Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СВОБОДЫ ВОЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ КАНТА'

ОБОСНОВАНИЕ СВОБОДЫ ВОЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ КАНТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / РАЗУМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / УДОВОЛЬСТВИЕ / ВЫСШЕЕ БЛАГО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафин М.М.

Статья посвящена вопросам философского обоснования свободы воли в системе Канта, рассматриваемых через призму стремления человеческого существа к высшему благу в рамках закона практического разума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR FREEDOM OF WILL IN THE PHILOSOPHICAL SYSTEM OF KANTA

The article is devoted to the philosophical justification of free will in the Kant system, viewed through the prism of the human being's striving for the supreme good within the framework of the law of practical reason.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СВОБОДЫ ВОЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ КАНТА»

УДК 101.1

Сафин М.М. студент 2 курса кафедра «Электроснабжение» Ульяновский государственный технический университет

УлГТУ

научный руководитель: Волков М. П.

Safin M.M., 2-year student of the department "Power Supply "

Ulyanovsk State Technical University

UlSTU

Scientific adviser: Volkov M. P.

ОБОСНОВАНИЕ СВОБОДЫ ВОЛИ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ

КАНТА

RATIONALE FOR FREEDOM OF WILL IN THE PHILOSOPHICAL SYSTEM OF KANTA

Аннотация:

Статья посвящена вопросам философского обоснования свободы воли в системе Канта, рассматриваемых через призму стремления человеческого существа к высшему благу в рамках закона практического разума.

Ключевые слова: самосознание, разум, нравственность, удовольствие, высшее благо.

Annotation:

The article is devoted to the philosophical justification of free will in the Kant system, viewed through the prism of the human being's striving for the supreme good within the framework of the law ofpractical reason.

Key words: self-consciousness, reason, morality, pleasure, supreme good.

Когда речь идет о стремлении разумного существа к высшему благу, нельзя говорить о его достижении в пределах конечной жизни человеческого существа, но есть смысл говорить о том, что это стремление к высшему благу для конечного разумного существа происходит в постоянном напряжении к исполнению истинного веления разума. Все, с чем имеет дело наша чувственность — суть явления, то это не может быть исключением и для человеческих поступков, ведь если бы они определяли человека, как вещь саму по себе, то говорить о свободе не было бы смысла. Как пишет сам Кант, человек был бы марионеткой или автоматом, и хоть самосознание и делало бы его автоматом мыслящим, но сознание спонтанности в нем было бы лишь обманом. В пространстве и времени не могут быть представлены определения вещей самих по себе, но только их явлений. Это позволяет Канту поставить вопрос о свободе.

Поскольку свобода не может существовать в размерности пространства и времени, в которой существуют явления, она должна

принадлежать сверхчувственному измерению. Канту здесь необходима фигура Бога, Творца, акт творения которого касается не чувственно воспринимаемого существования, но лишь умопостигаемого. Потому что, если бы определения вещей самих по себе находилось бы в пространстве и времени — то Бог был бы сравним с творцом механизма, который являлся бы причиной всех причин и следствий, всех действий механизма.

Чтобы обосновать наличие свободы нам необходимо найти положение, в котором разум не ссылается на нечто иное, но уже содержит в себе определяющее основание, в котором он, как чистый разум сам есть разум практический. Таким положением для Канта является нравственный закон. Нравственность лежит вне времени, и никакой прогресс цивилизации, прогресс науки и техники не имеет отношения к узнаванию «. . . узнаванию себя в качестве человеческого существа»301. Основной закон практического разума звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»302.

Данный закон, есть a priori представленное правило, которым воля непосредственно определяется объективно. Чистый разум сам по себе есть разум практический, он дает людям всеобщий закон, который мы называем нравственным законом. Наш разум познает себя через это закон, как познает и нашу собственную личность, которой этот закон осознается, как закон, принадлежащий к умопостигаемому миру. Именно практический разум выводит нас за пределы чувственного воспринимаемого и дает представления о сверхчувственном порядке.

Согласно закону практического разума высшее благо является необходимой высшей целью морально определяемой воли и истинным объектом практического разума. Кант, поясняя понятие высшего блага, определяет его, как удовольствие от свободы, которая заключается в том, чтобы быть добродетельным. Такое удовольствие нельзя назвать счастьем, так как в понимании немецкого мыслителя, к счастью обязательно примешивается чувство, нельзя назвать это удовольствие и блаженством, так как оно предполагает полную победу над склонностями и потребностями. «Счастье — это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию; следовательно, оно основывается на соответствии природы со всей его целью и с главным определяющим основанием его воли»303.

Кант приходит к выводу о том, что счастье не может быть связанно непосредственным образом с нравственностью в моральном законе, т. к., практический разум выводит нас за пределы чувственно воспринимаемого мира в область сверхчувственного. Удовольствие же определяется Кантом,

301 Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рационально- сти. — Тбилиси: Мецниереба, 1984.

302 Кант И. Критика практического разума. // И. Кант. Собрание сочинений в 6 тт. — М.: Мысль, 1965. — Т. 4 Ч.1.

303 Кант И. Критика практического разума. // И. Кант. Собрание сочинений в 6 тт. — М.: Мысль, 1965. — Т. 4 Ч.1.

как аналог самодостаточности, приписываемой нами высшей сущности. Итак, высшим благом в системе Канта является нравственность. Удовольствие тоже суть необходимая составляющая высшего блага, однако, это именно то удовольствие, которое связанное с соблюдением нравственного закона и осознанием своей свободы от склонностей и потребностей.

Использованные источники:

1. Жучков В. А. Понятие вещи в себе у Канта как условия спасения свободы. — М.: Канон+, 2007. — С. 117.

2. Кант И. Критика практического разума. // И. Кант. Собрание сочинений в 6 тт. — М.: Мысль, 1965. — Т. 4 Ч.1.

3. Кант И. Основы метафизики нравственности. // И. Кант. Собрание сочинений в 6 тт. — М.: Мысль, 1965. — Т. 4 Ч.1.

4. Кант И. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Мысль, 1965. — Т. 4 Ч.1.

5. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Эксмо, 2013.

6. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. — СПб.: Университетская книга, 1997.

УДК 330.322

Свежова К.Л. магистрант 2 курса факультет экономики Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург

Svezhova K. L. the 2-year student of the faculty of Economics Saint-Petersburg State Agrarian University Russia, Saint-Petersburg ИННОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

РОССИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается иностранное инвестирование сельского хозяйства. В ходе работы определена актуальность данной проблемы, проанализированы динамика общего объема иностранных инвестиций, поступивших в Российскую Федерацию, и динамика иностранных инвестиций в сельское хозяйство, определены страны, которые оказывают основное инвестирование данной отрасли, выявлены основные направления зарубежного инвестирования и регионы, в которые поступают иностранные средства, определены перспективные для иностранного инвестирования проекты, выявлено влияние зарубежных поступлений и разработаны рекомендации по привлечению иностранных инвесторов.

Ключевые слова: инвестиции, сельское хозяйство, зарубежные страны, объем инвестиций, регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.