Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ СОЗДАНИЯ ОБОРОННОГО НАУЧНОГО ЗАДЕЛА'

ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ СОЗДАНИЯ ОБОРОННОГО НАУЧНОГО ЗАДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
107
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ / ПРОГНОЗНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ОБОРОНА СТРАНЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИСХОДНЫХ ДАН / fundamental / predictive and exploratory research / priority areas / national defense / state security / unified source data system

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Корчак В.Ю., Реулов Р.В., Стукалин С.В., Пронин А.Ю.

Приводится анализ основных документов, определяющих приоритеты научно-технологического развития в Российской Федерации, показана их взаимосвязь. Рассмотрены организационные и методические аспекты формирования перечня приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF PRIORITIES FOR THE CREATION OF DEFENSE SCIENTIFIC RESERVE

The analysis of the main documents defining the priorities of scientific and technological development in the Russian Federation is carried out and their interrelation is shown. The organizational and methodological aspects of forming a list of priority areas of fundamental, predictive and exploratory research in the interests of national defense and state security are considered. This list is a normative document containing the key areas of scientific research in the state armament program. In order to respond effectively to the challenges of potential opponents, it is necessary to promptly use breakthrough scientific ideas, which, as a rule, are born as a result of fundamental and exploratory scientific research. In this regard, the correct choice of priorities in conducting defense FPER seems to us to be the most important task. The organizational and methodological approach developed by us allows us to select from the entire initial set of proposals those studies whose implementation will ensure the promising development.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ СОЗДАНИЯ ОБОРОННОГО НАУЧНОГО ЗАДЕЛА»

Обоснование приоритетов создания оборонного научного задела

Приводится анализ основных документов, определяющих приоритеты научно-технологического развития в Российской Федерации, показана их взаимосвязь. Рассмотрены организационные и методические аспекты формирования перечня приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства

B.Ю. Корчак1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, д-р экон. наук, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, korchak.v@mail.ru

Р.В. Реулов2

ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, канд. техн. наук, доцент

C.В. Стукалин3

ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, канд. техн. наук, доцент

А.Ю. Пронин4

ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, канд. техн. наук, доцент

1 ведущий аналитик Инновационного технологического центра Комплекса научной политики, Москва, Россия

2 начальник центра, Москва, Россия

3 начальник отдела, Москва, Россия

4 заместитель начальника отдела, Москва, Россия

Для цитирования: Корчак В.Ю., Реулов Р.В., Стукалин С.В., Пронин А.Ю. Обоснование приоритетов создания оборонного научного задела // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 9-10. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-42-51

ключевые слова

фундаментальные, прогнозные и поисковые исследования, приоритетные направления, оборона страны, безопасность государства, единая система исходных данных

различным аспектам создания оборонного научного задела авторы уже не раз обращались в своих статьях [1-4], в том числе опубликованных в журнале «Компетентность» [1, 2, 4]. В частности, в статье [1] отмечалось, что определение приоритетных направлений научных исследований на средне- и долгосрочную перспективу является одним из основных средств управления развитием науки, технологий и техники. В настоящей статье авторы показывают взаимосвязь действующих в нашей стране документов, определяющих приоритеты научно-технологического развития, а также предлагают организационно-методический подход к формированию перечня приоритетных направлений (ПН) фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований (ФППИ) в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основные документы, определяющие приоритеты научно-технологического развития

Существенную роль в системе приоритетов научно-технологического развития нашей страны играют приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечни критических технологий (КТ) федерального и ведомственного уровней. На федеральном уровне разрабатывается перечень критических технологий РФ. Примерами перечней ведомственного уровня являются перечень базовых и критических военных технологий (ПБКВТ), перечень базовых и критических промышленных технологий (ПБКПТ) и перечень приоритетных направлений ФППИ в интересах

обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — Перечень). Последний является аналогом ПБКВТ для стадии оборонных фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований.

Действующая редакция приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, включающая 8 ПН, утверждена Указом Президента РФ от 7.07.2011 № 899 [5]. Согласно пояснительной записке к проекту данного указа [6], под приоритетным понимается тематическое направление научно-технологического развития межотраслевого (междисциплинарного) значения, способное внести наибольший вклад в обеспечение безопасности страны, ускорение экономического роста, повышение конкурентоспособности за счет развития технологической базы экономики и наукоемких производств. То есть обеспечение безопасности страны в различных ее проявлениях является одним из приоритетов научно-технологического развития. К числу приоритетных направлений, имеющих непосредственное отношение к укреплению обороны страны и безопасности государства, относятся «перспективные виды вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ)» и «безопасность и противодействие терроризму».

Оборонная составляющая приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ была еще более усилена, согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.12.2015 № 623 «О Национальном центре развития технологий и базовых элементов робототехники» [7], введением дополнительного пункта — «ро-бототехнические комплексы (системы)

военного, специального и двойного назначения».

Одним из основных инструментов государственной политики страны в области развития отечественной науки и технологий является также перечень критических технологий Российской Федерации. Действующая редакция перечня, включающая 27 позиций, была утверждена, как и ПН развития науки, технологий и техники, Указом Президента РФ от 7.07.2011 № 899 [5]. Согласно [6] под КТ в данном документе понимается комплекс межотраслевых (междисциплинарных) технологических решений, которые создают предпосылки для дальнейшего развития различных тематических технологических направлений, имеют широкий потенциальный круг конкурентоспособных инновационных приложений в разных отраслях экономики и вносят в совокупности наибольший вклад в реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Первой позицией перечня КТ являются «базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов ВВСТ». Ряд позиций перечня (связанных с материалами, веществами, источниками энергии, нано-, био-, информационными, когнитивными технологиями и др.) имеет значительный потенциал для двойного (гражданского и военного) применения и открывает широкие перспективы совместной деятельности Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Нормативным документом, определяющим приоритетные направления создания научно-технического задела (НТЗ) для перспективного и нетрадиционного вооружения, является перечень базовых и критических военных технологий. Под базовой военной технологией (БВТ) в данном случае понимается совокупность знаний о методах, способах решения задач в определенной сфере военной деятельности с использованием вооружения и технических средств [8, 9]. Развитие каждой

БВТ предполагает проведение научных исследований и разработок, направленных на повышение эффективности решения военно-технических задач (ВТЗ) и совершенствование вооружения и технических средств в данной области. Например, базовая технология «разведка» объединяет знания по методам решения задач разведывательной деятельности, а ее развитие предполагает проведение научных исследований и разработок по совершенствованию этих методов и технических средств разведки. В каждой БВТ выделяется ряд критических военных технологий, под которыми понимаются технологии, обеспечивающие решение принципиально новых военно-технических задач, существенный прирост тактико-технических характеристик ВВСТ или значительное снижение затрат на их эксплуатацию [8, 9].

В Постановлении Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8 (ред. от 6.02.2019) «Об утверждении государственной программы (ГП) Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» [10] подчеркивается, что основными целями государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в долгосрочной перспективе являются динамичное развитие его научно-технического, производственно-технологического, кадрового и интеллектуального потенциалов, наращивание и реализация конкурентных преимуществ. А в тексте ГП к числу приоритетных направлений формирования и реализации государственной политики в области развития ОПК отнесены «формирование научно-технического задела в сфере оборонно-промышленного комплекса и осуществление технологической модернизации организаций ОПК в целях повышения качества и конкурентоспособности промышленной продукции» [10]. Этим подчеркивается важность создания производственно-технологического задела (ПТЗ) как составной части оборонного НТЗ. Источником развития промышленных технологий служит внедрение новейших дости-

Рис. 1. Взаимосвязь приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечней критических технологий федерального и ведомственного уровней [Interrelation of the development of science, technology and techniques priority areas in the Russian Federation and lists of critical technologies at the federal and departmental levels]

жений науки в производство. Мощное оборудование, информационные средства, автоматизация производства, методы энергосбережения и энергоснабжения, способы утилизации отходов — от этих технологий напрямую зависит конкурентоспособность как ОПК в целом, так и отдельных отраслей и предприятий.

Приоритеты в создании оборонного ПТЗ определяются перечнем базовых и критических промышленных технологий. Публикации, в той или иной степени связанные с базовыми и критическими промышленными технологиями и формированием ПБКПТ [11-13], в основном, посвящены механизму отбора технологий и терминологии в данной предметной области. В частности, согласно [11], «критическими технологиями представляются связки новых и действующих технологий, требующих расширения производственных возможностей, которые направлены на производство и поставку приоритетной (для заказчика) продукции, обеспеченные необходимыми бюджетными ресурсами».

Основой формирования еще одной составной части оборонного НТЗ — научного задела (НЗ) для обеспечения создания ВВСТ является перечень приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства [1, 14, 15]. Перечень является нормативным документом, содержащим направления проведения научных исследований в государственной

программе вооружения (ГПВ) в рамках очередного программного периода в целях обеспечения создания перспективных образцов ВВСТ.

ПБКВТ, ПБКПТ и перечень ПН ФППИ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства являются элементами единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики (ВТП) Российской Федерации [16].

Взаимосвязь перечисленных документов показана на рис. 1.

Значение перечня ПН ФППИ при создании технологической основы ВВСТ нового поколения и его структура

В современных условиях достижение гарантированного обеспечения обороны страны и безопасности государства невозможно без активизации инновационных процессов, включающих внедрение передовых научных знаний, соответствующих мировому уровню и превосходящих его, при создании технологической основы ВВСТ нового поколения. Наибольший потенциал для решения этой задачи сосредоточен именно в сфере фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований, где зарождаются передовые технические и технологические идеи.

Непременным условием эффективного реагирования на вызовы потенциальных противников в военно-технической сфере является оперативное использование прорывных научных идей как ключевого элемента оборонного научного задела при создании перспективного, в том числе нетрадиционного, вооружения. Такие идеи, как правило, рождаются в результате выполнения фундаментальных и поисковых научных исследований. Поэтому современный этап развития ведущих мировых держав, в том числе России, характеризуется ориентацией на использование новых научных знаний при решении задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства. На принятие обосно-

ванных решений в рамках выполнения указанных задач оказывают большое влияние результаты научно-технического прогнозирования, под которым понимается выявление и предварительная оценка тенденций развития науки и техники, предвидение крупных научных и технических решений, способных оказать качественное и количественное влияние на научно-технологический и производственный потенциал страны. В этой связи важной задачей является правильный выбор приоритетов в проведении оборонных ФППИ.

В настоящее время эта задача решается посредством формирования перечня ПН ФППИ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства на 10-летний период, который, как было отмечено выше, является одним из элементов ЕСИД для программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики РФ.

До 2013 года перечень ПН ФППИ не имел статуса составной части ЕСИД. Содержание работ, выполнявшихся в ходе разработки и реализации ГПВ, а также порядок взаимодействия ФОИВ и организаций в этом процессе определялись Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 № 549 «Правила разработки и выполнения государственных программ вооружения» [17]. На основе этого документа была сформирована ГПВ на 2011-2020 годы.

В целях обеспечения единой ВТП РФ впервые в новейшей истории России вопросы формирования и исполнения ГПВ были определены Указом Президента Российской Федерации от 2.07.2013 № 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения» [15, 18].

Работа по подготовке проекта этого документа в Минобороны России началась задолго до его подписания — в январе 2012 года. В это время практически всем было понятно, что созданный во времена Советского Союза научно-технического задел для перспективного вооружения

1. Информатика 6/76 6. Ядерная физика 4/38

2. Оптика и квантовая электроника 5/149 7. Энергетика 5/71

3. Механика, аэро-, газо-и гидродинамика 5/105 8. Специальная химия и материаловедение 5/99

4. Навигация и управление 5/104 9. Биология, биотехнология, медицина и экология 5/36

5. Радиофизика и радиоэлектроника 4/107 10. Геофизика, океанология и физика атмосферы 5/73

11. Военное строительство, экономика и образование

Количество научных поднаправлений

54/896

исчерпан, а финансирование по остаточному принципу научно-исследовательских работ в 90-е годы прошлого века и начале 2000-х годов позволило осуществить экспертизу и военно-техническую оценку лишь отдельных прорывных научно-технических достижений и сохранить небольшую часть научных коллективов, способных такие достижения воплощать в жизнь. Поэтому вполне логичным явилось предложение о включении в состав ЕСИД перечня ПН ФППИ.

Структурно Перечень состоит из научных направлений и поднаправ-лений (рис. 2). Каждое научное подна-правление детализируется приоритетными направлениями ФППИ.

Организационно-методический подход к формированию перечня ПН ФППИ

Организационно-методический подход к формированию Перечня будем рассматривать с точки зрения интересов обеспечения обороны страны и безопасности государства. В качестве исходных данных для формирования Перечня целесообразно использовать:

► военно-стратегические и оперативные исходные данные (в части тактико-технических требований к перспективным отечественным образцам ВВСТ);

► результаты анализа мировых тенденций развития ВВСТ (в части тактико-

Количество приоритетных направлений ФППИ

Рис. 2. Структура перечня ПН ФППИ на действующий программный период [Structure of the list of FPER priority areas for the current program period]

Рис. 3. Организационно-методический замысел формирования проекта перечня ПН ФППИ в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства [Organizational and methodological plan for the formation of the draft list of FPER priority areas in the interests of ensuring the defense of the country and the security of the state]

технических характеристик перспективных зарубежных образцов ВВСТ);

► прогноз развития науки и техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства (в части параметров развития науки);

► результаты анализа и оценки возможных угроз национальной безопасности Российской Федерации (в части перечня и параметров угроз безопасности РФ в военно-технической сфере).

Формирование перечня ПН ФППИ осуществляется на основе предложений от органов военного управления (ОВУ), научно-исследовательских организаций (НИО) и военно-учебных научных центров Минобороны России, ведущих институтов Российской академии наук (РАН), подведомственных Минобрнауки России, организаций ОПК, высшей школы, генеральных конструкторов по созданию ВВСТ, руководителей приоритетных технологических направлений, заинтересованных государственных заказчиков и органов, участвующих в создании оборонного НЗ и разработке перспективных ВВСТ.

На основе поступивших предложений формируется проект перечня

ПН ФППИ и представляется на рассмотрение научно-технического совета Военно-промышленной комиссии (ВПК) Российской Федерации, который организовывает его рассмотрение на предмет соответствия требованиям и рекомендациям, содержащимся в соответствующих нормативных правовых и руководящих документах. Участие в рассмотрении проекта Перечня принимают заинтересованные государственные заказчики, РАН, ОВУ, генеральные конструкторы по созданию ВВСТ, руководители приоритетных технологических направлений.

Далее согласованный проект перечня ПН ФППИ представляется в коллегию ВПК РФ. После одобрения коллегией ВПК РФ Перечень рассылается в двухнедельный срок заинтересованным ФОИВ, ОВУ и организациям, а также в РАН.

На рис. 3 представлен организационно-методический замысел формирования проекта Перечня, включающий пять основных этапов [18]:

► подготовка исходных данных для сбора предложений;

► сбор и предварительная экспертиза

(экспресс-оценка) поступивших предложений;

► проведение экспертизы предложений с привлечением представителей ОВУ, генеральных конструкторов по созданию ВВСТ, руководителей приоритетных технологических направлений, представителей РАН и др.;

► формирование проекта итогового документа;

► согласование проекта Перечня и представление его в коллегию ВПК РФ.

С методической точки зрения задача обоснования и формирования Перечня в общем виде формулируется следующим образом.

На этапе экспресс-оценки все поступившие в проект Перечня предложения оцениваются респондентами по критериям «новизна», «реализуемость», «потенциал применения в образцах ВВСТ» в соответствии с вербально-числовой шкалой, приведенной в табл. 1.

На основе полученных экспертных оценок для каждого предложения по ФППИ проверяется условие, при котором продолжается дальнейший анализ рассматриваемого предложения:

P (3,4) 3

< к ■ Q

'Pf >1 -k)Q ,

(!)

Рг(0) — число оценок «0», выставленных респондентами по какому-либо критерию, кроме критерия «реализуемость»;

Ri(0) — число оценок «0», выставленных респондентами по критерию «реализуемость»;

k е (0,1) — регулируемый коэффициент, определяющий минимально требуемый начальный рейтинг предложения по ФППИ для того, чтобы оно осталось в Перечне с целью дальнейшего рассмотрения (чем больше к, тем выше минимальное проходное значение для включения ФППИ без необходимости выполнения дополнительных корректировок; рекомендуемое значение для данного коэффициента — 0,5).

Далее проводится многокритериальный анализ оставшихся для дальнейшего рассмотрения предложений в проект перечня ПН ФППИ с целью оценки влияния г-го ФППИ на развитие перспективного ВВСТ с использованием расширенной вербально-число-вой шкалы.

Показатель оценки научно-технического влияния г-го ФППИ на развитие перспективного ВВСТ (ш) определяется на основе данных экспертных анкет в соответствии с критериями, приведенными в табл. 2 по следующей формуле:

Rí (0) >(1 - к)-£

где £ — общее число респондентов, выставивших экспертные оценки по г-му предложению ФППИ;

Рг(3, 4) — число оценок «3» или «4», выставленных респондентами по какому-либо критерию;

N

W

n=1

J,

X n

V j, =1

(2)

где — удельный вес n-u группы критериев;

П

j,

удельный вес j-го критерия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в n-u группе;

Таблица 1

Вербально-числовая шкала проведения экспресс-оценки предложений в проект перечня ПН ФППИ [Verbal-numerical scale of rapid evaluation of proposals in the draft list of FPER priority areas]

Наименование критерия Числовые оценки [Numerical estimates]

[Criterion] 0 1 2 3 4

Реализуемость Не реализуемо Не определена Частично реализуемо В основном реализуемо Полностью реализуемо

Новизна Новизна отсутствует Не определена Незначительная новизна Частично новое Абсолютно новое

Потенциал применения в ВВСТ Потенциал применения отсутствует Не определен Незначительный (применим к составным частям ВВСТ) Достаточный (реализуем в одном типе образцов ВВСТ) Значительный (реализуем в нескольких типах образцов ВВСТ)

— числовая оценка ФППИ по ]-му критерию в п-й группе. Значения критерия tyjr¡ е [1...3] выбираются по принципу «больше-лучше».

Значения коэффициентов вербаль-но-числовой шкалы для оценки параметров ФППИ, приведенных в табл. 2, могут уточняться организацией, ответственной за выполнение работ по экспертизе предложений для включения в проект Перечня.

Если в оценке г-го ФППИ принимает участие а количество респондентов, то значение итогового показателя (т) определяется по следующей формуле, с учетом коэффициентов компетентности экспертов [19, 20]:

а

/ q, =1

Ш: =

q, J4i

fq

Qi

TLU

q, =1

(3)

J

где т, — итоговый показатель оценки научно-технического влияния -го

ФППИ на развитие перспективного ВВСТ;

а — общее число респондентов, выставивших экспертные оценки по -му предложению ФППИ;

— оценка научно-технического влияния -го ФППИ на развитие перспективного ВВСТ, выставленная д-м респондентом;

— коэффициент компетентности д-го эксперта для оценки г-го ФППИ. Значение коэффициента может быть рассчитано с использованием методических подходов, изложенных в [3, 20, 21], или задано перед началом проведения экспертизы.

На заключительном этапе на основе данных, полученных с использованием выражений (2) и (3), делается вывод о целесообразности включения г-го ФППИ в проект перечня ПН ФППИ. Если значение т(т1) е (2.3], то предложение включается в Перечень, если значение тг(те [1.2), то предложение может быть включено после дора-

Таблица 2

Вербально-числовая шкала для оценки параметров ФППИ [Verbal-numerical scale for evaluation of FPER parameters]

[=" E= Z Наименование критерия [Criterion], ф' Т /п Удельный вес группы [Specific group weight], Удельный вес критерия в группе [Specific criterion weight in group], Числовая оценка критерия [Numerical criterion estimate], фп

I. Потенциал применения результатов ФППИ (л = 1)

1 Возможность использования результатов ФППИ в интересах нескольких ФОИВ 0,35 0,3 1...3

2 Масштабность возможного применения результатов ФППИ в интересах создания (развития) образцов ВВСТ 0,35 1...3

3 Масштабность междисциплинарного применения 0,15 1.3

4 Возможность двойного (военного и гражданского) применения результатов ФППИ 0,2 1.3

II. Потенциальная эффективность результатов ФППИ (л = 2)

5 Возможность повышения технических (тактико-технических) характеристик ВВСТ 0,40 0,5 1.3

6 Возможность решения новых ВТЗ 0,35 1.3

7 Уровень развития ФППИ по сравнению с мировым уровнем 0,15 1.3

III. Реализуемость результатов ФППИ (л = 3)

8 Достоверность идеи (концепции), положенной в основу результатов ФППИ 0,25 0,25 1.3

9 Новизна идеи (концепции) ФППИ 0,3 1.3

10 Обеспеченность научных организаций лабораторной, экспериментальной и испытательной базами для выполнения ФППИ 0,2 1.3

11 Кадровая обеспеченность организаций для проведения ФППИ 0,15 1.3

12 Потребное время на реализацию результатов ФППИ в образцах ВВСТ 0,1 1.3

ботки и проведения дополнительной экспертизы.

Предлагаемая совокупность процедур позволяет на основе экспресс-оценки сузить множество исходных предложений по ФППИ, провести доработку ряда предложений, обеспечить численную оценку оставшихся предложений на основе выбранной совокупности их значимых параметров и обосновать рациональный вариант Перечня.

Таким образом, предложенный организационно-методический подход позволяет из всей исходной совокупности предложений, поступивших от органов военного управления, научно-исследовательских организаций и военно-учебных научных центров Минобороны России, ведущих институтов РАН, организаций ОПК, высшей школы, генеральных конструкторов по созданию ВВСТ, руководителей приоритетных технологических направлений, заинтересованных государственных заказчиков, выбрать такое множество ФППИ, реализация которого обеспечит максимальное научно-техническое влияние на разработку перспективных, в том числе нетрадиционных, образцов ВВСТ.

Направления исследований, вошедшие в состав Перечня, являются основой при обосновании предложений в проект государственной программы вооружения в части ФППИ.

Потенциальные возможности расширения сферы применения перечня ПН ФППИ

Для обеспечения целей, задач и приоритетов военно-технической политики, а также координации деятельности ФОИВ и организаций по ее реализации одновременно с ГПВ разрабатывается (уточняется) и утверждается Президентом Российской Федерации ГП «Развитие ОПК». Как уже было отмечено, задача выбора приоритетов в проведении исследований по созданию элементов оборонного ПТЗ решается формированием ПБКПТ на 10-летний период, который является одним из элементов единой системы исходных данных для

Одним из основных инструментов государственной политики страны в области развития отечественной науки и технологий является также перечень критических технологий Российской Федерации

программно-целевого обеспечения реализации ВТП Российской Федерации применительно к данной государственной программе. В то же время аналог перечня ПН ФППИ применительно к сфере создания ПТЗ в составе ЕСИД отсутствует. В ГП «Развитие ОПК» выполняется подпрограмма, в рамках которой предусмотрено проведение поисковых научных исследований в интересах разработки промышленных технологий производства ВВСТ [22]. В этой связи было бы целесообразно использовать Перечень (например, в части научных поднаправлений и приоритетных направлений исследований в области энергетики и материаловедения) при формировании программных мероприятий данной подпрограммы.

Проведение ФППИ оборонной направленности в явном виде также предусмотрено в рамках подпрограммы «Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства» Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) [23]. Этим обосновывается перспективность использования Перечня и при ее формировании.

Программой деятельности Фонда перспективных исследований предусмотрены поиск, апробация и сопровождение инновационных научно-технических идей в области разработки и производства высокотехнологичной продукции военного, специального и двойного назначения. При форми-

ровании перечня проектов фонда, со- исследований и Российского научного

ответствующих данному направлению фонда, что также предполагает воз-

его деятельности, также может быть можность использования при плани-

востребован перечень приоритетных ровании соответствующих мероприя-

направлений ФППИ. тий перечня ПН ФППИ.

ФППИ, результаты которых бу- При этом положение об использо-

дут иметь перспективы двойного вании данного перечня при формиро-

(гражданского и военного) примене- вании мероприятий государственных

ния, могут выполняться в рамках ГП (помимо ГПВ) программ, состава про-

«Научно-технологическое развитие ектов и грантов научных фондов долж-

Статья поступила Российской Федерации», по грантам но быть закреплено в соответствующих

в редакцию 10.10.2021 Российского фонда фундаментальных нормативных документах. ■

Список литературы

1. Корчак В.Ю. Создание оборонного научного задела: система планирования и организации исследований // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 2.

2. Корчак В.Ю., Реулов Р.В., Стукалин С.В. Мониторинг и оценка научных и технологических достижений // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 5.

3. Борисенков И.Л., Корчак В.Ю., Помазан Ю.В., Тужиков Е.З. Роль фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в решении задач обороны страны и безопасности государства // Вестник Академии военных наук. — 2016. — № 4(57).

4. Корчак В.Ю., Макоско А.А. Роль фундаментальной науки в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 9-10.

5. Указ Президента Российской Федерации от 7.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (с изм. и доп.); https://base.garant.ru/55171684/.

6. Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»; http://science.stu.ru/userfiles/files/.

7. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.2015 № 623 «О Национальном центре развития технологий и базовых элементов робототехники»; http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201512160011?index=2&rangeSize=1.

8. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века. — Тверь: КУПОЛ, 2009.

9. Война и мир в терминах и определениях. Военно-технический словарь. Книга вторая. Нормативно-правовая основа и официальная военно-техническая и военно-экономическая терминология / под общ. ред. Д.О. Рогозина. — М.: Вече; Оружие и технологии, 2017.

10. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (с изм. и доп.); https://base.garant.ru/71405638/.

11. Разумовский В.А. О содержании критических промышленных технологий // Оборонный комплекс — научно-техническому прогрессу России. — 2017. — № 1(133).

12. Разумовский В.А. Критические промышленные технологии: механизм отбора // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. — 2017. — № 3.

13. Плохих Ю.В., Храпова Е.В., Кулик Н.А., Чижик В.П., Харина Л.И. Промышленные технологии и инновации: учебное пособие. — Омск: ОмГТУ, 2017.

14. Корчак В.Ю., Кравченко А.Ю., Смирнов С.С., Реулов Р.В. Программно-целевое планирование развития базовых военных технологий на современном этапе // Вооружение и экономика. — 2017. — № 4(41).

15. Борисенков И.Л., Корчак В.Ю., Котелюк Л.А., Помазан Ю.В., Тужиков Е.З. Оборонный научный задел: этапы развития, проблемы планирования и организации исследований / под общ. ред. В.Ю. Корчака. — Тверь: Центрпрограммсистем, 2019.

16. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность сложных человеко-машинных систем / под общ. ред. В.А. Баришпольца. — М.: Знание, 2021.

17. Буренок В.М. Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации // Вооружение и экономика. — 2012. — № 4(20).

18. Реулов Р.В., Стукалин С.В., Пронин А.Ю. Организационно-методический подход к формированию Перечня приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны

и безопасности государства на период до 2033 года // Вооружение и экономика. — 2021. — № 3(57).

19. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование. Часть 2. Экспертные оценки. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.

20. Семенов С.С., Воронов Е.М. и др. Методы принятия решений в задачах оценки качества и технического уровня сложных технических систем / под ред. д-ра техн. наук, проф. Е.Я. Рубиновича. — М.: ЛЕНАНД, 2016.

21. Князев А.В., Тихомирова А.Н. и др. Групповая экспертиза инновационных проектов с использованием байесовского подхода // Экономика и математические методы. — 2013. — Т. 49. — № 2.

22. Зацепин В. Особенности новой государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса // Экономическое развитие России. — 2016. — Т. 23. — № 8.

23. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (20212030 годы); http://static.government.ru/media/files/ skz00DEvyF0IBtXobzPA3zTyC71cRA0i.pdf.

Kompetentnost / Competency (Russia) 9-10/2021 DCCCADrU E4

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-42-51 nCOCnnCn 51

Substantiation of Priorities for the Creation of Defense Scientific Reserve

V.Yu. Korchak1, Innovative Technology Center of the Scientific Policy Complex of N.E. Bauman Moscow State Technical University, Prof. Dr., Full Member of Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences (RARAS), korchak.v@mail.ru R.V. Reulov2, FSBI 46 Central Research Institute (FSBI 46 CRI) of the RF Defense Ministry, Assoc. Prof. Dr. S.V. Stukalin3, FSBI 46 CRI of the RF Defense Ministry, Assoc. Prof. Dr. A.Yu. Pronin4, FSBI 46 CRI of the RF Defense Ministry, Assoc. Prof. Dr.

1 Lead Analyst, Moscow, Russia

2 Head of Center, Moscow, Russia

3 Head of Department, Moscow, Russia

4 Deputy Head of Department, Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation: Korchak V.Yu., Reulov R.V., Stukalin S.V., Pronin A.Yu. Substantiation of Priorities for the Creation of Defense Scientific Reserve, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 9-10, pp. 42-51. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-42-51

key words

fundamental, predictive and exploratory research, priority areas, national defense, state security, unified source data system

The analysis of the main documents defining the priorities of scientific and technological development in the Russian Federation is carried out and their interrelation is shown. The organizational and methodological aspects of forming a list of priority areas of fundamental, predictive and exploratory research in the interests of national defense and state security are considered. This list is a normative document containing the key areas of scientific research in the state armament program. In order to respond effectively to the challenges of potential opponents, it is necessary to promptly use breakthrough scientific ideas, which, as a rule, are born as a result of fundamental and exploratory scientific research. In this regard, the correct choice of priorities in conducting defense FPER seems to us to be the most important task. The organizational and methodological approach developed by us allows us to select from the entire initial set of proposals those studies whose implementation will ensure the promising development.

References

1. Korchak V.Yu. Sozdanie oboronnogo nauchnogo zadela: sistema planirovaniya

i organizatsii issledovaniy [Defense scientific reserve creating: system for planning and organizing research], KoMpetentnost /Competency (Russia), 2021, no. 2, pp. 3-11.

2. Korchak V.Yu., Reulov R.V., Stukalin S.V. Monitoring i otsenka nauchnykh i tekhnologicheskikh dostizheniy [Monitoring and evaluation of scientific and technological achievements], KoMpetentnost'/Competency (Russia), 2021, no. 5, pp. 6-15.

3. Borisenkov I.L., Korchak V.Yu., Pomazan Yu.V., Tuzhikov E.Z. Rol' fundamental'nykh, prognoznykh i poiskovykh issledovaniy v reshenii zadach oborony strany i bezopasnosti gosurarstva [The role of fundamental, predictive and exploratory research in solving the tasks of national defense and state security], Bulletin of the Academy of Military Sciences, 2016, no. 4(57), pp 18-26.

4. Korchak V.Yu., Makosko A.A. Rol' fundamental'noy nauki v obespechenii oborony i bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [The Role of fundamental science in ensuring the Russian Federation defense and security], KoMpetentnost / Competency (Russia), 2019, no. 9-10, pp. 56-63.

5. RF President Decree of 7.07.2011 N 899 On approval of priority directions for the development of science, technology and technology in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation (with amend. and add.); https://base.garant.ru/55171684/.

6. Explanatory Note to the Draft RF President Decree of 07.07.2011 N 899 On approval of priority directions for the development of science, technology

and technology in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation; http://science.stu.ru/userfiles/files/.

7. RF President Decree of 16.12.2015 N 623 On the National center for the development of technologies and basic elements of robotics; http://publication. pravo.gov.ru/Document/View /0001201512160011?index=2&rangeSize=1.

8. Burenok V.M., Ivlev A.A., Korchak V.Yu. Razvitie voennykh tekhnologiy XXI veka: problemy, planirovanie, realizatsiya [Development of military technologies of the XXI century: problems, planning, implementation], Tver', DOME, 2009, 624 P.

9. War and peace in terms and definitions. Military-technical dictionary. Book two. Normative-legal basis and official military-technical and military-economic terminology / general ed. of D.O. Rogozin, Moscow, Veche; Weapons and Technologies, 2017, 272 P.

10. RF Government Order of 16.05.2016 N 425-8 On approval of the Russian Federation state program Development of the military-industrial complex (with amend. and add.); https://base.garant.ru/71405638/.

11. Razumovskiy V.A. O soderzhanii kriticheskikh promyshlennykh tekhnologiy [On content of critical industrial technologies], Defense Complex — Scientific and Technical Progress of Russia, 2017, no. 1(133), pp. 62-70.

12. Razumovskiy V.A. Kriticheskie promyshlennye tekhnologii: mekhanizm otbora [Critical industrial technologies: selection mechanism], Scientific Bulletin of the Military-industrial Complex of Russia, 2017, no. 3, pp. 81-92.

13. Plokhikh Yu.V., Khrapova E.V., Kulik N.A., Chizhik V.P., Kharina L.I. Promyshlennye tekhnologii i innovatsii [Industrial technologies and innovation], Omsk, OmSTU, 2017, 140 P.

14. Korchak V.Yu., Kravchenko A.Yu., Smirnov S.S., Reulov R.V. Programmno-tselevoe planirovanie razvitiya bazovykh voennykh tekhnologiy na sovremennom etape [Program-targeted planning of the development of basic military technologies at the present stage], Armament and Economics, 2017, no. 4(41).

15. Borisenkov I.L., Korchak V.Yu., Kotelyuk L.A., Pomazan Yu.V., Tuzhikov E.Z. Oboronnyy nauchnyy zadel: etapy razvitiya, problemy planirovaniya i organizatsii issledovaniy [Defense scientific reserve: stages of development, problems of planning and organization of research], general ed. by V.Yu. Korchak, Tver', Centerprogramsystem, 2019.

16. Security of Russia. Legal, socio-economic, scientific and technical aspects. Safety of complex human-machine systems, general ed. by V.A. Barishpol'ts, Moscow, Knowledge, 2021, 432 P.

17. Burenok V.M. Evolyutsiya i perspektivy programmno-tselevogo planirovaniya razvitiya sistemy vooruzheniy Rossiyskoy Federatsii [Evolution and prospects

of program-targeted planning of the Russian Federation armament system development], Armament and Economics, 2012, no. 4(20), pp. 6-19.

18. Reulov R.V., Stukalin S.V., Pronin A.Yu. Organizatsionno-metodicheskiy podkhod k formirovaniyu Perechnya prioritetnykh napravleniy fundamental'nykh, prognoznykh

i poiskovykh issledovaniy v interesakh obespecheniya oborony strany i bezopasnosti gosudarstva na period do 2033 goda [Organizational and methodological approach to the formation of a List of priority areas of fundamental, predictive and exploratory research in the interests of national defense and state security for the period up to 2033], Armament and Economics, 2021, no. 3(57), pp. 26-34.

19. Orlov A.I. Organizatsionno-ekonomicheskoe modelirovanie [Organizational and economic modeling], Part 2. Expert evaluations, Moscow, N.E. Bauman MSTU, 2011, 486 P.

20. Semenov S.S., Voronov E.M. i dr. Metody prinyatiya resheniy v zadachakh otsenki kachestva i tekhnicheskogo urovnya slozhnykh tekhnicheskikh sistem [Methods of decision-making in the tasks of assessing the quality and technical level of complex technical systems], ed. by dr. prof. E.Ya. Rubinovich, Moscow, LENAND, 2016, 520 P.

21. Knyazev A.V., Tikhomirova A.N. i dr. Gruppovaya ekspertiza innovatsionnykh proektov s ispol'zovaniem bayesovskogo podkhoda [Group examination of innovative projects using the Bayesian approach], Economics and Mathematical Methods, 2013, vol. 49, no. 2. pp. 124-139.

22. Zatsepin V. Osobennosti novoy gosudarstvennoy programmy razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa [Features of the new state program for the development of the military-industrial complex], Economic Development of Russia, 2016, vol. 23, no. 8, pp. 75-78.

23. The program of fundamental scientific research in the Russian Federation for the long-term period (2021-2030); http://static.government.ru/media/files/ skzO0DEvyFOIBtXobzPA3zTyC71cRAOi.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.