УДК 622.692.4.053
А.К. Николаев1, e-mail: aieknikoi@maii.ru; В.В. Пшенин2, e-mail: viadimirspmi@maii.ru; А.И. Закиров1, e-maii: zakirov-iive@maii.ru; Н.А. Зарипова1, e-maii: znataiya93@maii.ru
1 Санкт-Петербургский горный университет (Санкт-Петербург, Россия).
2 ЗАО КТПИ «Газпроект» (Санкт-Петербург, Россия).
Обоснование режимов трубопроводного транспорта битуминозной нефти
В рамках статьи проведен анализ современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Также был произведен подробный анализ реологических моделей неньютоновских жидкостей, в ходе которого установлен ряд допущений применяемого в настоящий момент алгоритма выбора реологической модели. Представлены результаты проведенных авторами комплексных экспериментальных исследований реологических моделей смеси битуминозной нефти Ашальчинского месторождения и маловязкого разбавителя. Целью экспериментальных исследований являлось нахождение зависимостей параметров реологических моделей от определяющих факторов: концентрации разбавителя и температуры смеси. На основе материала проведенных экспериментальных исследований получены и теоретически обоснованы формулы для прогнозирования реологических свойств нефтяной смеси. Для рассматриваемой нефтяной системы была установлена последовательность изменения реологических моделей: от простейшей однопараметрической модели Ньютона до модели Карро, включающей четыре независимых параметра. Предложенные модели с высокой степенью точности и качественно верно описывают реологические свойства нефтяной смеси. С увеличением температуры и концентрации разбавителя реологические модели смеси битуминозной нефти и разбавителя изменяются в следующей последовательности: модель Карро - модель Эллиса - модель Оствальда - де Вааля - модель ньютоновской жидкости. С учетом полученных формул составлен обобщенный алгоритм определения рациональных параметров транспортирования битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Разработанный алгоритм был применен к участку трубопроводной системы НГДУ «Нурлатнефть» между станциями ДНС-5 «Чумачка» - Минни-баевский центральный пункт сбора (МЦПС). На основе сравнительного технико-экономического анализа было установлено, что выбор рациональных параметров транспорта обеспечивает повышение эффективности транспорта битуминозной нефти.
Ключевые слова: битуминозная нефть, нефтяные смеси, неньютоновские жидкости, реологические модели.
A.K. Nikolaev1, e-mail: aleknikol@mail.ru; V.V. Pshenin2, e-mail: vladimirspmi@mail.ru; A.I. Zakirov1, e-mail: zakirov-live@mail.ru; N.A. Zaripova1, e-mail: znatalya93@mail.ru
1 Saint-Petersburg Mining University (Saint-Petersburg, Russia).
2 ZAO KTPI Gazproekt (Saint-Petersburg, Russia).
Rationale For Pipeline Transportation Modes Bituminous Oil
In this article the analysis of the modern theory and practice of pipeline transport of tar oils in conjunction with low viscosity diluent. There was also made a detailed analysis of the rheological models of non-Newtonian fluids, in which was set a number of assumptions used to date selection algorithm rheological model. The article presents the results of experimental studies the authors of complex rheological models Ashalchinskoye mix bituminous oil deposits and low-viscosity diluent. The aim of research was to find experimental dependences of the parameters of rheological models of the determining factors: the concentration and temperature of the mixture of the diluent. On the basis of the material of experimental studies, obtained theoretically substantiated formula for predicting the rheological properties of the oil mixture. the sequence of changes of rheological model was established for the considered oil system: from simple one-parameter model to Newton Carreau model that includes 4 independent parameter. The proposed model with a high degree of precision and quality right describe the rheological properties of the oil mixture. With increasing temperature and concentration of diluent rheological model mix bituminous oil and diluent changes in the following sequence: Carreau model - model Ellis - model Ostwald - de Waal - model of Newtonian fluid. In view
OIL AND GAS TRANSPORTATION AND STORAGE
of the obtained formulas it was made up of rational synthesis algorithm for determining the parameters of conveying bituminous oil, together with low viscosity diluent. The algorithm was applied to the portion of the pipeline system NGDU Nurlatneft between stations BPS-5 Chumachka - Minnibayevskyi Central Gathering Plant. It was found that in the case of rational choice of transport options provides a more efficient transport bituminous oil on the basis of a comparative feasibility analysis.
Keywords: bituminous oil, oily mixtures, non-Newtonian fluid, rheological model.
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года [17] одной из основных задач нефтяного комплекса является ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при транспортировке нефти. При решении этой стратегической задачи необходимо учитывать тенденцию к увеличению доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкая нефть (СВН), природный битум (ПБ) и др.) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса, а также удорожание добычи и транспортировки углеводородов. В Российской Федерации ресурсы СВН и ПБ составляют, по оценкам, приведенным в работе [14], около 30-75 млрд т. Месторождения тяжелой нефти наиболее активно разрабатываются на территории Республики Татарстан, на которую приходится 71 % СВН и ПБ в общих запасах. Примерно 80 % всей добываемой на территории Республики Татарстан нефти приходится на долю ПАО «Татнефть» (26,2 млн т нефти) [10]. ПАО «Татнефть» накоплен большой исследовательский опыт в вопросах добычи и транспортировки тяжелых нефтей. Особое место среди разрабатываемых ПАО месторождений занимает Ашаль-чинское нефтяное месторождение, трудности разработки которого связаны с осложнениями, возникающими при добыче и транспортировке СВН и ПБ. В связи с увеличением объема добычи СВН и ПБ возникает острая потребность обеспечить надежный и энергоэффективный процесс их транспорта по трубопроводной системе. Одной из перспективных технологий трубопроводного транспорта битуми-
нозной нефти Ашальчинского месторождения является технология перекачки с разбавителем. Таким образом, исследование и совершенствование технологии трубопроводного транспорта битуминозной нефти Ашальчинского месторождения в смеси с разбавителем представляет собой актуальную научно-техническую задачу.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
При решении поставленных задач были использованы теоретические и экспериментальные методы исследований. Теоретические исследования включали научный анализ и обобщение современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей с применением разбавителя, математическое моделирование трубопроводной системы с учетом сложных реологических параметров перекачиваемого продукта. Экспериментальные исследования включали проведение опытов в соответствии с разработанным планом экспериментальных исследований, обработку полученных результатов методами математической статистики в современных программных комплексах.
Повышение эффективности трубопроводного транспорта битуминозной нефти неразрывно связано с решением задач в области теплового и гидравлического расчета трубопроводной системы. Рассмотрены и проанализированы основные методики теплового и гидравлического расчета трубопроводов, транспортирующих нефти, обладающие повышенной вязкостью [5]. Установлено, что существующие на сегодняшний день методики нуждаются в уточнении.
Поскольку решающую роль в процессе транспорта битуминозных нефтей играют их сложные реологические свойства, произведен подробный анализ реологических моделей неньютоновских жидкостей [6, 7]. В ходе анализа установлено, что применяемый в данный момент алгоритм выбора реологической модели содержит ряд допущений (ограниченное количество реологических моделей, вариативность в назначении коэффициентов модели и т. д.). Предложены пути их устранения. В связи с этим предлагается дополнить стандартный перечень реологических моделей моделью Карро (Carreau model) [19]:
Meff(Y) = Minf+(M0-Mj(l + (bY)2)^1, (1)
где |0, |inf, b и n являются коэффициентами модели: |0 - коэффициент динамической вязкости при градиенте скорости сдвига, стремящемся к нулю; |.nf - коэффициент динамической вязкости при градиенте скорости сдвига, стремящемся к бесконечности; b - время релаксации; с - показатель степени; у - градиент скорости сдвига; |eff - коэффициент эффективной динамической вязкости.
Кроме того, алгоритм выбора реологической модели был дополнен моделью Эллиса (Ellis fluid model) [18, 20]:
M =
•♦■¿Г
(2)
где р0 - вязкость при нулевой скорости сдвига; а - показатель степени; т1/2 -напряжение сдвига, при котором исходная вязкость р0 уменьшается вдвое.
Ссылка для цитирования (for citation):
Николаев А.К., Пшенин В.В., Закиров А.И., Зарипова Н.А. Обоснование режимов трубопроводного транспорта битуминозной нефти // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2016. № 11. С. 108-114.
Nikolaev A.K., Pshenin V.V., Zakirov A.I., Zaripova N.A. Rationale For Pipeline Transportation Modes Bituminous Oil (In Russ.). Territorija «NEFTEGAZ» = Oil and Gas Territory, 2016. No. 11, P. 108-114.
Результаты экспериментальных исследований реологических свойств смеси битуминозной и маловязкой нефти Ашальчинского месторождения The results of experimental studies of the rheological properties of bitumen and a low-viscosity oil mixture from Ashalchinskoye field
е „, % разб/ T 0С 1 НС "" Границы скорости сдвига, 1/с Boundaries of shear rate, 1/s Реологическая модель Rheological model Параметры модели Model parameters
75 10 1-300 Оствальда - де Вааля Ostwald - de Waele model or power-law K = 0,638; n = 0,995
75 5 1-300 Оствальда - де Вааля Ostwald - de Waele model or power-law K = 1,006; n = 0,991
50 20 1-300 Оствальда - де Вааля Ostwald - de Waele model or power-law K = 0,436; n = 0,990
50 10 1-300 Оствальда - де Вааля Ostwald - de Waele model or power-law K = 1,0154; n = 0,991
50 5 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 1,573; T1/2 = 3984,220; a = 2,435
25 20 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 1,242; t1/2 = 1503,811; a = 3,851
25 10 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 3,397; T1/2 = 2131,171; a = 3,711
25 5 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 5,911; T1/2 = 2706,125; a = 3,464
0 30 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 1,070; т1/2 = 1411,198; a = 3,991
0 20 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 2,752; x1/2 = 1930,464; a = 3,890
0 10 10-300 Эллиса Ellis fluid model |0 = 8,632; T1/2 = 2665,803; a = 5,027
0 5 10-300 Карро Carreau model Minf = 3,309; |J0 = 17,228; b = 0,01 c = 0,405
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе работы проведены исследования образцов битуминозной и маловязкой нефти Ашальчинского месторождения. Экспериментальные исследования проводились в Центре инженерных изысканий (Санкт-Петербургский горный университет) на ротационном реометре Kinexus и1±га+. Принцип действия ротационного реометра Kinexus и1±га+ заключается в приложении к испытуемому образцу регулируемой деформации сдвига с целью измерения свойств текучести. Поскольку точные измерения и контроль температуры являются основным требованием практически всех реологических измерений, в составе реометра Kinexus были использованы сменные кассетные твердотельные термоэлектрические модули Пельтье [15]. Экспериментальные данные подверглись статистической обработке в программном комплексе Statistica 10. Выбор реологической модели производился по алгоритму, приведенному в работах [2-4, 13]. Определение па-
раметров выбранной модели производилось по методу Хука - Дживса. При каждой итерации метод сначала определяет схему расположения параметров, оптимизируя текущую функцию потерь перемещением каждого параметра по отдельности. При этом вся комбинация параметров сдвигается на новое место. Это новое положение в т-мерном пространстве параметров определяется экстраполяцией вдоль линии, соединяющей текущую базовую точку с новой точкой. Размер шага этого процесса постоянно меняется для попадания в оптимальную точку. Этот метод обычно очень эффективен, и его следует использовать, если квазиньютоновский и симплекс-метод не дали удовлетворительных оценок. Полученные результаты собраны и представлены в таблице. В ходе проведенных исследований была установлена иерархия реологических моделей для рассматриваемой нефтяной системы: от простейшей од-нопараметрической модели Ньютона до модели Карро, включающей четыре не-
зависимых параметра. Предложенные модели с высокой степенью точности и качественно верно описывают реологические свойства нефтяной смеси. С увеличением температуры и концентрации разбавителя реологические модели смеси битуминозной нефти и разбавителя изменяются в следующей последовательности: модель Карро -модель Эллиса - модель Оствальда - де Вааля - модель ньютоновской жидкости. Были выявлены общие закономерности изменения параметров реологических моделей. На рис. 1 представлено двумерное поле реологических моделей исследуемых нефтяных смесей в координатах «температура смеси - концентрация разбавителя». В целях получения уравнения, позволяющего определять реологические свойства бинарной нефтяной смеси в зависимости от температуры смеси и концентрации разбавителя, были отдельно рассмотрены результаты экспериментов в области ньютоновских моделей. Распределение полученных для ньютоновских моделей значений
OIL AND GAS TRANSPORTATION AND STORAGE
Рис. 1. Двумерное поле реологических моделей смеси битуминозной нефти и разбавителя в координатах «температура смеси - концентрация разбавителя»:
0 - модель Ньютона; 1 - модель Оствальда
- де Вааля (Ostwald - de Waele model or power-law); 2 - модель Эллиса (Ellis fluid model); 3 - модель Карро (Carreau model) Fig. 1. Two-dimensional field of rheological. models of bituminous oil and a diluent mixture in coordinates «temperature of the mixture -concentration of diluent»: 0 - Newton's model;
1 - Ostwald - de Waal model or power-law;
2 - Ellis fluid model; 3 -Carreau model
коэффициента динамической вязкости в пространстве «коэффициент динамической вязкости - температура смеси - концентрация разбавителя» представлено на рис. 2. Коэффициент динамической вязкости нефтяной смеси битуминозной нефти с разбавителем в зависимости от температуры смеси и концентрации разбавителя предложено определять по модифицированному уравнению Аррениуса:
|j (T, Э) = Сое№ 8р+сг)+(с3 ep)+v(0p, t)), (3)
где цсм - коэффициент динамической вязкости нефтяной смеси; Т - температура нефтяной смеси; 0р - концентрация разбавителя; С0, С5, С2, С3 - числовые коэффициенты; Ч^, Т) - поправочная функция, определяемая по результатам регрессионного анализа с учетом анализа остатков.
На рис. 3 приведены значения коэффициента динамической вязкости и поверхность, построенная по модифицированному уравнению Аррениуса (3), с учетом коэффициентов регрессии, полученных в ходе проведенного исследования.
и о_
° Е
-& га
Температура смеси, °С Mixture temperature, °C
Концентрация разбавителя, д. ед. Diluent concentration, units fraction
Рис. 2. Распределение полученных для ньютоновских моделей значений коэффициента динамической вязкости в пространстве «коэффициент динамической вязкости - температура смеси - концентрация разбавителя»
Fig. 2. Space distribution of the dynamic viscosity coefficient values obtained for the Newtonian model of the in the space of «dynamic viscosity - temperature of the mixture - concentration of the diluent»
Качество полученных зависимостей было проверено методами математической статистики. Результаты сравнения с известными зависимостями для определения коэффициента динамической вязкости показывают, что полученное решение обладает достаточной высокой точностью. Доказано, что вязкость бинарных нефтяных смесей в области ньютоновской жидкости следует определять по модифицированному уравнению Аррениуса.
На основе теоретического анализа и экспериментальных исследований разработан обобщенный алгоритм расчета режимов трубопроводной системы, по которой транспортируется битуминозная нефть в смеси с разбавителем. В алгоритме учтена возможность проявления неньютоновских свойств нефтяной смеси при пониженной температуре транспортирования или низкой концентрации разбавителя посредством ис-
пользования специальных формул для определения коэффициента гидравлического сопротивления при течении неньютоновских жидкостей (формула Мецнера - Рида и формула Ирвина), а также с применением программных комплексов по вычислительной гидродинамике (COMSOL 5.2). В области ньютоновского течения использовано модифицированное уравнение Аррениуса, полученное авторами работы. Еще одной отличительной особенностью алгоритма является расчет режимных параметров при различных расходах транспортируемого продукта. Большинство оптимизационных алгоритмов, получивших широкое распространение, предполагают, что массовый расход «горячей» перекачки с применением разбавителя является фиксированной величиной, в то время как при перекачке нефти центробежными насосами расход перекачки
TERRITORIJA NEFTEGAS - OIL AND GAS TERRITORY No. 11 november 2016
111
ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И ГАЗА
и о_
-& га
Концентрация разбавителя, д. ед. Diluent concentration, units fraction
Температура смеси, °С Mixture temperature, °C
Рис. 3. Экспериментальные значения коэффициента динамической вязкости и поверхность, построенная по уравнению (3) в пространстве «коэффициент динамической вязкости -температура смеси - концентрация разбавителя»
Fig. 3. Experimental values of the coefficient of dynamic viscosity and surface constructed according to the equation (3) in the space of «dynamic coefficient of viscosity - temperature of mixture -concentration of diluent»
ЛИНИЯ РАБОЧИХ РЕЖИМОВ Operating modes line
Характеристика НПС Characteristics of oil pumping station
Расход перекачки, м3/с Pump flow rate, m3/s
, m
Характеристика трубопроводной сет Characteristics of pipeline network
Граница пересчета характеристик
центробежных насосов_
Boundary of the conversion characteristics of centrifugal pumps
Начальная температура подогрева, °C Initial preheat temperature, °C
Рис. 4. Поверхность характеристики нефтеперекачивающей станции, пересекающая поверхность характеристики трубопроводной сети по линии рабочих режимов
Fig. 4. Surface characteristics of the pumping station, intersection surface, characteristics of the pipeline network by the operating modes
есть переменная величина и уместнее пользоваться понятием «динамическая характеристика», предложенным и обоснованным П.И. Тугуновым [4, 16] и Н.А. Гаррис [9, 11].
При теплогидравлических расчетах учитываются технологические ограничения (по температуре начального подогрева нефтяной смеси, по расходу смеси, по концентрации разбавителя), а также влияние изменения основных параметров перекачки на режим работы основного технологического оборудования. Пересчет характеристик центробежных насосов с воды на высоковязкую нефть [1, 8, 12] осуществляется при помощи следующих коэффициентов: пересчета напора кн, пересчета расхода перекачки к0 и пересчета коэффициента полезного действия к , определяемых по следующим зависимостям:
кн = 1 - 0,1281д Ш
■ k 1'5 ' kH ,
k = 1 - a lg
n n 3
Ren
Re
(4)
(5)
(6)
где а^ - коэффициент; Rerр - граничное число Рейнольдса; Кеп - переходное число Рейнольдса; 1}ен - число Рейнольдса, характеризующее течение нефти в центробежном насосе. С учетом приведенных выше отличительных особенностей с использованием алгоритма расчета режимных параметров трубопроводного транспорта найдена совокупность рабочих состояний системы, так называемая линия рабочих режимов. На рис. 4 приведено изображение поверхности характеристики нефтеперекачивающей станции, пересекающей поверхность характеристики трубопроводной сети по линии рабочих режимов. Пунктирной линией отмечена граница области, при переходе через которую требуется выполнять пересчет характеристик центробежных насосов с воды на высоковязкую нефть. Каждой точке на линии рабочих режимов соответствует совокупность параметров, характеризующих процесс перекачки. Минимизацию целевой функции относительно выбранного критерия оптимальности следует производить по линии рабочих режимов.
k
Q
112
№ 11 ноябрь 2016 ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ
OIL AND GAS TRANSPORTATION AND STORAGE
VO
CO
iS
10 Jj.
Q. ti £ О Я u
СП _
OJ <3
УО
1,9
1,8
1,7
1,6
1,5
■\fi
300
308310
320
330
Начальная температура подогрева, К Initial preheat temperature, К
Рис. 5. Зависимость общих эксплуатационных затрат от температуры начального подогрева Fig. 5. Dependence of the total operating costs of the initial heating temperature Initial preheat temperature, K
В качестве целевых функций предлагается использовать: функцию суммарных эксплуатационных затрат на перекачку и подогрев (для случая Q = const) и функцию в виде разницы прибыли от перекачки заданного объема нефти и суммарных эксплуатационных затрат на перекачку и подогрев (для случая Q * const).
Произведено технико-экономическое обоснование предложенного алгоритма выбора рациональных параметров транспортирования битуминозной нефти в смеси с разбавителем на примере участка действующей трубопроводной системы. В качестве такого участка был выбран участок трубопроводной системы НГДУ «Нурлатнефть» между ДНС-5 «Чумачка» и МЦПС. На дожимную насосную станцию «Чумачка» поступает нефть из различных групп месторождений, имеющих разные реологические свойства. В общем потоке происходит смешение маловязких компонентов (0р« 67,7 %) с битуминозной нефтью. На участке применяется технология предварительного подогрева (Тн = 35 °С). В результате проведенных технико-экономических расчетов получен график зависимости общих эксплуатационных затрат от температуры начального подогрева, представленный на рис. 5. Для установившегося в трубопроводной системе расхода перекачки 579 м3/ч найдено оптимальное значение температуры начального подогрева Т = 35 °С. Это значение на 6 °С меньше, чем при действующем режиме эксплуатации. Разница между общими эксплуатационными затратами при оптимальном и действующем режимах эксплуатации
составляет 0,145 руб/с. В случае реализации оптимального режима эксплуатации это позволит обеспечить экономию средств в размере 4,57 млн руб/год.
ВЫВОДЫ
В работе был проведен анализ современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Представлены результаты проведенных авторами комплексных экспериментальных исследований реологических моделей смеси битуминозной нефти Ашальчинского месторождения и маловязкого разбавителя. На основе экспериментального материала получены
и теоретически обоснованы формулы для прогнозирования реологических свойств нефтяной смеси. С учетом полученных формул составлен обобщенный алгоритм определения рациональных параметров транспортирования битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Разработанный алгоритм применен к участку трубопроводной системы НГДУ «Нурлатнефть» между станциями ДНС-5 «Чумачка» - МЦПС. На основе сравнительного технико-экономического анализа установлено, что выбор рациональных параметров транспорта обеспечивает повышение эффективности транспорта битуминозной нефти.
Литература:
1. Айзенштейн М.Д. Центробежные насосы для нефтяной промышленности. М.: Гостоптехиздат, 1957. 363 с.
2. Гаррис Н.А., Гаррис Ю.О., Глушков А.А. Построение динамической характеристики магистрального трубопровода (модель вязкопластичной жидкости) // Нефтегазовое дело. 2004. № 1. [Электронный источник.] Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/ Garris/Garris_4.pdf. Дата обращения: 01.11.2016.
3. Гаррис Н.А., Филатова А.Н. Определение оптимальных режимов работы недогруженных неизотермических трубопроводов // Проблемы ресурсосбережения в народном хозяйстве: Сб. науч. ст. Вып. 1. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2000. С. 156-158.
4. Гаррис Н.А., Гаррис Ю.О. Расчет эксплуатационных режимов магистральных неизотермических нефтепродуктопроводов с применением динамических характеристик // Нефтегазовое дело. 2003. № 2. [Электронный источник.] Режим доступа: http://ogbus.ru/authors/Garris/Garris_3.pdf. Дата обращения: 01.11.2016.
5. Пшенин В.В., Закиров А.И., Климко В.И., Николаев А.К. Тепловой режим трубопроводного транспорта битуминозной нефти в смеси с маловязким разбавителем // Neftegaz.RU. 2016. № 1-2. С. 56-58.
6. Николаев А.К., Закиров А.И., Пшенин В.В. Исследование реологических моделей смеси битуминозной и маловязкой нефтей Ашальчинского месторождения // Горный информ.-аналит. бюл. 2015. № 11. С. 353-360.
7. Закиров А.И., Каримов А.И., Пшенин В.В. Исследование реологических свойств битуминозной нефти Ашальчинского месторождения // Горный информ.-аналит. бюл. 2015. № 10. С. 382-390.
8. Мирзаджанзаде А.Х., Хасанов М.М., Бахтизин Р.Н. Этюды о моделировании сложных систем нефтедобычи. Нелинейность, неравновесность, неоднородность. Уфа: Гилем, 1999. 464 с.
9. РД 75.180.00-КТН-198-09. Унифицированные технологические расчеты объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Гипротрубопровод, 2009. 207 с.
10. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 г. [Электронный источник.] Режим доступа: http://www.gossov.tatarstan.ru/fs/site_documents_struc/04zak1.pdf. Дата обращения: 01.11.2016.
11. Тугунов П.И., Гаррис Н.А. Применение динамических характеристик для расчетов эксплуатационных режимов неизотермических трубопроводов // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1985. 60 с.
12. Уилкинсон У.Л. Неньютоновские жидкости. Гидромеханика, перемешивание и теплообмен / Пер. с англ. З.П. Шульмана; Под ред. А.В. Лыкова. М.: МИР, 1964. 216 с.
13. Хисамов Р.С., Амерханов М.И., Ханипова Ю.В. Изменение свойств и состава сверхвязких нефтей при реализации технологии парогравитационного воздействия в процессе разработки Ашальчинского месторождения // Нефтяное хозяйство. 2015. № 9. С. 78-81.
14. Хисамов Р.С., Мусин М.М., Мусин К.М., Файзуллин И.Н., Зарипов А.Т. Обобщение результатов лабораторных и опытно-промышленных работ по извлечению сверхвязкой нефти из пласта. Казань: «Фэн» Академии наук РТ, 2013. 213 с.
15. Шрамм Г. Основы практической реологии и реометрии / Пер. с англ. И.А. Лавыгина; Под ред. В.Г. Куличихина. М.: КолосС, 2003. 312 с.
16. Штукатуров К.Ю. Экономико-математическое моделирование выбора технологических режимов трубопровода: дис. ... канд. физ.-мат. наук: 05.13.18. Уфа, 2004. 154 с.
17. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. [Электронный источник.] Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1026. Дата обращения: 01.11.2016.
18. Anil K., Robert R. Eastick and WUiam Y. Svrcek. Viscosity of Cold Lake Bitumen and Its Fractions. The Canadian Journal of Chemical Engineering, 198, Vol. 67. No. 6, pp. 1004-1009.
19. Miadonye A., Latour N. and Puttagunta V.R. A Correlation for viscosity and solvent mass fraction of Bitumen-diluent mixtures. Petroleum Science and Technology, 2000, Vol. 18. No. 1&2, pp. 1-14.
20. Shu W.R. A Viscosity Correlation for Mixtures of Heavy Oil, Bitumen, and Petroleum Fractions. Society of Petroleum Engineers of Journal, 1984. No. 6, pp. 277-282.
References:
1. Aizenshtein M.D. Centrifugal pumps for the oil industry. Moscow, Gostoptekhizdat, 1957, 363 pp. (In Russian)
2. Harris N.A., Harris Yu.O., Glushkov A.A. Construction of dynamic characteristics of the main pipeline (plastic fluid flow model). Neftegazovoe delo = Oil and gas business, 2004, No. 1. Access mode: http://www.ogbus.ru/authors/ Garris/Garris_4.pdf. Application date 01.11.2016. (In Russian)
3. Harris N.A., Filatova A.N. Determination of the optimal modes of non-isothermal under loaded pipelines. Problems of resource saving in the economy: Coll. of sc. art. Issue 1. Ufa, Bashkir Encyclopedia, 2000, P. 156-158. (In Russian)
4. Harris N.A., Harris Yu.O. Calculation of operation modes of non-isothermal main oil pipelines with the use of dynamic characteristics. Neftegazovoe delo = Oil and gas business, 2003, No. 2. Access mode: http://ogbus.ru/authors/Garris/Garris_3.pdf. Application date 01.11.2016. (In Russian)
5. Pshenin V.V., Zakirov A.I., Klimko V.I., Nikolaev A.K. Thermal conditions of pipeline transport of bituminous oil in a mixture with low-viscosity diluent. Neftegaz.RU, 2016, No. 1-2, P. 56-58. (In Russian)
6. Nikolaev A.K., Zakirov A.I., Pshenin V.V. Study of the rheological models of bituminous mix and a low-viscosity oil of Ashalchinskoye field. Gornyi Inform.-anal. bull., 2015, No. 11, P. 353-360. (In Russian)
7. Zakirov A.I., Karimov A.I., Pshenin V.V. Study of the rheological characteristics of bituminous oil of Ashalchinskoye field. Gornyi inform.-anal. bull, 2015, No. 10, P. 382-390. (In Russian)
8. Mirzadzhanzade A.Kh., Hasanov M.M., Bakhtizin R.N. Studies on modelling of complex oil production systems. Nonlinearity, disequilibrium, heterogeneity. Ufa, Hilem, 1999, 464 pp. In Russian)
9. RD 75.180.00-KTN-198-09. Uniform process calculations of main oil pipelines and oil products pipelines facilities. Giprotruboprovod, 2009, 207 pp. (In Russian)
10. Development strategy of the Republic of Tatarstan fuel and energy sector for the period up to 2030. Access mode: http://www.gossov.tatarstan. ru/fs/site_documents_struc/04zak1.pdf. Application date 01.11.2016. (In Russian)
11. Tugunov P.I., Harris N.A. Use of dynamic characteristics for the calculation of operating conditions of non-isothermal pipelines. Transport i khranenie nefti i nefteproduktov = Transportation and storage of oil and oil products, 1985, 60 pp. (In Russian)
12. Wilkinson W.L. Non-Newtonian fluids. Fluid dynamics, mixing and heat transfer. Trans. from English. Z.P. Shulman, edited by A.V. Lykov. Moscow, Mir, 1964, 216 pp. (In Russian)
13. Khisamov R.S., Amerkhanov M.I., Khanipova Y.V. Changing the properties and composition of ultra-viscous oil in the implementation of steam assisted gravity influence technology in the development Ashalchinskoye field. Neftianoe khoziaistvo = Oil Industry, 2015, No. 9, P. 78-81. (In Russian)
14. Khisamov R.S., Musin M.M., Musin K.M., Fayzullin I.N., Zaripov A.T. Generalization of the results of laboratory and pilot-scale works on the extraction of ultra-viscous oil from the formation. Kazan, Fen of the Academy of Sciences of Republic of Tatarstan, 2013, 213 pp. (In Russian)
15. Shramm G. Basics of practical rheology and rheometry. Trans. from English. I.A. Lavygin, edited by V.G. Kulichikhin. Moscow, KolosS, 2003, 312 pp. (In Russian)
16. Shtukaturov K.Yu. Economic-mathematical modelling of pipeline process modes selection: dis____Candidate of Science (Physics and Mathematics).
Ufa, 2004, 154 pp. (In Russian)
17. Energy Strategy of Russia for the period up to 2030. Access mode: http://minenergo.gov.ru/node/1026. Application date 01.11.2016. (In Russian)
18. Anil K., Robert R. Eastick and WUiam Y. Svrcek. Viscosity of Cold Lake Bitumen and Its Fractions. The Canadian Journal of Chemical Engineering, 198, Vol. 67. No. 6, pp. 1004-1009.
19. Miadonye A., Latour N. and Puttagunta V.R. A Correlation for viscosity and solvent mass fraction of Bitumen-diluent mixtures. Petroleum Science and Technology, 2000, Vol. 18. No. 1&2, pp. 1-14.
20. Shu W.R. A Viscosity Correlation for Mixtures of Heavy Oil, Bitumen, and Petroleum Fractions. Society of Petroleum Engineers of Journal, 1984. No. 6, pp. 277-282.