Научная статья на тему 'Обоснование содержания профессиограммы медицинских работников'

Обоснование содержания профессиограммы медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
627
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIOGRAME / PROFESSIONAL ACTIVITY / MEDICAL PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Караваева Татьяна Леонидовна

Статья посвящена отношению школьников и студентов к физической культуре, влиянию физических упражнений на будущую профессиональную деятельность и выявление профессионально важных качеств медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Караваева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification content professiogram health workers

The article is devoted towards pupils and students in physical education, the influence of exercise on the future professional activity and identification of professionally important qualities of health care workers.

Текст научной работы на тему «Обоснование содержания профессиограммы медицинских работников»

тивно-правовой компетентности педагогических кадров: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2006. С. 96.

3. Филатова И. А. Деонтологическая подготовка педагогов-дефектологов в условиях современного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012.

4. Лебедева О. В., Злобина Е. А. Методические рекомендации по формированию гражданской компетентности будущих учителей на основе внут-рипредметных связей в курсе «Педагогика». Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. С. 72.

5. Загвязинский В. И. Указ. соч.

6. Там же.

7. Гарунов М. Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978.

УДК 378-057.175:61

Т. Л. Караваева

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья посвящена отношению школьников и студентов к физической культуре, влиянию физических упражнений на будущую профессиональную деятельность и выявление профессионально важных качеств медицинских работников.

The article is devoted towards pupils and students in physical education, the influence of exercise on the future professional activity and identification of professionally important qualities of health care workers.

Ключевые слова: профессиограмма, медицинские работники, профессиональная деятельность.

Keywords: professiograme, medical professionals, professional activity.

В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. Перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих медицинских работников [1].

Целевая направленность подготовки высококвалифицированных специалистов - формирование их готовности к укреплению здоровья и сохранению профессионального долголетия как системообразующих факторов успешной и счастливой жизни. Эти составляющие являются базовыми в профессиональной деятельности специалиста вообще, а в

© Караваева Т. Л., 2012 42

такой ответственной и напряженной, какой является медицина, в особенности.

Согласно данным Ю. Е. Коньшиной [2], профориентация на медицинскую профессию должна начинаться в средней общеобразовательной (многопрофильной, профильной) школе, лицее, гимназии, то есть на довузовской ее ступени. Автор считает, что профессионал должен начинаться в школе, и предлагает ввести формулу «3 + 6», где цифра «3» означает подготовку будущих специалистов-медиков в 9-11-х классах общеобразовательной школы (профильные классы) и в школах нового типа. Цифра «6» соответствует шестилетнему сроку обучения в медицинском вузе. Также эта концепция непрерывного медицинского образования предполагает и послевузовское обучение, и общая формула профессиональной подготовки квалифицированных медицинских кадров широкого профиля с последующей глубокой специализацией имеет вид «3 + 6 + 3». Автор приходит к выводу, что возможность и необходимость профориентации на медицинскую профессию позволит снизить экономические потери в процессе подготовки кадров в вузах, сократить число неквалифицированных специалистов в системе здравоохранения.

По мнению А. Н. Глушко [3], острота проблемы профессионализации врача в период первоначальной подготовки связана еще и с тем, что этап первичной подготовки, превращающий школьника в специалиста, является малоизученным процессом. Весь период обучения врача - сложный, влияющий на все системы организма, он имеет свои специфические особенности, кризисы развития и спады. Именно поэтому процесс физического воспитания должен корректироваться с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. В условиях возрастания социальных требований к деятельности врача отсутствуют комплексные исследования профессионализации врача от момента выбора профессии, его подготовки к обучению и в процессе обучения в системе школа-вуз до реализации в профессии.

По данным В. Д. Прошлякова, А. В. Иванова, А. Ю. Лутонина, Л. М. Кушнер, Т. И. Семенкиной [4], многолетние наблюдения за выпускниками медицинских факультетов говорят о том, что большая часть этой молодежи слабо владеет основами оздоровительной физической культуры и не популяризирует её среди своих пациентов. Таким образом, выпускники медицинских факультетов не оправдывают ожидания общества и государства по обучению населения основам здорового образа жизни.

По мнению В. В. Пономаревой [5], физическая культура у медицинских работников входит как в общую, так и в профессиональную культуру, так как врач и сам обязан быть здоровым, и делом всей его жизни должно стать поддержание и укрепле-

ние здоровья пациентов. Все это возможно только при наличии знаний, умений и мотивации. Современная жизнь школьников и студентов насыщена экстремальными условиями, и чтобы переносить их, оставаясь при этом умственно и физически работоспособным, необходимо повышать свой биологический, психофизиологический и физический потенциал. Только тогда можно ожидать наиболее полной профессиональной самореализации и продления творческого и физического долголетия.

Физическое воспитание учащихся профильных классов - будущих студентов медицинских вузов, обусловливающее эффективность обучения профессии, по мнению В. Б. Мандрикова [6], будет педагогически целесообразно и продуктивно, если оно строится с учетом исходного уровня их физического развития и физической подготовленности. Результаты исследования автора свидетельствуют о том, что за последние тридцать лет большинство показателей физического развития и физической подготовленности будущих врачей ухудшаются. За последнее десятилетие существенно увеличилось число молодежи, отнесенной к специальному учебному отделению и освобожденной от практических занятий по физической культуре. Еще одной отличительной особенностью последних лет является увеличение числа учащихся, имеющих инвалидность из-за различных заболеваний. Полученные данные позволили выделить наиболее значимые проблемные стороны функционального состояния и физической подготовленности юношей и девушек, поступающих в медицинский вуз. Это позволило определить автору основные направления акцентированных воздействий средств физического воспитания с целью укрепления и сохранения здоровья будущих медицинских работников.

Одним из центральных направлений физического воспитания в профильных классах, а затем в медицинском вузе должно быть формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью в условиях разумно организованной двигательной активности, здорового мотивированного образа жизни и грамотного использования широкого спектра средств физической культуры и спорта в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности [7].

Однако результаты анкетирования медицинских работников, проведенные О. А. Брейкиной [8], свидетельствуют о том, что лечащие врачи недостаточно полно используют средства физической культуры с целью профилактики, лечения и реабилитации пациентов. Также многие врачи высказали пожелание о том, что целесообразно в процессе обучения в медицинском вузе усилить направленность подготовки студентов по предмету «Физическая культура» на формирование теоретических знаний и методико-практических умений использования физических упражнений в целях профи-

лактики заболеваемости, поддержания собственного уровня двигательной активности.

С целью изучения отношения школьников и студентов к занятиям физической культурой, выявления мнения о влиянии физических упражнений на будущую профессиональную деятельность и развития их профессионально важных физических качеств было проведено анкетирование учащихся 10-11-х профильных медико-биологических классов средней школы № 37 г. Кирова и студентов 1-11 курсов лечебного и педиатрического факультетов Кировской государственной медицинской академии. В результате проведенного анкетного опроса выявлен низкий уровень потребности в систематических занятиях физкультурно-оздоровительной деятельности. Так, 92% студентов и 96% учащихся положительно оценивают роль физических упражнений в укреплении здоровья, однако при наличии свободного времени только 20% студентов и 44% школьников стали бы заниматься физическими упражнениями.

В то же время на вопрос «Какими видами физических упражнений вы бы хотели заниматься?» были получены такие данные. Школьники и студенты ответили соответственно: 20% и 14% - гимнастическими, 24% и 37% - игровыми видами, плаванием - 22% и 41%, аэробикой - 34% и 20% респондентов.

Из общего количества опрошенных в настоящее время занимаются спортом 53% учащихся и только 15% студентов.

Относительно количества занятий по физической культуре в неделю мнения разделились. Так, за трехразовое занятие высказались 13% студентов и 22% школьников, за двухразовое занятие -60% будущих врачей и 36% учащихся школ. По мнению 42% школьников и 18% опрошенных студентов, занятия по физической культуре должны проводиться один раз в неделю. И четырехразовое занятие в неделю выбрали только студенты - 9%.

28% школьников и 21% студентов отдали предпочтение индивидуальной форме занятий, в то время как групповую форму занятий выбирают 21% и 56% соответственно. 51% учащихся и 18% будущих врачей полагают, что эти две формы занятий должны совмещаться. Также 5% студентов считают, что необходимы домашние задания.

Особый интерес представляют ответы студентов на вопрос «Хорошо ли организованы занятия по физической культуре?». Положительный ответ на данный вопрос дали 76% студентов и 71% учащихся.

В то же время, отвечая на вопрос «Что вам не нравится на занятиях по физической культуре?», студенты дали следующие ответы: не устраивает форма организации занятий (31%); большая двигательная нагрузка (23%); не интересно проводятся занятия (19%); не устраивает личность преподавателя (16%) и отсут-

ствуют занятия с профессионально-прикладной физической направленностью (11%).

Материально-техническую базу и оснащенность инвентарем на занятиях по физической культуре оценивают положительно только 31% студентов и 43% школьников, остальных респондентов не устраивает имеющийся в наличии спортивный инвентарь и оборудование.

В. Б. Мандриков [9] считает, что программа по физическому воспитанию должна предусматривать пути и средства целенаправленных воздействий на развитие общей и силовой выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей, гибкости, улучшения функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, а также способствовать профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и близорукости будущих врачей. С этих позиций вполне закономерный интерес представляет анализ особенностей и эффективности воздействия традиционной программы по физическому воспитанию на функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих систем, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся и студентов.

В результате анкетного опроса нами были выявлены мнения о влиянии физических упражнений на профессиональную деятельность.

На вопрос «Поможет ли вам физическая культура в будущей профессии?» положительно ответили только 78% школьников и 88% студентов.

В ходе анкетирования были получены ответы на вопрос о проведении занятий по физическому воспитанию с учетом будущей профессиональной деятельности. 35% опрошенных студентов отметили, что в содержание занятия вводятся специальные физические упражнения, учитывающие будущую специальность врача. А остальные 65% респондентов ответили, что занятия с профессионально-прикладной направленностью не ведутся. Абсолютно все школьники отмечают, что занятия по физической культуре с профессиональной ориентированностью не проводятся вообще.

В то же время чуть больше половины студентов (56%) ответили, что с ними не проводятся теоретические занятия, на которых раскрываются особенности профессии медицинского работника и содержание занятий по профессионально-прикладной физической подготовке. Остальные 44% респондентов отмечают, что такие занятия проходят. Из них в виде лекций - 22%, на семинарах -8%, в ходе беседы - 46% и раскрываются на занятиях по физической культуре - 24%.

Кроме того, следует отметить особенности ответов респондентов на вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность и освоение учебного материала. Ответ «да» выбрали 21% студентов и 18% школьников; «скорее да, чем нет» - 27% и 23% соответ-

ственно; «скорее нет, чем да» - 30% будущих врачей и 39% учащихся. Остальные респонденты считают, что физические упражнения не оказывают влияния на учебу.

Анкетный опрос показал, что с выбором будущей медицинской специализации определились 64% студентов. Профессию хирурга выбрали 21% анкетируемых; педиатрами и терапевтами хотели бы стать 7% студентов; травматологами, гинекологами и кардиологами - 5%. Кроме того, эндокринологом и невропатологом видят себя 4% респондентов; 3% - неонатологом, онкологом и анестезиологом. Специальность офтальмолога, кардиохирурга, дерматолога, венеролога, реабилитолога выбрали только 2% студентов и менее 2% анкетируемых планируют стать диетологом, врачом общей практики, урологом, детским хирургом, реаниматологом и судмедэкспертом. Спортивным врачом, инфекционистом, пластическим хирургом, психотерапевтом, патологоанатомом, детским неврологом, наркологом, врачом скорой помощи, косметологом, диетологом и нейрохирургом изъявили желание стать по одному из студентов. Школьники же еще не до конца определились с выбором специализации, и этот вопрос для них остается открытым.

Фактом является и то, что многие респонденты считают, что с помощью физических упражнений можно снизить риск возникновения профессиональных заболеваний - на это указали 69% студентов. В то же время 25% будущих медицинских работников не согласны с таким выводом, а 6% анкетируемых затруднялись ответить на этот вопрос.

На вопрос «Какие функциональные системы организма должны быть наиболее развиты для эффективного обеспечения профессиональной деятельности?» 91% студентов называют центральную нервную систему, 30% - дыхательную систему, сердечно-сосудистую систему выбрали 54%, вегетативную - 28% и костно-мышечную - 43% опрошенных.

Следует отметить, что к наиболее часто встречающимся у медицинских работников профессиональным заболеваниям студенты отнесли заболевания опорно-двигательного аппарата (42% ответов), инфекционные заболевания (17%), сердечнососудистые заболевания (25%), нервно-психические и эмоциональные перегрузки (56%), интоксикацию (4%), аллергические заболевания (13%) и туберкулез (8%).

В процессе общей физической подготовки, которая в основном проводится в общеобразовательных школах и на начальных этапах обучения в специальных учебных заведениях, по мнению В. А. Коваленко [10], практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность во

всех многообразных проявлениях (профессиях и специальностях). Во многих случаях, по данным автора, необходимы специальные целенаправленные занятия физическими упражнениями и спортом, которые, как показано в многочисленных исследованиях ученых и в работе педагогов-практиков, позволяют весьма существенно повысить освоение профессии, оптимизировать профессиональную деятельность на ее более поздних этапах.

Обобщенный результат проведенного анкетного опроса позволяет произвести сравнительный анализ, который представлен в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что, по мнению 21% опрошенных студентов, медицинский работник должен обладать гибкостью, быстротой реакции (60%), точностью движений (69%), быстротой движений (47%). В то же время 26% студентов считают, что врач должен обладать статической силой, 20% -

Таблица 1

Сравнительный анализ отношения учащихся профильных классов и студентов медицинской академии к занятиям физическими упражнениями как средству повышения качества профессиональной деятельности

Субъекты исследования Профессионально важные физические качества Профессионально важные психические качества

Учащиеся профильных классов - Сила рук и ног (40%), - выносливость (36%), - ловкость (15%), - гибкость (9%) - Память (81%), - внимание (64%), - мышление (48%)

Студенты медицинской академии - Точность движений (69%), - быстрота реакции (60%), - тонкая моторная координация работы рук (59%), - быстрота движений (47%), - силовая выносливость (46%), - статическая выносливость (28%), - статическая сила (26%), - скоростно-силовая выносливость (22%), - гибкость (21%), - динамическая сила (20%), - силовая ловкость (20%), - силовая способность мышц (18%) - Внимание (71%), - мышление (64%), - память (62%), - эмоционально-волевые качества (39%), - восприятие (35%), -речь (35%)

Таблица 2

Профессионально важные качества медицинского работника

Профессионально важные физические качества Физическая выносливость, быстрота реакции, хорошая координация движений; сохранение работоспособности при развивающемся утомлении, высокая координация кистей рук, пальцев; ручная ловкость; статическая и динамическая сила, гибкость

Профессионально важные психические качества Высокий уровень развития произвольного внимания; хорошо развитая словесно-логическая долговременная память; психоэмоциональная стабильность и вербальные способности, выносливость к эмоциональным нагрузкам. Личностные качества - терпеливость, выдержанность, доброжелательность, решительность, приветливость, ответственность, аккуратность, тактичность, оптимистичность, внимательность, готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь, бескорыстность, стремление к профессиональному совершенству; уверенность в себе

Требования к основным функциональным системам организма в трудовой деятельности Способность к концентрации внимания в течение длительного времени; осязательная чувствительность пальцев рук; умение соизмерить и дозировать усилия; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); способность воспринимать большое количество информации; способность к пространственному воображению; гибкость, аналитичность, динамичность мышления; правильное цветоощущение; высокая чувствительность к оттенкам и запахам, тонкая выносливость зрительного анализатора; глазомер линейный, угловой, объемный; коммуникативные способности; умение грамотно выражать свои мысли; высокая помехоустойчивость; эмоциональная устойчивость; оперативность; способность четко действовать в экстремальной ситуации; способность к эмпатии, сопереживанию; способность прогнозирования; умение правильно и эффективно распределять время

динамической силой, а статической выносливости отдали предпочтение 28% респондентов. Силовую ловкость в качестве ведущего физического качества выбрали 20% будущих врачей, силовую выносливость - 46% и силовую способность мышц -18% обучающихся, скоростно-силовую выносливость - 22% и тонкую моторную координацию работы рук - 59% анкетируемых. Однако учащиеся школ выбрали только основные физические качества. Так, 15% школьников выбрали ловкость, 36% отметили выносливость, 9% - гибкость и 40% -силу рук и ног.

Анализируя ответы, можно отметить, что учащиеся и студенты выбрали практически одинаковые физические качества, необходимые для будущей успешной профессиональной деятельности. Такая же картина наблюдается и по психическим качествам, необходимым врачу.

Отвечая на вопрос «Какие виды психических процессов в большей степени обеспечивают профессиональную деятельность вашей специализации?», респонденты отмечают: внимание (71%), мышление (64%), память (62%), восприятие (35%), эмоционально-волевые (39%), речь (35%). Чуть больше половины студентов (55%) указали, что память наиболее подвержена утомлению в процессе профессиональной деятельности; внимание выбрали 53% респондентов, восприятие - 45% и мышление - 37% студентов. У школьников ответы ранжировались следующим образом: память (81%), внимание (64%) и мышление (48%).

Опираясь на результаты ранее проведенных исследований и на основании полученных результатов, в содержание обобщенной профессиограммы медицинского работника можно отнести следующие профессионально важные качества (табл. 2).

Полученные результаты анкетного опроса и содержание разработанной профессиограммы медицинского работника создают новые условия для разработки экспериментальной программы профессионально-прикладной физической подготовки профильных медико-биологических классов и студентов медицинской академии.

Примечания

1. Орлова С. В. Биомеханическая стимуляция как средство повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студенток: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006.

2. Коньшина Ю. Е. Формирование профессиональной направленности будущих медицинских работников в системе «школа - вуз»: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2004.

3. Глушко А. Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов: автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2006.

4. Прошляков В. Д. Оценка и самооценка физического состояния студентов в учебном процессе по физическому воспитанию / В. Д. Прошляков, А. В. Иванов, А. Ю. Лутонин, Л. М. Кушнер, Т. И. Семенкина. - Материалы всерос. научно-практической конференции. М. Международная академия наук пед. образвания, 2008. С. 172-176.

5. Пономарева В. В. Новые подходы к преподаванию физической культуры в медицинских вузах // Физической культуре в вузах - 75 лет: сб. ст. М.: ГАУ ВУНЦ МЗ РФ, 2005. С. 116.

6. Мандриков В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: дис. . д-ра пед. наук. М., 2002.

7. Моисеенко С. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.

8. Брейкина О. А. Оценка эффективности методики формирования у студентов медицинских специальностей теоретических знаний, методико-практических умений использования средств физической культуры в профессионально-профилактической деятельности. Материалы междунар. науч. конф.: в 2 ч. Белгород: ИПК, 2011. Ч. 1. С. 144155.

9. Мандриков В. Б. Указ. соч.

10. Коваленко В. А. Физическая культура: учеб. пособие. М.: Изд-во АСВ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.