Научная статья на тему 'Обоснование степени изношенности машины для эффективного использования агрегатов с различным техническим ресурсом при групповой профилактике'

Обоснование степени изношенности машины для эффективного использования агрегатов с различным техническим ресурсом при групповой профилактике Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
143
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ МЕРА ИЗНОШЕННОСТИ МАШИНЫ / НОРМАТИВЫ НОВОГО СОДЕРЖАНИЯ / ПРОЦЕДУРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О СОСТАВЕ РОР / PROCEDURES FOR MAKING DECISIONS ON THE COMPOSITION OF THE RSW (REPAIRING-SERVICE WORK) / QUANTITATIVE MEASURE OF MACHINE DETERIORATION / NEW KEEPING STANDARDS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ушанов В.А.

Продолжены исследования по разработке нормативной базы системы ТОР машин для внедрения прогрессивной стратегии обслуживания по фактическому техническому состоянию. Обоснованы нормативы изношенности машины, управляющие видами замен агрегатов при групповой профилактике, обеспечивающие максимально допустимую реализацию технического ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research on the development of regulatory systems of the machine TSR (technical service and repairing) for the implementation of the advanced maintenance strategy on the actual technical condition is continued. The machine deterioration standards that control the types of aggregate substitutions in the group prevention, providing the maximum permissible technical resource implementation are substantiated.

Текст научной работы на тему «Обоснование степени изношенности машины для эффективного использования агрегатов с различным техническим ресурсом при групповой профилактике»

Технические науки УДК 631.3.004

В.А. Ушанов

ОБОСНОВАНИЕ СТЕПЕНИ ИЗНОШЕННОСТИ МАШИНЫДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕГАТОВСРАЗЛИЧНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ РЕСУРСОМ ПРИ ГРУППОВОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ

Продолжены исследования по разработке нормативной базы системы ТОР машин для внедрения прогрессивной стратегии обслуживания по фактическому техническому состоянию. Обоснованы нормативы изношенности машины, управляющие видами замен агрегатов при групповой профилактике, обеспечивающие максимально допустимую реализацию технического ресурса.

Ключевые слова: количественная мера изношенности машины, нормативы нового содержания, процедуры принятия решений о составе РОР.

V.A. Ushanov

THE SUBSTANTIATION OF THE MACHINE DETERIORATION DEGREE FOR THE EFFICIENT USE OF AGGREGATES WITH DIFFERENT TECHNICAL RESOURCE IN GROUP PREVENTION

The research on the development of regulatory systems of the machine TSR (technical service and repairing) for the implementation of the advanced maintenance strategy - on the actual technical condition is continued. The machine deterioration standards that control the types of aggregate substitutions in the group prevention, providing the maximum permissible technical resource implementation are substantiated.

Key words: quantitative measure of machine deterioration, new keeping standards, procedures for making decisions on the composition of the RSW (repairing-service work).

Введение. Приведенный в статье анализ основан на использовании прогрессивного метода восстановления работоспособности машин - «по фактическому техническому состоянию» [1]. Этот метод предполагает использование специальных нормативов, представляющих собой количественную меру изношенности машины в целом [2, 3]. Как показали исследования, использование нормативов такого содержания обеспечивает максимально допустимую реализацию технического ресурса машин и ее составных частей [3, 4]. Это подтверждается тем обстоятельством, что количественная мера изношенности машины, которой можно пожертвовать (нормативы), обосновывается в процессе оптимизации как компромисс в разрешении противоречия между стремлением полного использования технического ресурса и связанным с этим повышением риска потерь продукции [2].

В статье рассматривается следующая производственная ситуация. В процессе эксплуатации трактора произошел ресурсный отказ двигателя. Установлено, что степень изношенности трактора - IRo к этому моменту такова, что капитальный ремонт не целесообразен (процедура обоснования описана в [1, 3]). Принимается решение о восстановлении работоспособности трактора путем его текущего ремонта.

Цель исследований: обеспечить максимально допустимую реализацию технического ресурса машин при обслуживании их операциями ремонта.

Задача исследований: обосновать количественные значения изношенности трактора, при которых необходимо использовать либо новые, либо капитально отремонтированные агрегаты при восстановлении его работоспособности в процессе текущего ремонта. При этом выполняется условие максимально допустимой реализации технического ресурса.

Методы исследования. Методической основой является оптимизация с использованием имитационных моделей. Технико-экономической основой оптимизации является конфликт, порождаемый двумя противоположными тенденциями, действующими одновременно при использовании

120

Вестник^КрасТЯУ. 2015. №9

разных видов замен. А именно, использование при текущем ремонте новых агрегатов (nai) с исходным техническим ресурсом - RИ способствует повышению текущего значения численной оценки фактического технического состояния машины - £r и снижению количества ремонтнообслуживающих работ. Однако поддержание работоспособности машин таким путем сопряжено с высокими затратами потребителя - £ д Фвз.

Если для этих целей предпочтение отдавать капитально отремонтированным агрегатам (nkp), затраты потребителя, связанные с осуществлением таких замен -дФпр и £Фвр, будут ниже.

Но при этом использование более дешевыхnkap с техническим ресурсом q■ Rm(q<1) приводит к

относительному снижению текущего численного значения фактического технического состояния машины - £r (q - степень восстановления технического ресурса при капитальном ремонте). Это

связано с общим увеличением количества ремонтно-обслуживающих работ.

Таким образом, техническое состояние машины после текущего ремонта является управляемым в том смысле, что оно может быть изменено в зависимости от принятого решения на вид замены отказавших агрегатов. Резерв по снижению затрат может быть реализован путем обоснования оптимального соотношения видов замен отдельных элементов при текущем ремонте системы в целом. Поскольку машина рассматривается как вероятностная система стареющих элементов с неполным восстановлением, одновременно с отказавшим агрегатом попутно могут быть заменены и агрегаты с обоснованно малым остаточным ресурсом [1, 2]. Такой ремонт, включающий попутную замену наиболее изношенных элементов, называют групповой профилактикой.

Результаты исследований и их обсуждение. Введем обозначение используемых параметров.

Обозначим через IRo параметр, количественно оценивающий текущее техническое состояние машины в целом (или ее изношенность). Параметр IRo представляет собой функцию остаточных ресурсов (Roi) элементов машины (1,...i,...,n) в момент контроля ее технического состояния, нор-

n

мированных относительно их исходной величины (Rw) с учетом весомости yi (£yi = 1) каждого

i=1

___ n

элемента в общем технико-экономическом балансе машины: £r =£yi R / R .

i+1

Распределение значений остаточных ресурсов Roi может быть представлено, например, в имитационной модели, в виде вероятностных законов распределения. Текущие количественные их значения в производственных условиях определяются с помощью средств диагностики.

IRo - безразмерная величина, изменяется в пределах от 0 до 1, т.е. IRo £ 0...1.

(1)

K'R - параметр технического состояния, управляющий соотношением между капитальным ремонтом полнокомплектной машины (Пм) и ремонтом ее отдельных агрегатов п^. Корневое содержание R#1 и IRo одинаковое - изношенность машины. Только IRo представляет собой количественную оценку текущего технического состояния машины, a Ri(1 - некоторую меру ее изношенности. После

оптимизации эта мера приобретает статус норматива R#1 *, ориентируясь на который назначают либо полнокомплектный ремонт, либо ремонт только отказавшего агрегата.

RH - параметр технического состояния, управляющий соотношением между новыми (nf) и

,КР

капитально отремонтированными (na ) агрегатами, используемыми при ее текущем ремонте. Корневое содержание R#1 такое же, как и R^11.

121

Технические науки

Параметр Rf) также подлежит оптимизации, после которой его численное значение используется в качестве управляющего норматива (R^ *) при обосновании вида замен агрегатов при текущем ремонте машины (или при групповой профилактике).

Таким образом, новые по содержанию нормативы являются некоторыми допустимыми значениями изношенности машины - X R,ориентируясь на которые принимаются решения о

полнокомплектном ремонте (управляет параметр R'((1) и содержании текущего (параметр Rf). Корневая суть параметров £ R0, R((1 и Rf одинакова - изношенность машины, поэтому R^ е

Y R0 и Rff2) е £ R0, а IRo е

На рисунке 1 приведены результаты анализа эффективности текущего ремонта с использо-

О (2)

ванием управляющего параметра RH .

Анализ позволяет выделить следующие характерные линии, точки, зоны, которые раскрывают возможности этого параметра как управляющего.

Линии «nM - nf » соответствуют затраты потребителя в случае использования для текущего ремонта новых агрегатов (nf) всегда, когда в момент ресурсного отказа какого-либо элемента численное значение текущего фактического технического состояния машины будетXR0 > R(4*, т. е. в нашем случае при ZR > 0,23 (напомним, если в момент контроля ZRo < R(4* - производится полнокомплектный ремонт машины).

При использовании такого варианта системы ТОР машин затраты оказываются самыми высокими. При увеличении численного значения управляющего параметра R^2) соотношение n на/ n К постепенно уменьшается. И при R^2) =1,0 текущий ремонт всегда (если VR)Rн1*) производится

с использованием только капитально отремонтированных агрегатов (nkap ).Это второй «крайний» случай использования системы ТОР при замене агрегатов в процессе текущего ремонта. Затраты потребителя в этом случае соответствуют линии «nM -nkf ». Они оказываются ниже, чем при варианте системы ТОР, предусматривающем использование только новых агрегатов (nM - nf). Но не самые низкие.

Наибольшую эффективность имеет вариант системы ТОР, который предусматривает использование при текущем ремонте машин и новые, и капитально отремонтированные агрегаты. При этом соотношение между nkp и nH регулируется путем использования нормативной величины управляющего параметра - R^2). Затраты при использовании этого варианта системы ТОР соответствуют линии nM - nkJ - nf (рис. 1).

Чтобы практически реализовать этот вариант, необходимо использовать управляющий параметр R® в виде его нормативного значения - R(2) * с учетом производственных условий, в которых принимается решение. Процедура принятия решения сводится к следующему. В момент ресурсного отказа какого-либо агрегата машины определяется текущее значение ее фактического

n R

= X iR-. Если

1 Rui

целесообразен), работоспособность машины возобновляется путем ее текущего ремонта. Чтобы принять решение о виде замен агрегатов при текущем ремонте, необходимо осуществить анализ:

если VRa < R((2 *- текущий ремонт производится путем замены отказавшего агрегата на капитально отремонтированный. В противном случае (VR0 > R^) *) - на новый.

Значительный практический интерес, на наш взгляд, представляет вариант, затраты от реализации которого соответствуют линии « nM - nkp, nf » (см. рис. 1) Практическая привлекательность

X Ro > R(1) * (т. е. полнокомплектный ремонт не

технического состояния V R

122

Вестник^КрасТЯУ. 2015. №9

этого варианта заключается в том, что в этом случае, при определенной изношенности машины, не требуется разграничения на виды замен агрегатов. При этом потребитель жертвует частью экономической эффективности при обслуживании (на величину Э2). Однако взамен он приобретает возможность широкого маневра ремонтным фондом. Для реализации этого варианта системы ТОР при текущем ремонте обоснованы нормативные значения управляющего параметра Я(2 *.

Процедура практического использования этой версии управляющего параметра аналогична Я(21. Только теперь при ^Яа < Я(f* также замена только на капитально отремонтированные агрегаты, а при ^Яа >Я- по усмотрению потребителя: либо на новые, либо на капитально отремонтированные, поскольку затраты практически одинаковы (см. рис. 1).

Таким образом, используя управляющий параметр Я^2), можно реализовать несколько вариантов системы ТОР. Самым эффективным является вариант, предусматривающий четкое разграничение на виды замен агрегатов при текущем ремонте машины. Такой вариант предусматривает: при изношенности машины, соответствующей зоне (В + Д) - замену на капитально отремонтированные агрегаты, если зоне С - на новые. Управляет видом замен параметр Я (2) *. Экономическая эффективность этого варианта - (Э1 + Э2) против « пм - nf » и Э1 - против « nM - пкар ».

С позиций расширения технических возможностей маневра в использовании разных агрегатов практическую привлекательность имеет вариант« пм - п(р, nf ». При этом, если изношенность

машины соответствует зоне В - текущий ремонт должен производиться путем замены только на капитально отремонтированные агрегаты. Если зоне (Д + С) - на усмотрение потребителя: можно и на новые, и на капитально отремонтированные. В рамках этого варианта системы ТОР видами замен управляет параметр Я(2. Этот вариант экономически проигрывает варианту

« пм - п(р - nf » - Э2. Одновременно он эффективнее на Э1 варианта « пм - nf ».

Следует отметить, что величина Э2 часто приобретает чисто научный интерес. Однако считаем необходимым реализовать и эту возможность, подготовив рекомендации по обоснованию численной величины параметра Я(2) * в разных производственных условиях.

Описанные выше технико-экономические особенности являются характерными для подавляющего большинства производственных условий использования машин. Однако, как показывает анализ, имеются и некоторые отличия.

в качестве управляющего

123

Технические науки

На рисунке 2 приведено изменение издержек потребителя ЕФ, полученных при исследовании процесса принятия решения о виде замен агрегатов в производственных условиях, которые характеризуются низкими показателями исходного технического ресурса элементов и степени его восстановления при капитальном ремонте (R = 2000; q = 0,6).

Анализ результатов оптимизации управляющего параметра R^2) в таких условиях показывает, что самым эффективным вариантом системы ТОР является вариант, предусматривающий замену агрегатов при текущем ремонте машины только на новые. Издержки потребителя при этом соответствуют линии « пм - пН » (см. рис. 2).

При этом самым невыгодным для потребителя вариантом проведения текущего ремонта машин является вариант, предусматривающий замену исчерпавших технический ресурс агрегатов только на капитально отремонтированные (затраты ЕФ соответствуют линии пм -п^р). Экономическая эффективность первого варианта против второго оценивается величиной Э. Издержки потребителя при использовании варианта, предусматривающего замену отказавших агрегатов при текущем ремонте на новые и капитально отремонти рованные в любом их соотношении, всегда выше издержек, соответствующих первому варианту (« пм - пН »). На рисунке 2 видно, что затраты при варианте «пм - nkap, nf » при любом значении управляющего параметра R^2), выше линии « пм - пН ». Но этот вариант (пм - пкар, пН) всегда предпочтительней для потребителя, чем вариант « пм - пкр », в рамках которого используются только капитально отремонтированные агрегаты при текущем ремонте.

Рис. 2. Анализ эффективности использования управляющегопараметра при низких показателях RH и q

Таким образом, процедура использования управляющего параметра R^2) в условиях низких показателей исходного технического ресурса агрегатов Rm и степени его восстановления при ка-

124

Вестник^КрасТЯУ. 2015. №9

питальном ремонте заключается в следующем. При ресурсном отказе любого агрегата машины оценивается ее текущее фактическое техническое состояние - IR. По результатам анализа этой

величины принимают одно из двух решений. Если XR < * - машина подлежит полнокомплект-

ному ремонту. При XR > RR исчерпавший технический ресурс агрегат заменяется на новый.

Заключение. Предложены принципиально новые по содержанию нормативы, обеспечивающие максимально допустимую реализацию технического ресурса машин и их составных частей. Обоснованы численные значения нормативов, управляющих видами замен агрегатов при групповой профилактике машин.

Литература

1. Ушанов В.А. Проблемы и результаты поиска новых нормативов системы ТОР машин и их использование на рынке технических услуг в АПК / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2005. - 267с.

2. Ушанов В.А., Линд А.В. Имитационная модель исследования и оптимизации параметров сопротивления машин старению // Вестн. КраГАУ. - 2011. - № 9. - С.245-251.

3. Ушанов В.А. Новые нормативы в системе технического сервиса машин // Сельский механизатор. - 2013. - № 8. - С. 34-36.

4. Ушанов В.А. Ресурсосберегающие способы ремонта машин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 2015. - № 2. - С. 23-24.

УДК 628.9:683.8 А.А. Гавриленко, Я.А. Кунгс

ПРИМЕНЕНИЕ РАССЕИВАТЕЛЕЙ В ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

В статье рассмотрены вопросы энергосбережения в освещении. В частности, речь идет о конструкции светодиодных осветительных установок, энергетических параметрах и их применении для наружного освещения.

Ключевые слова: светодиодная лампа, наружное освещение, кривая силы света, рассеиватель, преломление света.

A.A. Gavrilenko, Ya.A. Kungs

THE USE OF LENSES IN LIGHTING OUTDOOR LIGHTING INSTALLATIONS

The issues of the energy conservation in lighting are considered in the article. In particular, we are talking about the design of LED lighting systems, energy parameters and their use for outdoor lighting.

Key words: LED lamp, outdoor lighting, light intensity curve, the lens, the refraction of light.

Введение. В наше время все больше уделяют внимания принципам экономии. По этой причине на первый план вышли энергосберегающие технологии, одним из эталонов которых на сегодняшний день являются светодиодные светильники. Они применяются повсеместно и обладают целым рядом неоспоримых преимуществ.

Прежде всего, использование светодиодных светильников позволяет в несколько раз снизить энергопотребление. По уровню сбережения электроэнергии они превосходят не только обыч-

125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.