Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ'

ОБОСНОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / НЕУСТАНОВИВШИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ / ИЗНОС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Байделюк В.С., Долматов С.Н., Гончарова Я.С.

Обеспечение высоких показателей ресурса дизельных двигателей является важной задачей при эксплуатации лесозаготовительных машин и оборудования. В результате исследований устанавливалось влияние неустановившихся нагрузочных режимов на износ дизельного двигателя лесотранспортной машины. Был обоснован выбор критерия сравнения результатов физических испытаний на износостойкость дизельного двигателя, работающего на неустановившихся режимах на основе энергетических показателей, определяющих работу трения в отдельных узлах двигателя. Полученные аналитические выражения позволяют задать такие режимы работы двигателя, чтобы сопоставление его износа производилось в условиях одинаковых затрат энергии как на установившихся, так и на неустановившихся режимах его работы. Полученный критерий сравнения интенсивности изнашивания деталей является объективным и не требует значительных затрат, по сравнению с другими методами физических испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF COMPARATIVE CRITERIA IN ASSESSING THE INTENSITY OF DIESEL ENGINE WEAR

Ensuring high resource rates for diesel engines is an important task in the operation of logging machines and equipment. As a result of the research, the influence of unsteady load conditions on the wear of the diesel engine of a forestry machine was established. The choice of a criterion for comparing the results of physical tests for the wear resistance of a diesel engine operating in unsteady modes was justified on the basis of energy indicators that determine the work of friction in individual engine components. The obtained analytical expressions make it possible to set such operating modes of the engine so that its wear is compared under conditions of the same energy costs both in steady and unsteady modes of its operation. The obtained criterion for comparing the wear rate of parts is objective and does not require significant costs, in comparison with other methods of physical testing.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗНОСА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ»

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАГОТОВКИ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

ДРЕВЕСИНЫ

УДК 630.377,23:620.178.16

Хвойные бореальной зоны. 2022. Т. XL, № 3. С. 202-207

ОБОСНОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНТЕНСИВНОСТИ

ИЗНОСА ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

В. С. Байделюк, С. Н. Долматов, Я. С. Гончарова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский Рабочий», 31

E-mail: pipinaskus@mail.ru

Обеспечение высоких показателей ресурса дизельных двигателей является важной задачей при эксплуатации лесозаготовительных машин и оборудования. В результате исследований устанавливалось влияние неустановившихся нагрузочных режимов на износ дизельного двигателя лесотранспортной машины. Был обоснован выбор критерия сравнения результатов физических испытаний на износостойкость дизельного двигателя, работающего на неустановившихся режимах на основе энергетических показателей, определяющих работу трения в отдельных узлах двигателя. Полученные аналитические выражения позволяют задать такие режимы работы двигателя, чтобы сопоставление его износа производилось в условиях одинаковых затрат энергии как на установившихся, так и на неустановившихся режимах его работы. Полученный критерий сравнения интенсивности изнашивания деталей является объективным и не требует значительных затрат, по сравнению с другими методами физических испытаний.

Ключевые слова: дизельный двигатель, неустановившийся режим работы, энергетические показатели работы двигателя, износ.

Conifers of the boreal area. 2022, Vol. XL, No. 3, P. 202-207

SUBSTANTIATION OF COMPARATIVE CRITERIA IN ASSESSING THE INTENSITY

OF DIESEL ENGINE WEAR

V. S. Baidelyuk, S. N. Dolmatov, Ya. S. Goncharova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii Rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pipinaskus@mail.ru

Ensuring high resource rates for diesel engines is an important task in the operation of logging machines and equipment. As a result of the research, the influence of unsteady load conditions on the wear of the diesel engine of a forestry machine was established. The choice of a criterion for comparing the results of physical tests for the wear resistance of a diesel engine operating in unsteady modes was justified on the basis of energy indicators that determine the work of friction in individual engine components. The obtained analytical expressions make it possible to set such operating modes of the engine so that its wear is compared under conditions of the same energy costs both in steady and unsteady modes of its operation. The obtained criterion for comparing the wear rate ofparts is objective and does not require significant costs, in comparison with other methods of physical testing.

Keywords: diesel engine, transient operation, energy performance of the engine, wear.

ВВЕДЕНИЕ

Эксплуатация лесотранспортных и технологических машины в лесной промышленности отличается повышенной интенсивностью изменения скоростных и нагрузочных режимов в широком диапазоне амплитуд и частот, что оказывает значительное влияние на работу двигателя, его загрузку, вызывает неустановившиеся режимы работы двигателя, отрицательно

влияет на его надежность, экономичность и долговечность. Для обеспечения нормативного прогнозируемого срока службы ДВС необходимо отслеживать процентное соотношение стационарных и неустановившихся режимов работы с учетом коэффициента загрузки двигателя [1].

Максимально достоверная оценка надежности дизельного двигателя может быть произведена в реаль-

ных условиях эксплуатации. Но эксплуатационные испытания требуют значительного количества времени и средств, а полученные результаты имеют большой разброс. Кроме того, при эксплуатационных испытаниях трудно, а часто и невозможно, определить влияние на износ двигателя отдельных факторов. Поэтому стендовые лабораторные испытания двигателей на надежность приобрели широкое распространение. Они позволяют значительно сократить сроки и материальные затраты на испытания, а также повысить идентичность результатов исследований. Однако стендовые испытания двигателей не учитывают влияние неустановившихся режимов работы на долговечность двигателей, которые являются основными в условиях эксплуатации машин в лесной промышленности.

Особые трудности возникают при исследовании влияния неустановившихся режимов на износ основных деталей двигателя. Это обусловлено тем, что се-рийно-выпускаемые испытательные стенды не позволяют в лабораторных условиях моделировать эксплуатационные режимы работы двигателя, отсутствуют стандартные требования к методикам таких испытаний, а также нет единого мнения о понятии «неустановившийся режим работы двигателя». Такое положение вынуждает исследователей самостоятельно разрабатывать методики и оборудование для испытания двигателей на неустановившихся режимах работы, вводить критерии неустановившихся режимов. Анализ применяемых методик и установок для исследования двигателей на неустановившихся режимах работы показал, что в большинстве своем они не позволяют моделировать широкий спектр эксплуатационных нагрузок. С этой точки зрения при различных режимах работы двигателя значительно правильнее пользоваться энергетическими показателями интенсивности износа, представляющих отношение линейного или весового износа к работе сил трения, что и послужило целью обоснования критерия сравнения интенсивности износа автотракторного двигателя, работающего на установившихся и неустановившихся режимах.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время долговечность ДВС определяется моторесурсом (количеством моточасов работы до капитального ремонта), или пробегом автомобиля в тысячах километров за межремонтный период. ДВС является достаточно сложной системой, состоящей из различных взаимоувязанных узлов и агрегатов. Износ каждого из них, а также износ взаимных зон контакта и сопряжений оказывает непосредственное влияние на ресурс ДВС в целом. Долговечность наиболее ответственных и изнашиваемых компонентов, например сопряжения шеек коленчатого вала и его опор может быть повышена работой ДВС на соответствующих оптимальных режимах, при которых реализуется условие жидкостного трения в слое масляного клина [2].

Коленчатый вал ДВС воспринимает нагрузки от давления расширения сгорающей топливно-воздуш-ной смеси, сил инерции движущихся масс, действия центробежных сил. Тяжелые условия работы колен-

чатого вала приводят к образованию деформаций сжатия и кручения, нарушению нормативных зазоров в сочленениях. В результате этого коленчатый вал имеет следующие основные неисправности [3-5]: износ шатунных и коренных шеек по длине и окружности; прогиб коленчатого вала; износ резьбы под храповик; износ отверстий во фланце под болты крепления маховика и под установочные пальцы или направляющие шпильки; износ отверстий под шарикоподшипники ведущего вала сцепления. Число оборотов коленчатого вала, являются индикаторами длительности работы ДВС или его ресурса в моточасах.

Моточасы для двигателей тракторов и многооперационных машин и километры пробега для автомобилей являются условными единицами долговечности, определяющими долговечность работы двигателя. Эти условные единицы приняты на основе предположения о пропорциональности износа пути трения и соответствуют интенсивности износа Т, выраженной в линейных или весовых единицах [6]:

Т =

Ь

Аа ■ Ь

(1)

где Т - интенсивность износа; к - высота слоя истирания; g - масса истертого металла; Ь - путь трения; Аа - номинальная площадь касания.

Показатели интенсивности износа Тк и Т , также,

и метод оценки износа по относительной скорости скольжения [7], могут служить критериями для сравнительной оценки интенсивности износа двигателей, работающих стационарном режиме. Однако для ДВС, работающих в условиях переменных нагрузок, этот метод мало приемлем, так как он недостаточно учитывают влияние на износ нагрузок, действующих на изнашиваемые поверхности [6; 7], и скоростей взаимного перемещения [6].

С этой точки зрения при различных режимах работы двигателя значительно правильнее пользоваться энергетическими показателями интенсивности износа, представляющих отношение линейного (к) или весового износа к работе сил трения (Ш):

т к g

=—; тш„ =—,

(2)

где Ш = Е ■ Ь; Е - сила трения.

Однако определение работы сил трения отдельных пар может быть проведено лишь в лабораторных условиях, поэтому решения этой задачи для пар трения в работающем двигателе крайне затруднительно. В этом случае энергетическим показателем интенсивности износа может быть принят показатель, косвенно определяющий работу трения в отдельных узлах двигателя. Таким показателем является величина износа рабочих поверхностей, отнесенная к количеству энергии, произведенной двигателем [8]:

= — =—к— (мкм/кВт);

к Ш Ые ■ г

Т =-=-

Ш Ые ■ г

(г/квт),

(3)

(4)

Байделюк В. С., Долматов С. Н., Гончарова Я. С. Обоснование сравнительных критериев при оценке интенсивности

где Ые - эффективная мощность двигателя на исследуемых режимах работы; t - продолжительность работы ДВС на определенном режиме.

С помощью этого показателя можно объективно оценивать влияние различных режимов работы на интенсивность износа двигателя. С этой целью в качестве сравнительного критерия принят показатель, выражающий количество энергии (работы), произведенной двигателем за определенный промежуток времени t. Величина t выбирается при эксперименте и определяется количеством продуктов износа, попадающих в систему смазки, которое надежно можно определить спектральным анализом. Спектральный анализ основан на том, что детали изготовлены из материалов, содержащих различные химические элементы, которые при изнашивании попадают в картер-ное масло, и можно с уверенностью сказать, где и какой элемент в процессе износа, вносит в масло частицы материала, из которого он изготовлен [9].

Количество произведенной двигателем энергии на установившихся режимах за время Ц определяется из выражения:

ЭУ = Ney ■ 1у = Меу ■ Юу - 'у ,

(5)

где Меу - эффективный крутящий момент двигателя на установившемся режиме работы; юу - угловая скорость коленчатого вала на установившемся режиме работы двигателя.

Для неустановившегося режима работы количество произведенной двигателем энергии можно определить из уравнения

Эн = JМе (t )-ra(t )dt,

(6)

где Ме(t) - функция изменения момента двигателя во времени на неустановившемся режиме работы; аф -функция изменения угловой скорости коленчатого вала двигателя на неустановившемся режиме;

Ц - временные пределы изменения режима работы двигателя.

Если период изменения режима работы равен Т = 4 - и, а продолжительность работы на режиме ^ то суммарная энергия, произведенная двигателем на неустановившемся режиме, равна:

Юн = с JМе (t )-ra(t )dt,

(7)

t0

где с = tоб/T - количество циклов.

Для сравнения интенсивности изнашивания на установившихся и неустановившихся режимах работы необходимо, чтобы количество энергии, произведенной двигателем на этих режимах, было одинаковым.

Приравняем уравнения (5) и (7), при Ц = 4б, можно записать критерий для оценки интенсивности износа двигателя при работе на установившихся и неустановившихся режимах в виде

С

tk V •> 10

Меу -Юу -'у

с J ЛюМе (t )-a(t )dt}

= idem.

(8)

Принятым условием при сравнении интенсивности изнашивания двигателя является равенство произведенных им энергий (8) на различных сравниваемых режимах работы.

Необходимым и достаточным условием этого является эквивалентное значение нагрузки Мэ и угловой скорости юэ при различных режимах работы. То есть равенство (8) справедливо в том случае, когда нагрузочные и скоростные параметры при установившихся и неустановившихся режимах работы равны соответствующим эквивалентным значениям.

Установлено [10; 11], что зависимость износа от угловой скорости коленчатого вала и нагрузки в диапазоне изменения их в условиях эксплуатации имеют практически прямолинейную зависимость. В разработанной методике исследования [12] принят синусоидальный закон изменения Ме и ю, в качестве эквивалентных значений момента двигателя Мэ и угловой скорости юэ коленчатого вала можно принять средние значения их, равные значениям этих параметров на установившихся режимах:

Мэ = Ме.ср = (Ме max + Ме mm ) /2 = Меу ; (9)

Юэ = Юср = (®max + ®mm)/2 = Юу ■

Полученные выражения (8) и (9) позволяют задать такие режимы работы двигателя, чтобы сопоставление его износа производилось в условиях одинаковых затрат энергии как на установившихся, так и на неустановившихся режимах работы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предложенная методика была апробирована при исследовании влияния неустановившихся режимов работы дизельного автотракторного двигателя лесо-транспортной машины на его динамические характеристики и износ [12; 13].

Исследование влияния неустановившихся режимов работы дизельного двигателя на его износ осуществлялось на лабораторной установке [12] по методике [13] полунатурных испытаний дизельного двигателя. В качестве объекта исследований был выбран двигатель ЯМЗ-238НБ, широко используемый в лесной промышленности. Двигатель ЯМЗ-238НБ по своим техническим характеристикам соответствует двигателями современных отечественных и зарубежных машин, используемых в лесной промышленности.

С целью исследования влияния неустановившихся режимов работы двигателя на его износ, был проведен цикл опытов сначала на установившихся режимах, а затем на неустановившихся режимах работы.

Испытания на установившихся режимах проводились на пяти режимах скорости коленчатого вала ю = (94; 115; 136; 157; 178) 1/с и четырех ступенях нагрузки Pe = (0,45; 0,55; 0,65; 0,73) МН/м2 на каждом скоростном режиме.

Испытания на неустановившихся режимах проводились при изменении скоростного и нагрузочного режимов; частоты и амплитуды нагрузки:

1) режимы исследования влияния амплитуды изменения нагрузки АРе и ускорений коленчатого вала е

на износ двигателя ЯМЗ-238НБ (юср = 136 1/с): Ре = 0,55 МН/м2 и Ре = 0,65 МН/м2;

2) режимы исследования влияния ускорений коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238НБ на износ основных его деталей проводилось при среднем моменте сопротивления Мсср = 745 Нм на 5 ступенях средней скорости: юср = (94; 115; 136; 157; 178) 1/с и 6 ступеням ускорений: е = (0, 5, 10, 15, 20, 25) 1/с2.

3) режимы исследования влияния частоты / изменения нагрузки Рэ: (0; 0,05; 0,10; 0,20-1,0; 1,25; 1,50; 1,75; 2,0; 2,5; 3,0) Гц при нагрузке Рэ = 0,65 МН/м2 и угловой скорости коленчатого вала ю = 136 1/с.

Нагрузочные и скоростные режимы, пределы и интенсивность их изменения были выбраны по данным эксплуатационных испытаний трактора К-703 и других лесотранспортных машин [10; 14-17].

Для исследования влияния неустановившихся режимов работы на износ двигателя при сравнительных испытаниях нами был принят метод спектрального анализа продуктов износа в картерном масле двигателя [9], который позволяет раздельно оценивать суммарный износ нескольких групп деталей по характерным химическим элементам, входящим в состав материалов изнашивающихся деталей.

Перед началом испытаний была проведена оценка химического состава материалов основных деталей двигателя и установлены химические элементы, по которым можно делать оценку их износа. Для демонстрации обоснованного критерия сравнения результатов полунатурных испытаний на износостойкость дизельного двигателя, работающего на неустановившихся режимах на основе энергетических показателей, проводился анализ износа подшипников коленчатого вала.

Суммарный износ подшипников коленчатого вала характеризуется изменением концентрации свинца и меди в масле (на двигателе были установлены бронзовые коренные и шатунные вкладыши: бронза БрС-30 содержит 27-33 % свинца и 65,5-71,5 % меди).

Для определения износа шатунных подшипников использовался метод вставок-свидетелей из металла, не входящего в состав материалов деталей двигателя. Во вкладыши четвертого шатунного подшипника вмонтировали 10 серебряных вставок-свидетелей, общей площадью 108 мм2, что достаточно для надежного определения серебра в работавшем масле в течение 10 часов работы двигателя [18]. Продолжительность испытания двигателя на всех режимах была 10 часов. Для сравнения интенсивности изнашивания коренных и шатунных подшипников на основе энергетических показателей (8), (9) количество продуктов износа в работавшем масле были приведены к одинаковому числу оборотов коленчатого вала на сопоставимых угловых скоростях и нагрузках. Надежный результат определения концентрации серебра в кар-терном масле спектральный анализ обеспечивал при 5,0х105 оборотов коленчатого вала. В дальнейших расчетах было принято 6,28х105 оборотов коленчатого вала.

Результаты исследования интенсивности изнашивания подшипников коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238НБ на неустановившихся режимах работы приведены на рис. 1 и 2.

Графики, представленные на рис. 1, иллюстрируют влияние амплитуды изменения нагрузки (ДРе) на интенсивность изнашивания подшипников коленчатого вала двигателя при постоянных средних значениях угловой скорости (юср = 136 1/с).

Рис. 1. Влияние амплитуды изменения нагрузки на суммарную интенсивность изнашивания подшипников коленчатого вала (РЬ) и 4-го шатунного подшипника (Ag) двигателя ЯМЗ-238НБ (ХРе = 0 - установившийся режим)

Байделюк В. С., Долматов С. Н., Гончарова Я. С. Обоснование сравнительных критериев при оценке интенсивности ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Влияние угловой скорости коленчатого вала на суммарную интенсивность изнашивания подшипников коленчатого вала (РЬ, Си) и 4-го шатунного подшипника (Ag) двигателя ЯМЗ-238НБ (е = 0 - установившийся режим)

С увеличением амплитуды переменной составляющей момента сопротивления АРе интенсивность изнашивания подшипников увеличивается. При изменении АРе от 0 до 0,24 МН/м2 (0.2,45 кг/см2) суммарный износ шатунных и коренных подшипников (РЬ) увеличивается, по сравнению с установившимся режимом (АРе = 0), в 1,63-1,80 раза.

Влияние угловой скорости коленчатого вала на суммарный износ коренных и шатунных подшипников двигателя (РЬ, Си) и 4-го шатунного подшипника (Ag), при фиксированных значениях ускорений, представлена на рис. 2. На установившемся режиме работы (е = 0) кривые интенсивности изнашивания этих деталей при угловой скорости коленчатого вала ю = 130.145 1/с и на неустановившихся режимах с малыми ускорениями (е < 5 1/с2) имеют минимум. При снижении угловой скорости от 130 1/с до 94 1/с также и при повышении ее от 157 1/с до 178 1/с при ускорениях е < 5 1/с2 интенсивность изнашивания шатунных и коренных подшипников увеличивается незначительно (на 5.10 %). Рост ускорений коленчатого вала существенно увеличивает интенсивность изнашивания его подшипников. Так, увеличение ускорений вала от 0 до 25 1/с2 в диапазоне угловых скоростей 94.136 1/с увеличивает интенсивность изнашивания 4-го шатунного подшипника (Ag) в 1,4.1,48 раза, а суммарная интенсивность изнашивания коренных и шатунных подшипников (РЬ, Си) - в 1,33.1,45 раза. В диапазоне угловых скоростей 157.178 1/с интенсивность изнашивания увеличивается: 4-го шатунного подшипника - в 1,55.1,60 раза, суммарная -в 1,48.1,55 раза. По мере увеличения ускорений минимум кривых пропадает, а при ускорениях более 20 1/с2 кривая интенсивности изнашивания 4-го шатунного подшипника приобретает выпуклый характер.

Таким образом, предложенный критерий сравнения результатов исследования на основе энергетиче-

ских показателей позволил объективно сравнить интенсивности изнашивания подшипников коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238НБ, работавшего на установившихся и неустановившихся режимах.

ВЫВОДЫ

Полученные аналитические выражения (8) и (9) позволяют задать такие режимы работы двигателя, чтобы сопоставление его износа производилось в условиях одинаковых затрат энергии как на установившихся, так и на неустановившихся режимах работы.

Критерий сравнения интенсивности изнашивания деталей на основе энергетических показателей, при сравнительных испытаниях двигателя, работающего на различных скоростных и нагрузочных режимах, является объективным и не требующим значительных затрат, по сравнению с другими методами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Клоков Д. В. Обоснование параметров и оценка динамических показателей лесной колесной погру-зочно-транспортной машины : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Мн., 2001. 21 с.

2. Долматов С. Н., Гончарова Я. С., Байделюк В. С. Работа опор коленчатого вала двигателя // Хвойные бореальные зоны. 2021. Т. ХХХ1Х, № 6. С. 276-285.

3. Шатерников М. В., Корчагин В. А., Шатерни-ков В. С. Повышение надежности и долговечности двигателя ЯМЗ-240Н // Автотранспортное предприятие. 2014. № 7. С. 41-45.

4. Суранов Г. И. Триботехника. Повышение долговечности транспортных двигателей : монография. Ухта : УГТУ, 2011. 334 с.

5. Gilles T. Automotive engines: Diagnosis, Repair, Rebuilding. Sixth edition. Cengage Learning. 2010. 752 p.

6. Крагельский И. В. Трение и износ. М. : Машиностроение, 1968. 480 с.

7. Венцель С. В. Смазка двигателей внутреннего сгорания. М. ; Киев : Машгиз, 1963, 180 с.

8. Прохоров В. Б. Об энергетической износной характеристике двигателя // Повышение надежности и долговечности машин. ЛТА. Труды № 126. Л., 1971. С. 3-6.

9. Королев А. Е. Расчетно-экспериментальный метод определения допускаемого износа двигателей // Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2016. № 1. С. 135-139.

10. Эгипти А. Э., Прохоров В. Б., Романенко В. И. Исследование эксплуатационных режимов работы колесного трактора К-703 в условиях северо-западной зоны. Л. : РИО ЛТА, 1974. С. 107-109.

11. Zegarac N. P. Analysis of influencing factors that can cause errors in the application of modern methods of sliding bearing diagnostics in machine and electrical systems, Military Technical Courier, 2020. Vol. 68, №. 4. P. 845-876.

12. Байделюк В. С., Гончарова Я. С. Исследование влияния неустановившихся режимов работы на выходные параметры двигателя лесотранспортной машины // Хвойные бореальные зоны. 2021. Т. ХХХ1Х, № 2. С. 128-135.

13. Байделюк В. С. Исследование влияния неустановившихся нагрузочных режимов на износ двигателей лесотранспортных машин : дис. ... канд. техн. наук. Л., 1974. 136 с.

14. Исследование режимов работы дизельных двигателей тракторов в реальных условиях эксплуатации / Ю. А. Шекихачев, В. И. Батыров, Р. А. Балкаров [и др.] // Техника и оборудование для села. 2019. № 4(262). С. 14-19.

15. Гребенников С. А., Фокин В. В., Гребенников А. С. Режимы работы и изменение технического состояния ДВС в экстремальных условиях эксплуатации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. № 8(81). С. 28-32.

16. Анисимов Г. М., Галямичев В. А., Гольд-берг А. М. Исследование эксплуатационных режимов трактора ТДТ-55 // Известия вузов - Лесной журнал. 1968. № 2. С. 57-73.

17. Костин А. К., Пугачев Б. П., Кочиев Ю. Ю. Работа дизелей в условиях эксплуатации. Л. : Машиностроение, 1981. 284 с.

18. Кюрегян С. К. Оценка износа двигателей внутреннего сгорания методом спектрального анализа. М. : Машиностроение, 1965. 152 с.

REFERENCES

1. Klokov D. V. Obosnovanie parametrov i ocenka dinamicheskih pokazatelej lesnoj kolesnoj pogruzochno-transportnoj mashiny : avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk. Mn., 2001. 21 s.

2. Dolmatov S. N., Goncharova Ya. S., Bajdelyuk V. S. Rabota opor kolenchatogo vala dvigatelya // Hvojnye boreal'nye zony. 2021. T. ХХХ1Х, № 6. S. 276-285.

3. Shaternikov M. V., Korchagin V. A., Shaternikov V. S. Povyshenie nadezhnosti i dolgovechnosti dvigatelya

YAMZ-240N // Avtotransportnoe predpriyatie. 2014. № 7. S. 41-45.

4. Suranov G. I. Tribotekhnika. Povyshenie dolgovechnosti transportnyh dvigatelej : monografiya. Uh-ta : UGTU, 2011. 334 s.

5. Gilles T. Automotive engines: Diagnosis, Repair, Rebuilding. Sixth edition. Cengage Learning. 2010. 752 p.

6. Kragel'skij I. V. Trenie i iznos. M. : Mashinostro-enie, 1968. 480 s.

7. Vencel' S. V. Smazka dvigatelej vnutrennego sgo-raniya. M. ; Kiev : Mashgiz, 1963, 180 s.

8. Prohorov V. B. Ob energeticheskoj iznosnoj harak-teristike dvigatelya // Povyshenie nadezhnosti i dolgovechnosti mashin. LTA. Trudy № 126. L., 1971. S. 3-6.

9. Korolev A. E. Raschetno-eksperimental'nyj metod opredeleniya dopuskaemogo iznosa dvigatelej // Vestnik gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2016. № 1. S. 135-139.

10. Egipti A. E., Prohorov V. B., Romanenko V. I. Issledovanie ekspluatacionnyh rezhimov raboty koles-nogo traktora K-703 v usloviyah severo-zapadnoj zony. L. : RIO LTA, 1974. S. 107-109.

11. Zegarac N. P. Analysis of influencing factors that can cause errors in the application of modern methods of sliding bearing diagnostics in machine and electrical systems, Military Technical Courier, 2020. Vol. 68, No. 4. P. 845-876.

12. Bajdelyuk V. S., Goncharova Ya. S. Issledovanie vliyaniya neustanovivshihsya rezhimov raboty na vy-hodnye parametry dvigatelya lesotransportnoj mashiny // Hvojnye boreal'nye zony. 2021. T. XXXIX, № 2. S. 128-135.

13. Bajdelyuk V. S. Issledovanie vliyaniya neusta-novivshihsya nagruzochnyh rezhimov na iznos dvigatelej lesotransportnyh mashin : dis. ... kand. tekhn. nauk. L., 1974. 136 s.

14. Issledovanie rezhimov raboty dizel'nyh dvigatelej traktorov v real'nyh usloviyah ekspluatacii / Yu. A. Sheki-hachev, V. I. Batyrov, R. A. Balkarov [i dr.] // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2019. № 4(262). S. 14-19.

15. Grebennikov S. A., Fokin V. V., Grebennikov A. S. Rezhimy raboty i izmenenie tekhnicheskogo so-stoyaniya DVS v ekstremal'nyh usloviyah ekspluatacii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo uni-versiteta. 2011. № 8(81). S. 28-32.

16. Anisimov G. M., Galyamichev V. A., Gol'dberg A. M. Issledovanie ekspluatacionnyh rezhimov traktora TDT-55 // Izvestiya vuzov - Lesnoj zhurnal. 1968. № 2. S. 57-73.

17. Kostin A. K., Pugachev B. P., Kochiev Yu. Yu. Rabota dizelej v usloviyah ekspluatacii. L. : Mashinostro-enie, 1981. 284 s.

18. Kyuregyan S. K. Ocenka iznosa dvigatelej vnutrennego sgoraniya metodom spektral'nogo analiza. M. : Mashinostroenie, 1965. 152 s.

© Байделюк В. С., Долматов С. Н., Гончарова Я. С., 2022

Поступила в редакцию 20.01.2022 Принята к печати 01.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.