Н. В. Воронова
ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ РЕСУРСНОЙ БАЗОЙ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: автотранспортное предприятие, транспортная ресурсная база, парк подвижного состава, сервисные мощности автотранспортного предприятия, оценка эффективности использования автотранспорта и сервисных
мощностей.
В современных условиях роста специализации автотранспортные предприятия заинтересованы в получении объективной информации о состоянии парка подвижного состава и сервисных мощностей предприятия, а также в комплексной оценке эффективности их использования. В настоящей статье раскрыто обоснование разработки и применения методики оценки состояния и эффективности использования парка подвижного состава и сервисных мощностей автотранспортного предприятия для определения его оптимального обеспечения транспортной ресурсной базой, которая позволит существенно помочь автотранспортному предприятию как эксплуатанту техники в наиболее оптимальной ее эксплуатации и ремонту, а также обеспечит объективной информацией производителей автотехники о потребностях и запросах автотранспортного предприятия как клиента в вопросах эксплуатации производимой продукции, модельного ряда, сервиса и ремонта автотранспорта.
Keywords: motor transportation enterprise, transport resource base, park of a rolling stock, service capacities of the motor transportation enterprise, assessment of efficiency of use of motor transport and service capacities.
In modern conditions of growth of specialization the motor transportation enterprises are interested in obtaining objective information on a condition ofpark of a rolling stock and service capacities of the enterprise, and also in a complex assessment of efficiency of their use. In the present article justification of development and application of a technique of an assessment of a condition and efficiency of use ofpark of a rolling stock and service capacities of the motor transportation enterprise for definition of its optimum providing by transport resource base which will allow to help essentially to the motor transportation enterprise as to the operator of equipment in most its optimum operation and repair is opened, and also will provide with objective information of producers of automotive equipment on requirements and inquiries of the motor transportation enterprise as the client in questions of operation of made production, a model range, service and motor transport repair.
Ежегодно в нашей стране образуется около 200 миллиардов различных хозяйственных связей. Намеченный рост производственного потенциала при прочих равных условиях вызовет увеличение хозяйственных связей в 4 раза. Автомобильный транспорт широко используется практически во всех взаимосвязях между производителем и потребителем продукции производственного назначения и товаров народного потребления, и, таким образом, непосредственно участвует в производстве материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Так, например, в машиностроении удельный вес материальных затрат в общем объеме продукции составляет более 50 процентов. В процессе производства сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия перемещаются многократно. Для этого используются различные виды транспорта и в первую очередь автомобильный. Из общего объема перевозок в машиностроительном комплексе более 70% осуществляется автомобильным транспортом.
Автомобильный транспорт является неотъемлемой частью производственного процесса на предприятиях еще и потому, что при перевозках груза, он по сравнению с другими видами транспорта обладает рядом преимуществ, это: доставка грузов «от двери до двери», сохранность
грузов, сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке, экономия упаковочного материала, более высокая скорость доставки грузов, возможность участия в смешанных перевозках, перевозки небольших партий груза, позволяющие предприятию ускорить отправку продукции и сократить сроки хранения груза на складах.
Рыночные отношения требуют новых подходов к проблемам формирования материальных потоков, их рационализации и определения роли автомобильного транспорта как основного участника процессов воспроизводства,
оказывающего существенное влияния на рациональность размещения, обмена и эффективности общественного производства. Уделяется огромное внимание качеству транспортных услуг, так как повышение их качества позволяет, в конечном счете, увеличить эффективность производства и соответственно доходы предприятий, пользующихся услугами транспорта.
Современное промышленное предприятие это постоянный процесс реформирования, изменения производственной и транспортной конфигурации технологических цепочек и вспомогательных процессов. В ходе
реформирования промышленных предприятий постоянно встает вопрос о выделении
транспортного комплекса в отдельную самоокупаемую и самодостаточную структуру, способную быстро реагировать на меняющиеся потребности как материнской компании так и внешнего рынка. При этом руководство промышленных предприятий начинает понимать, что транспорт может и должен приносить прибыль, зарабатывая средства не только на материнском предприятии, но и участвуя в рыночных отношениях города или региона.
Переход на свободные рыночные отношения в перевозках позволяет промышленному предприятию более четко контролировать транспортные затраты. А поскольку транспорт тесно взаимосвязан со всеми элементами производства, выявление имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет снизить транспортные издержки на единицу продукции, увеличить объем/предложение транспортных услуг, а также повысить рыночную устойчивость новых независимых автотранспортных предприятий.
В современных условиях хозяйствования сложилась ситуация, в которой более четверти всех автотранспортных предприятий работает убыточно. Такая ситуация является логическим результатом сложного перехода на рыночные отношения. Высокий уровень физического и морального износа основных фондов, ограниченность финансовых ресурсов, значительные долговые обязательства, слабые связи, слабость внутреннего рынка - это неполный перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться практически каждому автотранспортному предприятию [1]. Эти условия накладывают существенные ограничения на возможность предприятия по выходу из кризиса. С другой стороны, именно эти условия предопределяют необходимость реформирования и реструктуризации предприятий, опираясь
исключительно на использование их внутренних возможностей и резервов.
Огромную роль в деятельности автотранспортных предприятий играет наличие или отсутствие в парке предприятия автотранспорта, удовлетворяющего современным рыночным
условиям. Значительно возрастает роль
оптимального, правильного выбора тех или иных моделей автомобилей в парке, способа
приобретения, способа обслуживания и ремонта автотехники.
На рынке автомобильных грузоперевозок в настоящее время конкуренция приобретает
качественно новые черты. С одной стороны, на фоне повышения затрат на перевозку, ужесточения требований к автотранспортным средствам повысились требования к качеству перевозочного процесса а, с другой, прослеживается тенденция на снижение размера фрахта за перевозку. Это обусловлено сложившейся ситуацией на рынке, а также другими экономическими причинами. В таких условиях снижение затратного механизма перевозок, а значит и повышение их эффективности является жизненно важной задачей.
В современных условиях роста специализации автотранспортные предприятия заинтересованы в получении объективной информации о состоянии парка подвижного состава и сервисных мощностей предприятия, а также в комплексной оценке эффективности их использования. Помимо этого производители и поставщики заинтересованы в установлении длительных взаимовыгодных контактов, где эксплуатант (автотранспортное предприятие) оптимизирует свой бизнес и зарабатывает все больше и больше, а производитель автомобильной техники получает устойчивую обратную связь, которая обеспечивает его объективной информацией о требованиях и потребностях потребителя его продукции.
Методика оценки состояния и эффективности использования парка подвижного состава и сервисных мощностей автотранспортного предприятия для определения его оптимального обеспечения транспортной ресурсной базой позволит существенно помочь автотранспортному предприятию как эксплуатанту техники в наиболее оптимальной ее эксплуатации и ремонту, а также обеспечит объективной информацией
производителей автотехники о потребностях и запросах автотранспортного предприятия как клиента в вопросах эксплуатации производимой продукции, модельного ряда, сервиса и ремонта автотранспорта.
Базой внедрения данной методики являются как само автотранспортное предприятие, так и аналитические службы поставщиков
автотранспортной техники и сервисных услуг, связанных с эксплуатацией автотранспорта.
Методика включает в себя шесть основных разделов.
Первый и второй раздел описывают методику сбора и систематизации информации. Первый раздел включает изучение внешней среды предприятия (начиная с анализа транспортной инфраструктуры: оценка качества дорожного
полотна, характеристик дорожной сети, далее -оценка объектов инфраструктуры и качества парка автотранспорта имеющегося в регионе, оценка потребности в автотранспортных услугах региона). Второй - изучение внутренней среды автотранспортного предприятия (производственноэкономический анализ).
Для начального этапа анализа организации обеспечения транспортной ресурсной базой автотранспортного предприятия необходимо провести классификацию автомобильного транспорта. Впоследствии данные группировки используются в третьем разделе для определения оптимальной структуры парка по маркам и моделям.
В рамках производственного анализа предполагается изучить, во-первых, структуру парка: его количественные и качественные
характеристики, марку/модель, дату выпуска, пробег, техническое состояние и пр. На основе систематизации данной информации определяются
автомобили, которые потенциально необходимо заменить в ближайшее время. Основными
определяющими факторами данной замены являются: срок эксплуатации (более 10 лет),
моральное старение; суммарный пробег, интенсивность эксплуатации за последние три года с разбивкой по годам, физический износ, коэффициент выпуска; техническое состояние (разукомплектация, консервация).
Во-вторых, необходимо оценить подробные схемы (карты) производственных участков, заводов, комбинатов, дороги, стоянки, места маневрирования (с указанием дорожного покрытия, дорожных
знаков, мостов и пр. ограничений), схемы ремонтных и сервисных мощностей автотранспортного предприятия. Изучение вышеуказанных материалов позволит установить основные требования к выбору автомобилей для замены, а также определить возможность организации автосервиса на существующих
ремонтных площадях автотранспортного
предприятия.
Основные изучаемые параметры,
оказывающие определяющее влияние на выбор
моделей автотранспорта:
— вид перевозимого груза;
— характеристика основных маршрутов;
— характеристика дорожного покрытия;
— имеющиеся погрузочно-разгрузочные мощности;
— зона эксплуатации транспорта
(городские дороги, производственные площадки, трассы федерального значения и пр.);
Параметры, оказывающие влияние на возможность организации сервиса:
— наличие специализированных
производственных помещений;
— расположение сервисных мощностей относительно зон, на которых находятся предприятия-потенциальные клиенты (крупные дороги, производственные предприятия и пр.);
— наличие возможности нанять квалифицированный персонал.
Наиболее важным этапом анализа внутренней среды предприятия является изучение статистической, финансово-экономической
информации и данных оперативного (оперативнотехнического) учета автотранспортного
предприятия Основными источниками информации анализа являются различные формы бухгалтерской, экономической, управленческой отчетности. Основная задача данного раздела анализа — определить финансовую состоятельность
предприятия — насколько способно предприятие финансировать обновление автопарка, и какие условия будут наиболее предпочтительны.
Анализ динамики финансовых результатов по цехам/видам транспорта позволяет выявить перспективные направления, где замена
автотранспорта будет наиболее экономически оправдана.
Основными показателями анализа
финансового состояния автотранспортного предприятия могут являться:
— динамика объемов выручки по
направлениям деятельности предприятия;
— динамика прибыли от реализованной
продукции по направлениям деятельности
предприятия;
— нераспределенная прибыль предприятия;
— классификация типов финансового состояния предприятия — Фс, Фт, Фо;
— финансирование деятельности
предприятия за счет собственных или заемных источников — и 1-4;
— показатели деловой активности —
длительность производственно-финансового цикла;
— рентабельность деятельности
предприятия.
Кроме того, необходимо провести более детальный анализ эффективности автоперевозок по направлениям деятельности и анализ затрат на содержание ремонтно-гаражной базы.
Анализ эффективности автоперевозок по направлениям деятельности проводится по следующим показателям (по видам
автотранспортных перевозок):
— объем и динамика автоуслуг в
натуральном выражении (маш.час, тн.км);
— объем и динамика выручки от
реализации автоуслуг;
— объем и динамика прямых производственных затрат перевозочного процесса (по статьям затрат);
— объем и динамика прибыли от
реализации автоуслуг;
— выручка от реализации автоуслуг, прямые производственные затраты (себестоимость), прибыль на объем автотранспортных услуг в натуральном выражении.
Анализ затрат на содержание ремонтногаражной базы проводится по стоимости нормо-часа. Анализ проводится по следующей схеме:
а) собираются данные — затраты по цеху/участку ремонта:
— фонд оплаты труда ремонтного персонала в том числе начисле-ния;
— затраты на содержание ремонтной базы: амортизация зданий и сооружений, оборудования, коммунальные платежи;
— прочие: расходные материалы и
запасные части к оборудованию, ремонт и содержание помещений.
б) собираются данные по персоналу ремонтного цеха/участка:
— общий фонд отработанного времени ремонтного персонала (табеля учета рабочего времени);
— средняя заработная плата.
В конце второго раздела проводится синтез результатов первого и второго раздела
исследований для подготовки более развернутых рекомендаций.
На основании обобщенных результатов первых двух разделов определяются важнейшие проблемы и состояние дел во внешней и внутренней среде автотранспортного комплекса предприятия.
Далее строится прогноз изменения основных влияющих факторов на эффективность автотранспортного комплекса предприятия на предстоящий год. Необходимо проанализировать возможные сценарии развития событий на рынке региона на среднесрочный период (три-пять лет).
Третий и четвертый раздел — это методика выработки рекомендаций по оптимизации технологии автоперевозок, обслуживания и ремонта автотехники. Основой для проведения оптимизации являются результаты анализа внешней и внутренней среды автотранспортного предприятия, а также сценарии развития событий на рынке региона на среднесрочный период.
Расчет потребности автотранспорта
производится исходя из имеющейся информации о потребности в перевозках автотранспортного
предприятия. Источниками информации расчетов являются:
— справка о транспортных потоках (маршрутах) и применяемых технологиях грузо- и пассажироперевозок;
— показатели объема транспортных услуг;
— хронометражи и калькуляции маршрутов.
Расчет потребности автотранспорта
проводится на основании двух подходов:
1. Исходя из необходимых машино-часов
для осуществления транспортной работы. Машино-час (транспортное время) — это суммарная
продолжительность процесса перевозки груза (пассажиров), выполняемого за один транспортный цикл [6]. Чаще всего покупатель автотранспортных услуг (промышленное предприятие) определяет время, с какого по какое ему необходимо перевести груз с определенными характеристиками или пассажиров, при этом он не может точно определить время погрузки-выгрузки, так как данное время не пронормировано по технологическим или управленческим причинам. В основном автотранспорт по такой схеме используется при вспомогательном производственном процессе, например, при перевозке проб металла, вспомогательного сырья, а также в пассажирских перевозках.
2. Исходя из объема груза с определенными характеристиками, расстояния, на которое необходимо перевести груз и четко нормируемого транспортного процесса (скорость погрузки-выгрузки, средняя скорость движения) [3]. По такой схеме транспорт используется в основном технологическом процессе, например при перевозке угля, породы по угольному разрезу, перевозке шлака от доменной печи на шлаковый отвал, перевозке от центрального склада до склада производственного участка и пр.
Основными факторами, которые должны учитываться при характеристике грузов, являются:
1) способ погрузки и выгрузки;
2) условия перевозки и хранения;
3) возможность использования грузоподъемности подвижного состава;
4) их сохранность при перевозке;
5) степень опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании.
При подведении итогов и подборе/замене транспорта необходимо учитывать следующие факторы. При выборе подвижного состава необходимо обеспечить создание оптимального и максимально-производительного парка при
минимальной себестоимости перевозок.
Многомарочность парка повышает эффективность перевозок, одновременно приводит к усложнению и удорожанию содержания, технического
обслуживания и ремонта автомобилей [2].
В пятом разделе представлены конкретные рекомендации по способам приобретения автотехники в зависимости от режимов эксплуатации, сроков окупаемости и перспектив развития бизнеса.
Необходимо провести стоимостную оценку и сравнение затрат по вариантам приобретения автотехники. Основными вариантами приобретения автотехники могут являться:
1) прямая покупка — приобретение машин
путем отвлечения свободных денежных средств предприятия [8], разовые затраты на полную стоимость автотранспорта, наиболее
предпочтителен при малых сроках окупаемости до
1,5 года и при отсутствии у предприятия других более окупаемых проектов;
2) покупка в кредит — приобретение
автотранспорта путем привлечение кредитных ресурсов [8], затраты на привлечение и
обслуживание кредита, равномерные
уменьшающиеся платежи, наиболее предпочтителен при малых сроках окупаемости, при отсутствии у предприятия свободных денежных ресурсов;
3) покупка в лизинг — приобретение
транспорта путем равномерных платежей в течение срока лизинга 3-5 лет [8], предпочтителен при необходимости оптимизации налога на прибыль (увеличивает себестоимость на сумму автомобиля и сопутствующих платежей по обслуживанию лизинга
— аналог процентов по кредиту), позволяет обеспечить более равномерный денежный поток, при сроках окупаемости более 1,5 лет.
В шестом разделе приведены конкретные примеры рекомендаций по организации управления автотранспортом, управленческому учету, анализу и контролю за производственным комплексом.
Таким образом, описанные методы и теоретические основы проведения комплексного обследования автотранспортного предприятия для определения его обеспечения транспортной ресурсной базой могут быть использованы для оптимизации деятельности автотранспортных предприятий и конфигурирования транспортных
подразделений крупных промышленных
предприятий.
Литература
1. Аналитический бюллетень. Машиностроение:
тенденции и прогнозы. Выпуск 1. Итоги 2010 года //
«РИА-Аналитика». Центр экономических
исследований. 2010. М1р:/М(1-
1.rian.ru/ig/ratings/b_mash1.pdf.
2. Бачурин, А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий / А. А. Бачурин. — М.: Академия, 2005. — 386 с.
3. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 560 с.
4. Ерохин, А. Сколько стоит содержание КамАЗа (КамАЗ-65111, КамАЗ-65115) / А. Ерохин // Грузовик Пресс. — 2004. — №1-2. — С. 12-14.
5. Медведева, В. Р., Кранатов, А. Е. Логистизация бизнес-процессов как фактор повышения эффективности управления материальными потоками и производственной деятельностью (на примере ОАО «КАМАЗ») / В. Р. Медведева, А. Е. Кранатов // Вестник Казан. технол. ун-та. — 2011. — №24.. — С. 63-71.
6. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.
7. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Под ред. В. А. Зорина. — М.: Академия, 2005. — 512 с.
8. Рикошинский, А. Транспорт и парк в 2006 году /А. Рикошинский // Грузовик Пресс. — 2007. — №4. — С. 2729.
© Н. В. Воронова - асс. каф. экономики КНИТУ, [email protected].