Научная статья на тему 'Обоснование технических решений для повышения динамической устойчивости установок добычи нефти с электрическими центробежными насосами'

Обоснование технических решений для повышения динамической устойчивости установок добычи нефти с электрическими центробежными насосами Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
391
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТАНОВКИ ДОБЫЧИ НЕФТИ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ / НАКОПИТЕЛИ ЭНЕРГИИ / ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПО НАПРЯЖЕНИЮ / ESP / ENERGY STORAGE SYSTEM / RIDE-THROUGH SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Мартьянов Антон Сергеевич, Сушков Валерий Валентинович

Актуальной задачей является оценка применимости современных технических решений для повышения динамической устойчивости установок добычи нефти с электрическими центробежными насосами (УЭЦН), в том числе с частотнорегулируемым приводом (ЧРП). В работе рассмотрены основные технические решения для повышения динамической устойчивости по напряжению, дана техническая оценка их применимости. Предложено рациональное решение включения использования емкостного накопителя для повышения запаса устойчивости на кустах нефтяных скважин с частотно-регулируемыми УЭЦНI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Мартьянов Антон Сергеевич, Сушков Валерий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, our main objective is developing ride-through solution for the electric submersible motors with adjustable speed drive. This paper considered the main ride-through solutions for the ESM. The most preferred ride-through solution are HSTD, DVR, and increase the power supply of the load node at the time before voltage reduction (using flywheels or ultra-capacitors). We propose the rational ride-through solution with supercapacitor energy storage to decrease unacceptable trips of ESM with ASD.

Текст научной работы на тему «Обоснование технических решений для повышения динамической устойчивости установок добычи нефти с электрическими центробежными насосами»

URL: http://ineca. ru/ ? dr = bulletin/arhiv/0068/&pg = 006&lg = ru (дата обращения: 10.06.2016).

2. Антикаин П. А., Воронин Л. М., Воронов В. Н., Гаври-лов Е. И. [и др.]. Геннадий Николаевич Делягин (к 75-летию со дня рождения) // Теплоэнергетика. 2001. № 8. С. 81.

3. Флек Е. С. Особенности расчета теплообмена в топке котельной установки при сжигании водоугольного топлива // Омский научный вестник. 2017. № 1 (151). С. 70 — 77.

4. Халатов А. А., Костенко Н. В., Хлебников О. Е. [и др.]. Исследования реологических свойств водоугольного топлива, полученного кавитационно-вихревым методом // Современная наука. 2010. № 3 (5). С. 30-33.

5. Морозов А. Г., Коренюгина Н. В. Гидроударные технологии в производстве водоугольного топлива // Уголь. 2009. № 11. С. 54-56.

6. Морозов А. Г., Коренюгина Н. В. Гидроударные технологии для получения водоугольного топлива // Новости теплоснабжения. 2010. № 7. С. 18-21.

7. Серант Ф. А., Цепенюк А. И., Овчинников Ю. В. [и др.]. Приготовления водоугольного топлива и техноло-

гии его сжигания // Современная наука. 2011. № 1 (6). С. 95-101.

8. Сенчурова Ю. А., Мурко В. И., Федяев В. И. Результаты исследований распыления водоугольного топлива пневмомеханическими форсунками // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312, № 4. С. 37-40.

9. Сыродой С. В. Термическая подготовка и зажигание частиц водоугольного топлива применительно к топкам котельных агрегатов: дис. ... канд. техн. наук. Томск, 2014. 130 с.

10. Винтовкин А. А., Ладыгичев М. Г., Голдобин Ю. М., Ясников Г. П. Технологическое сжигание и использование топлива. М.: Металлургия, 1998. 286 с.

ФАЕк Екатерина Сергеевна, аспирантка кафедры «Теплоэнергетика».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.11.2017 г. © Е. С. Флек

УДК 622.276.054.23:621.3.062.88 Д. С. МАРТЬЯНОВ

В. В. СУШКОВ

Тюменский проектный и научно-исследовательский институт нефтяной и газовой промышленности им. В. И. Муравленко, г. Тюмень

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УСТАНОВОК ДОБЫЧИ НЕФТИ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ НАСОСАМИ

Актуальной задачей является оценка применимости современных технических решений для повышения динамической устойчивости установок добычи нефти с электрическими центробежными насосами (УЭцН), в том числе с частотно-регулируемым приводом (ЧРП). В работе рассмотрены основные технические решения для повышения динамической устойчивости по напряжению, дана техническая оценка их применимости. Предложено рациональное решение включения использования емкостного накопителя для повышения запаса устойчивости на кустах нефтяных скважин с частотно-регулируемыми УЭцН. Ключевые слова: установки добычи нефти с электрическими центробежными насосами, накопители энергии, повышение устойчивости по напряжению.

Самым уязвимым звеном технологического про- время прерывания напряжения которых находится

цесса добычи нефти, с точки зрения устойчивости в пределах 0,01-0,5 с [4].

к динамическим снижениям напряжения (провалам Провалы и прерывания напряжения характери-и прерываниям напряжения [1]), являются погруж- зуются двумя параметрами: глубиной Ди и длительные электродвигатели (ПЭД) установок механи- ностью т (рис. 1) [5].

зированной добычи нефти с электрическими цен- Ранее в [6] была предложена методика для оцен-

тробежными насосами (УЭЦН) [2, 3], допустимое ки эффективности технических решений для повы-

0,8 0,6 0,4

3 0,2 % 0

« &

I -0,2

К

-0,4 -0,6 -0,8

X 1 л

г 1 к 1

ди~ / Г

1 ! ЧгЛ 1 4 1 \ / 6

Число периодов тюмытленной частоты^ ел

-Мгновенное напряжение -Действующее напряжение

Рис. 1. Мгновенные и действующие напряжения при провале напряжения в одной фазе

Рис. 2. кривые динамической устойчивости узла электрических нагрузок с уЭЦн

шения динамическои устойчивости узлов нагрузки преимущественно с электродвигательной нагрузкой. Методика заключается в сравнении вариантов различных способов повышения динамической устойчивости по количеству ожидаемых отключений узла нагрузки и заданных параметров возмущений по напряжению. Т.е. оценивается количество нарушений, попадающих в область, ограниченную кривой динамической устойчивости (КДУ) и временем ввода резерва.

КДУ — граница, разделяющая устойчивое состояние узла нагрузки от неустойчивого, т.е. совокупность допустимых параметров возмущений напряжения (т и Ди). КДУ описывается следующей функцией [7] (рис. 2):

о

1 - и

\ _ _ ост.о.е.

,) - --и-

■у _ ост.о.е.

(1)

и

где и = (Ц — ДЦ)/ и — величина допу-

ост.о.е. у ном ' ном

стимого остаточного напряжения на шинах трансформаторной подстанции, о.е.; т — допустимая длительность возмущения напряжения, с; т0 — время сохранения устойчивости при прерывании напряжения, с; и =и /и — величина напряжения

' ' су.о.е су ном 1

статической устойчивости, о.е.

В работе [6] также показано влияние изменения параметров КДУ, времени ввода резерва на ожидаемое количество отключений рассматриваемого узла нагрузок.

Актуальной задачей является оценка применимости современных технических решений для повышения динамической устойчивости УЭЦН, в том числе с частотно-регулируемым приводом (ЧРП).

Сравнение технических решений повышений запаса устойчивости для общепромышленных электроприемников в табл. 1. Можно разделить технические решения на снижающие время действия возмущения ¿д^: автоматический ввод резерва (АВР) и быстродействующий АВР (БАВР) [3, 8]; и повышающие запас энергии (т0) узла нагрузок на момент до возникновения возмущения. К последним относятся: источники бесперебойного питания (ИБП) различных конструкций [9], дизельные (ДЭС) и прочие малые электростанции, динамические компенсаторы искажений напряжения (ДКИН) [10—14] и динамические источники бесперебойного питания (ДИБП) [15, 16], совмещающие в себе ДЭС и инерционный накопитель.

С учетом того, что питание кустов нефтяных скважин, как правило, осуществляется по первой или второй категории по надежности электроснабжения, техническое обслуживание электрооборудования кустов скважин затруднено в связи со значительной распределенностью сетей электроснабжения нефтяных месторождений, запас устойчивости УЭЦН крайне низкий, а работа аккумуляторов в условиях севера Западной Сибири отягощается суровыми условиями работы, то наиболее эффективными техническими решениями считаем применение БАВР и ДКИН. Эффективность БАВР, в том числе тем выше, чем ниже коэффициент зависимости источников питания [17].

В настоящее время, в основном для регулирования работы УЭЦН, применяется частотно-регулируемый привод (ЧРП), устанавливаемый в станции управления (СУ) УЭЦН. Наличие выпрямителя, инвертора, звена постоянного тока и других составляющих частей ЧРП, обусловливает наличие дополнительных (табл. 1) технических решений для повышения устойчивости УЭЦН с ЧРП, увеличивающих запас энергии узла нагрузок т0 (табл. 2) [18-23].

Ряд описываемых технических решений может быть реализован заменой станций управления УЭЦН или их настройкой: увеличение емкости фильтра звена постоянного тока, ЧРП с принудительным гашением поля, управляемый выпрямитель. Другие требуют установки дополнительного оборудования: ЧРП с двумя выпрямителями, накопителей энергии.

Для повышения динамической устойчивости УЭЦН с ЧРП в связи с низкой инерцией ротора, большим диапазоном применяемых мощностей УЭЦН, с учетом возможности установки для уже смонтированных СУ наиболее предпочтительным из рассматриваемых вариантом считаем установку накопителей энергии.

Сравнение типов накопителей энергии приведено в табл. 3 [9, 19]. К наиболее распространенным накопителям энергии относятся химические источники тока (ХИТ): свинцовые, литиевые и прочие аккумуляторы, которые в суровых условиях работы нефтяных месторождений обладают сравнительно низкими эксплуатационными характеристики, быстро выходят из строя, требуют хранения в хорошо вентилируемом и отапливаемом помещении. Самые экзотические варианты (топливные элементы, сверхпроводящие накопители) — очень дорогосто-

Сравнение технических решений для повышения устойчивости куста нефтяных скважин

Описание Применимость при возмущении Преимущества Недостатки

Д и= 100 % на обоих вводах ИП

Решения, снижающее время ввда резерва ^АВР)

АВР За счет переключения на резервный ввод Нет Низкая стоимость Необходимо наличие резервного ввода электропитания

БАВР За счет переключения на резервный ввод Нет Высокая скорость переключения на резервный ввод По сравнению с АВР значительно дороже, необходимо наличие резервного ввода электропитания

Решения, повышающие запас энергии узла нагрузки (т0)

ИБП резервного типа Да Да Сравнительно низкая стоимость, высокий коэффициент полезного действия (КПД) в сетевом режиме (98-99 %) Нет коррекции напряжения (только переключение на батарею), небольшая мощность, наличие бестоковой паузы, необходимость выбора на полную мощность нагрузки, нет коррекции частоты, время переключения на аккумулятор 4-15 мс

ИБП интерактивного типа Да Да Сравнительно низкая стоимость, высокий КПД в сетевом режиме (98-99 %), автоматическая коррекция напряжения Небольшая мощность, наличие бестоковой паузы, необходимость выбора на полную мощность нагрузки, нет коррекции частоты, время переключения на аккумулятор 2-6 мс

ИБП с двойным преобразованием Да Да Идеальное выходное напряжение при любых неполадках в электросети, отсутствие бестоковой паузы Высокая стоимость, сравнительно низкий КПД (92-94 % при работе на номинальную нагрузку), необходимость выбора на полную мощность нагрузки

ИБП с дельта-преобразованием Да Да Идеальное выходное напряжение при любых неполадках в электросети, отсутствие бестоковой паузы, эффективное использования энергии аккумулятора, высокий КПД (около 97 %) Высокая стоимость, сложный алгоритм работы

ДЭС Да Да Время работы в качестве аварийного источника питания ограничивается запасом топлива Длительное время запуска (до 15 с из прогретого состояния), высокие эксплуатационные затраты, необходимость хранения дизельного топлива

ДКИН До 10 с Да Эффективное использование накопителя энергии (только для компенсации искажения напряжения), отсутствие бестоковой паузы Высокая стоимость, малое время работы при прерываниях напряжения

ДИБП Да Да Отсутствие бестоковой паузы, длительность работы ограничена только запасом дизельного топлива Высокая стоимость, необходимость хранения дизельного топлива

Сравнение технических решений для повышения устойчивости ПЭД с ЧРП

Описание Установка в СУ Преимущества Недостатки

Для одного электродвигателя с ЧРП

Увеличение емкости фильтра звена постоянного тока Да/Нет Простота реализации Быстрый рост цены с увеличением необходимого времени работы при прерывании напряжения, значительные габариты при использовании статических конденсаторов, рост броска тока при восстановлении питания

Отказоустойчивый электропривод (с принудительным гашением поля), использование момента инерции ротора Да Требуется только перенастройка системы управления привода Не подходит для электродвигателей с малой инерцией, например, ПЭД

Использование управляемого выпрямителя Нет Широкие возможности современного электропривода с управляемым выпрямителем для снижения чувствительности к качеству питающего напряжения Высокая стоимость, малое увеличение т0

Использование электропривода большей мощности Нет Сравнительно более низкая чувствительность к провалам напряжения Неэффективное расходование средств, требуется замена станций управления, малое увеличение т0

Электропривод с двумя выпрямителями на ЧРП Да Отсутствие бестоковой паузы при переключении на резервный ввод через второй выпрямитель Значительное увеличение стоимости ЧРП и усложнение алгоритмов управления

Для группы электродвигателей

Накопитель энергии для звена постоянного тока Да Длительность компенсации прерываний напряжения зависит только от мощности установленного накопителя Сравнительно высокая стоимость, требуется значительное место для установки накопителя

Электропривод со сдвоенным звеном постоянного тока (с перераспределением запаса кинетической энергии) Да Возможно перераспределять кинетическую энергии для питания электродвигателей ответственных механизмов во время возмущений напряжения Один из электроприводов должен быть со значительным моментом инерции, чтобы поддерживать работу ответственного механизма во время нарушений

Общее звено постоянного тока для группы электродвигателей Да Возможно перераспределять кинетическую энергии для питания электродвигателей ответственных механизмов во время возмущений напряжения Значительная токовая нагрузка на звено постоянного тока, усложнение алгоритмов управления

ящие. Оптимальным решением для установки являются ионисторы и маховики, что подтверждается также в [20].

Возможные схемы включения инерционных и емкостных накопителей приведены в [24].

Предлагается рациональное решение для включения емкостного накопителя в электрическую схему куста скважин с частотно-регулируемыми УЭЦН, запитанными от двух трансформаторных КТП (6)10/0,4 кВ с АВР с учетом минимальной модернизации существующей системы питания — устройство гарантированного питания управляемого привода электродвигателей ответственных механизмов (рис. 3) [25].

На рис. 3 приняты следующие обозначения: 1 — преобразователь частоты электродвигателя ответственного механизма; 2 — выпрямитель преобразователя частоты; 3 — инвертор преобразователя частоты; 4 — емкостной фильтр преобразователя частоты; 5 — устройство гарантированного питания; 6 — источник резервного питания устройства гарантированного питания; 7 — выпрямитель ис-

точника резервного питания; 8 — накопитель энергии (например, блок ионисторов); 9 — датчики напряжения постоянного тока; 10 — блок управления; 11 — датчики напряжения переменного тока; 12 — шина постоянного тока; 13 — диод; 14 — электродвигатель ответственного механизма; 15 — автоматический ввод резерва; 16 — трансформатор 35-6(10)/0,4 кВ; 17 — первый источник электроснабжения; 18 — второй источник электроснабжения; 19 — комплектная трансформаторная подстанция 35-6(10)/0,4 кВ.

При снижении напряжения ниже уставки по данным датчика напряжения 11 на первом вводе система автоматического управления переключается в аварийный режим работы. Источником поддержания напряжения звена постоянного тока преобразователей частоты 1 первой группы АД является емкостной фильтр 4, по мере его разряда напряжение емкостного фильтра снижается и открывается диод 13, источником питания становится накопитель энергии 8 первого источника резервного питания 6. При снижении напряжения накопителя

Сравнение накопителей энергии

Накопитель энергии Диапазон мощностей Время зарядки Жизненный цикл Преимущества Недостатки

ХИТ (кроме топливных элементов) 1 кВт-10 МВт часы 2000 ч Наиболее низкая удельная стоимость, легкое техническое обслуживание Функционирование ХИТ обуславливает выделение водорода (свинцово-кислотные аккумуляторы), явление саморазряда (которое повышается с понижением температуры), ограниченное число циклов заряда-разряда, низкая скорость как зарядки

Ионисторы 5-100 кВт секунды 100000 ч Долгий жизненный цикл, быстрая зарядка, легкое техническое обслуживание Высокая стоимость, требуется значительное место

Маховики 1 кВт-10 МВт минуты 10000 ч Сравнительно быстрая зарядка, широкий диапазон мощностей, относительно малые габариты Высокая стоимость, специализированное техническое обслуживание (дорогое)

Сверхпроводящие накопители 300 кВт-1000 МВт минуты 10000 ч Высокая надежность, широкий диапазон мощностей, бесконечное число циклов зарядки-разрядки Очень высокая стоимость, специализированное техническое обслуживание (дорогое), требуется охлаждение до сверхнизких температур

Топливные элементы 10 кВт-2 МВт не требуется одноразовые Высокая надежность, широкий диапазон мощностей, недорогое техническое обслуживание Высокая стоимость, небольшие габариты, не заряжаются

Рис. 3. Устройство гарантированного питания управляемого привода электродвигателей ответственных механизмов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энергии ниже допустимой уставки по напряжению питание первой группы АД переводится на выпрямитель 7, то есть на шины второго источника питания. При этом нарушения работы ответственных механизмов не происходит.

При восстановлении питания посредством АВР или другими средствами система автоматического управления с помощью выпрямителя 7 обеспечивает плавную зарядку накопителя энергии 8 с установкой напряжения плюсового вывода на уровне ниже напряжения звена постоянного тока преобразователя частоты 1, диоды 13 закрываются. Питание системы возвращается к нормальному режиму работы.

При снижении напряжения на втором вводе действия системы управления аналогичны.

Таким образом, проведено сравнение основных технических решений для повышения динамической устойчивости УЭЦН по напряжению, дана техническая оценка применимости для УЭЦН как с ЧРП, так и без него.

Наиболее предпочтительными техническими решениями для снижения чувствительности к динамическим снижениям напряжения являются: применение БАВР, ДКИН и увеличение запаса энергии узла нагрузки на момент до снижения напряжения за счет установки инерционных и емкостных накопителей. Выбор технического решения из предложенных должен осуществляться на основе технико-экономического обоснования, учитывающего параметры источника питания, распределительной сети, а также распределение вероятности параметров динамических снижений напряжения, рассматриваемого узла нагрузок с УЭЦН [6], стоимость реализации и обслуживания технического решения, влияние его установки на КДУ и на снижение количества остановок технологического процесса из-за динамических снижений напряжения.

Предложено рациональное решение включения использования емкостного накопителя для повышения запаса устойчивости на кустах нефтяных скважин с частотно-регулируемыми УЭЦН.

Библиографический список

1. ГОСТ 32144 — 2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. Введ. 2014 — 07 — 01. М.: Стандартинформ, 2014. 16 с.

2. Абрамович Б. Н., Устинов Д. А., Сычев Ю. А. [и др.]. Динамическая устойчивость электромеханических комплексов с синхронными и асинхронными двигателями на предприятиях нефтедобычи // Нефтегазовое дело: эл. науч. журн. 2011. № 3. С. 17-25.

3. Гумиров Д. Т., Жуков В. А., Пупин В. М. Повышение надежности работы электроцентробежных насосов и станков-качалок при авариях в питающих сетях предприятий нефтедобычи // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2009. № 9. С. 56-66.

4. Абрамович Б. Н., Устинов Д. А., Поляков В. Е. Динамическая устойчивость работы установок электроцентробежных насосов // Нефтяное хозяйство. 2010. № 9. С. 104-106.

5. Test Waveforms. IEEE 1159.2 Working Group. URL: http:// grouper.ieee.org/groups/1159/2/testwave.html (дата обращения: 12.09.2017).

6. Martianov A. S., Sushkov V. V. Ride-Through solutions: Classification and Comparison // Dynamics of Systems,

Mechanisms and Machines, Nov. 15-17. Omsk, 2016. DOI: 10.1109/Dynamics.2016.7819046.

7. Ершов М. С., Егоров А. В., Трифонов А. А. Устойчивость промышленных электротехнических систем. М.: Недра,

2010. 318 c. ISBN 978-5-8365-0372-7.

8. Никулов И., Жуков В., Пупин В. Комплекс БАВР: Быстродействие повышает надежность электроснабжения // Новости электротехники. 2012. № 4 (76). С. 2-4.

9. Гарганеев А. Г. Системы аварийного электроснабжения ответственных потребителей переменного тока. Томск: Изд-во ТПУ, 2010. 190 c.

10. Пупин В. М. Устройства защиты от провалов напряжения. М.: НТФ Энергопрогресс // Сер. Библиотечка электротехника: прил. к журн. «Энергетик». 2011. Вып. 5 (149). 99 с.

11. Пупин В. М. Устройства защиты электрооборудования от провалов напряжения длительностью 10 миллисекунд // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2013. № 10. С. 23-34.

12. El-gammal M. A., Abou-ghazala A. Y., El-shennawy T. I. Dynamic Voltage Restorer (DVR) for Voltage Sag Mitigation // International Journal on Electrical Engineering and Informatics.

2011. Vol. 3, no. 1. P. 1-11.

13. Ghosh A., Jindal A. K., Joshi A. Design of a Capacitor-Supported Dynamic Voltage Restorer (DVR) for Unbalanced and Distorted Loads // IEEE Transactions on Power Delivery. 2004. Vol. 19, Issue 1. P. 405-413. DOI: 10.1109/ TPWRD.2003.820198.

14. Белоусенко И. В., Егоров А. В., Трифонов А. А. Некоторые проблемы и возможности обеспечения устойчивости электротехнических систем современных нефтегазовых производств // Промышленная энергетика. 2015. № 10. С. 17-24.

15. Сушков В. В., Мартьянов А. С. Особенности обеспечения динамической устойчивости установок электроцентробежных насосов с частотно-регулируемым приводом // Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 1. С. 354-357.

16. Ramli M. A. M., Hiendro A., Twaha S. Economic Analysis of PV/diesel Hybrid System with Flywheel Energy Storage // Renewable Energy. 2015. Vol. 78. P. 398-405. DOI: 10.1016/j. renene.2015.01.026.

17. Ершов М. С., Егоров А. В., Анцифоров В. А. Методы оценки надежности и независимости источников питания в системах промышленного электроснабжения // Промышленная энергетика. 2014. № 1. С. 2-6.

18. Sushkov V. V., Martianov A. S. Specific of Ride through Solutions for Electric Submerisible Pumps with Adjustable Speed Drive // Dynamics of Systems, Mechanisms and Machines (Dynamics), Nov. 11-13. Omsk, 2014. P. 1-4. DOI: 10.1109/ Dynamics.2014.7005681.

19. Jouanne A., Enjeti P., Banerjee B. Assessment of Ride-Through Alternatives for Adjustable Speed Drives // Industry Applications Conference, 1998. Thirty-Third IAS Annual Meeting. IEEE, Oct. 12-15. St. Louis, MO, USA, 1998. P. 1538-1545. DOI: 10.1109/IAS.1998.730345.

20. Carnovale D. J., Biternas J., Dionise T. J. [et al.]. Design, Development and Testing of a Voltage Ride-Thru Solution for Variable Speed Drives in Oil Field Applications // Petroleum and Chemical Industry Technical Conference, 2007. PCIC '07. IEEE, Sept. 17-19. Calgary, Alta., Canada, 2007. P. 1-7. DOI: 10.1109/ PCICON.2007.4365775.

21. Carnovale D. J., Chiste A., Blooming P. E. Price and Performance Considerations for Backup Power and Ride-Through Solutions // Conference: Power Quality 2004, Nov. 16-18. URL: https://www.researchgate.net/publication/281208556_PRICE_ AND_PERFORMANCE_CONSIDERATIONS_FOR_BACKUP_ POWER_AND_RIDE-THROUGH_SOLUTIONS (дата обращения: 12.09.2017).

22. Храмшин Р. Р., Медведев В. Н., Карандаева О. И. [и др.]. Комплекс технических решений по энергосбережению и повышению устойчивости частотно-регулируемых электроприводов ответственных механизмов // Тр. VIII Междунар.

(XIX Всерос.) конф. по автоматизированному электроприводу АЭП-2014. 2014. С. 417-422.

23. Браславский И. Я., Плотников Ю. В., Ишматов З. Ш. [и др.]. Оценка технико-экономической эффективности внедрения частотно-регулируемых электроприводов с емкостными накопителями энергии в крановых механизмах // Электротехника. 2014. № 9. С. 24-29.

24. Мартьянов А. С., Фрайштетер В. П., Сушков В. В. Создание отказоустойчивой системы питания установок электроцентробежных насосов с частотно-регулируемым приводом на основе современных накопителей энергии // Нефтяное хозяйство. 2017. № 4. С. 109-112. Б01: 10.24887/0028-24482017-4-109-112.

25. Пат. 163553 Российская Федерация, МПК Н 02 J 9/06. Устройство гарантированного питания управляемого привода электродвигателей ответственных механизмов / Сушков В. В.,

Мартьянов А. С. № 2015138527; заявл. 09.09.15; опубл. 27.07.16, Бюл. № 30.

МАРТЬЯНОВ Антон Сергеевич, главный специалист электротехнического отдела ПАО «Гипротюмен-нефтегаз».

Адрес для переписки: [email protected] СУШКОВ Валерий Валентинович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Энергетика» Нижневартовского государственного университета.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2017 г. © А. С. Мартьянов, В. В. Сушков

уДК 621.315.17:004.4 Д. И. ПАВЛОВ

О. А. САВОТИН П. И. СУХАНОВ

Филиал Акционерного общества «Научно-технический центр Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы» — Сибирский научно-исследовательский институт энергетики, г. Новосибирск Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, г. Москва

ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ВЫБОРУ СХЕМ ДЛЯ СБОРКИ И УСТАНОВКИ БЫСТРОМОНТИРУЕМЫХ ОПОР ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

В статье представлено описание программного обеспечения, разработанного филиалом АО «НТЦ ФСК ЕЭС» — СибНИИЭ в рамках выполнения НИОКР «Разработка быстровозводимых опор (опор аварийного резерва) для проведения аварийно-восстановительных работ на ВЛ 220—500 кВ». Программное обеспечение позволяет наиболее оптимально определить вариант монтажных схем опор и вариант их расстановки на аварийном или реконструируемом участке ВЛ.

Использование комплекта для сборки и установки быстромонтируемых опор совместно с программным обеспечением позволит значительно сократить время аварийно-восстановительных работ.

Ключевые слова: высоковольтные линии электропередачи, временные опоры, быстровозводимые опоры, программное обеспечение по выбору сборочных схем опор.

Разработка проведена в рамках выполнения НИОКР «Разработка быстровоз- т водимых опор (опор аварийного резерва) для проведения аварийно-восста- | новительных работ на ВЛ 220—500 кВ».

Введение. В рамках выполнения НИОКР фи- восстановительных работ на ВЛ 220-500 кВ. Кроме

лиалом АО «НТЦ ФСК ЕЭС» — СибНИИЭ был этого, комплект может быть использован при про-

разработан комплект для сборки и установки бы- ектировании временных обводных участков ЛЭП,

стромонтируемых опор для проведения аварийно- для реконструкции или ремонта отдельных опор,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.