Научная статья на тему 'Обоснование расчётных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд по условию прочности на территории Западной Сибири'

Обоснование расчётных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд по условию прочности на территории Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
226
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Ефименко С. В.

Приведена методическая схема районирования территории Западной Сибири, уточнена дислокация границ II III и III IV дорожно-климатических зон. Показаны особенности формирования состава и свойств глинистых грунтов на территории Западной Сибири. Отражена схема и результаты исследований расчётных показателей свойств грунтов, применяемых при проектировании дорожных одежд по условию прочности на территории Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Ефименко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование расчётных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд по условию прочности на территории Западной Сибири»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, МЕТРОПОЛИТЕНОВ, АЭРОДРОМОВ, МОСТОВ И ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЕЙ

УДК 624.131.22.001.5:625.855.3.001.2 (571.1)

С. В. ЕФИМЕНКО,

ТГАСУ, Томск

ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ХАРАКТЕРИСТИК ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД ПО УСЛОВИЮ ПРОЧНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Приведена методическая схема районирования территории Западной Сибири, уточнена дислокация границ II - III и III - IV дорожно-климатических зон. Показаны особенности формирования состава и свойств глинистых грунтов на территории Западной Сибири. Отражена схема и результаты исследований расчётных показателей свойств грунтов, применяемых при проектировании дорожных одежд по условию прочности на территории Западной Сибири.

Опыт эксплуатации автомобильных дорог, расположенных на территории Западной Сибири во II, III и IV дорожно-климатических зонах, свидетельствует, что срок службы дорожных одежд нежёсткого типа несколько ниже, чем в европейской части России [1]. К сожалению, действующие в настоящее время нормы проектирования автомобильных дорог не учитывают в полной мере особенностей природно-климатических условий отдельных территорий России [2]. Поэтому затраты на содержание транспортных сооружений в ряде регионов, например, в Западной Сибири, несколько выше, чем в европейской части России, где были проведены основные исследования свойств грунтов для дорожного строительства [3].

По мнению ряда специалистов [1, 4], существующее дорожно-климатическое районирование нельзя признать полностью удовлетворяющим требованиям по обеспечению качества проектирования и строительства автомобильных дорог. Каждая дорожно-климатическая зона, особенно II, имеет огромную протяженность с Запада на Восток и является единым географическим целым, но объединяет районы с различными климатическими условиями, в частности, с различными по температуре воздуха и продолжительности зимами. От этих природных факторов зависит величина зимнего влагонакопления и морозного

© С.В. Ефименко, 2007

пучения грунтов рабочего слоя земляного полотна, что в основном определяет необходимость, применения того или иного мероприятия, обеспечивающего устойчивость дорожной конструкции в целом.

Исследовательские работы в области проектирования и строительства автомобильных дорог в сложных малоизученных природных условиях свидетельствуют, что рациональный учёт региональных факторов при уточнении дорожно-климатического районирования с целью обеспечения эксплуатационной надёжности земляного полотна и дорожных одежд должен предусматривать следующие этапы [4]:

- тщательное изучение местных природных условий применительно к территории конкретного административного образования и выявление особенностей зональных факторов по сравнению с ранее изученными условиями. Отмеченный этап работ включает подбор и анализ материалов отраслевого картографического районирования (климатического, растительного, гидрогеологического, геоморфологического, инженерно-геологического);

- выделение отдельных дорожных районов с присвоением им номера на основе анализа и обобщений зональных и интразональных признаков, внутри существующих дорожно-климатических зон и с уточнением, при необходимости, границ последних;

- обоснование (уточнение) и назначение дли территорий отдельных дорожных районов с учётом их зональной, интразональной и региональной дифференциации комплекса расчётных значении характеристик грунтов и материалов, конструкций, технических требований и др. для проектирования и строительства прочных и устойчивых конструкций земляного полотна и дорожных одежд.

В связи с этим специалистами кафедры автомобильных дорог Томского государственного архитектурно-строительного университета, был проведён комплекс работ по уточнению границ дорожно-климатических зон и выделению дорожных районов на территории Томской, Тюменской, Новосибирской областями и Алтайским краем (II, III и IV дорожно-климатические зоны по СНиП 2.05.02-85) [2, 5]. При этом в процессе исследований установлено, что границы дорожно-климатических зон могут существенно смещаться относительно отраженных в СНиП 2.05.02-85 [6].

За основу разделения территории Западной Сибири при дорожном районировании принята таксономическая система: зона - подзона - район [4]. При этом дорожный район представляет собой генетически однородную территорию, характеризуемую типичными, свойственными только ей климатом, геологией, рельефом местности и другими геофизическими элементами, внутри которой однотипные дорожные конструкции (земляное полотно и дорожные одежды) должны характеризоваться примерно однородной прочностью (способностью выдержать нагрузки без нарушения их сплошности) и устойчивостью (способностью изменять свое состояние так, чтобы связанные с этими изменениями деформации не превосходили допустимые) [1, 2].

Существенное влияние на формирование физико-географической среды оказывают тепло и влага, которые во взаимосвязи с другими геофизическими элементами (рельеф, геология и др.) находятся в непрерывном процессе изме-

нений. Для характеристики увлажненности территории исследования был принят гидротермический коэффициент Селянинова. При подсчете гидротермических коэффициентов (ГТК) для географических зон получены значения, которые можно ориентировочно распространить и на дорожно-климатические зоны: II - ГТК > 1,40; III - ГТК = 1,00-1,40; IV - ГТК = 1,00-0,50.

По рельефу территория Западной Сибири (Томская, Тюменская, Новосибирская области и Алтайский край) в зависимости от частоты чередования отметок разделена на 5 типов. Первый тип рельефа - равнинный, второй и третий - слабохолмистый и холмистый, четвертый и пятый - гористый и горный.

Например, в Алтайском крае выделено три подзоны - равнинная, холмистая и гористая. На территории избыточно увлажнённой, лесной II дорожно-климатической зоны назначено две подзоны - холмистая и гористая. К гористой подзоне отнесены два дорожных района [7].

Зона лесостепи со значительным увлажнением в отдельные годы объединяет по типам рельефа три подзоны - равнинную, холмистую и гористую. Три дорожных района включены в равнинную подзону. Два дорожных района выделены по характеристикам холмистой подзоны и один - гористой.

Степная зона с незначительным увлажнением, по-нашему мнению, включает одну подзону по типам рельефа - равнинную. В равнинной подзоне расположены два дорожных района.

Граница II и III дорожно-климатических зон проходит по линии перехода лесной зоны избыточного увлажнения в лесостепную зону со значительным увлажнением в отдельные годы. В меридиальном направлении соединяет пункты Мартыново, Целинное, Бийск, Сорокино, Ануйское, Солоновка до пересечения Топчихинского и Хабарского районов с границей республики Алтай.

Граница III и IV дорожно-климатических зон, соответствующая линии перехода лесостепной зоны со значительным увлажнением в отдельные годы в степную зону с незначительным увлажнением, проходит в меридиальном направлении с Севера на Юг через пункты Коротояк, Верх-Чуманка, Бобров-ка, Поспелиха, Рубцовск, граница с Казахстаном.

Детальное исследование природных и климатических условий на территории Западной Сибири позволили уточнить дислокацию границ II - III и III - IV дорожно-климатических зон (рис. 1). В пределах уточнённых границ зон выделены дорожные районы, которые характеризуются однородностью геофизических факторов [2].

Для выделенных на территории Томской, Тюменской, Новосибирской областей и Алтайского края дорожных районов был выполнен комплекс исследований по обоснованию расчётных характеристик грунтов земляного полотна для проектирования нежёстких дорожных одежд по условию прочности.

Платформенный режим развития Западно-Сибирской плиты и преобладание относительных опусканий в новейший этап её развития обусловили практически повсеместное накопление достаточно мощных горизонтально залегающих толщ преимущественно песчано-глинистых, слаболитифициро-ванных пород. Состав и строение толщ отдельных комплексов этих отложений определяются, главным образом, их генезисом, возрастом и неотектонической обстановкой времени фор-

мирования осадков. Главные же особенности современного состояния отложений обусловлены, в первую очередь, современным их пространственным положением, с которым связаны характер теплообеспеченности и увлажненности территории, а также степень её расчлененности и дренированности. Совокупное влияние этих главнейших параметров обусловило, в конечном итоге, все современные инженерно-геологические особенности и закономерности пространственной изменчивости пород региона.

Рис. 1. Карта дорожно-климатического районирования территории Алтайского края, полученная по результатам исследований

II, III, IV - дорожно-климатические зоны; Р, Х, Г - подзона по типу рельефа (равнинный, холмистый, гористый); 1-3 - номера дорожных районов

Разрез новейших отложений территории Западной Сибири представлен переслаиванием различных по дисперсности песчаных и глинистых пород, встречающихся во всех районах региона. В то же время одинаковые по дисперсности породы исследователи фиксируют в разрезах различных по возрасту и генезису отложений [8].

Е.М. Сергеев и А.В. Минервин [9], изучая верхнюю часть отложений территории Западной Сибири, обращают внимание на широкое распространение облессованных пород различного возраста и генезиса. Для этих пород характерны лессовидный облик, распространение на обширной территории, залегание на разных геоморфологических уровнях и элементах рельефа, а также на различных в генетическом и стратиграфическом отношениях породах.

Облессованные породы встречаются практически повсеместно и на породах неогенового возраста, и на современных. Общим для них является желтовато-палевый цвет, высокая пористость (до 40 %) и содержание частиц крупной пыли больше 40 %. При этом отмечается зависимость распространения лессовидных отложений от петрографического состава субстрата. Сред-

неплейстоценовые лессовидные породы Приобского плато обладают максимальной дисперсностью и относятся, по классификации С. С. Морозова [10], к тяжелым лессовидным суглинкам. Верхнеплейстоценовые породы, слагающие верхний ярус покровной толщи, содержат частицы крупной пыли свыше 75 %, а в минералогическом составе глинистой фракции преобладают гидрослюда и каолинит, в нижнем ярусе в этой фракции преобладают монтмориллонит и выветрелые гидрослюды. Генетический характер пород, подстилающих лессовидный покров, сказывается на строении и текстурных особенностях пород лессовидного покрова.

Изменение химико-минералогического состава и состава обменных катионов породы в процессе выветривания в разных условиях происходит по-разному. При постоянном промывании породы в условиях подзолистой зоны (кислая среда) и выносе обменного калия из решетки глинистых минералов и замене его водородом гидрослюдистые минералы превращаются в монтмориллонит и свободно выносятся из породы током промывных вод. Этот процесс приводит также к относительному увеличению содержания частиц пыли.

Сравнительные данные о составе пород в элювиальной зоне и пород, не затронутых выветриванием, а также результаты полевых наблюдений позволили специалистам [9] прийти к выводу, что породы покровной толщи Западно-Сибирской низменности, обладающие рядом черт лессовых пород, образовались под действием процессов выветривания и почвообразования в поверхностной толще пород путем изменения химико-минералогического и гранулометрического составов, структуры и текстуры.

При этом наиболее вероятно, что благоприятным субстратом для образования лёссового элювия стали пылеватые супеси и суглинки, длительное время подвергавшиеся выветриванию. На существенность последнего условия указывает отсутствие лессовидного покрова на супесчано-глинистых породах первой надпойменной террасы Оби.

Комплексные лабораторные испытания образцов грунта, суглинка среднего пылеватого, отобранных на правобережье р. Томь в районе пос. Лоскуто-во [8], показали что исследуемый грунт существенно неоднороден по составу

(отношение А60 = 114). Состав анионов глинистой части грунтов позволяет

d40 ’

косвенно судить об их водно-физических свойствах. В данном случае, сравнительно низкое содержание в составе группы анионов ионов хлора (в сопоставлении с бикарбонат-ионами НСО-3, а также сульфат-ионами 80-4) [8] указывает на низкую водопроницаемость глинистого грунта.

Анализ концентрации минералов в исследуемом образце суглинка позволил установить, что кристаллические составляющие поликомпонентной системы включают кварц (60,7 %), плагиоклаз (15,4 %), монтмориллонит (14,5 %), а также кальцит, хлорит и микроклинит, суммарная интенсивность дифракционных отражений которых приблизительно равна 3 %. Данные рентгеновского анализа препаратов, приготовленных из суглинка среднего пылеватого, позволяют предположить, что структура основных глинистых минералов - гидрослюды, монтмориллонита и каолинита смешанослойная, неоднородная по соотношению переслаивающихся текстур [8].

Исследования минералогического состава грунтов, выполненные проф. В. И. Коробкиным [11] на территории Европейской части России (Саратовская и Самарская области), показали, что в глинистых фракциях пород содержатся гидрослюды, монтмориллонит, хлорид, каолинит, смешанно-слойные минералы, кварц, окислы и гидрослюды железа и алюминия, цеолиты. Доминируют в изученных разрезах гидрослюды типа иллита - их редко содержится менее 50 %, они сильно гидратированы, могут быть авто - и аллохтонными. Обычно содержание монтмориллонита, вместе с набухающими слоями смешаннослойных минералов - 20-30%, единичны случаи, когда его менее 10 % и более 50 %. Каолинита мало, до нескольких процентов, в основном, аллохтонный, но есть и хорошо ограненные псевдокристаллы, которые могли возникнуть в обстановке заболачиваемости за счёт разложения монтмориллонита [11].

Приведённые сведения свидетельствуют, что различные возраст, генезис поверхностных отложений, избирательность процессов выветривания при формировании покровных пород обусловливают особенности и различия в составе, состоянии, структуре, текстуре пород, слагающих верхний горизонт ЗападноСибирской низменности и некоторых районов Европейской части России.

Анализ рассмотренных выше работ [9] и результаты испытания свойств глинистых пород, встречающихся в верхнем горизонте Западно-Сибирской низменности, свидетельствуют о необходимости более тщательного изучения их водно-физических, прочностных и деформативных характеристик, для обеспечения требуемого уровня надёжности проектируемых транспортных сооружений. В связи с этим специалистами кафедры автомобильных дорог Томского государственного архитектурно-строительного университета был проведён комплекс полевых и лабораторных исследований состава и свойств глинистых грунтов рабочего слоя земляного полотна в природных условиях Западно-Сибирского региона [12].

Сеть автомобильных дорог на территории Западной Сибири распространена неравномерно. Наибольшая её протяжённость наблюдается в районах с развитой промышленностью и сельским хозяйством. Поэтому натурные измерения влажности грунтов земляного полотна, а также характеристик прочности и деформируемости можно выполнить не для всех территорий региона. В этой связи назначение расчётной влажности глинистых грунтов земляного полотна автомобильных дорог осуществлено путём теоретического моделирования [5].

Процессы миграции и влагонакопления в земляном полотне отражены в работах профессоров-дорожников И.А. Золотаря, Н.А. Пузакова, В.М. Си-денко, М.Б. Корсунского, В.И. Рувинского и А.И. Ярмолинского и др. Разработанные ими методы прогноза, влажности и других свойств грунтов земляного полотна, как правило, предназначены для конкретных природноклиматических условий и не могут применяться повсеместно. Сопоставление результатов определения влажности глинистых грунтов земляного полотна на основе прогноза и по фактическим наблюдениям [8] позволили принять в исследованиях метод проф. И.А. Золотаря как базовый.

Сущность этого метода заключается в последовательном прогнозировании осенней и весенней влажности грунта земляного полотна с учётом: харак-

тера увлажнения земляного полотна; глубины расположения грунтовых вод осенью; возвышения верха земляного полотна Нв над уровнем грунтовых вод, см; коэффициента влагопроводности грунта земляного полотна; продолжительности периода осеннего влагонакопления твл, которую устанавливают с учётом метеорологических характеристик района; особенностей конструкции дорожной одежды; характеристики скорости промерзания дорожной конструкции.

Математическая модель назначения расчётной влажности глинистых грунтов земляного полотна для 2, 3 типов местности по увлажнению, разработанная проф. И.А. Золотарём была уточнена нами в части определения скорости их промерзания в условиях Западной Сибири.

Для определения расчетной влажности грунта в условиях глубокого залегания грунтовых вод применена зависимость, предложенная проф. В.Н. Ефименко [13], позволяющая учитывать температурно-влажностный режим отдельных дорожных районов.

Всего было обследовано более 50 титулов автомобильных дорог Западной Сибири, для которых осуществлено около 150 штамповых испытаний конструкций дорожных одежд и земляного полотна, отобраны пробы грунтов для лабораторных испытаний.

Полевые и лабораторные исследования позволили установить состав и свойства грунтов рабочего слоя земляного полотна автомобильных дорог. Рабочий слой земляного полотна автомобильных дорог региона исследований слагают в основном глинистые грунты - пылеватые супеси и суглинки.

Для оценки возможности объединения результатов исследований однотипных видов грунтов, установленных на территориях административных образований, была выполнена статистическая обработка экспериментальных данных [14].

Статистическая обработка включала в себя оценку совокупностей значений, полученных в процессе испытаний, на присутствие «выскакивающих» вариантов и проверку возможности объединения серий испытаний в один статистический ряд.

При этом было установлено, что 3 % экспериментально полученных данных необходимо выбраковать, как ошибочные или не относящиеся к генеральной совокупности.

Вследствие объединения рядов результатов наблюдений были установлены функциональные зависимости Егр, фгр и сгр = /(Жот) для супесей пылеватых, суглинков лёгких пылеватых и суглинков тяжёлых пылеватых. Эти зависимости лучше всего аппроксимируются экспоненциальной кривой (рис. 2).

В частности, модуль упругости супеси пылеватой может быть представлен в виде уравнения:

Ер = 10,923 + 3771,467 • е~9,76Жот , (1)

где Егр - модуль упругости грунта, МПа; Wm - относительная влажность грунта рабочего слоя земляного полотна, д.ед.

Теснота связи между исследуемыми параметрами составила Я = 0,92, что дает основание для использования уравнения (1) при определении расчетных значений модуля упругости для суглинистых грунтов рабочего слоя земляного полотна на территории Западной Сибири.

0,45 0,50 0,55 0,60 0,65 0,70 0,75

Относительная влажность грунта

Рис. 2. График зависимости модуля упругости в глинистом грунте (суглинок лёгкий пылеватый) земляного полотна от его относительной влажности

Результаты исследований позволили рекомендовать значения характеристик влажности, прочности и деформируемости глинистых грунтов для выделенных на территории Томской, Тюменской, Новосибирской областей и Алтайского края дорожных районов в виде таблиц. Например, в табл. 1 приведены значения характеристик глинистых (суглинки легкие и тяжелые, глины) грунтов земляного полотна для участков дорог с 1 типом местности по увлажнению, на территории Алтайского края. В табл. 2 отражены значения характеристик грунтов для 2 и 3 типов местности по увлажнению для одного из дорожных районов Алтайского края.

Таблица 1

Расчетные значения характеристик глинистых грунтов (пылеватые суглинки и супеси) рабочего слоя земляного полотна в условиях 1 типа местности по характеру и степени увлажнения для дорожных районов выделенных на территории и Алтайского края

Индекс дорожного района Административный пункт Влажность ^р, в долях от ШТ, Модуль упругости Егр, МПа Угол внутреннего трения Фгр, град. Удельное сцепление Сгр, МПа

ІІ.Г.1 Солонешное 0,83 14,71 7,90 0,040

ІІ.Х.1 Бийск 0,82 15,56 9,02 0,041

III.P1 Алейск 0,62 27,08 20,83 0,062

Камень-на-Оби 0,59 30,18 22,97 0,067

Ребриха 0,70 22,66 17,10 0,055

ІІІ.Г.2 Краснощеково 0,73 21,62 16,08 0,053

ІІІ.Х.1 Ельцовка 0,78 18,16 12,27 0,046

Окончание табл. 1

Индекс дорожного района Административный пункт Влажность Гр, в долях от ГТ, Модуль упругости Егр, МПа Угол внутреннего трения Фгр, град. Удельное сцепление Сгр, МПа

ІІІ.Х.2 Заринск 0,85 18,48 12,65 0,047

ІІІ.Р.1 Чарышское 0,79 19,94 14,31 0,050

ІІІ.Р.2 Барнаул 0,69 23,18 17,58 0,056

Тальменка 0,67 24,34 18,62 0,058

ІУ.Р.1 Славгород 0,42 61,91 41,27 0,100

ІУ.Р.2 Волчиха 0,46 63,08 35,54 0,091

Рубцовск 0,47 65,53 34,75 0,089

Таблица 2

Расчетные значения характеристик глинистых грунтов (суглинок пылеватый) земляного полотна для участков дорог в условиях 2 и 3 типов местности по характеру и степени увлажнения, на примере Змеиногорского района Алтайского края

Коэффициент лагопроводност К1, см2/час Уровень грунтовых или поверхностных вод от верха земляного полотна НВ, м Расчетные значения показателей грунта

весенняя влажность в долях от ГТ, ГРВЕС модуль упругости Егр, МПа угол внутреннего трения Фгр, град удельное сцепление Сгр, МПа

1 0,5 0,79 19,8 14,14 0,049

1,0 0,74 21,5 15,93 0,052

1,5 0,65 25,2 19,37 0,059

2,0 0,60 28,8 22,10 0,064

2,5 0,58 31,1 23,55 0,067

1,5 0,5 0,82 19,2 13,51 0,048

1,0 0,76 20,8 15,26 0,051

1,5 0,67 24,4 18,70 0,058

2,0 0,59 30,0 22,87 0,066

2,5 0,59 30,0 22,87 0,066

2 0,5 0,84 18,8 12,98 0,047

1,0 0,77 20,3 14,71 0,050

1,5 0,68 23,8 18,11 0,056

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2,0 0,63 27,0 20,79 0,062

2,5 0,60 29,1 22,29 0,065

2,5 0,5 0,86 18,4 12,53 0,046

1,0 0,79 19,9 14,22 0,049

1,5 0,69 23,2 17,60 0,055

2,0 0,63 26,4 20,30 0,061

2,5 0,61 28,4 21,79 0,064

Отметим, что результаты экспериментальных исследований по определению характеристик прочности и деформируемости глинистых грунтов в южной части Западной Сибири свидетельствуют о различиях (иногда существенных) со значениями, приведёнными в ОДН 218.046-01 [15]. Так, фактические значения расчётной влажности глинистых грунтов выше на 7-10 % (в зависимости от типа местности по характеру и степени увлажнения) приведённых в ОДН 218.046-01 «Проектирование нежёстких дорожных одежд». Рекомендованные ОДН 218.046-01 значения угла внутреннего трения (фгр) завышены на 17-32 % по сравнению с результатами фактических исследований. Значения удельного сцепления (Сгр), приведённые в ОДН 218.046-01 для супесей, завышены на 14-28 %, а для суглинков занижены на 13-24 %. Значения модуля упругости (£гр) глинистых грунтов по сравнению с расчётными величинами, полученными в результате фактических наблюдений, завышены на 25-30 %.

Библиографический список

1. Водно-тепловой режим земляного полотна и дорожных одежд/ под ред. И.А. Золотаря, Н.А. Пузакова, В.М. Сиденко. - М. : Транспорт, 1971. - 416 с.

2. Ефименко, В.Н. Теоретическое обоснование дорожно-климатического районирования территории Юго-Востока Западной Сибири / В.Н. Ефименко, С.В. Ефименко // Вестник Том. гос. архит.-строит. ун-та. - Томск, 2001. - № 2 - С. 5-9.

3. Ефименко, С.В. Исследования состава и свойств глинистых грунтов районов Западной Сибири для назначения их расчётных характеристик / С.В. Ефименко // Вестник Том. гос. архит.-строит. ун-та. - Томск, 2005. - № 1(10) - С. 213-220.

4. Сиденко, В.М. Автомобильные дороги (Совершенствование методов проектирования и строительства) / В.М. Сиденко, О.Т. Батраков [и др.]. - Киев : Будшельник, 1973. - 278 с.

5. Ефименко, В.Н. Методические основы дорожно-климатического районирования территории Юго-Востока Западной Сибири / В.Н. Ефименко // Известия вузов. Строительство, 2002. - № 10. - С. 87-90.

6. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. - М. : ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56 с.

7. СТП - ГУП «Алтайавтодор» 32-03-2001. Расчётные значения характеристик глинистых грунтов земляного полотна для проектирования по условиям морозоустойчивости и прочности нежёстких дорожных одежд автомобильных дорог Алтайского края. - Барнаул, 2001. - 28 с.

8. Полищук, А.И. Расчётные значения характеристик глинистых грунтов для проектирования автомобильных дорог / А.И. Полищук, С.В. Ефименко // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2005. - № 8. - С. 66-71.

9. Сергеев, Е.М. Сущность процесса облессования в подзолистой зоне / Е.М. Сергеев, А.В. Минервин // Вестник Моск. ун-та. Сер. геол., 1960. - № 3.

10. Морозов, С.С. Новое решение в проблеме лёсса / С.С. Морозов // Ученые зап. МГУ. Сер. грунтоведение. - 1951. - Кн. 2. - Вып. 149.

11. Коробкин, В.И. Литология и условия образования плиоцен-четвертичных пылеватоглинистых отложений Европейской части России. Дисс ... д-ра геолого-минерал. наук. Новочеркасск, 1993. - 60 с.

12. Ефименко, В.Н. Обеспечение эксплуатационной надёжности автомобильных дорог в природных условиях Сибири / В.Н. Ефименко // Дороги России XXI в. - 2004. -№ 1(17). - С. 87-89.

13. Ефименко, В.Н. Дорожно-климатическое районирование территории юго-восточной части западной Сибири / В.Н. Ефименко // Разработка рациональных методов проекти-

рования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов: сб. статей / под ред. В.М. Картапольцева. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. - C. 14-23.

14. Ефименко, СВ. Штамповые испытания грунтов земляного полотна автомобильных дорог территории Юга Западной ^бири / C.В.Ефименко // Проблемы проектирования, строительства и эксплуатации фундаментов, мостов и автомобильных дорог. Механизация строительства. Oхpaнa окружающей среды: материалы Российской науч.-техн. конф. - Пермь, 2004. - C. 70-75.

15. OflP 218.046-01 Проектирование нежёстких дорожных одежд / Гос. служба дор. хоз-ва м-ва транспорта Российской Федерации. - М., 2001. - 148 с.

S.V. EFIMENKO

SUBSTANTIATION OF CALCULATION VALUES OF CLAY SOILS CHARACTERISTICS FOR PAVEMENTS DESIGNING ACCORDING TO CONDITION OF DURABILITY ON THE WEST SIBERIA TERRITORY

The methodical scheme of the West Siberia territory zoning is given and dislocation of II-III and III-IV boarders of the road - climatic zones is specified. The peculiarities of composition forming and nature of clay soils in the West Siberia territory are shown. The scheme and investigation results of the calculated indices of nature of clay soils used in the process of pavements designing according to condition of durability on the West Siberia territory are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.