2. Мониторинг физического состояния : учебное пособие / авт.-сост. С.П. Аршинник. -Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - 76 с.
3. Логинов С.И. Триада факторов здоровья студентов в эпоху цифровизации образования и пандемии Ковид-19 / С.И. Логинов, А.Ю. Николаев, А.С. Снигирев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 1. - С. 67-69.
4. Лядов С.С. Показатели физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния студентов в период пандемии COVID-19 / С.С. Лядов, Ю.П. Алексеева // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологии. - Хабаровск, 2021. - С. 149153.
REFERENCES
1. Arshinnik, S.P., Ambartsumyan N.A., Dudka, G.N., Malashenko, K.V. and Tkhorev, V.I. (2017), "Readiness of school students of city of Krasnodar for Implementation of the "updated" standards of the All-Russian Sports complex "Ready for Labor and Defense"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 13-19.
2. Arshinnik, S.P. (2018), Monitoring of physical condition: training manual, KGUFKST, Krasnodar.
3. Loginov, S.I., Nikolaev, A.Yu. and Snigirev, A.S. (2021), "Triad of factors of students' health in the era of digitalization of education and the Covid-19 pandemic", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 1, pp. 67-69.
4. Lyadov, S.S. and Alekseeva, Yu. P. (2021), "Indicators of physical development, motor readiness and functional state of students during the COVID-19 pandemic", Physical culture and sport in modern society, materials of the All-Russian Scientific and practical Conference dedicated to the Year of Science and Technology, Khabarovsk, pp. 149-153.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2021
УДК 796.96
ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНЕСЕНИЮ КОРРЕКТИРОВОК В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
«КЁРЛИНГ»
Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Дмитрий Сергеевич Мельников, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Владимир Семенович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Юрий Анатольевич Скачков, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта; Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально- технического
обеспечения, Санкт-Петербург
Аннотация
Одним из основных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации является модернизация системы подготовки спортивного резерва. Основным механизмом в реализации данной задачи является системная разработка и внедрение Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. Для сохранения своей актуальности Федеральные стандарты должны иметь возможность оперативной коррекции, чтобы соответствовать эволюционным изменениям в регламентируемых ими видах спорта. В статье приведены данные опроса тренеров и специалистов по кёрлингу, позволившие определить позиции, нуждающиеся в исправлениях и дополнениях.
Ключевые слова: кёрлинг, Федеральный стандарт спортивной подготовки, проба Ромберга, Единый календарный план.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p25-32
RECOMMENDATIONS FOR MAKING CORRECTIONS INTO THE FEDERAL STANDARD OF SPORTS TRAINING IN SPORT "CURLING"
Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuri Vladimi-rovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor, department chair, Dmitry Sergeevich Melnikov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, department chair, Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Yuri Ana-tolyevich Skachkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladimir Vla-dimirovich Kuzmin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Military Engineering Institute of the Military Logistics Academy, St. Petersburg
Abstract
One of the main directions of the state policy in the field of physical culture and sports in the Russian Federation is modernization of the system of training the sports reserve. The main mechanism in the implementation of this task is the systematic development and implementation of the Federal standards of sports training in sports. To maintain their relevance, the Federal standards must be able to be promptly corrected to comply with evolutionary changes in the sports they regulate. A survey of coaches and curling specialists was conducted, which made it possible to identify the positions that need corrections and additions.
Keywords: curling, Federal standard of sports training, Romberg test, Unified calendar plan.
С целью выявления пунктов Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг» (в дальнейшем - Стандарт), которые нуждаются в исправлениях и дополнениях, в рамках выполнения НИР «Разработка современной системы подготовки спортсменов в Олимпийских видах спорта на примере кёрлинга» (Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 1034 от 14.12.2018) был проведен опрос тренеров и руководителей региональных федераций кёрлинга. Опрос проводился в течение сезона 2019/2020. Было опрошено 37 специалистов по кёрлингу, из которых 8 имеют звание «Заслуженного тренера России», 21 являлся на момент опроса тренером высшей категории.
В результате полученных ответов установлены следующие позиции, требующие изменения.
В содержательной части Федерального стандарта наибольшее внимание вызвал Раздел V. «Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам по виду спорта «кёрлинг», пункт 15. Данный пункт устанавливает минимальный уровень спортивной подготовленности (наличие спортивного разряда или звания) для зачисления в группы спортивной подготовки.
В настоящее время он сформулирован следующим образом.
«Для зачисления в группы спортивной подготовки необходимо:
- на этапе совершенствования спортивного мастерства - спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»;
- на этапе высшего спортивного мастерства - звание «мастер спорта России».
Для спортсменов юношеского возраста наиболее вероятным представляется выполнение норматива только на Первенстве России до 19 лет и Первенстве федерального округа, двух и более федеральных округов, первенствах Москвы и Санкт-Петербурга, и то, скорее всего, в качестве одного из игроков команды спортсменов более старшего возраста [1]. Более того, в случае недостаточного представительства регионов РФ на соответствующем старте, в присвоении будет отказано и потребуется подтверждение (повторное выполнение) норматива. Это приводит к потере как минимум года централизованной
подготовки и крайне суживает круг претендентов на попадание в группу ССМ.
Поэтому предлагается: снизить требования для уровня спортивной подготовленности, а именно:
«Для зачисления в группы спортивной подготовки необходим на этапе спортивного совершенствования - 1 (первый) спортивный разряд».
Та же закономерность в ответах наблюдается в предложениях по зачислению в группы высшего спортивного мастерства. Поэтому большинство опрошенных специалистов и тренеров (более 80%) предложило откорректировать данный пункт следующим образом: «...для зачисления в группу высшего спортивного мастерства необходим спортивный разряд «кандидат в мастера спорта»».
В приложениях Стандарта тренеры и специалисты обратили внимание на Приложение 1. «Продолжительность этапов спортивной подготовки, возраст лиц для зачисления на эти этапы и количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг»» [2]. В настоящее время зачисление в группы этапа совершенствования спортивного мастерства возможно с возраста 14 лет, в группы на этапе высшего спортивного мастерства - с 16 лет. Предлагается изменить минимальный возраст для зачисления в группы спортивной подготовки на разных этапах, а именно:
- этап совершенствования спортивного мастерства: установить минимальный возраст 12 лет;
- этап высшего спортивного мастерства: установить минимальный возраст 14
лет.
Даже при условии, что кёрлингист провел на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) свыше двух лет, количество стартов, в которых он может принимать участие меньше, чем у спортсменов на этапе ССМ. Если в команде только один игрок более раннего этапа подготовки, то этой разницей можно пренебречь, однако во всех остальных случаях возникает проблема замены игроков на 2 старта в сезоне, иначе кёр-лингисты уровня ССМ не смогут выполнить планируемые показатели.
Обращает на себя внимание непропорционально большая разница в тренировочных часах между группами тренировочного этапа и группами этапа совершенствования спортивного мастерства. При условии, что количество тренировочных занятий на этапе спортивной специализации составляет 9 в неделю, а на этапе ССМ - 10, объем нагрузки для группы ТЭ составляет 18 часов в неделю (при нахождении на этапе более 2-х лет), а для группы ССМ - 24 часа в неделю. Следовательно, одно тренировочное занятие группы совершенствования спортивного мастерства должно длиться 6 часов, что противоречит медицинским нормам.
70% опрошенных тренеров предлагают увеличить недельную нагрузку групп ТЭ до 14 часов в неделю для занимающихся в течение первых двух лет на тренировочном этапе и до 21 часа в неделю в течение последующих трех лет пребывания в группе ТЭ.
Вторая ремарка, связанная с Приложением 1, касается численного состава групп. В Федеральном стандарте спортивной подготовки для группы ССМ количество человек в группе составляет 4 спортсмена, а для этапа высшего спортивного мастерства - 2 человека. Если первая цифра игнорирует тот факт, что команда по классическому кёрлингу насчитывает чаще всего 5 спортсменов, включая запасного игрока, то норма для группы ВСМ подразумевает, что в любой команде (за исключением микст-дабла) должны быть игроки из разных тренерских групп. В связи с этим предлагается изменить показатели по численному составу группы следующим образом:
- на этапе совершенствования спортивного мастерства установить численный состав группы - 5 (пять) спортсменов в группе;
- на этапе высшего спортивного мастерства установить численный состав группы - 4 (четыре) спортсмена в группе.
Также предлагается изменить название графы Приложения 1, а именно вместо «количество лиц (человек)» ввести - «минимальное количество лиц (человек)», не лимитируя верхнюю границу численного состава занимающихся.
Приложение 3. Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта «кёрлинг». 76% процентов опрошенных тренеров и специалистов высказались за изменение, как содержания данного приложения, так и обозначения отдельных его пунктов
Необходимо учесть, что, несмотря на 52-недельное планирование годичного цикла подготовки, ледовые тренировки в подавляющем большинстве регионов занимают не более 10 месяцев в сезоне (с августа по май). Если рассматривать даже оптимальный вариант, спортсмены группы ВСМ должны участвовать в соревнованиях минимум 2 раза в месяц. В результате подготовительный период оказывается чрезмерно сжатым, с уменьшением длительности периода СФП и базовой технической подготовки.
Таким образом, реальное количество возможных стартов в годичном цикле подготовки оказывается меньше и норматив, заложенный в Федеральный стандарт спортивной подготовки, может быть не выполнен. В связи с этим, предлагаются изменения в количе -стве стартов, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта «кёрлинг» (по материалам опроса тренеров и специалистов), (п=37)_
Виды спортивных соревнований Этапы и периоды спортивной подготовки, количество соревнований
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства
До 2-х лет Свыше 2-х лет
Контрольные 1 2 2 3
Отборочные 1 1 2 2
Основные 3 3 4 5
Итого 5 6 8 10
Изменения носят достаточно кардинальный характер. В группе ТЭ (свыше 2-х лет) снижение объема соревновательной нагрузки составляет 40% от исходной величины, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 33% и на этапе ВСМ - 50%.
В блоке «основных соревнований» на этапе спортивной специализации количество стартов снижается на 40%, на этапе ССМ - на 33% и на этапе ВСМ - на 58%. В блоке «отборочные соревнования» уменьшение составляет 67%, 50% и 60%, соответственно. Количество контрольных соревнований остается неизменным. Очевидно, основой такого предложения является попытка более рациональной организации процесса подготовки к основным стартам сезона и более рационального управления функциональным состоянием спортсменов с учетом закономерностей протекания восстановительных процессов.
Еще одно изменение, предложенное тренерами и специалистами, касается наименования некоторых пунктов Приложения 3. В новой трактовке вместо «Этапы и периоды спортивной подготовки, количество соревнований» предлагается писать «Этапы и периоды спортивной подготовки, минимальное количество соревнований». Это дополнение позволит тренерам и региональным федерациям кёрлинга более оперативно реагировать на изменения в календаре соревнований, в том числе и на появление новых турниров на территории Российской Федерации, связанных с открытием новых кёрлинговых центров и способствовать дальнейшей популяризации кёрлинга в еще не охваченных субъектах и среди новых социальных групп. Примером может служить достаточно бурное развитие турниров Студенческой Лиги кёрлинга. Только в прошедшем сезоне (2019/2020) Студенческая лига по кёрлингу планировала проведение девяти соревнований и успешно провела 8 из них [3].
С целью выявления пунктов Федерального стандарта по виду спорта «кёрлинг», подлежащих коррекции на современном этапе, проанализированы предложения опрошенных тренеров и протестированных спортсменов уровня ВСМ. Отдельным блоком
сформулированы предложения, направленные на изменения нормативов общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы «кёрлинга» на различных этапах многолетней подготовки (Приложения 5-8 Федерального стандарта по виду спорта «кёр-линг»), поскольку особенности соревновательной деятельности в этом виде спорта предъявляют специфические требования к степени развития физических качеств спортсменов. Игровая деятельность, которая в значительной степени определяется высокой физической подготовленностью кёрлингистов, включает в себя [4]:
- бросок камня,
- натирание льда (свипинг).
Задача улучшения физических качеств кёрлингистов решается совершенствованием:
- силы (скоростно-силовых способностей),
- силовой выносливости,
- общей выносливости,
- гибкости.
В Приложении 4 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг» в качестве физических качеств, влияющих на результативность в данном виде спорта, приведены следующие:
- мышечная сила (значительное влияние);
- вестибулярная устойчивость (значительное влияние);
- координационные способности (значительное влияние);
- скоростные способности (среднее влияние);
- гибкость (среднее влияние);
- выносливость (среднее влияние).
Представленные данные не полностью соответствуют требованиям современного кёрлинга, в связи, с чем необходимы конкретные уточнения. Так вестибулярная (статоки-нетическая) устойчивость, как способность «. точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений», относится к одной из частных разновидностей координационных способностей, поэтому 73% опрошенных специалистов предложили объединить их в одно качество «координационные способности».
Оценивая проявление физического качества «сила», как «. способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных сокращений» [5] в соревновательной деятельности кёрлингистов, 89% опрошенных респондентов высказали мнение, что в кёр-линге проявление силы связано со скоростно-силовыми способностями (взрывной силой). Анализируя формулу силы (второй закон Ньютона): Б = т х а,
где: Б - сила, приложенная к материальной точке;
а - ускорение материальной точки;
т - масса материальной точки, следует отметить, что в кёрлинге величина «т» (суммарная масса спортсмена, игрового инвентаря и экипировки) является константной, а ускорение должно стремиться к максимально возможному, то есть сила становится одним из компонентов мощности. Поэтому можно предложить изменение пункта «мышечная сила» на «скоростно-силовые способности». Такое мнение высказали 62% опрошенных тренеров.
При анализе содержания приложений 5-8 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг» отмечено отсутствие проб, направленных на оценку вестибулярной устойчивости/координационных способностей в течение всего периода многолетней подготовки кёрлингистов.
По результатам опроса тренеров предложено применять в качестве тестирующей методики пробу Ромберга. С помощью данной пробы можно оценить показатели статической координации испытуемого [6].
В тестировании «кёрлингистов» уровня ВСМ - членов спортивных сборных команд Российской Федерации по кёрлингу использовался модифицированный вариант пробы (проба Ромберга - 3), предполагающий сохранение равновесия на максимально ограниченной опоре (стойка на одной ноге). В качестве нормативных показателей для мужчин предложено время удержания равновесия не менее 28 секунд, для женщин - не менее 25 секунд. Модельные характеристики элитных кёрлингистов, полученные в ходе тестирования, составляют 33,18±4,62 с и 28,74±3,27 с.
Для кёрлингистов, находящихся на начальных этапах подготовки, можно использовать облегченный вариант модифицированной пробы Ромберга (проба Ромберга-2) [7].
Нормативные показатели пробы Ромберга - 2 приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Среднее время устойчивости в позе Ромберга-2 у детей, подростков и юношей
Возраст (лет) 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Время устойчивости (сек) 13 16 21 24 28 30 36 44 48 50 51 52 53
Обобщая отзывы тренеров и материалы тестирования, предлагаем внести в Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг» (приложения № 5-8) следующие изменения (таблица 3):
Таблица 3 - Изменения, предлагаемые в Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг»_
Развиваемые фи- Этап начальной под- Этап спортивной спе- Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спор-
зические качества готовки циализации тивного мастерства
Координационные Усложненная проба Усложненная проба Усложненная проба Усложненная проба
способности Ромберга - 2 Ромберга - 2 Ромберга - 2 Ромберга - 3
Длительность сохра- Длительность сохра- Длительность сохра- Длительность сохра-
нения равновесия (с) нения равновесия (с) нения равновесия (с) нения равновесия (с)
не менее не менее не менее не менее
м д м д ю д м ж
24 21 36 30 52 48 28 25
Зачисление в группы НП кёрлинга возможно с 8-летнего возраста, однако в программу занятий физической культурой в общеобразовательных школах (для 1-3 классов) этот тест не включен. Предлагаем:
- для зачисления в группы начальной подготовки по виду спорта «кёрлинг» вместо контрольного упражнения «Бег 60 метров» включить в Приложение 5 «Бег 30 метров с высокого старта» с критериями оценки «не меньше 7,0 секунд» для мальчиков и «не меньше 7,2 секунд для девочек.
Также 65% респондентов указывают на несоответствие нормативов в тесте «Прыжок в длину с места» для этой группы у мальчиков и девочек. Если для девочек результат «не менее 125 см» соответствует оценке «4» во втором классе и «3-4» в третьем классе, то для мальчиков результат «не менее 130 см» сопоставим с отметкой «4-5» во втором классе и «4» - в третьем. В связи с этим вносим следующее предложение:
- для зачисления в группы начальной подготовки по виду спорта «кёрлинг» изменить результаты контрольного упражнения «Прыжок в длину с места» для мальчиков с «...не менее 130 см» на «...не менее 125 см».
Следующие изменения предлагаем внести в Приложение 8. Для оценки уровня развития выносливости рекомендуем вместо контрольного упражнения «Бег 3000 м» у мужчин и «Бег 2000 м у женщин» ввести единый контрольный норматив «12-ти минутный тест Купера» [8]. Данный тест направлен на оценку аэробных резервов организма и, таким образом, пригоден для определения уровня развития общей выносливости.
Сравнивая результаты собственных исследований с нормативными величинами «12-ти минутного бегового теста Купера» для возрастной группы, к которой относится большинство действующих спортсменов уровня ВСМ (20-29 лет), предлагаем следую-
щую редакцию текста Приложения 8:
- вместо контрольного упражнения «Бег 3000 м» у мужчин и «Бег 2000 м» у женщин включить контрольное упражнение «12-ти минутный тест Купера»[6] с нормативными значениями «больше 2700 м» для мужчин и «больше 2200 м» для женщин.
Также 62% опрошенных тренеров и специалистов рекомендовали внести изменения в контрольное упражнение для оценки скоростно-силовых качеств «Подтягивания из виса на перекладине». Несомненно, что предлагаемый тест адекватен для кёрлинга, поскольку позволяет оценить скоростно-силовые резервы и силовую выносливость «. широчайших мышц спины, плечевых мышц, а также трапециевидных, ромбовидных мышц и бицепсов» [9]. В то же время в контрольном упражнении указан норматив «не менее 13 раз». Проведено тестирование 12-ти элитных спортсменов, входивших в основной и резервный состав спортивных сборных команд РФ по керлингу в классической дисциплине и в микст-дабле. Полученное значение составляет 14,18±4,07, то есть практически на нижней границе нормы. По мнению тренеров и специалистов адекватным будет снижение норматива, приведенного в Федеральном стандарте по виду спорта «кёр-линг», на 15% от ныне действующего - с «не менее 13 раз» до «не менее 11 раз».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные опроса ведущих российских специалистов по кёрлингу, а также анализ нормативных документов позволил сформулировать следующие основные предложения по изменению Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта кёрлинг:
- снизить требования для зачисления в группы спортивной подготовки на этапе спортивного совершенствования до уровня 1-го спортивного разряда, для групп ВСМ -до уровня «КМС»,
- установить минимальный возраст для зачисления в группы ССМ на уровне 12 лет, ВСМ - 14 лет,
- изменить показатели по численному составу группы следующим образом:
- на этапе совершенствования спортивного мастерства установить численный состав группы - минимум 5 (пять) спортсменов в группе;
- на этапе высшего спортивного мастерства установить численный состав группы - минимум 4 (четыре) спортсмена в группе, при этом, не лимитируя верхнюю границу наполняемости,
- снизить объем соревновательной нагрузки на этапе ТЭ на 40% от исходной величины, на этапе совершенствования спортивного мастерства - 33% и на этапе ВСМ -50%, прописав в тексте минимальное количество стартов.
Проведенный опрос и тестирование позволили сформулировать следующие предложения по изменению Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг»:
- внести в список контрольных нормативов для оценки вестибулярной устойчивости (координационных способностей) модифицированный вариант пробы Ромберга (пробу Ромберга 3 - для групп ВСМ, пробу Ромберга- 2 - для групп НП - ССМ),
- изменить набор проб по оценке физического качества быстроты в приложении 5 и по оценке уровня развития аэробных способностей в приложении 8 Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кёрлинг».
Исследование проводилось в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка современной системы подготовки спортсменов в Олимпийских видах спорта на примере кёрлинга» (Приказ Министерства спорта Российской Федерации № 1034 от 14.12.2018 года).
ЛИТЕРАТУРА
1. Долматова Т.В. Федеральные стандарты спортивной подготовки - новый этап в развитии спорта высших достижений и спортивного резерва / Т.В. Долматова // Вестник спортивной науки - 2016. - № 4. - С. 58-60.
2. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «кёр-линг»» : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 22 // Гарант [справочно-поисковая система]. - [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71877968/ (дата обращения: 01.04.2021).
3. Студенческая лига по кёрлингу подвела итоги сезона 2019-2020 // Сайт Федерации кёр-линга России. - 30 мая 2020 г. - URL: http://www.curling.ru/news/38949-studencheskaya-liga-po-krlingu-podv-38948) (дата обращения 01.04.2021).
4. Бадилин А.О. Совершенствование способности к дифференцированию мышечных усилий спортсменов-кёрлингистов / А.О. Бадилин // Студенческая наука - физической культуре и спорту : тезисы докладов открытой региональной межвузовской научной конференции молодых ученых «Человек в мире спорта». - Санкт-Петербург. - 2011. - Вып. 7. - С. 54-55.
5. Занковец, В.Э. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой квалификации (по результатам опроса специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLIV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2015. - С. 246-250.
6. Гимазов, Р.М. Оценка координационных качеств таламо-паллидарной системы управления движениями у спортсменов / Р.М. Гимазов, Г.А. Булатова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1 (16). - С. 114-120.
7. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В. Л. Карпман, З.Б. Белоцерков-ский, И.А. Гудков. - Москва : Физкультура и Спорт, 1988. - 208 с.
8. Занковец В.Э. Энциклопедия тестирований /Э.В. Занковец. - Москва : Спорт, 2016. -
456 с.
9. Контрерас, Б. Анатомия силовых упражнений с использованием в качестве отягощения собственного веса / Б. Контрерас; пер. с англ. С.Э. Борич. - Минск : Попурри, 2014. - 224 с.
REFERENCES
1. Dolmatova T. V. (2016), "Federal standards of sports training - a new stage in the development of elite sport and sports reserve", Bulletin of Sports Science, No. 4, pp. 58-60.
2. Ministry of Sports of the Russian Federation (2018), "On the approval of the federal standard of sports training in the sport of "curling"", Order of the dated January 19, 2018 No. 22, available at, https://base.garant.ru/71877968/ (date of access: 01.04.2021).
3. Website of the Russian Curling Federation (2020), The student curling league summed up the results of the 2019-2020 season, available at: http://www.curling.ru/news/38949-studencheskaya-liga-po-krlingu-podv-38948) (date of access 04/01/2021).
4. Badilin A.O. (20011), "Improvement of the ability to differentiate muscle efforts of curling athletes", Student science - physical culture and sports: abstracts of the open regional interuniversity scientific conference of young scientists "Man in the world of sport", St. Petersburg, Issue 7, pp. 54-55.
5. Zankovets, V.E. and Popov, V.P. (2015), 'Testing as an element of the process of managing the training of highly qualified hockey players (according to the results of a survey of specialists)", Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application: Collection of Materials of the XLIV International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, pp. 246-250.
6. Gimazov, R.M. and Bulatova, G.A. (2012), "Evaluation of the coordination qualities of the thalamo-pallidary system of movement control in athletes", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 1 (16), pp. 114-120.
7. Karpman, V.L., Belotserkovsky, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Physical Culture and Sport, Moscow:
8. Zankovets, V.E. (2016), Encyclopedia of testing, Sport, Moscow.
9. Contreras, B. (2014), Anatomy of strength exercises using own weight as weights, Potpourri,
Minsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2021