функциональных систем организма наиболее эффективна с помощью направленной физической тренировки, которую можно и проводить в период обучения [4].

В практике физического воспитания психический компонент контролируют с помощью двигательных тестов на ловкость [1, 5]. Так, по образному выражению Н.А. Бернштейна, в человеке сложно оценить, где в нем заканчивается физическое и начинается психическое. А интегративный подход является более перспективным по сравнению с подходом, основанном на разделении [1]. Следовательно, нужны двигательные тесты для оценки психического компонента. Для этого используют тесты на координационные способности. Наиболее распространенный среди них челночный бег с переносом кубиков.

Анализ публикаций показывает, что за рубежом в практике физического воспитания используют различные варианты челночного бега с переносом предметов для выбора вида спорта, анализа подготовленности для отбора военных или сотрудников спецслужб. Широко известны варианты челночного бега в Европейской, Североамериканской, системах тестирования физической подготовленности. В отечественной системе челночный бег 4х9 метров включен в школьную программу [3]. Но известно, что такой тест в большей степени характеризует скоростные способности, а не выносливость [6].

Анализ отечественных программно-нормативных документов для студентов (www.gto.ru) показывает, что акцент продолжает делаться на кондиционных физических качествах, а ловкости и другим проявлениям координационных способностей уделяется значительно меньше внимания.

В тоже время от 30 до 50% студентов используют игры - предметная ловкость, а от 40 до 60% студенток занимаются чир спортом, аэробикой или танцами - телесная ловкость. Это делает поиск информативных тестов для оценки ловкости интересной и нужной научной задачей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2021/2022 году на спортивной базе РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина студенты основной медицинской группы на занятиях по физической культуре выполняли следующие тесты. В осеннем семестре: челночный бег 4х10 м; прыжок в длину с места толчком с двух ног; подтягивание из виса (м) или подъем в сед из положения лежа руки за головой за 60 с (ж). В весеннем семестре: бег на 100 метров; бег на 2000 м (ж) или 3000 м (м); подтягивание из виса (м) или подъем в сед из положения лежа руки за головой за 60 с (ж). В конце семестра все студенты выполнили тест - челночный бег 4х10 м с переносом

2-х деревянных кубиков размером 5х5х5 см. Тестирование проводилось следующим образом. В зале на полу проводилось две линии. Студенты стартовали парами. Кубики надо было брать из зоны за 10-ти метровой отметкой и класть за линией старта. Для расчета шкалы оценок использовались результаты 384 женщин и 450 мужчин. Статистическая обработка данных проводилась в программе ExL. Стандартная процедура расчета оценок для однородной выборки предполагает отбрасывание результатов, отклоняющихся более чем на «±2с» и включает 95% всех результатов.

Далее анализировалась парные коэффициенты корреляции между различными тестами и результатам в челночном беге 4х10 метров с переносом кубиков. Для расчета анализировались данные 338 женщин и 193 мужчин.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В таблица 1 представлена 10-ти бальная шкала оценок результата теста бег 4х10 метров с переносом 2-х кубиков.

Таблица 1 - Шкала оценок результатов бега 4х10 метров с переносом 2-х кубиков

Баллы 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Женщины (п=384) 10,6 10,9 11,2 11,5 11,8 12,0 12,3 12,6 12,9 13,2

Мужчины (п=450) 9,3 9,5 9,8 10,0 10,3 10,5 10,8 11,0 11,3 11,5

Шкала оценок имеет прикладное значение при отборе студентов для занятий спортивными играми, позволяет сравнивать уровень развития качества ловкость студентов, выбравших занятия различными видами спорта, оценить изменение результатов за определенный временной этап, оценить уровень ловкости у студентов, обучающихся разным профессиям.

В таблицах 2 и 3 представлена X - средняя арифметическая и ошибка средней по результатам данных студентов университета. Видно, что по ряду физических качеств средние значения соответствуют нижней границе оценки «удовлетворительно» или оценке «неудовлетворительно». Так, у женщин это результаты в беге на 100 метров, а у мужчин в беге на 3000 метров. К сожалению, такие результаты являются отражением современного отношения к физической культуре в обществе.

Таблица 2 - Средние показатели физической подготовленности женщин (п=338)

Тесты Челночный бег 4х10 м, с Прыжок в длину с/м, см Подним. туловища, раз Бег 100 м, с Бег 2000 м, мин. С Челночный бег с переносом кубиков 4х10 м, с

Х±т 10,40±0,04 169,2±1,0 42,8±04 17,82±0,08 12.48,8±4,8 11,92±0,05

Таблица 3 - Средние показатели физической подготовленности мужчин (п=193)

Тесты Челночный бег 4х10 м, с Прыжок в длину с/м, см Подтягивание, раз Бег 100 м, с Бег 3000 м, мин., с Челночный бег с переносом кубиков 4х10 м, с

Х±т 9,67±0,04 225,7±1,5 9,2±04 13,99±0,07 15.13,2±9,7 10,27±0,05

Интересным представляется анализ парных коэффициентов корреляции женщины (рисунок 1) и мужчины (рисунок 2).

В статистике коэффициенты корреляции имеют следующую интерпретацию [6].

Взаимосвязь у женщин челночного бега 4х10 м с переносом кубиков и челночного бега 4х10 с характеризуется как средняя положительная взаимосвязь (0,65). Также можно интерпретировать взаимосвязь с бегом на 100 метров (0,60).

Отрицательная средняя связь с результатами в тестах прыжок в длину с места (0,58) и поднимание туловища из положения лежа (-0,51).

Взаимосвязь с результатом в беге на 2000 метров слабая положительная (0,39).

Рисунок 1 - Корреляционные связи результата в тесте бег 4х10 м с переносом кубиков у женщин

Взаимосвязь у мужчин челночного бега 4х10 м с переносом кубиков и челночного бега 4х10 м характеризуется как средняя положительная (0,63). Также можно интерпретировать взаимосвязь с бегом на 100 метров (0,66). Отрицательная средняя взаимосвязь с результатами в тесте прыжок в длину с места (-0,56).

Взаимосвязь в тесте челночный бег 4х10 м с переносом кубиков и результата в беге на 3000 метров слабая положительная (0,39), а с результатом в подтягивании из виса (0,47) слабая отрицательная.

По результатам анализа корреляционных связей можно сделать обобщение, что результат теста бег 4х10 м с переносом кубиков имеет среднюю взаимосвязь с тестами бег 4х10 м, бег на 100 м и прыжок в длину с места, слабую взаимосвязь с результатом в беге на 2000 и 3000 м. Можно говорить о физическом качестве - ловкость.

Рисунок 2 - Корреляционные связи челночный бег 4х10 метров с переносом кубиков у мужчин

ВЫВОДЫ

1. В настоящий момент в программно-нормативных документах для студентов отсутствует тест для оценки ловкости.

2. Разработана 10-ти бальная шкала для женщин и мужчин студентов, которая может использоваться как отдельный тест. Так и батарее тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.