УДК 664.723.047
ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ОХЛАДИТЕЛЕЙ ЗЕРНА АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ТИПА
Михаил Станиславович Волхонов1, д. техн. н., профессор Игорь Борисович Зимин , к. техн. н., доцент Дмитрий Михайлович Кузнецов2, магистрант
1 ФГБОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, Костромская область, п. Караваево
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
Надежность - свойство объекта сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Выполнение требуемых функций применительно к аэродинамическим устройствам - их способность сохранять входные характеристики вентилятора и, соответственно, воздухораспределительного и транспортного каналов на установленном режиме в течение определенного времени.
В настоящее время перспективным направлением применения аэродинамических устройств в системе линий по послеуборочной обработке зерна является использование аэродинамических транспортеров в качестве охладительных устройств, работающих совместно с зерносушильными агрегатами. Определяющим положительным фактором в этом отношении является многофункциональность аэродинамических транспортеров, то есть их способность совмещать сразу несколько операций на одном рабочем органе (например, охлаждение зерна одновременно с его транспортированием).
С целью совершенствования рабочего процесса охладителя зерна аэродинамического типа предлагается использовать криволинейную форму грузонесущей поверхности транспортного канала. Криволинейная форма достигается путем применения газораспределительной решетки, собранной не из плоских, а из изогнутых по окружности лопаток-жалюзи. При этом форма поперечного профиля лопатки-жалюзи решетки должна быть такой, чтобы все участки криволинейной поверхности лопатки-жалюзи при удержании зернового материала были равноценны. В этих условиях радиус изгиба лопатки-жалюзи должен иметь не постоянную, а переменную величину.
Теоретические исследования по определению рациональной формы грузонесущей поверхности газораспределительной решетки показали, что форма криволинейной поверхности лопатки-жалюзи газораспределительной решетки может быть описана уравнением логарифмической спирали. Это позволит в конечном итоге обеспечить: исключение застойных зон и сведение к минимуму вредных сопротивлений у боковин транспортного канала при транспортировании и охлаждении зерна; интенсификацию тепло-массообменных процессов при охлаждении зерна за счет воздействия воздушного потока на зерновую массу не только снизу, но и с боковых сторон, что способствует наилучшему перемешиванию охлаждаемого зернового слоя.
Ключевые слова: надежность, аэродинамический охладитель, зерно, газораспределительная решетка, криволинейная поверхность лопатки-жалюзи.
Согласно ГОСТ 27.002-2015, надежность - это свойство объекта сохранять во времени способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования [2]. Выполнение требуемых функций применительно к аэродинамическим устройствам - это их способность сохранять входные характеристики вентилятора и, соответственно, воздухораспределительного и транспортного каналов на установленном режиме в течение определенного времени. Исследованиями профессора Е.М. Зимина доказано, что, например, при оголении грузонесу-щей перегородки на 25-35% стабильность подачи материала падает на 50-70% [3].
В настоящее время перспективным направлением применения аэродинамических устройств в системе линий по послеуборочной обработке зерна является использование аэродинамических транспортеров в качестве охладительных устройств, работающих совместно с зерносушильными агрегатами. Определяющим положительным фактором в этом отношении является многофункциональность аэродинамических транспортеров, т.е. их способность совмещать сразу несколько операций на одном рабочем органе [1, 4-6].
Принцип действия аэродинамического охладителя просушенного зерна довольно прост. Воздушный поток, создаваемый вентилятором, подается в нагнетательный канал 1, а затем в щели газораспределительной решетки 3. Одновременно с этим зерновая масса из накопи-
тельного бункера поступает через загрузочную горловину 2 и под действием воздушного потока транспортируется по пластинам газораспределительной решетки 3 транспортного канала 4 на дальнейшую обработку. В едином технологическом процессе одновременно с транспортированием зерна осуществляется и его охлаждение.
Одним из наиболее ответственных узлов охладителя зерна аэродинамического типа является газораспределительная решетка, которая состоит из отдельных пластин (лопаток-жалюзи), уложенных под определенным углом к горизонту. Наши наблюдения за работой плоских жалюзийных газораспределительных решеток показали, что при определенных режимах работы аэродинамического охладителя в непосредственной близости от стенок транспортного канала образуются застойные зоны, которые способствуют забиванию рабочих участков аэродинамического транспортера и препятствуют перемещению зерновок по поверхности газораспределительной решетки.
На основании анализа различных конструктивных решений гру-зонесущих перегородок [3], а также с целью предотвращения отмеченных недостатков и совершенствования рабочего процесса охладителя зерна аэродинамического типа нами предлагается использовать криволинейную форму грузонесущей поверхности транспортного канала. Криволинейная форма достигается путем применения газораспределительной решетки, собранной не из плоских, а из изогнутых по окружности лопаток-жалюзи.
а - с плоской грузонесущей поверхностью; б - с вогнутой (криволинейной) грузонесущей поверхностью Рисунок 1 - Варианты конструктивного исполнения транспортного канала аэродинамического охладителя зерна после сушки
Как видно из рисунка 1б, в транспортном канале с изогнутыми лопатками-жалюзи роль боковых стенок выполняет непосредственно сама газораспределительная решетка. При этом принципиальное отличие заключается в том, что вся контактная поверхность транспортного канала с материалом является активной, поскольку воздушный поток выходит из криволинейной щели, охватывая перемещаемый материал с боковых сторон и снизу. Боковые изогнутые стенки транспортного канала с одновременным воздействием воздушного потока способствуют смещению материала к центральной части транспортного канала.
Принимая во внимание отмеченные преимущества, на этапе дальнейших исследований представляет интерес создание теоретических предпосылок, позволяющих обоснованно подойти к определению геометрических параметров усовершен-
ствованной грузонесущей поверхности транспортного канала, с учетом конструктивных особенностей охладителя зерна аэродинамического типа и свойств перемещаемой и охлаждаемой зерновой массы.
Подача (О, кг/с) зернового материала вдоль выпрямленной лопатки длиной 7гЯ0 может быть определена по формуле [7]:
G = З^Р
м' м
(1)
где Б - площадь поперечного сечения щели газораспределительной решетки, м2;
vм - скорость смещения зернового материала вдоль грузонесущей поверхности газораспределительной решетки, м/с;
рм - плотность зернового материала, кг/м3.
Для достижения наилучшего технологического эффекта, в случае
изготовления лопаток-жалюзи криволинейной формы, необходимо, чтобы каждая воздухоподводящая щель газораспределительной решетки имела высоту (Ищ), изменяющуюся в пределах от Ьщ=0 у верхних кромок транспортного канала до Ищ= Ищтах в нижней части транспортного канала (например, для пшеницы Ищтах=3 мм).
Площадь поперечного сечения (Б, м2), с точки зрения технологических параметров, можно выразить из формулы (1):
а
-, (2)
»мРм
5 =
С другой стороны, принимая во внимание конструктивные параметры газораспределительной решетки, величину Б можно определить по формуле:
лКК
о щ
2
(3)
где Я0 - радиус изгиба лопатки-жалюзи газораспределительной решетки, м;
- высота щели газораспределительной решетки, м.
При минимальной высоте слоя зернового материала, равной = ^ • Ща (где \ - шаг щелей газораспределительной решетки, м; а - угол наклона лопатки-жалюзи к горизонту, град.), заданная подача (О) аэродинамического охладителя зерна после сушки обеспечивается возрастанием скорости смещения (им) зернового материала.
Таким образом, приравнивая правые части выражений (2) и (3),
после преобразований получим формулу для определения радиуса изгиба лопатки-жалюзи газораспределительной решетки:
2С
--(4)
л»м*Рм*8а
=
Для исключения прорывов воздуха через щели газораспределительной решетки и наиболее полного взаимодействия зерновой массы необходимо, чтобы зерновой материал, расположенный по ширине криволинейной (вогнутой) поверхности лопатки-жалюзи, не соскальзывал к центральной осевой линии транспортного канала аэродинамического охладителя зерна после сушки. Для выполнения отмеченного условия весьма важно, чтобы угол между касательной к окружности радиуса изгиба лопаток-жалюзи и горизонталью находился в пределах угла (ф) трения скольжения зернового материала (рисунок 2). Таким образом, делаем вывод, что форма поперечного профиля лопатки-жалюзи решетки должна быть такой, чтобы все участки криволинейной поверхности лопатки-жалюзи при удержании зернового материала были равноценны. В этих условиях радиус изгиба лопатки-жалюзи должен иметь не постоянную, а переменную величину, изменяющуюся от Я0 до
Rmax [3]-
На основании изложенного, представляет интерес получение зависимости, описывающей форму криволинейной поверхности, в случае изготовления лопатки-жалюзи с переменным радиусом изгиба.
_
Примем Ro за начальный радиус изгиба лопатки-жалюзи. Предположим, что в полярных координатах угол в (рисунок 2) изменяется в пределах 80<8 < ^, а радиус R изменяется в диапазоне от Ro до Rmax. Пусть положение частицы зернового материала, находящейся в точке А, определяется координатами R и в. Другая частица, весьма близкая к первой, лежит в точке В и имеет координаты R1 и в 1 (в1=в+Ав). Очевидно, чтобы частица из точки B сдвинулась в точку А, ей необходимо преодолеть силу сопротивления, при этом, если она находилась бы в точке С, то вероятность скатывания была бы увеличена. Таким образом, угол между нормалью пп и радиусом R1=R+АR должен находиться в пределах угла трения.
Принимая во внимание указанные выше допущения, в беско-
нечно малом треугольнике ВАС (рисунок 2) угол ф будет соответствовать углу трения скольжения зернового материала по стали.
Пренебрегая малыми величинами высших порядков, из треугольника АВС определяем катет:
ВС = АС ■ Щф
(5)
На основании рисунка 2: ВС=АR, АС=RАв. В этом случае выражение (5) можно преобразовать в виде:
АЯ = ЯАВщф (6)
Запишем выражение (6) в дифференциальной форме: (Я = Ж&щф (7)
(Я (в
= ЯЩф
(8)
Рисунок 2 - К определению формы криволинейной поверхности лопаток-жалюзи газораспределительной решетки (грузонесущей перегородки)
Проинтегрируем выражение
R
J ^ = Jtgçds
ln R
Rmax
R„
= tgçs
n/ 2
ln| Rmaxl - ln| Rj = tgÇ
С TT \
n
n -£o
(9)
(10)
(11)
Принимая во внимание свойство логарифмов, получим:
ln
R
R„
tgV
i TT Л
n 2-S'
V
R Щ --£„
max _ £ V 2
R ~
Отсюда:
(12)
(13)
Rmax = R-*
, n
tgV\ ~-£o
(14)
Выражение (14) позволяет сделать вывод, что форма криволинейной поверхности лопатки-жалюзи может быть описана уравнением логарифмической спирали.
С учетом формулы (4) получим выражение для определения формы грузонесущей поверхности транспортного канала аэродинамического охладителя зерна после сушки:
=
2Gi
, n
KPutvJga
(15)
Теоретическое обоснование рациональной формы поверхности грузонесущего органа аэродинамического охладителя зерна после сушки позволило обеспечить обоснованный подход к разработке этого ответственного узла с позиции технологической надежности рассматриваемого нами агрегата (рисунок 3).
R
£
o
o
£
o
Рисунок 3 - Секция грузонесущей перегородки аэродинамического охладителя зерновой массы, собранная из лопаток-жалюзи точечной сваркой по кромкам
и выступам
В результате монтажа грузо-несущей перегородки с криволинейной грузонесущей поверхностью в конструктивную схему аэродинамического охладителя зерна после сушки появляется возможность реализовать следующие очевидные преимущества предлагаемого нами технического решения: - исключение застойных зон и сведение к минимуму вредных со-
противлений у боковин транспортного канала при транспортировании и охлаждении зерна; - интенсификация тепло -
массообменных процессов при охлаждении зерна за счет воздействия воздушного потока на зерновую массу не только снизу, но и с боковых сторон, что способствует наилучшему перемешиванию охлаждаемого зернового слоя.
Библиографический список
1. Волхонов М.С. Повышение эффективности сушки и охлаждения зерна на базе установок активного вентилирования: монография / М.С. Волхонов, И.Б. Зимин. - Караваево: Костромская ГСХА, 2014. - 164 с.
2. ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения. - Введ. 2017-03-01.- М.: Стандартинформ, 2016. - 28 c.
3. Зимин Е.М. Пневмотранспортные установки для вентилирования, транспортирования и сушки зерна (конструкция, теория и расчет) / Е.М. Зимин. - Кострома: КГСХА, 2000. -215 с.
4. Зимин Е.М. Повышение эффективности функционирования охладителей зерна аэродинамического типа путем совершенствования конструктивных параметров грузонесущей поверхности транспортного канала / Е.М. Зимин, М.С. Волхонов, И.Б. Зимин // Роль молодых ученых в развитии науки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Великие Луки, 2007. - С.212-214.
5. Зимин И.Б. Перспективы развития и применения установок аэрожелобного типа в системе линий по послеуборочной обработке зерна / И.Б. Зимин, Н.М. Зимина // Проблемы инновационного развития АПК: материалы Междунар. науч.-практ. экологической конф. - Великие Луки: РИО ВГСХА, 2017. - С.124-128.
6. Зимин И.Б. Повышение эффективности охлаждения фуражного зерна после сушки / И.Б. Зимин, М.Б. Тельпук // Вклад молодых ученых в развитие науки: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. - Великие Луки: РИО ВГСХА, 2010. - С.184-187.
7. Зимин И.Б. Теоретическое и экспериментальное обоснование рациональной формы грузонесущей поверхности транспортного канала аэродинамического выгрузного рабочего органа-охладителя зерна после сушки / И.Б. Зимин // Роль шститутш освгги та науки у фор-муванш iнновацiйноi культури сусптьства / зб. наук. пращь / наук. ред. В.С. Лукач. - Нжин: ПП Лисенко М.М., 2013. - С.20-25.
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: +7 (81153) 7-16-22