ванием русских, русскоязычных православных, проживающих в Турции. Присутствие русских в Турции -это уже факт современного глобализма, а Константинопольская Церковь просто физически неспособна окормлять наших соотечественников, оказывающихся там. Было бы неплохо для РПЦ, если бы Константинопольская Церковь допустила присутствие русских клириков в своих храмах. Со временем это произойдет, русским резидентам все-таки нужны русские приходы.
В конце мая 2010 г. патриарх Варфоломей I, находясь с визитом в России, сообщил, что совместно с патриархом Кириллом они приняли решение «ускорить процесс созыва Святого Великого Собора Православной церкви». Весной 2013 г. на Совещании
Библиографический список
1. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт 1994. 528 с. сист. исслед. Изд. 3-е, перераб. и доп. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя А. Невского, 2005. 813 с.
2. Кузьмичева А.А. Истина и виртуальность. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2001. 224 с.
3. Тальберг Н. История Русской Церкви. М.: Светлячок,
представителей поместных Православных церквей было объявлено, что "Собор состоится в 2016 году, если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства". А в мае Варфоломей молился у Гроба Господня вместе с Римским папой Франциском.
Как видим, борьба религиозной толерантности с фессиональной и конфессиональной нетерпимостью и сегодня определяет отношения между церквями, государствами, народами. Политические события и гражданская война на Украине в 2014 г. в значительной степени зависели и от религиозной принадлежности их участников, оценки конфликта церковными иерархами Украины и России.
Статья поступила 25.09.2014 г.
4. Чумакова Т. Православие. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
5. Библиотека православного христианина "Благовещение". [Электронный ресурс]. URL: http://www.wco.ru/biblio/
6. Литература по религиоведению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.auditorium.ru/
УДК 004.738.1, 338.48.
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЭЛЕКТРОННОГО БРОНИРОВАНИЯ МЕСТ НА ТУРБАЗАХ БАЙКАЛА
© М.В. Куклина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Показана актуальность проблемы бронирования мест в гостиницах, на турбазах и других средствах размещения на озере Байкал ввиду возрастающего количества туристов, желающих отдохнуть самостоятельно, в том числе в связи с кризисом в туристической отрасли в 2014 г. в РФ. Количество туристов, желающих отдохнуть на Байкале, растет с каждым годом вместе с числом желающих самостоятельно выбрать подходящий район для отдыха и забронировать место размещения через Интернет. Увеличивается интерес к информационным ресурсам, обеспечивающим достоверной и полной информацией о достопримечательностях региона, возможных видах отдыха, возможности выбора подходящего для отдыха места. Электронные системы бронирования являются востребованной услугой в туристической отрасли, но на Байкале есть свои особенности, учет которых предлагается в данной статье. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: туристические сайты; онлайн-сервисы; системы бронирования номеров; туризм на Байкале.
BAIKAL TOURIST CENTERS ON-LINE BOOKING SERVICE CONCEPT DEVELOPMENT M.V. Kuklina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article stresses the relevance of the problem of reservations in hotels, campsites and other accommodations in the Lake Baikal recreation area due to the growing number of independent travelers and the crisis in the Russian tourism industry in 2014. The number of tourists willing to spend their vacations near Baikal increases annually together with the number of those who want to choose a suitable holiday destination and book accommodation through the Internet without any assistance of a travel agency. There is also a growing interest in information resources providing reliable and complete information about the sights of the region, possible leisure time activities, and accommodation options. Electronic booking systems are popular services in the tourism industry. On the other hand, Baikal recreation area has its unique features, which are considered in the present article. 7 sources.
Key words: tourist sites; online services; hotel booking systems; Baikal tourism.
1 Куклина Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89246246249, e-mail: [email protected]
Kuklina Maria, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89246246249, e-mail: [email protected]
ISSN 1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №12 (95) 2014
413
По данным Российского союза туриндустрии, с июля по сентябрь 2014 г. из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали около 130 тысяч россиян. На сегодняшний день о приостановке деятельности заявили уже более десятка российских тур-компаний [1]. Это усугубило тенденцию, согласно которой большинство российских граждан предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно. В нынешнем году количество самостоятельных туристов составило две трети (76%), полный турпакет купили лишь 19% россиян [2]. На фоне таких тенденций Мин-культуры предложило создать национальную систему бронирования гостиниц наподобие известных зарубежных аналогов: booking.com, agoda.com и др. Популярность подобных сервисов очевидна.
Booking.com - система Интернет-бронирования отелей, основана в Амстердаме в 1996 г. Это лидирующая европейская система по количеству проданных ночей в отелях (оборот 2,8 млрд евро в 2008 г.), привлекающая свыше 20 миллионов пользователей ежемесячно. В базе данных сайта содержатся примерно 320 тысяч отелей в 184 странах (широкий спектр, от люксовых до самых экономичных), сайт доступен в 43 языковых версиях [6]. Бронирование производится без комиссии, то есть сам Интернет-сервис обеспечивается не клиентами, а отелями, которые платят за предоставление услуги.
По примеру booking.com в 2011 г. был запущен российский проект - ostrovok.ru. В настоящее время у ostrovok.ru в базе данных 135 тысяч отелей в 200 странах мира [7].
Крупные гостиницы и турбазы на Байкале присутствуют в таких системах бронирования, поскольку это достаточно удобно и эффективно. Так, например, в ostrovok.ru есть 28 предложений забронировать номер в Листвянке и ближайших районах от нее (по Байкальскому тракту) и 25 предложений в booking.com. При опросе 10 мест размещения в Листвянке выявлено, что booking.com приводит 10-15% от общего потока клиентов. Подключение гостиниц в Европе или США к электронной системе бронирования повышает загрузку гостиницы в среднем на 15-20%. Увеличение загрузки, например, на 15% с комиссией в 12% дает чистый прирост дохода гостиницы в 13,2% [3]. Таким образом, для гостиниц, турбаз и других средств размещения электронные системы бронирования - дополнительный инструмент привлечения клиентов.
На пресс-конференции, состоявшейся 25 сентября 2014 г., руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова сообщила, что 64,5 тысячи иностранных туристов посетили Иркутскую область за первые шесть месяцев нынешнего года, и это на 89,1% больше, чем за аналогичный прошлогодний период [5]. Общее количество туристов, отдыхающих на Байкале, по разным оценкам, - около 1млн человек в год, и приток туристов постоянно увеличивается. Из них около 10% - иностранцы. Из общего числа интуристов большая часть приходится на граждан Китая, едущих на Байкал. На втором месте - Германия, далее - Япония, Южная Корея, Франция, США, Польша. Туризм является приоритетной отраслью развития
экономики региона и включен в различные стратегии развития. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для увеличения притока туристов, в том числе за счет использования систем бронирования.
В настоящий момент, по данным агентства по туризму Иркутской области, в регионе имеется 316 мест коллективного размещения (турбаз, санаториев, гостиниц, малых отелей и т.д.), в них 11 693 номеров и 25 030 койко-мест. Здесь следует отметить, что гостевые дома и небольшие турбазы в большинстве случаев агентством не учитывались. По проведенным нами исследованиям, на острове Ольхон только гостевых домов - около 35-40, с местами размещения от 15 до 40. При общении с владельцами данного типа гостевых домов было выявлено их желание использовать систему бронирования. Туристические агентства не спешат сотрудничать с небольшими средствами размещений, так как в основном работают с туроператорами, обеспечивающими большие группы туристов.
Следует отметить, что такие сервисы, как booking.com и ostrovok.ru, не используются при бронировании мест на небольших турбазах и в гостевых домах, которые распространены в местах отдыха на Байкале. Существуют определенные требования: подключение к автоматизированной системе управления гостиницей (не всегда, но в большинстве случаев); наличие блока номеров под электронную систему бронирования (от 10 и выше), что не удобно для турбаз и гостевых домов с небольшим количеством размещений. Кроме того, на большинстве турбаз и в гостевых домах отсутствует проводной Интернет.
Обычная схема работы небольших средств размещения: бронирование по телефону от знакомых и знакомых тех самых знакомых, когда не берется предварительная оплата, либо места бронируются неформально, без предоплаты. В результате рискуют как приезжающие, которые могут остаться без мест (по причине забывчивости персонала), так и турбазы, если клиенты передумают приехать. В некоторых случаях турбаза или гостевой дом просят выслать на карточку или номер счета оплату за первую ночь или какой-то процент от количества ночей. Но, поскольку в данных схемах существуют неудобства и риски, туристам, как и турбазам, предпочтительнее было бы иметь удобную и надежную систему бронирования.
Создавая системы бронирования, следует учитывать, что есть определенные параметры, которые интересуют отдыхающих, но нет общей базы для их сравнения: например, по благоустройству номеров, наличию Интернета, парковок, телевизора, холодильника, организации питания. Опрашивая потенциальных туристов, мы выяснили, что, хотя у многих турбаз есть собственные сайты, а у гостевых домов - страницы в социальных сетях, людям хотелось сравнивать цены и наличие тех или иных параметров на каком-то едином сайте.
В настоящее время по Байкалу существует достаточно большое количество сайтов с различными направлениями и контентом. В таблице приведен их сравнительный анализ по критериям, к которым в первую очередь обращается потенциальный турист:
со со
Сравнительный анализ сайтов о Байкале
00 I
со сл
К)
о
Название кри-грий Ii i гс rtstbflikíl.m Ьщ»: 'тпг.ЪвЛлГга' http: иBturebaitfll ru Ьир: тпт.еакЬв Гнкги http: Чтшт.Ъй] LbK] s в .ni http: Ьн] Liliiv.ni http: rtstbB]Lb]idtn.ni Ьщ»: "?гв nd.bBikHl.nl 1ир: muT.bBikElilcE.ni ЬТСр: с^аЬш лгкга
Возыажшгаь бронирования пест Нет Нет Нет Нет Бронирование ГОСТИНИЦ. ресторанов Бронирование гостиниц, яхт. самолетов Нет. указаны ссылки на агентов (номера Да Бронирование только тура Нет
Язык Русский Английский Русский Английский, русский Английский, датский Русский, английский Большое количество (Гугд-перев одчик) Русский Русский Русский
Наличие справочной информации и общей информации о регионе ИриЕ едена история происхождения. Описан природный Н ЖИЕОТНЫЙ мир. Присутствует перечел близлежащих населенных пунктов, а также описание гостиниц, турбаз. кемпингов, турагентств и их iypoE. Описана схема проездаи еилы отдыха. Нет контактов и прейскуранта. Приведена история, религия, злое разных кулыурЕайкальского региона^. Отсутствует описание гостиниц, баз отдыха, турагентств и тд. Не описаны ни схемы проезда, ни виды отдыха, а также отсутствуют справочные контакты. 11нф орм ация в основ -ном подана сплошным текст он. приставлена схема маршрутов на статической карте. Нет перечня гостиниц, iypöas. есть ссылки на гур операторов. имеется расписание маршрутов. На сайте представлена только информация о турбазе "Энха-лук" (история, награды, услуги. правила, контакты, прейскурант). Полное и исчерпывавшее описание всех объектов. Присутствует информация о турбазах. гостиницах, турах только одной компании. Ьогагая информационная база (о Байкале, гостиницах. турах, достопримечательностях и iд.). Дэны кон-таг:™ только операторов, нет прг^ых ссылок на турбазы. На сайте не приведены: интересные места, история происхождения. схемы маршрутов. Присутствует перечень населенных пунктов (Листвянка-Малое море. Ольхой. Аршан. Байкальск. Бугульдейка. Б олыпое Голоустное; объекты описаны сплошным текстом), а также не-полный перечень гос-гинип. турбаз, кемпингов. 1'уроперагор. продвигает только свои туры и услуги. Даны описания турбаз, находящихся в собственности и управлении компании. Туроператор, ипи-сан животный и растительный мир. приведена информация окультурен традициях Байкала, собрана неполная ннфоргапия об интересных местах, достопримечагель -костях турах есть только их перечисление). Информация только по Иркутской области. Неполная информация об объектах.
Рекомендации, отзывы, отчеты Нет Имеется раздел, но не загружается Отзывы, форумы Нет Есть возможность оставить комментарии Б ольшое количество отзывов Нет Да Только в соисетях Есть возможность оставить комментарии
Юшмаг и погода Погода представлена по в сем регионам Отсутствует информация о данном разделе Да.полная информация о климате в регионах Нет Нет Нет Погода, только в Иркутске Нет Описан климат е регионе, сеодок погоды нет Нет
Карта Нет Представлена только статическая географическая карта Статическая Представлена статическая карта Яндекс-карта (небольшой размер) Статическая Статическая Яндекс-карта (небольшой размер) Яндекс-карта (небольшой размер) Спутниковая карта (ыедл. грузится)
Сол. сети T^-ftter. E-mail. Farebook. Нет выхода на социальные сети Нет данных Нет vk.com. facebook Twitter, vk.com. ltvejonmal. face-book Одноклассники, mail, witter, vk. com и другие Яндекс. Вконтак-те. БасеЪоок. Титпег, Одноклассники. Май.пт Вконтакте _ ЕасеЬоок. Тжйтег Вконтакте. БасеЬоок. Тжггтег. Одноклассники
Фотогалерея фотогалерея с красотами и пейз ажами озера Байкал. Художеств енные фотографии только о природе Б айкала. Ф ототрафии жив отно-го и природного мира Большая галерея фотографий о районе, турбазе. Галерея турбаз, ресторанов. Большая галерея фотографий. Фотографии гурбаз. отелей. Обширная галерея ф отографий толь -ко своих компаний. Галерея фотографий как Байкала, так и турбаз. Небольшая галерея фотографий, на каждый объект.
Ведение собствен-ного аккагата Нет Да Да Д» Нет Нет Нет Нет Нет Да
го m
0
ч
1
^
тз
ю Ю
'S а,
ю о
сл
• наличие возможности бронирования через сайт;
• наличие справочной информации и общей информации о Байкале;
• рекомендации, отзывы, отчеты;
• наличие информации о климате и погоде;
• наличие интерактивной карты Байкала;
• присутствие в социальных сетях;
• наличие качественных фотоматериалов;
• возможность создания собственного аккаунта.
В таблице приведено сравнение сайтов о Байкале, где видно, что из 10 сайтов только у 5 есть англоязычная версия (здесь выбраны ведущие сайты, на большинстве других отсутствуют иностранные версии), а китайской версии нет ни у одного сайта, в то время как из числа интуристов именно китайские туристы проявляют наибольший интерес к отдыху на Байкале.
Из таблицы также видно, что бронирование мест есть не везде, а где оно возможно, то происходит следующим образом: на сайте оставляется заявка на понравившуюся турбазу, и не позднее трех дней менеджеры турбазы перезванивают абоненту или сообщают ему по электронной почте о дальнейших действиях.
Выводы
Система бронирования мест на турбазах Байкала может быть обеспечена с помощью единой автоматизированной системы - с использованием мобильного приложения для турбаз, ввиду слабой распространен-
ности проводного Интернета. При этом не должна исключаться возможность быть партнером-аффелиатом. Если гостиница, например, в Листвянке уже подключена к определенной системе бронирования типа booking.com, ostrovok.ru, то и эта гостиница может быть забронирована через тот ресурс, к которому она подключена, но через единую систему. Тем более, гостиница получит дополнительный доход, так как booking.com отдает комиссионное вознаграждение за каждое бронирование, совершенное через сайт парт-нера-аффелиата.
Электронным системам бронирования сложно полностью заменить традиционных туроператоров, поскольку такие системы обычно являются узкоспециализированными и предоставляют небольшой спектр услуг. Если клиент впервые едет в какой-то незнакомый, а тем более труднодоступный регион, например, на север Байкала, то гостиницы - это лишь малая часть его путешествия. Куда более важными составляющими здесь будут услуги по планированию маршрута, подбору гидов и проводников, организации транспорта и т.д. [4].
На наш взгляд, ресурс должен обеспечивать не только бронирование мест размещения, но и возможность выбора транспорта до места доставки, видов развлечений в районе отдыха, наличие информации по интересным местам. В этом случае ресурс будет востребованным и коммерчески выгодным.
Статья поступила 31.10.2014 г.
Библиографический список
1. Нехорошкина И.В. Итоги летнего сезона [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20140929/1026071747.html (27.10.15).
2. Иванов В.А. Сами себе туристы [Электронный ресурс]. URL: http://polytika.ru/info/15771.html 1/1 (26.10.15).
3. Ицаков Е.Д. Электронные системы бронирования как метод повышения конкурентоспособности гостиничной отрасли России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва: РАНХиГС, 2013. 20 с.
4. Ицаков Е.Д. Стоит ли туроператорам опасаться онлайн
систем бронирования? // Российское предпринимательство. 2013. № 2 (224). С. 145-149.
5. Полоцкая Л. Все больше российских туристов приезжает в Иркутскую область [Электронный ресурс]. URL: http://baikal-info.ru/vse-bolshe-rossiyskih-turistov-priezzhaet-v-irkutskuyu-oblast (25.10.15).
6. Международный сайт бронирования [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Booking.com (22.10.15).
7. Российский сайт бронирования [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ostrovok.ru (22.10.15).
УДК 94(47)« 19»
ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА ЧИНОВНИКОВ СОБСТВЕННОЙ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИИ И УДЕЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX ВЕКЕ
Л
© Е.Н. Курочкина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Развитие гражданского форменного мундира, которому отводилась огромная роль, происходило параллельно с развитием государственного управленческого аппарата. В контексте изучения истории гражданской форменной одежды объектом исследования являются предметы обмундирования чиновников Собственной его величества канцелярии.
Ил. 2. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: Собственная его величества канцелярия; император; Госсовет; форменный мундир; служащий; Российская империя; мундирное шитье; история костюма; государственный аппарат.
1 Курочкина Елена Николаевна, доцент кафедры дизайна, тел.: 89148847924, 89501446005, e-mail: [email protected] Kurochkina Elena, Associate Professor of the Design Department, tel.: 89148847924, 89501446005, e-mail: [email protected]