Научная статья на тему 'Обоснование содержания маркетинговых исследований при определении тенденций развития регионального строительного комплекса'

Обоснование содержания маркетинговых исследований при определении тенденций развития регионального строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
68
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / REGIONAL BUILDING COMPLEX / MARKETING RESEARCH / PROGRESS TREND

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Акулова И.И., Свиридова Е.О.

Рассмотрены взаимосвязи строительного комплекса с региональными рынками. Обозначены основные участники комплекса, а также субъекты, заинтересованные в получении маркетинговой информации о ситуации в строительной сфере. Обоснованы этапы и содержание маркетинговых исследований при определении тенденций развития регионального строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Акулова И.И., Свиридова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR THE CONTENT OF MARKETING RESEARCH IN DETERMINING THE TRENDS REGIONAL BUILDING COMPLEX

Analyzed the relationship of the building complex with the regional markets.Outlines the key participants in the complex, as well as entities interested in obtaining marketing information about the situation in the construction industry. Justified the stages and content of marketing research in determining trends in the regional construction complex.

Текст научной работы на тему «Обоснование содержания маркетинговых исследований при определении тенденций развития регионального строительного комплекса»

Проблемы экономики и менеджмента

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 69.003:339.138

И.И. Акулова

д-р экон. наук, профессор, кафедра технологии строительных материалов, изделий и конструкций, ФГБОУВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

Е.О. Свиридова

магистрант,

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Рассмотрены взаимосвязи строительного комплекса с региональными рынками. Обозначены основные участники комплекса, а также субъекты, заинтересованные в получении маркетинговой информации о ситуации в строительной сфере. Обоснованы этапы и содержание маркетинговых исследований при определении тенденций развития регионального строительного комплекса.

Ключевые слова: региональный строительный комплекс, маркетинговые исследования, тенденции развития.

I.I. Akulova, Voronezh State University of Architecture and Engineering Е.О. Sviridova, Voronezh State University of Architecture and Engineering RATIONALE FOR THE CONTENT OF MARKETING RESEARCH IN DETERMINING THE TRENDS REGIONAL BUILDING COMPLEX

Abstract. Analyzed the relationship of the building complex with the regional markets.Outlines the key participants in the complex, as well as entities interested in obtaining marketing information about the situation in the construction industry. Justified the stages and content of marketing research in determining trends in the regional construction complex.

Keyword: regional building complex, marketing research, progress trend.

Региональный строительный комплекс представляет собой организованную совокупность экономических субъектов региона, обеспечивающих и непосредственно осуществляющих единый технологический процесс создания необходимой для жизнедеятельности населения строительной продукции. Это сложная открытая система, находящаяся в постоянной динамике, обусловленной количественными и качественными сдвигами в работе регионального строительного комплекса (РСК). Действительно, в процессе функционирования меняются не только границы комплекса в рамках территории региона и количество его субъектов, но и в результате трансформирования представлений общества о стандарте жилищных условий создаются предпосылки для создания инновационных строительных технологий и технологий производства строи-

№ 5 (45) - 2015

31

Проблемы экономики и менеджмента

тельных материалов и изделий [1, 2].

На развитие РСК оказывают влияние большое число социально-экономических, природно-географических, демографических, производственно-технологических, организационно-управленческих и экологических факторов. При этом внутренним «регулятором» функционирования строительного комплекса выступает категория архитектурностроительной системы (АСС) здания, объединяющей конструктивную и пространственную подсистемы, а также подсистемы строительных материалов и строительных технологий [2].

В условиях рынка строительный комплекс тесно связан с рынком инвестиций и рынком труда, обеспечивающими РСК необходимыми для его деятельности ресурсами - финансовыми и трудовыми соответственно. На базе самого РСК формируются территориально-отраслевые рынки строительных услуг и строительных материалов. Кроме того, в результате взаимодействия всех обозначенных рынков и потребительской силы общества создается рынок недвижимости, представляющий собой систему отношений между самостоятельными субъектами по купле-продаже объектов недвижимости различного назначения (рис. 1).

В качестве наиболее значимых субъектов строительного комплекса выступают проектные и строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов.

Рисунок 1 - Региональные рынки, взаимодействующие со строительным комплексом и формируемые в процессе его функционирования

Для них принципиально важным в конкурентных условиях оказывается определение тенденций развития РСК, чтобы в случае необходимости вовремя переориентировать свою производственную деятельность на «новые» потребительские предпочтения общества [3].

В этой связи все возрастающую актуальность, на наш взгляд, приобретают маркетинговые исследования рынков как взаимодействующих со строительным комплексом, так и формируемых в процессе его функционирования.

Необходимо указать, что полученные в результате маркетинговых исследований статистические, эмпирические и расчетные данные представляют практический интерес не

32

№ 5 (45) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

только для субъектов строительного комплекса, но и для государственных органов, агентств по недвижимости, инвесторов различного уровня и частных лиц. Уточним, что подобная информация необходима государственным органам при планировании бюджета, осуществлении контроля за реализацией программ и степени монополизации в строительной отрасли. В свою очередь агентства по недвижимости, инвесторы различного уровня и частные лица заинтересованы в информации о ценовых и качественных предпочтениях населения, емкости рынка недвижимости и, прежде всего жилой.

Таблица 1 - Этапы и содержание маркетинговых исследований в сфере строительного комплекса

Наименование этапа Содержание исследований

1. Анализ социальноэкономической ситуации в регионе Анализ демографической ситуации в регионе, денежных доходов населения и направлений их использования, дифференциации граждан по уровню дохода, обеспеченности населения жильем, состояния и уровня благоустройства жилого фонда, доступности жилья

2. Оценка динамики и структуры инвестиций в промышленное и жилищно-гражданское строительство Анализ динамики инвестиций в жилищное строительство и в развитие производственных мощностей, структуры инвестиций по источникам финансирования и направлениям использования

3. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами Анализ численности трудоспособного населения региона, изменений в распределении занятого населения по отраслям экономики, оценка условий труда и текучести кадров в строительной отрасли

4. Анализ рынка недвижимости Анализ спроса и предложения, оценка емкости рынка и структуры жилищного фонда по территории застройки, этажности, количеству комнат в квартире, комфортности проживания, материалам стен, анализ ценовой ситуации, основных застройщиков, конкурентной среды и степени монополизации, сегментация рынка по уровню дохода потребителей

5. Анализ рынка строительных материалов, изделий и конструкций Оценка номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций на местном и привозном субрынках, потенциальной емкости регионального рынка по видам строительных материалов, динамики объемов их ввоза и вывоза, выявление основных производителей, анализ конкурентной среды и степени монополизации

6. Технико-экономическая оценка эффективности архитектурно-строительных систем зданий Оценка эффективности применяемых в строительстве архитектурно-строительных систем зданий с выделением оптимальных для условий региона сочетаний строительных материалов и строительных технологий

7. Анализ инновационных строительных технологий, материалов, изделий и конструкций Поиск и анализ инновационных строительных технологий, материалов, изделий и конструкций в зарубежной и отечественной практике, оценка инновационной активности предприятий и организаций комплекса

8. Определение тенденций и перспектив развития строительного комплекса Формулирование основных тенденций развития строительного комплекса на перспективу

№ 5 (45) - 2015

33

Проблемы экономики и менеджмента

Исходя из вышеизложенного, маркетинговые исследования в строительной сфере должны, по нашему мнению, включать следующие этапы: 1) анализ социальноэкономической ситуации в регионе; 2) оценку динамики и структуры инвестиций в промышленное и жилищно-гражданское строительство; 3) анализ обеспеченности трудовыми ресурсами; 4) анализ рынка недвижимости; 5) анализ рынка строительных материалов, изделий и конструкций; 6) технико-экономическую оценку эффективности архитектурно-строительных систем зданий; 7) анализ инновационных строительных технологий, материалов, изделий и конструкций; 8) определение тенденций и перспектив развития строительного комплекса [4]. Основное содержание исследований по этапам представлено в таблице 1.

Таким образом, обозначенный комплексный подход к проведению маркетинговых исследований позволит не только определить тенденции развития регионального строительного комплекса, но и выявить «узкие места» и возможные пути их ликвидации на современном этапе.

Список литературы:

1. Овсянникова Т.Ю. Инвестиции в жилище: монография / Т.Ю. Овсянникова. -Томск: Изд-во Томск. гос. архитектур.-строит. ун-та, 2005. - 379 с.

2. Акулова И.И. Прогнозирование развития регионального строительного комплекса: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2007. - 370 с.

3. Перспективы развития регионального жилищного строительства на примере Воронежской области: коллективная монография / В.Н. Семенов, В.И. Астанин, А.С. Овсянников, И.И. Акулова [и др.]; под общ. ред. В.Н. Семенова; Воронеж. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Воронеж, 2011. - 139 с.

4. Матанцев А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 552 с.

34

№ 5 (45) - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.