Вестник аграрной науки, 2(71), Апрель 2018, http://dx.doi.org/10.15217/48484 УДК / UDC 332.62:657.922
ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
JUSTIFICATION OF THE LAND RESOURCE COST AS A TOOL OF OPTIMIZATION OF COSTS IN THE CONTROL SYSTEM
Полухин A.A.1'2, доктор экономических наук, доцент Polukhin A.A., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor Титков A.A.2*, соискатель Titkov A.A., Applicant 1ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», Москва, Россия Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All-Russian Research Institute of Rural Economics, Moscow, Russia 2ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
*E-mail: [email protected]
Представлены результаты исследования системы управления земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения в разрезе обоснования стоимости земель данной категории, используемой для целей налогообложения. Рассмотрены основополагающие уникальные особенности земельных ресурсов как объектов недвижимости, а также сформулированы уточнения индивидуальных характеристик земельных ресурсов как самостоятельных объектов недвижимого имущества. Представлена сущность кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы в сфере недвижимого имущества, проанализирован трансформационный характер законодательного регулирования вопросов оценки кадастровой стоимости и определены ее основные функции, на основании чего обоснована важность кадастровой стоимости как важнейшего компонента государственной фискальной политики и компонента затрат в системе управления земельными ресурсами. В рамках исследования определены действующие проблемы законодательного регулирования самого понятия «кадастровая стоимость», произведен анализ действующих нормативных документов и точек зрений отечественных ученых по данному вопросу и представлено сформулированное определение кадастровой стоимости земельного участка, отсутствующего в системе законодательного регулирования и оценочной практике. Обоснована экономическая сущность кадастровой стоимости в разрезе управления земельными ресурсами и рассмотрены варианты сокращения прямых затрат, связанных с эксплуатацией земель сельскохозяйственного назначения, посредством использования института обоснования реальной стоимости, используемой для целей налогообложения.
Ключевые слова: земельные ресурсы, земельный участок, кадастровая стоимость, управление земельными ресурсами, оспаривание кадастровой стоимости.
The results of the study of the agricultural land management system in the context of the justification of the value of land of this category used for tax purposes are presented. The basic unique features of land resources as real estate objects are considered, and also refinements of individual characteristics of land resources as independent objects of real estate are formulated. The essence of cadastral value as a taxable base in the sphere of real estate is presented, the transformative nature of legislative regulation of cadastral value assessment issues is analyzed
and its main functions are determined, on the basis of which the importance of cadastral value as an important component of the state fiscal policy and a component of costs in the land administration system is substantiated. In the framework of the research, the current problems of legislative regulation of the very concept of "cadastral value" are defined, an analysis of existing normative documents and views of domestic scientists on this issue is made and the formulated definition of the cadastral value of a land plot that is absent in the system of legislative regulation and appraisal practice is presented. The economic essence of the cadastral value is substantiated in the context of land resources management and options for reducing the direct costs associated with the exploitation of agricultural land by using the institution of substantiation of the real value used for tax purposes are considered.
Key words: land resources, land plot, cadastral value, land resources management, cadastral value contestation.
Введение. Земля является основой ведения сельского хозяйства и главным средством сельскохозяйственного производства, параллельно выступая в качестве основополагающего фактора продовольственной безопасности страны. Выступая как средство труда и предмет труда в сельском хозяйстве, земля является объектом исследований, интерес к которому обеспечивается вопросами организации рационального использования земельных ресурсов, сохранения и повышения уровня плодородия земель данной категории, а также вопросами оптимизации затрат на ведение сельскохозяйственного производства в сложившихся современных условиях функционирования рынка земли.
Цель исследования - совершенствование методов оптимизации затрат на использование земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения на основе формирования реальной стоимости.
Условия, материалы и методы. Проведенное исследование базируется на теории современного законодательства и практике оспаривания кадастровой стоимости в Орловской области и иных регионах страны. В качестве источников информации выступают данные статистики, представленные в открытом доступе управления Росреестра, а также материалы саморегулируемых организаций в сфере оценочной деятельности. В рамках исследования использован абстрактно-логический метод, позволяющий произвести анализ имеющихся точек зрения по рассматриваемому вопросу с дальнейшей систематизацией полученных данных и подготовкой итоговых выводов.
Результаты и обсуждение. На основании законодательной нормы, в частности ст. 130 Гражданского Кодекса РФ, земельные участки (земля) являются самостоятельными объектами недвижимости. Анализ трудов отечественных ученых позволяет обобщить уникальные особенности земли как объекта недвижимости и выделить основные из них:
- невосполнимость;
- долговечность;
- многофункциональность;
- уникальность;
- ограниченность в использовании.
Однако на наш взгляд, представленный перечень является неполным и требует доработки и дополнений. Так, список уникальных особенностей земли как объекта недвижимости целесообразно дополнить следующими компонентами:
- во-первых, земля является индивидуальным средством производства, способным функционировать самостоятельно и независимо, что представляет возможность использования земли отдельно от иных объектов и определяет критерий самостоятельного функционирования на ряду с выше представленными особенностями;
- во-вторых, земля не устаревает и не подвержена износу, что обуславливает факт отсутствия индексирования в сторону удешевления, что позволяет дополнительно выделить критерий повышения ценности в долгосрочном периоде.
Представленные уникальные характеристики земельных ресурсов обуславливают специфичность земли как объекта недвижимости и выступают важными факторами в разрезе определения средств и способов управления. Отдельное внимание в системе управления земельными ресурсами необходимо уделять землям сельскохозяйственного назначения.
Земли данной категории занимают второе место по площади среди иных категорий земельного фонда страны. Они составляют более 39% всей территории России и имеют особую значимость в народном хозяйстве, являясь главным средством производства сельскохозяйственной продукции.
Земельные ресурсы сельскохозяйственного назначения наряду с основной продовольственной ценностью составляют экономическую основу местного самоуправления. В виду чего, вопросы организации эффективного управления земельными ресурсами являются приоритетными для субъектов управления в разрезе их рассмотрения в качестве источника доходов бюджета и дополнительного способа развития инвестиционной привлекательности сельских территорий.
Одним из ключевых направлений эффективного землепользования выступает стоимостная оценка земли, как показатель, отражающий уровень удовлетворения потребностей субъекта управления. Статья 65 Земельного кодекса РФ говорит о том, что использование земельных ресурсов в нашем государстве является платным [1]. Следовательно, оценка полезности земельных участков и установление аргументированной платы за их использование является одной из главных задач управления ресурсами. Другая не менее важная цель оценки стоимости земель - это формирование налогооблагаемой базы. Исчисляемые налоги и рассчитываемая арендная плата, определяемые на основе стоимостной оценки земли, являются, с одной стороны, существенными компонентами бюджета, а, с другой стороны, оказывают значительное экономическое влияние на деятельность землепользователей. Так, усиление внимания и повышение точности стоимостной оценки земельных ресурсов, учитывает интересы всех субъектов управления и способствует рациональному распределению и обороту земель, параллельно повышая эффективность их использования [5].
Действующим критерием стоимостной оценки земельных ресурсов, повсеместно на территории всей страны, выступает кадастровая стоимость. Понятие не является новеллой отечественного законодательства и используется в длительном периоде времени (с 1999 г.). Трансформационный характер нормативного регулирования оценки кадастровой стоимости и основополагающие изменения в порядке ее определения представлены на рис. 1.
Представленный трансформационный характер законодательства в отношении кадастровой стоимости и существенные изменения отражают актуальность данного вопроса и определяют возможности дальнейшего совершенствования оценки кадастровой стоимости, что в перспективе позволит создать уникальную и отлаженную систему оценки, не предполагающую корректировки и дополнений. Одним из первоначальных дополнений отечественного законодательства по данному вопросу, необходимо рассматривать само понятие «кадастровой стоимости» и уточнение данного понятия по отличным друг от друга объектам недвижимости.
Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»
С 1 января 2015 года начинает действовать 32 глава НК РФ «Налог на имущество физических лиц». Переход к исчислению налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости
ооооо ооо;
от о
от о
от о
т- С4
00
о о
ю 03
сч о
Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 «Правила
проведения государственной кадастровой
Знаковые для налогообложения недвижимости изменения в НК РФ - введение гл. 31 «Земельный налог» (от 29.11.2004 N141-03). Впервые в НК Р0 появилось определение понятия «кадастровая стоимость»
В соответствии с НК РФ в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка
В 2010 году ФЗ №167-ФЗ от 22.07.2010 внесены изменения в ЗК РФ, п.3
ст.66 «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая
стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости», а также в ФЗ № 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. введена гл.
III «Государственная кадастровая оценка», в которой определено понятие «государственная кадастровая оценка» и понятие «кадастровая стоимость»
о сч
о о
о сч
о о
С 2014 года в НК РФ кадастровая стоимость закреплена в качестве налоговой базы по объектам торгового и офисного назначения, принадлежащим юридическим лицам
01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016г.
№ 237-ФЗ «О Государственной кадастровой оценке» Создание единого
стандарта проведения ГКО на Субъектов РФ
Рисунок 1 - Трансформационный характер нормативного регулирования оценки
кадастровой стоимости
Согласно положениям Федерального Закона № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», являющего основным в сфере оценочной деятельности, под кадастровой стоимостью понимают «стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости» [2]. Как видно из представленных выдержек Федерального закона, в рамках определения стоимости не учитываются индивидуальные особенности каждого отдельного объекта, что приводит, в конечном итоге, к унификации результатов и частичному завышению результатов оценки. Представленное обстоятельство находит свое отражение и на эффективности использования земельных ресурсов, занижая итоговые финансовые результаты землепользователей в виде завышенных налоговых отчислений в бюджет. В данной ситуации, систему кадастровой оценки необходимо рассматривать как
основу экономического управления земельными ресурсами в рамках оценки эффективности их использования, в частности, кадастровую стоимость, необходимо рассматривать как важнейший компонент государственной фискальной политики. Однако помимо экономической функции, кадастровая стоимость выполнят еще целый ряд функций (табл. 1).
Таблица 1 - Основополагающие функции кадастровой стоимости
Экономическая функция Правовая функция Информационная функция Управленческая функция
- определение налогооблагаемой базы; - расчет арендных платежей; - расчет компенсационных выплат при изъятии земельных участков. - правовая защита собственников; - государственная регистрация прав. - информационная база свободного доступа для всех заинтересованных пользователей. - критерий эффективности функционального использования территории.
Установленные функции кадастровой стоимости определяют ее важность на всех уровнях управления недвижимостью в целом, а также в разрезе управления земельными ресурсами как самостоятельными элементами недвижимости в отдельности. Обозначив важность данной стоимостной оценки в системе управления недвижимым имуществом, рассмотрим более подробно основные положения по оценке кадастровой стоимости:
- объектами оценки выступает вся совокупность земель, обобщенно представляемая земельным фондом страны;
- оценке подлежат все земли, вне зависимости от формы собственности и функционального использования, согласно целевого назначения;
- кадастровая стоимость является элементом государственного регулирования отношений с землепользователями различных организационно-правовых форм;
- выступает основным элементом государственной фискальной политики;
- отражает характер развития региона и выступает в качестве критерия оценки доходности.
Выявленные функции кадастровой стоимости, обзор законодательных изменений в сфере кадастровой оценки и обозначенные основные положения, говорят о степени важности данного явления в системе управления земельными ресурсами. Однако анализ действующего законодательства, в частности, рассмотрение системы нормативного регулирования оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона № 237 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не позволяют определить индивидуального толкования понятия «кадастровая стоимость земельного участка», применяя к данному термину общие положения, что является серьезным упущением и требует проработки в рамках представленного исследования. Для конкретизации данного определения и выявления сущности кадастровой стоимости земельного участка, проанализированы действующие определения кадастровой стоимости, предусмотренные законодательством и научными трудами отечественных ученых (табл. 2).
Таблица 2 - Характер толкования понятия «кадастровая стоимость»
№ п/п Наименование ресурса Действующее определение
1 Федеральный Закон № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона [2]
2 Федеральный Закон № 237 «0 государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 г. Кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона [3]
3 Васильева Н.В., Учебное пособие: Кадастровый учет и кадастровая оценка земель Кадастровая стоимость - Интегральная характеристика, отражающая как ценность конкретного объекта, так и уровень экономического развития территории в целом [5]
4 Проект закона № 221 «0 государственном кадастре недвижимости» Кадастровая стоимость - Специальный способ определения стоимости объекта недвижимости методами массовой оценки на установленную дату на базе рыночной стоимости
5 ФСО № 4 Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности
6 Затололкина Н.М., Юшин В.А. Актуальные проблемы формирования кадастровой стоимости земель Кадастровая стоимость - Специфическая стоимость, выступающая альтернативой рыночной стоимости, когда нет возможности оценить индивидуально каждый земельный участок и учесть все его особенности [7]
Проведенный анализ действующих определений кадастровой стоимости, как на законодательном уровне, так и в научном мире, позволяет сделать вывод о неточности используемой формулировки и частичном разночтении законодательных определений. Также стоит отметить, что в отечественной практике оценки кадастровой стоимости нет специального определения кадастровой стоимости земельного участка, что уравнивает данный объект с остальными объектами недвижимости, нивелируя выявленные и дополненные уникальные особенности земли как объекта недвижимости. Проанализировав существующие варианты данных обзорных статей оценочных компаний, являющихся единственным источником информации по данному вопросу, можно выявить следующие определения кадастровой стоимости земельного участка:
- к земельных участков - это величина расчетная, которая определяется в результате государственной кадастровой оценки земли с учетом их классификации по целевому назначению [10, 13];
- кадастровая стоимость земельного участка - это публичный эквивалент его стоимости, учитываемый при расчете земельного налога, выкупной стоимости участка, арендной платы, платы за снятие запрета на строительство и ряда иных платежей [11];
- кадастровая стоимость земли - это величина, которая рассчитывается на основании государственной оценки земельного участка, учитывая его классификацию согласно целевому назначению [12].
Интегрируя представленные определения кадастровой стоимости и выявленные толкования кадастровой стоимости земли, сформулируем итоговое определение кадастровой стоимости земельного участка, необходимое для практики отечественного законодательства в рамках сложившихся обстоятельств.
Кадастровая стоимость земельного участка - это стоимость, установленная в рамках проведения государственной кадастровой оценки земельных ресурсов, с учетом целевого назначения объекта оценки, на основании использования актуальной рыночной информации с обоснованием выборов массовых и частных методов оценки, являющаяся эквивалентом полезности земельного участка и учитываемая при расчете земельного налога и иных финансовых операциях с земельными ресурсами. Представленное определение не позволит принимать на постоянной основе унифицированную форму оценки при проведении работ, а также обяжет оценщиков использовать актуальную рыночную информацию, соответствующую дате оценки.
Обзор методов расчета кадастровой стоимости позволяет сделать вывод, что данный вид стоимости определяется методами массовой оценки, посредством разработки и построения математических моделей расчета стоимости в рамках существующих подходов. Методы массовой оценки предполагают предварительную классификацию недвижимого имущества и распределение на соответствующие группы со схожими характеристиками, с дальнейшей работой по каждой группе в отдельности. В данной ситуации, можно сделать вывод, что кадастровая стоимость, по своей сути, это стоимость, приближенная к рыночной, но определенная не индивидуально, а на основании использования методов массовой оценки [9].
Общая информационная база, сущность определения стоимости и схожие методологические подходы, говорят о том, что итоговое значение кадастровой
и рыночной стоимости должны лежать в пределах рыночного диапазона цен, характерных для рынка на момент проведения оценки. Однако на практике, зачастую, наблюдается ситуация значительного превышения кадастровой стоимости над рыночной, что приводит к значительному завышению налога, уплачиваемого конечными землепользователями. Данный факт, в конечном итоге, может привести к сокращению малых форм хозяйствования, индивидуальных предпринимателей, не способных нести предъявляемые расходы, а также к снижению инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной сферы в целом, в виду сокращения итоговых финансовых результатов сельскохозяйственных организаций и агрохолдингов. О представленной ситуации говорят и данные о бюджете - размеры налоговых отчислений на недвижимость постоянно растут, что сопряжено с увеличением фискальной нагрузки на все субъекты землепользования. Представленная проблема должна в незамедлительном порядке подлежать решению, и в первую очередь требуется усиление внимания при самой процедуре оценке кадастровой стоимости. Первоочередные попытки такого решения приняты еще в 2017 г. Так, 1 января 2017 года, в рамках организации переходного периода, вступил в силу Закон № 237 «О государственной кадастровой оценке». Серьезным нововведением по рассматриваемому вопросу является передача полномочий по оценке кадастровой стоимости от частных компаний государственным оценщикам с дополнительным контролем процесса оценки со стороны органов Росреестра. Данный факт обеспечит возможность организации реальной оценки профессиональными субъектами при исполнении своих непосредственных обязанностей, что нивелирует ранее существовавшие риски передачи полномочий оценки субъектам, предложившим наиболее лучшие условия контракта, неверно оценив свои возможности. Помимо этого, необходимо однозначно обозначить принципы оценки кадастровой стоимости. Статья 4 Федерального Закона № 237 «О государственной кадастровой оценке» раскрывает принятые во внимание принципы. В том числе, в рамках данной статьи говорится, что государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости [3, 14]. Представленные принципы целесообразно дополнить фактом справедливости налоговых отчислений в разрезе исчисления налога с сопоставимых объектов, а также повысить роль актуализации информации, в связи с изменяющимися тенденциями на рынке (переоценка кадастровой стоимости производится раз в три-пять лет, что не соответствует реальным циклам развития рынка недвижимости). Если рынок недвижимости идет вниз, то и фискальная нагрузка должна следовать той же траектории. Так, с 2012 года в целом недвижимость подешевела в стране на 30%, значит и налоговые сборы должны сократиться на аналогичную величину [8]. Однако на практике ситуация выглядит иначе, оценка, проведенная в 2011 -2012 гг., а также результаты, полученные в данные периоды, применяются и в настоящее время без каких-либо корректировок.
Представленные обстоятельства, в конечном итоге, находят свое отражение на землепользователях, минимизируя размер получаемого годового
дохода, за счет уплаты завышенных налоговых отчислений. Сложившаяся ситуация порождает необходимость пересмотра результатов кадастровой оценки применительно к каждому индивидуальному земельному участку, в разрезе оспаривания кадастровой стоимости и переопределения налоговой базы в отношении земельных ресурсов. Основываясь на данных Аналитической справки «Анализ судебной практики оспаривания кадастровой стоимости земельных участков (признания кадастровой стоимости земельных участков на уровне рыночной)», можно сделать вывод о том, что на практике реально снижение кадастровой стоимости в несколько раз (до 8 раз, согласно источника).
Выводы. Формирование реальной и достоверной налогооблагаемой базы является элементом эффективного управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве. Являясь одновременно элементом фискальной политики и налогооблагаемой базой, кадастровая стоимость выполняет роль универсальной меры полезности каждого отдельно взятого земельного участка. Дополнение уникальных особенностей земельным участкам как объектам недвижимости и предложенное определение кадастровой стоимости позволит повысить роль данных объектов в рамках государственной кадастровой оценки и позволит рассматривать их индивидуально, как уникальный и самостоятельный объект. Основываясь на предложенных принципах справедливости и актуальности определения кадастровой стоимости, происходит обеспечение учета интересов всех субъектов управления земельным фондом, позволяя нивелировать разногласия таковых. В условиях отсутствия переоценки кадастровой стоимости в масштабном формате, единственным инструментом оптимизации затрат на использование земельных ресурсов является процедура формирования реальной налогооблагаемой стоимости, посредством оспаривания действующих значений в специальных комиссиях, а также в судебном порядке. Согласно последним отчетам Росреестра, в феврале 2018 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 55,4% заявлений при проведении оспаривания кадастровой стоимости, что говорит о потенциальной возможности применения данной процедуры к множеству объектов и необходимости использования данной меры в рамках оптимизации затрат на использование земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12124624/ (дата обращения 02.04.2018).
2. Федеральный закон № 135 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. // URL: http://www.ocenchik.ru/docs/365.html (дата обращения 05.04.2018).
3. Федеральный закон 237 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 03 июля 2016 г. // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71433956/ (дата обращения 02.04.2018).
4. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации
22.08.2007 г. № 10040 // URL: http://www.ocenchik.ru/docsf/2229-ponyatiya-ocenki-podhody-ocenki-fso1.html (дата обращения 29.03.2018).
5. Васильева Н. В. Кадастровый учет и кадастровая оценка земель: учебное пособие для СПО. М.: Издательство Юрайт, 2018. 149 с.
6. Бубнов Д.В. Рациональное использование земельных ресурсов как фактор устойчивого развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2014.
7. Затолокина Н.М., Юшин В.А. Актуальные проблемы формирования кадастровой стоимости земель // Научные ведомости БелГУ. Серия: Естественные науки. 2011. №9 (104). С. 191-194.
8. Война на полях кадастровой стоимости: пролетарии и бизнес всех регионов объединяйтесь // URL: http://www.nedviga.pro/news/voyna-na-polyakh-kadastrovoy-stoimosti-proletarii-i-biznes-vsekh-regionov-obedinyaytes/ (дата обращения 29.03.2018).
9. Купова Н.М., Галимова Л.И. Проблемы оценки кадастровой стоимости земельных участков // Фундаментальные исследования. 2016. № 7-2. С. 417-422.
10. Что такое кадастровая стоимость земельного участка? // URL: http://www.ocenchik.ru/docs/676.html (дата обращения 02.04.2018).
11. Кадастровая стоимость земельных участков: порядок определения и обжалования // URL: http://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/kadastrovaya-stoimost (дата обращения 02.04.2018).
12. Кадастровая оценка земель населенных пунктов // URL: http://realty.vesti.ru/info/kadastrovaya-ocenka-zemel-naselennyh-punktov (дата обращения 02.04.2018).
13. Титков A.A., Куканова Н.В. Совершенствование организационных аспектов управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве // Инновационные технико-технологические решения для строительной отрасли, ЖКХ и сельскохозяйственного производства: сборник материалов. 2015. С. 141-146.
14. Гуляева Т.И., Ильина И.В. Оценка взаимосвязи экономических показателей с эффективностью производства // АПК: Экономика, управление. 2002. № 12. С. 62-67.